Постановление Арбитражного Суда Ивановской области
от 11 ноября 2003 г. N 1652/5
(апелляционная инстанция)
5 ноября 2003 года
(дата оглашения резолютивной части постановления)
11 ноября 2003 года
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Арбитражный суд Ивановской области в составе председательствующего - Герасимова В. Д., судей - Голикова С.Н., Новикова Ю.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кравченко М.В.,
при участии:
от Управления федерального казначейства Министерства финансов РФ по Ивановской области - Верениной Н.Ю., представителя по доверенности от 16.04.2003 года N 02-46/39;
от Администрации г.Иваново - Зуйковой Е.В., представителя по доверенности от 07.07.2003 года N 2-25-820; Струлева А.В., представителя по доверенности от 07.07.2003 года N 2-25-817
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г.Иванова на решение Арбитражного суда Ивановской области от 25.08.2003 года по делу N 1652/5, принятое судьей Борисовой В.Н.,
установил:
В Арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением к Администрации г.Иванова о понуждении к заключению соглашения на кассовое обслуживание исполнения местного бюджета города Иванова по доходам обратилось Управление федерального казначейства Министерства финансов РФ по Ивановской области.
Решением арбитражного суда от 25.08.2003 года исковое заявление УФК Минфина РФ по Ивановской области было удовлетворено в связи со следующими обстоятельствами. В соответствии со ст.9 Федерального закона РФ от 24.12.2002 года N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год", ст. 134 Бюджетного кодекса РФ, региональные и местные налоги (сборы), являющиеся источниками формирования доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (за исключением бюджетов субъектов): бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ), подлежат зачислению на счета органов Федерального казначейства Минфина РФ и их использование осуществляется на основании соглашений, заключенных с органами казначейства. Ивановская область относится к числу дотационных регионов. Город Иваново является дотационным муниципальным образованием, получающим средства из областного фонда финансовой поддержки, который формируется за счет дотаций из федерального бюджета.
При названной ситуации в соответствии со ст.445 ГК РФ ответчик обязан заключить соглашение на кассовое обслуживание местного бюджета.
Судебный акт был обжалован Администрацией г.Иванова путем подачи апелляционной жалобы. По мнению заявителя жалобы, оспариваемое решение подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению исходя из следующих обстоятельств.
Статья 9 Федерального закона от 24.12.2002 года N 176-ФЗ не устанавливает необходимости заключения соглашения о кассовом обслуживании исполнения бюджета по доходам между органами власти субъектов РФ, муниципальных образований, получающих в 2003 году дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и органами федерального казначейства. В соответствии со ст. 134 Бюджетного кодекса РФ к числу основных условий предоставления финансовой помощи муниципальному образованию не отнесено подписание соглашения об исполнении местного бюджета через федеральное казначейство РФ.
Установление для органов местного самоуправления обязанности по передаче исполнения местного бюджета по доходам в органы федерального казначейства повлечет за собой зачисление на счета казначейства не только налоговых платежей, но и иных доходов муниципального образования, что противоречит положениям ст.9 Федерального закона от 24.12.2002 года N 176-ФЗ.
Управление федерального казначейства Минфина России по Ивановской области считает оспариваемый судебный акт правомерным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу и его представителем в судебном заседании.
Рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со ст. 158 АПК РФ откладывалось.
Апелляционная жалоба Администрации г.Иванова рассмотрена апелляционной инстанцией Арбитражного суда Ивановской области в соответствии со ст.ст. 266-268 АПК РФ.
Рассмотрев имеющиеся в материалах дела документы, заслушав представителей сторон, апелляционная инстанция пришла к выводу о необходимости удовлетворения апелляционной жалобы и отмены оспариваемого судебного решения исходя из следующих обстоятельств.
В связи с тем, что муниципальное образование г.Иваново входит в состав субъекта РФ, отнесенного к числу высоко дотационных, УФК Минфина России по Ивановской области обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением о понуждении Администрации г.Иванова в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.12.2002 года N 176-ФЗ к заключению соглашения на кассовое обслуживание исполнения бюджета г.Иванова по доходам.
Город Иваново является муниципальным образованием.
В соответствии со ст.ст. 421, 445 ГК РФ суд вправе понудить юридическое лицо к заключению договора, в рассматриваемом случае соглашения, в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятом на себя обязательством.
Гражданский кодекс РФ обязанность заключения соглашения об исполнении местного бюджета для муниципального образования не устанавливает. Из материалов дела не следует, что Администрация г.Иванова принимала на себя добровольное обязательство на заключение вышеназванного соглашения.
В качестве оснований, устанавливающих обязанность к заключению соглашения на кассовое обслуживание казначейством приведены нормы ст.9 Федерального закона от 24.12.2002 года N 176-ФЗ и ст. 134 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с п.1 ст. 134 Бюджетного кодекса РФ финансовая помощь на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности бюджету субъекта Российской Федерации предоставляется при условии подписания соглашения об исполнении бюджета субъекта РФ через Федеральное казначейство Российской Федерации. Однако названная норма не содержит указания на необходимость заключения соглашения при получения финансовой помощи муниципальному образованию. Обязанность необходимости заключения соглашения для муниципального образования не установлена и ст.9 Федерального закона от 24.12.2002 года N 176-ФЗ. В соответствии с данной статьей региональные и местные налоги и сборы, являющиеся источниками формирования доходов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, подлежат зачислению на счета органов федерального казначейства для последующего перечисления доходов в бюджеты разных уровней.
Факт получения муниципальным образованием средств из областного фонда финансовой поддержки, частично формируемого за счет дотаций из федерального бюджета, обязанности заключения соглашения на кассовое обслуживание для Администрации г.Иванова не устанавливает.
По причине отсутствия законодательного акта, обязывающего муниципальное образование заключить соглашение на кассовое обслуживание, к рассматриваемым отношениям не могли быть применены нормы ст.445 ГК РФ, а следовательно Администрация г.Иванова не могла быть понуждена к заключению соглашения. В соответствии со ст. 168 Бюджетного кодекса РФ, соглашение на исполнение местного бюджета заключается с муниципальным образованием при наличии согласия последнего.
Решение вопроса о целесообразности заключения договора, связанной с уменьшением затрат на содержание органов местного самоуправления отнесено к компетенции ответчика.
В связи с тем, что стороны арбитражного процесса в соответствии с п.3 ст.5 Закона РФ "О государственной пошлине" освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе не рассматривался.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 268-271 АПК РФ, суд
постановил:
1. Апелляционную жалобу Администрации г.Иванова удовлетворить, а решение Арбитражного суда Ивановской области от 25.08.2003 года по делу N 1652/5 отменить.
2. В удовлетворении искового заявления УФК Министерства финансов РФ по Ивановской области об обязании Администрацию г.Иваново заключить соглашение на кассовое обслуживание исполнения местного бюджета г.Иванова отказать.
3. Постановление может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Председательствующий В.Д.Герасимов
Судьи: С.Н.Голиков
Ю.В.Новиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного Суда Ивановской области от 11 ноября 2003 г. N 1652/5 (апелляционная инстанция)
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Ивановской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника