Закон Ивановской области от 16 сентября 1994 г. N 7-ОЗ
"О лесном кодексе Ивановской области"
14 июля 1998 г.
Глава Администрации Ивановской области |
А.Лаптев |
16 сентября 1994 г.
Принят
законом Ивановской области
от 16 сентября 1994 г. N 7-ОЗ
Лесной кодекс Ивановской области
14 июля 1998 г.
Лес - это совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.
Раздел I.
Статья 1. Задачи лесного законодательства Ивановской области
Законом от 14 июля 1998 г. N 49-ОЗ в часть первую статьи 1 настоящего Закона внесены изменения
Задачами лесного законодательства Ивановской области является регулирование отношений, возникающих при пользовании лесным фондом в Ивановской области (далее - лесные отношения), в целях обеспечения рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, удовлетворения потребностей в древесине, другой лесной продукции, усиления водоохранных, защитных, климаторегулирующих, санитарно-гигиенических и иных природных полезных свойств лесов, а также охрана прав государственных органов управления лесами, юридических и физических лиц, укрепление законности в области лесных отношений на территории Ивановской области.
Законом от 14 июля 1998 г. N 49-ОЗ абзац 2 статьи 1 настоящего Закона изложен в новой редакции
Лесные отношения в Ивановской области регулируются Лесным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Лесным кодексом и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Ивановской области, нормативными актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции.
Статья 2. Лесной фонд Ивановской области
Все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Ивановской области.
Лесной фонд Ивановской области состоит из:
- лесов федерального значения, относящихся к федеральной собственности органов управления лесами в лице Ивановского управления лесами Федеральной службы лесного хозяйства России;
- колхозных, совхозных, фермерских лесов, лесов акционерных обществ, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам, совхозам, фермерским хозяйствам, акционерным обществам в бессрочное или срочное пользование, а также в собственность.
В состав земель лесного фонда входят:
лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие);
нелесные земли (болота, дороги, просеки и другие).
В лесной фонд не входят:
защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения;
защитные насаждения на полосах отвода железных и автомобильных дорог и каналов;
деревья и группы деревьев, озеленительные насаждения в городах и других населенных пунктах, произрастающих на землях, не отнесенных к городским лесам;
деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках.
Законом от 14 июля 1998 г. N 49-ОЗ в абзац тринадцатый статьи 2 настоящего Закона внесены изменения
Создание указанных насаждений, уход за ними, охрана и использование регулируются действующим лесным законодательством Российской Федерации, настоящим лесным кодексом, правовыми актами Законодательного собрания Ивановской области и районных, городских, поселковых и сельских органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Лесной фонд находится в совместном ведении Российской Федерации и Ивановской области.
Владение, распоряжение и пользование лесным фондом Ивановской области осуществляется как в интересах всех граждан, проживающих на территории Ивановской области, так и в интересах всех народов Российской Федерации.
Отношения при пользовании лесным фондом, связанные с использованием и охраной вод, недр, растительного (за исключением лесов) и животного мира, атмосферного воздуха, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Статья 3. Компетенция Российской Федерации в сфере регулирования лесных отношений в Ивановской области
Ведению Российской Федерации в сфере регулирования лесных отношений подлежат:
1. Определение основных направлений государственной политики в области лесного хозяйства.
2. Распоряжение по согласованию с администрацией Ивановской области лесным фондом Российской Федерации.
3. Определение порядка организации и деятельности государственных органов управления лесным хозяйством.
4. Установление порядка отнесения лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, а также перевода их из одной группы лесов или категории защитности в другую.
5. Установление норм и правил пользования лесным фондом.
6. Утверждение по согласованию с администрацией Ивановской области ежегодной нормы заготовки древесины (далее - расчетной лесосеки).
7. Установление системы платежей за пользование лесным фондом, а также образование и использование государственного внебюджетного фонда воспроизводства, охраны и защиты лесов.
8. Определение порядка и условий передачи участков лесного фонда в аренду.
9. Утверждение правил отпуска древесины на корню, рубок леса, воспроизводства, охраны и защиты лесов.
10. Организация и координация научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ по ведению лесного хозяйства.
11. Осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов и установление порядка его проведения.
12. Организация ведения государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра, лесного мониторинга и лесоустройство.
13. Установление государственной статистической отчетности в области ведения лесного хозяйства.
14. Определение по согласованию с администрацией Ивановской области объемов заготовки и поставок древесины для государственных нужд.
15. Принятие в установленном порядке решений о приостановлении, ограничении, прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций при нарушении ими настоящего кодекса и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
Статья 4. Компетенция Законодательного собрания Ивановской области в сфере регулирования лесных отношений
Ведению Законодательного собрания Ивановской области в сфере регулирования лесных отношений подлежат:
1. Разработка и утверждение совместно с Российской Федерацией республиканских (региональных) программ по развитию лесного хозяйства.
2. Участие в разработке и совершенствовании лесного законодательства Российской Федерации и принятие правовых актов области.
3. Установление по согласованию с органами местного самоуправления принципов определения ставок лесных податей и арендной платы.
4. Утверждение порядка проведения лесных торгов и конкурсов.
Статья 5. Компетенция администрации Ивановской области в сфере регулирования лесных отношений
Ведению администрации Ивановской области в сфере регулирования лесных отношений подлежат:
1. Разработка совместно с Российской Федерацией республиканских (региональных) программ по развитию лесного хозяйства.
2. Распоряжение совместно с Российской Федерацией лесным фондом.
3. Организация ведения государственного лесного кадастра, мониторинга и государственного учета лесного фонда.
4. Участие совместно с Российской Федерацией в разработке федеральных программ по рациональному использованию лесного фонда, повышению его продуктивности, воспроизводству, охране и защите лесов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями и организация их выполнения.
5. Осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, принятие решений об ограничении, приостановлении и прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций, вредно воздействующей на леса.
6. Утверждение лимитов лесосечного фонда по районам и отдельным лесопользователям в пределах расчетной лесосеки в соответствии с рекомендациями органов управления лесным хозяйством, в том числе для обеспечения поставок древесины для государственных нужд, определяемых совместно Правительством Российской Федерации и органами власти (управления) Ивановской области.
7. Обеспечение населения необходимой информацией по вопросам охраны и защиты лесов.
8. Организация экологического воспитания, образования и просвещения.
Законом от 14 июля 1998 г. N 49-ОЗ настоящая статья дополнена пунктом 9
9. Иные полномочия, не отнесенные к компетенции Законодательного Собрания Ивановской области
Статья 6. Компетенция районных (городских) органов представительной власти в сфере регулирования лесных отношений
Ведению районных (городских) органов представительной власти в сфере регулирования лесных отношений подлежат:
1. Участие в разработке федеральных и региональных программ развития лесного хозяйства.
2. Согласование с соответствующими органами государственного управления области принципов определения ставок и размера арендной платы и размеров лесных податей за пользование лесным фондом.
3. Принятие совместно с владельцами лесного фонда решения о передаче в долгосрочное пользование (аренду) участков лесного фонда; при этом участие владельцев лесного фонда в принятии такого решения ограничивается определением условий, соответствующих установленным лесоводственным требованиям.
4. Контроль в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.
5. Определение формы выбора лесопользователя (прямые переговоры, лесные торги, конкурсы).
6. Ограничение, приостановление или прекращение права на пользование лесным фондом в установленном порядке.
7. Установление конкретных размеров ставок лесных податей, размеров арендной платы и предоставление льгот по платежам отдельным категориям лесопользователей, а также определение форм внесения лесных податей и арендной платы.
