Вид населения | 1939 г. | 1959 год |
1970 год | 1979 год | 1989 год |
2000 год |
Численность наличного населения, тыс. чел. | ||||||
Всего | 1343,7 | 1288,2 | 1312,7 | 1299,7 | 1297,5 | 1222,3 |
Городское | 722,7 | 871,0 | 1004,2 | 1046,9 | 1067,9 | 1007,9 |
Сельское | 621,0 | 417,2 | 308,5 | 252,8 | 229,6 | 214,4 |
Прирост численности населения к предыдущему периоду, % | ||||||
Всего | - | -4,1 | 1,9 | -1,0 | -0,2 | -5,8 |
Городское | - | 20,5 | 15,3 | 4,2 | 2,0 | -5,6 |
Сельское | - | -32,8 | -26,1 | -18,1 | -9,2 | -6,6 |
Таблица 1.2
Динамика прироста населения в Ивановской области, тыс. чел.
Годы | Прирост населения к предыдущему году |
в том числе | |
Естественный прирост к предыдущему году |
Механический прирост (миграция населения) |
||
1990 | - 1,3 | - 3,1 | 1,8 |
1991 | - 4,3 | - 5,3 | 1,0 |
1992 | - 3,8 | - 7,7 | 3,9 |
1993 | - 7,4 | -11,5 | 4,1 |
1994 | - 6,6 | - 14,4 | 7,8 |
1995 | - 8,3 | - 14,1 | 5,8 |
1996 | - 10,2 | - 13,6 | 3,4 |
1997 | - 10,5 | - 13,8 | 3,3 |
1998 | - 9,8 | - 13,0 | 3,2 |
1999 | - 13,6 | - 16,8 | 3,2 |
2000 | - 13,6 | - 16,1 | 2,5 |
2001 | - 13,9 | - 15,1 | 1,2 |
Коэффициент рождаемости в области снизился с 1,8 в 1990 г. до 1,1 в 2001 г., коэффициент смертности возрос с 13,9 до 20,2. Показатели естественной убыли населения значительно превышают общероссийские (табл. 1.3).
Низкий уровень рождаемости, при сохранении высокой смертности, не обеспечивает даже простого замещения одних поколений другими, что ведет к старению населения: в настоящее время каждый четвертый житель области достиг пенсионного возраста.
Таблица 1.3
Динамика коэффициентов рождаемости и смертности, на 1000 чел.
Годы | Российская Федерация | Ивановская область | ||||
Рождае- мость |
Смерт- ность |
Превышение смертности над рождаемо- стью |
Рождае- мость |
Смерт- ность |
Превышение смертности над рождаемостью |
|
1990 | 2,0 | 11,2 | -9,2 | 1,8 | 13,9 | -12,1 |
1991 | 1,7 | 11,2 | -9,5 | 1,5 | 14,3 | -12,8 |
1992 | 1,6 | 11,2 | -9,6 | 1,4 | 15,1 | -13,7 |
1993 | 1,4 | 14,5 | -13,1 | 1,2 | 17,0 | -15,8 |
1994 | 1,4 | 15,7 | -14,3 | 1,1 | 18,9 | -17,8 |
1995 | 1,3 | 15,0 | -13,7 | 1,1 | 18,3 | -17,2 |
1996 | 1,3 | 14,2 | -12,9 | 1,0 | 17,8 | -16,8 |
1997 | 1,2 | 13,8 | -12,6 | 1,0 | 17,8 | -16,8 |
1998 | 1,2 | 13,6 | -12,4 | 1,0 | 17,6 | -16,6 |
1999 | 1,2 | 14,8 | -13,6 | 1,0 | 20,3 | -19,3 |
2000 | 1,1 | 15,4 | -14,3 | 1,0 | 20,3 | -19,3 |
2001 | 1,2 | 15,6 | -14,4 | 1,1 | 20,2 | -19,1 |
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что численность населения области к 2010 г. сократится до 1097 тыс. чел. (на 9,2 %), ее снижение как в целом, так и по категориям будет происходить более высокими темпами, чем в Центральном федеральном округе и Российской Федерации в целом (табл. 1.4).
По итогам переписи населения 2002 г.а эти данные будут скорректированы.
Таблица 1.4
Прогноз численности населения до 2010 г., тыс. чел *
Категория населения |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Ивановская область | ||||||||
Всего | 1181 | 1168 | 1158 | 1143 | 1129 | 1119 | 1108 | 1097 |
Мужчины | 532 | 525 | 520 | 512 | 504 | 499 | 493 | 487 |
Женщины | 649 | 643 | 638 | 631 | 625 | 620 | 615 | 610 |
Городское | 974 | 965 | 957 | 946 | 935 | 928 | 918 | 909 |
Сельское | 207 | 203 | 201 | 197 | 194 | 191 | 190 | 188 |
Российская Федерация | ||||||||
Всего | 143270 | 142569 | 141912 | 141299 | 140683 | 140066 | 139466 | 138853 |
Мужчины | 66892 | 66469 | 66083 | 65694 | 65314 | 64937 | 64579 | 64204 |
Женщины | 76378 | 76100 | 75829 | 75605 | 75369 | 75129 | 74887 | 74649 |
Городское | 104623 | 104185 | 103764 | 103359 | 102953 | 102538 | 102113 | 101681 |
Сельское | 38647 | 38384 | 38148 | 37940 | 37730 | 37528 | 37353 | 37172 |
Центральный федеральный округ | ||||||||
Всего | 36274 | 36060 | 35856 | 35660 | 35455 | 35264 | 35056 | 34864 |
Мужчины | 16519 | 16399 | 16286 | 16181 | 16067 | 15961 | 15852 | 15749 |
Женщины | 19755 | 19661 | 19570 | 19479 | 19388 | 19303 | 19204 | 19115 |
Городское | 28729 | 28617 | 28510 | 28398 | 28281 | 28175 | 28050 | 27938 |
Сельское | 7 545 |
7 443 |
7 346 |
7 262 |
7 174 |
7 089 |
7 006 |
6 926 |
* Прогноз разработан исходя из прогнозов численности населения Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Государственного комитета по статистике Российской Федерации, Ивановского областного комитета государственной статистики, научных разработок Ивановской государственной текстильной академии и управления по труду и социальным вопросам Ивановской области с учетом сложившихся демографических тенденций в регионе.
Негативные социально-экономические процессы 1990-х годов повлияли на снижение численности как всего населения области, так и трудовых ресурсов (с 754,0 тыс. чел. до 712,3 тыс. чел., или на 5,5%). В прогнозируемом периоде, несмотря на продолжающееся снижение численности населения, ячисленность трудовых ресурсов будет расти благодаря вхождению в трудоспособный возраст поколения 1980-х годов, характеризующегося более высокой рождаемостью. К 2010 году численность трудовых ресурсов должна увеличиться на 2,5 % и достигнуть 730 тыс. человек.
Тем не менее, реализация стратегии экономического развития Ивановской области может натолкнуться на ресурсное ограничение со стороны рабочей силы. Это, в основном, будет вызвано негативными тенденциями в изменении структуры трудовых ресурсов (табл. 1.5).
Таблица 1.5
Структура трудовых ресурсов в Ивановской области
Показатели |
1990 год |
1992 год |
1995 год |
1997 год |
1998 год |
1999 год |
2000 год |
2001 год |
2001 год к 1990 году |
Трудовые ресурсы, всего, тыс. чел. |
754,0 | 740,3 | 708,7 | 706,8 | 704,9 | 707,6 | 715,7 | 712,3 | -41,7 |
То же в % | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 94,5 |
В том числе: | |||||||||
Занятые в экономике, тыс. чел. |
672,0 |
627,3 |
517,4 |
512,3 |
479,0 |
490,7 |
491,2 |
490,6 |
-181,4 |
То же в % | 89,1 | 84,7 | 73,0 | 72,5 | 68,0 | 69,3 | 67,6 | 68,9 | 73,0 |
Незанятые в экономике, тыс. чел. |
82,0 |
113,4 |
191,3 |
194,5 |
225,9 |
285,3 |
224,5 |
221,7 |
139,7 |
То же в % | 10,9 | 15,3 | 27,0 | 27,5 | 32,0 | 30,7 | 32,4 | 31,1 | 270,4 |
Анализ свидетельствует о том, что за 1990-2001 годы при снижении численности трудовых ресурсов (на 41,7 тыс. чел.) наблюдалась устойчивая тенденция снижения численности (на 181,4 тыс. чел., или на 27 %) и доли (с 89,1 до 68,9 %) занятых в экономике при резком увеличении численности (с 82,0 до 221,7 тыс. чел., или в 2,7 раза) и доли (с 10,9 до 31,1 %) незанятого населения. Основными причинами негативных изменений явились такие социально-экономические факторы, как сокращение спроса на рабочую силу, низкий уровень оплаты труда, теневая занятость в сфере бизнеса и т. д.
Произошли серьезные изменения в структуре занятости по отраслям экономики: на 17,0 % снизилась доля занятых в промышленности, в т.ч. в легкой - на 32,7 %, машиностроении и металлообработке - на 43,7 %, в 2,2 раза - в строительстве, на 68,5 % возросла доля занятых в торговле и в общественном питании и на 30,3% - в социально-культурном комплексе (табл. 1.6).
Таблица 1.6
Структура занятости по основным отраслям
экономики Ивановской области, %
Отрасли | 1990 г. | 2000 г. | 2001 г. |
Занято в экономике, всего | 100 | 100 | 100 |
в том числе в: | |||
промышленности | 40,6 | 32,6 | 33,6 |
машиностроении и металлообработке | 9,6 | 5,7 | 5,4 |
легкой промышленности | 22,8 | 16,6 | 15,3 |
пищевой промышленности | 2,1 | 2,2 | 2,0 |
строительстве | 9,0 | 4,6 | 4,1 |
сельском хозяйстве и лесном хозяйстве | 10,0 | 10,0 | 11,1 |
транспорте и связи | 5,9 | 5,9 | 5,8 |
торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении и сбыте, заготовках |
8,3 |
14,2 |
13,9 |
социально-культурном комплексе | 24,1 | 32,5 | 31,4 |
С учетом того, что с 1990 по 2001 год произошло значительное увеличение численности населения, занятого в личном подсобном, а также домашнем хозяйстве, потенциал увеличения занятости в экономике Ивановской области может быть оценен минимум в 100 тысяч человек. Таким образом, при реализации политики стимулирования экономического развития области занятость за счет внутренних резервов может быть увеличена на указанную величину. Однако следует учитывать, что существенная часть этого потенциала, возможно, уже реально занята как в теневой части экономики, так и в различных сферах бизнеса за пределами Ивановской области. Это означает, что рассчитывать на эту часть трудовых ресурсов как фактор экономического роста можно только в том случае, если вновь создаваемые в Ивановской области рабочие места будут конкурентоспособны по уровню заработной платы и условиям труда.
Основной проблемой остается привлечение резерва трудовых ресурсов в развивающиеся производственные сферы. Этому препятствует как потеря стимулов к профессиональному труду из-за побочных источников дохода и отсутствия доверия к стабильности занятости по специальности в организациях, учреждениях и предприятиях области, так и потеря квалификации работниками по причине смены места работы, простоев предприятий.
Выборочный мониторинг потребности в кадрах предприятий, учреждений и организаций 27 муниципальных образований, выявил обеспеченность их кадрами лишь на 85,7 % от потребности. На основе этого расчетная дополнительная потребность в работниках для отраслей экономики области составила на 1 января 2002 года 50,8 тыс. человек, в том числе в производственной сфере - 35,9 тыс. человек, в сфере услуг - 14,9 тыс. человек. Наибольший недостаток рабочих и специалистов отмечен в городах Вичуге, Иванове, Кинешме, Фурманове, Шуе и соответствующих районах. Дефицит квалифицированных кадров имеется в таких отраслях, как текстильная промышленность, машиностроение, строительство, транспорт и сфера обслуживания.
Ежегодная дополнительная потребность организаций области в кадрах в ближайший период будет составлять 35 - 40 тыс. человек.
Обеспечение дополнительной потребности в кадрах необходимого уровня образования и профессионально-квалификационной структуры возможно за счет следующих категорий трудоспособного населения:
- выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;
- безработных граждан;
- лиц, занятых в личном подсобном и домашнем хозяйстве, и другого населения, не занятого в экономике;
- лиц, занятых в теневой экономике и различных сферах бизнеса за пределами области.
В условиях современной экономики важное значение имеет воспроизводство интеллектуального потенциала общества, определяющего качественный состав рабочей силы. Уровень образования трудовых ресурсов является их важнейшей качественной характеристикой.
Таблица 1.7
Структура занятых по уровню образования в 2001 г., %
Регионы | Всего | В том числе имеют образование | ||||||
Высшее профес- сиона- льное |
Непо- лное выс- шее про- фес- сио- наль- ное |
Сред- нее профе- ссио- наль- ное |
Нача- льное про- фес- сио- наль- ное |
Среднее полное общее |
Ос- нов- ное об- щее |
Нача- льное общее, не имеют нача- льного общего |
||
Российская Федерация |
100 | 21,9 | 3,4 | 30,4 | 11,1 | 23,4 | 8,2 | 1,6 |
Владимирская область |
100 | 20,2 | 4,5 | 30,5 | 10,7 | 25,9 | 8,0 | 1,2 |
Ивановская область |
100 | 16,9 | 2,3 | 32,2 | 10,8 | 30,3 | 5,6 | 1,9 |
Костромская область |
100 | 20,7 | 1,6 | 30,8 | 16,2 | 19,4 | 9,6 | 1,7 |
Тверская область |
100 | 16,0 | 1,6 | 34,3 | 11,3 | 27,1 | 8,4 | 1,4 |
Ярославская область |
100 | 17,6 | 1,9 | 29,4 | 13,1 | 25,5 | 10,3 | 2,3 |
В структуре занятого населения Ивановской области в 2001 г. доля имеющих высшее профессиональное образование (в т.ч. неполное) составила 19,2 %, среднее профессиональное образование - 32,2 %, начальное профессиональное - 10,8 %, среднее общее - 30,3 %, основное общее - 5,6 %. Доля специалистов с высшим профессиональным образованием была ниже, а доля лиц, не имеющих профессионального образования - выше доли соответствующих групп в среднем по Российской Федерации.
Среди безработных доля лиц с высшим, средним и начальным профессиональным образованием составила соответственно 5,9 %, 28,9 %, 12,4 %, не имеющих профессионального образования - 50,6 % (в 2002 году эти показатели составили соответственно 6,1 %; 22,3 %, 15,1 % и 53,9%).
Таблица 1.8
Структура безработных по уровню образования в 2001 г., %
Регионы | Все- го |
В том числе имеют образование | ||||||
Выс- шее про- фес- сио- наль- ное |
Непо- лное выс- шее про- фес- сио- наль- ное |
Сред- нее профе- ссио- наль- ное |
Нача- льное про- фес- сио- наль- ное |
Сред- нее полное общее |
Основ- ное общее |
Начальное общее, не имеют начально- го общего |
||
Российская Федерация |
100 | 9,7 | 3,5 | 25,3 | 12,5 | 32,8 | 14,3 | 2,0 |
Владимирская область |
100 | 8,0 | 3,5 | 22,8 | 13,1 | 31,5 | 19,0 | 2,1 |
Ивановская область |
100 | 5,9 | 2,2 | 28,9 | 12,4 | 42,6 | 6,7 | 1,3 |
Костромская область |
100 | 8,8 | 1,1 | 23,9 | 17,5 | 27,5 | 16,8 | 4,4 |
Тверская область |
100 | 11,3 | 1,6 | 26,2 | 18,5 | 26,5 | 15,9 | |
Ярославская область |
100 | 13,6 | 0,7 | 20,4 | 15,0 | 24,1 | 23,3 | 3.0 |
По предварительным данным, в 2002 - 2010 г. г. ежегодно в среднем 7,5 тыс. выпускников учебных заведений профессионального образования придут в организации, учреждения и предприятия области, из них 1,4 тыс. чел. - с высшим, 0,7 тыс. чел. - со средним и 5,4 тыс. чел. - с начальным профессиональным образованием.
В настоящее время особую остроту приобрела проблема подготовки и сохранения потенциала высококвалифицированных рабочих кадров, так как за годы реформ большинство предприятий практически свернули внутрифирменную подготовку и повышение квалификации рабочих, а устаревшие производственные технологии и оборудование, остановы производства существенно снизили общий уровень квалификации рабочих.
Проблемы дефицита квалифицированных кадров, а также диспропорции спроса и предложения на локальных рынках труда осложняются:
- низким уровнем оплаты труда (средняя заработная плата в Ивановской области в сентябре 2002 г. составила 2671 рубль, что ниже средней по Российской Федерации на 41,4 %);
- несвоевременной выплатой заработной платы (задолженность по оплате труда работников на 1 декабря 2002 года составила 113,3 млн. рублей);
- конкуренцией со стороны работодателей других регионов, имеющих возможность предложить более высокую оплату труда;
- истощением рынка труда области.
2. Рынок труда Ивановской области
Анализ рынка труда Ивановской области за период 1992-2001 г. г. показал, что пик безработицы выпал на 1996 год, когда уровень регистрируемой безработицы составил 13,9% при общем уровне 16,5%. В дальнейшем безработица стала снижаться и в 2001 году достигла минимальной величины - 1,5 % регистрируемой при общей безработице 5,6 % (табл. 2.1).
Общая ситуация на рынке труда Ивановской области начиная с 1999 года имеет положительные тенденции, обусловленные позитивной динамикой роста основных социально-экономических показателей. Растет объем производства, сокращаются неплатежи, задолженность по заработной плате работников, уменьшаются размеры неполной занятости, растет заработная плата, своевременно выплачиваются пенсии, заметны подвижки в выплате пособий, проводится их индексация.
Таблица 2.1
Состояние рынка труда Ивановской области
Период | Экономически активное население*, тыс. чел. |
В том числе: | Доля безработных , зарегистри- рованных в службе занятости, в общем их числе, % |
Уровень общей безрабо- тицы, % |
Уровень регистри- руемой безработи- цы, % |
||
Занятые трудовой деятельностью , тыс. чел. |
Безрабо- тные, тыс. чел. |
Из них зарегис- трирова- нных в службе занятос- ти, тыс. чел. |
|||||
1992, октябрь | 672 | 633 | 39 | 10,8 | 27,8 | 5,8 | 1,6 |
1993, октябрь | 656 | 601 | 55 | 29,9 | 54,5 | 8,4 | 4,6 |
1994, октябрь | 624 | 539 | 85 | 54,9 | 64,7 | 13,6 | 8,8 |
1995, март | 613 | 530 | 83 | 63,9 | 76,9 | 13,6 | 10,4 |
1995, октябрь | 641 | 547 | 94 | 71,0 | 75,5 | 14,6 | 11,1 |
1996, март | 628 | 525 | 104 | 87,5 | 84,1 | 16,5 | 13,9 |
1997, октябрь | 609 | 506 | 103 | 42,4 | 41,1 | 16,9 | 7,0 |
1998, октябрь | 587 | 477 | 110 | 27,9 | 25,4 | 18,8 | 4,8 |
В среднем за 1999 год | 594,5 | 489,2 | 105,3 | 23,8 | 22,6 | 17,7 | 4,0 |
В среднем за 2000 год | 592,9 | 532,2 | 60,7 | 10,5 | 17,3 | 10,2 | 1.8 |
В среднем за 2001 год | 588 | 555 | 33,0 | 8,7 | 27,0 | 5,6 | 1,5 |
* Данные Госкомстата Ивановской области
Оживление экономики обусловило увеличение количества вакансий и потребовало дополнительного количества квалифицированных рабочих и специалистов. В среднем по области на 1 октября 2002 г. на одну вакансию претендовали менее 1 человека. Вместе с тем, рынок труда по районам области крайне полярен. Предприятия крупных городов (Иваново, Кинешма, Вичуга, Шуя и др.) и прилегающих к ним районов испытывают недостаток квалифицированных кадров (как рабочих, так и специалистов), в отдаленных районах с моноэкономической структурой, преимущественным сельскохозяйственным производством отмечен дефицит вакансий и массовый характер безработицы (Верхнеландеховском, Ильинском, Юрьевецком).
Вместе с тем, низкие качественные характеристики рабочих мест, близость регионов с высоким социально-экономическим положением привели к оттоку квалифицированных кадров за пределы области. С другой стороны, отмечается наличие на предприятиях области "избыточного" числа малоквалифицированного производственного персонала.
Ближайший период будет характеризоваться как высоким спросом на рабочую силу, так и высоким ее предложением. Одним из препятствий для успешного экономического развития области будет проблема обеспечения предприятий и организаций квалифицированной рабочей силой, обусловленная недостаточной адаптированностью системы профессионального образования к требованиям рынка труда, особенно начального профессионального образования. За последние 10 лет число выпускников профтехучилищ снизилось на 16 %, 13 из 48 ПТУ были закрыты, в то время как предприятия испытывают острую потребность в квалифицированных рабочих кадрах. Системы внутрипроизводственной подготовки и переподготовки кадров на многих предприятиях были ликвидированы в начале 90-х годов ХХ века, когда предложение рабочей силы на рынке труда значительно превышало спрос на нее. Долгое время работодатели брали готовые кадры, не заботясь о развитии трудового потенциала. Кроме того, будущие молодые специалисты часто не имели возможности получить практические навыки работы, пройти производственную практику. До настоящего времени работодатели считают нецелесообразным вкладывать средства в мероприятия по развитию персонала, финансовый результат которых неочевиден и может быть получен не сразу.
Необходимо восстановить известный и оправдавший себя в мировой практике опыт внутрифирменного обучения и переподготовки кадров, который широко использовался и на ивановских предприятиях.
В настоящее время сложившаяся система подготовки и переподготовки профессиональных кадров не может обеспечить растущие динамические потребности общества в квалифицированных кадрах, жизнь диктует поиск новых форм интеграции образовательных учреждений и промышленных предприятий.
Поэтому возникает необходимость организации и координации работы по развитию трудовых ресурсов для отраслей экономики области.
3. Основные направления политики
по развитию трудовых ресурсов Ивановской области
При определении основных направлений политики развития трудовых ресурсов следует иметь в виду, что проблемы, связанные с ними, являются производными от общей социально-экономической ситуации в области. Следовательно, необходима выработка мер по развитию трудового потенциала, которые могли бы быть реализованы в рамках Стратегии развития Ивановской области до 2010 года.
К основным социально-экономическим мерам следует отнести следующие.
1. Рациональное использование трудовых ресурсов в соответствии с проведением политики стимулирования роста регионального валового продукта при корректирующем воздействии инвестиционных программ и структурной политики.
Программы реструктуризации, создания рабочих мест, содействия развитию малого бизнеса, регулирования заработной платы и другие программы должны быть ориентированы, с одной стороны, на рост производительности труда, снижение излишней численности занятых на производстве, увеличение эффективной занятости, с другой стороны - на рост спроса на рабочую силу в прогрессивных в научно-техническом отношении отраслях, призванных в будущем обеспечить конкурентоспособность областной экономики.
2. Развитие качества рабочей силы должно быть направлено на достижение мировых стандартов. Это относится, например, к созданию системы аттестации и контроля качества образования, которая позволит среди прочего упорядочить структуру и количество учебных заведений, повысить степень сбалансированности структуры выпускников и потребности рынка труда.
Важнейшей составляющей повышения качества рабочей силы является развитие системы профессионального образования, а также внутрифирменного обучения и повышения квалификации работников, что особенно актуально для воссоздания и развития кадрового потенциала высококвалифицированных рабочих.
3. Решение проблемы заниженной цены труда возможно как путем развития социального партнерства, включая механизмы соглашений различных уровней, так и путем стимулирования предприятий к повышению заработной платы работников.
4. Поддержание занятости населения и снижение уровня общей безработицы.
Решение данных проблем неразрывно связано с реализацией комплекса мер по развитию трудовых ресурсов:
1. Совершенствование действующего законодательства в сфере развития трудовых ресурсов.
2. Привлечение и консолидация финансовых средств бюджетов всех уровней и других источников на реализацию политики развития трудовых ресурсов.
3. Совершенствование анализа, прогноза и мониторинга рабочей силы.
4. Разработка прогнозов профессионально-квалификационной структуры работников, занятых в отраслях экономики области.
5. Разработка механизма обеспечения потребности предприятий и организаций в выпускниках учреждений профессионального образования всех уровней.
6. Создание и внедрение в работу учреждений профессионального образования технологии содействия эффективному трудоустройству выпускников.
7. Развитие системы профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности.
8. Разработка мер стимулирования работодателей к развитию внутрифирменного обучения персонала.
Реализация Концепции предполагает разработку областной целевой комплексной программы развития трудовых ресурсов и реализацию комплекса мер, предусматривающих практические направления действий по развитию и рациональному использованию трудовых ресурсов на период до 2010 года.
Мероприятия Концепции развития трудовых ресурсов для
отраслей экономики Ивановской области на период до 2010 г.
N | Наименование мероприятия |
Срок исполне- ния |
Исполнители |
Ожидаемый результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Нормативно-правовое, организационное и информационное обеспечение развития трудовых ресурсов |
||||
1.1. | Подготовка проекта закона Ивановской области "Об областной целевой комплексной программе "Развитие трудовых ресурсов для отраслей экономики Ивановской области на период до 2010 года" |
2003 г. | Главное управление экономического развития и торговли, управление по труду и социальным вопросам, управление образования Ивановской области, ДФГСЗН, ИГТА |
создание системы целевой подготовки кадров для отраслей экономики области |
1.2. | Подготовка проекта постановления Администрации Ивановской области "О положении об организации, размещении и финансировании отраслевого заказа по подготовке и повышению квалификации кадров для отраслей экономики области" |
1-3 кварталы 2003 г. |
управление по труду и социальным вопросам, Главное управление экономического развития и торговли, управление образования, Главное финансовое управление Ивановской области, ДФГСЗН |
создание механизма подготовки кадров для предприятий и организаций области |
1.3. | Подготовка проекта постановления Администрации Ивановской области "Об отраслевом заказе по подготовке и повышению квалификации кадров для отраслей экономики Ивановской области" |
3 квартал 2003 г. |
управление по труду и социальным вопросам, Главное управление экономического развития и торговли, управление образования Ивановской области, ДФГСЗН |
создание механизма подготовки кадров для организаций и предприятий области |
1.4. | Подготовка проекта постановления Администрации Ивановской области "О создании координационного совета по подготовке и использованию кадров в Ивановской области" |
I полугодие 2003 г. |
управление образования, управление по труду и социальным вопросам Ивановской области, ДФГСЗН |
создание механизма подготовки кадров для организаций и предприятий области |
1.5. | Подготовка проекта постановления Администрации Ивановской области "О введении с 2003/2004 учебного года в школах и учебных заведениях профессионального начального, среднего и высшего профессионального образования изучения правовых и экономических основ занятости населения, обучения навыкам поиска работы" |
2003-2010 гг. |
управление образования Ивановской области, ДФГСЗН |
улучшение состояния рынка труда |
1.6. | Подготовка проекта постановления Администрации Ивановской области "О развитии и совершенствовании профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ и незанятого населения в Ивановской области" |
2003-2010 гг. |
управление образования Ивановской области, ДФГСЗН |
профессиональная ориентация учащихся и незанятого населения |
1.7. | Разработка программ (концепций) развития трудовых ресурсов муниципальных образований Ивановской области на период до 2010 года |
2003-2004 гг. |
администрации муниципальных образований, управление по труду и социальным вопросам Ивановской области |
создание системы целевой подготовки кадров для отраслей экономики |
1.8. | Создание банка данных о потребности предприятий и организаций области в подготовке, переподготовки и повышении квалификации кадров |
ежегодно до 1 марта начиная с 2004 г. |
управление по труду и социальным вопросам, Главное управление экономического развития и торговли Ивановской области, отраслевые управления, органы местного самоуправления (по согласованию), предприятия и организации (по согласованию) |
развитие персонала организаций |
1.9. | Формирование заказа по подготовке кадров по: - территориям, - отраслям, - профессиям и специальностям, - видам обучения (подготовке, переподготовке, повышению квалификации) |
ежегодно до 1 мая начиная с 2004 г. |
управление по труду и социальным вопросам, Главное управление экономического развития и торговли Ивановской области, отраслевые управления, ДФГСЗН, органы местного самоуправления, предприятия и организации (по согласованию) |
создание информационной базы |
1.10. | Размещение отраслевого заказа по подготовке кадров в учебных заведениях области с заключением договоров на профессиональное обучение |
ежегодно с 1 июля 2004 г. |
управление образования Ивановской области, координационный совет по подготовке и использованию кадров в Ивановской области |
улучшение управления подготовкой кадров |
1.11. | Разработка положения "Об областном центре содействия развитию персонала на производстве при Ивановской государственной текстильной академии" |
III квартал 2003 г. |
Главное управление экономического развития и торговли Главное финансовое управление, управление по труду и социальным вопросам, управление образования Ивановской области, ДФГСЗН, ИГТА, союз промышленников и предпринимателей Ивановской области, отраслевые ассоциации. |
улучшение управления подготовкой кадров |
1.12. | Создание единой областной информационной базы вакантных рабочих мест |
2003-2010 гг. |
управление промышленности, науки и технологии, ДФГСЗН |
создание информационной базы |
1.13. | Организация и проведение отраслевых и региональных конкурсов "Лучший по профессии". |
ежегодно | отраслевые управления Ивановской области, союз промышленников и предпринимателей области, отраслевые ассоциации, органы местного самоуправления, Ивановс-кое областное отраслевое объединение профсоюзов |
повышение качес-тва персонала |
1.14. | Подготовка и выпуск спе-циализированных публикаций в СМИ по вопросам развития трудовых ресурсов, работы с персоналом (по мере необходимости) |
постоянно с I полугодия 2003 г. |
управление печати и информации, управление по труду и социальным вопросам Ивановской области, отраслевые управления, органы местного самоуправления. |
информирование заинтересованных организаций |
2. Развитие системы подготовки кадров для отраслей экономики области |
||||
2.1. | Совершенствование системы начального профессионального образования с учетом потребностей рынка труда и отраслевого заказа на подготовку рабочих кадров для отраслей экономики Ивановской области |
II полугодие 2003г. |
управление образования Ивановской области, ДФГСЗН. |
улучшение качества подготовки персонала |
2.2. | Определение базы для прохождения учебно-производствен- ной практики учащимися общеобразовательных школ |
2003-2010 гг. |
Главное управление экономического развития и торговли, управление образования Ивановской области, ДФГСЗН, союз промышленников и предпринимателей об-ласти |
профессиональная ориентация школьников |
2.3. | Реализация на базе лицензированных учебных заведений специализированных программ для подготовки: - руководителей, финансовых и управленческих кадров, их резерва; - специалистов, их резерва; - предпринимателей малого и среднего бизнеса; - мастеров |
2003-2010 гг. |
управление образования Ивановской области, отраслевые управления, центр содействия развитию персонала. |
подготовка руководителей различного уровня |
2.4. | Обобщение положительного опыта организации внутрифирменного обучения в ОАО "Кранэкс", ОАО "ЗИМА", на других предприятиях и организациях |
II полугодие 2003 г. |
управление промышленности, науки и технологий, управление по труду и социальным вопросам Ивановской области, отраслевые ассоциации. |
распространение передового опыта |
2.5. | Совершенствование системы профориентации и трудового обучения школьников через создание профильных и специализированных классов, учебных производств |
2003-2010 гг. |
управление образования Ивановской области, ДФГСЗН (по согласованию), союз промышленников и предпринимателей об-ласти (по согласованию), отраслевые ассоциации |
профессиональная ориентация школьников |
2.6. | Содействие учреждениям начального профессионального образования в комплектовании контингента обучаемых по рабочим профессиям, востребованным на региональном рынке труда, в т. ч. из числа незанятой молодежи, не имеющей профессии |
2003-2010 гг. |
комитет по делам молодежи Ивановской области |
подготовка рабочих кадров |
2.7. | Содействие развитию сети специализированных молодежных центров и служб по профориентации и трудоустройству молодежи |
2003-2010 гг. |
комитет по делам молодежи, управление образования Ивановской области |
содействие трудоустройству молодежи |
3. Изучение рынка труда Ивановской области | ||||
3.1. | Анализ социально- демографической ситуации и разработка прогноза численности трудовых ресурсов |
ежегодно 2003-2010 гг. |
управление по труду и социальным вопросам, Главное управление экономического развития и торговли Ивановской области, ДФГСЗН (по согласованию), областной комитет государственной статистики (по согласованию). |
государственное регулирование рынка труда |
3.2. | Проведение мониторинга рынка профессий и рабочих мест |
ежегодно 2003-2010 гг. |
Главное управление экономического развития и торговли, управление промышленности, науки и технологии, управление образования, управление по труду и социальным вопросам Ивановской области. |
государственное регулирование рынка труда |
3.3. | Разработка мероприятий по повышению качества и эффективности использования рабочей силы на предприятиях и в организациях. Возрождение системы внутрипроизводственно- го обучения |
ежегодно 2003-2010 гг. |
союз промышленников и предпринимателей Ивановской области, управление по труду и социальным вопросам Ивановской области, отраслевые ассоциации, предприятия, организации (по согласованию) |
улучшение управления персоналом |
Справка о состоянии законодательства, нормативно-правового и
методико-информационного обеспечения разработки концепции
1. Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ, от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ, от 30 апреля 1999 г. N 85-ФЗ, 17 июля 1999 г. N 175-ФЗ, от 20 ноября 1999 г. N 195-ФЗ, от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ, от 29 декабря 2001 г. N 188-ФЗ, от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 декабря 1997 г. N 20-П);
2. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в ред. Федеральных законов от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ, от 16 ноября 1997 г. N 144-ФЗ, от 20 июля 2000 г. N 102-ФЗ, 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ, от 13 февраля 2002 г. N 20-ФЗ, от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ, от 25 июня 2002 г. N 71-ФЗ, от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 октября 2000 г. N 13-П, Федеральными законами от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ, от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ);
3. Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в ред. Федеральных законов от 10 июля 2000 г. N 92-ФЗ, от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ, от 25 июня 2002 г. N 71-ФЗ, изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 декабря 1999 г. N 19-П, от 24 октября 2000 г. N 13-П, Федеральными законами от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ, от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ);
4. Федеральный закон Российской Федерации от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования";
5. Закон Ивановской области от 20 июня 2001 г. N 31-ОЗ "О программе содействия занятости населения Ивановской области на 2001 год и основных направлениях до 2003 г.";
6. Закон Ивановской области от 25 июля 2001 г. N 53-ОЗ "Об утверждении Программы кадрового обеспечения сельского хозяйства Ивановской области на 2001-2005 годы";
7. Закон Ивановской области от 21 мая 2002 г. N 27-ОЗ "О программе развития образования Ивановской области до 2005 года";
8. Постановление Администрации Ивановской области от 19 июня 2002 г. N 59-па "О программе "Экономическое и социальное развитие Ивановской области на 2003-2007 годы";
9. Распоряжение Главы Администрации Ивановской области от 8 августа 2002 г. N 982-р "О Стратегии развития Ивановской области до 2010 года";
10. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. N 393 "О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года";
11. Методические рекомендации по разработке региональных программ содействия организациям в профессиональном развитии персонала (постановление Минтруда России от 12 января 2001 г. N 4);
12. Методические рекомендации по организации прогнозирования потребности в подготовке кадров рабочих и специалистов в образовательных учреждениях начального профессионального образования с учетом территориальных и отраслевых особенностей рынка труда, складывающейся демографической ситуации, а также потенциальных возможностей образовательных учреждений (письмо Минобразования России от 31 января 2002 г. N 56/19);
13. Балансы трудовых ресурсов за 1992-2001 г. г. (Ивановский областной комитет государственной статистики);
14. Банк данных о наличии и потребности в трудовых ресурсах, представленными предприятиями области (Управление по труду и социальным вопросам Ивановской области);
15. Прогноз потребности в специалистах с высшим профессиональным образованием по очной форме обучения на 2003-2010 годы (управление образования Ивановской области);
16. Прогноз социально-трудовой сферы на период до 2005 г., (Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Москва, 2002);
17. Прогноз социально-экономического развития Ивановской области на 2003 год и до 2005 года (Главное управление экономического развития и торговли Ивановской области);
18. Прогноз численности населения Ивановской области до 2010 года (Ивановский областной комитет государственной статистики);
19. Проект программы развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Ивановской области на 2001-2006 годы;
20. Статистический сборник "Социально-экономическое положение Ивановской области" (Ивановский областной комитет государственной статистики);
21. Социально-экономические показатели России за 9 месяцев 2002 г. Справочно-информационный сборник "Цены и рынок". Книга 17 за 2002 г., Москва, 2002 г.;
22. Научные статьи и другие публикации научного и научно-методического характера по тематике трудовых ресурсов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция развития трудовых ресурсов для отраслей экономики Ивановской области на период до 2010 г. (одобрена протоколом заседания Администрации Ивановской области от 18 декабря 2002 г. N 18)
Текст концепции официально опубликован не был