Решение Ивановского областного Суда
от 14 мая 2005 г. N 3-60(61)/2005
Определением Верховного Суда РФ от 3 августа 2005 г. N 7-Г05-7 настоящее решение оставлено без изменений
Ивановский областной суд в составе
председательствующего |
Галактионовой Р.А. |
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Иванове 14 мая 2005 года дело
по заявлениям Кульковой Галины Сергеевны и Лазаревой Татьяны Михайловны о признании частично недействующим Закона Ивановской области "О мерах социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла" N 175-ОЗ от 21.12.2004,
установил:
Кулькова Г.С. и Лазарева Т.М. обратились в суд с заявлениями о признании противоречащим Федеральному закону N 122-ФЗ от 22.08.2004 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подпункта 4 пункта 1 статьи 1 Закона Ивановской области N 175-ОЗ от 21.12.2004 "О мерах социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла" в части, установленной областным Законом, размера ежемесячной денежной выплаты в сумме 200 рублей.
В судебном заседании заявительницы свои требования поддержали.
Кулькова Г.С. пояснила, что размер ежемесячной денежной выплаты в 200 рублей не компенсирует ранее предоставлявшихся ей льгот по бесплатному проезду на всех видах городского пассажирского транспорта в любом городе независимо от места жительства, 50% стоимости проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения в сроки действия сезонных тарифов. Она не имеет возможности пользоваться всеми видами общественного транспорта, так как стоимость льготных проездных билетов на трамвай-троллейбус и автобус составляет по 100 рублей каждый. Ею оплачивается 100% стоимости услуг за пользование телефоном, радио, коллективной антенной. Она имеет родственников в городе Санкт-Петербурге, ежегодно по несколько раз в год ездила к ним и пользовалась льготой по проезду. Установленная областным Законом выплата в 200 рублей не сохраняет ей прежний уровень предоставляемых льгот. Полагает, что для сохранения прежнего уровня предоставляемых льгот размер ЕДВ должен составлять не менее 1000 рублей.
Лазарева Т.М. пояснила, что она также полагает, что сумма в 200 рублей не сохраняет прежний уровень льгот, которыми они пользовались. Областной Закон N 175-ОЗ противоречит преамбуле ФЗ N 122-ФЗ, в которой указывается на то, что при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации субъекты федерации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан. На предоставленную компенсацию льгот она не может пользоваться всеми видами транспорта, навещая своих родственников в других городах, она будет вынуждена нести расходы по оплате полной стоимости проезда. Для сохранения прежнего уровня предоставляемых льгот размер ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) должен составлять не менее 800 рублей.
Представитель Администрации Ивановской области, действующая по доверенности, Титова Е.А. считает заявления Кульковой Г.С. и Лазаревой Т.М. не подлежащими удовлетворению, поскольку ФЗ N 122-ФЗ, внося изменения в ФЗ "О ветеранах", отменил право ветеранов труда на пользование льгот по проезду и пользованию услугами связи. Во исполнение ФЗ N 122-ФЗ был издан областной Закон N 175-ОЗ, которым ветеранам труда предоставляются льготы в оплате жилья, коммунальных услуг, медицинской помощи и введен новый вид социальной поддержки ветеранов в виде ежемесячной денежной выплаты. Ежемесячная денежная выплата не является компенсацией ранее предоставляемых льгот. Данная выплата была определена с учетом интересов граждан, рекомендаций Правительства РФ, возможностей областного бюджета. Ивановская область является высоко дотируемой. На территории Ивановской области введены дополнительные меры социальной поддержки граждан льготных категорий, которыми предусмотрено право пользования льготными проездными билетами. По Ивановской области в 2004 году на реализацию мер социальной поддержки каждого ветерана было израсходовано по 222 руб. 39 коп., на 2005 год запланировано израсходовать на эти цели по 401 руб. 56 коп., т.е. финансирование льгот не только сохранено, а и увеличено почти в два раза.
Представитель Законодательного Собрания Ивановской области, действующая по доверенности, Копейкина Т.Г. считает, что при принятии Закона Ивановской области N 175-ОЗ не было допущено противоречий по отношению к Федеральному закону N 122-ФЗ от 22.08.2004, которым были отменены ряд мер социальной поддержки ветеранов труда, в том числе и бесплатный и льготный проезд на всех видах транспорта, пользование услугами связи. Ранее действующая система льгот не преобразована, а упразднена. Пункт 1 ст. 153 ФЗ N 122-ФЗ относится к федеральным льготникам, лицам, получающим компенсационные выплаты, а не к ветеранам труда, которым не установлена такая мера социальной защиты, как компенсации. Закон Ивановской области N 175-ОЗ не противоречит и преамбуле Федерального закона N 122-ФЗ. При принятии областного Закона были введены новые меры социальной поддержки в виде ЕДВ, сохранено льготное зубопротезирование для ветеранов и другие меры социальной поддержки, не исключено, что эти меры будут расширяться.
Представитель Администрации Ивановской области, действующая по доверенности, Ковалева Н.С. считает заявления Кульковой Г.С. и Лазаревой Т.М. необоснованными.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Ивановской областной прокуратуры Степановой Е.А., считающей заявления Кульковой Г.С. и Лазаревой Т.М. обоснованными, суд находит требования заявителей не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 22 ФЗ "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12.01.1995 в редакции ФЗ N 122-ФЗ от 22.08.2004 меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.
Действуя в пределах своих полномочий, Законодательным Собранием Ивановской области 21.12.2004 был принят Закон Ивановской области N 175-ОЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла", подпунктом 4 пункта 1 статьи 1 которого введена такая мера социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата в сумме 200 рублей.
Заявители считают, что установленный в 200 рублей размер денежной выплаты противоречит положениям ФЗ N 122-ФЗ от 22.08.2004 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а именно его преамбуле, в которой указано, что при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации необходимо вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Статья 13 ФЗ "О ветеранах" (в редакции ФЗ N 122-ФЗ от 22.08.2004) предусматривает в качестве мер социальной поддержки ветеранов пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством РФ, получение ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. При этом по сравнению с ранее действующим законодательством в ст. 13 новой редакции не включены такие меры, как бесплатный проезд при пользовании городским и пригородным транспортом, льготный проезд при использовании железнодорожного транспорта, пользование услугами учреждений связи.
В связи с указанными положениями новой редакции ФЗ "О ветеранах" доводы заявителей о том, что суммы в 200 рублей им недостаточно для компенсации отмененных льгот, являются несостоятельными, поскольку ветераны труда этими льготами в силу именно Федерального закона N 122-ФЗ не обладают.
Не может быть расценено как противоречие областного Закона N 175-ОЗ в части размера ЕДВ в 200 рублей статье 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004.
Суд считает, что мнение заявителей о наличии такого противоречия основано на неправильном толковании указанной статьи.
Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 внесены изменения более чем в сто законодательных актов Российской Федерации, касающихся предоставления мер социальной поддержки не только ветеранов труда, но и инвалидов и участников Великой Отечественной войны, участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, инвалидов с различной степенью утраты трудоспособности, отнесенных к лицам, получающим меры социальной поддержки, финансирующиеся из федерального бюджета, и которым Законом определены компенсационные выплаты.
Пункт 1 ст. 153 ФЗ N 122-ФЗ указывает на то, что лица, имеющие право на получение компенсационных выплат, предусмотренных ранее действующим законодательством, имеют право на компенсации в размерах, установленных новым Законом.
Пункт 2 ст. 153 ФЗ N 122-ФЗ содержит требования того, чтоб при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего ФЗ нормативных правовых актов должны быть соблюдены условия о том, что вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Ветеранам труда ранее действующим законодательством социальные выплаты в денежной форме не предоставлялись.
При осуществлении мер социальной поддержки ветеранов труда, предусмотренных Законом Ивановской области N 175-ОЗ, соблюдены требования и пункта 2 статьи 153 ФЗ N 122-ФЗ о сохранении объема финансирования.
Из пояснений представителя Администрации Ивановской области Титовой Е.А. и письменного отзыва следует, что объем финансирования по сравнению с 2004 годом возрос. В соответствии с Законом "Об областном бюджете на 2004 год" расходы областного бюджета на реализацию Федерального закона "О ветеранах" составили 572207,8 тыс. руб., в том числе на авансовую выплату в декабре ежемесячной денежной компенсации в размере 34930,0 тыс. руб., а в 2005 году в соответствии с Законом "Об областном бюджете на 2005 год" расходы на реализацию Закона Ивановской области "О мерах социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла" составят 970111,3 тыс. рублей без учета расходов 2004 года на выплату ЕДВ за январь 2005 года. При сравнении расходов на одного ветерана труда (общая численность, принимаемая при формировании расходов, 201319 человек): в 2004 году составили 222,39 руб., а в 2005 году составят 401,56 руб.
Таким образом, суд считает, что не имеется оснований для признания подпункта 4 пункта 1 статьи 1 Закона Ивановской области N 175-ОЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла" несоответствующим требованиям ФЗ N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Кульковой Галине Сергеевне и Лазаревой Татьяне Михайловне в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта 4 пункта 1 статьи 1 Закона Ивановской области N 175-ОЗ от 21.12.2004 "О мерах социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла" в части, установленной областным Законом, размера ежемесячной денежной выплаты отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ивановского областного Суда от 14 мая 2005 г. N 3-60(61)/2005
Текст решения опубликован в "Собрании законодательства Ивановской области" от 17 октября 2005 г., N 19 (277)
Определением Верховного Суда РФ от 3 августа 2005 г. N 7-Г05-7 настоящее решение оставлено без изменений