Рассмотрев в двух чтениях проект закона Ивановской области "Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за 2002 год", внесенный Главой Администрации (Губернатором) Ивановской области (распоряжение от 29 апреля 2003 г. N 430-р), заключение контрольно-счетной палаты Ивановской области от 30 октября 2003 г. (прилагается), учитывая решение комитета по бюджету, финансовой и налоговой политике Законодательного Собрания от 17 ноября 2003 г., руководствуясь Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в действующей редакции), "Бюджетным кодексом Российской Федерации" от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (в действующей редакции), "Уставом (Основным Законом) Ивановской области" от 8 мая 1996 г. N 20-ОЗ (в действующей редакции), Законом Ивановской области "Бюджетный кодекс Ивановской области (части вторая и третья)" от 14 декабря 2000 г. N 86-ОЗ (в действующей редакции), Законодательное Собрание Ивановской области постановляет:
1. Принять Закон Ивановской области "Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за 2002 год" в целом.
2. Направить настоящий Закон Главе Администрации (Губернатору) Ивановской области для подписания и официального опубликования.
3. Отметить, что в ходе внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета за 2002 год контрольно-счетной палатой установлено и отмечено в заключении:
3.1. Нецелевое использование средств областного бюджета в общей сумме 16706,0 тыс. руб.
3.2. Расходование средств областного бюджета сверх утвержденных бюджетных ассигнований в сумме 2971,76 тыс. руб.
3.3. Финансирование расходов, не предусмотренных законом об областном бюджете, на сумму 1113,6 тыс. руб. (по оценке контрольно-счетной палаты).
3.4. Согласно представленному отчету об исполнении областного бюджета за 2002 год бюджетные назначения по расходам исполнены в сумме 5693709,9 тыс. руб. По оценке контрольно-счетной палаты, основанной на данных отчетов бюджетополучателей, исполнение составило 5696928,5 тыс.руб., или на 3218,6 тыс. руб. больше (сальдированный результат), в том числе: по управлению по физической культуре и спорту - на сумму 2971,76 тыс. руб., по управлению культуры и искусства - на сумму 252,3 тыс. руб. В остальных случаях расхождения связаны с округлением и признаются несущественными.
3.5. При исполнении областного бюджета 2002 года допущено нарушение ряда статей "Бюджетного кодекса Российской Федерации" от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (в действующей редакции), Закона Ивановской области "Бюджетный кодекс Ивановской области (части вторая и третья)" от 14 декабря 2000 г. N 86-ОЗ (в действующей редакции) - далее в настоящем постановлении БК РФ и БК Ивановской области, в том числе:
- статей 25, 38 БК РФ и статей 18, 32 БК Ивановской области: ведомственная структура расходов областного бюджета наряду с расходами в разрезе главных распорядителей содержит расходы по получателям бюджетных средств, в отношении которых главные распорядители не определены, и не отражает распределение средств по группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
По отношению к средствам областного бюджета, предусмотренным на финансирование областных целевых программ, не определены ни главные распорядители, ни конкретные получатели бюджетных средств. Финансирование областных целевых программ утверждено без расшифровки по кодам функциональной классификации расходов, не определено экономическое содержание программ, не использована возможность детализации расходов на финансирование программ, предусмотренная статьей 1 Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ;
- статьи 42 БК РФ, статьи 36 БК Ивановской области, статей 3, 7 Закона Ивановской области "Об областном бюджете на 2002 год" от 27 декабря 2001 г. N 88-ОЗ (в действующей редакции): доходы бюджетных учреждений, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не учитываются в полном объеме в сметах бюджетных учреждений и не отражаются в доходах областного бюджета;
- статьи 95 БК РФ, статьи 75 БК Ивановской области и Программы государственных внутренних заимствований Ивановской области на 2002 год, утвержденной Законом Ивановской области "Об областном бюджете на 2002 год": заимствования в сумме 5000,0 тыс.руб. произведены на основании распоряжения Главы Администрации Ивановской области от 23 декабря 2002 г. N 1603-р в форме займа юридического лица у учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Ивановской области, то есть данные заимствования не были предусмотрены Законом Ивановской области "Об областном бюджете на 2002 год";
- статей 151, 152, 155, 156 БК РФ: главному финансовому управлению в отделении Сберегательного банка N 8639 были открыты три счета для учета средств областного бюджета. Обслуживание счетов бюджетов относится к бюджетным полномочиям Банка России, кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе и в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории. Согласно информации, представленной отделением Сберегательного банка N 8639, счета главного финансового управления по учету средств бюджета закрыты 3 февраля 2003 г. и 17 сентября 2003 г., то есть в период внешней проверки.
Произведенной проверкой остатков средств областного бюджета по состоянию на 1 января 2003 г. установлено, что отраженная в балансе и в отчете об исполнении областного бюджета сумма остатка средств областного бюджета, числящихся на счетах получателей бюджетных средств, ниже общей суммы остатков средств, отраженных в отчетах главных распорядителей бюджетных средств, на 34,3 тыс. руб., в том числе: по управлению культуры и искусства - на 1,2 тыс. руб., по управлению по физической культуре и спорту - на 33,1 тыс. руб.;
- статьей 215, 216, 218 БК РФ и статей 164, 165, 167 БК Ивановской области: при исполнении по доходам целевого бюджетного территориального дорожного фонда в 2002 году средства, формирующие доходную часть фонда, зачислялись как на счета, открытые в управлении Федерального казначейства МФ РФ по Ивановской области, так и на счета управления "Ивавтодор" и на счета главного финансового управления Ивановской области;
- статьи 272 БК РФ и статьи 222 БК Ивановской области, статьи 39 Закона Ивановской области "Об областном бюджете на 2002 год": в представленном отчете об исполнении доходов и расходов целевого бюджетного территориального дорожного фонда не соблюдена структура доходной части фонда, утвержденная областным бюджетом;
- в нарушение принципа образования целевого бюджетного фонда, установленного статьей 17 БК РФ и статьей 10 БК Ивановской области, в 2002 году главным финансовым управлением не произведены целевые отчисления в сумме 1741,3 тыс. руб. в доходы территориального дорожного фонда;
- статьи 217 БК РФ и статьи 166 БК Ивановской области: бюджетные росписи управления здравоохранения, управления образования, управления культуры и искусства, управления по физической культуре и спорту не в полной мере соответствуют требованиям указанных статей;
статьи 220 БК РФ и статьи 169 БК Ивановской области: главным финансовым управлением уведомления о бюджетных ассигнованиях, содержащие показатели сводной бюджетной росписи на 2002 год, до бюджетных учреждений, подведомственных главным распорядителям средств областного бюджета и являющихся получателями средств областного бюджета, не доводились. До главных распорядителей уведомления доводились без указания даты, что не позволяет установить соблюдение сроков доведения. Доведение показателей сводной бюджетной росписи до подведомственных получателей бюджетных средств производилось главными распорядителями с нарушением сроков, предусмотренных названными статьями БК;
- статьи 221 БК РФ и статьи 170 БК Ивановской области: у всех получателей отсутствовала смета доходов и расходов бюджетного учреждения;
- статьи 223 БК РФ и статей 172, 198 БК Ивановской области: уведомления о лимитах бюджетных обязательств доводились до управления образования, управления социальной защиты населения, управления по физической культуре и спорту с нарушением сроков, установленных названными статьями. Перечисленные управления как главные распорядители средств областного бюджета доводили уведомления о лимитах бюджетных обязательств до подведомственных учреждений также с нарушением сроков. Управление здравоохранения и управление культуры и искусства в ходе встречной проверки уведомления о лимитах бюджетных обязательств не представили. Сводный реестр лимитов бюджетных обязательств по всем распорядителям и получателям бюджетных средств в контрольно-счетную палату до настоящего времени не представлен.
3.6. Задания по предоставлению государственных услуг и нормативы финансовых затрат на единицу предоставляемых услуг, предусмотренные статьями 158, 159, 176 и 177 БК РФ и статьями 113, 114, 130 и 131 БК Ивановской области, по-прежнему не установлены ни одному бюджетополучателю. Сводные отчеты о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных услуг, предусмотренные статьей 276 БК РФ и статьей 226 БК Ивановской области, одновременно с отчетом об исполнении областного бюджета за 2002 год в Законодательное Собрание не представлены.
3.7. В нарушение пункта 2 статьи 234 БК Российской Федерации и пункта 2 статьи 183 БК Ивановской области объемы бюджетных ассигнований для получателей бюджетных средств в расчете на финансовый год отличались от объемов бюджетных ассигнований, утвержденных законом об областном бюджете, более чем на 15% утвержденных бюджетных ассигнований. Так, по 22 бюджетополучателям бюджетные назначения на сумму 3052,7 тыс. руб. в 2002 году не исполнены на 100%.
3.8. По четырем главным распорядителям показатели сводной бюджетной росписи, представленной в Законодательное Собрание письмом главного финансового управления Ивановской области от 2 апреля 2002 г. N 02-25, ниже бюджетных назначений, утвержденных законом об областном бюджете (в действующей редакции): по управлению здравоохранения - на 7715,2 тыс. руб., по управлению культуры и искусства - на 7647,9 тыс. руб., по управлению образования - на 3426,6 тыс. руб., по управлению социальной защиты населения -на 71784,45 тыс. руб. По главному распорядителю - управлению по физической культуре и спорту показатели сводной бюджетной росписи по сравнению с утвержденным областным бюджетом завышены на 2673,0 тыс. руб.
3.9. В нарушение пункта 106 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина РФ от 30 декабря 1999 г. N 107н, и пункта 2 указаний Центрального Банка России от 18 июня 1999 г. N 579-у, согласованных с Минфином РФ, организации, финансируемые из областного бюджета, открывают счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в кредитных учреждениях и осуществляют по ним операции без разрешения органа, исполняющего бюджет.
3.10. В нарушение статьи 25 Закона Ивановской области "Об областном бюджете на 2002 год" Администрацией Ивановской области получено бюджетных кредитов на покрытие временных кассовых разрывов с возвратом в течение финансового года в сумме 115000,0 тыс. руб., из которых погашено 67873,0 тыс. руб.
3.11. В нарушение статьи 115 БК РФ Администрацией Ивановской области предоставлена государственная гарантия ОАО "Росагролизинг" в сумме 27800,0 тыс. руб. в качестве обеспечения выполнения обязательств общества с ограниченной ответственностью "Ивановоагроснаб" по договорам финансовой аренды без проведения конкурса.
По состоянию на 1 января 2002 г. и 1 января 2003 г. продолжают не учитываться обязательства по внутреннему долгу Ивановской области в сумме 560,0 млн. руб., возникшие в связи с переоформлением задолженности по процентам, начисленным по централизованным кредитам, предоставленным предприятиям текстильной и легкой промышленности в соответствии с соглашением Администрации Ивановской области с Министерством финансов РФ.
3.12. Порядок расходования средств резервного фонда в 2002 году не определен. Указом Главы Администрации Ивановской области от 26 июня 2002 г. N 120-УГ определен "Порядок выделения средств на мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий". По оценке контрольно-счетной палаты расходы резервного фонда на мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в 2002 году составили 1417,8 тыс. руб. Расходы в сумме 3864,5 тыс. руб. не имеют отношения к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и должны направляться на расходы по разделам и подразделам в рамках смет.
3.13. По оценке контрольно-счетной палаты, основанной на данных отчетности бюджетополучателей, исполнение бюджетных назначений по адресной инвестиционной программе составило 105146,2 тыс. руб., или на 19,6 тыс. руб. (сальдированный результат) больше данных представленного законопроекта, что требует корректировки приложения N 9 "Исполнение по адресной инвестиционной программе за 2002 год" к законопроекту.
3.14. Инвестиции по 7 объектам в сумме 3851,0 тыс. руб., утвержденные законом об областном бюджете в областной адресной инвестиционной программе, не исполнены на 100%.
3.15. В нарушение статьи 61 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 1.3. Закона Ивановской области "Об утверждении порядка организации строительства объектов производственного и непроизводственного назначения, реконструкции и расширения на территории Ивановской области" от 19 мая 1994 г. N 3-ОЗ (в действующей редакции) и пункта 18 постановления Администрации Ивановской области "О порядке формирования и реализации областных целевых и адресной инвестиционной программ" от 4 апреля 2002 г. N 27-па (в действующей редакции) проектно-сметная документация по 10 объектам областной адресной инвестиционной программы 2002 года не разработана, а по 7 объектам отсутствуют заключения государственной экспертизы.
3.16. Передача паев, акций (долей) в собственность Ивановской области на сумму 805,0 тыс. руб. до настоящего времени не оформлена.
3.17. Шесть сельскохозяйственных производителей, оформивших в 2002 году передачу паев, акций (долей) в собственность Ивановской области на сумму 2599,2 тыс. руб., отсутствуют в "Перечне хозяйствующих товариществ и обществ, имеющих в уставном капитале государственную долю Ивановской области, по состоянию на 1 января 2003 г.".
4. Обратиться в Счетную палату Российской Федерации с предложением провести в 2004 году совместную проверку привлечения кредитных организаций к обслуживанию счетов по учету средств консолидированного бюджета Ивановской области и остатков средств областного бюджета по состоянию на 1 января 2003 г., на 1 января 2004 г. и на момент проверки.
5. Опубликовать настоящее постановление в "Собрании законодательства Ивановской области".
Председатель
Законодательного Собрания |
П.А.Коньков |
Приложение не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Принят Закон Ивановской области "Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за 2002 год" в целом.
Постановление Законодательного Собрания Ивановской области от 20 ноября 2003 г. N 566 "О Законе Ивановской области "Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за 2002 г."
Текст постановления опубликован в сборнике "Законы Ивановской области и документы Законодательного Собрания", ноябрь 2003 г., N 22