Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Законодательного Собрания
Ивановской области
от 27 ноября 1997 г. N 251
Справка о ходе исполнения Закона
"О дополнительных гарантиях по социальной защите
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в Ивановской области" от 14 марта 1997 г. N 7-ОЗ
В ходе проверки исполнения Закона установлено, что за период, прошедший с принятия данного Закона, была проведена определенная работа по пропаганде Закона и принятию мер по его реализации.
Управление образования администрации Ивановской области в апреле т. г. провело коллегию по вопросу "О дополнительных гарантиях по защите прав детей в современных социально-экономических условиях". Было обращено внимание на необходимость принятия дополнительных мер по защите законных прав ребенка, в том числе, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Органы и должностные лица местного самоуправления стремятся предоставить льготы и гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В области 1285 детей получают опекунское пособие. Вместе с тем, в городах и районах установлен разный размер опекунского пособия: 400 тыс. руб. - в Гаврилово-Посадском и Пестяковском районах; 350 тыс. руб. - Заволжском, Ивановском районах и в г. Иванове; 300 тыс. руб. - в Вичуге, Ильинском и Кинешемском районах. Наименьшая сумма выплат в Родниковском районе - 120 тыс. руб., Приволжском - 150 тыс. руб., Южском - 190 тыс. рублей, что не соответствует нормативным затратам на содержание детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Положение детей усугубляется задержкой получения пособий. Так, по состоянию на 20 октября 1997 г. выплаты опекунского пособия произведены за май т. г. в г. Шуе, Лухском и Тейковском районах; за июнь - в Ивановском, Савинском, Шуйском районах; за июль - в городах Вичуге, Фурманове, Верхнеландеховском, Вичугском, Заволжском, Ильинском, Кинешемском, Комсомольском, Южском, Юрьевецком районах.
Своевременно или с небольшими задержками производят выплату опекунского пособия только органы опеки и попечительства г. Иванова, г. Кинешмы, Гаврилово-Посадского, Приволжского и Шуйского районов.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, значительное сокращение бюджетного финансирования, функционируют все учреждения общественного воспитания: 2 дома ребенка, 12 детских домов, 2 общеобразовательные и 25 специализированных коррекционных школ-интернатов, в которых обучается и воспитывается 4760 детей, в том числе 1693 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Финансирование детских учреждений, где воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, осуществляется по статье 1 и частично по статье 9. Обеспечение, в основном, производится в счет долговых обязательств предприятий, что удорожает стоимость содержания, снижая его фактические нормативы. Недостаточно финансируются дома ребенка. Специализированному дому ребенка в городе Иванове не хватает средств на питание и медикаменты.
Недостаток средств у органов местного самоуправления рождает предложения о передаче детских домов, школ-интернатов на областной бюджет или о долевом их финансировании пропорционально количеству детей, направляемых из районов. С учетом состояния областного бюджета, это признается нецелесообразным.
В целях социальной защиты выпускников управление образования ежегодно издает приказ о внеконкурсном зачислении подростков-сирот в профессиональные образовательные учреждения. В них обучаются 400 детей-сирот.
Сами учреждения начального профессионального образования находятся в тяжелом положении. Финансирование из федерального бюджета составляет всего 20 процентов от потребности. В связи с этим увеличиваются расходы областного бюджета на их содержание.
Правом получения второго бесплатного профессионального образования, предусмотренного статьей 6 областного Закона, воспользовались в 1997 году 10 подростков из числа детей-сирот.
Всего в 1997 году из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончили основную общеобразовательную школу 143 человека; 136 продолжают образование в учреждениях начального профессионального образования и 7 чел. - в техникумах; из 13 выпускников 11-х классов 2 человека поступили в вузы, 5 - в техникумы, 3 - в профессиональные училища, 2 - призваны в армию, 1 - трудоустроен.
Определенные законодательством льготы при выпуске, в основном, выполнены.
Денежная компенсация выпускникам ПУ при трудоустройстве составила 4 миллиона 309 тыс. рублей (финансирование из федерального бюджета).
Все дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в учебных заведениях, обеспечены единым билетом (пункт 10 статьи 6), дающим право бесплатного проезда в городском (пригородном) транспорте. Однако льготный проезд на территории области (межрайонный) не обеспечивается. Учреждения, в которых обучаются учащиеся и студенты, не финансируются на транспортные и командировочные расходы учащихся из числа детей-сирот.
Обучающиеся выпускники детских домов, школ-интернатов используют предоставленное им право проводить каникулы в данном образовательном учреждении за исключением летних, когда воспитанники выезжают в лагеря и в учреждениях проводятся ремонтные работы. На местах уделяется должное внимание летнему отдыху детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В летний период 1997 года в загородных лагерях и базах отдыхало 1852 воспитанника, в том числе 214 учащихся профессиональных заведений; 20 детей прошли курс лечения в санатории. В сентябре 1997 года 30 детей-сирот отдыхали в санатории "Красная Талка" в г. Геленджике. В соответствии с распоряжением Главы администрации области от 23 июля 1997 г. N 372-р на организацию летнего отдыха детей и подростков, нуждающихся в особой государственной поддержке, в том числе детей - сирот было израсходовано 373 млн. рублей.
