Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
Законодательного Собрания
Ивановской области
от 26 декабря 2002 г. N 487
Решение коллегии контрольно-счетной палаты Ивановской области
от 24 сентября 2002 г. N 7/2
"Об использовании бюджетных средств,
предусмотренных на финансирование областной
целевой программы "Молодежь Ивановской
области" (2001-2005 г.г.) за 2001 г."
Рассмотрев справку контрольно-счетной палаты Ивановской области (КСП) по результатам тематической документальной проверки целевого и эффективного использования комитетом Ивановской области по делам молодежи бюджетных средств, предусмотренных на финансирование социальных программ за 2001 год: "Молодежь Ивановской области" (2001 - 2005 годы), "Одаренные дети" (2001 - 2003 годы); "возражения" комитета Ивановской области по делам молодежи к указанной выше справке, представленные письмом от 29 июля 2002 г. N 4-09-95; комментарий КСП к "возражениям" комитета; на основании статьи 15 Закона Ивановской области "О контрольно-счетной палате" от 20 ноября 1997 г. N 31-ОЗ (в действующей редакции) и в соответствии с Положением о контрольно-счетной палате, утвержденным постановлением Законодательного Собрания Ивановской области от 22 января 1998 г. N 27, коллегия контрольно-счетной палаты решила:
1. Утвердить справку контрольно-счетной палаты по результатам тематической документальной проверки целевого и эффективного использования комитетом Ивановской области по делам молодежи бюджетных средств, предусмотренных на финансирование социальных программ за 2001 год: "Молодежь Ивановской области" (2001 - 2005 годы), "Одаренные дети" (2001 - 2003 годы). Принять к сведению "возражения" комитета Ивановской области по делам молодежи к указанной выше справке, представленные письмом от 29 июля 2002 г. N 4-09-95, в части пунктов 3, 5, 18, 19, а также абзаца 1 пункта 24, абзаца 1 пункта 29, и комментарий КСП к "возражениям" комитета по названной выше справке.
2. Отметить, что в ходе проверки, проведенной контрольно-счетной палатой, установлено следующее:
2.1. Программой "Молодежь Ивановской области", утвержденной Законом Ивановской области от 10 июля 2001 г. N 39-ОЗ, в 2001 - 2005 годах предусматривалось получить на цели программы из областного бюджета 15976 тыс.руб., в том числе на 2001 год 2669,2 тыс.руб. (форма расходов не указывалась). Кроме того, на финансирование мероприятий программы в 2001 - 2005 годах планировалось привлечь средства федерального бюджета в сумме 4586 тыс.руб., распределение по годам указанной суммы не было произведено. Программой распределение источников финансирования (в том числе и средств областного бюджета) по конкретным получателям не произведено, экономическое содержание расходов на мероприятия программы не расшифровано.
Закон Ивановской области от 10 июля 2001 г. N 39-ОЗ, которым была утверждена программа "Молодежь Ивановской области" на период 2001 - 2005 годы, не предусматривал составления и представления какой-либо отчетности по выполнению мероприятий программы. Показатели, характеризующие результаты программы, определенные программой, являются в большинстве макроэкономическими, их изменение зависит не только от выполнения мероприятий программы "Молодежь Ивановской области", но и от множества других объективных и субъективных социальных, политических и экономических факторов. В связи с изложенным выше оценить результаты исполнения рассматриваемой программы по предложенным критериям не представилось возможным.
2.2. Законом Ивановской области "Об областном бюджете на 2001 год" (в действующей редакции) на финансирование программы "Молодежь Ивановской области" предусмотрено 1716,8 тыс.руб. в виде текущих расходов за счет основных доходов областного бюджета и планировалось выделить 471,8 тыс.руб. - за счет дополнительных доходов областного бюджета (экономическое содержание дополнительных ассигнований не указано). Какие-либо сведения о получателях средств областного бюджета, предусмотренных на финансирование программы, и направлениях их использования в Законе "Об областном бюджете на 2001 год" отсутствуют. В сводной бюджетной росписи областного бюджета на 2001 год, представленной в контрольно-счетную палату, расходы на финансирование программы "Молодежь Ивановской области" отдельной строкой ни по одному Главному распорядителю, распорядителю и получателю бюджетных средств не указаны. Получателем указанных средств в 2001 году, как установлено в ходе проверки, являлся комитет Ивановской области по делам молодежи.