Статья 7. Компетенция районных (городских) администраций в сфере регулирования лесных отношений
Ведению районных (городских) администраций в сфере регулирования лесных отношений подлежат:
1. Учет лесного фонда.
2. Распределение утвержденного лимита лесосечного фонда по лесопользователям в соответствии с рекомендациями государственных органов управления лесным хозяйством, в том числе для обеспечения поставок древесины для государственных нужд.
3. Организация выполнения мероприятий по охране лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней.
4. Осуществление совместно со специально уполномоченными органами охраны окружающей природной среды контроля в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.
5. Принятие совместно с владельцами лесного фонда решения о предоставлении участков лесного фонда в краткосрочное пользование: при этом участие владельцев лесного фонда в принятии такого решения ограничивается определением условий, соответствующих установленным лесоводственным требованиям.
6. Организация и проведение с участием местных подразделений государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации лесных торгов и конкурсов по предоставлению лесного фонда в пользование.
7. Ограничение, приостановление или прекращение права на пользование лесным фондом в установленном порядке.
Статья 8. Государственное управление в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов Ивановской области
Государственное управление в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов на территории Ивановской области осуществляется администрацией области и Ивановским управлением лесами с его местными подразделениями - лесхозами и лесничествами.
В систему специально уполномоченных государственных органов управления лесным хозяйством Ивановской области входят Ивановское управление лесами и его местные подразделения - лесхозы, лесничества.
Ивановское управление лесами и его местные подразделения не могут осуществлять заготовку древесины в порядке рубок главного пользования лесом и вести ее переработку.
Деятельность Ивановского управления лесами регламентируется положением, утвержденным Федеральной службой лесного хозяйства России.
Статья 9. Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов на территории Ивановской области
Задачей государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов является обеспечение соблюдения всеми лесопользователями установленного порядка пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защиты лесов, правил государственного учета и отчетности, а также иных норм и правил, установленных лесным законодательством.
Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов возлагается на администрацию Ивановской области, Ивановское управление лесами и комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов в части контроля за экологическим состоянием лесов. Порядок осуществления государственными органами управления лесным хозяйством государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 10. Владение лесным фондом
Лесной фонд находится во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, крестьянских (фермерских) хозяйств, заповедников, национальных природных парков, учебных лесных и опытных лесных хозяйств, осуществляющих ведение лесного хозяйства.
Во владении колхозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза.
Статья 11. Функции владельцев лесного фонда
В функции владельцев лесного фонда по управлению лесным хозяйством входят:
1. Учет лесного фонда.
2. Предоставление участков лесного фонда на основании совместного с администрацией района решения в долгосрочное пользование (аренду) по согласованию с районным органом охраны окружающей природной среды.
3. Предоставление на основании совместного с районной (городской) администрацией решения о предоставлении участков лесного фонда в краткосрочное пользование.
4. Ежегодный отвод лесосек и выдача лесорубочных билетов (ордеров).
5. Обеспечение использования по целевому назначению земель лесного фонда, повышение их плодородия и охраны.
6. Воспроизводство и повышение продуктивности лесов, уход за ними, организация рационального пользования лесным фондом.
7. Проведение рубок промежуточного пользования, если нет иного исполнителя этих работ.
8. Противопожарное и санитарное обустройство территории лесного фонда, предупреждение, выявление и пресечение нарушений правил пожарной безопасности в лесах, профилактика и своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров, защита от вредителей и болезней и борьба с ними.
9. Контроль за проведением работ, выполняемых лесопользователями, пресечение нарушений норм и правил пользования лесным фондом, охоты и других пользований, а также производства в лесном фонде работ, не связанных с лесопользованием, незаконных порубок, уничтожения и повреждения деревьев и кустарников, молодняка и лесных культур, загрязнения леса химическими, радиоактивными веществами, сточными водами, коммунально-бытовыми и отбросами и прочих нарушений лесного законодательства.
10. Привлечение в соответствии с решениями органов местного самоуправления для ликвидации лесных пожаров специализированных служб, лесопользователей и населения.
11. Согласование с государственными органами охраны окружающей природной среды допустимой численности диких животных в лесном фонде и нормы их отстрела.
Раздел II. Организация лесного хозяйства
Статья 12. Основные требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства
Лесохозяйственные мероприятия и пользование лесным фондом должны осуществляться методами, не наносящими вреда окружающей природной среде, животному миру и здоровью человека.
Ведение лесного хозяйства должно обеспечивать:
сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраны здоровья человека;
многоцелевое, непрерывное, неистощительное пользование лесным фондом для удовлетворения потребностей народного хозяйства и граждан в древесине и другой лесной продукции;
воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, сбережение, охрану и защиту лесов;
рациональное использование земель лесного фонда;
повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, использования достижений науки, техники и передового опыта;
сохранение биологического разнообразия, объектов историко - культурного и природного наследия.
Статья 13. Отнесение лесного фонда к группам лесов и категориям защитности
В соответствии с народнохозяйственным и экологическим значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями производится отнесение лесного фонда к группам лесов и категориям защитности. Лесной фонд в Ивановской области относится к первой и второй группам лесов, а первая группа лесов - к категориям защитности.
Статья 14. Леса первой группы
К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно следующие функции и включающие в себя следующие категории защитности:
водоохранные - запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;
защитные - противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения, другие леса, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды;
санитарно-гигиенические и оздоровительные - городские леса, лесопарки, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения;
леса особо охраняемых территорий - особо ценные лесные массивы, леса, имеющие научное или историческое значение, памятники природы;
леса природно-заповедного фонда - национальные природные парки.
Статья 15. Леса второй группы
Ко второй группе относятся леса в районах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, имеющие средообразующие, защитные и ограниченные эксплуатационные функции, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения защитных функций которых требуется ограниченный режим пользования лесным фондом.
Статья 16. Лесопользование в защитных лесных насаждениях и другой древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд
В защитных лесных насаждениях и другой древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд, могут проводиться рубки ухода, санитарные и прочие рубки.
Проведение всех видов рубок независимо от форм собственности на защитные лесные насаждения и другую древесно-кустарниковую растительность, не входящие в лесной фонд, должно осуществляться по разрешению органов местного самоуправления. Отвод лесосек и выписка лесных билетов в таких случаях производятся лесхозами в порядке услуг, за плату.
Контроль за проведением рубок возлагается на Ивановское управление лесами.
Статья 17. Определение границ земель, занятых лесами каждой группы лесов и категории защитности
При отнесении лесного фонда к группам лесов и категориям защитности одновременно определяются границы земель каждой группы лесов и категории защитности.
В лесах всех групп могут быть выделены особо защитные участки леса с ограниченным режимом пользования лесным фондом (берегозащитные участки леса вдоль рек, озер и других водных объектов, приовражных и прибалочных склонов, опушки леса по границе с безлесными территориями, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и растений и другие).
Статья 18. Порядок отнесения лесного фонда к группам лесов и категориям защитности и выделение особо защитных участков леса
Отнесение лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, а также выделение особо защитных участков леса производится исходя из природоохранных, экологических и социальных функций лесов и их местоположения.
Отнесение лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, а также их перевод из одной группы лесов или категории защитности в другую производится на основании материалов лесоустройства в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Отнесение лесов, защитных полос вдоль железных дорог, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения, к городским лесам и лесопаркам, запретным полосам по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, к другим лесам, имеющим важное значение для защиты окружающей природной среды, если это отнесение не связано с переводом лесов из одной группы в другую, может производиться администрацией области в установленном порядке.
Особо защитные участки леса с ограниченным режимом лесопользования выделяются Ивановским управлением лесами на основании материалов лесоустройства или специальных обследований, согласованных с государственными органами охраны окружающей природной среды и утверждаются администрацией области. В зависимости от группы лесов и категории защитности Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения лесного хозяйства, пользования лесным фондом, а также порядок изъятия земель лесного фонда для государственных и общественных нужд.
См. Основные положения по выделению особо защитных участков леса, утвержденные приказом Рослесхоза от 30 декабря 1993 г. N 348
Статья 19. Порядок установления возрастов и оборотов рубок леса
Обоснование возрастов и оборотов рубок леса производится при лесоустройстве или специальными научными исследованиями.
Установление возрастов и оборотов рубок леса осуществляется государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.
Статья 20. Расчетная лесосека и порядок ее утверждения
Расчетная лесосека по рубкам главного пользования по каждому лесхозу, колхозу, совхозу, другому сельскохозяйственному формированию рассчитывается при лесоустройстве раздельно по хозяйствам в пределах групп лесов исходя из принципов непрерывности и неистощительности пользования лесным фондом.
В случаях, определяемых государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации, расчетная лесосека рассчитывается по каждому лесничеству.
Расчетная лесосека утверждается государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации по согласованию с администрацией Ивановской области и государственным органом охраны окружающей природной среды Российской Федерации.
Расчетная лесосека вводится в действие с 1 января года, следующего за годом окончания лесоустроительных работ.
В тех случаях, когда лесной фонд лесхоза расположен на территориях двух или нескольких административных районов, расчетная лесосека рассчитывается и утверждается по каждому району.
Расчетная лесосека по области определяется как сумма утвержденных в установленном порядке расчетных лесосек по лесхозам, колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным формированиям.
При изменении границ лесного фонда, возрастов рубок, групп лесов и категорий защитности и других изменениях, происшедших в лесном фонде, расчетная лесосека может переутверждаться в установленном порядке.
Статья 21. Порядок перевода лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом
Порядок перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется в исключительных случаях с разрешения Правительства Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом государственной власти.
При переводе лесных земель в нелесные лесопользователем вносится плата, устанавливаемая на основании кадастровой оценки изымаемого участка, которая направляется на счет для специальных поручений владельца лесного фонда для использования в целях лесовосстановления и охраны лесов.
См. справку о распоряжениях Правительства РФ по переводу лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользования лесным фондом
Статья 22. Порядок перевода лесных земель в нелесные в целях, связанных с ведением лесного хозяйства
Перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства, осуществляется с разрешения Ивановского управления лесами.
Статья 23. Порядок согласования проектов и мест строительства объектов, производства в лесах работ, не связанных с ведением лесного хозяйства
Места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, проекты строительства этих объектов, а также производство в лесах работ, не связанных с ведением лесного хозяйства, согласовываются с администрацией области, государственными органами управления лесным хозяйством, государственными органами охраны окружающей природной среды.
Раздел III. Пользование лесным фондом
Статья 24. Виды пользования лесным фондом
В лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесных пользований:
заготовка древесины;
заготовка живицы;
заготовка второстепенных лесных материалов (пней, луба, коры, бересты, пихтовой, сосновой и еловой лапки);
побочные лесные пользования (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, подстилки и опавшего листа, камыша, куги и рогоза и другие виды побочных лесных пользований);
пользование лесным фондом для ведения охотничьего хозяйства;
пользование лесным фондом в научно-исследовательских целях;
пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.
Статья 25. Сроки пользования лесным фондом
Участки лесного фонда могут предоставляться в краткосрочное пользование на срок до одного года или долгосрочное пользование (аренду) на срок до 50 лет. До истечения установленного срока долгосрочного пользования участком лесного фонда он может быть продлен по инициативе пользователя в установленном порядке.
Сроки производства работ указываются в лесорубочных билетах (ордерах) и лесных билетах. В целях сохранения природных ресурсов администрации районов могут устанавливать сроки начала сенокошения, сбора ягод, лекарственного растения и технического сырья, других видов побочного пользования лесом, а также сроки в период осенней и весенней распутицы, в которые заготовка и вывозка леса запрещается.
Статья 26. Лесопользователи
Лесопользователями в Ивановской области могут быть юридические лица, в том числе иностранные, и физические лица, обладающие правом на осуществление лесных пользований в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лесозаготовители обязаны знать и строго соблюдать лесное законодательство и технологию работ, в том числе и по восстановлению лесов в местах рубки.
Статья 27. Порядок предоставления участков лесного фонда в пользование
Участки лесного фонда предоставляются в пользование на основании прямых переговоров, лесных торгов или конкурсов. Форма выбора лесопользователя определяется районными и городскими представительными органами власти.
Лесные торги и конкурсы организует и проводит районная (городская) администрация с участием лесхозов.
Передача участков лесного фонда в пользование должна осуществляться гласно, с учетом защиты интересов местного населения.
Преимущественное право без проведения конкурсов и торгов на пользование лесным фондом предоставляется лесозаготовительным предприятиям, длительное время работающим на данной территории и имеющим производственные мощности по заготовке и переработке древесины, если они не изменили свой статус.
Участки лесного фонда предоставляются в пользование на основании специальных разрешительных документов: лицензии, лесорубочного билета (ордера), лесного билета. Предельные размеры участков лесного фонда, предоставляемых в пользование на территории Ивановской области, устанавливаются в следующих размерах: минимальные размеры участка - лесной квартал (ориентировочно 100 га); максимальные размеры участка - до 15 тыс. га, при этом участки должны располагаться единым массивом.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на долгосрочное пользование участками лесного фонда (аренду).
Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет являются документами, удостоверяющими право их владельцев на краткосрочное пользование участками лесного фонда и (или) лесными ресурсами.
Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет удостоверяют право их владельцев осуществлять только установленный в них вид пользования лесным фондом. При долгосрочном пользовании (аренде) лесорубочный билет (ордер) и лесной билет выдаются ежегодно владельцу лицензии на осуществление разрешенного вида пользования в конкретных объемах и месте работ.
Статья 28. Пребывание граждан в лесах
Граждане имеют право пребывать в лесах для отдыха, сбора в личное пользование дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых продуктов, лекарственно-технического сырья, участия в культурно - оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях.
Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломок и порубок деревьев и кустарников, повреждений лесных культур, засорения лесов, разорения муравейников, гнезд птиц и других нарушений.
Пребывание граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых продуктов и лекарственно-технического сырья могут быть ограничены в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, правовыми актами области, в интересах пожарной безопасности, ведения ореховопромыслового, лесоплодового или лесосеменного хозяйства, а в лесах заповедников, национальных природных парков и на других особо охраняемых территориях - в связи с установленным в них режимом лесопользования.
Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 г. N 122 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору и реализации сырья из дикорастущих лекарственных растений
Статья 29. Антимонопольные требования
Запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти, а также лесопользователей, направленные на:
ограничение вопреки условиям лесных торгов и конкурсов доступа к участию в них юридических лиц, в том числе иностранных, и физических лиц, желающих приобрести право на лесные пользования в соответствии с настоящими основами;
уклонение от выдачи разрешительных документов победителям на лесных торгах или конкурсах;
дискриминацию лесопользователей, создающих структуры, конкурирующие с предприятиями, занимающими доминирующее положение в лесопользовании;
дискриминацию лесопользователей в предоставлении доступа к объектам транспорта и инфраструктуры.
Статья 30. Аренда участков лесного фонда
Предоставление участков лесного фонда в долгосрочное пользование производится в форме аренды на основании совместного решения районной администрации и владельцев лесного фонда, в соответствии с положением об аренде участков лесного фонда в Российской Федерации.
Передача участков лесного фонда в аренду на основании лицензии производится лесхозами, а в лесах, находящихся во владении колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований - этими владельцами лесного фонда.
Субаренда участков лесного фонда запрещается.
Арендатор, осуществляющий заготовку древесины, имеет право на проведение всех видов рубок леса по главному и промежуточному пользованию. При этом арендатор обязан выполнять лесовосстановительные мероприятия.
Положение об аренде участков лесного фонда утверждается Правительством Российской Федерации.
Об аренде участков лесного фонда см. Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 марта 1998 г. N 345
Статья 31. Лицензия на пользование лесным фондом
Лицензия с прилагаемыми к ней соглашениями между владельцем лесного фонда и лесопользователем должна содержать:
описание границ участка лесного фонда;
виды, размеры и порядок лесных пользований;
сроки аренды;
обязанности лесопользователя и арендодателя по охране, защите и воспроизводству лесных ресурсов, условия и порядок финансирования лесохозяйственных мероприятий;
размер арендной платы и сроки ее внесения;
характеристику лесного фонда и требования к его состоянию по истечении срока лицензии;
объемы поставок на государственные нужды.
Лицензия может дополняться другими условиями пользования лесным фондом, не противоречащими настоящему кодексу.
Лицензия выдается лесхозом, а в лесах, находящихся во владении колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований, - крестьянских (фермерских) хозяйств - этими владельцами лесного фонда на основании совместного решения с органами местного самоуправления.
Статья 32. Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет
Лесорубочный билет является документом, дающим право его владельцу на проведение заготовки и вывозки древесины, живицы и второстепенных лесных материалов. В лесорубочном билете предусматриваются место нахождения участка лесного фонда, количественная и качественная характеристика отпускаемой древесины, живицы и второстепенных лесных материалов, их стоимость, сроки производства работ, условия и способы восстановления леса и очистки мест рубок. Лесорубочный билет выдается лесхозом, а также лесничеством, имеющим статус юридического лица.
Ордер на мелкий отпуск древесины на корню является документом, дающим право его владельцу на проведение заготовки и вывозки древесины и второстепенных лесных материалов. Ордер выдается лесничеством на основании данного ему лесорубочного билета. По ордеру без выписки лесорубочного билета может производиться отпуск древесины на корню мелкими партиями, в порядке уборки валежа, сухостоя и бурелома, а также второстепенных лесных материалов.
Лесной билет является документом, дающим право его владельцу на проведение побочных лесных пользований. В нем предусматриваются место, размеры, сроки пользования участками лесного фонда, условия проведения побочных лесных пользований и размер платежа за проведение побочных лесных пользований. Лесной билет на проведение побочных лесных пользований выдается лесничеством на один сезон.
Форма лесорубочного билета, форма ордера и форма лесного билета утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
О выписке лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетах см. Инструктивные указания, утвержденные Рослесхозом и Минсельхозпродом РФ 22 января 1998 г. NN ВШ-3-15/42,2-34/85
Статья 33. Права лесопользователей
Лесопользователи имеют право:
осуществлять пользование лесным фондом в пределах только тех объемов, сроков и видов пользования, которые указаны в разрешительных документах;
самостоятельно выбирать форму хозяйственной деятельности по пользованию лесным фондом;
строить дороги, а также возводить временные постройки и сооружения, связанные с пользованием лесным фондом.
Статья 34. Обязанности лесопользователей
Лесопользователи обязаны:
вести работы способами, не допускающими возникновения эрозии почв, исключающими или ограничивающими отрицательное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водоемов и других природных объектов;
соблюдать правила пожарной безопасности и осуществлять в местах проведения работ противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесных пожаров обеспечивать их тушение;
не оставлять недорубов (начатых рубкой лесосек) и заготовленной древесины в местах рубок и в лесу после истечения сроков ее заготовки и вывозки;
производить очистку лесосек от порубочных остатков;
приводить за свой счет участки лесного фонда, нарушенные ими в результате пользования лесным фондом, в состояние, пригодное для использования их по назначению и указанное в разрешительных документах;
проводить сдачу владельцам лесного фонда участков лесного фонда после окончания на них работ;
осуществлять лесовосстановительные мероприятия на вырубках или других площадях на условиях и в сроки, которые указаны в разрешительных документах. На вырубках и площадях, где в результате деятельности лесопользователей был уничтожен подрост или погиб лес, лесовосстановление проводится за их счет;
выполнять условия, установленные лицензией;
своевременно и в установленном размере вносить плату за пользование лесным фондом;
соблюдать санитарные правила, выполнять другие требования, установленные правилами, регулирующими порядок пользования лесным фондом, а также предписания должностных лиц государственных органов управления лесным хозяйством, государственных органов охраны окружающей природной среды, изданные в пределах их компетенции;
предоставлять в установленном порядке информацию по пользованию лесным фондом в органы, выдавшие разрешительные документы, и органы государственной статистики.
Статья 35. Защита и гарантии прав лесопользователей
Вмешательство в хозяйственную деятельность пользователей лесным фондом, связанную с использованием лесных ресурсов, не допускается, за исключением случаев нарушения лесопользователями лесного и природоохранного законодательства.
Нарушенные права лесопользователей подлежат восстановлению.Убытки#, причиненные лесопользователям нарушением их прав, подлежат возмещению. Споры о восстановлении нарушенных прав лесопользователей и о возмещении им убытков рассматриваются в суде или арбитражном суде.
Права лесопользователей могут быть ограничены в интересах других природопользователей, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим кодексом, другими законодательными актами Российской Федерации, правовыми актами области.
При изъятии для государственных и общественных нужд земель лесного фонда лесопользователю возмещаются в полном объеме все прямые убытки, связанные с этим изъятием.
Статья 36. Основания прекращения права пользования лесным фондом
Право пользования лесным фондом прекращается в случаях:
1) истечения установленного в разрешительных документах сроков пользования;
2) отказа лесопользователя от права на пользование участками лесного фонда;
3) возникновения предусмотренного в разрешительных документах условия, исключающего дальнейшее осуществление пользования предоставленными участками лесного фонда.
Право пользования лесным фондом может быть досрочно прекращено органом власти, принявшим решение о предоставлении лесного фонда в пользование по предложению государственных органов управления лесным хозяйством в случаях:
1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, проживающих в зоне ведения работ, связанных с пользованием лесным фондом;
2) систематических (более двух раз) нарушений лесопользователем установленных правил пользования лесным фондом, нанесших значительный вред лесному фонду;
3) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, военных действий и других);
4) если лесопользователь в течение установленного в разрешительном документе срока не приступил к пользованию участками лесного фонда в предусмотренных объемах;
5) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому участки лесного фонда были предоставлены в пользование;
6) систематического (более двух раз) невнесения платежей за пользование участками лесного фонда;
7) выдачи лесорубочного билета (ордера) и лесного билета с нарушением правил пользования лесным фондом;
8) возникновения и распространения пожара по вине лесопользователя;
9) невыполнения обязательств по восстановлению лесов в местах рубки.
Прекращение права пользования лесным фондом оформляется аннулированием лицензии, лесорубочного билета (ордера) или лесного билета владельцами лесного фонда или лесничествами, выдавшими эти разрешительные документы.
При несогласии лесопользователя с решением о прекращении его права пользования лесным фондом он может обжаловать его в суд или в арбитражный суд.
Статья 37. Порядок прекращения права пользования лесным фондом
В случаях, предусмотренных пунктом 3 части первой, пунктами 1, 3 и 7 части второй статьи 36 настоящего кодекса, пользование лесным фондом прекращается непосредственно после принятия соответствующим органом власти решения об этом с уведомлением лесопользователя в письменной форме.
В случаях, предусмотренных пунктами 4 и 6 части второй статьи 36 настоящего кодекса, решение о досрочном прекращении права пользования лесным фондом принимается органом власти, принявшим решение о предоставлении лесного фонда в пользование самостоятельно, а в случаях, предусмотренных пунктами 2, 8 и 9 части второй статьи 36 - соответствующим органом власти совместно с органом управления лесным хозяйством по истечении установленного лесопользователю в предписании срока для устранения допущенных им нарушений и при непринятии с его стороны мер по их устранению.
Статья 38. Основания приостановления и ограничения права пользования лесным фондом
Право пользования лесным фондом может быть приостановлено или ограничено органами, выдавшими разрешительный документ, в случаях:
нарушения лесопользователем условий, предусмотренных в разрешительном документе;
невнесения в установленный срок платежа за пользование участками лесного фонда.
Если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права пользования лесным фондом, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме.
В случае несогласия лесопользователя с решением о приостановлении или ограничении его права пользования лесным фондом он может обжаловать его в суд или в арбитражный суд.
Статья 39. Возмещение убытков лесопользователям и потерь лесохозяйственного производства
Возмещение убытков лесопользователям и потерь лесохозяйственного производства осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 40. Виды рубок леса при заготовке древесины
Заготовка древесины в лесах осуществляется в порядке рубок главного пользования, проводимых в перестойных и спелых древостоях.
Заготовка древесины также осуществляется в порядке рубок промежуточного пользования (рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки реконструкции, связанные с рубкой малоценных лесных насаждений, а также теряющих защитные, водоохранные и другие природоохранные функции) и прочих рубок (расчистка лесных площадей в связи со строительством гидроузлов, трубопроводов, дорог, а также при прокладке просек, создании противопожарных разрывов и для других подобных целей).
Статья 41. Способы и виды рубок в зависимости от групп лесов и категорий защитности
В лесах второй группы рубки главного пользования проводятся способами, направленными на восстановление лесов хозяйственно ценными древесными породами, на сохранение природоохранных функций этих лесов и позволяющими при этом вести их эффективную и рациональную эксплуатацию.
В лесах первой группы проводятся рубки главного пользования, направленные на улучшение состояния древостоев, усиление природоохранных функций этих лесов, а также на своевременное и рациональное использование запасов перестойных и спелых древостоев.
В лесах национальных природных парков, лесах, имеющих научное или историческое значение, памятниках природы, лесопарках, городских лесах, лесопарковых частях зеленых зон, в лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения, в особо ценных лесных массивах и запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, допускаются только рубки ухода за лесом, санитарные рубки, рубки реконструкции и прочие рубки (расчистка лесных площадей под контуры зданий и сооружений, в связи с прокладкой трубопроводов, дорог, просек, созданием противопожарных разрывов и для других подобных целей).
На особо защитных участках лесов может быть полностью или частично запрещено применение сплошнолесосечных рубок, а в необходимых случаях также применение других способов рубок главного пользования. Решение о запрещении рубок принимается администрацией области по предложению Ивановского управления лесами.
Статья 42. Порядок заготовки древесины
Заготовка древесины в порядке рубок главного и промежуточного пользования лесом осуществляется в соответствии с региональными правилами (наставлениями). Порядок составления и утверждения региональных правил (наставлений) устанавливается государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.
Порядок отвода и передачи лесосечного фонда лесопользователям, а также заготовки древесины устанавливается Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Статья 43. Определение размера заготовки древесины в порядке рубок главного пользования
Заготовка древесины в порядке рубок главного пользования осуществляется в пределах расчетной лесосеки по каждому владельцу лесного фонда. Заготовка древесины в размерах, превышающих расчетную лесосеку, запрещается.
Лесосечный фонд образуется из запасов перестойных и спелых древостоев, предназначенных для заготовки древесины в порядке рубок главного пользования. В пределах каждой группы лесов размер ежегодно выделяемого лесосечного фонда лесозаготовителям устанавливается в порядке, определенном настоящим кодексом.
Статья 44. Определение размера заготовки древесины в порядке рубок промежуточного пользования и прочих рубок
Размер заготовки древесины в порядке рубок промежуточного пользования лесом определяется по материалам лесоустройства исходя из установленных норм рубок ухода за лесом, санитарных рубок и рубок реконструкции, а размер заготовки древесины в порядке прочих рубок - в зависимости от объема работ по расчистке лесных участков под строительные объекты, прокладке просек и для других подобных целей.
Статья 45. Порядок заготовки живицы
Заготовка живицы производится в хвойных перестойных и спелых древостоях, которые после окончания установленного срока подсочки предназначаются для рубки. При недостатке перестойных и спелых насаждений допускается подсочка приспевающих древостоев, которые к сроку окончания подсочки достигнут возраста рубки и предназначаются для рубки.
Не допускается передача указанных в части первой настоящей статьи древостоев в подсочку без утвержденных в установленном порядке планов рубок леса и подсочки этих древостоев.
Правила подсочки этих древостоев, а также зоны их обязательной подсочки утверждаются государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.
Статья 46. Порядок пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных материалов, осуществления побочных лесных пользований
Лесной фонд предоставляется в пользование для заготовки второстепенных лесных материалов, осуществления побочных лесных пользований юридическими и физическими лицами в установленном настоящим кодексом порядке.
Правила пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных материалов, осуществления побочных лесных пользований утверждаются соответствующими органами государственной власти области.
Статья 47. Порядок пользования лесным фондом для ведения охотничьего хозяйства
Лесной фонд предоставляется в пользование для ведения охотничьего хозяйства специализированным охотничьим предприятиям, общественным охотничьим организациям, другим юридическим и физическим лицам. В этих целях им предоставляются в пользование участки лесного фонда в установленном настоящим кодексом порядке.
Пользование лесным фондом и лесохозяйственные мероприятия осуществляются при условии сохранения благоприятной среды обитания диких животных.
Пользователи участками лесного фонда для ведения охотничьего хозяйства несут ответственность за вред, причиненный лесному хозяйству охотничье-промысловыми животными в случае превышения их численности сверх установленных нормативом.
Заготовка древесины в лесах, являющихся средой обитания ценных видов животных, допускается только по согласованию с государственными органами охраны окружающей среды. Не допускается заготовка древесины, приводящая к уничтожению или деградации среды обитания редких и исчезающих видов животных.
Порядок и условия пользования лесным фондом для ведения охотничьего хозяйства устанавливаются правилами пользования лесом для ведения охотничьего хозяйства, утверждаемыми Законодательным собранием области.
Согласно письму Рослесхоза от 16 января 1998 г. N БФ-1-17-5/10 понятие "пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства" подразумевает использование участков лесного фонда в качестве охотничьих угодий
Статья 48. Порядок пользования лесным фондом в научно-исследовательских целях
Для проведения научно - исследовательских работ в лесном фонде предприятиям, учреждениям и организациям, в задачи которых согласно их уставам и положениям о них входит проведение указанных работ, владельцами лесного фонда могут предоставляться в пользование специальные участки лесного фонда.
На этих участках может быть ограничено или запрещено пользование лесным фондом иным юридическим, а также физическим лицам, если это не совместимо с целями проведения научно-исследовательских работ.
Порядок и условия пользования лесным фондом в научно-исследовательских целях определяются Законодательным собранием Ивановской области.
См. Основные положения о порядке пользования участками лесного фонда для научно-исследовательских целей, утвержденные письмом Рослесхоза от 12 января 1998 г. N МГ-1-17-9/2
Статья 49. Порядок пользования лесным фондом в культурно - оздоровительных, туристических и спортивных целях
В целях организации отдыха населения районная (городская) администрация, владельцы лесного фонда, а также лесопользователи по согласованию с указанными органами проводят в зеленых зонах и на других территориях, используемых для отдыха населения, мероприятия по благоустройству лесных участков и культурно-бытовому обслуживанию населения при условии сохранения лесной среды и природных ландшафтов, соблюдения архитектурной планировки пригородных зон, противопожарных и санитарных правил.
Порядок и условия пользования лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях регулируются правилами пользования лесом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях, утверждаемых Законодательным собранием области.
Статья 50. Пользование лесным фондом в лесах заповедников, национальных природных парков
В лесах заповедников, национальных природных парков запрещается пользование лесным фондом, несовместимое с их назначением.
Порядок пользования указанным лесным фондом определяется Правительством Российской Федерации.
См. Положение о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РСФСР от 18 декабря 1991 г. N 48
Статья 51. Особенности ведения лесного хозяйства, лесопользования в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований
Ведение лесного хозяйства и пользование лесным фондом в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований, крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляются с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса.
Передача лесного фонда колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований в пользование производится в первую очередь лесопользователям, осуществляющим заготовку древесины, другой продукции леса для обеспечения потребностей в них указанных владельцев лесного фонда.
Колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные формирования обязаны организовать ведение лесного хозяйства в лесном фонде, находящемся в их владении, через межхозяйственные лесхозы или по договорам с государственными органами управления лесным хозяйством в соответствии с настоящим кодексом, положением по ведению лесного хозяйства в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Государственный контроль за состоянием, воспроизводством, охраной и защитой лесов и использованием лесных ресурсов в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований осуществляется администрацией области, управлением лесами, комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов.
Законодательное собрание области по представлению управления лесами, согласованному с районной администрацией, может лишать колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные формирования права владения лесным фондом за систематические нарушения установленных норм и правил ведения лесного хозяйства и передавать указанный лесной фонд государственным органам управления лесным хозяйством. При этом передается также бюджетное финансирование, выделенное на ведение лесного хозяйства в передаваемых лесах.
Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет на пользование лесным фондом колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований выдаются органом (организацией), ведущим лесное хозяйство.
Раздел IV. Воспроизводство и повышение продуктивности
лесов. Охрана и защита лесов
Статья 52. Основные требования к повышению продуктивности и качества лесов
В целях повышения продуктивности и качества лесов осуществляется их воспроизводство и улучшение породного состава, создание и эффективное использование постоянной лесосеменной базы на селекционно-генетической основе, гидролесомелиорация, своевременное проведение уходов, рубок реконструкции и переформирования, сохранение естественного возобновления, в том числе молодняков березы I-II классов бонитета, и другие лесоводственные мероприятия.
Статья 53. Порядок восстановления лесов и лесоразведения
В целях рационального использования земель лесного фонда, обеспечения оптимальной лесистости и улучшения экологической обстановки на территории проводится восстановление лесов на лесных землях, а на других землях, предназначенных для создания лесов, осуществляется лесоразведение.
Лесоразведение осуществляется путем создания лесных насаждений на нелесных землях лесного фонда, а также на землях сельскохозяйственного и иного назначения.
Установление объемов, способов и методов работ по восстановлению лесов, определение восстанавливаемых древесных пород осуществляются владельцами лесного фонда по материалам лесоустройства с учетом изменений, происшедших в лесном фонде.
Восстановление лесов, заготовка лесных семян и выращивание посадочного материала осуществляются как владельцами лесного фонда, так и лесопользователями.
Лесопользователи обязаны проводить лесовосстановительные работы на вырубках способами и методами, указанными в разрешительном документе, своевременно передавать владельцу лесного фонда участки созданных лесных культур и другие облесенные площади.
См. Основные положения по лесовосстановлению и лесоразведению в лесном фонде РФ, утвержденные приказом Рослесхоза от 27 декабря 1993 г. N 344
Статья 54. Обязанности лесопользователей по соблюдению требований по сохранению благоприятных условий для восстановления лесов
Лесопользователи обязаны соблюдать требования по сохранению благоприятных условий для восстановления лесов. Эти требования должны учитываться при разработке новой техники для заготовки и трелевки древесины и других лесных ресурсов. Владельцы лесного фонда могут приостанавливать проводимые лесопользователями работы на предоставленных им в пользование участках лесного фонда, если проведение указанных работ отрицательно влияет на воспроизводство лесов, до устранения причин нарушения лесоводственных требований.
Лесопользователи обязаны применять при работах на предоставленных им в пользование участках лесного фонда только ту технику и те технологии, по которым в установленном порядке была проведена государственная экологическая экспертиза. Лесопользователи обязаны в установленные сроки передавать созданные ими площади лесных культур владельцам лесного фонда, или лесокультурные площади, пригодные для проведения лесовосстановительных работ в местах, где лесовосстановление осуществляется другими методами.
Статья 55. Обязанности владельцев лесного фонда по повышению продуктивности и качества лесов
В целях улучшения качественного состава лесов, повышения их продуктивности владельцы лесного фонда обязаны:
осуществлять уход за лесом, проводить работы по селекции, лесному семеноводству и сортоиспытанию наиболее ценных в хозяйственном отношении древесных пород, осуществлять мероприятия по повышению плодородия почв, предотвращению водной и ветровой эрозии почв, заболачивания, засоления и других процессов, ухудшающих состояние почв, а также иные мероприятия, направленные на улучшение породного состава, качества лесов, повышение их продуктивности и защитных свойств. При этом должны быть обеспечены сохранность и своевременное воспроизводство ценных древесных пород, повышение продуктивности и защитных свойств лесов;
принимать меры по наиболее полному и эффективному использованию земель лесного фонда путем восстановления и создания новых лесов и проведения гидролесомелиорации избыточно увлажненных земель.
Статья 56. Цели и задачи охраны и защиты лесов
Все леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других противоправных действий, причиняющих вред лесу, а также защите от вредителей и болезней.
Охрана и защита лесов осуществляется с учетом их биологических и региональных особенностей и включают комплекс организационных, правовых и других мер, направленных на рациональное использование лесного фонда, его сохранение от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных вредных воздействий.
Статья 57. Порядок осуществления мероприятий по охране и защите лесов
Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти обеспечивают через органы управления лесным хозяйством осуществление мероприятий по охране и защите лесов, борьбе с вредителями и болезнями леса и лесными пожарами, привлекают для их тушения население, противопожарную технику, транспортные средства и работников предприятий, учреждений и организаций, в необходимых случаях запрещают на период высокой пожарной опасности посещение населением лесов и въезд в нихтранс- портных# средств, а также проведение определенных видов работ на отдельных участках лесного фонда.
Охрана и защита от вредителей защитных лесных насаждений и другой древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд, возлагается на юридические и физические лица, ведающие указанными насаждениями.
