Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
(приложение 2)
Организационно-методические указания по подготовке
органов управления, сил гражданской обороны и единой
государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций Ивановской области на 2004 год
(утв. распоряжением Главы Администрации Ивановской области
от 16 марта 2004 г. N 278-р)
В целях повышения уровня подготовки органов управления по делам ГОЧС, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) области к действиям по предназначению предлагаю:
I. Главной задачей на 2004 год считать:
В области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - совершенствование функционирования территориальных и функциональных подсистем и звеньев РСЧС на основе развития автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС, системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, создания резервов финансовых, материальных и информационных ресурсов, достаточных для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также повышение качества обучения населения способам защиты от чрезвычайных ситуаций, уровня слаженности действий органов управления РСЧС в целях своевременного и эффективного предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, снижения размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных террористическими актами.
В области гражданской обороны - обеспечение повседневной готовности системы гражданской обороны к переводу на условия военного времени на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях при возникновении войн и локальных вооруженных конфликтов, создания и применения группировки сил и средств гражданской обороны для решения задач по защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях, вызванных террористическими актами, а также безусловного выполнения мероприятий по заблаговременной подготовке государства к ведению гражданской обороны.
В области обеспечения пожарной безопасности - реализацию комплекса мероприятий, направленных на снижение количества пожаров и гибели людей при пожарах на основе создания эффективной системы государственного пожарного надзора, совершенствования технологий тушения пожаров в населенных пунктах и на конкретных объектах, создания и внедрения новых систем вооружения и техники, повышения роли и значения системы пожарной безопасности непосредственно в Ивановской области и в муниципальных образованиях.
Главам администраций городов и районов Ивановской области, руководителям организаций, учреждений и предприятий, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (начальникам гражданской обороны, председателям комиссий по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности, начальникам органов управления по делам ГО и ЧС области).
Подготовка органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, руководителей организаций, учреждений, предприятий, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляется в соответствии с организационно-методическими указаниями МЧС России и Центрального регионального центра на 2004 год и с настоящими рекомендациями.
Основные усилия по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и РСЧС в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, обеспечения пожарной безопасности в 2004 году направить на:
совершенствование персональной подготовки руководителей и специалистов гражданской обороны и РСЧС, личного состава аварийно-спасательных формирований, служб и гражданских организаций (формирований) гражданской обороны по вопросам готовности к действиям по предназначению за счет повышения уровня их профессиональной выучки, а также практических навыков реагирования и действий в чрезвычайных ситуациях, решения задач гражданской обороны;
повышение эффективности защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также на заблаговременную (в мирное время) подготовку гражданской обороны;
реализацию новых форм и методов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на базе стратегий снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций, комплексного применения способов и средств защиты, научно-методических основ управления природными и техногенными рисками, развития систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, информационного обеспечения органов управления всех уровней, разработки и внедрения в систему государственного управления показателей комплексного риска чрезвычайных ситуаций, методов прогнозирования социально-экономического развития регионов с учетом рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;
подготовку территориальных и объектовых эвакуационных органов (эвакуационных комиссий, сборных и приемных эвакуационных пунктов, промежуточных пунктов эвакуации) к выполнению эвакуационных мероприятий в установленные планами сроки с практической отработкой в ходе учений и тренировок задач по предназначению, в том числе при экстренной эвакуации работающего персонала и населения;
укрепление системы подготовки гражданской обороны на основе разработки и внедрения современных концептуальных решений, эффективных экономических механизмов планирования мероприятий гражданской обороны, а также использования ее ресурсов в мирное время, в том числе для противодействия терроризму путем дальнейшего развития нормативной правовой базы.
В области защиты населения и территорий
Организовать работу по переработке и принятию ряда нормативных документов на уровне органов местного самоуправления по реализации Закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в связи с изменением социально-экономической обстановки на местах и с входом подразделений ГПС в ведение МЧС.
Обеспечить, в части касающейся, реализацию федеральных целевых программ "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. N 1098 и "Ядерная и радиационная безопасность России", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2000 г. N 149.
Повысить личную ответственность руководителей всех уровней за организацию прогнозирования чрезвычайных ситуаций и планирования действий органов управления, сил и средств функциональных и территориальных подсистем и звеньев РСЧС в чрезвычайных ситуациях на основе единого информационного пространства, комплексного применения современных информационных технологий, систем мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, развития подсистем дистанционных средств мониторинга окружающей природной среды.
Обеспечить контроль исполнения принятых органами исполнительной власти, местного самоуправления нормативно-правовых актов в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обеспечить обмен достоверной информацией в подчиненных звеньях управления по вопросам создания, накопления, использования по назначению и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Продолжить дальнейшее развитие системы штатных центров мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера путем разработки и введения единого программного обеспечения с целью оперативного сбора, анализа и обмена информацией о возможных чрезвычайных ситуациях.
Организовать мониторинг торфяных пожаров в пожароопасных районах.
Осуществить заблаговременную, плановую подготовку и проведение комплекса мероприятий, направленных на снижение материального ущерба и исключение человеческих жертв в период циклических ЧС, характерных для области (паводок, лесоторфяные пожары, функционирование топливно-энергетического комплекса в зимних условиях).
Обеспечить выполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии с требованиями постановлений Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" и от 15 апреля 2002 г. N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти на территории Российской Федерации", указа Губернатора Ивановской области от 14.11.2002 N 227-УГ "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Ивановской области".
Организовать реальный контроль выполнения превентивных мероприятий при подготовке к циклическим явлениям.
Проводить целенаправленную работу в координационных советах по организации взаимодействия госнадзорных и контрольных органов по решению задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основной формой деятельности в этом направлении считать совместные проверки с госнадзорными и контрольными органами потенциально опасных объектов экономики, гидротехнических сооружений и контроль за выполнением выданных предписаний.
Продолжить работу по организации предупреждения чрезвычайных ситуаций, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, и совершенствованию совместного дежурства с ГИБДД в целях оказания помощи пострадавшим в ДТП. Организовать в установленном порядке установку и контроль за состоянием на автодорогах, в населенных пунктах и городах информационных щитов с информацией для населения о порядке и правилах обращения за помощью к спасателям в случае ДТП в соответствии с приказом МЧС России от 10.10.2003 N 619.
Совместно с органами исполнительной власти области обеспечить дальнейшее совершенствование процедуры декларирования безопасности промышленных объектов с соблюдением сроков декларирования безопасности промышленных объектов и гидротехнических сооружений. Совместно с соответствующими территориальными органами Госгортехнадзора РФ завершить создание компьютерных баз данных потенциально опасных объектов, подлежащих декларированию безопасности, с последующим контролем хода выполнения мероприятий по вопросам декларирования безопасности.
Продолжить дальнейшее развитие страховой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Совместно с территориальными органами Госгортехнадзора России обеспечить контроль за разработкой и своевременной корректировкой организациями, имеющими потенциально опасные объекты, планов по предупреждению и ликвидации нефтеразливов.
Организовать создание и ведение реестров загрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий и водных объектов в районах.
Вести систематический контроль за лицензированием опасных видов деятельности и соблюдением установленного порядка по выдаче заключений о готовности объектов к локализации, ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Проверки в области защиты населения и территорий, деятельности органов управления по делам ГОЧС планировать в соответствии с рекомендациями Центрального регионального центра по порядку, срокам и периодичности проведения проверок органов управления ГОЧС, спасательных центров и поисково-спасательных формирований Центрального регионального центра (приказ начальника центра от 29.03.2002 N 112).
В области гражданской обороны
Основной задачей на 2004 год по подготовке территориальных и объектовых служб гражданской обороны и гражданских организаций гражданской обороны считать приобретение руководителями служб, формирований гражданской обороны и специалистами твердых знаний и практических навыков по защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях, вызванных террористическими актами.
Основными формами подготовки указанной категории считать проведение тактико-специальных, комплексных учений, тренировок с отработкой практических вопросов по тематике гражданской обороны в соответствии с утвержденными примерными программами обучения.
Подготовку служб гражданской обороны, гражданских организаций гражданской обороны и аварийно-спасательных формирований проводить в соответствии с требованиями постановлений Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", Организационными указаниями МЧС России, Центрального регионального центра по подготовке органов управления, сил ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2004 год, а также методическими рекомендациями Центрального регионального центра по осуществлению проверки разработки и реализации органами исполнительной власти, органами местного самоуправления (муниципальных образований) и организаций мероприятий по гражданской обороне, утвержденными Приказом начальника центра от 22.01.02 N 25.
Основные усилия сосредоточить на подготовке руководящего, командно-начальствующего состава гражданской обороны, органов управления, сил гражданской обороны к решению возложенных задач по предназначению в условиях развязывания военных конфликтов, в том числе в условиях возможного применения высокоточного оружия и оружия массового поражения.
Основными направлениями в работе считать:
- обеспечение готовности органов управления ГО и ЧС, системы ГО области к переводу с мирного на военное положение;
- совершенствование системы управления мероприятиями гражданской обороны, поддержание в постоянной готовности к применению пунктов управления ГО всех уровней;
- координация работы органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и органов управления ГОЧС по разработке и реализации мероприятий по гражданской обороне, совершенствованию системы ГО на территориях;
- активизация работы с органами безопасности, военно-мобилизационными отделами администраций, комиссиями по повышению устойчивости функционирования экономики (далее по тексту ПУФ) и эвакокомиссиями с принятием конкретных решений, отработкой практических мероприятий;
- создание, накопление, хранение и использование в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
- организация качественной подготовки территориальных и объектовых гражданских организаций гражданской обороны;
Основными задачами иметь:
- отработку отчетного доклада о состоянии гражданской обороны и приложения к нему (2ДУ, а также донесений 1-2-ЭВАК ЧС, 3-С ЭВАК.);
- продолжение работы по созданию гражданских организаций гражданской обороны (далее по тексту ГОГО) и реальной группировки сил гражданской обороны с учетом подразделений ГПС МЧС России;
- завершение создания служб гражданской обороны в соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" и постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 г. N 1266;
- приведение структуры гражданских организаций гражданской обороны и их оснащения в соответствие с требованиями Методических рекомендаций МЧС России по созданию гражданских организаций гражданской обороны от 3 апреля 2000 г. N 33-860-14 и Постановления Главы Администрации Ивановской области от 25.10.1999 года N 620 "О создании гражданских организаций гражданской обороны на территории муниципальных образований";
- обучение в области гражданской обороны осуществлять в соответствии с организационными указаниями по обучению населения РФ в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2001 - 2005 годы и приложениями к нему по группам:
- должностные лица гражданской обороны;
- специалисты гражданской обороны;
- работники организаций, входящих в состав ГОГО;
- работники организаций, не входящих в состав ГОГО;
- население, не занятое в производственной сфере и обслуживания.
Основными формами обучения считать:
- для офицеров и гражданского персонала органов управления по делам ГОЧС городов, отнесенных к группам по ГО, - сборы, командно-штабные учения, командно-штабные (штабные) тренировки, "летучки" и занятия в системе профессиональной подготовки, а также показные занятия;
- для должностных лиц гражданской обороны - обучение в соответствии с планами комплектования в Академии гражданской защиты, в УМЦ ГОЧС области, курсах гражданской обороны городов, а также методом проведения показных занятий на отдельных объектах гражданской обороны или в ходе проведения учений и тренировок;
- основой подготовки гражданских организаций гражданской обороны считать: тактико-специальные, комплексные учения и практические занятия, проводимые непосредственно по месту работы в соответствии с требованиями примерной программы обучения личного состава ГОГО, утвержденной Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 9 июля 2001 года.
Основные усилия сосредоточить на практической подготовке сил гражданской обороны к решению возложенных задач по предназначению в условиях развязывания и ведения войны и военного конфликта, в том числе в условиях возможного применения высокоточного оружия и оружия массового поражения.
Периодичность, продолжительность проверок, учений (тренировок), занятий определить:
в области проводить:
- тренировки по переводу системы гражданской обороны с мирного на военное положение в звене "область, муниципальное образование" проводить 1 раз в квартал, а также в ходе проведения учений и тренировок по соответствующей тематике;
- проверки состояния гражданской обороны в службах ГО области, города (с периодичностью 1 раз в 5 лет, продолжительностью до 1 суток), когда не проводятся проверки вопросов ГО субъекта. Проверить не менее 2-х служб в год. Специальное учение проводить до 2-х суток в ходе проведения проверки по тематике военного времени;
- проверки состояния гражданской обороны города (муниципального образования) в свете реализации Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" - 1 раз в 3 года, продолжительностью до 2 суток, с проведением командно-штабного (штабного) учения (продолжительность до 2 суток).
Учения и тренировки проводить во взаимодействии со структурными подразделениями администраций муниципальных образований, занимающимися вопросами мобилизации и перевода экономики с мирного на военное положение;
- проверку вопросов гражданской обороны сельских районов (муниципальных образований) с проведением командно-штабного (штабного) учения проводить с общим охватом 1 раз в 5 лет, продолжительностью до 2 суток;
- тактико-специальные учения с гражданскими организациями гражданской обороны предприятий, учреждений и организаций продолжительностью не более 8 часов проводить в ходе проведения проверок и КШУ, проводимых с городами, отнесенными к группам по ГО, и муниципальными образованиями;
- комплексные учения с городом (районом) продолжительностью до 2-х суток с общим охватом в субъектах региона, 1 раз в 5 лет.
Мероприятия в области гражданской обороны в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне, муниципальных образованиях планировать в соответствии с рекомендациями по порядку, срокам и периодичности проведения проверок органов управления ГОЧС, спасательных центров и поисково-спасательных формирований Центрального регионального центра (приказ начальника центра от 29.03.2002 N 112).
Инженерная защита населения
Планирование комплекса инженерно-технических мероприятий осуществлять, руководствуясь требованиями федеральных законов "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", "О гражданской обороне", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О безопасности гидротехнических сооружений", других действующих нормативно-правовых актов и СНиП.
Осуществлять надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ, требований нормативов и реализацией инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании и строительстве зданий и сооружений промышленного и жилищно-гражданского назначения, гидротехнических и транспортных сооружений, коммунально-технических, технологических и иных инженерных систем и сооружений, планировке и застройке городов и других населенных пунктов.
Главной задачей считать обеспечение готовности существующих защитных сооружений ГО к приему укрываемых. Провести комплекс мероприятий, направленных на поддержание в рабочем состоянии систем жизнеобеспечения убежищ. Содержание защитных сооружений ГО организовать в строгом соответствии с временной инструкцией "О порядке учета и содержания защитных сооружений ГО" 1998 г.
Обеспечить сохранение накопленного фонда защитных сооружений, руководствуясь требованиями постановления Правительства РФ от 23.04.1994 N 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями". Исключить случаи необоснованного и преждевременного списания защитных сооружений.
Обеспечить координацию, функциональное регулирование и контроль за деятельностью органов исполнительной власти Ивановской области, органов местного самоуправления и организаций по поддержанию в состоянии готовности защитных сооружений, расположенных в жилой зоне.
Организовать проведение государственной экспертизы в области защиты населения в соответствии с приказом МЧС России от 31.07.2001 N 340 с целью внедрения норм инженерно-технических мероприятий и мероприятий по предупреждению ЧС.
В соответствии с указанием МЧС России от 10.07.2003 N 261 обеспечить выполнение Программы мероприятий по поддержанию в готовности защитных сооружений гражданской обороны, финансирование которых планируется осуществить за счет средств федерального бюджета.
Проводить внедрение инженерно-технических мероприятий ГО и разработку разделов "инженерно-технических мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению ЧС проектов строительства" в ходе проектирования и строительства объектов промышленного и жилищно-гражданского назначения, в соответствии с требованиями СНиП 2.01.90, СНиП 11-01-95, ВСН ГО 38-83, СП 11-107-98, СП 11-113-2002.
Обеспечить контроль и принять участие в реализации Комплексного плана мероприятий по повышению безопасности гидротехнических сооружений на 2003 - 2008 годы согласно приказу МЧС России от 16.07.2003 N 428.
Обследование гидротехнических, водохранилищных и защитных сооружений или накопителей стоков на территории области проводить в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 N 716 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов" и постановлением Правительства Ивановской области от 10.07.2001 N 65-п "О мерах по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений".
Контроль за выполнением мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки городов, населенных пунктов и объектов экономики организовать и осуществлять совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти области и другими заинтересованными организациями в соответствии со СНиП 2.01.53.84.
Медицинская защита
Обеспечить дальнейшую реализацию положений Федерального закона "О гражданской обороне", Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и других нормативно-правовых актов в области ГО, Положения о федеральной медицинской службе ГО.
Организовать контроль за поддержанием в готовности к развертыванию в установленные сроки формирований медицинской службы ГО, содержанием запасов медицинских, материально-технических и других средств. Особое внимание уделить восстановлению существующего фонда убежищ и противорадиационных укрытий для личного состава, учреждений здравоохранения, защищенных стационаров для больных, в соответствии с предъявляемыми требованиями, освежению и пополнению запасов средств индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки.
Организовать взаимодействие учреждений и формирований медицинской службы ГО, создаваемых на базе учреждений здравоохранения Минздрава РФ, с учреждениями и формированиями медицинской службы ГО других федеральных органов исполнительной власти, организаций независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.
Совершенствовать систему организации проведения тренировок с учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК). При их планировании и проведении руководствоваться требованиями постановления Правительства РФ от 24.07.1995 N 738 и постановления Главы Администрации Ивановской области от 02.09.1996 N 496 "О дальнейшем совершенствовании сети наблюдения и лабораторного контроля на территории области".
При проведении учений и тренировок предусматривать отработку вопросов приведения органов управления здравоохранением и учреждений в различные степени готовности, перевода медицинской службы ГО на работу в условиях военного времени, ликвидации последствий ЧС, организации медицинской помощи населению при возникновении массовых санитарных потерь при ведении военных действий и ЧС. Темы учений определять исходя из местных условий.
Организовать контроль за подготовкой медицинских ГОГО, подразделений медицины катастроф.
Продолжить работу по разработке и реализации методических основ обучения и подготовки населения по оказанию первой медицинской помощи при ЧС и в условиях военного времени.
Продолжать совершенствовать систему взаимодействия формирований и учреждений медицинской службы ГО с аварийно-спасательными и другими формированиями служб ГО.
Продолжить работу по поддержанию на требуемом уровне медицинской техники и медицинского имущества "ДХ".
Радиационная, химическая, биологическая защита
Радиационная, химическая и биологическая защита (далее - РХБЗ) организуется и проводится с целью максимально снизить возможные потери войск ГО и населения области в ЧС мирного и военного времени и обеспечить выполнение поставленных задач войскам ГО и жизнедеятельность населения в условиях РХБ заражения.
Основные усилия по выполнению задач РХБЗ сосредоточить на совершенствовании системы организации оповещения населения об угрозе РХБ заражения и информирования его об обстановке при его возникновении, а также порядке действий населения при том или ином виде заражения.
Активизировать работу по созданию локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 года N 1544-р в целях обеспечения своевременного оповещения населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время органам исполнительной власти области и органам местного самоуправления рекомендовать:
- разработать и осуществить комплекс организационно-правовых мероприятий по реконструкции и обеспечению готовности действующих территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения населения, а также по созданию новых территориальных систем, в том числе путем реализации целевых программ;
- предусмотреть при формировании проектов соответствующих бюджетов средства на указанные мероприятия;
- при создании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и запасов материально-технических средств в целях гражданской обороны предусматривать создание запасов мобильных средств оповещения населения.
Продолжить дальнейшее развитие системы РХБ разведки, наблюдения и контроля за зараженностью окружающей среды, продуктов питания и воды РВ, ОВ, БС и порядка сбора данных об РХБ обстановке.
Продолжить работу по накоплению и модернизации средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), поддержанию их в готовности и обеспечению выдачи населению в сжатые сроки.
Разработать мероприятия по обеспечению населения, проживающего в зонах возможного химического заражения ОВ, двумя комплектами СИЗ: один хранить по месту жительства, второй - в местах дневного пребывания (на работе, в школе, садах, магазинах и т.п.).
Предоставить возможность населению приобретения в установленном порядке в личное пользование СИЗ и технических средств для определения источников ионизационных излучений и индивидуальных дозиметров.
Обеспечить контроль за выполнением мероприятий по выполнению целевой Федеральной программы "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года".
Во взаимодействии с территориальными органами ФСБ и МВД определить порядок действий в случаях ликвидации последствий террористических актов, связанных с применением РВ, ОВ и БС.
Принять меры по освежению и замене индикаторных средств, элементов питания к приборам радиационной и химической разведки и фильтров-поглотителей к ФВУ.
Усилить работу по выделению материальных и денежных средств для ремонта зданий, оборудования и ограждений складов хранения имущества ГО мобилизационного резерва согласно требованиям приказа МЧС России от 08.04.1998 N 229-ДСП и методическим рекомендациям по проверке хранения имущества ГО мобилизационного резерва МЧС России.
В области пожарной безопасности
Противопожарную защиту в органах управления, поисково-спасательных формированиях, частях и подразделениях ГПС МЧС России области организовывать и проводить в строгом соответствии с нормативными и правовыми актами, существующими в области пожарной безопасности в Российской Федерации, Федеральным законом "О пожарной безопасности", приказом МЧС России от 05.03.1998 N 152, организационно-методическими указаниями МЧС России и начальника регионального центра.
Главной задачей противопожарной защиты считать обеспечение пожарной безопасности подведомственных объектов, техники и личного состава, предупреждение пожаров, снижение вероятности уничтожения имущества и техники, предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара и ограничение материального ущерба.
Основные усилия направить на своевременное и качественное проведение противопожарных мероприятий с целью предотвращения пожаров, строгое соблюдение требований пожарной безопасности личным составом, сотрудниками и гражданским персоналом при эксплуатации зданий и сооружений, ремонте и обслуживании техники, выполнении всех видов работ, а также создание условий безопасной эвакуации людей, техники, имущества и успешное тушение пожара в случае его возникновения.
Не реже двух раз в год осуществлять проверки организации и состояния противопожарной защиты подведомственных объектов.
Регулярно проводить инструктажи по требованиям пожарной безопасности, а также тренировки нештатных пожарных команд, личного состава и гражданского персонала по обучению действиям в случае возникновения пожаров.
Обеспечить дальнейшее совершенствование новых технологий тушения пожаров, связанных с применением автомобилей первой помощи, в том числе для оказания помощи при чрезвычайных ситуациях, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, и возникающих при этом пожарах, использованием малорасходных установок пожаротушения.
Противопожарную подготовку спасателей направить на строгое и точное соблюдение требований пожарной безопасности, на умелые действия по ликвидации пожаров, уделяя особое внимание способам тушения лесных и торфяных пожаров с использованием техники трубопроводных подразделений и других нештатных средств.
Продолжить работу по организации реагирования подразделений ГПС на возникающие чрезвычайные ситуации и оказание помощи населению в муниципальных образованиях.
Главам муниципальных образований обратить внимание на подготовку и оснащение пожарно-спасательных формирований, являющихся на данное время единственной реальной силой по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на местах.
Принять меры по совершенствованию учебно-материальной базы противопожарной подготовки, оборудованию учебных классов и хранилищ пожарной техники.
Обеспечить выполнение программы учебной подготовки личного состава противопожарных подразделений.
Организовать курсовое обучение и стажировку личного состава штатных пожарных команд в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России.
Пожарную технику в зимнем периоде обучения содержать в отапливаемых помещениях.
Система связи и оповещения
Главной задачей считать:
- совершенствование системы связи и оповещения области, обеспечение ее постоянной готовности к функционированию в мирное и военное время;
- обеспечение руководящего состава области, Главного управления и управлений по делам ГОЧС всеми видами связи на всей территории области в различных режимах функционирования;
- приступить к созданию единых служб спасения на базе телефонного номера "01" в муниципальных образованиях субъектов РФ;
- обеспечить выполнение, в полном объеме, мероприятий по созданию единой службы спасения на базе телефонного номера "01", в том числе по оснащению объединенных узлов связи современными образцами техники связи, а также по организации прямых связей с городами, отнесенными к группам по гражданской обороне, пожарными отрядами.
В Главном управлении по делам ГО и ЧС области
В целях выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения" активизировать работу по завершению создания локальных сетей оповещения, а там, где это целесообразно, - объединенных сетей оповещения компактно расположенных объектов.
Обеспечить готовность узлов связи запасных пунктов управления к выполнению задач по своему предназначению и дальнейшее развитие и совершенствование системы связи по линии запасных (городских, загородных) пунктов управления с объектами экономики, продолжающими производственную деятельность в военное время.
Пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), служба
оперативных дежурных, реагирования при возникновении чрезвычайных
ситуаций
Пункты управления
До 1 сентября 2004 года привести ПУ (ГЗПУ, ЗЗПУ, ДПУ, ППУ) в соответствие с методическими указаниями, утвержденными начальником Главного управления специальных программ при Президенте Российской Федерации 15 мая 1999 года, Центрального регионального центра и организовать их проверку. Акты (второй экземпляр) состояния пунктов управления представить в Главное управление по делам ГО и ЧС области (через отдел оперативного планирования) к 27 августа 2004 года. Подготовить на них места для работы, а в ходе занятий в системе профессиональной подготовки уделять особое внимание обучению обслуживающего персонала пунктов управления.
Организация службы оперативно-дежурными сменами
Службу оперативных дежурных смен (далее - ОДС) в органах управления по делам ГО и ЧС организовать в соответствии с требованиями директивы МЧС России от 15.01.2001 N 001 и регионального центра.
Главной задачей оперативной службы считать своевременную обработку и доведение сигналов боевого управления, выявление фактов угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций различного вида и масштаба, своевременного доклада по обстановке в Главное управление по делам ГО и ЧС области и региональный центр.
С целью совершенствования организации оперативной службы в органах управления по делам ГО и ЧС в 2004 году выполнить мероприятия:
исключить случаи принятия решений должностными лицами оперативных служб по задержке информации о ЧС по каким-либо причинам (неполнота сведений, анонимная информация). При получении информации о происшествиях, угрозе и возникновении ЧС немедленно докладывать оперативному дежурному Главного управления по делам ГО и ЧС области с целью заблаговременного приведения в готовность к применению сил и средств.
По каждому случаю невыполнения задач оперативными дежурными (далее - ОД) ОДС, фактам несвоевременного доклада в Главное управление об угрозе и возникновении ЧС проводить административное расследование, материалы расследования в 3-дневный срок представлять в Главное управление (через отдел оперативного планирования);
совершенствовать уровень профессиональной подготовки ОД и специалистов оперативных дежурных смен;
ежемесячно принимать зачеты по знанию оперативными дежурными, старшими ОДС алгоритмов действий при возникновении различного вида ЧС и функциональных обязанностей. Оценочные ведомости хранить в органах управления один год;
с учетом специфики оперативной службы в системе ТП РСЧС проработать с администрациями районов области организационно-штатные мероприятия по увеличению численности сотрудников органов управления всех уровней, привлекаемых для организации круглосуточного дежурства;
обеспечить своевременную обработку информации о ЧС, предоставление в Главное управление информационно-справочных сведений;
добиться повышения оперативности и эффективности реагирования на пожары и другие чрезвычайные ситуации с учетом перехода на единый телефонный номер "01".
Особенности оперативного реагирования на ЧС
Повседневное совершенствование организации оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации считать приоритетным направлением в повседневной деятельности каждого органа управления.
Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления, организаций (начальникам гражданской обороны, председателям комиссий по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности) для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации создавать оперативные группы.
Продолжить работу по обеспечению передачи информации в электронном виде из района ЧС на ЦУС Главного управления по делам ГО и ЧС области и регионального центра.
Не допускать включения в состав оперативных групп неподготовленных специалистов, убытия оперативных групп в район ЧС без установленных документов и средств автоматизации, связи, наблюдения, видео- и фотоконтроля. По каждому случаю невыполнения задач оперативной группой проводить административное расследование с предоставлением в 3-дневный срок материалов расследования в адрес отдела оперативного планирования Главного управления по делам ГО и ЧС области.
В рамках профессиональной подготовки офицеров и гражданского персонала планировать изучение алгоритмов работы специалистов РСЧС, штабов по ликвидации ЧС, КЧС по управлению аварийно-спасательными, аварийно-восстановительными работами в ходе ликвидации последствий ЧС.
По обучению населения и подготовке руководящего состава
Подготовку проводить в соответствии с требованиями постановлений Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", а также организационно-методическими указаниями МЧС России по обучению населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2001 - 2005 годы и утвержденными примерными программами обучения.
Главной задачей на 2004 год считать вопрос организации и осуществления обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, увеличение охвата и повышение эффективности обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера.
Обучение всех групп населения проводить по рабочим программам, разработанным на основе Примерных программ обучения, утвержденным Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствия стихийных бедствий 09.07.2001.
Анализировать на ежегодных сборах по подведению итогов деятельности организацию и качество подготовки всех групп населения в области гражданской обороны от чрезвычайных ситуаций и постановке задач по их совершенствованию.
Проводить смотры-конкурсы на лучшую учебно-материальную базу курсов ГО.
Для пропаганды знаний в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций использовать средства массовой информации (газеты, местную печать, радио и телевидение).
Управлениям (отделам) по делам ГО и ЧС городов и районов совместно с органами исполнительной власти, органами управления образования, жилищно-эксплуатационными органами организовать работу по созданию и оснащению специализированных классов для подготовки учащихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях среднего и высшего профессионального образования, средних специальных учебных заведениях, а также для обучения населения в учебно-консультационных пунктах.
Подготовку руководителей и специалистов органов самоуправления осуществлять в УМЦ.
Подготовку командно-начальствующего состава территориальных формирований проводить в УМЦ, остальных категорий командно-начальствующего состава - на курсах ГО.
Подготовку работников организаций в составе гражданских организаций гражданской обороны осуществлять непосредственно по месту работы.
Обучение работников организаций, не входящих в состав формирований, проводить без отрыва от производственной деятельности как на плановых занятиях, так и путем самостоятельного изучения.
Обучение населения, не занятого в сферах производства и обслуживания, осуществлять путем проведения бесед, лекций, просмотра учебных фильмов, привлечения на тренировки по месту жительства, а также самостоятельного изучения пособий и памяток, прослушивания радиопередач и просмотра телепрограмм в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Подготовку студентов проводить по программе "Безопасность жизнедеятельности".
