Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Законодательного Собрания
Ивановской области
от 10.10.2002 N 350
Бюджетное послание
Главы Администрации Ивановской области Законодательному Собранию
Ивановской области "О бюджетной политике Ивановской
области на 2003 г."
Основные итоги бюджетной политики в 2001
и в начале 2002 г.
Областной бюджет в 2001 году был исполнен, а на 2002 год - сформирован без дефицита. В области проводились и проводятся мероприятия по мобилизации дополнительных доходов:
- реструктуризация задолженности юридических лиц перед областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;
- усиление контроля за исполнением юридическими лицами обязательств по погашению задолженности по региональным и местным налогам и полнотой уплаты текущих платежей;
- продолжает работу комиссия при Главе Администрации области по обеспечению своевременности и полноты поступлений обязательных платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, созданная в целях стабилизации ситуации в сфере собираемости платежей в бюджеты, повышения уровня ответственности глав администраций городов и районов, руководителей предприятий и организаций за полноту и своевременность уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджеты;
- повышение эффективности управления областными государственными унитарными предприятиями и принятие мер по ликвидации убыточных предприятий.
Расходование бюджетных средств производилось исходя из обеспечения приоритетов в области социальной сферы и направлений, связанных с жизнедеятельностью области, которыми являлись:
- своевременность выплаты текущей заработной платы работникам бюджетной сферы и недопущение образования кредиторской задолженности. С 1 декабря 2001 года оплата труда работникам организаций бюджетной сферы на территории области производится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 139-ФЗ "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" и постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2001 г. N 775 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы". Для обеспечения выплаты введенных с 1 декабря 2001 г. тарифных ставок (окладов) и надбавок, установленных федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации, проведена работа по уточнению фонда оплаты труда в разрезе отраслей социальной сферы;
- своевременность выплаты текущих ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей, погашение кредиторской задолженности прошлых лет;
- социальная поддержка инвалидов и ветеранов;
- энергосберегающие мероприятия;
- увеличение степени концентрации бюджетных расходов в части сокращения перечня областных целевых программ;
- приобретение товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд через конкурсные торги;
- продолжение реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства и совершенствование механизма предоставления гражданам субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг;
- сокращение объема государственного внутреннего долга;
- осуществление кассового исполнения областного бюджета через органы федерального казначейства.
Вместе с тем, в области бюджетной политики остаются нерешенными следующие проблемы:
- сохраняется разрыв между объемом законодательно установленных государственных обязательств и объемом фактически имеющихся финансовых ресурсов;
продолжает оставаться неэффективным механизм финансирования бюджетных расходов.
На решение данных проблем должны быть направлены усилия всех уровней власти в 2002-2003 годах.
Основные задачи бюджетной политики на 2003 г.
Бюджетная политика должна способствовать обеспечению сбалансированности, реалистичности и эффективности управления бюджетными средствами, социальной стабильности в области. В этом направлении прежде всего должно повыситься качество бюджетного планирования. Перспективный финансовый план должен стать основой для формирования ежегодных бюджетных проектировок и отражать финансовые последствия принимаемых решений.
Формирование бюджетов всех уровней должно основываться на принципах безусловности учета в них всех принятых государственных (муниципальных) обязательств. При этом возможность принятия новых обязательств должна определяться исключительно наличием бюджетных ресурсов для их реализации в течение всего времени действия новых обязательств.
Необходимо проводить дальнейшее реформирование системы межбюджетных отношений на принципах разграничения расходных и доходных полномочий между уровнями бюджетной системы. Данное разграничение должно основываться прежде всего на закреплении за муниципальными образованиями на срок до 3-5 лет доходов от регулирующих налогов и на разграничении собственности, порождающей конкретные обязательства.
Первоочередные задачи бюджетной политики в области
доходов на 2003 г.
Увеличение доходов консолидированного бюджета области в основном должно происходить за счет расширения налогооблагаемой базы благодаря созданию благоприятных условий для развития малого бизнеса, сокращению нелегального теневого оборота, эффективного использования земель и иной недвижимости.
Учитывая направления налоговой реформы в Российской Федерации, перед органами государственной власти в области укрепления доходной базы бюджетов всех уровней стоят следующие задачи:
- продолжить работу по совершенствованию Законов Ивановской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" в части оптимизации значений базовой доходности и корректирующих коэффициентов, используемых при расчете налога, "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в Ивановской области":
- осуществлять контроль за исполнением юридическими лицами обязательств по погашению задолженности по региональным и местным налогам и сборам и полной уплате текущих платежей и процентов с изменением реструктурированной задолженности. В отношении неработающих предприятий необходимо более решительно применять процедуру банкротства;
- осуществлять контроль за переводом договоров безвозмездного пользования государственным имуществом Ивановской области в режим аренды, устанавливать размер арендной платы в зависимости от качественного состояния имущества;
- осуществлять жесткий контроль за эффективностью использования объектов областной и муниципальной собственности, своевременностью и полнотой поступления в бюджеты всех уровней области арендной платы.
Одновременно с проведением налоговой реформы необходимо продолжать работу по дальнейшему укреплению системы налогового администрирования, отмене экономически необоснованных и неэффективных налоговых льгот, повышению экономической заинтересованности налогоплательщиков в своевременном и полном исполнении налоговых обязательств, совершенствованию налогового контроля за правильностью применения цен в целях налогообложения, сокращению объемов недоимок.
Первоочередные задачи бюджетной политики в
области расходов на 2003 г.
Бюджетная политика в области расходов при современной ограниченности ресурсных возможностей экономики должна определяться исходя из сохранения базового уровня расходов за счет всех источников финансирования, мобилизации внутренних резервов отраслей, решительного повышения эффективности финансовых ресурсов. Увеличение отдельных категорий расходов может быть допущено только в целях финансирования конкретных программ, обеспечивающих снижение соответствующих бюджетных расходов в ближайшие годы. Исполнительная и законодательная власть должны осуществить рационализацию расходов бюджета, сократить неэффективные государственные (муниципальные) обязательства и расходы, создать действенную систему управления государственными расходами. В этих целях предполагается осуществить следующие первоочередные меры:
1. Обеспечить законодательную отмену нефинансируемых расходов. Исчерпала себя практика временного приостановления в течение ряда лет одних и тех же положений законов, возлагающих на областной бюджет и местные бюджеты муниципальных образований невыполнимые обязательства.
2. Основательно пересмотреть внутреннюю структуру всех отраслей социально-культурной сферы и соответствующих расходов на их содержание с учетом перехода к рыночным отношениям. Целесообразно сконцентрировать финансовые ресурсы, высвобождаемые в ходе совершенствования структуры социальных отраслей на приоритетных направлениях их развития. Использовать механизмы, обеспечивающие заинтересованность бюджетных учреждении в повышении качества предоставляемых услуг и в разумной экономии средств. Продолжить работу по формированию государственных заказов организациям и учреждениям на предоставление социальных услуг. Необходимо прекратить практику софинансирования бюджетных учреждений. При признании целесообразности такого софинансирования следует менять организационно-правовую форму соответствующих учреждении.
3. Обеспечить стабильное, устойчивое финансирование учреждений социальной сферы, в том числе улучшение финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений основного общего образования, и принятых социальных программ в соответствии с утвержденными показателями бюджетов всех уровней. В приоритетном порядке должны выделяться средства на реализацию утвержденных областных целевых программ, направленных на социальную поддержку материнства и детства, инвалидов и пожилых людей, охрану здоровья, профилактику наркомании и борьбу с ней, развитие услуг образования и культуры.
4. Усилить ответственность государственных заказчиков областных целевых программ за реалистичность предусматриваемых в них мероприятий. Областные целевые программы должны базироваться на четко определенных критериях и быть увязаны с ресурсным обеспечением.
5. Направлять на финансирование учреждений и организаций социальной сферы средства, получаемые ими от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход.
6. Осуществлять государственные закупки продукции для нужд области на конкурсной основе.
7. Продолжить работу по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, сокращению его дотационности и совершенствованию механизма предоставления субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, улучшению качества жилищно-коммунальных услуг при одновременном снижении затрат на их предоставление. Перейти к финансированию программ строительства жилья для граждан путем расширения системы ипотечного кредитования.
8. Учитывать в бюджетах всех уровней на очередной финансовый год планируемые изменения тарифов на продукцию (услуги) предприятий монопольного сектора.
9. Продолжить практику оказания финансовой помощи промышленным предприятиям на инвестиционные цели и сельхозтоваропроизводителям на затраты сельскохозяйственного производства в виде возмещения из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитным договорам предприятий, получивших заемные средства в кредитных организациях на инвестиционные ноли, и по кредитным договорам градообразующих предприятий (организации).
10. Продолжить работу по обновлению принципов работы и построения исполнительной власти. Необходимо разработать решения, позволяющие сократить размеры административного аппарата на областном и местном уровне.
11. Усилить финансовый контроль, повысить ответственность учреждений и организаций всех форм собственности за целевое использование бюджетных ассигнований.
Политика в области межбюджетных отношении на 2003 г.
При решении экономических и социальных проблем области необходимо обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти и местного самоуправления. Достижение этих целей обеспечивается через реализацию механизмов выравнивания условий бюджетного финансирования социально значимых расходов и поддержки социального развития проблемных муниципальных образований. Использование бюджетного выравнивания решает проблемы оценки потребностей муниципальных образований в бюджетных ресурсах на основе системы финансовых нормативов, выработки критериев для определения объема финансовой помощи из областного бюджета по текущим социальным расходам и определения форм оказания финансовой помощи из областного бюджета. Оказание финансовой помощи муниципальным образованиям осуществляется в виде дотаций, субсидий, целевых и инвестиционных субвенций.
В настоящее время стоит задача разграничения бюджетных обязательств и ответственности за их исполнение между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований.
Основными направлениями работы по совершенствованию межбюджетных отношений являются следующие:
1. На базе принципов бюджетного федерализма продолжить работу по разграничению сфер ведения между областным и местными уровнями власти. Следует четко определить полномочия органов государственной власти Ивановской области и муниципальных образований по нормативно-правовому регулированию, обеспечению финансовыми средствами и финансированию бюджетных расходов.
2. Разграничение налоговых полномочий и источников доходов должно быть определено на длительный период от 3 до 5 лет, что станет одним из условий заинтересованности местных органов власти в создании благоприятных условий для экономического роста, наращивании и эффективном использовании налогового потенциала муниципальных образований.
3. Органам местного самоуправления продолжить работу по мобилизации доходов (за счет сокращения налоговых льгот и более эффективного использования собственности), а также оптимизации расходов, сконцентрировав имеющиеся ресурсы на безусловном выполнении принятых на себя обязательств.
Совершенствование казначейских технологий
В 2003 году одной из основных задач бюджетной политики Ивановской области является совершенствование казначейских технологий исполнения областного бюджета в целях:
- повышения эффективности управления и контроля за государственными финансовыми ресурсами;
- обеспечения бесперебойного финансирования расходов областного бюджета в точном соответствии с законом об областном бюджете на очередной финансовый год;
- прозрачности процесса исполнения областного бюджета, предварительного и текущего контроля за движением бюджетных средств;
- полноты и достоверности бюджетного учета кассовых операций, совершаемых со средствами областного бюджета и т.д.
Для этого необходимо провести работу, в частности, по следующим направлениям:
- обеспечить дальнейшую разработку методической базы исполнения областного бюджета в условиях его кассового обслуживания органами федерального казначейства, соответствующей федеральным стандартам и предусматривающей совершенствование текущего взаимодействия финансовых органов Ивановской области и органов федерального казначейства на этапах учета доходов областного бюджета. санкционирования и финансирования расходов областного бюджета;
- в соответствии с принципами единства кассы осуществить централизацию доходов и средств областного бюджета на счетах органов федерального казначейства;
- в целях предварительного контроля над обязательствами бюджетных учреждений по коммунальным услугам, оплата которых осуществляется за счет средств областного бюджета, и упорядочения соответствующих расходов необходимо продолжить работу по обязательной регистрации договоров и принятию их на учет в установленном порядке, совершенствованию проведения указанных процедур.
Особое внимание следует направить на дальнейшую автоматизацию процесса исполнения областного бюджета, создания коммуникационной сети для электронного обмена информацией между участниками бюджетного процесса. Центральным звеном этой работы является внедрение в эксплуатацию более совершенных программно-технических комплексов и разработка собственных вспомогательных программных продуктов, позволяющих автоматизировать осуществление бюджетных процедур, процессов обработки учетной информации и формирования отчетности об исполнении областного бюджета.
В 2003 году в соответствии с бюджетным законодательством необходимо обеспечить в установленном порядке ведение сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств областного бюджета.
Муниципальным органам власти следует обеспечить скорейший переход к использованию казначейских принципов при исполнении местных бюджетов, для чего со стороны органов государственной власти органам местного самоуправления должна оказываться организационная и методическая помощь.
Политика управления государственным долгом
Ивановской области
В рамках дальнейшей работы по управлению государственным внутренним долгом области предполагается дальнейшее снижение долгового бремени, оптимизация рисков, связанных со структурой государственного долга. Необходимо ограничить предоставление государственных гарантий предприятиям и организациям области по кредитам, получаемым в коммерческих банках. Привлечение заемных средств предполагается исключительно в целях вложения инвестиций в высокоэффективные проекты предприятий и организаций с оформлением права собственности Ивановской области на эквивалентную часть их уставных капиталов и имущества.
* * *
Усилия органов власти области по реализации бюджетной политики должны быть направлены на разработку и утверждение реалистичного бюджета на 2003 год, который не подвергался бы изменениям в ходе его исполнения. Закон Ивановской области "Об областном бюджете на 2003 год" должен стать одним из стабильных законодательных актов, четко определяющий финансовые обязательства Ивановской области по видам расходов на 2003 год.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного Собрания Ивановской области от 10 октября 2002 г. N 350 "О бюджетном послании Главы Администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.