Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Паспорт
целевой программы г. Иванова "Ипотечное финансирование строительства
и приобретения жилья" (корректировка программы на 2005-2010 г.г.)
Наименование Программы - Целевая программа г. Иванова "Ипотечное финансирование
строительства и приобретения жилья"
Дата принятия решения о - Постановление Главы администрации города Иванова N 39
разработке Программы от 20.01.2000 г.
Заказчик Программы - Администрация города Иванова
Разработчик Программы - Ивановская государственная архитектурно-строительная
академия, Управление жилищной политики и ипотечного
кредитования администрации города
Цели и задачи Программы - Основная цель Программы - создание организационных,
правовых и финансовых предпосылок для улучшения
жилищных условий граждан.
Основными задачами являются:
- Развитие строительной отрасли и смежных с ней
отраслей промышленности;
- Развитие конкуренции на рынке жилья и как следствие
снижение цены 1 кв.м. общей площади жилья;
- Развитие цивилизованного рынка первичного и
вторичного жилья;
- Привлечение дополнительных внебюджетных источников
финансирования
Сроки реализации Программы - 2002-2010 г.г. (корректировка Программы на 2005 - 2010
г.г.)
Объемы бюджетного - Бюджет Ивановской области - 5,4; 3,968; 7,0; 7,0;
финансирования 13,0; 15,0; 15,0; 15,0; 15,0 млн. руб.
(соответственно: 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007,
2008, 2009, 2010 г.г.)
Бюджет города Иванова - 2,7083; 2,0; 2,0; 7,5; 3,0;
6,0; 6,0; 6,0; 6,0 млн. руб. (соответственно: 2002,
2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 г.г.)
Ожидаемые конечные результаты - Улучшение жилищных условий граждан, снижение стоимости
реализации Программы жилья, увеличение количества рабочих мест, рост
объемов производства в промышленности строительных
материалов и строительной отрасли, увеличение
налоговых поступлений в бюджет; привлечение в реальный
сектор экономики внебюджетных инвестиций, создание
условий для улучшения демографической ситуации в
городе, снижение социальной напряженности в обществе.
Исполнители Программы - Управление жилищной политики и ипотечного кредитования
Система организации контроля за - Администрация Ивановской области, администрация города
исполнением Программы Иванова
1. Содержание проблемы
По данным "Института экономики и управления" (г. Москва) рынок ипотеки в России чрезвычайно мал и составляет 0,1 % ВВП. Между тем в странах Европейского союза на ипотеку в среднем приходится 53 % ВВП, в развивающихся странах, например, Колумбии, этот показатель составляет 12 %, в Корее на ипотеку приходится 14 %. Поэтому можно считать, что механизм долгосрочного финансирования и ипотечного жилищного кредитования находится на начальном этапе своего становления и имеет огромный потенциал в своем развитии как в Российской Федерации в целом, так и Ивановской области в частности.
Реализация программы должна обеспечить доступность улучшения жилищных условий для более широких слоев населения и рациональное использование ограниченных бюджетных финансовых ресурсов. В программе намечены пути достижения наибольшего социально-экономического эффекта. Гарантии органов власти и определенный государственный контроль за организацией строительной деятельности и рынком жилья позволят активизировать инвестиционный процесс, привлечь ранее не задействованные дополнительные источники финансирования.
Практика развития жилищного строительства российских городов, включая Москву, С.-Петербург, Уфу, Белгород, Ижевск, Самару, Саров, Рязань, показала, что внедрение механизма ипотечного кредитования населения создает необходимые предпосылки для дальнейшего развития жилищно-строительного комплекса и ускорения решения жилищной проблемы.
В основу настоящей программы положен накопленный положительный зарубежный и отечественный опыт реализации аналогичных программ, результаты научно-исследовательских разработок Ивановской государственной архитектурно-строительной академии, а также разработки управления жилищной политики и ипотечного кредитования администрации города.
Программа имеет долговременный характер и направлена на удовлетворение потребностей широких слоев населения города в улучшении жилищных условий.
Внедрение опыта ипотечного кредитования в г. Иванове проводится с учетом особенностей Ивановской области и г. Иванова, наличия достаточно развитой риэлтерской# сети, состояния отрасли капитального строительства и вторичного рынка жилья в городе.
Программа предусматривает вовлечение в жилищное строительство широкого круга лиц, как нуждающихся в жилье, так и имеющих свои сбережения, создание условий для выгодного вложения капиталов банков, предприятий, страховых компаний и населения в строительство, обеспечения тесного взаимодействия администраций разного уровня с рыночными институтами, использование местных финансовых и материальных ресурсов, использование городского потенциала.
Приведенный в Программе материал может редакционно изменяться в процессе развития и реализации настоящей Программы. Корректировку Программы в соответствии с изменившимися условиями утверждают представительные или исполнительные органы власти города.
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы
Главной целью Программы ипотечного финансирования строительства и приобретения жилья является предоставление гражданам дополнительных возможностей улучшить свои жилищные условия.
По результатам исследования, проведенного администрацией города, установлено, что в настоящее время ипотека является реальным вариантом решения острейшей жилищной проблемы Ивановской области и г. Иванова. При этом одновременно решаются такие не менее важные проблемы, как:
- развитие строительной отрасли и смежных с ней отраслей промышленности;
- развитие конкуренции на рынке жилья, и как следствие, снижение цены 1 кв. м. общей площади жилья;
- развитие цивилизованного рынка первичного и вторичного жилья, вывод последнего из сферы теневого бизнеса;
- привлечение дополнительных, ранее не задействованных внебюджетных источников финансирования (на 1 рубль бюджетных средств 6-12 рублей внебюджетных).
Настоящая Программа позволит снять остроту жилищной проблемы в г. Иванове путем последовательного воплощения в жизнь жилищной политики, основными принципами которой являются:
- постепенное создание новой жилищной системы, при которой большинство горожан будут способны оплачивать полностью стоимость своего жилья по рыночным ценам, в то время как помощь администрации города должна направляться только социальнонезащищенным группам населения;
- строительство жилья за счет бюджетных средств на возвратной основе, высвобождающихся при создании новой жилищной системы;
- обеспечение приемлемого соотношения стоимости жилья и доходов населения. Ориентиром в средней стоимости строительства или приобретения жилья может служить 30%-ная доля от 10-15-летнего среднегодового дохода семей, что позволит оплачивать собственное жилье в рассрочку;
- формирование основ механизма ипотечного (залогового) кредитования, внедрение финансово-кредитных механизмов, нацеленных на стимулирование развития всех видов экономически эффективного жилищного строительства, создание условий по привлечению ранее не задействованных внебюджетных источников финансирования в жилищную сферу, совершенствование системы финансирования строительства;
- развитие конкуренции в сфере жилищного строительства.
Поставленная цель определяет необходимость решения следующих задач:
- провести анализ отечественного и зарубежного опыта развития системы ипотечного жилищного кредитования;
- оценить роль механизма ипотечного жилищного кредитования в формировании инвестиционного климата Ивановского региона;
- оценить платежеспособность населения и рынка спроса на жилье в Ивановской области и г. Иванове;
- определить источники и объемы финансирования программы.
Мероприятия Программы будут выполняться поэтапно в 2002-2010 годах.
На первом этапе (2002-2004 годы) будет осуществляться:
- нормативно-правовое обеспечение Программы по всем направлениям ее реализации;
- проведение организационных мероприятий по повышению эффективности механизмов ипотечного финансирования строительства и приобретения жилья.
На втором этапе (2005-2010 годы) намечается:
- совершенствование и развитие разработанной на первом этапе нормативно-правовой базы с учетом итогов реализации Программы;
- проведение организационных мероприятий по внедрению банковской и накопительной схем жилищного кредитования населения;
- привлечение внебюджетных источников финансирования Программы (средств банков, строительных компаний, страховых организаций, риэлтерских# фирм и т.п.).
3. Перечень инвестиционных проектов и мероприятий,
ресурсное обеспечение программы
Изменения, происходящие в настоящее время в развитии жилищной сферы, требуют внести соответствующие уточнения в состав, структуру и потенциал новых, нетрадиционных для российской и региональной экономики источников жилищного финансирования и кредитования.
Анализ фактического состояния финансирования механизма ипотечного жилищного кредитования на первом этапе реализации программы позволил установить следующие источники бюджетного и внебюджетного финансирования.
К бюджетным источникам отнесены:
Федеральный бюджет
- Участие в реализации
- федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты";
- программы "Жилище" (подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей").
Областной и местный бюджеты
- Участие в реализации программ
- жилищные субсидии гражданам, занятым в бюджетной сфере, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
- программа "Жилище" (подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей").
- ипотечное жилищное кредитование.
К внебюджетным источникам отнесены:
1. Рефинансирование ипотечных кредитов через систему коммерческих банков, работающих на территории Ивановской области.
2. Рефинансирование ипотечных кредитов через Федеральное Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, обязательства которых обеспечены федеральным бюджетом.
3. Привлечение средств населения по накопительным схемам финансирования и кредитования жилищного строительства.
4. Первоначальные взносы населения по программе ипотечного жилищного кредитования;
5. Денежные средства предприятий, оказывающих помощь своим работникам в улучшении жилищных условий.
6. Средства домашних хозяйств, сосредоточенные в стоимости имущества, находящегося в собственности заемщика.
Нетрадиционным и новым является появление на кредитном рынке Ивановской области двух накопительных систем жилищного кредитования в форме жилищно-строительных кооперативов. Их вклад в финансирование жилищного строительства пока несущественный, поскольку они находятся на стадии своего формирования, но есть основания предполагать, что этот источник финансирования является исключительно перспективным и обладает существенным потенциалом.
Расчет потребности в инвестициях для реализации программы ипотечного финансирования строительства и приобретения жилья
Расчет выполнен на основе исходных данных, полученных в областном статистическом управлении и исходя из результатов социологического опроса и анкетирования жителей Ивановской области и г. Иванова. Основными исходными данными настоящего расчета являются:
- средний размер квартир, строящихся жилищно-строительными кооперативами, составляет 54,7 кв. м. общей площади;
- средняя цена 1 кв. м. общей площади квартир, сложившаяся на рынке недвижимости в Ивановской области на 1 июня 2005 г., составляет: на первичном рынке - 12419,1 руб., на вторичном рынке - 10731,8 руб. (т.е. 86,4 % от стоимости нового строительства);
- средний размер семьи в Ивановской обл. - 3 чел.;
- в настоящее время в Ивановской области в очереди на улучшение жилищных условий состоят 40590 семей, в т.ч.:
- в г. Иванове 13250 семья;
- 77% семей не удовлетворены своими жилищными условиями;
- 48,08% семей планируют изменить свои жилищные условия, из них: 75,27% населения готовы оплатить жилье в рассрочку, 9,62% могут позволить себе стопроцентную оплату жилья, 15,11% выбирают иную форму оплаты;
- численность населения Ивановской обл. составляет 1108016 чел., в том числе г. Иванова 460 тыс. чел.
Последовательность расчета
1. Для решения проблемы улучшения жилищных условий всех очередников в Ивановской области потребуется инвестиций в размере:
40590 * 54,7 * 12419,1 = 27,57 млрд. руб.
в том числе в г. Иванове
13250 * 54,7 * 12419,1 = 9,0 млрд. руб.
2. Для решения проблемы жилищных условий всех желающих (77%) в Ивановской обл. потребуется инвестиций в размере:
1108016 * 0,77 : 3 * 54,7 * 12419,1 = 193,19 млрд. руб.
в том числе в г. Иванове
460 000* 0,77 : 3 * 54,7 * 12419,1 = 80,21 млрд. руб.
3. Для решения проблемы улучшения жилищных условий граждан, планирующих это мероприятие выполнить в рассрочку# в Ивановской обл. потребуется:
193,19 * 0,4808 * 0,7527 = 69,92 млрд. руб.
в том числе в г. Иванове
80,21 * 0,4808 * 0,7527 = 29,03 млрд. руб.
Таким образом, для реализации Программы ипотечного финансирования строительства и приобретения жилья в рамках Ивановской области потребуется инвестиций в размере 69,92 млрд. руб., в рамках города Иванова - 29,03 млрд. руб.
Применительно к условиям реализации программы ипотечного финансирования строительства и приобретения жилья в г. Иванове в настоящее время оптимальным значением годовой процентной ставки можно считать 15%, а размер годового бюджетного финансирования Программы составляет:
- для заемщиков, приобретающих жилье на вторичном рынке, - 13 млн. руб.;
- для заемщиков, участвующих в долевом строительстве жилья, - 34 млн. руб.
Учитывая фактические возможности регионального и муниципального бюджетов предусматриваются следующие объемы финансирования Программы:
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
Бюджет Иванов- ской области, млн. руб. |
5,4 | 3,968 | 7,0 | 7,0 | 13,0 | 15,0 | 15 | 15 | 15 |
Бюджет г. Иванова, млн. руб. |
2,7083 | 2,0 | 2,0 | 6,0 | 3,0 | 6,0 | 6 | 6 | 6 |
Внебюд- жетные средст- ва, млн. руб. |
- | - | - | 15,0 | 18,0 | 20,0 | 22 | 24 | 26 |
Объемы финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению, исходя из возможностей областного и муниципального бюджетов на соответствующий год.
Указанная динамика бюджетного финансирования Программы с учетом возвратных средств позволит улучшить жилищные условия в 2005 г.# 150-ти семьям, 2006 г. - 280-ти, 2007 - 470-ти, в 2008 - 600, в 2010 - 800 семьям.
Покрытие недостатка в финансировании Программы в отдельные периоды ее реализации предполагается за счет средств федерального бюджета, предусмотренных федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г N 675.
4. Нормативно-правовая база программы
Долгосрочная программа ипотечного финансирования строительства и приобретения жилья в г. Иванове (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом РФ от 16.07.1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"; Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 г."; Законом Ивановской области от 16.12.1999 г. N 56-ОЗ "О кредитовании жилищного строительства"; Указом губернатора Ивановской области от 3.10.2000 г. N 52-УГ "Об утверждении Концепции развития ипотечного жилищного кредитования в Ивановской области"; Постановлением Правительства Ивановской области от 4.07.2001 г. N 62-П "О развитии ипотечного жилищного кредитования в Ивановской области"; распоряжением администрации Ивановской области от 5.11.2001 г. N 6-РА "О развитии ипотечного жилищного кредитования в Ивановской области#; постановлением Главы города Иванова от 20.01.2000 г. N 39 "Об организации ипотечного финансирования строительства и приобретения жилья в городе".
5. Оценка эффективности социальных и экономических последствий
от реализации программы
Ожидаемые результаты от осуществления Программы целесообразно разделить на экономические и социальные.
К экономическим можно отнести следующие:
1. Повышение инвестиционной привлекательности жилищной сферы Ивановской области и г. Иванова создает необходимые предпосылки для вовлечения в реальный сектор экономики дополнительных источников инвестиций, которые не задействованы в Ивановском регионе.
2. Дополнительные финансовые потоки, направленные в реальный сектор экономики, путем реализации ипотечной программы, на каждом витке своего оборота порождают налогооблагаемую базу и мультиплицируют налоги в бюджеты всех уровней и платежи во внебюджетные фонды применительно к условиям г. Иванова в размере 76% с одного оборота.
3. Создаются предпосылки для осуществления нового направления жилищной политики, направленной на стимулирование населения к накоплению денежных средств для приобретения жилья.
4. Создаются предпосылки для налоговой прозрачности граждан и организаций за счет отсутствия стимулов к сокрытию доходов и расходов.
5. Увеличивается платежеспособный спрос граждан, что делает приобретение жилья доступным для основной части населения города.
К социальным следует отнести следующие:
1. Гражданам города предоставляется дополнительная возможность улучшить свои жилищные условия и, решая социальную жилищную проблему, снизить социальную напряженность в городе.
2. Участие администрации города на рынке недвижимости повышает защищенность горожан в сфере осуществления риэлтерских# услуг.
3. Вследствие дополнительного инвестирования отраслей, участвующих в реализации Программы, увеличивается предложение на рынке труда путем организации дополнительных рабочих мест.
4. Образованная с помощью ипотеки жилищная собственность является одним из основных факторов личного обеспечения старости и снижения нагрузки с государства при выполнении им социальных обязательств.
Вследствие небольшого опыта осуществления аналогичных программ в России приведенный перечень ожидаемых последствий от реализации Программы не является исчерпывающим, практика постепенно будет открывать более новые возможности, которые предоставляет ипотека гражданам, юридическим лицам, обществу и государству.
6. Организация управления программой и контроль
за ходом ее реализации
Организация управления Программой включает в себя поэтапное выполнение намеченных мероприятий. На муниципальном уровне ежегодно Управление жилищной политики и ипотечного кредитования проводит анализ выполнения Программы и представляет информацию в Администрацию Ивановской области.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется Администрацией города в порядке, установленном законодательством РФ и нормативно-правовыми документами Ивановской области и г. Иванова.
<< Назад |
||
Содержание Решение Ивановской городской Думы от 11 октября 2005 г. N 608 "О внесении изменений в решение Ивановской городской Думы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.