До 01.06.2004 организовать и провести учебно-методический сбор с ректорами ВУЗов, заведующими и профессорско-преподавательским составом кафедр "Безопасность жизнедеятельности", преподавателями "Основ безопасности жизнедеятельности", в ходе которого обсудить вопросы повышения качества обучения студентов и учащихся образовательных учреждений в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Подготовку учащихся общеобразовательных учреждений проводить по программе курса "Основа безопасности жизнедеятельности".
В апреле - мае 2004 года провести городские, районные соревнования "Школа безопасности".
Основными формами подготовки и проверки обученности населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций считать командно-штабные, тактико-специальные и комплексные учения и тренировки.
В 2004 году организовать работу по созданию единой системы подготовки должностных лиц и специалистов гражданской обороны, РСЧС и ГПС, а также обучения населения в области гражданской обороны, пожарной безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций, с последующим объединением УМЦ ГОЧС и УП ГПС МЧС области.
По научно-практической работе
Научно-практическую работу организовать в соответствии с Руководством по организации и ведению научно-практической работы в МЧС России, утвержденным приказом от 22.08.1997 N 492 и на основании Планов научно-практической работы МЧС России и ЦРЦ на 2002 г.
Основной целью научно-практической работы считать изучение и анализ опыта работы органов управлений по делам ГОЧС в области защиты населения и территорий при различных ЧС с целью поиска путей повышения эффективности решения этих проблем.
Научно-практическую работу проводить по следующим основным направлениям:
изучение и обобщение практического опыта функционирования РСЧС, решения задач гражданской обороны с целью подготовки предложений по ее дальнейшему совершенствованию;
повышение эффективности защиты населения и территорий от ЧС с учетом объединения с государственной противопожарной службой;
совершенствование организации управления, связи и оповещения;
сбор, обобщение и анализ информации, актуальной для специалистов МЧС.
В ходе выполнения научно-практических работ по федеральной и собственной тематике использовать следующие формы и методы:
проведение исследований проблем функционирования РСЧС;
обобщение и распространение опыта оперативной и специальной подготовки, ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий;
анализ практического опыта использования техники, аварийно-спасательного инструмента, снаряжения и имущества при проведении АСДНР;
исследование практики проведения учений и других мероприятий по оперативной и специальной подготовке, вопросов повседневной деятельности органов управления и поисково-спасательных формирований;
обобщение результатов проверок, инспектирование территориальной подсистемы и звеньев РСЧС и подготовка предложений по их развитию;
проведение научно-практических конференций и семинаров.
По финансовым и материальным ресурсам
При организации работы по созданию финансовых и материальных резервов руководствоваться:
постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 810 "О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий";
методическими рекомендациями МЧС России 1996 года "По созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера".
Основные усилия сосредоточить на создании, накоплении резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на муниципальном уровне.
Обеспечить обмен достоверной информацией в подчиненных звеньях управления по вопросам создания, накопления, использования по назначению и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов.
В целях повышения оперативности проведения неотложных мероприятий по ликвидации ЧС создать оперативный резерв финансовых средств в размере не менее 0,2 процента установленного в областном бюджете объема резервного фонда в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 26.10.2000 N 810 "О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
Для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации организовать работу по созданию при органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям оперативно-материальных резервов, в состав которых включить предметы первой необходимости.
При планировании областного бюджета на 2005 год внести предложение по включению в бюджет отдельной строкой выделения финансовых средств на ликвидацию ЧС природного и техногенного характера. Резервы материальных ресурсов в субъектах РФ для ликвидации ЧС создавать, исходя из реально прогнозируемых видов и масштабов ЧС, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации ЧС.
Продолжить работу по созданию резервов финансовых средств на объектовом уровне для локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Вносить предложения по предоставлению субсидий муниципальным образованиям на ежегодное увеличение финансовых средств на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, последствий стихийных бедствий. Расходование средств резервного фонда проводить в строгом соответствии с указом Губернатора Ивановской области от 26.06.2002 N 120-УГ "О порядке выделения средств на мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
Обеспечить рациональное размещение резервов материальных ресурсов, их сохранность и возможность оперативного использования в районах, при этом руководствоваться постановлением Главы Администрации Ивановской области от 03.02.2000 N 88 "О создании запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения мероприятий гражданской обороны".
Объемы финансовых средств, выделяемые на приобретение материальных ресурсов, определять с учетом возможного изменения рыночных цен, а также расходов, связанных с формированием, размещением, хранением и доставкой продукции, закладываемой в резервы материальных ресурсов для ЧС.
При создании материальных ресурсов для ЧС привлекать средства страховых фондов предприятий и организаций, расположенных в зонах возможных ЧС.
По вопросам безопасной эксплуатации объектов гостехнадзора, электроустановок потребителей, состояния условий и охраны труда
Начальникам органов управления (отделов) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям муниципальных образований:
не допускать сокрытия аварий и инцидентов, своевременно вскрывать и устранять предпосылки к возникновению аварий и инцидентов. Представлять незамедлительно доклады об аварии с целью своевременного прибытия соответствующих должностных лиц и специалистов для организации и проведения технического расследования причин аварий;
оказывать содействие работе комиссий по проведению технических расследований причин аварий на опасных производственных объектах;
обеспечить взаимодействие комиссии по административному расследованию происшествий с представителем органа технического надзора МЧС России, проводящим техническое расследование обстоятельств и причин происшествия, аварии на объектах гостехнадзора МЧС России в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.06.1995 N 214 (Руководство - РТБ-95), введенного в действие приказом МЧС России от 01.11.1995 N 738;
провести в течение года не менее двух проверок (одна в летнем, другая в зимнем периодах обучения) квалификационными комиссиями безопасной эксплуатации объектов гостехнадзора, электроустановок потребителей, состояния условий и охраны труда.
II. Оперативная подготовка
1. Особенности проведения мероприятий оперативной подготовки
Основной задачей руководителей органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, организаций (начальников гражданской обороны, председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности) по оперативной подготовке на 2004 год считать повышение готовности органов управления и сил гражданской обороны и РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время и выполнению задач по предназначению.
Основные усилия в оперативной подготовке направить на:
- поддержание в готовности органов управления гражданской обороны и РСЧС к управлению подчиненными силами и средствами при переводе их с мирного на военное время и выполнению задач в любой обстановке;
- совершенствование практических навыков командно-руководящего состава в организации работы по выработке решений в условиях ограниченного времени, организации взаимодействия, всестороннего обеспечения действий и управлению подчиненными силами и средствами в сложной обстановке;
- выработку оптимального алгоритма работы органов управления гражданской обороны и РСЧС и его совершенствование при организации и проведении мероприятий оперативной подготовки;
Основными мероприятиями оперативной подготовки в 2004 году считать:
- комплексные учения с Гав.-Посадским районом;
- командно-штабные учения с Родниковским, Ильинским, Лухским районами и городами Кинешма и Кохма;
Основными формами обучения считать:
для офицеров и гражданского персонала - оперативные сборы, командно-штабные учения, командно-штабные (штабные) тренировки, деловые игры, "летучки" и занятия в системе профессиональной подготовки;
для органов управления - командно-штабные учения, командно-штабные (штабные) тренировки.
Продолжительность, периодичность учений, тренировок определить и руководствоваться следующим:
В области проводить:
Под руководством начальника гражданской обороны области:
Командно-штабные (штабные) учения с руководящим составом района по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, продолжительностью до двух суток, планировать и в ходе проверки звеньев территориальной подсистемы РСЧС (проводимой в соответствии с приказом МЧС России от 2000 года N 399).
Штабные тренировки (тренировки) с привлечением органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при органах исполнительной власти по вопросам реагирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций не более двух суток, проводить 1 раз в квартал.
Тренировки по переводу органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям проводить в соответствии с требованиями руководящих документов МЧС России и Центрального регионального центра (директивы МЧС России от 2000 г. N 001, от 2001 г. N 001, директива регионального центра от 2001 г. N 033/1).
Специальные учения со службами гражданской обороны области продолжительностью до двух суток - не менее двух в год (когда не проводится КШУ с руководящим составом гражданской обороны области).
Комплексные учения (проверки) по вопросам ГО с городом (районом) продолжительностью до 2-х суток с общим охватом 1 раз в 5 лет.
Учебно-методический сбор по подведению итогов деятельности в 2004 году и постановке задач на 2005 год провести в первой половине января 2005 года, продолжительностью до двух суток.
Под руководством Председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям:
Командно-штабную (штабную) тренировку с привлечением комиссий по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти, местного самоуправления и органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям продолжительностью до двух суток - не менее одной в год.
Командно-штабное учение с городом, районом по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС продолжительностью до двух суток планировать и проводить при проведении проверки (в соответствии с приказом МЧС России от 25.07.2002 N 399) города, района, на которые привлекать оперативные группы органов военного управления и других ведомств.
Командно-штабные учения с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям продолжительностью до двух суток планировать и проводить при проведении проверки органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (в соответствии с приказом МЧС России от 10.06.1998 N 363).
Штабную тренировку (тренировку) по вопросу ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авиакатастрофами, - не менее одной в год, до одних суток.
Командно-штабные учения или командно-штабные (штабные) тренировки с наиболее крупными предприятиями, учреждениями или организациями проводить не менее одной в год, продолжительностью до одних суток.
Тренировки с органами управления ТП РСЧС области, силами и средствами, назначенными для ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, продолжительностью до одних суток - не менее одной в год.
Показные занятия по ликвидации последствий паводка, лесоторфяных пожаров и аварий на потенциально опасных объектах - по одному в год.
Тренировки с силами и средствами, предназначенными для ликвидации последствий террористических актов, - не менее двух в год.
Под руководством начальника Главного управления по делам ГО и ЧС области:
Штабные тренировки по управлению органами управления по делам ГО и ЧС при переводе их с мирного на военное время, продолжительностью не менее суток, проводить один раз в квартал, когда с ними не проводятся учения (тренировки) под руководством старшего начальника.
Полевые поездки на потенциально опасные объекты в зонах ответственности по уточнению задач и организации взаимодействия проводить не менее одной в периоде обучения.
Под руководством начальника гражданской обороны города, района:
Командно-штабные учения или командно-штабные тренировки по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с предприятием, учреждением или организацией - не менее одной в год, продолжительностью до двух суток.
Специальные учения со службами гражданской обороны города, района продолжительностью до двух суток - не менее одной в год (когда не проводится КШУ с руководящим составом гражданской обороны города, района).
КШУ или КШТ (ШТ) по вопросам ГО на предприятии, в учреждении или организации - не менее одной в год, продолжительностью до двух суток (в соответствии с приказом МЧС России от 10.06.1998 N 363).
ТСУ с гражданскими организациями гражданской обороны предприятий, учреждений и организаций продолжительностью не более 8 часов проводить с периодичностью 1 раз в 3 года, а также в ходе проведения проверок и КШУ, проводимых с городами, отнесенными к группам по ГО и муниципальными образованиями.
Командно-штабные учения, командно-штабные тренировки проводить, как правило, под руководством старших начальников.
На командно-штабные учения и тренировки привлекать преподавателей учебно-методического центра и курсов гражданской обороны.
При планировании учений и тренировок с органами управления по делам ГО и ЧС предусматривать отработку вопросов приведения их в различные степени боевой готовности и перевода гражданской обороны на работу в условиях военного времени; приведения органами управления по делам ГО и ЧС в готовность N 1; защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей как в мирное, так и военное время, а также вопросов по ликвидации последствий террористических актов во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти Ивановской области и органами местного самоуправления.
Вопросы приведения органами управления по делам ГО и ЧС в различные степени боевой готовности, перевода гражданской обороны на работу в условиях военного времени отрабатывать первым этапом (не более суток) или отдельным этапом, вынося его за рамки учения (не менее двух суток).
Тематику командно-штабных учений (тренировок) определять исходя из предназначения, направленности, особенностей района, территориальной и функциональных подсистем РСЧС области.
Главными целями учений ставить: совершенствование практических навыков руководителей (начальников) органами управления по делам ГО и ЧС в организации применения сил и средств, взаимодействия, всестороннего обеспечения и устойчивого управления подчиненными силами и средствами в условиях ограниченного времени, а также проверку реальности действующих планов и состояние привлекаемых сил и средств.
Учения (тренировки) планировать и проводить с участием органов управления и сил функциональных подсистем РСЧС и оперативных групп органов управления других войск Российской Федерации.
Замысел и порядок проведения учений и тренировок до обучаемых не доводятся. Тактическое задание и исходная обстановка до обучаемых доводится за пять дней до начала учения (тренировки).
На проводимых мероприятиях оперативной подготовки представлять обучаемым самостоятельность и инициативу в решении поставленных задач. Оценку обстановки и выработку решений осуществлять на основе оперативных расчетов с обязательным использованием автоматизированных систем управления, ЭВМ, моделей и методик решения оперативных задач.
Документы учений и тренировок разрабатывать в соответствии с методическими рекомендациями МЧС России по подготовке и проведению командно-штабных учений в системе МЧС России (изд. МЧС России, 2002 г.).
Замыслы учений, тренировок (планы), проводимых под руководством начальника ГО города, района, представлять на согласование начальнику Главного управления по делам ГО и ЧС области:
- командно-штабных (штабных) учений - за 20 дней;
- командно-штабных (штабных) тренировок - за 10 дней;
2. Организация профессиональной подготовки
Профессиональную подготовку офицеров органов управления по делам ГО и ЧС, сотрудников ГПС, работников ГИМС, гражданского персонала органов управления по делам ГО и ЧС направить на повышение уровня профессионального мастерства, совершенствование знаний, навыков и умений обучаемых в выполнении своих функциональных обязанностей в мирное и военное время.
Профессиональную подготовку организовать и проводить в соответствии с Программой профессиональной подготовки офицеров и гражданского персонала органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах управления ГО и ЧС и органах местного самоуправления, утвержденной первым заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 4.12.97 г., а также Методическими указаниями по тактической подготовке руководящего состава ГПС, 1995 г.
Профессиональную подготовку офицерского состава и гражданского персонала в органах управления организовать под руководством соответствующих начальников на основании настоящих организационно-методических указаний.
Направленность занятий в системе профессиональной подготовки офицеров и гражданского персонала тесно увязать с конкретными задачами, решаемыми органами управления в мирное и военное время, а также проводимых мероприятий по их подготовке.
Целью профессиональной (командирской) подготовки офицеров и гражданского персонала считать их подготовку к выполнению конкретных должностных обязанностей по штатно-должностному предназначению в соответствующей области профессиональной деятельности в интересах качественного решения поставленных задач.
Основными задачами профессиональной подготовки считать:
- достижение умения анализировать складывающуюся обстановку и делать обоснованные выводы из ее оценки;
- расширение кругозора, обновление знаний по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций с учетом развития МЧС России;
- формирование высокой общей культуры и высоких личных морально-нравственных качеств, государственно-патриотического сознания, гордости за принадлежность к МЧС России;
- выработку умения системно подходить к исследованию проблемных вопросов;
- изучение исторического наследия и социально-правовых основ функционирования МЧС России;
- формирование высокой работоспособности и морально-психологической устойчивости к работе в сложных условиях обстановки и физической выносливости.
Планирование, подготовку и проведение занятий в системе профессиональной подготовки осуществить с учетом ее основных задач, принципов и положений.
Основные принципы обучения:
- учить офицеров и гражданский персонал тому, что необходимо в их практической деятельности;
- обучать должен специалист, руководитель - подчиненного;
- гибкость и быстрота реагирования на резкие изменения обстановки и своевременная корректировка содержания профессионально-должностной подготовки за счет резерва времени;
- самостоятельность руководителей органов управления различных звеньев в определении тем и содержания занятий по изучаемым предметам в пределах выделенного им лимита учебного времени.
Организация профессиональной подготовки личного состава ГПС МЧС России
Профессиональную подготовку личного состава ГПС проводить в соответствии с "Программой подготовки личного состава подразделений Государственной противопожарной службы МВД России", объявленной приказом ГУГПС МВД России от 28.12.1995 N 40, а первоначальную подготовку кандидатов, впервые принимаемых на службу, - по примерной программе специального первоначального обучения, утвержденной Заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны и ликвидации последствий стихийных бедствий, от 31 мая 2002.
Для личного состава ГПС, имеющих на вооружении средства защиты органов дыхания, проводить тренировки в непригодной для дыхания среде и на свежем воздухе в соответствии с порядком, определенным наставлением по газодымозащитной службе, введенным в действие приказом МВД России от 30.04.1996 N 234.
В оперативной подготовке основные усилия сосредоточить на подготовке органов управления к действиям по предназначению. Главными целями проводимых мероприятий считать: совершенствование практических навыков должностных лиц в принятии решений по планированию и привлечению сил и средств к выполнению задач по предназначению, достижение слаженности в работе органов управления и подразделений, проверка реальности существующих планов привлечения сил и средств, в том числе и на межрегиональном уровне, а также документов предварительного планирования боевых действий подразделений при ликвидации пожаров.
Подготовку личного состава подразделений осуществлять на соответствующих уровнях в органах управления, подразделениях.
Порядок организации и проведения занятий по боевой подготовке устанавливать приказом начальника подразделения ГПС МЧС России. В приказе анализировать и утверждать результаты обучения личного состава за истекший год, отражать план распределения времени по дисциплинам и месяцам обучения, тематический план занятий и план боевой подготовки, определять периоды обучения, ответственных лиц за организацию учебного процесса.
Боевую подготовку проводить по караулам (дежурным сменам) в период боевого дежурства.
Документами планирования боевой подготовки считать:
а) в органах управления:
план боевой подготовки на год;
план-график проведения учебных сборов;
график совместных занятий личного состава подразделений, опорных пунктов пожаротушения, региональных специализированных отрядов, специализированных пожарных частей по обучению приемам работы со специальной пожарной техникой.
б) в подразделениях:
план боевой подготовки на год;
годовой план распределения времени по дисциплинам и месяцам обучения;
тематический план занятий на год;
расписание занятий.
Практические занятия на местности, учебных полигонах и объектах проводить в условиях, максимально приближенных к реальным.
Для личного состава подразделений, имеющих на вооружении средства защиты органов дыхания, проводить тренировки в непригодной для дыхания среде и на свежем воздухе в соответствии с порядком, установленным Наставлением по газодымозащитной службе, введенным в действие приказом МВД России от 30.04.96 N 234.
При организации и проведении пожарно-тактических учений и занятий руководствоваться Методическими указаниями по тактической подготовке начальствующего состава ГПС, издания 2002 г. К участию в пожарно-тактических учениях привлекать подразделения ГПС так, чтобы все караулы (дежурные смены) участвовали в них равное количество раз, а начальники каждого подразделения выступали в роли руководителя тушения пожара.
В целях повышения эффективности оперативного реагирования на возникающие пожары в ходе пожарно-тактических учений и занятий отрабатывать вопросы взаимодействия с диспетчерами территориальных ЕДДС, обобщать и распространять опыт этой работы.
Руководителям подразделений при проведении практических занятий с выездом на объекты обеспечить отработку и корректировку соответствующих планов и карточек тушения пожаров, в том числе и в части проверки исправности состояния противопожарного водоснабжения.
Тренировочные пожарно-тактические учения проводить:
руководителю органа управления по делам ГО и ЧС и его заместителям, в функции которых входит организация службы и подготовки подразделений ГПС, начальнику центра управления силами ГПС, начальнику службы пожаротушения - не реже одного раза в год;
каждой дежурной смене службы пожаротушения - не реже одного раза в год;
начальнику местного гарнизона пожарной охраны, начальнику подразделения ГПС - не реже двух раз в год;
другим лицам - в порядке, определенном руководителем соответствующего органа управления по делам ГО и ЧС.
Показные пожарно-тактические учения проводить в территориальном гарнизоне пожарной охраны не реже двух раз в год.
Контрольно-проверочные пожарно-тактические учения проводить в гарнизонах пожарной охраны не реже одного раза в год при подведении итогов боевой подготовки.
Пожарно-тактические учения с развертыванием сил и средств региональных специализированных отрядов ГПС и опорных пунктов пожаротушения проводить не реже одного раза в год в порядке, определенном руководителем соответствующего органа управления по делам ГОЧС.
Количество тренировочных занятий по решению пожарно-тактических задач определять с расчетом, чтобы каждый начальник подразделения ГПС выступил в роли руководителя тушения пожара не менее 2-х раз в период обучения.
Контрольно-проверочные занятия по решению пожарно-тактических задач проводить в количестве, устанавливаемом руководителем соответствующего органа управления по делам ГОЧС, но не менее 2-х раз в год для каждого караула (дежурной смены), а также при инспектировании гарнизонов пожарной охраны, органов управления по делам ГО и ЧС и подразделений ГПС.
Начальники подразделений ГПС обязаны обеспечивать при проведении занятий с выездом на объекты отработку и корректировку соответствующих планов и карточек тушения пожаров, в т.ч. в части проверки исправности водоснабжения.
Медицинскую подготовку личного состава подразделений ГПС организовывать и проводить в соответствии с утвержденными программами подготовки личного состава подразделений ГПС.
Подготовку среднего и старшего начсостава подразделений ГПС области проводить в строгом соответствии с требованиями приказов МВД РФ N 110 от 10.07.91 г. и N 548 от 26.07.99 г. Учебный год в системе общественно-государственной, специальной и боевой подготовки среднего и старшего начсостава аппарата УГПС и его структурных подразделений области начать в январе и проводить в течение 10 месяцев, в объеме не менее 90 часов. Учебный год завершить принятием дифференцированного зачета по всем видам подготовки. Занятия по физической подготовке начать в январе и проводить в течение всего года, в объеме не менее 100 часов.
Руководителям подразделений тематические планы занятий по общественно-государственной, специальной, боевой и физической подготовке среднего и старшего начсостава, а также занятий по боевой и физической подготовке рядового и младшего начсостава ГПС составить самостоятельно, с учетом специфики работы подразделений и местных условий, а также профессиональной подготовки сотрудников и работников.
Повышение квалификации личного состава подразделений организовывать начальникам органа управления, подразделения в целях повышения технического уровня и углубления имеющихся знаний. Конкретные сроки повышения квалификации и переподготовки, а также содержание обучения для каждой категории личного состава определять учебными, тематическими планами и программами, разрабатываемыми органом управления в порядке, установленном ГУГПС МЧС России.
III. По подготовке поисково-спасательных,
пожарно-спасательных формирований МЧС России региона
Основными целями развития поисково-спасательной службы (ПСС) области являются:
создание мобильной, высокоэффективной, оснащенной современными техническими средствами, владеющей высокими спасательными технологиями группировки спасательных сил;
аттестация спасательных станций и маневренно-поисковых групп Государственной инспекции по маломерным судам в качестве аварийно-спасательных формирований МЧС России.
Основными задачами являются:
поддержание органов управления, сил и средств поисково-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организация и проведение поисково-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
разработка оперативных документов по вопросам организации и проведения поисково-спасательных работ в соответствии с предназначением;
создание и совершенствование материально-технической базы;
подготовка, переподготовка, повышение квалификации штатных сотрудников поисково-спасательных формирований;
подготовка спасателей и ПСФ, ПжСФ к аттестации на проведение аварийно-спасательных работ;
осуществление мероприятий по реабилитации, социальной и правовой защите работников поисково-спасательных формирований и членов их семей.
Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на ПСС могут возлагаться задачи по:
участию в разработке органами исполнительной власти области планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
участию в проведении экспертизы предполагаемых для реализации проектов и решений по обслуживаемым объектам и территориям, а также по процессам, которые могут повлиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на указанных объектах;
участию в надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
участию в контроле за соблюдением технологических и инженерно-технических требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;
участию в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
участию в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения поисково-спасательных работ;
выработке предложений по вопросам правового и технического обеспечения деятельности ПСФ, ПжСФ, социальной защиты спасателей и других работников поисково-спасательных формирований.
Подготовка руководящего состава ПСФ, ПжСФ
Подготовку руководящего состава поисково-спасательных формирований, пожарно-спасательных формирований и отрядов направить на выработку организаторских и методических навыков по проведению комплекса мероприятий по организации деятельности подчиненных им формирований к выполнению задач по предназначению.
Основными формами подготовки руководящего состава считать участие в различного вида учениях, тренировках, комплексных и целевых проверках, а также реагирование на реальные чрезвычайные ситуации.
Повышение квалификации начальников поисково-спасательных формирований и их заместителей осуществлять на курсах повышения квалификации в Институте развития МЧС России и в ходе проведения сборов по планам МЧС России, Центрального регионального центра. В результате обучения они должны уметь оперативно и эффективно осуществлять руководство силами и средствами, прогнозировать и оценивать обстановку, масштабы бедствия в зонах ЧС, организовывать принятие экстренных мер по обеспечению защиты населения, координировать деятельность и организовывать взаимодействие поисково-спасательных формирований с привлекаемыми силами РСЧС.
Профессиональная подготовка спасателей
Профессиональную подготовку спасателей организовывать и проводить в соответствии с Программой профессиональной подготовки спасателей МЧС России (издания 1999 года) по общей и специальной тематике в местах постоянной дислокации поисково-спасательных формирований по дежурным сменам в период дежурства. К проведению занятий привлекать спасателей не ниже 2 класса, преподавателей (специалистов) образовательных учреждений, других организаций соответствующего профиля на договорной основе.
Учебная нагрузка должна составлять 3 - 4 учебных часа в течение одних дежурных суток и не менее 24 часов в месяц. Продолжительность учебного часа - 45 минут (программа профессиональной подготовки спасателей МЧС России, издание 1999 года).
При проведении занятий основное внимание обратить на отработку твердых практических навыков и умений по предметам обучения и обязательному соблюдению правил и мер безопасности, особенно в сложных и особо опасных условиях.
Обучение спасателей на повышение квалификации проводить в учебно-методических центрах или иных учебных заведениях на договорной основе, а также на базе 40 Российского центра подготовки спасателей.
Спасателей и специалистов поисково-спасательных формирований, пожарно-спасательных формирований, подготовка которых требует специального обучения с выдачей соответствующих документов (водолазов, газоспасателей, водителей маломерных судов и др.), направлять для обучения в соответствующие лицензированные образовательные учреждения на договорной основе.
Первоначальное обучение спасателей, вновь принятых на работу, проводить в соответствии с Программой первоначальной подготовки спасателей МЧС России (издания 1999 года) на базе образовательных учреждений и в составе поисково-спасательных формирований.
Практические занятия по водной, горной, десантной и воздушно-десантной подготовке планировать и проводить в каждом периоде обучения во время проведения учебных сборов.
На учениях и в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций отрабатывать вопросы взаимодействия с войсками гражданской обороны и аварийно-спасательными формированиями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Ивановской области, органов местного самоуправления области.
Руководство подготовкой ПСФ, ПжСФ
Начальникам поисково-спасательных формирований, пожарно-спасательных формирований при подготовке формирований:
основные усилия направить на постоянное совершенствование учебного процесса, повышение его качества, развитие учебно-материальной базы и эффективности ее использования;
организовать изучение и внедрение передового опыта лучших ПСФ, ПжСФ по организации подготовки спасателей;
обеспечить постоянный контроль за состоянием подготовки спасателей в ПСФ, ПжСФ;
проверку качества выполнения учебных планов и программ, уровня подготовки спасателей осуществлять комплексными группами в ходе плановых (не реже одного раза в год) и внезапных проверок, а также в ходе сборов, учений и соревнований.
Подготовка подразделений ГИМС (ПСФ на воде)
Главной задачей подготовки ПСФ на воде к выполнению функций на акваториях считать повышение профессиональной выучки личного состава, поддержание соответствующего уровня готовности, отработку взаимодействия в соответствии с планами организации взаимодействия сил и средств, предназначенных для спасания во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации, а также ведение реестра подводных потенциально опасных объектов.
В целях совершенствования выполнения аварийно-спасательных работ на акваториях и решения задач по обеспечению безопасности людей на воде проводить работу по повышению эффективности спасательных станций ГИМС, созданию на их базе поисково-спасательных формирований постоянной готовности с задачами: организации спасания людей, терпящих бедствие во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации, проведения поисково-спасательных работ, осуществления контроля за местами массового отдыха и водными туристическими маршрутами, организации профилактической деятельности среди населения по вопросам безопасности на воде.
Осуществлять инспектирование и надзор за эксплуатацией поднадзорных судов во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации, базами (сооружениями) их стоянок в целях обеспечения безопасности жизни людей на воде и безопасности плавания этих судов, укрепления порядка на водоемах, сохранения экологической среды обитания, а также участвовать в работах по ликвидации последствий аварийных разливов нефти и других чрезвычайных ситуаций в составе сил и средств РСЧС.
IV. По порядку отчетности и контроля
Отчетные документы представлять в ГУ ГОЧС по направлениям деятельности в соответствии с табелем срочных документов МЧС России.
Мероприятия по контролю за устранением недостатков, выявленных в ходе проведения различных проверок, проводить не позднее шести месяцев после их проведения.
Планы основных мероприятий городов, районов на 2004 год представить в Главное управление по делам ГО и ЧС области для согласования в установленном порядке.
Отчеты по итогам учений (или участия в учениях, тренировках) и о проведенных на них исследованиях представлять в Главное управление по делам ГО и ЧС области (по роду деятельности) в течение месяца после их окончания.
Отчет по оперативной подготовке представить в Главное управление по делам ГО и ЧС области к 20 апреля, итоговый - к 25 октября 2004 года.
Итоговый доклад по состоянию гражданской обороны, формы донесений о состоянии гражданской обороны территорий, а также донесения по видам обеспечения мероприятий ГО, планирования и выполнения эвакомероприятий в мирное и военное время, освоения загородной зоны представлять в соответствии с Табелем срочных донесений МЧС России, введенным в действие приказом МЧС России от 25.07.1996 N 427 и Приложениями к приказу МЧС России от 29.12.2000 N 649 "О внесении изменения в раздел V приложения N 1 к форме 2ДУ".
V. Учебный год в органах управления начать 5 января; летний период обучения - 1 июля. Подготовительные периоды - июнь, декабрь.
VI. Настоящие Организационно-методические указания довести до начальников управлений по делам ГОЧС, начальников поисково-спасательных формирований МЧС России региона, органов исполнительной власти Ивановской области и местного самоуправления в Ивановской области, начальников служб ГО области в части касающейся.
Глава Администрации
- начальник гражданской обороны
Ивановской области |
В.И. Тихонов |
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Главы Администрации Ивановской области от 16 марта 2004 г. N 278-р "Об утверждении Плана основных мероприятий... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.