Решение Ивановского областного Суда
от 14 октября 2005 г. N 3-143/2005
Ивановский областной суд в составе
председательствующего |
Рощиной О.А. |
представителя Законодательного Собрания
Ивановской области |
Живаевой Л.В., |
представителя избирательной комиссии
Ивановской области |
Зубовой В. М., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Иванове 14 октября 2005 года дело по заявлению Парадзинского Станислава Анатольевича о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 3 и 4 ст. 61 Закона Ивановской области "О выборах" N 60-ОЗ от 27 июня 2003 года,
установил:
Парадзинский С.А. обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 3 и 4 ст. 61 Закона Ивановской области "О выборах" от 27 июня 2003 года N 60-ОЗ. Заявитель считает, что указанными правовыми нормами нарушаются его избирательные права, гарантированные Федеральным законом РФ N 67-ФЗ от 12.06.2002 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Заявленные требования мотивированы тем, что пункт 3 ст. 61 Закона Ивановской области "О выборах" устанавливает правило, согласно которому в случае досрочного выбытия депутата, занимавшего на момент заверения областного списка кандидатов одно из первых трех мест в списке кандидатов, без вынуждающих к тому обстоятельств в период менее года со дня избрания Законодательного Собрания, представительного органа местного самоуправления депутатский мандат передается избирательной комиссией Ивановской области, избирательной комиссией муниципального образования другому областному, местному списку кандидатов из числа участвовавших в распределении депутатских мандатов в данном созыве Законодательного Собрания, представительного органа местного самоуправления. Согласно п. 4 ст. 61 вышеуказанного Закона Ивановской области областной, местный список кандидатов, лишившийся депутатского мандата в соответствии с пунктом 3 ст. 61 этого Закона, утрачивает право на получение депутатских мандатов, освободившихся в результате досрочного выбытия депутатов, занимавших одно из первых трех мест в общеобластной части областного списка кандидатов. Заявитель считает, что в результате применения вышеуказанных правовых норм голоса избирателей, в том числе и голос заявителя, отданные за определенный список кандидатов, выдвинутый определенной политической партией, фактически могут быть переданы другому списку кандидатов, выдвинутому другой политической партией. Отдавая на выборах свой голос определенной политической партии, заявитель не уверен, что в конечном итоге его голос будет засчитан в пользу именно той партии, за которую он отдал свой голос при голосовании. Заявитель считает, что этим нарушаются его права как избирателя, предусмотренные ст. 3 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, согласно которой гражданин РФ участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также статьей 6 Федерального закона, согласно которой гражданин РФ голосует на выборах за кандидата (список кандидатов) непосредственно.
Заявитель считает правила, установленные оспариваемыми правовыми нормами, мерой ответственности, введенной областным законодателем для предотвращения снятия кандидатами своих кандидатур без вынуждающих обстоятельств. Установление такой меры незаконно, считает заявитель, является превышением областным законодателем своих полномочий, поскольку такая ответственность не предусмотрена Федеральным законом N 67-ФЗ от 12.06.2002.
В судебном заседании заявитель Парадзинский С.А. поддержал свои требования о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. п. 3 и 4 ст. 61 Закона Ивановской области N 60-ОЗ от 27 июня 2003 года по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель Законодательного Собрания Ивановской области по доверенности Живаева Л.В. пояснила, что считает требования заявителя обоснованными и просила удовлетворить заявленные требования по основаниям, приведенным заявителем.
Представитель избирательной комиссии Ивановской области по доверенности Зубова В.М. также считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению, а основания заявленных требований - обоснованными.
Выслушав объяснения Парадзинского С.А., представителей Законодательного Собрания Ивановской области и Ивановской областной избирательной комиссии, заключение прокурора Степановой Е.А., полагавшей удовлетворить заявленные требования, суд приходит к следующим выводам.
В силу п. 3 ст. 252 ГПК РФ признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно. В связи с этим, несмотря на признание представителем Законодательного Собрания Ивановской области заявленных Парадзинским С.А. требований, суд рассматривает дело по существу.
Статья 61 Закона Ивановской области N 60-ОЗ от 27 июня 2003 года регулирует порядок замещения вакантного депутатского мандата по областному и местному избирательному округу.
Пункт 1 статьи 61 предусматривает, что в случае выбытия депутата, избранного в результате распределения депутатских мандатов между областными, местными списками кандидатов избирательных объединений, избирательных блоков, избирательная комиссия Ивановской области, муниципальная избирательная комиссия передает его депутатский мандат зарегистрированному кандидату из того же областного, местного списка кандидатов в порядке очередности их размещения в списке.
Исключение из этой нормы сделано законодателем для случаев выбытия депутата, занимающего одно из первых трех мест в списке кандидатов, без вынуждающих к тому обстоятельств в период менее года со дня избрания Законодательного Собрания, представительного органа местного самоуправления. Согласно п. 3 ст. 61 областного Закона в указанном случае депутатский мандат передается избирательной комиссией Ивановской области, избирательной комиссией муниципального образования другому областному, местному списку кандидатов из числа участвовавших в распределении депутатских мандатов в данном созыве Законодательного Собрания, представительного органа местного самоуправления в соответствии с пунктом 1 ст. 61. При этом согласно пункту 4 ст. 61 областной, местный список, лишившийся депутатского мандата в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи областного Закона, утрачивает право на получение депутатских мандатов, освободившихся в результате досрочного выбытия депутатов, занимавших одно из первых трех мест в общеобластной части областного списка кандидатов.
Системное толкование пунктов 1, 3, 4 статьи 61 областного Закона N 60-ОЗ позволяет сделать вывод о том, что пункты 3 и 4 указанной статьи являются исключением из общего правила, представляют собой некую меру ответственности для досрочно выбывших депутатов. При этом областной Закон не содержит указаний о том, какие обстоятельства выбытия депутата, влекущие последствия, предусмотренные пунктами 3 и 4 ст. 61 областного Закона, следует считать вынуждающими или не вынуждающими, кто конкретно вправе расценивать их таковыми, каков механизм передачи депутатского мандата. Все это создает неопределенность оспариваемых правовых норм и делает невозможным их применение.
Кроме этого, оспариваемые заявителем нормы областного Закона существенно нарушают его активное избирательное право - право избирать.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина, в том числе избирательные права, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральный закон N 67-ФЗ от 12.06.2002 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" не содержит ограничений избирательных прав граждан, подобных установленным пунктами 3 и 4 ст. 61 областного Закона N 60-ОЗ.
Статья 3 Конституции РФ провозглашает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, причем высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 и ст. 6 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, голосует на выборах и референдуме соответственно за кандидата (список кандидатов) или против всех кандидатов (против всех списков кандидатов), за вынесенный на референдум вопрос или против него непосредственно.
Прямое избирательное право, прямое волеизъявление означает непосредственную связь между волеизъявлением гражданина и результатом выборов или референдума.
Голос конкретного избирателя, отданный за конкретного кандидата или список кандидатов, без каких бы то ни было условий должен быть учтен в пользу этого кандидата или списка кандидатов.
Применение на практике оспариваемых заявителем правовых норм в случае выбытия кандидата, входящего в список, за который избиратель проголосовал, приведет к посягательству на свободное волеизъявление избирателя и к искажению результатов голосования, что недопустимо.
В связи с изложенным, соглашаясь с заключение прокурора, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Парадзинским С.А. требований и считает необходимым удовлетворить их в полном объеме, признав оспариваемые нормы недействующими со дня их принятия.
Поскольку Закон Ивановской области "О выборах" N 60-ОЗ официально опубликован в "Собрании законодательства Ивановской области" N 13 (223) от 10.07.2003, то в соответствии с п. 3 ст. 253 ГПК РФ сообщение о настоящем решении суда после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в этом издании.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Признать пункты 3 и 4 статьи 61 Закона Ивановской области от 27 июня 2003 года N 60-ОЗ "О выборах" противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия Закона.
Обязать Законодательное Собрание Ивановской области после вступления настоящего решения в законную силу опубликовать сообщение о нем в Собрании законодательства Ивановской области.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение 10 дней через Ивановский областной суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ивановского областного Суда от 14 октября 2005 г. N 3-143/2005
Текст решения опубликован в "Собрании законодательства Ивановской области" от 15 декабря 2005 г., N 23 (281)