Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Законодательного Собрания
Ивановской области
от 22 января 2004 г. N 30
Отчет
о работе контрольно-счетной палаты
Ивановской области в 2003 г.
1. Основные положения
Контрольно-счетная палата Ивановской области (далее - КСП) действует шесть лет - с ноября 1997 года. Законом Ивановской области от 20 ноября 1997 года N 31-ОЗ "О контрольно-счетной палате" КСП определена как постоянно действующий орган Законодательного Собрания Ивановской области без права юридического лица. В соответствии со статьей 43 Устава (Основного Закона) Ивановской области КСП осуществляет контроль над исполнением областного бюджета и бюджетов внебюджетных и валютных фондов области. Конкретные задачи и направления деятельности КСП регламентируют статья 2 Закона Ивановской области "О контрольно-счетной палате" (в действующей редакции) и Положение о контрольно-счетной палате, утвержденное постановлением Законодательного Собрания Ивановской области от 22 января 1998 г. N 27 (в действующей редакции).
Постановлением Законодательного Собрания Ивановской области от 24 апреля 2003 г. N 196 "О структуре контрольно-счетной палаты" утверждена измененная структура КСП, при этом штатная численность КСП осталась неизменной - 9 сотрудников, занимающих государственные должности государственной службы Ивановской области. Отличие новой структуры от предыдущей состоит в более четко определенных структурных взаимоотношениях с областным Законодательным Собранием и в наличии вновь сформированных инспекций: экспортно-аналитической и контрольно-ревизионной, для завершения укомплектования которых требуются дополнительные штатные единицы.
В структуре контрольно-счетной палаты в соответствии с Положением о КСП сформированы три направления деятельности, которые возглавляют члены КСП:
контроля доходной части областного бюджета, межбюджетных отношений, состояния долга Ивановской области, использования кредитных ресурсов, поступлений средств от управления государственной собственностью;
контроля расходной части бюджета по разделам государственного управления, правоохранительной деятельности, хозяйственной сферы, внебюджетных фондов;
контроля расходной части бюджета на социальную сферу и внебюджетные социальные фонды.
Для рассмотрения вопросов планирования, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, организации исполнения поручений Законодательного Собрания образована коллегия контрольно-счетной палаты. В ее состав входят председатель КСП, три члена КСП, один из которых является заместителем председателя КСП, и депутаты - представители пяти комитетов Законодательного Собрания.
Контрольные полномочия КСП распространяются на консолидированный бюджет области, величина которого по состоянию на 1 декабря 2003 г. составила 8,2 млрд. рублей, а также региональные внебюджетные фонды. Правовые условия деятельности КСП в 2003 году регламентировались Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ и другим действующим законодательством Российской Федерации, Уставом Ивановской области, Бюджетным кодексом Ивановской области. Законом Ивановской области "О контрольно-счетной палате", Положением о контрольно-счетной палате, а также законами и нормативными актами, принятыми органами государственной власти Ивановской области, постановлениями Законодательного Собрания Ивановской области. В 2003 году на территории Ивановской области действовали три части Бюджетного кодекса Ивановской области, принятые ранее. Четвертая часть Бюджетного кодекса Ивановской области "Ответственность за нарушения бюджетного законодательства" принята Законом Ивановской области от 29 сентября 2003 г. N 89-ОЗ.
Методическую основу деятельности КСП составляли документы и материалы (методические разработки, бюллетени и иная информация) Счетной палаты РФ, получаемые в рамках соглашения о сотрудничестве, заключенного между Законодательным Собранием Ивановской области и Счетной палатой РФ в соответствии с постановлением Законодательного Собрания от 26 июня 1998 г. N 226, а также документы и материалы, получаемые по подписке, программы проверок, подготовленные работниками КСП, материалы семинаров, проведенных Ассоциацией контрольно-счетных органов Российской Федерации (АКСОР) и методические разработки, полученные по обмену опытом от контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации.
В 2003 году Законодательным Собранием принят Закон Ивановской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Ивановской области "О контрольно-счетной палате" от 29 сентября 2003 г. N 88-ОЗ и в другие законы Ивановской области, связанных с уточнением правового статуса контрольно-счетной палаты Ивановской области", согласно которому определен правовой статус контрольно-счетной палаты как юридического лица и органа государственного финансового контроля Ивановской области. Данный закон вступает в силу с 1 января 2004 года.
2. Исполнение плана работы контрольно-счетной палаты
Ивановской области за 2003 г.
В 2003 году КСП осуществляла контроль по отношению к средствам областного бюджета на всех этапах бюджетного процесса.
В ходе исполнения утвержденного плана работы на 2003 год контрольно-счетной палатой Ивановской области проведено 21 (из 23 запланированных) контрольное мероприятие, в том числе 17 документальных проверок и 4 камеральные проверки. В связи с большим объемом работы остались незаконченными в 2003 году и перешли на 2004 год 2 проверки, а именно:
1. Проверка администрации города Иванова комиссией с участием депутатов Законодательного Собрания Ивановской области, руководителей и специалистов предприятий и организаций города Иванова по вопросу обоснованности установления тарифов на пользование водопроводом, канализацией и на услуги гидротехнических сооружений за период 2001 - первое полугодие 2003 года;
2. Проверка финансово-хозяйственной деятельности унитарного муниципального предприятия "Водоканал" города Иванова за период 2001 - первое полугодие 2003 года.
В отчетном году КСП были подготовлены и направлены в Законодательное Собрание области заключения по 13 законопроектам и 2 аналитических материала. Было подготовлено 11 проектов постановлений Законодательного Собрания Ивановской области по вопросам организации деятельности КСП.
Состоялось десять заседаний коллегии контрольно-счетной палаты, в ходе которых было рассмотрено и принято 28 решений коллегии КСП. Список решений коллегии КСП представлен в приложении N 3 к настоящему отчету. По порядку результатам контрольных мероприятий, проведенных контрольно-счетной палатой, принято 12 постановлений Законодательного Собрания Ивановской области (приложение N 4).
В 2003 году контрольно-счетная палата, по-прежнему, не имела законодательно установленного права самостоятельного принятия мер к нарушителям бюджетного законодательства, обязательных к исполнению. Однако, в меру своих возможностей, КСП контролировала исполнение решений коллегии контрольно-счетной палаты и предложений КСП по результатам проведенных контрольных мероприятий. Анализ проделанной работы представлен в V разделе приложения N 1 к настоящему отчету.
Контрольно-счетная палата в течение 2003 года принимала участие в работе комиссий по разработке областных законопроектов по налоговым льготам, по областному бюджету на 2004 год, по Бюджетному кодексу Ивановской области (часть IV) и по вопросам деятельности самой КСП.
Сводные сведения об исполнении плана работы контрольно-счетной палаты Ивановской области за 2003 год приведены в приложении N 1.
3. Сводные показатели контрольно-ревизионной
деятельности КСП
Контрольные мероприятия проводились по всем трем направлениям деятельности контрольно-счетной палаты, утвержденным Положением о КСП. Проверками было охвачено 47 объектов, расположенных на территории Ивановской области (в том числе 22 организации, находящиеся в областной собственности), из них документальными проверками - 40 объектов, камеральными проверками - 7 объектов.
Охват документальными проверками в 2003 году составил:
- средств, поступивших в доходную часть областного бюджета в 2000 году, в сумме 203,7 тыс. рублей, в 2001 году - в сумме 827,3 тыс. рублей;
- средств расходной части областного бюджета за 2002 год в сумме 1384310,47 тыс. рублей (или 32% к общей сумме расходов областного бюджета за 2002 год).
В ходе проведения контрольных мероприятий контрольно-счетной палатой был выявлен ущерб, нанесенный Ивановской области в сумме 46,8 тыс. рублей, и нецелевое использование средств областного бюджета в сумме 16706,0 тыс. рублей (приложение N 5).
В соответствии с действующим законодательством контрольно-счетная палата в 2003 году не была наделена правом применения мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства и не обладала правом взыскания и возврата средств в областной или местные бюджеты. Но следует отметить, что по факту нарушения действующего федерального законодательства, установленному КСП в ходе проведения документальной проверки источников полноты и своевременности поступления средств в областной бюджет за выдачу именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты в 2000 - 2001 годах, управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных были перечислены в федеральный и областной бюджеты 78,0 тыс. рублей (приложение N 6).
По результатам проверок контрольно-счетной палаты были приняты 14 решений коллегии контрольно-счетной палаты, 57 предложений КСП в адрес проверенных организаций, органов государственной власти Ивановской области, органов местного самоуправления и 11 постановлений Законодательного Собрания Ивановской области. Материалы проверок направлялись контрольно-счетной палатой в Администрацию Ивановской области, соответствующие областные управления, комитеты и организации, муниципальные образования и муниципальные предприятия. Законодательным Собранием были направлены в прокуратуру Ивановской области материалы по результатам 10-ти проверок КСП.
Сводные показатели контрольно-ревизионной деятельности контрольно-счетной палаты Ивановской области в 2003 году приведены в приложении N 2.
Контрольные мероприятия, проведенные контрольно-счетной палатой, позволяют сделать следующие выводы:
На всех этапах бюджетного процесса имеет место большое количество недоработок, недостатков и нарушений.
1. Недостаточно надежен прогноз социально-экономического развития области и сводный финансовый баланс, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку бюджета.
2. Не проводится достоверная оценка налогового потенциала области, не задействованы экономические механизмы, стимулирующие рост собственных доходов муниципальных образований.
3. Межбюджетные отношения характеризуются изменениями в распределении нормативов отчислений от регулирующих налогов между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований в пользу областного бюджета и усилением зависимости областного бюджета и бюджетов муниципальных образований от федеральных трансфертов.
4. Нарушения действующего бюджетного законодательства выявлены уже на первом этапе процедуры санкционирования, который заключается в составлении и утверждении сводной бюджетной росписи на 2002 год. В представленной бюджетной росписи на 2002 год отсутствуют расходы по 25 бюджетополучателям, утвержденные законом об областном бюджете на 2002 год. Сводная бюджетная роспись, соответствующая окончательным назначениям областного бюджета, в Законодательное Собрание и КСП не была представлена. Сводный реестр лимитов бюджетных обязательств по всем распорядителям и получателям бюджетных средств в КСП не представлялся.
5. Допускаются нарушения требований бюджетного законодательства и при разработке бюджетных росписей главными распорядителями.
6. По результатам документальных проверок установлено, что в целом процедура санкционирования Главным финансовым управлением как органом, исполняющим бюджет, по отношению к бюджетополучателям осуществляется не в полном объеме.
7. По-прежнему областной бюджет не переведен полностью на казначейскую систему исполнения.
8. Контрольные мероприятия, проведенные КСП, показали, что при исполнении областного бюджета в 2002 году не соблюдался принцип единства кассы, установленный бюджетным законодательством.
9. Планирование объемов бюджетного финансирования главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств ведется расчетным методом от достигнутого, поскольку отсутствует необходимая нормативно-методическая база по составлению бюджетных проектировок.
10. Государственные минимальные социальные стандарты по-прежнему законодательно не установлены. Задания областным учреждениям по предоставлению государственных услуг не установлены. Областные нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг не утверждены. Данная ситуация существенно влияет на эффективность деятельности государственных органов и учреждений и не обеспечивает соответствия расходов на содержание бюджетных учреждений конечным результатам их деятельности.
11. По-прежнему одновременно с бюджетом на следующий год не утверждаются проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов.
12. В ходе контрольных мероприятий выявлены факты нарушения бюджетного законодательства в части учета средств, полученных от оказания платных услуг, от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на счетах бюджетных учреждений, открытых в учреждениях Банка России, в кредитных учреждениях без разрешения Главного финуправления, а движение средств по этим счетам не отражалось в отчетности данных учреждений.
13. Главными распорядителями и распорядителями средств областного бюджета не в полной мере исполнялись обязанности, предусмотренные бюджетным законодательством, не уделялось необходимое внимание организации внутреннего контроля за собственной деятельностью и деятельностью подведомственных учреждений.
14. В утвержденных областными законами целевых программах и в областном бюджете недостаточно детализировано экономическое содержание расходов на финансирование программных мероприятий.
15. Неоправданному финансовому риску подвергались бюджетные средства в связи с нарушением действующего законодательства при оформлении бюджетными учреждениями договоров на поставку товаров, (работ, услуг), включая коммунальные услуги, в том числе с несоблюдением условий договоров, отсутствием в них записей в защиту интересов области и последующим непредъявлением претензий виновной стороне в случае несоблюдения условий договоров. В ходе проверок установлены факты наличия денежных обязательств, неподтвержденных лимитами.
16. Исполнение расходной части областного бюджета характеризуется наличием нецелевого использования средств областного бюджета, финансированием расходов, не предусмотренных законом об областном бюджете, расходованием бюджетных средств сверх утвержденных бюджетных ассигнований и неэффективным использованием средств.
17. При предоставлении государственных инвестиций юридическим лицам в ряде случаев не соблюдалось требование бюджетного законодательства в части оформления передачи паев, акций (долей) в государственную собственность Ивановской области.
18. Сохраняется возможность для исполнительной власти изменять и не исполнять определенные законом бюджетные назначения путем внесения в Закон об областном бюджете специальных статей. Изменения в бюджет вносятся на практике свыше 12-ти раз в одном финансовом году, последние из которых зачастую принимаются по истечении финансового года по факту исполнения бюджета.
19. Практика нарушения законодательства при исполнении областного бюджета связана, в том числе, с недостаточностью применения мер ответственности за нарушения в бюджетной сфере.
Контрольно-счетная палата предлагает следующее:
1. Полностью перейти на казначейское исполнение областного и местных бюджетов через управление Федерального казначейства МФ РФ по Ивановской области, которое сегодня имеет программное обеспечение, методические разработки, подготовленные кадры и необходимый опыт работы по осуществлению казначейского исполнения бюджетов, а также является участником вновь созданной единой платежно-расчетной системы в Российской Федерации.
2. Провести детальный анализ доходного потенциала области, использовать резервы увеличения собственных доходов области, проводить экономическую политику, направленную на восстановление производственного потенциала предприятий промышленных отраслей и государственную поддержку сельского хозяйства, увеличение доходов от использования областной собственности.
3. Создать четкий и прозрачный механизм бюджетного планирования, единый для всех бюджетных учреждений, предусматривающий составление смет доходов и расходов и нацеленный на конечный результат деятельности учреждения.
4. Расходы на социальную сферу финансировать в полном объеме с учетом фактической потребности населения области в данных услугах на основе принципов адресноеT и целевого характера, эффективности и экономности использования бюджетных средств.
5. Не допускать фактов недофинансирования социальной сферы, приводящих к решению текущих проблем бюджетного учреждения путем наращивания кредиторской задолженности.
6. Провести анализ финансирования и исполнения целевых программ, сконцентрировать бюджетные расходы на финансировании действительно приоритетных из них, не допускать, чтобы областные целевые программы становились лишь дополнительным источником финансирования текущих расходов.
7. Не допускать финансирования из областного бюджета расходов, финансирование которых должно производиться исключительно за счет федерального бюджета и бюджетов муниципальных образований.
8. Усилить ответственность главных распорядителей бюджетных средств за подготовку сводного отчета об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводной сметы доходов и расходов, а также отчета о выполнении задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг. Повысить эффективность контроля главных распорядителей бюджетных средств за целевым, эффективным и законным использованием бюджетных средств подведомственными им учреждениями. Усилить ответственность главных распорядителей и распорядителей средств областного бюджета за целевое, эффективное и законное использование средств областного бюджета.
9. На всех этапах бюджетного процесса участникам бюджетного процесса не нарушать действующее бюджетное законодательство, соблюдать требования инструкции по бухгалтерскому учету.
10. Ограничить возможности органа исполнительной власти отступать от закона о бюджете при его исполнении.
3.1. Документальные проверки
В 2003 году контрольно-счетной палатой было проведено 17 документальных проверок, в том числе 14 проверок в рамках внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета за 2002 год. Особенностью деятельности контрольно-счетной палаты в 2003 году явился тот факт, что среди объектов, охваченных документальными проверками, были два муниципальных предприятия: МП "Ивгортеплоэнерго" и МУП "Ивгорэлектросеть".
В рамках внешней проверки наряду с документальными проверками контрольно-счетной палатой Ивановской области были проведены и камеральные проверки, что позволило охватить внешней проверкой всех 183-х получателей средств областного бюджета, предусмотренных ведомственной структурой расходов областного бюджета.
Программа внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета за 2002 год была подготовлена КСП с учетом методических рекомендаций, разработанных АКСОР по итогам семинара, проведенного в г. Смоленске, методических разработок контрольно-счетной палаты города Москвы, предложений членов коллегии КСП - представителей комитетов ЗС и утверждена решением коллегии КСП от 19 июня 2003 г. N 6.
В состав внешней проверки включены следующие мероприятия:
- документальные проверки пяти главных распорядителей средств областного бюджета: управления образования Ивановской области, управления культуры и искусства Ивановской области, управления здравоохранения Ивановской области, управления по физической культуре и спорту Ивановской области, управления социальной защиты населения Ивановской области;
- камеральные проверки 100 подведомственных пяти главным распорядителям учреждений;
- документальные проверки 13 получателей средств областного бюджета: комитета Ивановской области по управлению государственным имуществом, управления жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области. Главного финансового управления Ивановской области, Ивановского государственного педагогического колледжа, Ивановского специализированного коррекционного детского дома, муниципальных образований: города Иванова, Родниковского района, Юрьевецкого района, Гаврилово-Посадского района, муниципального предприятия "Горэлектросеть" г. Родники, УМП МПО ЖКХ Родниковского района, МУП "Служба заказчика", УМПЦ "Коммунальщик" г. Родники;
- проверка отчета об исполнении областного бюджета в Главном финансовом управлении Ивановской области как органе, исполняющем бюджет;
- камеральные проверки других получателей средств областного бюджета, представивших по запросам контрольно-счетной палаты отчеты о расходовании средств областного бюджета за 2002 год.
Отдельно следует отметить, что в рамках внешней проверки контрольно-счетной палатой проведены:
- документальные проверки (с оформлением отдельных справок) остатков средств областного бюджета по состоянию на 1 января 2003 г. и исполнения программы заимствований и других утвержденных показателей долговых обязательств Ивановской области;
- камеральные проверки (с оформлением отдельных справок) по представленным Главным финансовым управлением документам и отчетности областных организаций, а именно: проверка исполнения адресной инвестиционной программы, проверка исполнения областных целевых программ, проверка исполнения целевого бюджетного дорожного фонда Ивановской области;
- проанализированы основные показатели социально-экономического развития Ивановской области в 2002 году, основные характеристики и макроэкономические показатели областного бюджета за 2002 год и ряд предыдущих лет.
Все вышеперечисленные документальные проверки проведены в отношении средств областного бюджета в сумме 1384310,47 тыс. рублей, или 32,0% объема расходов областного бюджета 2002 года. Документальные проверки проведены по 11-ти разделам функциональной структуры расходов областного бюджета из 20-ти и характеризуются следующими показателями процента охвата документальными проверками разделов бюджета:
- "Государственное управление и местное самоуправление" - 26,6%;
- "Промышленность, энергетика и строительство" -20,9%;
- "Транспорт, связь и информатика" - 37,2%;
- "Жилищно-коммунальное хозяйство" - 99,2%;
- "Образование" - 98,8%;
- "Культура, искусство и кинематография" - 99,8%;
- "Здравоохранение и физическая культура" - 58,1%;
- "Социальная политика" - 99,3%;
- "Финансовая помощь бюджетам других уровней" - 9,0%;
- "Мобилизационная подготовка экономики" - 12,9%;
- "Прочие расходы" - 0,4%.
Таким образом, внешняя проверка отчета об исполнении бюджета по четырем разделам из одиннадцати была проведена практически в полном объеме.
Следует отметить, что в отношении средств областного бюджета по 9 разделам функциональной структуры расходов областного бюджета за 2002 год: "Судебная власть", "Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства", "Сельское хозяйство и рыболовство", "Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия", "Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий", "Средства массовой информации", "Обслуживание государственного и муниципального долга", "Дорожное хозяйство", "Целевые бюджетные фонды" документальные проверки не проводились.
В ходе внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета за 2002 год КСП был проведен анализ исполнения смет всеми распорядителями и получателями бюджетных средств (по представленной отчетности).
Кроме того, контрольно-счетной палатой по представленным Главным финансовым управлением документам произведен анализ предоставления и погашения бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, анализ предоставления обязательств по государственным гарантиям Ивановской области, анализ предоставления бюджетных инвестиций. По представленной отчетности бюджетополучателей проведен анализ выполнения плановых заданий по предоставлению государственных услуг и соблюдения нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг.
По результатам всех вышеперечисленных мероприятий, входящих во внешнюю проверку отчета об исполнении областного бюджета за 2002 год, в рамках последующего контроля КСП было подготовлено и представлено на заседании Законодательного Собрания области заключение по проекту закона Ивановской области "Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за 2002 год".
В заключении КСП отмечено, что в ходе внешней проверки установлены многочисленные факты несоблюдения норм и требований бюджетного законодательства, в том числе:
- наличие нецелевого использования средств областного бюджета в общей сумме 16706,0 тыс. рублей, или 0,3% объема расходов областного бюджета за 2002 год;
- расходование бюджетных средств сверх утвержденных бюджетных ассигнований в сумме 2971,76 тыс. рублей, или 0,05% расходной части областного бюджета;
- финансирование расходов, не предусмотренных законом об областном бюджете, в сумме 1113,6 тыс. рублей.
Более подробно эти данные приведены в приложении N 5 к настоящему отчету.
Отмечено, что в 2002 году при исполнении областного бюджета по-прежнему имели место нарушения основ бюджетного процесса, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Ивановской области.
В 2002 году был определен перечень главных распорядителей средств областного бюджета, однако по отношению к значительной части средств областного бюджета главные распорядители не были определены, что привело к несоблюдению требований статей 25, 217, 223 БК РФ и статей 18, 166, 172 БК Ивановской области.
В нарушение статьи 25 БК РФ и статьи 18 БК Ивановской области ведомственная структура расходов областного бюджета наряду с расходами в разрезе главных распорядителей содержит расходы по получателям бюджетных средств, в отношении которых главные распорядители не определены, и не отражает распределение средств по группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации. В ведомственной структуре имеют место расходы областного бюджета, в отношении которых не определены не только главные распорядители, но и конкретные получатели, что ведет к нарушению статьи 38 БК РФ.
В нарушение статьи 215 БК РФ и статей 164, 193 БК Ивановской области в 2002 году в Ивановской области отсутствовало казначейское исполнение областного бюджета, в том числе по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, что привело к расходованию средств областного бюджета сверх утвержденных назначений в сумме 2971,76 тыс. рублей.
При исполнении областного бюджета в 2002 году, также как и в 2001 году, был нарушен принцип единства кассы, установленный статьей 216 БК РФ и статьей 165 БК Ивановской области: зачисление всех поступлений доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета производилось не на единый счет бюджета и осуществление всех расходов производилось не с единого счета бюджета.
Несмотря на изменения областного бюджета (14 раз), изменения в сводную бюджетную роспись были представлены только трижды письмами Главного финансового управления, а сводная бюджетная роспись,
соответствующая окончательным назначениям областного бюджета, в Законодательное Собрание и контрольно-счетную палату представлена так и не была. При анализе бюджетной росписи установлено, что суммы 45-ти бюджетополучателей, указанных в росписи, не соответствуют суммам бюджетных ассигнований, утвержденным Законом Ивановской области "Об областном бюджете на 2002 год" и отмеченным в приложении N 5 "Ведомственная структура расходов областного бюджета" (статьи 283 и 295 БК РФ). В сводной бюджетной росписи отсутствуют 25 бюджетополучателей, утвержденных Законом Ивановской области "Об областном бюджете на 2002 год". По результатам каждой документальной проверки, проведенной КСП в рамках внешней проверки, установлено несоответствие сводной бюджетной росписи расходов областного бюджета на 2002 год расходам, утвержденным областным бюджетом.
Произведенной проверкой остатков средств областного бюджета по состоянию на 1 января 2003 г. установлено, что отраженная в балансе и в отчете об исполнении областного бюджета сумма остатков средств областного бюджета, числящихся на счетах получателей бюджетных средств, ниже общей суммы остатков средств, отраженных в отчетах главных распорядителей бюджетных средств, на 34,3 тыс. рублей.
В нарушение принципа образования целевого бюджетного фонда, установленного статьей 17 БК РФ и статьей 10 БК Ивановской области, в 2002 году Главным финансовым управлением не произведены целевые отчисления в сумме 1741,3 тыс. рублей в доходы территориального дорожного фонда.
Задания по предоставлению государственных услуг и нормативы финансовых затрат на единицу предоставляемых услуг, предусмотренные статьями 158, 159, 176 и 177 БК РФ и статьями 113, 114., 130 и 131 БК Ивановской области, в 2002 году не были установлены ни одному бюджетополучателю. Сводные отчеты о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных услуг, предусмотренные статьей 276 БК РФ и статьей 226 БК Ивановской области, одновременно с отчетом об исполнении областного бюджета за 2002 год в Законодательное Собрание не представлены.
В нарушение пункта 2 статьи 234 БК РФ и пункта 2 статьи 183 БК Ивановской области объемы бюджетных ассигнований для получателей бюджетных средств в расчете на финансовый год отличались от объемов бюджетных ассигнований, утвержденных законом об областном бюджете, более чем на 15% утвержденных бюджетных ассигнований. По 22 бюджетополучателям бюджетные назначения на сумму 3052,7 тыс. рублей в 2002 году не исполнены на 100%.
По оценке контрольно-счетной палаты, основанной на данных отчетности бюджетополучателей, исполнение бюджетных назначений по адресной инвестиционной программе на 19,6 тыс. рублей (сальдированный результат) больше данных представленного законопроекта. Инвестиции по 7 объектам в сумме 3851,0 тыс. рублей, утвержденные законом об областном бюджете в областной адресной инвестиционной программе, полностью не исполнены. Не оформлена передача паев, акций (долей) в областную собственность на сумму 805,0 тыс. рублей. Шесть сельскохозяйственных производителей, оформивших в 2002 году передачу паев, акций (долей) в собственность области на сумму 2599,2 тыс. рублей, отсутствуют в "Перечне хозяйствующих товариществ и обществ, имеющих в уставном капитале государственную долю Ивановской области, по состоянию на 1 января 2003 г.".
Законодательное Собрание утвердило отчет об исполнении областного бюджета за 2002 год постановлением от 20 ноября 2003 г. N 566, в котором постановило обратиться в Счетную палату Российской Федерации с предложением провести в 2004 году совместную проверку привлечения кредитных организаций к обслуживанию счетов по учету средств консолидированного бюджета Ивановской области и остатков средств областного бюджета по состоянию на 1 января 2003 г., на 1 января 2004 г. и на момент проверки.
В целом результаты контрольных мероприятий, проведенных контрольно-счетной палатой Ивановской области, свидетельствуют об имеющихся фактах несоблюдения бюджетного процесса и необеспечения целевого, законного и эффективного использования бюджетных средств.
В 2003 году впервые контрольно-счетной палатой были организованы и проведены документальные проверки двух муниципальных предприятий города Иванова: МП "Ивгортеплоэнерго" и МУП "Ивгорэлектросеть". Следует отметить, что проведение проверок бюджетов муниципальных образований, муниципальных учреждений и предприятий в условиях отсутствия органов муниципального финансового контроля требует дополнительного кадрового обеспечения КСП.
Результаты проверки финансово-хозяйственной деятельности МУП "Ивгорэлектросеть" и обоснованности установления тарифов для потребителей за 2001 - 2002 годы показали:
- на протяжении последних четырех лет объемы покупаемой электроэнергии постоянно увеличиваются, а потребление снижается. За период 1999 - 2002 годы потери в сетях возросли в 3 раза. На предприятии отсутствует учет коммерческих потерь;
- за проверяемый период в соответствии с решениями РЭК тарифы на электроэнергию возросли почти на 70%;
- в 2002 году рост среднего тарифа реализации электроэнергии составляет 38,8% и опережает рост затрат МУПа на реализацию электроэнергии почти на 10 процентных пунктов. За счет опережающего роста тарифов над ростом фактических затрат в 2002 году МУП получена прибыль, против убытка в 2001 году. Возросли показатели рентабельности. При этом финансовое состояние предприятия с точки зрения краткосрочной перспективы явно неудовлетворительное. Коэффициенты, отражающие его ликвидность и платежеспособность, имеют устойчиво низкое значение;
- числящаяся дебиторская задолженность за населением является условной и не относится к конкретному абоненту и поэтому не имеет перспектив возврата. При этом МУП несет дополнительные убытки в виде уплаты процентов за кредиты, увеличивает собственные затраты, что соответственно приводит к постоянной необходимости увеличения тарифов на электроэнергию для потребителей;
- установлены нарушения отраслевого тарифного соглашения в расходах на выплату средств, входящих в фонд оплаты труда, в части установления выплаты надбавок за стаж работы. Директору предприятия излишне выплачено 53499,6 рублей.
Результаты проверки финансово-хозяйственной деятельности МП "Ивгортеплоэнерго" и обоснованности установления тарифов для потребителей за 2001 - 2002 годы показали:
- за проверяемый период возросли как объемы покупаемого тепла, так и объем теплоэнергии, произведенной на собственных котельных. Основной поставщик теплоэнергии - АО "Ивэнерго", доля которого в общем объеме покупки составляет около 85%. АО "Ивэнерго" является также основным кредитором предприятия - 96,6% общей суммы долга по состоянию на 1 января 2003 г. За проверяемый период задолженность МП перед АО "Ивэнерго" сократилась в 2,2 раза и на 1 января 2003 г. составила 290665,5 тыс. рублей;
- в структуре теплового баланса объем покупаемого тепла в разы выше производимого на собственных котельных. Объем полезного отпуска теплоэнергии также возрос;
- ввиду отсутствия приборов учета расход тепла на собственные нужды и потери тепловой энергии определяются расчетным путем в натуральном выражении. Потребление на собственные нужды сократилось на 10,2%, а потери при отпуске тепла превышают нормативные и возросли за проверяемый период на 22,6%;
- в течение 2001 - 2002 годов тарифы на тепловую энергию, покупаемую предприятием, повышались РЭК неоднократно, и их рост в разрезе поставщиков тепла составил от 15% до 45,3%. Отпускной тариф для потребителей, получающих теплоэнергию от собственных котельных МП, также утверждаемый РЭК, за этот период пересматривался 4 раза и возрос в целом в 1,84 раза. Отпускной тариф для потребителей, получающих теплоэнергию от централизованных тепловых сетей (единый тариф на коммунальную услугу для населения), утверждаемый администрацией г. Иванова, в течение 2-х лет пересматривался трижды и возрос в целом в 1,62 раза;
- в составе затрат предприятия основную долю (78,7% в 2001 году и 71,4% в 2002 году) занимают затраты на покупку тепловой энергии и затраты на оплату труда работников МП "Ивгортеплоэнерго" (7,1% в 2001 году и 11,3% в 2002 году);
- в результате анализа страховых договоров, затраты по которым входят в состав себестоимости, установлено неэффективное расходование средств в общей сумме 389,4 тыс. рублей, а также необоснованное списание расходов на себестоимость по договорам страхования в сумме 1,3 тыс. рублей;
- финансовое положение предприятия по состоянию на 1 января 2003 г. характеризуется неустойчивостью, отсутствием оборотных средств, полной финансовой зависимостью от кредиторов и неплатежеспособностью. За проверяемый период убытки предприятия возросли в 3,1 раза, задолженность предприятия перед бюджетом увеличилась в 16 раз. Задолженность предприятия по краткосрочным займам и кредитам возросла за 2 года в 61,5 раза. При этом задолженность потребителей тепла перед предприятием за проверяемый период сократилась в 1,6 раза.
По результатам этих двух проверок управлением внутренних дел по Ивановской области возбуждены уголовные дела.
3.2. Экспертно-аналитическая деятельность
Аналитическая функция и, прежде всего, функция анализа и экспертизы проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов, проектов социально-экономических программ и областных нормативных актов, занимает значимое место в деятельности контрольно-счетной палаты. Однако на протяжении шести лет существования контрольно-счетной палаты экспертно-аналигическая деятельность не имеет достаточного кадрового обеспечения.
В отчетном году в рамках проведения экспертизы проектов областных законов контрольно-счетной палатой подготовлены и направлены в Законодательное Собрание Ивановской области заключения по 13 проектам областных законов, (приложение N 1).
Кроме этого, одна из проверок КСП выполнена в виде анализа, а именно: проверка "Сбор и анализ информации об использовании бюджетных средств, предусмотренных в бюджете муниципальных образований Ивановской области в форме субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, по состоянию на 1 октября 2002 года".
В рамках предварительного контроля областного бюджета контрольно-счетной палатой подготовлено заключение по проекту закона Ивановской области "Об областном бюджете на 2004 год", в котором дан подробный анализ представленного законопроекта, включивший в себя:
- анализ соответствия законопроекта Бюджетному посланию Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2004 году", прогнозу социально-экономического развития Ивановской области на 2004 год и прогнозу сводного финансового баланса на территории Ивановской области на 2004 год;
- анализ доходов и расходов консолидированного и областного бюджетов;
- анализ программ, предлагаемых к финансированию из областного бюджета в 2004 году;
- анализ заданий по предоставлению государственных услуг на 2004 год;
- анализ "Ведомственной структуры расходов областного бюджета на 2004 год";
- анализ межбюджетных отношений.
Кроме того, дана подробная оценка программе государственных внутренних заимствований, структуре государственного внутреннего долга, представлены замечания к текстовым статьям и отдельным приложениям законопроекта.
В заключении отмечается, что перечень и содержание документов, представленных в составе материалов к законопроекту, в основном соответствуют требованиям статей 135, 136, 145 и 146 БК Ивановской области. Однако, как и в предыдущие годы, одновременно с законопроектом не представлены проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов, формируемых на территории Ивановской области, задания по предоставлению государственных услуг и нормативы финансовых затрат на единицу предоставляемых услуг.
Анализ законопроекта позволяет сделать вывод, что Администрацией Ивановской области не принято достаточных мер по формированию проекта бюджета в строгом соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Ивановской области и иными актами законодательства РФ. Проект бюджета содержит отдельные статьи, противоречащие действующему законодательству, необоснованно предусматривает отмену действия в 2004 году ряда статей БК Ивановской области, предусматривает выделение бюджетных средств на финансирование расходов территориальных федеральных структур, что в конечном итоге приведет к нарушению основ бюджетного процесса в Ивановской области.
Контрольно-счетной палатой отмечается также, что по-прежнему консолидированный и областной бюджеты Ивановской области остаются высокодотационными. Доходная часть областного и консолидированного бюджетов Ивановской области на 2003 год сформирована с учетом изменений, внесенных на федеральном уровне в налоговое законодательство. Предусмотренные на 2004 год изменения налогового законодательства приведут к сужению налогооблагаемой базы региона по отдельным налогам, к отмене налога с продаж. Представленный законопроект предусматривает существенное перераспределение нормативов отчислений от регулирующих налогов между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований в пользу областного бюджета. В результате доля налоговых доходов областного бюджета в общей сумме налоговых доходов консолидированного бюджета области должна возрасти с 40,0% в 2003 году до 62,3% в 2004 году. Соответственно доля налоговых доходов бюджетов муниципальных образований области в общей сумме налоговых доходов консолидированного бюджета должна уменьшиться с 59,8% в 2003 году до 37,6% в 2004 году.
Анализ расходной части областного и консолидированного бюджетов на 2004 год, проведенный контрольно-счетной палатой, показал наличие изменений в структуре расходов как областного, так и консолидированного бюджетов в части перераспределения расходов с одних разделов на другие по сравнению с 2002 годом и исполнением бюджета за 9 месяцев 2003 года (в отсутствии ожидаемого исполнения расходов по областному и консолидированному бюджетам за 2003 год). В заключении КСП отмечается также, что представленный законопроект предполагает увеличение расходной части областного бюджета в 2004 году по сравнению с уточненными назначениями бюджета 2003 года на 6,1 процентного пункта, что ниже предусмотренного законопроектом уровня инфляции (12%).
Опираясь на выводы из практики прошлых лет, контрольно-счетная палата выражает свое мнение о неправильности формирования в представленном законопроекте резервного фонда областного бюджета на 2004 год и о необходимости уточнения расходов по данному подразделу функциональной классификации расходов бюджетов РФ в сторону их уменьшения до суммы средств, направляемых непосредственно на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в области.
Анализируя адресную инвестиционную программу, представленную в приложении N 14 к законопроекту об областном бюджете на 2004 год, контрольно-счетная палата отмечает снижение количества объектов до 48 по сравнению со 100 объектами в 2002 году и вместе с тем снижение на 1% доли инвестиций, предусмотренной в областном бюджете на 2004 год, по сравнению с долей инвестиций в бюджете 2002 года. Отмечено также, что в разрез с пунктом 4 статьи 85 БК РФ и пунктом 31 постановления Администрации Ивановской области от 4 апреля 2002 г. N 27-па "О порядке формирования и реализации областных целевых и адресной инвестиционной программ" в перечень объектов областной адресной инвестиционной программы на 2004 год включены объекты муниципальной собственности (муниципальные унитарные предприятия).
В представленном приложением N 17 к законопроекту перечне областных целевых программ, предлагаемых к финансированию в 2004 году, их число увеличилось с 14 до 30, или в 2 раза по сравнению с 2002 годом. Одновременно увеличилась и доля ассигнований на их реализацию в общей сумме расходов областного бюджета с 0,8% в 2002 году до 2,5% в 2004 году.
Ведомственная структура расходов областного бюджета на 2004 год составлена по главным распорядителям (распорядителям) и прямым получателям бюджетных средств на сумму 6747652,7 тыс. рублей, что составляет 99,9% к общей сумме предполагаемых расходов областного бюджета на 2004 год. Таким образом, по отношению к средствам областного бюджета на сумму 461,7 тыс. рублей главные распорядители (распорядители) и прямые получатели законопроектом не определены. В нарушение статей 25 БК РФ и статей 18 БК Ивановской области ведомственная структура расходов областного бюджета наряду с расходами в разрезе главных распорядителей содержит расходы по получателям бюджетных средств, в отношении которых главные распорядители не определены, и не отражает распределение средств по группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации. В ведомственной структуре имеют место расходы областного бюджета, в отношении которых не определены не только главные распорядители, но и конкретные получатели, что ведет к нарушению статьи 38 БК РФ. Данный факт постоянно отмечается контрольно-счетной палатой в течение трех последних лет.
На протяжении ряда последних лет распределение средств Фонда финансовой поддержки муниципальных образований усиливает зависимость муниципальных образований от финансовой помощи, предоставляемой из областного бюджета, и лишает их стимулов к получению собственных доходов. Так, в 2004 году данный фонд состоит из двух частей:
выравнивающей - 99% и стимулирующей - 1%.
Доля различных субвенций и субсидий в сумме финансовой помощи бюджетам других уровней в 2004 году возросла на 13,4 процентных пункта по сравнению с аналогичной долей в 2002 году. КСП отмечено, что предоставление ряда субвенций, таких как на погашение задолженности сельскохозяйственных потребителей по оплате за электрическую энергию в сумме 12000,0 тыс. рублей, на уплату сельскохозяйственными товаропроизводителями первоначального взноса при приобретении сельскохозяйственной техники и оборудования на лизинговой основе в сумме 3680,0 тыс. рублей, на реализацию мероприятий по обеспечению занятости и повышению доходности сельского населения в сумме 4400,0 тыс. рублей, на проведение юбилейных мероприятий в сумме 900,0 тыс. рублей, приведет к нарушению ст. 86 БК РФ, так как учтенные в них расходы не связаны с исполнением государственных полномочий и действующих областных целевых программ.
В рамках оперативного контроля исполнения областного бюджета в 2003 году контрольно-счетной палатой подготовлены аналитические справки о ходе исполнения областного бюджета за 8 и 9 месяцев 2003 года.
Следует отметить, что контрольно-счетная палата не располагает достаточными техническими средствами, позволяющими использовать новые информационные технологии для более глубокого и детального анализа бюджета, в том числе информационно-аналитическую систему "Юридические лица Ивановской области" и информационно-аналитическую систему "Социально-экономическое положение Ивановской области".
По-прежнему актуальной для контрольно-счетной палаты остается проблема полноты, достоверности и оперативного обновления статистической информации, используемой для оценки и анализа социально-экономических процессов и тенденций в Ивановской области. В связи с этим хочется отметить, что в 2003 году контрольно-счетная палата активно взаимодействовала с областным комитетом государственной статистики и использовала в своей деятельности статистическую информацию, получаемую от комитета по запросам.
Следует отметить, что работа контрольно-счетной палаты в рамках оперативного контроля за исполнением консолидированного и областного бюджетов Ивановской области осложняется и тем, что в нарушение постановления ЗС от 26 апреля 2002 г. N 143 (в действующей редакции) управление Федерального казначейства МФ РФ по Ивановской области не предоставляет оперативную информацию об исполнении этих бюджетов ни в Законодательное Собрание области, ни в контрольно-счетную палату.
В свою очередь. Главное финансовое управление Ивановской области и региональные отделения областных государственных внебюджетных фондов по Ивановской области оперативно предоставляли информацию согласно постановлениям Законодательного Собрания Ивановской области от 26 апреля 2002 г. N 141 "Об оперативной информации об исполнении консолидированного и областного бюджетов Ивановской области, представляемой Главным финансовым управлением Ивановской области" и от 26 апреля 2002 г. N 142 "Об оперативной информации об исполнении бюджетов областных государственных внебюджетных фондов". Следует также отметить, что в рамках заключенных в 2001 году соглашений о сотрудничестве и обмене информацией с территориальными структурами федеральных контрольных и правоохранительных органов ежемесячно в течение отчетного периода в КСП поступала информация от управления Министерства РФ по налогам и сборам по Ивановской области по формам 1-НМ (о поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ по Ивановской области), 4-НМ (о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ по Ивановской области) и по отдельным запросам отчет о базе налогообложения по основным видам налогов по Ивановской области по форме 5-НБН.
Вся вышеперечисленная информация использовалась контрольно-счетной палатой в 2003 году при проведении оперативного контроля за исполнением консолидированного и областного бюджетов Ивановской области.
Отдельно хочется отметить подготовленную в 2003 году контрольно-счетной палатой "Аналитическую записку о состоянии бюджетного процесса в Ивановской области в 2002 году". Данный документ был представлен КСП совместно с заключением по проекту закона Ивановской области "Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за 2002 год" на пленарном заседании Законодательного Собрания. В нем контрольно-счетной палатой была дана объективная оценка состояния бюджетного процесса на стадиях составления, рассмотрения, утверждения и исполнения областного бюджета на основе материалов проверок, проведенных КСП за 2002 год, а также с учетом письма управления Федерального казначейства МФ РФ по Ивановской области о состоянии кассового обслуживания бюджета Ивановской области в 2002 году и по состоянию на 1 октября 2003 г. Основной вывод, содержащийся в аналитической записке, состоит в том, что на всех стадиях бюджетного процесса в Ивановской области в 2002 году было допущено большое количество недоработок, недостатков и нарушений по отношению к нормам Бюджетного кодекса РФ и Бюджетного кодекса Ивановской области, регламентирующих бюджетный процесс.
4. Работа с общественностью и иными организациями
Закон Ивановской области от 20 ноября 1997 г. N 31-ОЗ (в действующей редакции) "О контрольно-счетной палате" не предусматривает предоставление контрольно-счетной палатой информации о своей деятельности общественности и не предусматривает право самостоятельно публиковать материалы о своей деятельности в средствах массовой информации и специальных сборниках. В практической деятельности данные вопросы решает Законодательное Собрание Ивановской области.
В 2003 году пресс-центр Законодательного Собрания Ивановской области систематически сообщал в средства массовой информации о проводимых заседаниях коллегии КСП и о вопросах, рассмотренных в ходе заседаний.
В течение всего 2003 года в средствах массовой информации публиковались статьи о контрольно-счетной палате и с большим интересом обсуждались проводимые контрольно-счетной палатой проверки. Перечень опубликованных материалов представлен в приложении N 7 к настоящему отчету.
В специальных сборниках "Законы Ивановской области и документы Законодательного Собрания" и "Собрание законодательства Ивановской области" в течение 2003 года публиковались тексты решений коллегии контрольно-счетной палаты и предложений, принятых по результатам проверок, проведенных КСП в 2003 году. Сведения об опубликованных документах представлены в приложении N 8 к настоящему отчету.
Тексты справок по результатам проверок, проведенных КСП, не публиковались.
Следует также отметить, что на пленарном заседании Законодательного Собрания области, на котором рассматривался законопроект "Об отчете об исполнении областного бюджета за 2002 год", председатель контрольно-счетной палаты Т.Г.Огурцова в соответствии со статьей 229 БК Ивановской области публично выступила с представлением заключения КСП по отчету об исполнении областного бюджета за 2002 год.
Контрольно-счетная палата в 2003 году осуществляла взаимодействие с контрольными органами Российской Федерации в рамках Ассоциации контрольно-счетных органов РФ (АКСОР). В течение отчетного периода представители КСП принимали участие в проведении "круглого стола" в Москве, в Счетной палате России, а также в следующих семинарах:
1. на тему: "Организация внешней проверки отчета об исполнении бюджета за очередной финансовый год и экспертизы проекта закона "О бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год";
2. на тему: "Организационно-правовые основы деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации";
3. на тему: "Проблемы формирования доходной части бюджета субъекта Российской Федерации и контроль за налоговыми и неналоговыми доходами".
Материалы, полученные на семинарах, использованы в практической деятельности КСП.
5. Взаимодействие контрольно-счетной палаты с
надзорными, контрольными и правоохранительными органами
по исполнению соглашений
В рамках взаимодействия контрольно-счетной палаты Ивановской области с правоохранительными органами в 2003 году была проведена совместная проверка с прокуратурой Ивановской области учреждений Ивановской области по вопросу законности и обоснованности расходования бюджетных средств в 2002 году на оплату труда и различные социальные компенсационные выплаты работникам по видам расходов 027 и 029 функциональной классификации расходов бюджетов РФ в Главном финансовом управлении Ивановской области и комитете Ивановской области по управлению государственным имуществом. По результатам данной проверки было принято решение коллегии КСП от 23 октября 2003 г. N 8/2, в котором были отмечены нарушения бюджетного законодательства, допущенные объектами проверки. Прокуратурой Ивановской области в свою очередь направлено 3 представления об устранении нарушений бюджетного законодательства и требований законов, регулирующих вопросы государственной службы и оплаты труда, на имя начальника Главного финансового управления Ивановской области А.П. Грузнова, председателя комитета Ивановской области по управлению государственным имуществом Ивановской области Л.А. Королевой и Главы Администрации (Губернатора) Ивановской области В.И. Тихонова.
В течение 2003 года в соответствии с действующими соглашениями о взаимодействии Законодательное Собрание Ивановской области направляло постановления ЗС, принятые по результатам проверок КСП, вместе с материалами проверок в УВД области, областную прокуратуру, УБОП МВД РФ по Ивановской области и УМНС по Ивановской области. По материалам проверки финансово-хозяйственной деятельности МП "Ивгортеплосеть" и обоснованности установления тарифов для потребителей за 2001 - 2002 годы работники КСП вызывались УВД г. Иванова в качестве свидетелей. В контрольно-счетную палату в 2003 году поступала информация от правоохранительных органов о проводимой работе по материалам направленных в их адрес материалов проверок КСП (подробные данные приведены в разделе V приложения N 1 к настоящему отчету).
6. Организация и обеспечение деятельности КСП
В соответствии со ст. 4 Закона Ивановской области "О контрольно-счетной палате" и распоряжением Председателя Законодательного Собрания Ивановской области от 30 июня 1999 г. N 138-р техническое и информационное обеспечение, а также материально-техническое снабжение деятельности КСП осуществлялось аппаратом Законодательного Собрания Ивановской области.
КСП в своей работе использовала справочно-правовую систему "Консультант Плюс", систематическое обновление которой на всех компьютерах, установленных в КСП, было налажено Законодательным Собранием с августа 2003 года. Установленный в декабре 2002 года в КСП абонентский пункт электронной почты, обслуживаемый ФАПСИ прекратил свою работу в октябре 2003 года в связи с физическим износом оборудования.
В целях совершенствования работы по оформлению результатов контрольных мероприятий, проводимых КСП, и приданию ей системного характера коллегией КСП была утверждена карточка-отчет о контрольном мероприятии, обязательная к заполнению руководителем контрольного мероприятия по его-завершении.
В конце 2003 года решением коллегии КСП от 23 октября 2003 г. N 8/5 приняты к использованию в практической работе "Методические рекомендации по проведению проверок бюджетных учреждений", разработанные в Счетной палате Москвы с учетом наших (контрольно-счетной палаты Ивановской области) поправок.
В 2003 году КСП продолжала работу по разработке нормативных актов, направленных на повышение эффективности ее деятельности. Дорабатывались, были подготовлены вновь и направлены в комитеты ЗС следующие проекты законодательных актов: проект закона Ивановской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Ивановской области "О контрольно-счетной палате" и в другие законы Ивановской области, связанных с уточнением правового статуса контрольно-счетной палаты Ивановской области", проект закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Ивановской области "О системе оплаты труда (денежном содержании) лиц, замещающих государственные должности в органах государственной власти Ивановской области, органах Администрации Ивановской области, иных государственных органах Ивановской области", проект закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Ивановской области "О Реестре государственных должностей Ивановской области".
Финансирование КСП осуществляется за счет сметы Законодательного Собрания и не выделяется отдельной строкой в расходах ЗС. Учет расходов отдельно по контрольно-счетной палате бухгалтерией ЗС не ведется. Согласно данным бухгалтерии Законодательного Собрания расходы на фонд оплаты труда с начислениями по контрольно-счетной палате за 2002 год составили 1047,4 тыс. рублей, (в том числе по ФОТ - 795,1 тыс. рублей) из 8261,5 тыс. рублей по ЗС в целом, или 13%.
Председатель
контрольно-счетной палаты |
Т.Г.Огурцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.