Решение Арбитражного Суда Ивановской области
от 7 июля 2003 г. N 603/5
Арбитражный суд Ивановской области в составе:
председательствующего Муравьевой И.К.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ширшиной Ю.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Первого заместителя прокурора области
о признании недействительным п. 1 решения Региональной энергетической комиссии Ивановской области от 31 января 2003 г. N 87 "О тарифах на тепловую энергию,
заинтересованное лицо:
Региональная энергетическая комиссия Ивановской области,
третьи лица:
ОАО "Фурмановская прядильно-ткацкая фабрика N 2", ОАО "Ивчесмаш", Прядильно-ткацкая фабрика N 3 ОАО ХБК "Шуйские ситцы" (г.Фурманов), ОАО "100 завод ЖБИ", ЗАО "Теплоцентр", ОАО "Завод "Темп", ФГУП Межрайонное предприятие объединенных котельных и тепловых сетей (г.Тейково), ОАО "Пучежская машинно-технологическая станция",
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Калашниковой Т.В. - старшего помощника прокурора (удостоверение N 12138/16);
от заинтересованного лица: Агаповой Т.П. - заместителя председателя по доверенности от 26 февраля 2003 г., Разживиной З.В. - начальника отдела по доверенности от 30 июня 2003 г.;
от третьих лиц: ОАО "Фурмановская ПТФ N 2": Тукмаковой Н.В. - юрисконсульта по доверенности N 2 от 16 января 2003 г., Маркеловой И.Р. - экономиста по доверенности N 14 от 13 марта 2003 г., Баранова Е.И. - главного механика по доверенности N 13 от 13 марта 2003 г.; ОАО ХБК "Шуйские ситцы": Шувалова В.И. - главного механика, Шестаковой И.Ф. - начальника абонентского отдела, Авдониной Л.И. - юрисконсульта по доверенности от 12 марта 2003 г.; ЗАО "Теплоцентр": Парадзинской И.Г. - юрисконсульта по доверенности от 11 марта 2003 г.; ФГУП МПОКиТС (г.Тейково): Феоктистовой А.А. - экономиста по доверенности N 8 от 13 марта 2003 г., Касаткина М.В. - юриста по доверенности N 7 от 13 марта 2003 г.,
установил:
В Арбитражный суд Ивановской области обратился Первый заместитель прокурора области с заявлением о признании недействительным решения Региональной энергетической комиссии Ивановской области (далее - РЭК) от 31 января 2003 г. N 87.
В предварительном судебном заседании представитель заявителя уточнила заявленные требования и просила признать вышеназванное решение недействительным в части пункта 1 "О тарифах на тепловую энергию".
По мнению заявителя, оспариваемое решение вынесено с нарушением требований действующего законодательства, а именно - Федерального закона от 10 января 2003 г. N 6-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", которым предусмотрено, что изменение тарифов на электрическую и тепловую энергию в течение финансового года без одновременного внесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на рассмотрение законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации проекта закона субъекта Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации не допускается. Администрацией Ивановской области на рассмотрение Законодательного собрания Ивановской области проекта закона о внесении изменений и дополнений в Закон "О бюджете Ивановской области" не вносилось.
Региональная энергетическая комиссия Ивановской области с доводами заявителя не согласилась по следующим основаниям: При регулировании тарифов на 2003 год для потребителей Ивановской области не требуется внесение изменений в Закон Ивановской области "Об областном бюджете на 2003 год", поскольку Федеральный закон N 6-ФЗ в данной части будет применяться лишь в рамках бюджетного регулирования на 2004 год, а также, поскольку при принятии данного областного закона уже учтено повышение тарифов на электрическую и тепловую энергию. Отказ в установлении экономически обоснованных тарифов, обязанность установления которых возложена действующим законодательством на РЭК, приведет к прекращению отпуска тепловой энергии энергоснабжающими организациями Ивановской области, в целях сокращения убытков от реализации тепла. Протокол заседания Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. N 46, на котором оно согласилось с предложением МЭРТ России об индексации с 1 января 2003 г. оптовой цены на газ на 20%, тарифов на грузовые железнодорожные перевозки на 12%, а также тарифов на электроэнергию на величину, предусматривающую увеличение цен для конечных потребителей не более чем на 14%, не соответствует Федеральному конституционному закону от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", не является актом Правительства, обязательным для исполнения, и не может влиять на осуществление прав и обязанностей юридических лиц (энергоснабжающих организаций), и, тем более, ограничивать их.
В предварительном судебном заседании судом в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "Фурмановская прядильно-ткацкая фабрика N 2", ОАО "Ивчесмаш", Прядильно-ткацкая фабрика N 3 ОАО ХБК "Шуйские ситцы" (г. Фурманов), ОАО "100 завод ЖБИ", ЗАО "Теплоцентр", ОАО "Завод "Темп", ФГУП Межрайонное предприятие объединенных котельных и тепловых сетей (г. Тейково), ОАО "Пучежская машинно-технологическая станция", ОАО "Тейковский ХБК". В последующем по ходатайству ОАО "Тейковский ХБК" данное общество исключено из числа лиц, участвующих в деле.
В представленных отзывах на заявление первого заместителя прокурора области третьи лица просили в удовлетворении заявленных требований отказать, поддержав доводы, изложенные РЭК. Кроме того, указали, что повышение цен тарифов на теплоэнергетические ресурсы без одновременного увеличения отпускного тарифа на тепловую энергию приведет к возникновению прямых убытков для энергоснабжающих организаций.
Судебное разбирательство по делу откладывалось в соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке статьи 163 АПК РФ в рассмотрении дела объявлялся перерыв.
Арбитражным судом установлено:
Пунктом 1 решения Региональной энергетической комиссии Ивановской области от 31 января 2003 года N 87 утверждены и введены с 1 февраля 2003 г. тарифы на тепловую энергию (в рублях за 1 Гкал, без учета НДС), отпускаемую: ОАО "Ивчесмаш" - 357,27, ОАО "Завод "Темп" - 296,57, ОАО "100 завод ЖБИ" - 383,22, ОАО "Фурмановская ПТФ N 2": от котельной - 225,85, от теплового пункта - 278,46, Прядильно-ткацкая фабрика N 3 ОАО ХБК "Шуйские ситцы" (г. Фурманов): при работе котельной на природном газе - 227,98, при структуре сжигаемого в котельной топлива "природный газ - мазут" - 274,92, ЗАО "Теплоцентр" (г.Иваново) - 283,21, ФГУП МПОК и ТС (г. Тейково): Тейковский участок - 371,45, Ильинский участок - 500,42, ОАО "Пучежская МТС" - 771,44, а также тарифы на услушу по выработке тепловой энергии (без топливной составляющей) (в рублях за 1 Гкал, без учета НДС), предоставляемую: ОАО "Ивчесмаш" - 202,35, ОАО "Завод "Темп" - 149,32, ОАО "Фурмановская ПТФ N 2": от котельной - 96,53, от теплового пункта - 149,14, Прядильно-ткацкая фабрика N 3 ОАО ХБК "Шуйские ситцы" (г.Фурманов) - 108,40, ОАО "Пучежская МТС" - 271,41.
Считая, что указанное решение в части утверждения и введения тарифов на тепловую энергию вынесено с нарушением требований действующего законодательства, Первый заместитель прокурора области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные документы, суд пришел к выводу, что заявление Первого заместителя прокурора области удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Закон был опубликован в "Российской газете" от 14 января 2003 года и вступил в силу с этой даты.
Данный закон норм о придании ему обратной силы не содержит и не может распространяться на отношения, возникшие до даты вступления его в законную силу.
Согласно абзацу 3 статьи 1 вышеуказанного Федерального закона предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются Правительством Российской Федерации с выделением предельных уровней для населения ежегодно до принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и вводятся в действие с начала указанного года в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
До настоящего времени Правительством Российской Федерации в установленном законом порядке предельные уровни тарифов на 2003 год не установлены. Поскольку Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2003 год" принят 24 декабря 2002 г., установить предельные уровни тарифов возможно только на 2004 год.
Согласно абзаца 5 статьи 1 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 6-ФЗ регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию в субъектах Российской Федерации возможно только при наличии решения Правительства Российской Федерации по предельным уровням указанных тарифов и только до принятия Закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
В связи с отсутствием решения Правительства Российской Федерации о предельных тарифах, принимая во внимание, что на дату вступления вышеуказанного закона в силу Закон Ивановской области "Об областном бюджете на 2003 год" от 30 декабря 2002 года N 102-ОЗ уже действовал, суд считает, что применение изложенного Федерального закона от 10 января 2003 г. N 6-ФЗ механизма ценообразования в субъектах Российской Федерации возможно только с 2004 года.
Абзацем 6 статьи 1 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 6-ФЗ установлено, что изменение указанных тарифов в течение финансового года без одновременного внесения Правительством Российской Федерации (органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) на рассмотрение Государственной Думы (законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации) проекта закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон (Закон субъекта Российской Федерации) о федеральном бюджете (бюджете субъекта Российской Федерации) на текущий финансовый год не допускается.
Указанное ограничение по поводу изменения тарифов может распространяться только на те тарифы, которые будут установлены в рамках данного Федерального закона на очередной финансовый год, и не затрагивает процедуру ценообразования в 2003 году.
В связи с изложенным довод заявителя о нарушении Региональной энергетической комиссией Ивановской области при вынесении решения от 31 января 2003 г. N 87 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 6-ФЗ судом отклоняется.
Кроме того, в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт госоргана может быть признан недействительным, если он противоречит действующему законодательству и нарушает законные права и интересы гражданина или юридического лица.
Заявителем не представлено доказательств о нарушении чьих-либо интересов оспариваемым решением.
Более того, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц предприятия поддерживают вынесенное РЭК решение и возражают против его отмены.
При изложенных обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на заявителя. Однако, поскольку пунктом 1 ч. 3 ст. 5 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине" прокуроры от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождены, вопрос о взыскании государственной пошлины по делу судом не рассматривался.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
1. В удовлетворении заявления о признании недействительным п. 1 решения региональной энергетической комиссии Ивановской области от 31 января 2003 г. N 87 "О тарифах на тепловую энергию" первому заместителю прокурора области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда Ивановской области в течение месяца со дня его вынесения.
Судья |
И.К.Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного Суда Ивановской области от 7 июля 2003 г. N 603/5
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Ивановской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника