Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 2. Основные понятия в сфере социального партнерства, используемые в настоящем Законе
Социальное партнерство - система законодательно обусловленных взаимоотношений между работниками (профсоюзами, их объединениями и иными представительными органами), работодателями (их объединениями), органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления, действующая посредством коллегиального обсуждения, выработки и принятия решений, мер по реализации социально - трудовых и связанных с ними экономических отношений; выражающаяся в заключении сторонами коллективного договора (соглашения, контракта) с целью обеспечения за счет объединения необходимых правовых, финансовых, информационных, технологических, интеллектуальных и физических потенциалов (ресурсов) партнеров эффективной работы организации (отрасли) и максимально возможного на этой основе удовлетворения интересов сторон, обеспечения политической стабильности и социально - экономического прогресса региона.
Система социального партнерства - общественно - политическая подсистема (региональная система), включающая в себя субъекты и объекты социально - трудовых и связанных с ними экономических отношений, уровни и формы взаимодействия сторон, механизмы реализации соглашений, обеспечивающих социальное партнерство в сфере трудовых отношений.
Субъекты (стороны) социального партнерства - работники и их представительные органы; работодатели и их объединения; органы исполнительной власти области и органы местного самоуправления:
работник - физическое лицо, работающее на основе трудового договора (контракта);
работодатель - организация (юридическое лицо) независимо от формы собственности и подчиненности, представленная его руководителем (руководителями), администрацией; либо физическое лицо, с которым работник (работники) состоит (состоят) в трудовых отношениях;
органы исполнительной власти области и органы местного самоуправления являются гарантами соглашений сторон и арбитрами в случае возникновения между ними конфликтов.
Объект социального партнерства - социально - трудовые и связанные с ними экономические отношения между его субъектами на соответствующем уровне.
Органы системы социального партнерства - трехсторонние (двусторонние) комиссии по регулированию социально - трудовых и связанных с ними экономических отношений и другие организационные образования соответствующего уровня, создаваемые субъектами социального партнерства на паритетных началах и принципах равноправного сотрудничества.
Формы взаимодействия субъектов социального партнерства:
- коллективные переговоры по заключению коллективных договоров и соглашений;
- консультации;
- совместная работа сторон в комиссиях и других органах;
- контроль за выполнением достигнутых договоров;
- урегулирование коллективных трудовых споров;
- участие работников в органах управления организации.
Механизм реализации системы социального партнерства - комплекс мероприятий субъектов социального партнерства - сторон соглашений, направленных на конструктивное взаимодействие, на достижение баланса в реализации своих интересов.
Основной формой реализации социального партнерства являются заключаемые в организациях коллективные договоры, а также соглашения на областном, отраслевом, территориальном уровнях.
Критерии эффективности системы социального партнерства:
- реальное повышение жизненного уровня работников на основе роста объемов производства;
- повышение уровня занятости трудоспособного населения;
- улучшение организации производства и его условий, обеспеченность охраны труда;
- снижение остроты социальных конфликтов и степень их разрешения;
- соблюдение законодательства, регулирующего социально - трудовые и связанные с ними экономические отношения.
Коллективные переговоры - способ разработки и принятия совместных решений по вопросам, составляющим предмет социального партнерства.
Консультации - способ согласования интересов сторон переговоров перед принятием ими односторонних или совместных решений, формирования согласованных позиций по вопросам, составляющим предмет договора.
Представительство интересов субъектов социального партнерства - действия уполномоченных лиц и организаций, основанные на законах и иных правовых актах в сфере социального партнерства.
Представители работников - органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с действующими уставами, иные органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им. Работники, не являющиеся членами профсоюзов, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе переговоров, заключения, изменения, дополнения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением.
Представители интересов работодателя (работодателей) - руководитель юридического лица либо другие полномочные представители в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами; полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.
Представители интересов области и муниципальных образований - органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления в лице их руководителей или другие полномочные в соответствии с уставом лица, иные уполномоченные этими органами лица.
Соглашение - правовой акт, регулирующий социально - трудовые и связанные с ними экономические отношения между работниками и работодателями, заключаемый на уровне области, муниципального образования, отрасли, организации.
Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально - трудовые и связанные с ними экономические отношения, заключаемый работниками организации, филиала, представительства с работодателем.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.