Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Главы города
от 6 ноября 2002 г. N 997
Порядок разработки, согласования и утверждения
мероприятий по подготовке стоков абонентов к
сбросу в систему коммунальной канализации
г. Иваново
19 мая 2009 г.
1. Общие положения
Постановлением Главы администрации г. Иванова от 19 мая 2009 г. N 1150 в пункт 1.1 настоящего Порядка внесены изменения
1.1. В настоящем Порядке применяются следующие понятия:
"Абонент" - юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод.
К числу абонентов могут относиться также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом.
"Баланс водопотребления и водоотведения" - соотношение между фактически используемыми объемами воды из всех источников водоснабжения и фактически отводимыми объемами сточных вод за год.
"Водопотребление" - использование воды абонентом (субабонентом) на удовлетворение своих нужд.
"Водоотведение" - технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.
"Граница балансовой принадлежности" - линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации и сооружений на них между владельцами по признаку собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
"Заказчик" - юридическое лицо, имеющее намерение стать абонентом или субабонентом.
"Водопроводная сеть" - система трубопроводов и сооружений на них, предназначенных для водоснабжения.
"Канализационная сеть" - система трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод.
"Контрольный канализационный колодец" - колодец, предназначенный для учета и отбора проб сточных вод абонента, или последний колодец на канализационной сети абонента перед врезкой ее в систему коммунальной канализации.
"Контрольная проба" - проба сточных вод абонента (включая сточные воды субабонента), отобранная из контрольного канализационного колодца с целью определения состава сточных вод, отводимых в систему коммунальной канализации.
"Лабораторный контроль" - проведение анализов питьевой воды и сточных вод в соответствии с действующими санитарными правилами и другими нормативными документами.
"Локальные очистные сооружения" (ЛОС) - сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод абонента (субабонента) перед их сбросом (приемом) в систему коммунальной канализации.
"Нормативы водоотведения или нормативы сброса" - установленные органами местного самоуправления показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование.
"Паспорт водного хозяйства" - документ, отражающий установившиеся на объекте водные потоки, обосновывающий рациональное использование воды и сброс сточных вод на основании расчета и служащий для определения абоненту технически обоснованных лимитов водопотребления и водоотведения. Расчет производится по действующим нормативам для установленного технологического оборудования или процессов с учетом фактической продолжительности работы или количества произведенной продукции, действующих схем подачи и использования воды на основании технической документации, а также согласно нормативно-правовых документов.
"Водохозяйственный балансовый расчет" - расчет, обосновывающий потребность абонента в воде. Расчет производится по действующим нормативам для установленного технологического оборудования или процессов с учетом фактической продолжительности работы или количества произведенной продукции, действующих схем подачи и использования воды на основании технической документации, а также согласно нормативно-правовых документов. Водохозяйственный балансовый расчет действителен на период сохранения водного баланса, но не более одного года с момента согласования.
"Разрешительная документация" - разрешение на присоединение к системам водоснабжения (канализации), выдаваемое органами местного самоуправления по согласованию с городской службой Госсанэпиднадзора, и технические условия на присоединение, выдаваемые организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
"Сточные воды" - воды, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека (бытовые сточные воды) и абонентов после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения, пара от теплоснабжающих организаций), а также ливневые, талые и грунтовые воды, если они поступают в канализационную сеть.
"Состав сточных вод" - характеристика сточных вод, включающая перечень загрязняющих веществ и их концентрацию.
"Сверхнормативный сброс сточных вод" - сброс сточных вод и загрязняющих веществ, превышающий установленные нормативы водоотведения по объему и составу.
"Сверхлимитное водопотребление" - объем воды, потребляемый абонентом на хозяйственно-питьевые и производственные нужды сверх установленного лимита.
"Средство измерений (прибор)" - техническое средство, предназначенное для измерений, имеющее нормированные метрологические характеристики, воспроизводящее и (или) хранящее единицу физической величины, размер которой принимается неизменным (в пределах установленной погрешности) в течение определенного интервала времени, и разрешенное к использованию для коммерческого учета.
"Субабонент" - лицо, названное в понятии "абонент" настоящего порядка, получающее по договору с абонентом питьевую воду из водопроводных сетей и (или) сбрасывающее сточные воды в канализационные сети абонента организации водопроводно-канализационного хозяйства.
"Схема водопровода и канализации" - начертание границ, зданий и сооружений предприятия, сетей водопровода и канализации с привязкой к объектам и обязательным указанием расположения смотровых колодцев, вводов водопровода и канализационных выпусков, запорной арматуры и узлов учета, пожарных гидрантов, ливнеприемников, с обозначением диаметров и материала труб, длин пикетов. На схеме должны быть указаны соединительные линии с сетями городского водопровода и канализации (в том числе и ливневой) и (или) других организаций, с водными объектами, а также границы балансовой принадлежности сетей, сооружения и их присоединений.
"Узел учета потребляемой питьевой воды и сбрасываемых сточных вод (узел учета)" - совокупность приборов и устройств, обеспечивающих учет количества потребляемой (получаемой) питьевой воды и сбрасываемых (принимаемых) сточных вод.
"Централизованная система коммунальной канализации" - комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для сбора, очистки и отведения сточных вод в водные объекты и обработки осадков сточных вод.
1.2. Централизованные системы коммунальной канализации, являющиеся важными объектами жизнеобеспечения города, предназначены для приема от населения сточных вод и их очистки. Сброс абонентами в систему коммунальной канализации производственных сточных вод может быть разрешен при наличии технической возможности этой системы и установлении для абонентов нормативов сточных вод.
1.3. Нормативы водоотведения или нормативы сброса - это установленные органами местного самоуправления показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование.
1.4. Нормативы водоотведения устанавливаются в целях:
- обеспечения безаварийной работы сооружений и систем канализации города (предотвращения заиливания, зажиривания, закупорки трубопроводов, агрессивного влияния на материал труб, колодцев, нарушения технологического режима очистки), а также их защиты от вредного воздействия загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах;
- обеспечения безопасной эксплуатации сетей и сооружений канализации, охраны жизни и здоровья населения и обслуживающего персонала организаций водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ);
- планомерной реализации мероприятий по сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ по каждому абонентскому присоединению к системе коммунальной канализации города;
- рационального использования и охраны водных объектов от загрязнения.
1.5. Нормативы водоотведения разрабатывает унитарное муниципальное предприятие водопровода, канализации и гидротехнических сооружений "Водоканал" (далее - УМП "Водоканал") и утверждает Глава города Иванова.
1.6. Сточные воды, допускаемые к приему в систему коммунальной канализации города, должны по объему и качеству соответствовать установленным нормативам водоотведения.
1.7. Мероприятия по подготовке абонентом стоков к сбросу в систему коммунальной канализации города должны включать три основных раздела:
- снижение объема сточных вод;
- приведение концентраций загрязняющих веществ в сточных водах до нормативов, утвержденных Главой города, и постоянный контроль за содержанием загрязняющих веществ в сточных водах;
- всесторонний учет средствами измерения фактических объемов сбрасываемых сточных вод.
1.8. Для снижения объема сбрасываемых сточных вод необходима полная инвентаризация всех водных потоков на объектах абонента, определение технологических процессов, в которых происходит нерациональное использование и сброс воды.
1.9. Для приведения концентраций загрязняющих веществ в сточных водах к утвержденным Главой города нормативам необходима предварительная очистка их (или их части) на локальных очистных сооружениях (ЛОС), а также систематический контроль за составом сточных вод путем выполнения контрольных анализов сточных вод, отбираемых в контрольных канализационных колодцах, а также контроль за работой ЛОС.
1.10. Учет количества сброшенных сточных вод должен производиться абонентами по показаниям средств измерений, внесенных в государственный реестр. Выполнение этих работ является одной из основных обязанностей абонента.
2. Лимит водоотведения
2.1. Лимит водоотведения - это установленный абоненту администрацией города предельный объем принимаемых (сбрасываемых) сточных вод на определенный период времени с учетом технической возможности системы коммунальной канализации города и рационального использования и сброса воды абонентом.
2.2. Лимитированию подлежат абоненты (кроме бюджетных учреждений) водоотведение которых превышает 5 тысяч куб. м в год, а также водоотведение которых менее 5 тысяч куб. м в год, но в сточных водах которых зафиксировано превышение нормативов водоотведения по составу, и внесенные, либо подлежащие внесению в перечень ежегодно утверждаемого постановлением Главы города о лимитах промышленного водопотребления из горводопровода и водоотведения в городскую канализацию (далее - постановление Главы города о лимитах). Данный перечень в течение года может корректироваться администрацией города по представлению УМП "Водоканал".
2.3. При наличии у абонента субабонентов (в соответствии с заключенными между абонентом и субабонентом договором), устанавливаемый абоненту лимит водоотведения включает как лимиты водоотведения субабонентов, так и фактические объемы сточных вод субабонентов для которых лимиты не установлены.
2.4. Основными целями лимитирования водоотведения являются:
- ликвидация перегрузки сетей и сооружений систем канализации за счет сокращения абонентами нерационального использования воды, необоснованного сброса сточных вод;
- сокращение эксплуатационных затрат на обслуживание систем канализации;
- обеспечение надежности, бесперебойной и длительной работы систем канализации.
2.5. При рациональном использовании абонентом (субабонентом) воды из всех источников водоснабжения в систему канализации не должны поступать следующие виды вод:
- утечки из-за неисправности водозаборной арматуры, нарушения технологических регламентов работы оборудования, приборов, производственных процессов;
сточные воды, пригодные к использованию в повторно-оборотных технологических циклах, в том числе с устройством очистных сооружений;
- сточные воды, которые могут быть исключены при переводе производственных технологий на маловодные и бессточные процессы;
- ливневые, талые, грунтовые.
2.6. Общий объем сточных вод (с учетом субабонентов), сбрасываемых абонентом в систему коммунальной канализации города, определяется как сумма использованной воды из всех источников водоснабжения (питьевого, артезианского, технического (или подземных и поверхностных водных объектов), горячего водоснабжения, пара от теплоснабжающих организаций и других), а также ливневые, талые и грунтовые воды, в случае их поступления в систему канализации абонента (субабонента), за вычетом объемов воды в составе выпускаемой продукции и сбрасываемой в ливневую канализацию или водные объекты.
При наличии соответствующих средств измерения общий объем сточных вод определяется по показаниям приборов.
Постановлением Главы администрации г. Иванова от 19 мая 2009 г. N 1150 в пункт 2.7 настоящего Порядка внесены изменения
2.7. С целью установления абонентам технически обоснованных лимитов водоотведения, абонент обязан в сроки, установленные настоящим Порядком, разработать, представить и согласовать с УМП "Водоканал" следующую техническую документацию на водоотведение:
- водохозяйственный балансовый расчет (приложение N 1 к настоящему приложению) для организаций, не имеющих паспорта водного хозяйства;
- акт разграничения балансовой принадлежности сетей;
- схемы водопроводных и канализационных сетей абонента;
- план мероприятий по сокращению нерационального использования воды, сброса сточных вод и загрязняющих веществ по установленной форме (приложение N 2 к настоящему приложению);
- план-график установки приборов учета для определения объемов сточных вод, сбрасываемых абонентом в систему коммунальной канализации города по установленной форме (приложение N 3 к настоящему приложению).
2.8. УМП "Водоканал" обязано в течение 30 дней согласовать представленные документы или письменно дать обоснованный отказ абоненту (заказчику).
Постановлением Главы администрации г. Иванова от 19 мая 2009 г. N 1150 пункт 2.9 настоящего Порядка изложен в новой редакции
2.9. УМП "Водоканал" вправе отклонить от согласования водохозяйственный балансовый расчет в следующих случаях:
представленные абонентом данные противоречат акту обследования водохозяйственной деятельности абонента, составленному работниками УМП "Водоканал";
отсутствуют подтверждающие представленный расчет документы;
расчеты выполнены неправильно.
2.10. УМП "Водоканал" обязано пересматривать и согласовывать с администрацией города квартальные лимиты в сторону уменьшения при невыполнении абонентами обязанностей, предусмотренных пунктом 2.4 настоящего Порядка. Согласованное с администрацией города решение об уменьшении лимита водопотребления и (или) водоотведения доводится УМП "Водоканал" до абонента письменно не позднее пяти дней с момента принятия решения.
2.11. С целью проведения мероприятий по рациональному использованию питьевой воды, сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ абонент обязан:
2.11.1. Исключен.
См. текст подпункта 2.11.1.
2.11.2. Абоненты (заказчики), внесенные в постановление Главы города о лимитах, обязаны в срок до 1 февраля 2003 г. разработать и согласовать с УМП "Водоканал" план мероприятий по сокращению нерационального использования воды, сброса сточных вод и загрязняющих веществ. При невыполнении абонентом указанной обязанности и продолжающемся нерациональном использовании воды и (или) сверхнормативном сбросе сточных вод и загрязняющих веществ, либо невыполнения в согласованные сроки планируемых мероприятий, абоненту ежеквартально (начиная с квартала следующего за тем, в котором было допущено нарушение) снижается на 10% установленный лимит водоотведения до выполнения данного условия.
2.11.3. Абоненты (заказчики), внесенные в постановление Главы города о лимитах, обязаны в срок до 1 декабря 2002 г. разработать и согласовать с УМП "Водоканал" план-график установки приборов учета для определения объемов сточных вод (с учетом сроков, приведенных в разделе 4 настоящего Порядка). При невыполнении абонентом обязанности по разработке и согласованию с УМП "Водоканал" плана-графика установки приборов учета сточных вод, лимит водоотведения абонента на следующий год уменьшается на 10% от учтенного УМП "Водоканал" объема водоотведения в предыдущем году, а в случае невыполнения в согласованные сроки действий по установке приборов, абоненту ежеквартально (начиная с квартала следующего за тем, в котором было допущено нарушение) снижается на 10% установленный лимит водоотведения до выполнения данного условия.
2.12. Общее уменьшение лимита водоотведения более чем на 20% за один квартал и более чем на 50% в год не допускается. При дальнейшем невыполнении абонентом обязанностей, указанных в пункте 2.7. настоящего Порядка, снижение лимитов водоотведения происходит до расхода сточных вод от хозбытовых нужд.
2.13. Абоненты (заказчики), увеличившие фактический объем сброса сточных вод, имеют право, в соответствии с постановлением Главы города о лимитах, обратиться в УМП "Водоканал" за корректировкой лимита водоотведения с представлением обосновывающих документов и расчетов (предварительно согласованных с УМП "Водоканал").
УМП "Водоканал" вправе отклонить просьбу о корректировке лимита на будущий год в случае, если абонент обратился после 1 декабря текущего года.
В случае нарушения абонентом обязанностей, предусмотренных пунктом 2.11 настоящего Порядка, абоненту не производится корректировка лимита, предусмотренная постановлением Главы города о лимитах.
2.14. Контроль за соблюдением абонентами (с учетом субабонентов) установленных лимитов водоотведения производится УМП "Водоканал" за расчетный период, установленный постановлением Главы города о лимитах.
2.15. Контроль за рациональным водоотведением субабонентов производит абонент.
3. Нормирование качества сточных вод
3.1. Нормирование качества сточных вод абонентов устанавливается исходя из условий:
- предотвращения загрязнения окружающей природной среды;
- обеспечение безаварийной и безопасной работы сетей и сооружений канализации;
- обеспечение установленных организациям ВКХ нормативов сброса загрязняющих веществ в водные объекты.
3.2. Нормирование качества сточных вод, отводимых абонентами в систему коммунальной канализации города, базируется на следующих основополагающих принципах:
- необходимости соблюдения на выпуске(ах) системы канализации города в водные объекты величин предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ (ПДК 3В) и общих свойств сточных вод, установленных специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда;
- учета фактических параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях канализации города (ОСК);
- учета требований к защите сетей и сооружений системы канализации, исходя из требований к регламенту их эксплуатации, а также обеспечения технологического режима очистки;
- учета фактического качества бытового стока абонентов, в собственности или оперативном управлении которых находится жилищный фонд;
-определения единых нормативных требований к качеству сточных вод, отводимых абонентами в систему канализации, дифференцированно:
для абонентов, в собственности или оперативном управлении которых находится жилищный фонд;
для прочих абонентов.
3.3. Допустимые концентрации загрязняющих веществ и общие свойства сточных вод при сбросе в систему коммунальной канализации города рассчитываются по методике, утвержденной приказом Госстроя Российской Федерации от 6 апреля 2001 г. N 75, и утверждаются Главой города.
3.4. Абонент обеспечивает соблюдение нормативов водоотведения (сброса) в сточных водах, сбрасываемых в систему коммунальной канализации города. Обязательства абонента об их соблюдении закрепляются в заключаемых договорах абонента с УМП "Водоканал".
Контроль за соблюдением абонентом условий договора осуществляет УМП "Водоканал".
3.5. В целях сохранения от разрушения и обеспечения стабильной работы системы коммунальной канализации города, снижения нагрузки на очистные сооружения города и улучшения качества сбрасываемых в реку Уводь сточных вод, руководителям предприятий всех форм собственности, сбрасывающих в систему коммунальной канализации г. Иванова сточные воды с превышением установленных нормативов по составу, разработать планы мероприятий по сокращению нерационального использования воды, сброса сточных вод и загрязняющих веществ с включением планов строительства и (или) реконструкции ЛОС с учетом следующего:
3.5.1. Проекты строительства и (или) реконструкции локальных очистных сооружений должны иметь положительное заключение государственной экологической экспертизы.
3.5.2. Проекты строительства и (или) реконструкции локальных очистных сооружений должны разрабатываться с учетом необходимости обеспечить состав сточных вод при сбросе в городскую систему канализации в соответствии с утвержденными нормативами.
3.5.3. Планы мероприятий по сокращению нерационального использования воды, сброса сточных вод и загрязняющих веществ, с включением планов строительства и (или) реконструкции ЛОС, должны быть согласованы с УМП "Водоканал".
3.6. Абонент обязан осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод, включая сточные воды субабонентов, и ежеквартально предоставлять в УМП "Водоканал" сведения о результатах такого контроля.
При наличии ЛОС необходимо осуществлять контроль за эффективностью их работы и ежеквартально предоставлять УМП "Водоканал" справки о количестве образовавшегося шлама и способе его утилизации.
4. Учет объемов сбрасываемых сточных вод
4.1. Количество сброшенных сточных вод определяется в соответствии с данными учета фактического сброса сточных вод по показаниям средств измерений. В соответствии с требованиями Гражданского Кодекса Российской Федерации (статья 539) и "Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167. (далее - Правила) абонент обязан обеспечивать учет сбрасываемых сточных вод.
4.2. С целью установления технически обоснованных лимитов водопотребления и водоотведения, для проведения мероприятий по сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ, а также для расчета фактических мощностей систем водоснабжения и канализации, абоненты обязаны в срок, указанный в пункте 2.4 настоящего Порядка, разработать, представить и согласовать с УМП "Водоканал" план-график установки приборов учета для определения объемов сточных вод, сбрасываемых абонентом в систему коммунальной канализации города по установленной форме (приложение N 3 к настоящему приложению) с учетом следующих требований:
4.2.1. Принимая во внимание, что приборы учета сточных вод требуют проведения большого объема работ, абоненты, внесенные в постановление Главы города о лимитах с общим годовым объемом сточных вод более 10 тысяч куб. м, а также абоненты, в канализационную сеть которых поступают ливневые, талые или грунтовые воды, с общим годовым объемом сточных вод более 5 тысяч куб. м, в срок до 1 декабря 2003 г. обязаны установить и ввести в эксплуатацию приборы учета сточных вод.
4.2.2. Абоненты, имеющие несколько выпусков в систему коммунальной канализации города, устанавливают приборы, начиная с того выпуска, по которому происходит сброс наибольшего объема сточных вод. При этом последний прибор учета должен быть установлен и принят УМП "Водоканал" не позднее 1 декабря 2003 г.
4.2.3. Выпуски, по которым сбрасываются малые объемы сточных вод (ниже предела обнаружения приборов учета), должны быть объединены.
4.3. Средства измерений и узлы учета должны удовлетворять требованиям раздела 4 ("Учет количества отпущенной (получаемой) питьевой воды и принятых (сброшенных) сточных вод") Правил, указанных в пункте 4.1 настоящего Порядка.
4.4. Средства измерения и узлы учета количества сточных вод должны быть оборудованы в сроки, указанные в плане-графике установки приборов учета для определения объемов сточных вод, сбрасываемых абонентом в систему коммунальной канализации города.
4.5. УМП "Водоканал" может заключить с абонентом соглашение, предусматривающее продление указанных в пункте 4.2.1 настоящего Порядка сроков установки средств измерения расхода сточных вод, при выполнении абонентом следующих условий:
4.5.1. На всех источниках водопотребления абонента должны быть установлены коммерческие средства учета и согласован с УМП "Водоканал" расчет поступления в канализационную сеть абонента ливневых, поверхностных и грунтовых вод.
4.5.2. Объемы сточных вод принимаются равными объемам воды, полученной абонентом и его субабонентами из всех источников водоснабжения (включая пар и горячее водоснабжение) и учтенными средствами измерений, а также объемам поступления в канализационную сеть абонента ливневых, поверхностных и грунтовых вод, определенными в соответствии с согласованными с УМП "Водоканал" расчетами, за исключением воды в составе выпускаемой продукции.*
4.5.3. Срок установки приборов учета сточных вод должен быть определен не позднее, чем за 2 месяца до окончания срока соглашения.
4.6. Соглашение между абонентом и УМП "Водоканал". предусматривающее продление сроков установки средств измерения расхода сточных вод, заключается на срок не более чем до 1 января 2005 г.
Соглашение может быть расторгнуто до истечения срока, на который оно заключалось, в случае нарушения его положений абонентом или УМП "Водоканалом.
Примечание: что должно быть подтверждено расчетами со ссылками на соответствующие нормативные документы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.