Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Законодательного
Собрания Ивановской области
от 4 февраля 1999 г. N 21
Справка
о ходе исполнения Закона "О дополнительных
гарантиях по социальной защите детей - сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
в Ивановской области" от 14.03.97 N 7-ОЗ
Комитет по социальной политике на основании постановления Законодательного Собрания от 27.11.97 N 251 в течение прошедшего периода систематически заслушивал отчеты органов местного самоуправления о ходе исполнения Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области" от 14.03.97 N 7-ОЗ.
Комитет отмечает, что в основном на территории области Закон реализуется.
В ходе проверки исполнения Закона было установлено, что ряд статей не исполняется в полном объеме:
статья 5 в части своевременной выплаты ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь;
статья 6 - в части:
- полного государственного обеспечения лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования (пункт 3);
- бесплатного проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период каникул к месту жительства и обратно к месту учебы (пункт 10) в связи с тем, что на территории области отсутствует единый проездной билет, дающий право бесплатного проезда.
Статья 8 вызывает наибольшую сложность в части предоставления жилья тем, кто не имел закрепленного жилья, или выделения субсидий на приобретение жилья. Несмотря на то, что в Законе "Об областном бюджете на 1998 год" расходы на строительство жилья для детей - сирот в размере 2000 тыс. рублей были предусмотрены в разделе "Бюджет развития Ивановской области на 1998 год", эти средства не выделялись.
Статья 9 Закона в части трудоустройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выполняется крайне трудно в связи со сложной ситуацией на рынке труда, сложившейся на территории области. Самое большое количество детей данной категории стоит на учете в центре занятости г. Иванова. Как положительный опыт по вопросу трудоустройства можно отметить работу органов местного самоуправления г. Фурманова, где нет нетрудоустроенных детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Также при проверке исполнения Закона была отмечена систематическая и целенаправленная работа ряда органов местного самоуправления по реализации данного Закона и предоставления дополнительных гарантий по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Например, дополнительно к статье 5 Закона в г. Шуе существует распоряжение Главы администрации города о выплате опекунских пособий в первую очередь опекунам, находящимся в тяжелом финансовом положении. Для контроля за получением и расходованием опекунского пособия там организована выдача его через централизованную бухгалтерию городского отдела образования.
Дополнительно к пункту 8 статьи 6 Закона в г. Шуе выпускникам образовательных учреждений из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивают единовременное пособие при первой постановке их на учет в центр занятости. Дети, с безвестно отсутствующими родителями и оставшиеся без средств к существованию, признаются как потерявшие кормильца и получают пенсию.
Во многих городах и районах опекуны освобождены от платы за детский сад.
Органами местного самоуправления предпринимаются определенные шаги по гарантированию детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, права на жилое помещение (статья 8). Так в г. Шуе органы опеки и попечительства ставят ребят на льготную очередь на получение жилья с 14 лет. В городах и районах по инициативе администрации практикуется поднаем жилья на договорной основе работниками бюджетной сферы на время учебы ребенка.
В Южском районе за 1997 год выделено 3 квартиры для данной категории детей. В Вичугском районе в местном бюджете на 1998 год были запланированы расходы на выделение ссуд на приобретение жилья для 3 человек.
В Лежневском районе органы местного самоуправления, исполняя статью 9 Закона, установили льготу по налогу на имущество работодателям, предоставляющим новое рабочее место для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Учитывая, что количество детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно увеличивается, некоторые органы местного самоуправления принимают меры для их устройства: в Лежневском районе создан детский мини-дом при территориальном центре занятости, в Южском районе открыта круглосуточная группа на 12 человек при детском садике и группа для детей - сирот при школе - интернате, в Ильинском районе открыт детский дом на 45 мест, где сейчас находятся 22 ребенка. В Родниковском районе второй год работает детский приют.
Активно ведется на местах работа по сохранению семьи, развитию новых, приближенных к семейным условиям форм организации воспитания детей - сирот. В Вичугском районе органы местного самоуправления стремятся оставить ребят по возможности с родственниками (из 14 детей, оставшихся без родительской опеки, за 1997 - 1998 г. г. лишь 4 человека переданы в детский дом), в текущем году 2 человека отданы в приемную семью. В летний период воспитанники школы - интерната (43 человека) проживали в семьях. Такую форму отдыха детей детского дома использовали и в г. Фурманове. Кроме того, в результате целенаправленной работы в г. Фурманове за последний период увеличилось число усыновленных детей.
В г. Фурманове уделяется внимание опекунам. 35 общественных инспекторов проводят с ними постоянную работу, разъясняют права и обязанности, действует телефон доверия, опекунам в виде поощрения предлагаются путевки в территориальный центр занятости.
Проверка хода исполнения Закона показала, что при решении вопросов, связанных с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, необходима скоординированная деятельность структурных подразделений администраций - образования, социальной защиты и комиссии по делам несовершеннолетних. Заслуживает одобрения положительный опыт в этом направлении в г. Фурманове и Ильинском районе.
В целях решения вопроса кадрового укрепления органов опеки и попечительства на местах создаются службы по проблемам семьи и детей при отделах социальной защиты населения или при администрации (Гаврилово-Посадский район).
На основании постановления Законодательного Собрания Ивановской области "О Законе Ивановской области "О приведении областных законов в сфере защиты прав детей в соответствие# с Конституцией Российской Федерации и официальном разъяснении о действии ранее принятых правовых актов" от 01.10.98 N 291 и в целях снятия социальной напряженности в связи с задержкой выплаты пенсий и пособий внесено дополнение в письмо управления социальной защиты населения от 02.08.98 N 4-3 "О порядке выдачи разрешений на досрочную выплату пенсий и пособий в органах социальной защиты населения", предусматривающее внеочередное получение любого вида пенсии на детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Комитет отмечает, что в сегодняшней ситуации дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются самой незащищенной категорией населения области. Вопросы содержания, обучения, воспитания, лечения и трудоустройства таких детей должны быть под пристальным вниманием органов представительной и исполнительной власти области.
Исходя из вышеизложенного, комитет считает необходимым разработать проект закона Ивановской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Ивановской области "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области", который бы установил:
- единый областной норматив опекунского пособия;
- областной проездной билет для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для бесплатного проезда на территории области на всех видах общественного транспорта (кроме такси);
- статус "отказных" детей и "подкидышей" и пенсию для этих групп сирот в целях их социальной защиты;
- первоочередную выплату пособий по безработице детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Председатель комитета по
социальной политике
Законодательного Собрания |
Н.Л.Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.