Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Законодательного Собрания
Ивановской области
от 28.02.2002 N 70
Отчет о работе контрольно-счетной палаты
Ивановской области в 2001 г.
г. Иваново |
14 февраля 2002 г. |
I. Особенности организации деятельности
контрольно-счетной палаты Ивановской области в 2001 г.
2001-й год - четвертый год деятельности контрольно-счетной палаты Ивановской области (далее - КСП) и первый год работы Законодательного Собрания Ивановской области третьего созыва.
В связи с истечением срока полномочий Законодательного Собрания второго созыва и в соответствии с пунктом 22 статьи 41 Устава (Основного Закона) Ивановской области (в действующей редакции) и статьей 5 Закона Ивановской области "О контрольно-счетной палате" постановлениями Законодательного Собрания от 25.01.2001 NN 26, 27 и 28 на должности председателя, заместителя председателя и членов контрольно-счетной палаты Ивановской области назначены соответственно Огурцова Т.Г., Лавров С.Л., Дробот Л.А. и Чистякова Л.В. В период перевыборов Законодательного Собрания КСП продолжала свою деятельность.
Контрольно-счетная палата Ивановской области (далее - КСП) является органом Законодательного Собрания Ивановской области, созданным на основании статьи 43 Устава (Основного Закона) Ивановской области в целях осуществления контроля за исполнением областного бюджета, использованием средств внебюджетных и валютных фондов области.
Правовую основу деятельности контрольно-счетной палаты в 2001 году составляли Закон Ивановской области "О контрольно-счетной палате" от 20.11.97 N 31-ОЗ и Положение о контрольно-счетной палате, утвержденное постановлением Законодательного Собрания от 22.01.98 N 27 (в действующих редакциях).
В своей деятельности КСП руководствовалась Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации и другим действующим законодательством Российской Федерации, Бюджетным кодексом Ивановской области, законами и нормативными правовыми актами, принятыми органами государственной власти Ивановской области.
Одновременно с Бюджетным кодексом Российской Федерации в 2001 году на территории Ивановской области действовали ранее принятая часть I Бюджетного кодекса Ивановской области, а также части II и III, вступившие в силу с января 2001 года. На момент составления настоящего отчета Законодательное Собрание Ивановской области продолжает работу над IV и V частями Бюджетного кодекса Ивановской области, с принятием которых будет определена, в том числе, ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
Несмотря на вступление в силу Бюджетного кодекса РФ и Бюджетного кодекса Ивановской области, изменения в ранее принятый Закон Ивановской области "О контрольно-счетной палате" до настоящего времени не внесены, правовой статус КСП не приведен в соответствие с изменившимся законодательством и остался прежним.
Структура контрольно-счетной палаты и конкретные направления деятельности членов КСП, утвержденные постановлением Законодательного Собрания Ивановской области от 15.12.99 N 312 в соответствии со статьей 4 Закона Ивановской области "О контрольно-счетной палате" от 20.11.97 N 31-ОЗ, в течение 2001 года не изменялись. Штатная численность контрольно-счетной палаты в 2001 году составляла 7 единиц, закрепленных в составе инспекторских групп за тремя направлениями деятельности. Вакантные должности в течение 2001 года отсутствовали.
На момент составления настоящего отчета место должностей работников КСП в системе государственных должностей Ивановской области не определено.
Вопросы планирования деятельности контрольно-счетной палаты, рассмотрения отчетов и информационных сообщений, организации исполнения поручений Законодательного Собрания в 2001 году рассматривала коллегия контрольно-счетной палаты. Состав коллегии КСП, определенный постановлением Законодательного Собрания от 28.12.99 N 341 "О составе коллегии контрольно-счетной палаты", в течение 2001 года не изменялся. Депутаты Законодательного Собрания - представители комитетов принимали активное участие в заседаниях коллегии КСП.
Правовое обеспечение работы КСП осуществлялось в соответствии с распоряжением Председателя Законодательного Собрания от 30.06.99 N 138-р: юридическую помощь в подготовке проведения контрольных мероприятий и заседаний коллегии до 01.09.2001 осуществлял начальник государственно-правового отдела Законодательного Собрания Левченко В.Ю., в связи с реорганизацией с 01.09.2001 - начальник управления по правовым и кадровым вопросам Законодательного Собрания Живаева Л.В.
Методическую основу деятельности КСП составляли документы и материалы (методические разработки, бюллетени и иная информация) Счетной палаты РФ, получаемые в рамках Соглашения о сотрудничестве, заключенного между Законодательным Собранием и Счетной палатой РФ в соответствии с постановлением Законодательного Собрания от 26.06.98 N 226, а также документы и материалы, получаемые по подписке.
В 2001 году при проведении контрольных мероприятий использовались сведения, получаемые в рамках вновь заключенных Соглашений о сотрудничестве и обмене информацией с прокуратурой Ивановской области, управлением Федеральной службы налоговой полиции РФ по Ивановской области, управлением Министерства РФ по налогам и сборам по Ивановской области, управлением Федерального казначейства МФ РФ по Ивановской области, управлением внутренних дел по Ивановской области, управлением по борьбе с организованной преступностью МВД РФ по Ивановской области (постановления Законодательного Собрания Ивановской области от 24.02.2000 N 27, от 22.03.2001 N 102, от 26.04.2001 N 127).
В рамках Соглашений о сотрудничестве и обмене информацией с правоохранительными органами в течение 2001 года контрольно-счетной палатой направлялись материалы проверок как в порядке информации, так и для принятия мер в прокуратуру Ивановской области, в управление по борьбе с организованной преступностью МВД РФ по Ивановской области, в межрайонный отдел по борьбе с экономическими преступлениями УВД Ивановской области, а по проверке целевого и эффективного использования средств областного бюджета комитетом по культуре и искусству Администрации области за 2000 год - также в контрольное управление Центрального федерального округа (приложение N 6). В адрес управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по Ивановской области материалы проверок не направлялись. Обращая внимание на неудовлетворительные результаты совместной деятельности, выразившиеся в невозврате потерянных средств областного бюджета, отметим, что на момент составления настоящего отчета по большинству направленных материалов сведения о принятом правоохранительными органами решении в КСП отсутствуют.
В контрольно-счетную палату в 2001 году поступала информация в рамках исполнения следующих постановлений Законодательного Собрания: "О ежемесячной оперативной отчетности об исполнении консолидированного и областного бюджетов Ивановской области и областных внебюджетных фондов" от 03.03.98 N 69, "О ежемесячной информации о поступлении средств из федерального бюджета в Ивановскую область как субъект Российской Федерации" от 04.02.99 N 5 и "О ежемесячной отчетности о поступлении трансфертов в Ивановскую область и перечислении средств областного бюджета из фонда финансовой поддержки муниципальных образований в бюджеты муниципальных образований области" от 25.02.99 N 50. Ежемесячно от главного финансового управления Ивановской области поступал отчет об исполнении областного бюджета, консолидированного бюджета Ивановской области, периодически - отчетность о перечислении средств областного бюджета из фонда финансовой поддержки муниципальных образований в бюджеты муниципальных образований области, от УФК МФ РФ по Ивановской области - ежемесячная информация о поступлении средств из федерального бюджета в Ивановскую область как субъект Российской Федерации. От УМНС РФ по Ивановской области ежемесячно поступала информация по формам 1-НМ (о поступлении налоговых платежей в бюджетную систему РФ по Ивановской области) и 4-НМ (о задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему РФ и уплате налоговых санкций и пени), квартальные аналитические записки о поступлении налоговых платежей, 1 раз в полугодие - сведения по формам 1-УЧ (о работе по учету налогоплательщиков) и 5-НБН (о базе налогообложения по основным видам налогов).
В течение 2001 года периодически поступала информация о доходах и расходах внебюджетных фондов, формируемых на территории Ивановской области.
Вся поступившая информация проанализирована и использована при проведении контрольных мероприятий и подготовке заключений КСП.
Техническое и информационное обеспечение деятельности КСП осуществлялось аппаратом Законодательного Собрания в соответствии с распоряжением председателя Законодательного Собрания от 30.06.99 N 138-р: производилось материально-техническое снабжение (в том числе выделен компьютер), в работе КСП используется справочно-правовая система "КонсультантПлюс".
В рамках Соглашения о сотрудничестве со Счетной палатой РФ в части подготовки и повышения квалификации специалистов в январе 2001 года член контрольно-счетной палаты Ивановской области участвовал в работе семинара "Бюджетная система, бюджетный процесс и бюджетно-финансовый контроль в Российской Федерации", организованного Академией народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, г. Москва.
В своей деятельности в 2001 году КСП учитывала особенности исполнения областного бюджета на территории Ивановской области.
Согласно статье 45 Закона Ивановской области "Об областном бюджете на 2001 год" с 1 июля 2001 года исполнение областного бюджета предполагалось перевести на кассовое обслуживание управлением Федерального казначейства МФ РФ по Ивановской области. Проводились организационные мероприятия по реализации данной статьи, однако в течение 2001 года соблюдение всех этапов казначейского исполнения областного бюджета в Ивановской области отсутствовало.
Статьями 3, 5 Закона Ивановской области "Об областном бюджете на 2001 год" от 28.03.2001 N 9-ОЗ закреплены нормы Бюджетного кодекса РФ и Бюджетного кодекса Ивановской области, касающиеся отражения в составе доходов областного бюджета доходов бюджетных учреждений от платных услуг и от использования государственной собственности Ивановской области. При этом доходы бюджетных учреждений от платных услуг учитывались на отдельных счетах, а доходы от использования государственной собственности Ивановской области зачислялись в областной бюджет не в полном объеме - комитет по культуре и искусству, областная клиническая больница данные средства не перечисляли.
Особенностью 2001 года является также изменение статуса бывших целевых бюджетных фондов: экологического фонда и фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы. С 2001 года данные фонды расформированы. Внебюджетные территориальный дорожный фонд и фонд энергосбережения с 2001 года включены в состав областного бюджета в качестве целевых бюджетных фондов Ивановской области.
Впервые в 2001 году контрольно-счетной палатой Ивановской области предпринята попытка исполнения требований статей 277, 278 Бюджетного кодекса РФ и статьей 227, 228 Бюджетного кодекса Ивановской области - проведение внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета за 2000 год и подготовка заключения об исполнении областного бюджета за 2000 год (основные результаты внешней проверки более подробно изложены в разделе настоящего отчета "Основные результаты исполнения контрольных мероприятий в 2001 году").
II. Планирование деятельности
контрольно-счетной палаты в 2001 г.
В соответствии со статьей 10 Закона Ивановской области "О контрольно-счетной палате" предложения к плану работы КСП на 2001 год вносились комитетами Законодательного Собрания и были утверждены постановлением Законодательного Собрания Ивановской области "О предложениях к плану работы контрольно-счетной палаты Ивановской области на 2001 год" от 15.02.2001 N 45.
Квартальные планы работы КСП утверждены постановлениями Законодательного Собрания от 15.02.2001 N 44 (на январь - апрель 2001 года), от 26.04.2001 N 126 (на второй квартал 2001 года), от 28.06.2001 N 197 (на третий квартал 2001 года). На четвертый квартал план работы КСП не утверждался.
Впоследствии план работы КСП на 2001 год был уточнен и утвержден постановлением Законодательного Собрания "Об уточненном плане работы контрольно-счетной палаты Ивановской области на 2001 год" от 29.11.2001 N 347.
III. Основные результаты исполнения
контрольных мероприятий в 2001 г.
План работы контрольно-счетной палаты Ивановской области на 2001 год с учетом внесенных изменений выполнен.
Сводные показатели деятельности контрольно-счетной палаты Ивановской области в 2001 году представлены в приложении N 1 к настоящему отчету.
3.1. Подготовка заключений контрольно-счетной палаты
по проектам законов Ивановской области
В 2001 году в течение 4,5 месяца контрольно-счетной палатой Ивановской области проводилась значительная работа по подготовке заключения об исполнении областного бюджета за 2000 год, основанного на результатах внешней проверки исполнения областного бюджета. Все нарушения бюджетного законодательства, установленные в ходе внешней проверки, были отражены в тексте заключения и в приложениях к заключению. Заключение было рассмотрено на заседании коллегии КСП.
После представления заключения контрольно-счетной палаты Законодательным Собранием был рассмотрен отчет об исполнении областного бюджета за 2000 год. Пунктом 3 постановления Законодательного Собрания от 29.10.2001 N 363 "О Законе Ивановской области "Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за 2000 год" Главе Администрации (Губернатору) Ивановской области рекомендовано, основываясь на заключении КСП, "принять комплекс мер, обеспечивающих исполнение бюджетного законодательства Ивановской области".
Контрольно-счетной палатой Ивановской области подготовлены заключения по проектам законов Ивановской области "Об областном бюджете на 2001 год и "Об областном бюджете на 2002 год". Законодательным Собранием при принятии Законов Ивановской области "Об областном бюджете на 2001 год" и "Об областном бюджете на 2002 год" замечания и предложения КСП частично учтены.
В декабре 2001 года контрольно-счетной палатой подготовлено заключение по проекту закона Ивановской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Ивановской области "Об областном бюджете на 2001 год". Отмечено, что Закон "Об областном бюджете на 2001 год" в течение 2001 года подвергался изменениям 5 раз, в том числе в трех случаях изменения носили кардинальный характер, хотя основания для внесения столь существенных изменений отсутствовали. Последние изменения в областной бюджет внесены уже в декабре 2001 года (Закон Ивановской области от 28.12.2001 N 91-ОЗ), то есть практически по факту исполнения областного бюджета.
Как отмечено в заключении КСП, текст отдельных статей Закона "Об областном бюджете на 2001 год" изменен и сокращен без учета преемственности первоначально утвержденных показателей, что вызовет трудности при последующем контроле за ходом исполнения областного бюджета.
При подготовке заключения КСП по проекту закона Ивановской области "О Программе развития и государственной поддержки малого предпринимательства Ивановской области на 2001 - 2005 годы" учтены результаты проведенной ранее тематической документальной проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета Ивановским государственным фондом поддержки малого предпринимательства за 1998, 1999, 2000 годы. В заключении КСП отмечено, что представленным законопроектом не учтены требования статьи 80 Бюджетного кодекса РФ (отсутствие технико-экономического обоснования, проектно-сметной документации и невыполнение ряда других условий), что Программа не содержит порядок финансирования мероприятий за счет средств областного бюджета, отмечен формальный подход составителей программы к ее разработке.
Все подготовленные контрольно-счетной палатой Ивановской области заключения направлялись Председателю и в комитеты Законодательного Собрания Ивановской области. Заключение по отчету об исполнении областного бюджета за 2000 год, кроме того, направлено Главе Администрации Ивановской области, отдельным областным управлениям, комитетам, муниципальным образованиям Ивановской области.
3.2. Осуществление оперативного контроля
за исполнением областного бюджета в текущем году
По-прежнему не решен вопрос о более широком оперативном контроле за ходом исполнения областного бюджета. Учитывая возможность получения ежедневной информации о доходах и расходах при казначейском исполнении бюджета, следует решить вопрос о ее представлении в Законодательное Собрание в виде сводок (сведений), возможно, с еженедельной периодичностью.
Следует отметить, что установленная форма представления отчета об исполнении областного бюджета, консолидированного бюджета Ивановской области не позволяла провести подробный анализ исполнения бюджета по каждому виду доходов и расходов. Для решения данной проблемы необходимо ввести в практику новую форму отчетности с большей детализацией как доходов, так и расходов.
На основании данных, поступающих в КСП в соответствии с вышеназванными постановлениями Законодательного Собрания от 03.03.98 N 69, от 04.02.99 N 5 и от 25.02.99 N 50, ежеквартально составлялись аналитические справки о ходе исполнения областного бюджета. Установленные вышеназванными постановлениями формы отчетности также требуют доработки в связи с изменившимся законодательством.
Кроме того, назрела необходимость введения нового вида отчетности - по состоянию внутреннего долга Ивановской области и предоставленным гарантиям.
Наличие более совершенных форм отчетности позволит получить максимально полную и точную информацию о состоянии исполнения областного и консолидированного бюджетов, улучшить контроль за ходом исполнения бюджетов, своевременно установить и дать рекомендации по устранению отклонений от бюджетного процесса.
3.3. Проведение проверок по отдельным разделам
и статьям областного бюджета, бюджетов областных
внебюджетных фондов (по запросам Председателя
и комитетов Законодательного Собрания),
контроль за исполнением решений коллегии КСП
и предложений КСП по результатам контрольных мероприятий
В течение 2001 года членами контрольно-счетной палаты было проведено 8 проверок, которыми были представлены все три направления деятельности, утвержденные Положением о КСП. Кроме того, не закончены в 2001 году и перешли на 2002 год следующие контрольные мероприятия: тематическая проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета в государственном стационарном учреждении социального обслуживания Пучежский дом-интернат для престарелых и инвалидов за 9 месяцев 2001 года, проверка целевого использования средств, поступивших в областной бюджет в виде платы за пользование водными объектами за 2000 год.
Сведения о средствах областного бюджета и прочих средствах (средства бюджетных учреждений от приносящей доход деятельности, целевые средства, гуманитарная помощь, государственный внутренний долг), в отношении которых контрольно-счетной палатой Ивановской области в 2001 году осуществлены документальные проверки, приведены в приложении N 2.
Объем средств областного бюджета, которые были охвачены документальными проверками контрольно-счетной палаты, проведенными в 2001 году, включает в себя: за 1996 год - 2,4 млн. руб., за 1997 год - 3,5 млн. руб., за 1998 год - 6,5 млн. руб., за 1999 год - 91,2 млн. руб., за 2000 год - 1296,5 млн. руб., за 2001 год - 22,9 млн. руб.
Проведена внешняя проверка отчета об исполнении областного бюджета за 2000 год. Показатели, характеризующие ее проведение, приведены в приложении N 3 к настоящему отчету.
Решением коллегии КСП от 19 июня 2001 г. N 6/1 "О внешней проверке отчета об исполнении областного бюджета за 2000 год" утверждены: перечень контрольных мероприятий, проводимых в составе внешней проверки, программа камеральной проверки исполнения смет доходов и расходов главными распорядителями и получателями средств областного бюджета, методические рекомендации по проведению анализа предоставления и погашения бюджетных кредитов и ссуд и анализа представления обязательств по государственным гарантиям и их использования.
Ввиду малочисленности работников КСП внешняя проверка проводилась как документально (с выходом в проверяемые организации и проверкой первичных документов), так и камерально (по представленной отчетности). Внешняя проверка за 2000 год осуществлена по отношению к средствам областного бюджета в сумме 2086,1 тыс. руб., в том числе документально проверены расходы областного бюджета на сумму 89,1 тыс. руб. (4,3%), камерально - на сумму 1997,0 тыс. руб. (95,7%).
В ходе внешней проверки по запросам КСП главными распорядителями и получателями средств областного бюджета, за исключением прокуратуры Ивановской области и ООО "Бинвест" (по средствам областного бюджета), представлена финансовая отчетность за 2000 год. Полученная отчетность, систематизированная в 28 томов, проанализирована и учтена при подготовке заключения КСП по отчету об исполнении областного бюджета за 2000 год.
Содоклад председателя КСП по результатам внешней проверки исполнения областного бюджета за 2000 год, содержавший основные выводы по установленным нарушениям, слушался на заседании комитета по бюджету, финансовой и налоговой политике Законодательного Собрания. В нарушение статьи 229 Бюджетного кодекса Ивановской области заключение КСП по отчету об исполнении областного бюджета за 2000 год на заседании Законодательного Собрания Ивановской области не заслушивалось. Заключение опубликовано в сборнике "Законы Ивановской области и документы Законодательного Собрания" N 20 (79) от ноября 2001 года (часть III).
В 2001 году КСП осуществила документальную проверку главного распорядителя средств областного бюджета - комитета по культуре и искусству Администрации Ивановской области и всех подведомственных комитету получателей бюджетных средств за 2000 год в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. В ходе проверки установлены многочисленные факты несоблюдения норм и требований бюджетного законодательства.
Основные результаты проверок КСП, касавшихся вопросов использования государственной собственности и учета интересов Ивановской области, изложены в подразделе настоящего отчета "Вопросы использования собственности".
Согласно Положению о контрольно-счетной палате, утвержденному постановлением Законодательного Собрания от 22.01.98 N 27 (в действующей редакции) датой окончания проверки считается дата принятия соответствующего решения коллегии КСП. По результатам всех проверок были приняты решения коллегии КСП и постановления Законодательного Собрания (приложения N 4 и N 5). Итоги деятельности коллеги КСП более подробно изложены в разделе VII настоящего отчета "Подготовка и проведение заседаний коллегии контрольно-счетной палаты".
Материалы по результатам проверок направлялись: в Администрацию Ивановской области, соответствующие областные управления и комитеты, муниципальные образования Ивановской области.
3.3.1. Вопросы использования собственности
В ходе каждого контрольного мероприятия уделялось особое внимание вопросам использования государственной собственности Ивановской области, в первую очередь, в части аренды помещений. При проведении внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета за 2000 год произведенные расходы инвестиционного характера рассматривались с точки зрения соблюдения интересов Ивановской области.
По результатам проверки использования средств областного бюджета Ивановским государственным фондом поддержки малого предпринимательства и государственного учреждения "Центр взаимных расчетов" сделан вывод о том, что Администрация Ивановской области не должна выступать в качестве учредителя подобных организаций, так как данная ситуация может привести к потере собственности Ивановской области.
В ходе проверки использования средств областного бюджета СПКТБ "Автоматика" сделан вывод о финансировании строительства комбината детского питания без учета интересов области. На строительство комбината из областного бюджета за период с 1996 года по 2000 год было выделено 31,5 млн. руб.
По результатам документальной проверки управления государственным внутренним долгом, предоставления и погашения бюджетных кредитов, ссуд, государственных гарантий отмечены допущенные нарушения бюджетного законодательства, предложено доработать Положение о главном финансовом управлении Ивановской области с учетом необходимости управления государственным внутренним долгом области и ведения долговой книги.
В настоящее время КСП располагает "Перечнем государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, находящихся в государственной собственности Ивановской области, и хозяйственных товариществ и обществ, имеющих государственную долю Ивановской области в уставном капитале, по состоянию на 1 января 2000 г. и 1 января 2001 г.", представленным в ходе внешней проверки комитетом по управлению государственным имуществом Ивановской области (письмо комитета от 19 июня 2001 г. N 2505).
IV. Подготовка проектов постановлений
Законодательного Собрания Ивановской области
по вопросам организации деятельности
контрольно-счетной палаты,
подготовка и проведение заседаний коллегии
контрольно-счетной палаты
В течение 2001 года проведено 10 заседаний коллегии, в ходе которых рассмотрено в общей сложности более 40 вопросов.
На заседаниях коллегии КСП особое внимание уделялось рассмотрению вопросов, касающихся результатов проводимых КСП проверок. При рассмотрении данных вопросов в заседаниях коллегии принимали участие руководители проверяемых организаций, а также представители соответствующих управлений и комитетов Ивановской области. Активное участие в заседаниях коллегии КСП принимали заместители Главы Администрации области и депутаты Законодательного Собрания.
В течение 2001 года со стороны проверяемых организаций были представлены пояснения, дополнения и разногласия по результатам проведенных контрольно-счетной палатой проверок. Все поступившие пояснения, дополнения и разногласия приобщены к материалам проверок, в обязательном порядке рассмотрены в ходе заседаний коллегии КСП и приняты во внимание при подготовке проектов постановлений Законодательного Собрания, в которые членами коллегии КСП, депутатами Законодательного Собрания также вносились поправки, изменения и дополнения.
По итогам рассмотрения на заседании коллегии результатов тематической документальной проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета Ивановским государственным фондом поддержки малого предпринимательства за 1998, 1999, 2000 годы председателем КСП и заместителем председателя КСП было подготовлено "Особое мнение". Согласно "Особому мнению" "средства областного бюджета, выделенные ИГФ ПМП в период с 1996 по 2000 год, не относятся к доходам фонда от собственной деятельности, а являются собственностью Ивановской области, переданной ему в оперативное управление. При этом характер их использования должен соответствовать целям, определенным областным законодательством и Законом РФ "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", действовавшим до 19.10.99".
В течение 2001 года коллегия КСП неоднократно возвращалась к вопросам контроля за ранее принятыми решениями: по результатам проверки "Ивановской газеты", СПКТБ "Автоматика", использования гуманитарной помощи, деятельности ИГФ ПМП.
Все 8 проверок, проведенных КСП в 2001 году, решениями коллегии признаны законченными. Справки и акты по результатам всех контрольных мероприятий утверждены решениями коллегии. Результаты проверок утверждены постановлениями Законодательного Собрания Ивановской области.
V. Исполнение поручений Законодательного
Собрания и комитетов
В течение 2001 года члены контрольно-счетной палаты принимали участие в работе комиссий: по налоговым льготам, по подготовке Бюджетного кодекса Ивановской области, согласительных комиссий по проектам бюджетов на 2001 год и на 2002 год, по разработке единого налога на вмененный доход, по разработке реестра государственных должностей Ивановской области.
В рамках исполнения поручений Законодательного Собрания и его комитетов контрольно-счетной палатой в 2001 году подготовлены заключения: по доходам и расходам территориального дорожного фонда Ивановской области на 2001 год, по инвестиционному проекту MAKHAM WALSH GROUP, по Уставу редакции газеты "Вичугские новости" и проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности АО "Томна".
VI. Взаимодействие со Счетной палатой
Российской Федерации
В 2001 году от Счетной палаты РФ получены методические материалы значительного объема, акт Счетной палаты РФ по результатам проверки использования средств федерального бюджета СПКТБ "Автоматика". В течение всего года работниками Счетной палаты РФ оказывалась консультативная помощь.
В 2001 году КСП Ивановской области принимала участие в 2-х мероприятиях, проводимых Ассоциацией контрольно-счетных органов РФ (в марте и в декабре 2001 года), в том числе состоялось выступление председателя КСП по вопросу взаимодействия с правоохранительными органами Ивановской области в ходе Всероссийского итогового совещания Ассоциации. КСП участвовала также в подготовке сборника Ассоциации контрольно-счетных органов РФ "Дела и люди".
В ходе международной конференции, проводившейся Европейской организацией региональных органов внешнего контроля государственных финансов (ЕВРОРАИ), состоялось ознакомление с методами и способами работы контрольных органов Германии, Англии, Франции.
VII. Информационная деятельность
контрольно-счетной палаты Ивановской области
В 2001 году пресс-центр Законодательного Собрания систематически сообщал в средства массовой информации о проводимых заседаниях коллегии КСП и вопросах, рассмотренных в ходе заседаний. Решения коллегии КСП по результатам проверок и отдельные заключения КСП публикуются в "Собрании законодательства Ивановской области" и сборниках нормативных актов ЗС. Контрольно-счетной палатой материалы проверок в средства массовой информации не передавались.
Выступления в прессе Председателя и депутатов Законодательного Собрания Ивановской области по результатам контрольной деятельности КСП вызвали определенный общественный резонанс.
Встречи с журналистами, интервью, пресс-конференции в 2001 году контрольно-счетной палатой Ивановской области не проводились.
Эффективность работы КСП
Внешний контроль за деятельностью исполнительной власти по использованию общественных финансовых средств - важный фактор защиты общества от коррупции и казнокрадства, поскольку влечет ответственность власти перед обществом.
Критериями внешнего аспекта контрольных органов для большинства экономически развитых стран являются: функциональная независимость от законодательной и исполнительной властей, свободное планирование и проведение контроля, выделение достаточного количества бюджетных средств на содержание контрольных органов, повышение квалификации и обучение их сотрудников, независимость членов палаты, гласность в деятельности контрольных органов, их наблюдений и отчетов.
Большинство из данных критериев не предусмотрены специальным Законом Ивановской области "О контрольно-счетной палате".
В связи с изложенным оценить эффективность деятельности КСП Ивановской области достаточно проблематично. Данным Законом статус палаты определен как постоянно действующий орган Законодательного Собрания Ивановской области без права юридического лица, в своей деятельности независимый только от финансовых органов исполнительной власти, осуществляющий свои полномочия на принципах законности, объективности и гласности.
Справедливости ради следует отметить, что эффективность работы КСП можно рассматривать как применение палатой на практике нового, повсеместно внедряемого вида контроля - контроль эффективности. Когда формальная законность и бухгалтерская точность рассматриваются не как конечная цель, а лишь как его начало, а основная задача проверки - действенность и результативность государственных операций. Тогда прибыльные и внешне выгодные доходные операции, не обеспечивающие достижения целей социально-экономического развития страны, при контроле отмечаются как нежелательные. В этом смысле в ходе своих проверок мы рассматриваем подобные вопросы.
Кроме того, оценку эффективности работы можно проводить по следующим показателям. В ходе проведения контрольных мероприятий в 2001 году в составе внешней проверки (документальной) установлено нецелевое использование средств областного бюджета за 2000 год в сумме 11162,5 тыс. руб. При этом ни один рубль не был возвращен в бюджет и меры ответственности к должностным лицам применены не были ни со стороны органа, исполняющего бюджет, ни со стороны правоохранительных органов.
Объем же средств, направляемых на денежное содержание сотрудников КСП Ивановской области, на 2002 год планируется в сумме 542,2 тыс. руб., а в 2001 году не превысил 443 тыс. руб.
В заключение хотелось бы отметить, что все виды контрольной деятельности, осуществляемые КСП (предварительный, оперативный, последующий контроль), особенно контроль и анализ бюджета, связаны с обработкой больших массивов данных, из чего следует необходимость создания единого в Ивановской области информационного пространства и внедрения информационных технологий в контрольную и экспертно-аналитическую деятельность КСП.
Настоящий отчет в соответствии со статьей 7 Закона Ивановской области "О контрольно-счетной палате" подлежит рассмотрению на заседании коллегии контрольно-счетной палаты Ивановской области и опубликованию в "Собрании законодательства Ивановской области" и средствах массовой информации.
Председатель
контрольно-счетной палаты |
Т.Г.Огурцова |
Приложения не приводятся
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного Собрания Ивановской области от 28 февраля 2002 г. N 70 "Об отчете о работе контрольно-счетной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.