Решение Арбитражного Суда Ивановской области
от 29 апреля 2003 г. N 758/5-1050/5
Судья арбитражного суда Ивановской области: Голиков С.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чеботаревой И.А. рассмотрев в судебном заседании объединенные в единое производство дела по иску Ивановской областной организации Общероссийской общественной организации инвалидов Союз "Чернобыль" России к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Иванове о признании частично недействительным решения от 31 января 2003 г. N11 и по иску инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Иваново к Ивановской областной организации Общероссийской общественной организации инвалидов Союз "Чернобыль" России о взыскании 4857руб. 97коп.,
при участии в заседании:
от ИОО Союз "Чернобыль" - Гуркина С.В.- заместителя председателя по доверенности от 27 марта 2003 г., Кузьмина Е.А. - юрисконсульта по доверенности от 22 октября 2002 г., Орловой Л.Ю. - главного бухгалтера по доверенности от 27 марта 2003 г.
от ИМНС - Аладьиной О.Ю. - специалиста 1 категории по доверенности от 4 января 2003 г., Котляровой С.В. - старшего госналогинспектора по доверенности от 2 апреля 2003 г.
установил:
Ивановская областная организация Общероссийской общественной организации инвалидов Союз "Чернобыль" России (далее по тексту - ИОО СЧР) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с иском к Инспекции МНС РФ по г. Иванове (далее по тексту ИМНС) о признании частично недействительным Решения ИМНС N 11 от 31 января 2003 г., на основании которого истцу доначислен налог на имущество за 2001 г. в сумме 24289руб. 84коп., пени по налогу на имущество в сумме 7540руб. 13коп., ИОО СЧР привлечена к налоговой ответственности на основании статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в сумме 4857руб. 97коп., на основании статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 813руб. 54коп.
Инспекция МНС РФ по г. Иванове обратилась со встречным иском о взыскании с ИОО СЧР санкций в сумме 5671руб. 51коп.
В ходе судебного разбирательства в порядке статьи 49 АПК РФ представители ИОО СЧР уточнили свои исковые требования и просили признать недействительным решение ИМНС N11 от 31 января 2003 г. в части доначисления налога на имущество в сумме 24289руб. 84коп., пени по налогу на имущество в сумме 7540руб., санкций в сумме 4857руб. 97коп. С суммой штрафа - 813руб. 54коп. истец согласен, на момент вынесения решения судом штраф уплачен в бюджет.
В порядке 49 АПК РФ Инспекция МНС РФ по г. Иванове уточнила встречные исковые требования и просила суд взыскать с ИОО СЧР санкции в сумме 4857руб. 97коп.
Суть исковых требований ИОО СЧР состоит в следующем. Истец является общественной организацией инвалидов, среди членов которой инвалиды составляют более 80%. В соответствии с пунктом "и" статьи 4 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" истец, по его мнению, освобожден от уплаты налога на имущество, следовательно, доначисление ИМНС налога на имущество, пени, привлечение к налоговой ответственности за неуплату налога на основании решения N11 от 31 января 2003 г. является незаконным. Так как филиал N2 "Текстиль" и филиал N3 "Кохомский лен", согласно устава ИОО Союз "Чернобыль", являются обособленными подразделениями, а не юридическими лицами, осуществляют функции, направленные на достижение уставных целей общественной организации, то льготы по налогу на имущество распространяются и на филиалы.
ИМНС РФ по г. Иванове с исковыми требованиями истца не согласна, считает, что истец неверно толкует норму закона п. "и" ст. 4 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий". В целях получения льготы наличие в общем числе работников организации не менее 50% инвалидов, является обязательным и для общественных организаций инвалидов. Так как численность инвалидов составила менее 50% от среднесписочной численности работников ИОО СЧР, использование организацией льготы, предусмотренной пунктом "и" статьи 4 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" является неправомерным.
Заслушав представителей сторон и рассмотрев документы, имеющиеся в материалах дела, суд установил.
ИМНС проведена выездная налоговая проверка ИОО СЧР по вопросам соблюдения налогового законодательства за 2001 год. В результате проверки налоговым органом выявлен факт неуплаты налога на имущество за 2001г. в сумме 24289руб. 84коп., в результате неправомерного применения льготы по налогу на имущество: в среднесписочной численности работников в целом по организации с учетом филиалов и структурных подразделений инвалиды составляют 0.16%, что менее 50%. Факты нарушения налогового законодательства отражены в акте проверки от 30 декабря 2002 г. N 920. На основании материалов проверки руководителем ИМНС вынесено решение N11 от 31 января 2003 г. о привлечении ИОО СЧР к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату налога на имущество в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в сумме 4857руб. 97коп. и взыскании с ИОО СЧР суммы неуплаченного налога на имущество в сумме 24289руб. 84коп., пени за несвоевременную уплату налога в сумме 7540руб. 13коп.
Ивановская областная организация Общероссийской общественной организации инвалидов Союз "Чернобыль" России создана 16 мая 1992г. под названием Ивановский областной союз "Чернобыль", зарегистрирована Управлением юстиции Ивановской области за N43 от 18 июня 1992 г. В связи с вхождением в состав Общероссийской общественной организации инвалидов Союз "Чернобыль" России на основании решения 4-й конференции от 6 марта 1999 г. организация утвердила новое название - Ивановская областная организация Общероссийской общественной организации инвалидов Союз "Чернобыль" России и устав в новой редакции. Государственная регистрация общественного объединения в новой редакции проведена 23 октября 2001 г. за N43.
В соответствии с пунктом 6.1. Устава в организации действуют филиалы, в том числе - N2 "Текстиль", N3 - "Кохомский лен". Согласно п. 1.2 Положения о филиале, утвержденного Правлением ИОО Союз "Чернобыль" России 30 мая 2001 г. - филиал является обособленным структурным подразделением ООИ СЧР.
Оценив представленные по делу доказательства, суд считает исковые требования ИОО СЧР подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. "и" ст. 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" от 13 декабря 1991 г. N 2030-1, налогом на имущество не облагается имущество общественных организаций инвалидов, а таюке других предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников.
Налоговым органом неправильно толкуется указанная норма закона. Возможность предоставления льготы в зависимости от количества инвалидов в общем числе работников, не относится к общественным организациям инвалидов. Указанные организации по своему статусу освобождены от уплаты налога на имущество.
Согласно ст. 33 Закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов" общественными организациями инвалидов признаются только те организации, в которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов.
Суд исследовал Устав ИОО СЧР и установил, что она является региональной общественной организацией инвалидов (см. п. 1.4 Устава). Материалами дела подтверждается и не опровергается сторонами, что количество инвалидов от общего числа членов данной организации составляет более 80%. (см. Справку о результатах проведения проверки уставной деятельности ИОООООИ Союз "Чернобыль" России от 23 августа 2002 г., составленной сотрудниками Управления Минюста РФ по Ивановской области).
В соответствии со ст. 117 Гражданского Кодекса РФ, ст.24 Федерального Закона N7-ФЗ от 12 января 1996 года "О некоммерческих организациях", общественные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Согласно Свидетельства о государственной регистрации основными целями деятельности ИОО СЧР являются: защита прав и интересов инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных техногенных и экологических аварий и катастроф и иных обстоятельств, участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных техногенных и экологических аварий и катастроф; обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей, решение задач общественной интеграции инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных техногенных и экологических аварий и катастроф. Во исполнение указанных целей, в соответствии с Уставом организации, ИОО СЧР осуществляет различные виды деятельности, в том числе предпринимательскую.
В соответствии с пунктом 6.1. Устава организации, пункта 2 Положения о филиале для осуществления предпринимательской деятельности в организации действуют филиалы.
Сотрудниками Минюста РФ по Ивановской области проверена деятельность филиалов, являющихся структурными подразделениями ИОО СЧР. Справкой о результатах проведения проверки уставной деятельности ИОО Союз "Чернобыль" России от 23 августа 2002 г., установлено, что ИОО Союз "Чернобыль" России ведет активную деятельность в соответствии с Уставом. Нарушений уставной деятельности организации проверкой не выявлено. Предпринимательская деятельность организации осуществлялась для обеспечения уставной деятельности ИОО СЧР.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что доходы от предпринимательской деятельности направляются организацией на удовлетворение целей и задач, ради которых она создана (см. Акт совместной проверки финансово-хозяйственной деятельности ИОО СЧР от 16 февраля 2002 г.)
Исходя из вышеизложенного, суд считает, что ИОО СЧР правомерно использовало льготу по налогу на имущество, предусмотренную п. "и" ст. 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий". Поэтому имущество ООИ СЧР, в том числе имущество, переданное в оперативное управление обособленным подразделениям не облагается налогом.
В соответствии с ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требовании и возражений. Налоговым органом не доказана неправомерность пользования льготой по налогу на имущество ИОО СЧР.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства исковые требования Инспекции МНС РФ по г. Иванове о взыскании штрафа в сумме 4857руб. 97коп. не подлежат удовлетворению.
Вопрос об отнесении расходов по уплате госпошлины не рассматривался судом, так как в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона РФ "О государственной пошлине" налоговые органы освобождены от уплаты госпошлины.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
1. Уточненные исковые требования Ивановской областной Общероссийской ООИ Союз "Чернобыль России" о признании частично недействительным решения ИМНС РФ по г. Иваново от 31 января 2003 г. N11 удовлетворить.
2. Признать Решение ИМНС РФ по г. Иванове N11 от 31 января 2003 г. не соответствующим нормам налогового законодательства, в части начисления:
- налога на имущество в сумме 24289руб. 84коп.;
- пени по налогу на имущество в сумме 7540руб. 13коп.;
- налоговых санкций по налогу на имущество в сумме 4857руб. 97коп.
3. В удовлетворении исковых требований ИМНС РФ по г. Иванове отказать
4. Определение об обеспечении иска от 14 марта 2003 г. по делу N 758/5 отменить.
5. Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции - в арбитражный суд Ивановской области (ст. 259 АПК РФ), после вступления решения в законную силу - в течение двух месяцев - в арбитражный суд кассационной инстанции - в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа г. Н. Новгород (ст.276 АПК РФ), в порядке надзора в Высший Арбитражный суд Российской Федерации по правилам главы 36 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Судья |
С.Н.Голиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного Суда Ивановской области от 29 апреля 2003 г. N 758/5-1050/5
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Ивановской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника