Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Администрации
Ивановской области
от 3 июня 2003 г. N 45-па
Подпрограмма
"Реформирование и модернизация жилищно-коммунального
хозяйства Ивановской области" областной целевой
программы "Жилище" на период 2002 - 2010 годы
Содержание
1. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
2. Проблемы жилищно-коммунального комплекса Ивановской области и необходимость их решения
3. Основные цели и задачи Подпрограммы
4. Система программных мероприятий. Сроки и этапы реализации Подпрограммы
5. Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального хозяйства
5.1. Инвентаризация, реструктуризация и ликвидация задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства
5.2. Ликвидация дотационности жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение стабильности и достаточности финансирования предоставляемых жилищно-коммунальных услуг
5.3. Обеспечение мер социальной защиты малоимущих граждан при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг
5.4. Основные мероприятия и объемы бюджетного финансирования по разделу 5, направленные на обеспечение финансовой стабилизации
6. Совершенствование экономических механизмов в жилищно-коммунальной сфере (вопросы демонополизации, конкуренции, управления ЖКХ)
7. Улучшение технического состояния, энергосбережение, модернизация и другие технические вопросы в жилищно-коммунальном комплексе
7.1. Общие вопросы
7.2. Оценка затрат на капитальный ремонт и модернизацию жилищного фонда
7.3. Оценка в затратах на строительство, модернизацию и реконструкцию систем жизнеобеспечения
8. Ожидаемая эффективность реализации реформ
9. Организационное и информационное обеспечение реализации Подпрограммы
10. Приложения к Подпрограмме. Модернизация сетей и сооружений систем теплоснабжения, водоснабжения и канализации городских и сельских поселений Ивановской области
Паспорт
Подпрограммы "Реформирование и модернизация
жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области"
областной целевой программы "Жилище"
на период 2002 - 2010 годы
Наименование - Подпрограмма "Реформирование и модернизация
Подпрограммы жилищно-коммунального хозяйства Ивановской
области" областной целевой программы "Жилище" на
период 2002 - 2010 годы
Дата принятия - распоряжение Главы Администрации Ивановской
решения о области от 31 августа 2001 года N 1010-р
разработке
Подпрограммы
Заказчик - Администрация Ивановской области
Подпрограммы
Разработчик - управление жилищно-коммунального хозяйства
Ивановской области
Цели и задачи - основными целями Подпрограммы являются
Подпрограммы повышение устойчивости и надежности
функционирования жилищно-коммунальных систем
жизнеобеспечения населения, привлечение
инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс,
улучшение качества жилищно-коммунальных услуг,
адресная социальная защита населения при оплате
жилищно-коммунальных услуг. Для достижения этих
целей необходимо решить следующие задачи:
обеспечить финансовое оздоровление
жилищно-коммунальных предприятий; обеспечить
условия для повышения качества предоставления
жилищно-коммунальных услуг; обеспечить
инвестиционную привлекательность
жилищно-коммунального комплекса; поднять
технический уровень объектов жизнеобеспечения,
повысить надежность и устойчивость работы путем
проведения модернизации систем жизнеобеспечения
Срок - 2002 - 2010 годы:
реализации 1-й этап - 2002 - 2003 годы
Подпрограммы 2-й этап - 2004 - 2005 годы
3-й этап - 2006 - 2010 годы
Мероприятия - программные мероприятия включают в себя:
Подпрограммы инвентаризацию, реструктуризацию и ликвидацию
дебиторской и кредиторской задолженности
предприятий жилищно-коммунального комплекса;
ликвидацию дотационности жилищно-коммунального
комплекса и обеспечение стабильности и
достаточности финансирования затрат по
предоставлению жилищно-коммунальных услуг;
обеспечение социальной защиты семей с низкими
доходами при переходе на полную оплату
жилищно-коммунальных услуг;
совершенствование экономических механизмов в
жилищно-коммунальной сфере; формирование
благоприятных условий для привлечения инвестиций
в жилищно-коммунальный комплекс;
обеспечение эффективного целевого использования
бюджетных средств, выделяемых на модернизацию
жилищно-коммунального комплекса, и собственных
средств предприятий, привлечения в
жилищно-коммунальное хозяйство заемных средств
Объем и - объем финансирования Подпрограммы составляет
источники 65877,8 млн. руб., в т.ч. бюджетные средства,
финансирования включая федеральные, - 34480,0 млн. руб.
Подпрограммы Источники финансирования:
средства федерального бюджета на условиях
софинансирования инвестиций, субсидий и льгот,
областного бюджета и бюджетов муниципальных
образований (по согласованию), привлеченные
средства предприятий жилищно-коммунального
хозяйства
Ожидаемые - в результате реализации Подпрограммы будут
конечные обеспечены повышение качества
результаты жилищно-коммунального обслуживания, надежность
реализации работы инженерных систем жизнеобеспечения,
Подпрограммы комфортность и безопасность условий проживания,
социальная защита населения при оплате
жилищно-коммунальных услуг
Исполнители - управление жилищно-коммунального хозяйства
Подпрограммы Ивановской области, Главное финансовое управление
Ивановской области, управление социальной защиты
населения Ивановской области, а также предприятия
жилищно-коммунального хозяйства, администрации
муниципальных образований (по согласованию), иные
исполнители, определяемые на конкурсной основе в
соответствии с порядком, установленным
действующим законодательством
Система - управления и отделы Администрации области,
организации администрации муниципальных образований
контроля за представляют по итогам полугодия и года
исполнением управлению жилищно-коммунального хозяйства
Подпрограммы Ивановской области отчеты о ходе реализации
Подпрограммы.
Управление ЖКХ Ивановской области обобщает отчет
и представляет соответствующую информацию
Администрации Ивановской области,
Законодательному Собранию Ивановской области и
Госстрою РФ
Введение
Настоящая Подпрограмма разработана на основании утвержденной Правительством РФ от 17.11.2001 N 797 Подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" и является продолжением проводимого с 1991 года Правительством Российской Федерации курса перевода страны на рельсы рыночной экономики. Она входит в областную целевую программу "Жилище", утвержденную Законом Ивановской области от 30.12.2002 N 101-ОЗ, и характеризует комплекс мероприятий, улучшающих техническое состояние обобществленного жилищного фонда, повышающих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения (тепло-, электро-, водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод), ликвидирующих дотационность жилищно-коммунального комплекса и выводящих его на режим устойчивого достаточного финансирования. Подпрограмма направлена на создание комфортных и безопасных условий проживания в жилищах.
Подпрограмма предусматривает решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий и мер по стимулированию жилищно-коммунальных предприятий к эффективному и рациональному хозяйствованию, максимальному использованию всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.
Подпрограмма не предусматривает решение проблем эксплуатации и развития системы газоснабжения, реконструкции и модернизации жилых домов, ликвидации аварийного и ветхого жилья, которые должны решаться в рамках других программ (подпрограмм).
1. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Ресурсное обеспечение Подпрограммы определяется условиями ее реализации в течение 2002 - 2010 годов. Затраты на реализацию Подпрограммы складываются из затрат, связанных с финансовым оздоровлением предприятий жилищно-коммунального хозяйства, включая представление гражданам субсидий и льгот на оплату жилья и коммунальных услуг, капитальным ремонтом жилья и модернизацией жилищно-коммунального комплекса.
Подпрограмма предусматривает 90%-ную оплату населением жилищно-коммунальных услуг в 2002 - 2007 годах с переходом на 100%-ную оплату услуг в 2008 году; в объективно необходимые объемы по капитальному ремонту жилья по модернизации коммунальных объектов. Общая потребность в средствах составляет 65877,8 млн. руб.
Общие показатели затрат и источники финансирования представлены таблицей N 1.
Таблица N 1
Объемы и источники финансирования
жилищно-коммунального комплекса Ивановской области
в период реализации Подпрограммы (2002 - 2010 годы) *
Виды финансирования |
Объем финансовых ресурсов, млн. руб. | |||||
На весь период реализации Подпро- граммы |
Этапы | |||||
I этап | II этап | III этап 2006 - 2010 г. г. |
||||
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | |||
Инвестиции в жилищно-коммунальное хозяйство, всего в том числе: - федеральный и консолидированный бюджет области - привлеченные средства предприятий ЖКХ, включая плату населения |
65877,8 34480,0 31397,8 |
2742,9 1175,6 1567,3 |
4595,8 3526,5 1069,3 |
5579,3 3691,9 1887,4 |
6591,3 3801,4 2789,9 |
46368,5 22284,6 24083,9 |
По видам финансирования: 1. Финансовая стабилизация отрасли, всего: в том числе: - федеральный и консолидированный бюджет области - средства предприятий ЖКХ, включая плату населения |
50365,8 22808,9 27435,3 |
2443,2 1055,5 1376,3 |
3756,6 2996,5 749,0 |
4384,0 2831,8 1541,6 |
5061,6 2654,3 2397,1 |
34720,4 13270,8 21371,3 |
2. Капитальный ремонт жилья, всего в том числе: - федеральный и консолидированный бюджет области - дополнительные источники финансирования (средства населения) |
14133,1 10977,2 3155,9 |
191,1 65,8 125,3 |
688,8 455,6 233,2 |
1071,4 798,0 273,4 |
1404,2 1084,8 319,4 |
10777,6 8573,0 2204,6 |
3. Модернизация инженерной инфраструктуры, всего в том числе: - федеральный и консолидированный бюджеты - собственные средства предприятий ЖКХ |
1378,9 693,9 885,0 |
108,6 54,3 54,3 |
150,4 74,4 76,0 |
123,9 62,1 61,8 |
125,5 62,3 63,2 |
870,5 440,8 429,7 |
------------------------------
* Конкретные объемы средств, направления и формы финансирования из бюджетов всех уровней устанавливаются в рамках утверждения бюджетов на соответствующий год.
2. Проблемы жилищно-коммунального комплекса
Ивановской области и необходимость их решения
При проведении экономических реформ большая часть государственной собственности в жилищно-коммунальной сфере (жилищный фонд и объекты коммунальной инфраструктуры) были переданы в муниципальную собственность в период, когда эта сфера становилась# все более дотационной, так как процесс либерализации цен не в полной мере отразился на изменении ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Реформирование системы оплаты населением жилья и коммунальных услуг, законодательно оформленное в сентябре 1993 года, предусматривало перевод жилищно-коммунального хозяйства уже в 1998 году на бездотационное функционирование. Однако, социально-экономическая ситуация (падение реальных доходов, дефолт 1998 г. и т.д.) не позволила осуществить перевод на 100%-ную оплату жилищно-коммунальных услуг. К настоящему времени население области оплачивает без учета льгот 67,4% стоимости жилищно-коммунальных услуг. По муниципальным образованиям этот показатель находится в пределах от 40,0% (Пестяковский район), 40,5% (Кинешемский район) до 82,5% (Комсомольский район).
Бюджетное финансирование отрасли осуществлялось на уровне от 35 до 70% от необходимой потребности. Следствием недостаточного финансирования и регулирования тарифов на оказываемые жилищно-коммунальные услуги явилось кризисное экономическое состояние большинства предприятий, резкое увеличение износа основных фондов жилищно-коммунального комплекса. При общей дебиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства на 01.01.2003 в размере 1361,5 млн. руб., в т.ч. долги бюджетов и бюджетных организаций составили 501 млн. руб., населения - 320,5 млн. руб. Кредиторская задолженность составляет 1600,1 млн. руб., в том числе в бюджеты и внебюджетные фонды - 370,9 млн. руб., за электроэнергию - 63,7 млн. руб. Задолженность в жилищно-коммунальном хозяйстве является источником неплатежей, практикуемых веерных отключений электроэнергии, социальной напряженности в коллективах, попыток банкротства предприятий ЖКХ со стороны налоговых органов, внебюджетных фондов, предприятий-монополистов, старение и разрушение жилищного фонда. По статистическим данным в области из имеющихся 24,0 млн. кв. м жилищного фонда ветхий и аварийный жилой фонд с износом более 70% составляет 399,0 тыс. кв. м. В муниципальном жилищном фонде, который составляет 13,4 млн. кв. м, более 53% жилищного фонда требует неотложного ремонта. Закладываемые в тарифах амортизационные отчисления и отчисления на капитальный ремонт по факту расходуются на текущие потребности предприятий.
Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования полностью заменен аварийно-восстановительными работами. Крайне изношена имеющаяся на предприятиях ЖКХ спецтехника и, из-за отсутствия средств, она практически не обновляется. Это ведет к лавинообразному накапливаемому недоремонту, росту числа аварий, снижению устойчивости и падению надежности систем жизнеобеспечения.
Мощность водопроводов области составляет 982 тыс. м3/сутки, в том числе находящихся в муниципальной собственности 786,9 тыс. м3/сутки. Протяженность водопроводных сетей составляет 3701,6 км, в том числе, находящихся в муниципальной собственности 1732 км. Нуждается в реконструкции 82,7 тыс. м3/сутки мощностей водопроводов, в замене или неотложном ремонте 594 км сетей.
Установленная пропускная способность очистных сооружений канализации составляет 527,1 тыс. м3/сутки, в том числе муниципальных - 302 тыс. м3/сутки. Протяженность канализационных сетей составляет 834 км, в том числе муниципальных свыше 753 км. Нуждаются в неотложном ремонте сооружения общей пропускной мощностью 80 т. м3 и 138,8 км сетей.
Отсутствуют общегородские и общепоселковые очистные сооружения канализации в г. г. Кинешме, Пучеже, Юрьевце, р. п. Лух, что приводит к сбросу неочищенных стоков в р. Волгу и загрязнению окружающей среды. Жилищно-коммунальное хозяйство является значительным потребителем и производителем тепловой энергии. В области имеется 696 отопительных котельных с общей установленной мощностью 7713,8 Гкал/час, в том числе в муниципальной и областной собственности 269 котельных с установленной мощностью 1356,6 Гкал/час. Требуют реконструкции и модернизации 575 Гкал/час мощностей котельных.
Протяженность тепловых сетей в двухтрубном исчислении составляет 1616,8 км, в том числе находящихся в муниципальной и областной собственности 849 км. Требует замены 507,6 км тепловых сетей.
В структуре жилищно-коммунального хозяйства имеется 26 коммунальных электросети, в том числе 17 - самостоятельных (ГЭС) и 9 в составе многоотраслевых производственных объединений. Коммунальные электросети области включают в себя 1607 трансформаторных подстанций, 96 - распределительных подстанций, 1547 км кабельных и воздушных линий напряжения 6 - 10 кВ, 4905 км линий - напряжением 0,4 кВ. Требует замены 2470 км электросетей и 523 тыс. кВА трансформаторных подстанций.
Для ликвидации аварийных ситуаций на инженерных коммуникациях, обслуживания жилищного фонда, организации вывозки нечистот, механизированной уборки улиц в предприятиях жилищно-коммунального хозяйства имеется свыше 1030 единиц спецтехники с износом более 60%. Требуется ее ежегодное обновление и приобретение для вновь организующихся предприятий в количестве 130 - 150 единиц.
В условиях недостаточного финансирования в жилищной сфере не удалось в полной мере использовать преимущества развития конкурентных рынков управления и эксплуатации жилья из-за невозможности выполнения полноценных договорных обязательств. Поэтому возникла реальная необходимость корректировки ранее принятых и осуществляемых мер по реформированию ЖКХ и разработка в рамках принимаемых Правительством РФ решений данной Подпрограммы на уровне области, где основной упор сделан на финансовую стабилизацию и улучшение технического состояния этой отрасли.
3. Основные цели и задачи Подпрограммы
Основная цель Подпрограммы - повышение устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг, адресная социальная защита населения в оплате жилищно-коммунальных услуг на основе перехода к новой экономической модели реформы жилищно-коммунального комплекса, а также возможное привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс.
Основными задачами Подпрограммы являются:
- финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий путем реструктуризации и ликвидации их задолженности и доведения тарифов до экономически обоснованного уровня, перехода от дотирования жилищно-коммунальных предприятий и предоставления категориальных льгот к субсидированию малообеспеченных семей, ликвидации перекрестного субсидирования тарифов;
- снижение издержек и повышение качества и доступности предоставления жилищно-коммунальных услуг, а также формирование инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса путем развития конкуренции в сфере предоставления жилищных услуг, создания устойчивых, эффективных и прозрачных процедур тарифного регулирования коммунальных предприятий - естественных локальных монополистов, экономически заинтересовывающих их в сокращении затрат и ресурсов;
- обеспечение государственной поддержки процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса как путем предоставления бюджетных средств, так и создания необходимых условий, способствующих направлению на эти цели собственных средств предприятий и формирования финансовых инструментов предоставления государственных и муниципальных гарантий по привлекаемым инвестициям.
4. Система программных мероприятий.
Сроки и этапы реализации Подпрограммы
Программные мероприятия подразделяются:
- на мероприятия по обеспечению финансовой стабильности жилищно-коммунального комплекса;
- на мероприятия по формированию рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг;
- на мероприятия по государственной поддержке модернизации жилищно-коммунального комплекса и привлечение инвестиций в эту сферу.
