Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону "Об утверждении областной
целевой программы "Развитие льноводства
и льнопереработки в Ивановской области
на период до 2006 года" - программа "Лен"
Областная целевая программа
"Развитие льноводства и льнопереработки в Ивановской области
на период до 2006 года" - программа "Лен"
8 октября 2004 г.
Законом Ивановской области от 8 октября 2004 г. N 132-ОЗ в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование Программы: "Развитие льноводства и льнопереработки в Ивановской области на период до 2006 года" - программа "Лен" (далее - Программа).
Программа разработана в соответствии с законами Ивановской области "О программах регионального развития Ивановской области" от 14.11.94 N 25-ОЗ и "О прогнозировании и программах социально-экономического развития Ивановской области" от 19.05.2000 N 18-ОЗ.
Государственный заказчик: Администрация Ивановской области.
Основные разработчики: Головная организация - управление сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области, Ивановская государственная сельскохозяйственная академия (ИГСХА), ГНУ "Ивановский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" (НИИСХ) Российской Академии сельскохозяйственных наук, ФГУ "Станция агрохимической службы (САС) "Ивановская".
Основные исполнители: Управление сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области, льносеющие хозяйства (по согласованию), льносеменоводческие станции и предприятия по первичной переработке льна (по согласованию).
Цели и задачи Программы: Преодоление спада производства в льняном комплексе региона, обеспечение его экономического роста на базе развития высокоэффективного товарного производства путем внедрения прогрессивных научно-технических разработок и реструктуризации льняного производства в соответствии с требованиями рынка. Снижение сырьевой зависимости промышленных предприятий области.
Сроки реализации Программы: период до 2006 года включительно.
Основные мероприятия Программы:
Развитие агропромышленного сектора на основе увеличения посевных площадей (приложение 1), внедрения интенсивной системы льноводства, использования современных форм организации производства и новой технологии выращивания и уборки, увеличения объема выработки и выхода длинного волокна.
Увеличение посевных площадей до - 5,8 тыс. га
Повышение урожайности волокна до - 5,1 ц/га
Повышение урожайности семян до - 2,6 ц/га
Повышение качества тресты до - 1,25 номера
Повышение качества длинного волокна до - 12,0 номера
Повышение качества короткого волокна до - 3,6 номера
Увеличение общего выхода волокна до - 29,0 %
Увеличение удельного веса длинного - 34,5 %
волокна до
Объемы и источники финансирования:
Всего на Программу - 179,1 млн. руб.
в том числе:
областной бюджет - 36,269 млн. руб.
федеральный бюджет - 14,862 млн. руб.
собственные, заемные и средства
муниципальных образований* - 127,969 млн. руб.
Ожидаемые конечные результаты: Повышение рентабельности сельскохозяйственных предприятий, занятых на производстве льна, до 32 % и перерабатывающих предприятий до 11 %. Увеличение валовых сборов волокна до 3,0 тыс. тонн к 2006 г., до 83 % обеспечения льнозаводов сырьем, 43 % обеспечения текстильных предприятий, увеличение производства семян до 1,5 тыс. тонн. Увеличение рабочих мест, снижение социальной напряженности в регионе.
Срок окупаемости инвестиций с учетом срока реализации Программы - 3 года.
Система организации контроля: Контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном порядке Законодательным Собранием Ивановской области и Администрацией Ивановской области.
1. Цели и задачи Программы
Целью настоящей Программы является создание научно-технических, организационных и экономических условий для интенсификации льноводства, технического переоснащения предприятий первичной обработки льна, увеличение производства конкурентоспособных льняных, импортозамещающих льнохлопковых тканей и другой продукции.
Программа призвана объединить усилия Администрации области, органов исполнительной власти, предприятий и предпринимателей, заинтересованных ведомств и структур в решении проблем социально - экономического развития льняного комплекса и промышленности региона.
Реализация Программы позволит решить следующие задачи:
- расширения производства и переработки льна в Ивановской области, улучшения экономики хозяйств, снижения себестоимости продукции, создания в аграрном и промышленном секторе региона новых рабочих мест;
- внедрения ресурсосберегающих технологий возделывания и уборки льна;
- создания условий для агропромышленной интеграции;
- развития системы семеноводства льна-долгунца, укрепления материально-технической базы льноводства и льнопереработки;
- повышения качества тресты до 1,25 номера, длинного волокна до 12,0 номера, короткого волокна до 3,6 номера, увеличения удельного веса длинного волокна до 34,5%;
- увеличения численности работающих к 2006 году до 530 человек;
- формирования внебюджетных средств на развитие льноводства.
Реализация Программы имеет большое значение для стабилизации и преодоления кризиса в текстильной и легкой промышленности.
2. Основные направления реализации
Настоящей Программой предусматривается:
Развитие агропромышленного сектора осуществлять на основе внедрения интенсивной системы льноводства, использования современных форм организации производства, в 1,6 - 2,0 раза увеличивающих урожайность льноволокна и льносемян.
Интенсивная система льноводства предполагает соблюдение следующих основных условий:
- использование районированных сортов льна-долгунца интенсивного типа;
- применение комплексной механизации;
- использование современных научно - технических достижений;
- внедрение научно-обоснованной системы защиты растений от вредителей, болезней и сорной растительности;
- правильное чередование культур в севообороте.
В организационном плане система льноводства предусматривает:
- создание уборочно-транспортных комплексов преимущественно при заводах и машино-технологических станциях;
- рациональные формы организации производства, управления и труда через организацию специализированных льноводческих бригад в льносеющих хозяйствах, сквозных технологических цепочек (объединений, ассоциаций).
Основные проблемы, которые предстоит решить: организовать первичное семеноводство, решить вопросы сортообновления льна, завершить внедрение технологии по переработке сырья в рулонах, внедрить безотходную технологию переработки, т.е. создать замкнутый технологический цикл переработки.
Учитывая сложность восстановления сельского хозяйства, дальнейшее развитие льноводства и льнопереработки в сложившейся реальной ситуации возможно только при реализации дополнительных мер по совершенствованию инвестиционной политики, государственной поддержке товаропроизводителей, восстановлении ценового паритета между сельскохозяйственными, перерабатывающими и текстильными предприятиями, другими отраслями народного хозяйства.
2.1. Семеноводство льна
Организация семеноводства льна-долгунца является одним из решающих условий реализации областной целевой программы "Развитие льноводства и льнопереработки в Ивановской области на период до 2006 года" - программа "Лен".
В соответствии с мероприятиями по развитию семеноводства льна-долгунца предусматривается:
- внедрить усовершенствованную научными учреждениями наиболее эффективную систему семеноводства, обеспечивающую сокращение объема семеноводческих посевов с 50% до 30 % общей площади посевов льна;
- сокращение сроков сортообновления и сортосмены.
Программой определены объемы производства и перечень элитно - семеноводческих и репродукционных хозяйств, специализирующихся на размножении семян. Семеноводством льна будут заниматься хозяйства, функционально обслуживаемые Палехской и Пучежской льносеменоводческими станциями.
Первичное семеноводство льна планируется организовать на Пучежском государственном сортоиспытательном участке.
В целях повышения эффективности работы по ускоренному размножению новых сортов, улучшению качества семян намечается осуществление мероприятий по научно - техническому и финансовому обеспечению Программы.
Семена высших репродукций планируется направлять в семеноводческие хозяйства с 60 % компенсацией их стоимости.
Очистку семян льна производить на льносеменоводческих станциях с 50 % компенсацией затрат из средств областного бюджета.
В современных условиях новые сорта являются одним из наиболее доступных и эффективных факторов увеличения производства и повышения качества льнопродукции. Программой планируется перейти в ближайшие годы на новые высокопродуктивные раннеспелые селекционные сорта льна, отличающиеся высокими прядильными свойствами.
2.2. Рациональное использование минеральных удобрений и защита
посевов от вредителей, болезней и сорняков
По причине снижения доз внесения минеральных удобрений с 92 кг д.в./ га в 1988 году до 4 кг д.в./га в 2000 году в льняных севооборотах складывается отрицательный баланс питательных веществ. В этой связи наиболее предпочтительными предшественниками являются многолетние травы второго года пользования.
Химический метод защиты растений дополняет агротехнический и проводится на основе обследования энтофитосанитарного состояния сельскохозяйственных угодий. При проведении химических мероприятий по защите растений, которые запланированы Программой на площади 5,8 тыс. га к 2006 году, необходимо иметь в виду, что использование пестицидов является наиболее эффективным средством, обеспечивающим существенную прибавку урожая и быструю окупаемость затрат. Каждый рубль, вложенный в защиту льна - долгунца, окупается в 2 раза. Основным приемом защиты льна от комплекса болезней определено протравливание семян, которое запланировано Программой до 700 тонн семян к 2006 году.
2.3. Техническое перевооружение сельхозтоваропроизводителей
и льносеменоводческих станций
За последние 15 лет количество работающих льнокомбайнов и карусельных сушилок сократилось более чем в 4 раза. Обеспеченность льнокомбайнами составляет 65 %, рулонными прессами - 46 %. Сезонная нагрузка на комбайн превышает нормативную в 1,5 - 2 раза.
В результате затягиваются сроки уборки до 1,5 - 2 месяцев, что приводит к большим количественным и качественным потерям. В неблагоприятные по погодным условиям годы они достигают 40 - 50 %.
Выход из кризиса, стабилизация и увеличение производства льна связаны прежде всего с внедрением интенсивных технологий, насыщением отрасли современной техникой, обновлением материально - технической базы.
Настоящей Программой предусматривается оснащение льноводческих хозяйств, льнозаводов и машинно - технологических станций специализированной сельскохозяйственной техникой и оборудованием для возделывания и уборки льна (перечень и количество представлены в приложении 2).
Строительство механизированных пунктов сушки льновороха и подработки льносемян предусматривается осуществить в базовых семеноводческих хозяйствах и на Палехской льносеменоводческой станции.
2.4.Реконструкция льнозаводов
Программой предусматривается осуществить реконструкцию 5 льнозаводов, в том числе за счет субсидирования первоначального лизингового взноса (20 % от стоимости оборудования) и субсидированного кредита на приобретение оборудования и техники, способных при необходимой технической и финансовой поддержке эффективно реализовать задачи по выработке льноволокна в объеме 7267 тонн, в том числе длинного - 2490 тонн, короткого - 4777 тонн за весь период реализации Программы. В этих целях Программой предусматривается обеспечить льнозаводы в необходимых объемах трестой.
Перед предприятиями первичной переработки ставится задача выработки наиболее ценной продукции - длинного волокна, используемого для производства льняных тканей бытового назначения, занимающего наибольший удельный вес в потребностях текстильных предприятий.
За счет осуществления указанных мероприятий будут созданы условия стабильной работы льнозаводов, которые обеспечат потребности льняных текстильных предприятий области на 43 %.
Перечень приобретаемого технологического оборудования и техники представлен в приложении 3.
3. Научное обеспечение
Осуществляется на основании научно-исследовательских разработок, которые должны способствовать развитию сельскохозяйственного производства области, созданию пропорциональной и сбалансированной его структуры, обеспечивающей эффективное, экологически безопасное использование земельных ресурсов и получение необходимого ассортимента и количества высококачественной продукции.
В этих целях управлению сельского хозяйства и продовольствия, ИГСХА, ГНУ ИвНИИСХ, ФГУ САС "Ивановская" и другим заинтересованным ведомствам и организациям необходимо обеспечить в период до 2006 года проведение исследований по направлениям - разработка и совершенствование адаптивных технологий выращивания льна-долгунца.
Завершается разработка концепции комбинированной технологии уборки льна-долгунца, предусматривающей в начале уборки осуществлять теребление на 25-30% льна по двухфазной технологии, а остальную часть посевов убирать льнокомбайнами.
В результате проведения научно-исследовательских работ будут разработаны мероприятия, позволяющие преодолеть спад производства в льняном комплексе региона, обеспечить его экономический рост на базе развития высокоэффективного товарного производства путем внедрения прогрессивных научно-технических разработок.
Для реализации комплекса организационных, научно - исследовательских работ по технологиям выращивания льна на период до 2006 года потребуется ежегодное финансирование в сумме 300 тыс. рублей.
4. Подготовка инженерно-технических и рабочих кадров
Реализация областной целевой программы "Развитие льноводства и льнопереработки в Ивановской области на период до 2006 года" - программа "Лен" может быть обеспечена только при наличии на местах квалифицированных кадров: от фермеров, агрономов, производственного персонала различных специальностей до менеджеров, научных сотрудников, дизайнеров.
Повышение квалификации руководящих, инженерно-технических работников и специалистов льноперерабатывающей промышленности предусматривается в научно-технических центрах переподготовки кадров.
Рабочие кадры по всем специальностям будут подготавливаться и повышать свою квалификацию непосредственно на производстве, в учреждениях начального профессионального образования и на технических курсах.
Ориентировочная потребность в кадрах по годам Программы представлена в таблице.
Таблица 4.1
Численность работающих на предприятиях льноводства
и льнопереработки области
|
Годы |
||
2004 |
2005 |
2006 |
|
1. Численность рабочих по обслуживанию посевных площадей, человек |
108 |
130 |
240 |
2. Численность рабочих основного и вспомогательного производства по обслуживанию льнозаводов, человек |
200 |
230 |
290 |
Всего: |
308 |
360 |
530 |
Общая потребность в кадрах по завершении Программы, т.е. в 2006 году, составит:
- для обслуживания посевных площадей - 240 человек;
- для обслуживания основного и вспомогательного производства льнозаводов - 290 человек.
Таким образом, развитие льноводства и льнопереработки в Ивановской области позволит создать более 200 рабочих мест.
Для подготовки соответствующих специалистов необходимы средства в размере не менее 300 тыс. рублей ежегодно (в соответствии с Программой кадрового обеспечения сельского хозяйства Ивановской области на 2002-2005 годы).
Законом Ивановской области от 8 октября 2004 г. N 132-ОЗ в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения
5. Ресурсное обеспечение
Основные показатели производства льна и продукции его переработки приведены в таблице 5.1.
Таблица 5.1
Основные показатели
производства льна-долгунца и продукции его переработки
Наименование товарной продукции |
На период реализации |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Посевная площадь, га |
15249 |
4319 |
5085 |
5845 |
Урожайность, ц/га |
|
|
|
|
льноволокно |
4,8 |
4,4 |
4,7 |
5,1 |
льносемена |
2,4 |
2,1 |
2,4 |
2,6 |
Производство, тонн |
|
|
|
|
льноволокно |
7267 |
1880 |
2412 |
2975 |
льносемена, |
3675 |
924 |
1209 |
1543 |
в том числе: |
|
|
|
|
на посев |
2135 |
605 |
712 |
818 |
Льнотреста, тонн |
26888 |
6956 |
8924 |
11008 |
Качество тресты, N средний |
1,1 |
1,0 |
1,15 |
1,25 |
Льноволокно, всего, тонн |
7267 |
1880 |
2412 |
2975 |
Длинное волокно, тонн |
2490 |
639 |
825 |
1026 |
Качество волокна, N |
11,7 |
11,0 |
12,0 |
12,0 |
Короткое волокно, тонн |
4777 |
1241 |
1587 |
1949 |
Качество волокна, N |
3,5 |
3,3 |
3,5 |
3,6 |
При выполнении комплекса мероприятий, намеченных Программой, будет обеспечено получение за период реализации Программы 7267 тонн льноволокна, 3675 тонн льносемян.
Производство льноволокна и льносемян по льноводческим районам области приведены в приложении 1.
Выполнение поставленных задач может быть достигнуто за счет:
- внедрения прогрессивных ресурсосберегающих технологий;
- освоения наиболее эффективной системы семеноводства;
- обеспечения грамотного применения средств защиты и норм питания растений.
Общая потребность в финансовых средствах из областного и федерального бюджетов на весь период реализации Программы составляет 51131,5 тыс. рублей, в том числе по:
- сельхозтоваропроизводителям - 44648,7 тыс. руб. - 87,3 %;
- предприятиям первичной переработки - 5782,8 тыс. руб. - 11,3 %;
- научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам (НИОКР) - 700 тыс. руб. - 1,4 %.
6. Механизм реализации
Реализация Программы основывается на строгом соблюдении федеральных законов, положений, постановлений и других нормативно - правовых документов.
Механизм реализации Программы предусматривает государственную поддержку предприятий и организаций любой организационно - правовой формы собственности за счет целевого финансирования из средств областного и федерального бюджетов комплекса программных мероприятий в установленных размерах и порядке с участием бюджетов муниципальных образований.
Большинство льноводческих хозяйств и предприятий первичной переработки льна сегодня не располагают необходимыми финансовыми ресурсами, и без поддержки государства льняной комплекс региона не в состоянии осуществить мероприятия по реструктуризации производства и внедрению новых технологий, обеспечивающих рост экономики региона.
Одним из основных источников финансовых ресурсов для реализации Программы могут быть негосударственные заемные средства, для привлечения которых необходимы следующие условия:
- достаточный уровень эффективности производства, способный обеспечить инвесторам желаемый уровень доходности от инвестиций;
- относительная стабильность результатов хозяйствования, минимизация рисков;
- благоприятный инвестиционный климат, включая признание приоритетности и государственную поддержку.
Перевод льноводства на интенсивную основу требует больших финансовых затрат - 20 млн. руб. на каждые 1000 га, поэтому доходность от инвестирования может оказаться недостаточно привлекательна для инвесторов.
На первых этапах перехода к интенсивной системе работы требуется субсидирование сельхозтоваропроизводителей льняной продукции в размере до 30 % ее стоимости.
В западно-европейских странах (Франция, Нидерланды, Бельгия), специализирующихся на выращивании льна, государственное стимулирование достигает 30 % от общих материальных затрат.
Основная часть затрат федерального и областного бюджетов будет связана с поддержанием необходимого уровня доходности в льноводстве.
Законом Ивановской области от 8 октября 2004 г. N 132-ОЗ в раздел 7 настоящей Программы внесены изменения
7. Финансовое обеспечение
Всего на реализацию Программы требуется 179,1 млн. рублей,
в том числе:
средств областного бюджета - 36,269 млн. руб. - 20,3 %;
средств федерального бюджета - 14,862 млн. руб. - 8,3 %.
За счет собственных, заемных и средств муниципальных образований* сумма финансирования составит 127,969 млн. руб. - 71,4 %.
Объемы финансирования программных мероприятий за счет средств федерального бюджета носят прогнозируемый характер и будут уточняться по мере принятия законов о федеральном бюджете на очередной год.
Финансирование льносеменоводческих станций будет осуществляться через товаропроизводителей за работы по сортовому контролю, очистке и подработке семян.
На поддержку льноперерабатывающих предприятий области предусматривается субсидирование из областного бюджета первоначального лизингового взноса при приобретении оборудования и техники, в размере до 30 % его размера, и процентных ставок по привлеченным кредитам.
Научные исследования будут финансироваться за счет средств областного бюджета.
Финансирование работ, предусмотренное программой "Развитие льноводства и льнопереработки в Ивановской области на период до 2006 года" - программа "Лен" из областного и федерального бюджетов, представлено в таблице 7.1.
Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета уточняются при принятии законов об областном бюджете на очередной финансовый год, и расходы на ее реализацию осуществляются в пределах общего объема ассигнований, утверждаемых на государственную поддержку агропромышленного комплекса области, с учетом финансирования других утвержденных областных целевых программ по сельскому хозяйству.
Таблица 7.1
Объемы и источники финансирования
(тыс. руб.)
N п/п |
Наименование расходов |
Всего на период реализации |
В том числе по годам |
||
2004 |
2005 |
2006 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Областной бюджет |
|
|
|
|
|
1. На поддержку сельхозтоваропроизводителей в том числе: - субсидии на уплату первоначального лизингового взноса при приобретении техники (30%) - субсидии на уплату первоначального лизингового взноса при приобретении оборудования для сушильного хозяйства (30%) - субсидии на приобретение семян льна (до 60% затрат) - субсидии на производство льноволокна (2,5 тыс.руб./ 1 т волокна) - субсидии на затраты по очистке семян на льносеменоводческих станциях (70%) 2. На поддержку льноперерабатывающих предприятий в том числе: - субсидии на уплату первоначального лизингового взноса на приобретение оборудования и техники ( до 30%) - субсидии на уплату процентов по привлеченным кредитам на приобретение оборудования и техники 3. На научно - исследовательские и опытноконструкторские работы |
29786,7 6443,7
1575
3500 15468
2800
5782,8
4337,1
1445,7
700 |
2400 0
0
0 2000
400
0
0
0
100 |
12644,1 3239,1
675
1500 6030
1200
2902,8
2177,1
725,7
300 |
14742,6 3204,6
900
2000 7438
1200
2880
2160
720
300 |
|
Итого: |
36269,5 |
2500 |
15846,9 |
17922,6 |
2 |
Федеральный бюджет 1. На поддержку сельхозтоваропроизводителей в том числе: - субсидирование приобретения пестицидов (30%) - субсидирование приобретения элитных семян льна (8 тыс. руб./ 1 т семян) - субсидирование производства и реализации льноволокна (1740 руб./ 1 т волокна) |
1717 500
12645 |
505 100
3271 |
572 160
4197 |
640 240
5177 |
|
Итого: |
14862 |
3876 |
4929 |
6057 |
|
Всего: |
51131,5 |
6376 |
20775,9 |
23979,6 |
По мере реализации Программы в эти годы необходимо периодически изыскивать источники финансирования, исходя из конкретных производственных условий, финансового состояния участников проекта и возможностей привлечения кредитных ресурсов.
Финансово-экономическая политика Программы предполагает привлечение инвесторов, поддержку сельхозтоваропроизводителей из федерального и регионального бюджетов в виде субсидирования и предоставления льготных кредитов.
Финансовые показатели производства льна представлены в таблице 7.2.
Таблица 7.2
Финансовые показатели производства льна-долгунца
Наименование |
За период реализации |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
1. Объем производства, тонн |
|
|
|
|
льноволокна |
7267 |
1880 |
2412 |
2975 |
льносемян |
3675 |
924 |
1209 |
1543 |
2. Объем реализации, тонн |
|
|
|
|
льноволокна |
7267 |
1880 |
2412 |
2975 |
льносемян |
1540 |
319 |
497 |
725 |
3. Цена реализации, руб./тонн |
|
|
|
|
тресты |
2330 |
2100 |
2340 |
2540 |
семян |
15206 |
12920 |
15504 |
17194 |
льноволокна |
9727 |
6180 |
10000 |
13000 |
4. Сортономер тресты, N |
1,15 |
1,0 |
1,15 |
1,25 |
5. Выручка от реализации, тыс. руб., |
98706 |
15740 |
31825 |
51141 |
в том числе: льноволокна |
74413 |
11618 |
24120 |
38675 |
льносемян |
24293 |
4122 |
7705 |
12466 |
6. Себестоимость, тыс. руб., |
105282 |
21116 |
34006 |
50160 |
в том числе: льноволокна |
83311 |
16920 |
26777 |
39614 |
льносемян |
21971 |
4196 |
7229 |
10546 |
7. Прибыль, тыс. руб. |
981 |
|
|
981 |
8. Убыток, тыс. руб. |
7557 |
5376 |
2181 |
|
9. Субсидии федерального бюджета на льноволокно (1740 руб./т), тыс. руб. |
12645 |
3271 |
4197 |
5177 |
10. Субсидии федерального бюджета на элитные семена (8000 руб./т), тыс. руб. |
500 |
100 |
160 |
240 |
11. Субсидии областного бюджета |
|
|
|
|
на льноволокно, тыс. руб. |
15468 |
2000 |
6030 |
7438 |
на семена, тыс. руб. |
3500 |
0 |
1500 |
2000 |
12. Всего субсидий, тыс. руб. |
32113 |
5371 |
11887 |
14855 |
13. Выручка с учетом субсидий, тыс. руб. |
130819 |
21111 |
43712 |
65996 |
14. Прибыль (убыток) с учетом субсидий, тыс. руб. |
25537 |
-5 |
9706 |
15836 |
15. Рентабельность, % |
24,2 |
|
28,5 |
31,6 |
Цены по готовой продукции и затраты на производство приняты на основе анализа цен, фактически сложившихся на период разработки Программы.
В целях повышения экономической эффективности льноводства размер субсидий за реализованное льноволокно из средств федерального бюджета должен составить 1,74 тыс. руб. за тонну, областного - 2,5 тыс. руб. за тонну. При этих условиях рентабельность льноводства составит 24,2 %.
8. Основные технико-экономические результаты
В результате осуществления областной целевой программы "Развитие льноводства и льнопереработки в Ивановской области на период до 2006 года" - программа "Лен" по льноводческим хозяйствам агропромышленного комплекса предполагается:
- увеличение производства льнопродукции (в переводе на льноволокно) к 2006 году до 2975 тонн;
- увеличение производства льносемян до 1543 тонн.
Все это позволит повысить до 80 % загрузку льнозаводов и до 40 % закрыть потребность льняных текстильных предприятий, удовлетворить собственную потребность в семенах льна и увеличить их реализацию до 725 тонн.
Результаты экономической эффективности льнозаводов от реализации основной продукции представлены в таблице 8.1.
Таблица 8.1
Ожидаемые конечные результаты от реализации основной продукции
на период до 2006 года
Наименование |
На период реализации |
В том числе по годам |
||
2004 |
2005 |
2006 |
||
1. Объем выработки льноволокна, тонн, всего в том числе: - длинного - короткого |
7267
2490 4777 |
1880
639 1241 |
2412
825 1587 |
2975
1026 1949 |
2. Удельный вес длинного волокна в общем объеме выпуска, % |
34,2 |
34,0 |
34,2 |
34,5 |
3.Качество льноволокна, N в том числе: - длинного - короткого |
11,7 3,5 |
11,0 3,3 |
12,0 3,5 |
12,0 3,6 |
4. Затраты по себестоимости на 1 тонну льноволокна, тыс. руб. |
23,2 |
23,3 |
23,2 |
23,1 |
5. Цена 1 тонны льноволокна, тыс. руб. в том числе: - длинного - короткого |
48,0 14,0 |
48,0 14,0 |
48,0 14,0 |
48,0 14,0 |
6. Стоимость льноволокна, тыс. руб. в том числе: - длинного - короткого |
186398
119520 66878 |
48046
30672 17374 |
61818
39600 22218 |
76534
49248 27286 |
7. Затраты на весь объем производства льноволокна, тыс. руб. в том числе: - переменные - постоянные |
168485
156912 11573 |
43804
40519 3285 |
55958
52153 3805 |
68723
64255 4468 |
8. Прибыль от реализации льноволокна, тыс. руб. |
17913 |
4242 |
5860 |
7811 |
9. Рентабельность, % |
10,6 |
9,7 |
10,5 |
11,4 |
Рентабельность выработки льноволокна за период реализации Программы возрастает с 9,7 до 11,4 %.
9. Оценка эффективности Программы
В результате реализации Программы будут решены проблемы:
- создания условий развития льняного комплекса на базе его последовательной интенсификации;
- создания предпосылок для гарантированной рентабельной работы сельскохозяйственных товаропроизводителей, льносеменоводческих станций, льнозаводов, ряда предприятий текстильной промышленности;
- приоритетного и рационального использования выделяемых бюджетных средств на развитие льняного комплекса;
- дальнейшей интеграции всех звеньев,участвующих в производстве и переработке льна - долгунца.
В процессе реализации Программы дополнительно будут вовлечены в сферу производства и переработки льна более 200 человек.
Оценка социально - экономических и экологических последствий от реализации Программы представлена в таблице 9.1.
Таблица 9.1
Оценка
социально-экономических и экологических последствий от реализации
Программы
Мероприятия |
Социально-экономические и экологические последствия |
Обеспечение льносеющих хозяйств специализированной техникой |
Увеличение производительности труда, сокращение ручного труда, сокращение сроков уборки и улучшение качества продукции. Для лучшего закрепления применяемых препаратов на поверхности обрабатываемых семян, а также для того, чтобы исключить осыпание пестицидов во время посевных работ и улучшить условия труда, будут использоваться пленкообразователи: NaКМЦ или эпос; обеззараживание семян будет проводиться на специальных машинах: ПС - 10, ПСШ - 3, ПСШ - 5, "Мобитокс", "Мобитокс - супер". Использование комбинированных агрегатов и борон при предпосевной обработке почвы будет способствовать снижению затрат топлива, т.е. значительному энерго - и ресурсосбережению и, как следствие, - снижению уровня загрязнения приземного слоя воздуха |
Строительство и внедрение новых пунктов сушки льновороха |
Создание новых рабочих мест, улучшение условий труда |
Укрепление материально-технической базы, техническое перевооружение льносеменоводческих станций |
Улучшение условий труда работников, сокращение ручного труда |
Укрепление материально-технической базы, техническое перевооружение льнопереработки, увеличение мощностей по производству льноволокна, товаров народного потребления |
Жизнеобеспечение жилых поселков, увеличение сменности на льнозаводах, создание дополнительных рабочих мест, увеличение конкурентоспособности продукции, увеличение благосостояния работников предприятия |
Внедрение передовых технологий производства |
Создание новых рабочих мест, увеличение производства товаров народного потребления, сокращение ручного труда |
Материалы проектной технической документации по реконструкции льнозаводов и прочие мероприятия будут в обязательном порядке, в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе", проходить государственную экологическую экспертизу и реализовываться только после получения положительного ее заключения.
Реализация предусмотренных Программой комплексных мероприятий обеспечит положительные структурные сдвиги в производственной, технической, технологической, экономической и социальной сферах и даст значительный экономический эффект.
Достижение поставленных целей позволит выйти на планируемые экономические показатели и обеспечить дополнительные поступления в федеральный и местный бюджеты в виде налогов от прибыли предприятий, перечислений во внебюджетные фонды.
Развитие льноводства и льнопереработки неизбежно скажется на развитии сопряженных с ними других отраслей промышленности.
В целом по области выручка от реализации товарной продукции составит 274 млн. руб. (таблица 9.2). При этом выручка будет увеличена с 66,8 млн. рублей в 2004 году до 117 млн. рублей в 2006 году.
Таблица 9.2
План денежных поступлений от реализации товарной продукции,
(тыс. руб.)
Наименование |
На период реализации |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
Поступление от выручки: |
|
|
|
|
- от реализации льнопродукции (треста, семена) |
87743 |
18729 |
28588 |
40426 |
- от реализации льноволокна |
186398 |
48046 |
61818 |
76534 |
Итого поступлений: |
274141 |
66775 |
90406 |
116960 |
Реализация Программы позволит:
- увеличить производство льноволокна до 3 тыс. тонн, повысить качество льнотресты;
- увеличить объемы производства льносемян до 1,5 тыс. тонн;
- обеспечить сельхозтоваропроизводителей семенами высоких репродукций;
- в промышленности первичной переработки льна обеспечить увеличение выработки льноволокна до 3 тыс. тонн, повышение выхода длинного волокна.
Потребителями основной готовой продукции льнозаводов являются следующие льнокомбинаты области с годовой потребностью в льняном волокне:
- ОАО "Яковлевский льнокомбинат" - 4 тыс. тонн длинного трепаного льна;
- ООО "Новописцовский льнокомбинат" - 1 тыс. тонн длинного чесаного льна;
- ОАО "Кольма" - 1 тыс. тонн короткого волокна;
- ОАО "Пучежский льняной комбинат" - 1 тыс. тонн короткого волокна.
В результате осуществления Программы обеспечение местным льняным сырьем текстильных предприятий области увеличится до 43 %, в том числе по длинному трепаному льноволокну - до 33 % потребности, короткому - до 100 %.
В рыночных условиях Программа должна ежегодно корректироваться в зависимости от спроса и платежеспособности предприятий и населения. Для этого необходимо проводить маркетинговые исследования.
Список сокращений
ВИП - почвообрабатывающий комбинированный агрегат
"Выравниватель игольчатый прикатывающий"
ВЛ - ворошилка лент
ВОМ - волокноотделительная машина
КБН - культиватор блочно-модульный навесной
КПАЛ - куделеприготовительный агрегат льняной
ЛК - льняной комбайн
МВ - молотилка-веялка
МЛ - мяльная машина льняная
МТА - мяльно-трепальный агрегат
МТЗ - Минский тракторный завод
ОЛП - оборачиватель лент прицепной
ОП - опрыскиватель прицепной штанговый
ПР - пресс рулонный
ПС - протравитель семян
ПСШ - протравитель семян шнековый
РВК - почвообрабатывающий комбинированный агрегат "Рыхлитель -
выравниватель - каток"
СЗУ - сеялка зернотуковая узкорядная
СКП ЛУ - паровая конвейерная сушильно-увлажнительная машина для
льняной стланцевой тресты
СПУ - сеялка пневматическая универсальная
ТАУ - тепловой агрегат универсальный
ТН - трясильная машина
-----------------------------------------
* по согласованию
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.