Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания
Республики Карелия
от 22 мая 2003 г. N 619-III ЗС
Обращение
к законодательным (представительным)
органам государственной власти субъектов
Российской Федерации, правозащитным детским
неправительственным организациям Российской Федерации
"О создании государственной системы управления и
контроля по вопросам защиты прав несовершеннолетних
в Российской Федерации"
Уважаемые коллеги, друзья, соратники!
В России почти 40 млн. несовершеннолетних граждан. Это практически шестая часть населения нашей страны.
Если сложить цифры, приведенные в Государственном докладе Правительства Российской Федерации "О положении детей в Российской Федерации" о безнадзорных и беспризорных, инвалидах, правонарушителях, жертвах межнациональных и вооруженных конфликтов, сиротах и других детях, оказавшихся в особо трудных обстоятельствах, то получится, что каждый шестой российский ребенок находится сегодня в экстремальной ситуации,
Сколько их всего - неучтенных, не обратившихся за помощью к государству в силу разных обстоятельств, брошенных, голодающих, не знает никто.
В Российской Федерации более десяти лет идет поиск оптимальной модели, которая могла бы обеспечить благоприятные условия для жизни и развития будущих граждан, защиты их прав. В 1990 году нашей страной ратифицирована Конвенция ООН о правах ребенка. В 1995 году были приняты указы Президента Российской Федерации "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)" (1995 год), "О президентской программе "Дети России" на 1998 - 2000 годы", а также основополагающие законы "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (1998 год) и "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Что касается вышеназванных законов, то они во многом противоречат международным правовым актам и не решают проблем, порождаемых межведомственной раздробленностью, отсутствием целевых источников финансирования, системы государственного управления и контроля за исполнением законодательных и нормативных актов, обеспечивающих защиту прав детей.
Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" не только не сумел кардинально повлиять на положение детей в стране, но и во многом "узаконил" нарушение прав ребенка органами исполнительной власти и местного самоуправления, а также соответствующими учреждениями. Это подтверждается выводами, содержащимися в заключении экспертов Совета Европы (Нью-Йорк, 15 марта 2000 года): "Всеобъемлющий характер Российского Федерального закона о профилактике правонарушений несовершеннолетних представляет определенный риск для эффективного осуществления своих прав лицам, подпадающим под действие разнообразных положений данного Закона. Основной акцент при составлении Закона был сделан на определение функций и полномочий различных органов власти, при этом недостаточное внимание было уделено случаям, в которых в ходе осуществления данных фуищвй или полномочий происходит нарушение прав отдельного человека".
На практике действия должностных лиц, а также специалистов разного уровня в таких полномочных органах, как комиссии по делам несовершеннолетних в защите их прав и опеки и попечительства по сути своей направлены на нарушение прав ребенка, в первую очередь, в вопросах лишения его свободы, предотвращения любых случаев жестокого, унижающего личность обращения. При этом ныне действующее законодательство не предусматривает оказания несовершеннолетним обязательного юридического консультирования и бесплатной помощи адвоката, разъяснения несовершеннолетним их прав и обязанностей.
Дело усугубляется еще и тем, что специалисты, работающие в указанных органах, не имеют необходимой профессиональной подготовки, в том числе в области социальной, педагогической, психологической работы с детьми и прав человека.
Статьи 2 и 38 Конституции России гарантируют защиту детства государством. Но существующие в настоящее время опека и попечительство в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации являются органами местного самоуправления.
Не закреплена конституционно ответственность родителей за воспитание, обучение, а также за сохранность своих детей на благо государства.
Отсутствует самостоятельный, государственный орган, обеспечивающий правовую защиту детей и подростков.
Нет реально действующей системы по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, включая несовершенство действующего законодательства.
Проблема защиты прав и законных интересов ребенка вызывает озабоченность во всем мире. Россия взяла на себя выполнение Конвенции ООН о правах ребенка, то есть реальное обеспечение защиты прав детей.
В 1999 гору Комитетом ООН по правам ребенка было рекомендовано России создать единый орган, ответственный за всю стратегию, политику и деятельность в области защиты прав детей.
До настоящего времени рекомендации ООН по проблеме детства не приняты во внимание Правительством России. Может быть поэтому в 2002 году в ООН не представлен очередной доклад Российской Федерации.
Решение проблемы видится в необходимости создания государственной системы управления в вопросах защиты детства, которая в обязательном порядке должна включать механизмы независимого контроля за положением детей, а также механизмы сотрудничества государства с общественными организациями. В такую вертикаль управления должны быть включены полномочные специальные органы - организаторы и координаторы, наделенные правом государственного контроля, и органы опеки и попечительства.
Таким образом, главную государственную задачу защиты детства должно взять на себя государство со всеми вытекающими последствиями: штатные государственные структуры, финансируемые из федерального бюджета и подчиняющиеся Президенту Российской Федерации как гаранту обеспечения и защиты прав человека.
Полагаем, что такой подход будет соответствовать международным правозащитным актам, прежде всего Конвенции ООН о правах ребенка.
Мы предлагаем:
1. Провести анализ всей заководательной базы в области детства с привлечением специалистов и профессионалов, в том числе из регионов России, а также неправительственных организаций.
2. Создать Федеральный центр по проблемам детей, молодежи и семьи при Президенте Российской Федерации с функциями координации и контроля.
3. Обсудить проблему защиты прав детей во всех субъектах Российской Федерации, широко осветив ход дискуссий в средствах массовой информации.
4. Провести в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации парламентские слушания на тему: "О создании государственной системы управления и контроля за обеспечением и защитой прав ребенка в Российской Федерации".
Депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия надеются на Вашу поддержку и убедительно просят направить предложения по поднятым в данном обращении проблемам в наш адрес не позднее 15 июля 2003 года.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного Собрания Ивановской области от 19 июня 2003 г. N 315 "О поддержке обращения Законодательного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.