На основании статьи 7 Закона медицинскими службами ежегодно проводится углубленный осмотр детей-сирот, бесплатное лечение и диспансерное наблюдение. Но учреждения здравоохранения испытывают трудности с приобретением лекарственных препаратов и медицинского оборудования в связи с недостаточным и нерегулярным финансированием. При этом среди воспитанников детских домов лишь 9,8 процента имеют нормальное физическое и нервно-психическое развитие, у 39 процентов - хронические патологии и дефекты развития, у 90 детей - выраженная туберкулиновая проба. В последнее время был 71 случай кишечных заболеваний, 78 - гепатита, дифтерии, 121 - чесотки, 214 - педикулеза. У детей чаще стали проявляться стойкие нервно-психические заболевания, тяжелые неврозы, психозы, часто наследственно обусловленные.
Вопрос защиты имущественных и жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 8), находится на постоянном контроле органов опеки и попечительства. Решаются вопросы закрепления жилых помещений, контроля за их сохранностью при направлении детей в государственные учреждения, возвращения выпускникам принадлежащего им жилья.
Однако при отказе выпускника возвращаться на территорию, откуда его направляли в учреждение, или его жилье оказалось не пригодным для проживания, или такого не было вообще, то иное жилье, как правило, не предоставляется. Самое большое количество таких детей, стоящих на очереди на получения# жилья, в г. Иванове: Ленинский - 25, Октябрьский - 21, Советский район - 12 человек, Фрунзенский - 50.
В 1996 году из 140 детей - сирот, выпускников профессиональных училищ, 50 человек не имели закрепленного жилья, в 1997 году из 130 человек - 41. При этом не во всех городах и районах существует льготная очередь для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Не все органы и должностные лица местного самоуправления принимают меры для реализации Закона в этой части.
Достаточную настойчивость в работе по закреплению жилья (приватизация, сдача в поднаем по договору с перечислением средств на лицевой счет детей, проведение ремонта, вселение выпускников в принадлежащее им помещение) проявляют отделы образования городов: Иванова (Октябрьского и Фрунзенского районов), Тейкова, Фурманова; Заволжского и Кинешемского районов. Следует отметить администрацию Южского района, которая несмотря на сложнейшую социально-экономическую ситуацию, сложившуюся в районе, смогла выделить средства для приобретения жилья для 4 детей-сирот.
Органы местного самоуправления редко выделяют ссуды (пункт 3 статьи 8) на приобретение жилых помещений для детей-сирот. Только Родниковский район в настоящее время решает вопрос получения ссуды для одного подопечного.
Вопрос "О состоянии выполнения законодательства по охране жилищных прав несовершеннолетних при приватизации жилья и сделках с ним" был рассмотрен 25 февраля 1997 г. на комиссии по делам несовершеннолетних при администрации области. Соответствующим органам управления и организациям направлены рекомендации и конкретные предложения по решению данного вопроса.
Правоохранительные органы в области, опекунские и попечительские советы, созданные в Шуйском районе, в городах Тейкове и Фурманове, систематически контролируют соблюдение законов, связанных с защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ходе проверки исполнения Закона были выявлены следующие проблемы:
1. Увеличивается количество детей, оставшихся без попечения родителей (в 1991 году было выявлено 486 таких детей, в 1996 году - 964). В Ивановский дом ребенка, где содержат детей до 4 летнего возраста, в течение года поступает 60 детей. В 1991 году в области было удовлетворено 47 исков о лишении родительских прав, в 1996 - 268. Видимо, несмотря на снижение рождаемости в области, тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет еще сохраняться.
2. Растет число детей среднего и старшего школьного возраста, изъятых из неблагополучных семей, (в 1991 г. из 105 ребят, помещенных в учреждения общественного воспитания, их было 34 человека - 30 процентов; в 1996 году из 334 - 178 (53 процента).
3. Падает показатель усыновления в семье (1991 году - 56 детей, 1996 году - 43). Серьезной причиной, сдерживающей рост передачи детей-сирот в семьи, является отсутствие в области возможности по финансированию содержания опекаемых детей. Вопрос о развитии новых, приближенных к семейным условиям форм организации воспитания детей-сирот, должен стать приоритетным в области.
4. Не решается вопрос кадрового обеспечения. При существующем объеме и условиях работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, она не может быть эффективной, если ее выполняет один специалист по охране детства. В Верхнеландеховском, Гаврилово-Посадском, Ильинском и Савинском районах эти должности не введены. В большинстве территорий должностные обязанности этих специалистов расширены дополнительными поручениями.
Комитет по социальной политике отмечает проведение в области органами и должностными лицами местного самоуправления определенной работы по реализации данного Закона. Обращает внимание на недостаточное выделение средств для его исполнения, что вызывает несвоевременную и в меньшей от норматива сумме выплату ежемесячных опекунских пособий, недостаточное медицинское обслуживание, отсутствие бесплатного проезда в период каникул к месту жительства и обратно к месту учебы, невозможность приобретения жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих его.
Председатель комитета
по социальной политике |
Н.Л.Ковалева |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного Собрания Ивановской области от 27 ноября 1997 г. N 251 "О ходе исполнения Закона "О... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.