Кроме того статьей 12 этого же Закона предусматривалось выделить субвенции на реализацию программы "Молодежь Ивановской области" в части организации работы с детьми по месту жительства в сумме 400 тыс. руб. Распределение указанных субвенций было произведено приложением N 5 названного Закона по 15 муниципальным образованиям области.
2.3. За 2001 год средства областного бюджета в рамках программы по комитету Ивановской области по делам молодежи были исполнены в сумме 1311 тыс.руб., или 76,3 % к назначениям, утвержденным областным бюджетом на 2001 год, что с учетом округления соответствует отчету об исполнении областного бюджета за 2001 год, представленному областным финансовым управлением.
Кроме того 15-ти муниципальным образованиям Ивановской области в 2001 году из областного бюджета были выделены субвенции на реализацию программы "Молодежь Ивановской области" в части организации работы с детьми по месту жительства в сумме 400 тыс.руб. Принять к сведению, что использование указанных средств будет проанализировано КСП при проведении внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета за 2001 год.
2.4. При формировании областного бюджета на 2001 год и исполнении его расходов, при финансировании областной целевой программы "Молодежь Ивановской области" нарушен ряд статей БК РФ, Бюджетного кодекса Ивановской области (БК Ивановской области) и бюджетного законодательства:
- по отношению к средствам областного бюджета, предусмотренным на финансирование программы, не определены главные распорядители и получатели бюджетных средств (ст. 25 БК РФ и ст. 18 БК Ивановской области);
- в сводной бюджетной росписи областного бюджета на 2001 год отсутствуют данные о бюджетных назначениях на финансирование расходов программы (ст.38 БК РФ);
- экономическое содержание расходов на финансирование мероприятий программы определено недостаточно подробно, в областном бюджете на 2001 год отсутствовало указание подгруппы, предметной статьи, подстатьи, элемента таких расходов (ст.38 БК РФ);
- не использована возможность детализации расходов на финансирование программы, предусмотренная статьей 1 Федерального закона "О бюджетной классификации РФ" от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ (в действующей редакции);
- основной исполнитель программы - комитет Ивановской области по делам молодежи не включил в состав своей сметы доходов и расходов средства, предусмотренные бюджетом и бюджетной росписью по подразделу 1803 "Молодежная политика", в расходах которого были учтены средства на реализацию программы (ст. 161 БК РФ), а Главное финансовое управление Ивановской области (как орган, исполняющий бюджет) осуществляло расходование средств областного бюджета по данному подразделу на финансирование мероприятий программы с несоблюдением процедуры подтверждения исполнения денежных обстоятельств, установленной ст.226 БК РФ.
В ходе проверки комитетом представлена только смета расходов на 2001 год на собственное содержание комитета по подразделу 0103 "Функционирование исполнительных органов государственной власти" на сумму 715,5 тыс.руб., не учитывающая расходы комитета, предусмотренные бюджетной росписью по средствам областного бюджета на 2001 год по подразделу 1407 "Прочие расходы в области образования" на "финансирование мероприятий по организации оздоровительной кампании детей и подростков" (вид расходов 319) на сумму 950 тыс.руб. и расходы по подразделу 1803 "Молодежная политика" на "прочие учреждения и мероприятия в области социальной политики" (вид расходов 323) на сумму 1917,2 тыс.руб. Отдельные сметы расходов по комитету по подразделам 1407 и 1803 также отсутствуют.
2.5. На основании выборочно проверенных за январь, февраль, март, декабрь 2001 года документов, связанных с финансированием комитетом 80 мероприятий, из которых 78 отнесены комитетом к мероприятиям программы "Молодежь Ивановской области" и 2 мероприятия к программе "Одаренные дети", расходование средств областного бюджета комитетом Ивановской области по делам молодежи можно охарактеризовать следующим образом:
- В 34 случаях финансирования мероприятий программы "Молодежь Ивановской области" на общую сумму 125217,31 руб. из рассмотренных 78 отсутствовали сметы расходов, утвержденные в установленном порядке, или указывалась общая сумма предполагаемых затрат без расшифровки сумм по направлениям расходования. В большинстве случаев (не менее 70%) представленные сметы на финансирование рассмотренных 78 мероприятий составлены не работниками комитета по делам молодежи и не прошли процедуру согласования в комитете. Какие-либо документы, свидетельствующие о согласовании данных расходов с председателем или другими работниками комитета, в ходе проверки не представлены.
- В отдельных случаях (среди рассмотренных в справке КСП) на общую сумму 29911,75 руб. имела место замена одних расходов другими, то есть финансирование производилось на одни цели, а организация, получившая бюджетные средства, отчитывалась за другие расходы без уточнения сметы.
- Комитет произвел расходование бюджетных средств на сумму 18370 руб. (из случаев, рассмотренных в справке КСП) не в соответствии с их экономическим содержанием. За счет средств областного бюджета в рамках программы "Молодежь Ивановской области" по приказам председателя комитета Жубаркина С.В. неоднократно оказывалась материальная помощь или производилось премирование различных физических лиц, не являвшихся работниками комитета. Средства перечислялись организациям для выдачи или выдавались непосредственно из кассы комитета. При этом все указанные расходы проведены по коду 111040 "Прочие текущие расходы", а не по коду 110100 "Оплата труда" и коду 130300 "Трансферты населению", как следует из их экономического содержания, согласно Федеральному закону от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ (в действующей редакции).
- Комитет по делам молодежи в 2001 году за счет средств областного бюджета в рамках программы "Молодежь Ивановской области" финансировал редакцию газеты "Прямая речь" на организацию подписки для молодежных организаций в общей сумме 10140 руб., что не предусмотрено программой. Согласно представленным копиям подписных квитанций на газету "Прямая речь" на 2 полугодие 2001 года подписка за счет средств областного бюджета произведена на физических лиц по несколько комплектов (от 4-х до 20-ти) по 20 адресам в 19 городах и поселках Ивановской области.
- Комитетом по делам молодежи за счет средств областного бюджета в 2001 году в рамках программы "Молодежь Ивановской области" профинансированы мероприятия по празднованию 83-летия комсомола, проведению слета пионерии, не предусмотренные программой, и перечислены средства на проведение отдельными общественными организациями их внутренних организационных мероприятий на общую сумму 40235 руб. . При этом в ходе проверки не представлен порядок и критерии отбора общественных организаций для оказания им государственной поддержки за счет средств областного бюджета.
- За счет средств областного бюджета, предусмотренных на финансирование мероприятий программы, комитетом на общую сумму 14745,14 руб. были произведены расходы на собственное содержание, включающие оплату услуг связи ОАО "Ивтелеком-сервис" в сумме 1315,14 руб., командировочных расходов работника комитета Зябловой О.А. в сумме 5000 руб. (поездка в г.Ганновер для участия в переговорах о сотрудничестве между Ивановской областью и г.Ганновер), оплату организационного взноса за председателя комитета Жубаркина С.В. в сумме 2250 руб. за участие в зональном совещании руководителей органов управления образованием субъектов РФ в г.Суздале. За счет расходов по подразделу 1803 комитетом были профинансированы изготовление методических материалов для итоговой коллегии комитета в сумме 3000 руб. и проведение итоговой коллегии комитета в сумме 3180 руб..
Почти все решения, по финансированию мероприятий в рамках программы "Молодежь Ивановской области", повлекшие нецелевое использование средств областного бюджета на общую сумму 238619,2 руб. (125217,31 + 29911,75 + 18370 + 10140 + 40235 + 14745,14) были приняты лично председателем комитета Ивановской области по делам молодежи Жубаркиным С.В. и оформлены приказами по комитету. Решение по премированию отдельной группы журналистов Ивановской области за освещение молодежной тематики в средствах массовой информации на общую сумму 4000 руб. было принято конкурсной комиссией по итогам соответствующего конкурса 2000 года и оформлено приказом по комитету за подписью Жубаркина С.В..
2.6. На основании положения о комитете, закона об утверждении программы, закона о бюджете комитет Ивановской области по делам молодежи был наделен правом распоряжения бюджетными средствами на цели программы. Однако функции по организации и проведению мероприятий программы и соответственно право распоряжения бюджетными средствами, предусмотренными на программу, передавалось комитетом общественным организациям, частным коммерческим организациям, учреждениям образования областной и муниципальной собственности, администрациям городов и районов Ивановской области. Фактически комитетом по собственной инициативе был увеличен перечень получателей средств областного бюджета, которые в соответствии со ст. 162 БК РФ не являлись таковыми и на которых, соответственно, не распространялись обязанности получателей бюджетных средств, в частности по своевременному представлению отчета и иных сведений об использовании бюджетных средств (ст. 163 БК РФ). Однако эти так называемые получатели имели право распоряжаться бюджетными средствами, переданными им комитетом:
2.6.1. КСП проанализированы 110 договоров бюджетного финансирования, заключенных комитетом Ивановской области по делам молодежи со сторонними лицами и органами в 2001 году. Предметом договора в проанализированных договорах названа, как правило, реализация подпрограмм и разделов областных целевых программ "Молодежь Ивановской области"(2001 - 2005 гг.) и "Одаренные дети"(2001 - 2003 гг.). Определены исполнители данных договоров. При этом обязанности исполнителей по выполнению договоров не конкретизированы и не оговорены указанными договорами и приложенными к ним сметами. В результате по представленным договорам невозможно определить конкретную цель финансирования. Имеются замечания по оформлению рассмотренных в ходе проверки отдельных договоров: некоторые договора не скреплены печатями сторон; не указан юридический адрес и другие реквизиты исполнителей; отсутствуют идентификационные номера сторон, как налогоплательщиков; приложенные к договорам сметы расходов не соответствуют предмету договора и другие замечания.
2.6.2. Представленные комитетом Ивановской области по делам молодежи акты сдачи-приемки выполненных работ без даты и номера к указанным выше договорам, как правило, констатируют, что (дословно) "предмет договора удовлетворяет условиям договора", и не указывают выполнены ли исполнителем данные договоры. То есть комитетом фактически не подтверждены факты выполнения договорных обязательств по договорам бюджетного финансирования, но бюджетные средства перечислялись исполнителям договоров в предусмотренном договорами объеме.
2.6.3. Из 80 случаев финансирования комитетом по делам молодежи указанных выше мероприятий в рамках программ "Молодежь Ивановской области" и "Одаренные дети", рассмотренных КСП в ходе проверки, в 20-ти случаях получателями средств областного бюджета являлись общественные организации, в одном случае - религиозная организация, в 4-х - организации федеральной собственности, в 24-х - организации областной собственности (включая сам комитет), в 17-ти - организации муниципальной собственности, в 9-ти - физические лица (включая работников комитета), в 5-ти - частные коммерческие организации.
2.6.4. Соответственно средства областного бюджета передавались данным организациям, несмотря на то, что большинство из них не являлись получателями средств областного бюджета и для учета средств областного бюджета, как правило, не имели отдельных счетов в учреждениях ЦБ РФ в Ивановской области, открытых в установленном порядке. Средства областного бюджета, как правило, перечислялись комитетом непосредственно со своего бюджетного счета на счета указанных организаций, в том числе открытых в коммерческих банках. Все это является нарушением статей 155, 240 БК РФ.
2.6.5. При принятии комитетом от организаций отчетов об использовании средств в рамках программы рассматривались в основном только копии первичных документов, характеризующих их использование.
2.7. Комитет Ивановской области по делам молодежи в нарушение ст. 161 БК РФ не включил в состав своей сметы доходов и расходов средства, предусмотренные бюджетом и бюджетной росписью на 2001 год на финансирование расходов по подразделу областного бюджета 1803 "Молодежная политика". При этом в нарушение ст.226 БК РФ Главное финансовое управление Ивановской области (как орган, исполняющий бюджет) осуществляло в 2001 году расходование средств областного бюджета по указанному подразделу с несоблюдением процедуры подтверждения исполнения денежных обязательств. В нарушение ст.70 БК РФ при отсутствии утвержденной в установленном порядке сметы комитет за счет полученных бюджетных средств осуществил расходы на финансирование мероприятий программ "Молодежь Ивановской области" и "Одаренные дети" на общую сумму 1511,6 тыс.руб. (1311 + 200,6) (ст. 161 БК РФ). В связи с изложенным выше , на основании статьи 289 БК РФ, вся сумма указанных средств 1511,6 тыс.руб. использована комитетом Ивановской области по делам молодежи не по целевому назначению, так как направление и использование средств не соответствует условиям получения указанных средств, определенным правовыми основаниями их получения.
2.8. Согласно отчету комитета за 2001 год по форме 4 ("Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам") областным комитетом по делам молодежи получено целевых средств в течение года на сумму 922000 руб. Их кассовое исполнение составило 593895 руб., или 64,4%. Соответственно остаток данных целевых средств на конец 2001 года составил 328105 руб.
2.9. Кредиторская задолженность по состоянию на начало и конец 2001 года у комитета отсутствовала. Дебиторская задолженность комитета в течение 2001 года возросла с 234,7 тыс.руб. на 1 января 2001 г. до 818,8 тыс.руб. на 1 января 2002 г., в том числе по средствам областного бюджета с 104,7 тыс.руб. до 317,4 тыс.руб.. по средствам федерального бюджета с 130 тыс.руб. до 502,4 тыс.руб. . При этом в течение 2001 года увеличилось и количество дебиторов по средствам областного бюджета с 21 до 40, по средствам федерального бюджета - с 3 до 12. Причиной образования дебиторской задолженности является несвоевременное представление в комитет отчетов об использовании бюджетных средств их получателями. График документооборота председателем комитета не утвержден.
2.10. Положением о комитете предусмотрено наличие коллегии, состав которой утверждается Главой Администрации Ивановской области по представлению комитета. Коллегия должна рассматривать важнейшие вопросы, связанные с деятельностью комитета, а ее решения должны оформляться постановлениями и реализовываться приказами председателя комитета. Деятельность данной коллегии не регламентирована никаким нормативно-правовым документом, не определены ее полномочия. В результате принимаемые коллегией решения имеют фактически лишь информационный характер, а все реальные полномочия по использованию областных бюджетных средств по подразделу "Молодежная политика", в том числе и по программе "Молодежь Ивановской области", находятся единолично у председателя комитета Ивановской области по делам молодежи.
3. Направить предложения контрольно-счетной палаты по результатам проверки комитету Ивановской области по делам молодежи, Администрации Ивановской области и Главному финансовому управлению Ивановской области.
4. Направить материалы проверки и предложения контрольно-счетной палаты по ее результатам Главе Администрации Ивановской области, в соответствии с заключенными соглашениями - в надзорные, правоохранительные и контрольные органы.
5. В соответствии со статьями 281, 282, 283, 284 и 284-1 Бюджетного кодекса РФ, в связи с установлением факта нецелевого использования комитетом Ивановской области по делам молодежи средств областного бюджета в сумме 1511,6 тыс.руб. предложить Главному финансовому управлению Ивановской области и управлению Федерального казначейства МФ РФ по Ивановской области применить к нарушителям (в том числе должностным лицам) меры принуждения и проинформировать Законодательное Собрание Ивановской области и контрольно-счетную палату Ивановской области о принятом решении в течение месяца.
6. Рассмотреть результаты тематической документальной проверки целевого и эффективного использования комитетом Ивановской области по делам молодежи бюджетных средств, предусмотренных на финансирование социальных программ за 2001 год: "Молодежь Ивановской области" (2001 - 2005 годы), "Одаренные дети" (2001 - 2003 годы) и результаты других аналогичных контрольных мероприятий, проведенных контрольно-счетной палатой в феврале - мае 2002 года, на заседании Законодательного Собрания Ивановской области по окончании тематической документальной проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, предусмотренных на финансирование социальных программ за 2001 год: "Молодежь Ивановской области" (2001 - 2005 годы), "Одаренные дети" (2001 - 2003 годы), "Дети-сироты" (2001 - 2003 годы), "Старшее поколение" (2001 - 2003 годы), "Безопасное материнство" (2001 - 2002 годы).
Председатель
контрольно-счетной палаты |
Т.Г.Огурцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.