См. общее положение об органе управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации, утвержденное приказом Рослесхоза от 15 апреля 1998 г. N 58
Статья 58. Охрана и защита лесных насаждений в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований, заповедников
В лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований, заповедников для охраны их от пожаров, самовольных порубок, защиты леса от вредителей и болезней создается ведомственная лесная охрана. Положение о ведомственной лесной охране утверждается центральным органом исполнительной власти Российской Федерации, в ведении которого находятся колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные формирования, заповедники, и государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.
Авиационная охрана указанных лесов осуществляется базами авиационной охраны лесов государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации по договорам с колхозами, совхозами, другими сельскохозяйственными формированиями и заповедниками.
Статья 59. Полномочия органов государственной власти по борьбе с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса
Соответствующие органы государственной власти области и органы власти районов в целях предотвращения возникновения лесных пожаров, борьбы с ними, а также с вредителями и болезнями леса:
ежегодно организуют разработку и выполнение предприятиями, учреждениями и организациями, на которые возложены охрана и защита лесов, и лесопользователями мероприятий по пожарной профилактике, противопожарному обустройству и подготовке указанных предприятий, учреждений и организаций к пожароопасному сезону;
ежегодно утверждают до начала пожароопасного сезона оперативные планы борьбы с лесными пожарами;
устанавливают порядок привлечения населения, работников колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований, рабочих и служащих, а также противопожарной техники, транспортных и других средств предприятий, учреждений и организаций для тушения лесных пожаров, обеспечивают лиц, привлеченных к этой работе, средствами передвижения, питанием и медицинской помощью;
предусматривают на периоды высокой пожарной опасности в лесах создание из привлекаемых сил и средств лесопожарных формирований и обеспечивают их готовность к немедленному выезду в случае возникновения лесного пожара;
оказывают содействие в строительстве и ремонте дорог противопожарного назначения, аэродромов и посадочных площадок для самолетов и вертолетов, используемых при выполнении работ по авиационной охране лесов, в обеспечении горючими и смазочными материалами лесопожарных формирований, а также выделяют на пожароопасный сезон в распоряжение государственных органов управления лесным хозяйством в качестве дежурного транспорта необходимое количество автомобилей, катеров и других транспортных средств с запасом горючего;
организуют широкое проведение противопожарной пропаганды, регулярное освещение в печати, по радио и телевидению вопросов сбережения лесов, соблюдения правил пожарной безопасности в лесах;
обеспечивают координацию всех мероприятий по борьбе с лесными пожарами на территории области, создавая в необходимых случаях специальные комиссии для этой цели;
обеспечивают проведение мер по борьбе с вредителями и болезнями леса.
О мероприятиях по противопожарной профилактике в лесах см. Рекомендации, утвержденные Рослесхозом 17 ноября 1997 г.
См. Санитарные правила в лесах Российской Федерации, утвержденные приказом) Рослесхоза от 15 января 1998 г. N 10,
Положение о защите лесов от вредителей и болезней леса, утвержденное Рослесхозом 19 марта 1998 г.
Статья 60. Обязанности предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов
Предприятия, учреждения и организации, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов, обязаны проводить согласованные с государственными органами управления лесным хозяйством, органами исполнительной власти области технологические, санитарные и другие мероприятия, направленные на воспроизводство, охрану и защиту лесов.
Статья 61. Государственная лесная охрана Российской Федерации
Государственная лесная охрана Российской Федерации организуется в системе государственных органов управления лесным хозяйством в целях осуществления мероприятий по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов.
Государственная лесная охрана наделяется правами по предупреждению и пресечению нарушений лесного законодательства.
Работники государственной лесной охраны имеют право налагать административные штрафы на должностных лиц и граждан за все виды нарушений лесного законодательства, предъявлять в суде и арбитражном суде иски о возмещении причиненного лесному хозяйству ущерба.
Работники государственной лесной охраны обеспечиваются форменным обмундированием и табельным оружием.
Работники государственной лесной охраны подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств государственного внебюджетного фонда воспроизводства, охраны и защиты лесов.
Перечень работников государственной лесной охраны утверждается государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.
Деятельность государственной лесной охраны регламентируется положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
См. Положение о государственной лесной охране Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27 июля 1998 г. N 850
Статья 62. Участие граждан и общественных объединений в сфере лесных отношений
Граждане и общественные объединения могут участвовать в деятельности по обеспечению рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Раздел V. Плата за пользование лесным фондом
Статья 63. Виды платежей
Пользование лесным фондом является платным, за исключением случаев, предусмотренных статьей 72 настоящего кодекса.
Система платежей за пользование лесным фондом включает в себя:
отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов;
лесные подати (плата за пользование лесным фондом);
арендную плату.
Статья 64. Отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов
Все лесопользователи производят отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов в размере 5 процентов от стоимости древесины собственной заготовки, реализованной, переработанной, а также израсходованной на собственные нужды, исчисленной по ценам реализации.
В случае реализации древесины за иностранную валюту отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов производятся в валюте.
Все эти отчисления относятся на себестоимость продукции лесопользователя и поступают в государственный внебюджетный фонд воспроизводства, охраны и защиты лесов.
Статья 65. Лесные подати
Лесные подати являются платой, взимаемой за:
древесину, отпускаемую на корню;
заготовку живицы, второстепенных лесных материалов, сенокошение, пастьбу скота, промысловую заготовку древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев и пасек и за другие виды побочных лесных пользований;
пользование лесным фондом для ведения охотничьего хозяйства;
пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.
В составе лесных податей взимается плата за землю лесного фонда.
См. Основные положения о порядке и условиях взимания лесных податей, утвержденное письмом Госналогслужбы РФ, Минфина РФ и Федеральной службы лесного хозяйства РФ от 14 декабря 1993 г. NN НП-4-02/199н, 148, 7
Статья 66. Ставки и размеры лесных податей. Порядок и условия взимания лесных податей
Лесопользователи, за исключением арендаторов, вносят лесные подати в форме разовых и (или) регулярных платежей в течение всего срока действия предоставленного права пользования лесным фондом.
Размеры лесных податей определяются по ставкам, устанавливаемым за единицу продукции, получаемой при пользовании лесным фондом, а по отдельным видам пользования лесным фондом - по гектарным ставкам эксплуатируемой площади лесного фонда.
Порядок и условия взимания лесных податей устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Принципы определения ставок и размеров лесных податей устанавливаются Законодательным собранием области, по согласованию с органами местного самоуправления.
Конкретные ставки и размеры лесных податей устанавливаются районными органами представительной власти.
Статья 67. Формы внесения лесных податей
Лесные подати могут вноситься в формах:
денежных платежей;
в натуральной форме с предоставлением части заготовленной или иной произведенной продукции;
выполнения работ или предоставления услуг.
Формы внесения лесных податей определяются представительными органами власти районов и оговариваются в разрешительном документе.
Статья 68. Арендная плата
За аренду участков лесного фонда вносится арендная плата.
Величина арендной платы зависит от количества и качества лесных ресурсов, местоположения участков лесного фонда.
Принципы определения размеров арендной платы за участок лесного фонда и сроки ее внесения устанавливаются Законодательным собранием области, по согласованию с органами местного самоуправления.
В составе арендной платы взимается плата за землю.
Конкретные размеры арендной платы устанавливаются районными администрациями либо определяются на лесных торгах.
Статья 69. Распределение платежей за пользование лесным фондом
Лесные подати и арендная плата поступают в бюджеты городов и районов, на территории которых производится лесопользование.
Часть этих средств по решению районных (городских) органов представительной власти может направляться на охрану и защиту лесов.
Законодательное собрание области по согласованию с местными органами представительной власти может устанавливать иной порядок зачисления и распределения лесных податей и арендной платы.
О порядке распределения платежей за пользование лесным фондом см. Закон Ивановской области от 23 марта 1995 г. N 6-ОЗ
Статья 70. Льготы по платежам за пользование лесным фондом
Районные органы представительной власти могут устанавливать льготы отдельным категориям лесопользователей вплоть до полного освобождения от лесных податей.
Раздел VI. Лесоустройство, государственный
лесной кадастр и государственный учет
лесного фонда. Лесной мониторинг
Статья 71. Лесоустройство
Лесоустройство включает систему мероприятий, направленных на обеспечение рационального ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, эффективного воспроизводства, охраны и защиты лесов, осуществление единой научно-технической политики в лесном хозяйстве.
При лесоустройстве осуществляются:
определение границ и внутрихозяйственная организация территории лесного фонда лесхоза, колхоза, совхоза, другого сельскохозяйственного формирования, заповедника;
выполнение топографо-геодезических работ и специального картографирования лесов;
инвентаризация лесного фонда с определением породного и возрастного состава насаждений, их состояния, а также качественных и количественных характеристик лесных ресурсов;
выявление участков лесного фонда, нуждающихся в проведении рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования, мероприятий, а также определение порядка и способов их проведения;
обоснование отнесения лесов к группам и категориям защитности и подготовка предложений по переводу из одной группы лесов или категории защитности в другую;
исчисление расчетных лесосек рубок главного пользования, размеров рубок промежуточного пользования;
определение объемов мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, охране лесов от пожаров, защите их от вредителей и болезней, а также объемов других лесохозяйственных работ;
определение размеров побочных лесных пользований и заготовки второстепенных лесных материалов, размеров пользования лесным фондом для ведения охотничьего хозяйства, в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях;
лесобиологические и другие обследования и изыскания;
авторский надзор за осуществлением разработанных при лесоустройстве проектов, а также иные лесоустроительные действия.
Статья 72. Проекты, составляемые по материалам лесоустройства
При лесоустройстве для владельцев лесного фонда составляются проекты, в которых дается комплексная оценка ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом за прошедший период, разрабатываются основные положения организации и развития лесного хозяйства. Указанные проекты и другие материалы лесоустройства после утверждения их государственными органами управления лесным хозяйством являются обязательными нормативно-техническими документами для ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, прогнозирования, перспективного и текущего планирования.
Статья 73. Система проведения лесоустройства
Лесоустройство на всей территории лесного фонда Российской Федерации проводится специализированными лесоустроительными организациями по единой для Российской Федерации системе в порядке, устанавливаемом государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.
Статья 74. Государственный лесной кадастр. Государственный учет лесного фонда
Государственный лесной кадастр и государственный учет лесного фонда ведутся для организации рационального пользования лесным фондом, воспроизводства, охраны и защиты лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечения органов исполнительной власти, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций и граждан сведениями о лесном фонде.
Данные государственного лесного кадастра и государственного учета лесного фонда подлежат публикации и печати.
Государственный лесной кадастр и государственный учет лесного фонда содержат систему сведений о правовом режиме лесного фонда, его количественном и качественном состоянии, делении на группы лесов и категории защитности, а также его экономическую оценку и другие данные, необходимые для ведения лесного хозяйства и оценки результатов хозяйственной деятельности в лесном фонде.
Государственный лесной кадастр и государственный учет лесного фонда ведутся государственными органами управления лесным хозяйством на основе материалов лесоустройства, инвентаризации и специальных обследований по единой для Российской Федерации системе, устанавливаемой государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.
См. инструкцию о порядке ведения государственного учета лесного фонда, утвержденную приказом Рослесхоза от 30 мая 1997 г. N 72
Статья 75. Лесной мониторинг
Лесной мониторинг представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях эффективного управления в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов и повышения их природоохранных функций. Структура, содержание и порядок осуществления лесного мониторинга устанавливаются совместно государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации и государственным органом охраны окружающей природной среды Российской Федерации.
Основные положения лесного мониторинга в России приняты постановлением коллегии Рослесхоза от 19 октября 1993 г.
Раздел VII. Разрешение лесных споров и ответственность
за нарушение лесного законодательства
Статья 76. Порядок разрешения лесных споров
Споры между предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами по вопросам, связанным с осуществлением лесных пользований, включая аренду участков лесного фонда и производство работ, разрешаются судом или арбитражным судом.
Статья 77. Ответственность за нарушение лесного законодательства
Купля, продажа, дарение, залог, самовольный обмен участков лесного фонда, а также самовольная переуступка права осуществления лесного пользования недействительны.
Физические, юридические лица, в том числе иностранные, виновные в совершении указанных действий, а также других нарушений лесного законодательства, несут уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Древесина и иная лесная продукция, заготовленные без соответствующих разрешительных документов, подлежат изъятию и передаче владельцам лесного фонда для реализации.
О порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства см. Инструкцию, утвержденную постановлением Госкомлесхоза СССР от 22 апреля 1986 г. N 1
Статья 78. Ответственность за самовольное занятие участков лесного фонда
Самовольно занятые участки лесного фонда возвращаются без возмещения виновным в самовольном занятии участков затрат, произведенных ими за время незаконного пользования участками, а также затрат по сносу незаконно возведенных зданий, строений и сооружений.
Статья 79. Ответственность за вред, причиненный лесному фонду
Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить ущерб за вред, причиненный ими лесному фонду, в размерах и порядке, устанавливаемых администрацией области.
Статья 80. Приостановление работ, представляющих опасность для состояния и воспроизводства лесов
В случае, если предприятия, учреждения, организации или граждане проводят работы, которые отрицательно влияют на состояние и воспроизводство лесов, и не обеспечивают при этом охрану лесов от пожаров, такие работы могут быть приостановлены или запрещены администрацией области по представлению государственных органов управления лесным хозяйством и государственных органов охраны окружающей природной среды до устранения причин, явившихся основанием для приостановления или запрещения работ.
Статья 81. Ответственность за уничтожение или повреждение защитных лесных насаждений и другой древесно - кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд
Лица, виновные в незаконном уничтожении или повреждении полезащитных лесных полос либо иных защитных или озеленительных древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в лесной фонд, несут ответственность, установленную законодательством, как за уничтожение или повреждение лесов особо охраняемых территорий.
Раздел VIII. Международные договоры
Статья 82. Международные договоры
В случаях, если международными договорами Российской Федерации, предметом которых является пользование лесным фондом, до принятия настоящего кодекса определены иные положения, чем установлены в нем, применяются положения международного договора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Ивановской области от 16 сентября 1994 г. N 7-ОЗ "О Лесном кодексе Ивановской области"
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в Сборнике нормативных документов, действующих на территории Ивановской области, сентябрь 1994 г., N 9 (180); в "Собрании законодательства Ивановской области" от 28 сентября 2001 г., N 18; от 30 декабря 2002 г., N 24 (210)
Законом Ивановской области от 9 декабря 2004 г. N 165-ОЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2005 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Ивановской области от 31 декабря 2002 г. N 105-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Ивановской области от 11 ноября 2002 г. N 76-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Ивановской области от 22 ноября 2001 г. N 77-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Ивановской области от 14 июля 1998 г. N 49-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона