Указ Губернатора Ивановской области
от 14 ноября 2002 г. N 227-УГ
"О порядке организации мероприятий
по предупреждению и ликвидации разливов нефти
и нефтепродуктов на территории Ивановской области"
В целях обеспечения эффективности проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Ивановской области в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" постановляю:
1. Утвердить Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Ивановской области (приложение 1) и изменения и дополнения к указу Губернатора Ивановской области от 31.08.2001 N 223-УГ "Об утверждении Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Ивановской области" (Собрание законодательства Ивановской области, N 17 (179), 17.09.2001, приложение 2).
2. Рекомендовать главам муниципальных образований до 1 января 2003 года:
создать реестр предприятий и организаций, осуществляющих транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов, независимо от их организационно-правовой формы;
определить решением администрации муниципального образования на основании настоящих Правил порядок организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории города (района);
обязать предприятия и организации, расположенные на территории муниципального образования и осуществляющие транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов, внести с учетом настоящего указа изменения в планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
3. Контроль за исполнением настоящего указа возложить на заместителя Главы Администрации Ивановской области Старикова В.А.
Губернатор Ивановской области |
В.И.Тихонов |
Утверждены
Губернатора
Ивановской области
от 14 ноября 2002 г. N 227-УГ
(приложение 1)
Правила
организации мероприятий по предупреждению
и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
на территории Ивановской области
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" и устанавливают требования к организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуются - мероприятия), направленных на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду.
Организация мероприятий осуществляется органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов (далее именуются - организации).
2. В организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий разрабатывается план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуется - план), согласованный в установленном порядке.
3. Организации обязаны:
создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством РФ, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке;
немедленно оповещать Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по Ивановской области, администрацию города (района) о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовать работу по их локализации и ликвидации;
иметь резервы финансовых средств и материально-технических ресурсов для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
обучать работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов;
содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и снижение масштабов опасности их последствий;
принимать меры по охране жизни и здоровья работников в случае разлива нефти и нефтепродуктов;
разрабатывать декларацию промышленной безопасности опасных производственных объектов;
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте;
допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
иметь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта;
создавать и поддерживать в готовности системы обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов, а также системы связи и оповещения.
4. С целью определения необходимого состава сил и средств на проведение мероприятий организациями осуществляется прогнозирование последствий разливов нефти и нефтепродуктов и обусловленных ими вторичных чрезвычайных ситуаций. Прогнозирование осуществляется относительно последствий максимально возможных разливов нефти и нефтепродуктов, на основании оценки риска, с учетом неблагоприятных гидрометеорологических условий, времени года, суток, рельефа местности, экологических особенностей и характера использования территорий.
Целью прогнозирования является определение:
возможных масштабов разливов нефти и нефтепродуктов, степени их негативного влияния на население и объекты его жизнеобеспечения, на объекты производственной и социальной сферы, а также на объекты окружающей природной среды;
границ районов повышенной опасности возможных разливов нефти и нефтепродуктов;
последовательности, сроков и наиболее эффективных способов выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
5. Планирование действий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и доведению остаточного содержания углеводородов в окружающей природной среде до допустимого уровня, отвечающего соответствующим природно-климатическим и иным особенностям территорий, целевому назначению и виду использования земель, водных объектов, участков лесного фонда, иных природных объектов, осуществляется на основе результатов прогнозирования последствий максимально возможного разлива нефти и нефтепродуктов, данных о составе имеющихся сил и средств, а также данных о профессиональных аварийно-спасательных формированиях, привлекаемых для ликвидации разливов.
Целью планирования действий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов является определение необходимого состава сил и средств для локализации разливов в сроки, указанные в пункте 6 настоящих Правил, а также для организации последующих работ по их ликвидации.
6. При поступлении сообщения о разливе нефти и нефтепродуктов время локализации разлива не должно превышать 4 часов - при разливе в акватории, 6 часов - при разливе на почве, с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации о разливе.
Руководство работами по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов осуществляет соответствующая комиссия по чрезвычайным ситуациям. Эти работы проводятся круглосуточно в любую погоду. Смена состава формирований, создаваемых организациями, проводится непосредственно на рабочих местах.
Для уточнения масштабов разливов нефти и нефтепродуктов, сложившейся обстановки и прогнозирования ее развития создаются оперативные группы специалистов соответствующего профиля.
7. Мероприятия считаются завершенными после обязательного выполнения следующих этапов:
прекращение сброса нефти и нефтепродуктов;
сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств;
размещение собранных нефти и нефтепродуктов для последующей утилизации, исключающее вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды.
Последующие работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов осуществляются в соответствии с проектами рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Указанные работы могут считаться завершенными при достижении допустимого уровня остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в почвах и грунтах, при котором:
исключается возможность поступления нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в сопредельные среды и на сопредельные территории;
допускается использование земельных участков по их основному целевому назначению (с возможными ограничениями) или вводится режим консервации, обеспечивающий достижение санитарно-гигиенических нормативов содержания в почве нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) или иных установленных нормативов в процессе самовосстановления почвы (без проведения дополнительных специальных ресурсоемких мероприятий);
обеспечивается возможность целевого использования водных объектов без введения ограничений.
8. Сбор и обмен информацией о разливах нефти и нефтепродуктов, а также своевременное оповещение населения о связанных с ними чрезвычайных ситуациях осуществляются в соответствии с действующим законодательством.
9. Отчет о завершении работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также предложения по реабилитации территорий и других загрязненных объектов подготавливается комиссией по чрезвычайным ситуациям территориального объединения, на территории которого произошел разлив нефти и нефтепродуктов, с участием, при необходимости, работников Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, управления сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области, Ивановского отдела управления Верхне-Волжского округа Госгортехнадзора России, Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ивановской области, Ивановского областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Отчет и предложения комиссии представляются в Администрацию Ивановской области.
Утверждены
Губернатора
Ивановской области
от 14.10.2002 N 227-УГ
(приложение 2)
Изменения и дополнения
к указу Губернатора Ивановской области от 31.08.2001 N 223-УГ
"Об утверждении Основных требований к разработке планов
по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти
и нефтепродуктов на территории Ивановской области"
1. Пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:
"стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов - 100% объема максимальной емкости одного объекта хранения".
2. Пункт 3.2. изложить в следующей редакции:
"3.2. Порядок рассмотрения планов.
3.2.1. Планы организаций, перечисленных в п.3.1.2., согласуются в Главном управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ивановской области, в управлении Верхне-Волжского округа ГГТН России и утверждаются Главным управлением по делам ГО и ЧС по Ивановской области.
3.2.2. Планы организаций, перечисленных в п.3.1.3., согласуются с органом местного самоуправления и утверждаются Главным управлением по делам ГО и ЧС по Ивановской области.
3.2.3. Планы, представленные на утверждение в Главное управление по делам ГО и ЧС по Ивановской области, подлежат экспертизе экспертной организацией по решению Главного управления ГО и ЧС. Не допускается проведение экспертной оценки планов организациями, участвовавшими в их разработке.
3.2.4. Экспертная оценка проводится на основании договора между экспертной организацией и организацией, представляющей план на утверждение.
3.2.5. Срок проведения экспертной оценки не должен превышать одного месяца со дня поступления на расчетный счет экспертной организации финансовых средств на проведение экспертизы планов, в соответствии с заключенным договором.
3.2.6. В случае отрицательного заключения по итогам экспертной оценки и несогласия с выводами экспертного заключения руководитель организации, разработавшей проект плана, имеет право обратиться в МЧС России с заявлением. Заявление оформляется на бланке организации, разработавшей проект плана, и подписывается ее руководителем. Комплект документов, прилагаемых к заявлению, включает в себя:
проект плана;
экспертное заключение, утвержденное начальником Главного управления по делам ГО и ЧС и заверенное печатью.
Результаты рассмотрения заявления сообщаются заявителю не позднее одного месяца после поступления заявления.
3.2.7. На основании экспертного заключения Главным управлением по делам ГО и ЧС готовятся предложения об утверждении плана.
3.2.8. Экспертное заключение должно быть конкретным, объективным, доказательным и аргументированным. Формулировки выводов должны иметь однозначное толкование. Анализ разделов плана и замечания по ним должны сопровождаться ссылками на конкретные требования нормативных правовых документов.
Экспертное заключение должно содержать следующую информацию:
наименование экспертного заключения (с указанием полного наименования проекта плана);
краткую характеристику представленного на экспертизу материала;
сведения о полноте представленной информации по всем разделам проекта плана;
сведения о максимально возможном объеме разлившейся нефти и нефтепродуктов;
оценку экологических последствий разлива нефти и нефтепродуктов до и после проведения работ по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;
сведения о необходимом количестве сил и средств, достаточных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов;
сведения о готовности организации к ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов и необходимости привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;
выводы."
3. Абзац второй пункта 6 изложить в следующей редакции:
"Отчет о проведении работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен содержать следующие сведения:
причина и обстоятельства разливов нефти и нефтепродуктов;
описание и оценка действий органов управления при устранении источника утечки, локализации и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов;
оценка эффективности сил и специальных технических средств, применяемых в ходе работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
затраты на проведение работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию нефти и нефтепродуктов и последующую реабилитацию территории;
расходы на возмещение (компенсацию) ущерба, нанесенного водным биологическим ресурсам, источники финансирования;
уровень остаточного загрязнения территорий после выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
состояние технологического оборудования организации, наличие предписаний надзорных органов об устранении недостатков его технического состояния, нарушений норм и правил промышленной безопасности;
предложения по дополнительному оснащению формирований (подразделений) организации и профессиональных аварийно-спасательных формирований (служб).
Указанный отчет с приложением к нему необходимых карт (планов), расчетов, графиков, других справочных материалов хранится в комиссии по чрезвычайным ситуациям области не менее пяти лет.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Губернатора Ивановской области от 14 ноября 2002 г. N 227-УГ "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Ивановской области"
Текст указа опубликован в "Собрании законодательства Ивановской области" от 29 ноября 2002 г., N 22 (208)
Указом Губернатора Ивановской области от 2 ноября 2023 г. N 105-УГ настоящий документ признан утратившим силу с 3 ноября 2023 г.