Подпрограмма будет выполняться поэтапно в течение 2002 - 2010 г. г.
Исходя из срока ожидаемого эффекта программные мероприятия подразделяются на:
- первоочередные, эффект от которых может быть получен уже в 2003 году;
- среднесрочные, эффект от которых может быть получен в 2004 - 2005 г. г.;
- стратегические, эффект от которых ожидается в 2006 - 2010 г. г.
На первом этапе (2002 - 2003 г. г.) реализуются первоочередные мероприятия, рассчитанные на быстрое получение эффекта, к числу которых относятся: проведение инвентаризации, реструктуризации и частичной ликвидации задолженности бюджета, бюджетных организаций и других потребителей, включая население, перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса; прекращение практики перекрестного субсидирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги; снижение дотационности жилищно-коммунального комплекса; переход на реальные договорные отношения в жилищно-коммунальном комплексе; совершенствование механизмов социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг, начаты работы по модернизации коммунальных объектов и инженерных коммуникаций и реализации наиболее эффективных (в том числе, с точки зрения социальной эффективности) инвестиционных проектов в жилищно-коммунальном хозяйстве.
На первом этапе будет продолжено формирование необходимой законодательной и иной нормативно-правовой базы, способствующей ускоренному реформированию отрасли, проведен углубленный анализ технического состояния объектов жилищно-коммунального комплекса, экспертиза издержек жилищно-коммунальных предприятий, независимый аудит коммунальных предприятий - естественных локальных монополистов.
В этот же период будет начата реализация мероприятий, эффект от которых ожидается в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
На втором этапе (2004 - 2005 г. г.) эта работа должна быть продолжена, а также реализован основной блок организационных мероприятий по реформированию жилищно-коммунального комплекса, в том числе развитие конкурентных отношений в жилищном хозяйстве, переход к профессиональному управлению жилищным фондом, создание на уровне Российской Федерации и ее субъектов системы регулирования естественных локальных монополий и развитие концессионных механизмов, начат переход к системе введения персонифицированных социальных счетов граждан.
На третьем этапе (2006 - 2010 г. г.) в полном объеме реализуются стратегические мероприятия и проекты, направленные на обеспечение устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса, осуществлен полномасштабный переход к системе персонифицированных социальных счетов граждан. На уровне федерации апробируются рыночные механизмы привлечения инвестиций в форме банковских кредитов и облигационных займов, и реализуется комплекс мер по снижению рисков кредитования путем предоставления государственных и муниципальных гарантий.
5. Обеспечение финансовой стабилизации
жилищно-коммунального хозяйства
Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса является основным условием формирования нормальных экономических взаимоотношений в этом секторе экономики и предусматривает решение следующих задач:
- инвентаризация, реструктуризация и ликвидация имеющейся задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса;
- ликвидация дотационности жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение стабильного и достаточного текущего финансирования предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Указанные мероприятия носят в основном краткосрочный характер, и эффект от их реализации должен быть получен уже в течение 2003 - 2004 годов.
5.1. Инвентаризация, реструктуризация и ликвидация
задолженности предприятий жилищно-коммунального
хозяйства
Анализ финансового положения предприятий жилищно-коммунального хозяйства показывает, что основными должниками предприятий жилищно-коммунального комплекса являются бюджеты различных уровней, бюджетные организации, другие потребители, в том числе - население.
Поэтому, обязательным условием оздоровления финансовой ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве является создание администрациями муниципальных образований условий для проведения предприятиями ЖКХ реструктуризации задолженности в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, инвентаризации размеров задолженности, признаваемой администрациями муниципальных образований и бюджетными организациями всех уровней перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса. Признанная ими задолженность должна учитываться при формировании соответствующих бюджетов до ее полного погашения.
Отдельного решения требует дебиторская задолженность населения. В ее составе отражается как текущая задолженность, возникающая вследствие разницы между датой начисления и датой платежа, так и просроченная задолженность, в том числе безнадежная. Если текущая задолженность - это актив предприятия (средства будут получены через некоторое время), то безнадежная - представляет собой не что иное, как убыток. Как показывает практика, собираемость платежей населения не может составлять 100%: даже в развитых странах около 3% населения не платят за жилищно-коммунальные услуги. Необходимо упростить процедуру списания безнадежной просроченной задолженности, приведя ее в соответствие с международной практикой.
Для обеспечения достаточности финансирования жилищно-коммунальных услуг в консолидированном бюджете области необходимо предусматривать средства на покрытие убытков от недобора платежей с населения, которое должно учитываться при формировании тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также дать право жилищно-коммунальным предприятиям списывать просроченную безнадежную дебиторскую задолженность по платежам населения. В реалиях сегодняшней ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве норматив убытков от недобора жилищно-коммунальных платежей может быть установлен в размере 5% от стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Предоставление коммунальных услуг любым потребителям, включая бюджетные организации, должно происходить только на основе договорных соглашений. В случае неоплаты предоставленных коммунальных услуг бюджетными организациями должна признаваться кредиторская задолженность бюджета перед коммунальными предприятиями, учитываемая при планировании бюджета следующего года.
На уровне Правительства РФ предусматривается:
- принятие нормативных документов по продлению сроков реструктуризации задолженности и применению особых условий банкротства предприятий жилищно-коммунального комплекса;
- ежегодное утверждение федеральных стандартов перехода на новые условия оплаты жилья и коммунальных услуг и по финансированию бюджетных расходов на оплату субсидий и льгот на оплату жилья и коммунальных услуг;
- отмена системы авансирования платежей за поставку газа, электроэнергии, тепловой энергии предприятиям жилищно-коммунального комплекса и переход к ежемесячной оплате по факту поставки, что приведет в соответствие платежи коммунальных предприятий предприятиям большой энергетики с платежами населения за жилищно-коммунальные услуги;
- упрощение процедуры списания безнадежной просроченной задолженности, приведя ее в соответствие с международной практикой;
- подготовка методических материалов по совершенствованию бухгалтерского учета на предприятиях жилищно-коммунального комплекса, что позволит сделать более прозрачной финансовую ситуацию в отрасли и упорядочить работу с задолженностью населения перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства.
5.2. Ликвидация дотационности жилищно-коммунального
хозяйства и обеспечение стабильности и достаточности
финансирования предоставляемых жилищно-коммунальных услуг
Стабильное и достаточное финансирование предоставляемых жилищно-коммунальных услуг будет достигнуто путем обеспечения в бюджетной системе, а также у самих предприятий жилищно-коммунального комплекса достаточного объема финансовых ресурсов. Основными мерами, которые приведут к обеспечению достаточного уровня финансирования, являются:
- переход к 2008 году на полную оплату населением жилищно-коммунальных услуг, включая часть отчислений на капитальный ремонт жилья, при одновременном росте потребности в средствах на предоставление жилищных субсидий гражданам и дотирование в полном объеме организаций бюджетной сферы;
- упорядочение механизма предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг;
- упорядочение механизма формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, создание эффективного механизма целевого использования составляющих тарифа (амортизационные отчисления, прибыль и т.п.) на цели модернизации и развития.
Достаточность финансового обеспечения на оплату жилищно-коммунальных услуг обеспечивается путем реализации принципа полного возмещения затрат.
После перехода к полной оплате жилья и коммунальных услуг населением бюджетные обязательства сохранятся лишь в части компенсации расходов, связанных с проведением капитального ремонта жилья, предоставлением гражданам льгот и адресных жилищных субсидий.
5.3. Обеспечение мер социальной защиты малоимущих
граждан при переходе на полную оплату
жилищно-коммунальных услуг
В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 N 935 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг" с 1993 г. в России, а в Ивановской области со II квартала 1994 года, функционирует система социальной защиты населения, связанная с переходом к полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг. Отдельным категориям граждан, имеющим незначительные доходы, предоставляются адресные субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг (далее - жилищные субсидии), являющиеся основным и обязательным элементом социальной защиты населения в период проведения реформирования ЖКХ.
В настоящее время в области основными нормативными документами, обеспечивающими защиту населения в период проведения реформирования ЖКХ, является:
- Закон Ивановской области от 30.03.1998 N 19-ОЗ "О социальной норме площади жилья";
- постановление Администрации области от 11.02.2002 N 4-па "О порядке предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Ивановской области" с изменениями и дополнениями;
- ежегодно утверждаемые социальные стандарты перехода на новые условия оплаты жилья и коммунальных услуг. На 2002 год областные стандарты утверждены указом Губернатора от 25.01.2002 N 7-УГ "Об утверждении социальных стандартов перехода на новые условия оплаты жилья и коммунальных услуг на 2002 год".
За 2002 год в области субсидии были установлены 76286 семье, что составило 18,4% от общего количества семей.
В данной Подпрограмме потребность в жилищных субсидиях до 2010 года рассчитана исходя из прогнозируемого роста среднедушевых доходов населения и прожиточного минимума, а также расчетного областного стандарта предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 м2 общей площади жилья.
На основании законодательно-нормативных документов Государственной Думы и Правительства РФ 45,5% жителей области пользуются льготами по оплате жилья и коммунальных услуг. За 2002 год на эти цели израсходовано свыше 253,2 млн. рублей.
В соответствии с Программой Правительства РФ в области социально-экономической политики на долгосрочную перспективу категориальный принцип предоставления льгот должен быть заменен на адресный и поставлен в зависимость от уровня доходов их получателей.
Расчет потребности в бюджетных средствах на предоставление льгот произведен только на граждан, имеющих право на льготы по социальному признаку, на основании данных управления социальной защиты населения и расчетных областных стандартов перехода на новые условия оплаты жилья и коммунальных услуг.
Необходимая расчетная потребность в бюджетных средствах на выплату субсидий и льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг приведена в таблице N 2.
Таблица N 2
Расчетная потребность в бюджетных средствах на выплату
субсидий и льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг
Наименование показателей |
Един. измерен. |
На весь период реализации Подпрограммы |
По этапам реализации (с разбивкой по годам) | ||||
I этап | II этап | III этап 2006 - 2010 г. г. |
|||||
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | ||||
1. Среднедушевой доход на 1 человека |
руб. в месяц |
1605 | 2003 | 2414 | 3062 | ||
2. Прожиточный минимум на 1 человека |
руб. в месяц |
1767 | 1960 | 2155 | 2320 | ||
3. Потребность средств на выплату субсидий |
млн. руб. |
8225,3 | 430,4 | 546,1 | 653,7 | 760,9 | 5834,2 |
4. Количество граждан, имеющих право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг: |
чел. | 539395 | 470769 | 470769 | 470769 | по 470769 | |
5. Областной стандарт предельной стоимости ЖКУ на 1 м2 общей площади жилья (без кап. ремонта) |
руб. | 16,3 | 19,4 | 23,1 | 26,9 | 31,3 - 57,5 | |
6. Потребность в средствах на выплату льгот |
млн. руб. |
9423,5 | 253,2 | 1730,3 | 1329,0 | 1030,1 | 5080,9 |
7. Общий объем финансирования на выплату льгот и субсидий |
млн. руб. |
17648,8 | 683,6 | 2276,4 | 1982,7 | 1791,0 | 10915,1 |
Получателями жилищных субсидий и льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на 1 и 2 этапах (2002 - 2005 годы) предусматриваются предприятия-поставщики жилищно-коммунальных услуг; в дальнейшем с созданием системы персонофицированных социальных счетов - непосредственно граждане - получатели субсидий.
Перечисление всех видов адресной социальной помощи государства, включая льготы и жилищные субсидии, на персонифицированные счета граждан дает возможность:
- обеспечить более целевой характер использования бюджетных средств;
- гражданам производить оплату выбранному представителю жилищно-коммунальных услуг или не производить ее в случае неполучения услуги.
Это будет способствовать развитию самоорганизации граждан в жилищной сфере, усилению контроля за качеством предоставления услуг со стороны населения, развитию товариществ собственников жилья и иных объединений граждан, развитию рынка профессиональных услуг по управлению жилищным фондом.
5.4. Основные мероприятия и объемы бюджетного
финансирования по разделу 5, направленные на обеспечение
финансовой стабилизации
Основные мероприятия по обеспечению финансовой
стабилизации
N п/п |
Наименование мероприятий |
Сроки выполнения | Организации, ответственные за выполнение мероприятия |
1. | Выделение средств на субсидии и льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в консолидированном бюджете области и бюджетах муниципальных образований отдельной строкой |
начиная с 2002 года |
Главное финансовое управление Ивановской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
2. | Проведение инвентаризации дебиторской задолженности местных бюджетов |
1 полугодие 2003 г. |
Администрации муниципальных образований (по согласованию), управление ЖКХ Ивановской области, Главное финансовое управление Ивановской области |
3. | Утверждение областных стандартов перехода на новые условия оплаты жилья и коммунальных услуг |
ежегодно | Управление ЖКХ Ивановской области |
4. | Ликвидация дебиторской задолженности бюджетами муниципальных образований, муниципальными и областными бюджетными организациями |
2002 - 2005 годы | Главное финансовое управление Ивановской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
5. | Переход на 100%-ную оплату населением жилищно-коммунальных услуг: |
2008 год | Органы местного самоуправления (по согласованию) |
6. | Обеспечение 95%-ной собираемости с населения начисляемой платы за жилищно-коммунальные услуги |
начиная с 2004 г. |
Предприятия и организации ЖКХ совместно с администрациями муниципальных образований (по согласованию) |
7. | Переход на адресное предоставление гражданам предусмотренных законодательством РФ льгот по оплате жилья и коммунальных услуг |
2003 - 2005 г. г. при принятии соответствующего законодательно- нормативного документа федеральными органами власти |
Органы социальной защиты населения Ивановской области и муниципальных образований (по согласованию) |
8. | Передача функций расчета и начисления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг органам социальной защиты населения |
2002 - 2003 г. г. |
Муниципальные образования (по согласованию), управление социальной защиты населения Ивановской области |
9. | Введение персонифицированных счетов граждан для перечисления средств на получение льгот и выплату субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг |
2006 - 2010 г. г. |
Управление социальной защиты населения Ивановской области |
Примечание: выполнение мероприятий органами местного самоуправления производится по согласованию с ними.
Таблица N 3
Объемы бюджетного финансирования отрасли, направленные
на обеспечение финансовой стабилизации *
Виды финансирования | Объемы финансирования, млн. руб. | |||||
на весь период реализации Подпрограммы |
по этапам (с разбивкой по годам) | |||||
I этап | II этап | III этап 2006 - 2010 г. г. |
||||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |||
1. Эксплуатационные нужды жилищного хозяйства с учетом стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади (без кап. ремонта жилищного фонда) |
3078,4 | 286,3 | 465,5 | 441,0 | 536,2 | 1349,4 |
2. Субсидии и льготы по оплате жилья и коммунальных услуг |
17648,8 | 683,6 | 2276,4 | 1982,7 | 1791,0 | 10915,1 |
3. Приемка жилья и коммунальных объектов |
355,8 | 44,3 | 91,5 | 220,0 | 150,0 | - |
4. Погашение (реструктуризация) долгов местных бюджетов |
283,6 | 41,3 | 91,0 | 94,0 | 57,3 | - |
Списание безнадежных долгов за жилищно-коммунальные услуги населению и организациям (5% доходов населения) |
1292,3 | - | 72,1 | 94,1 | 119,8 | 1006,3 |
Итого | 22808,9 | 1055,5 | 2996,5 | 2831,8 | 2654,3 | 13270,8 |
------------------------------
* Конкретные объемы средств в разрезе муниципальных образований устанавливаются в рамках утверждения консолидированного бюджета области на соответствующий год.
Примечание к таблице 3:
1. Расчет произведен на основании следующих положений:
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006-2010 г. г. |
|
1. Уровень оплаты населением ЖКУ (в % от стоимости) |
90 | 90 | 90 | 90 | до 100 |
2. Областной социальный стандарт предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м площади жилья в месяц, руб. (без кап. ремонта) |
16,3 | 19,4 | 23,1 | 26,9 | 31,3 - 57,5 |
3. Общая площадь жилищного фонда с ЖСК и ТСЖ, млн. м2 |
14,85 | 15,24 | 15,91 | 16,61 | по 16,61 |
4. Приемка жилья и коммунальных объектов |
из расчета 0,6 млн. м2 в среднем в год и утвержденного областного стандарта предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг (без кап. ремонта жилищного фонда) |
||||
5. Погашение задолженности местных бюджетов и бюджетных организаций |
14,5% | 32% | 33% | 20,5% |
6. Совершенствование экономических механизмов
в жилищно-коммунальной сфере (вопросы демонополизации,
конкуренции, управления ЖКХ)
Мероприятия, изложенные в настоящем разделе, носят среднесрочный характер. Их осуществление планируется на втором этапе реализации Подпрограммы (2004 - 2005 годы). Для их реализации на первом этапе кроме выполнения основного комплекса мер необходимо:
- обеспечить переход на реальные договорные отношения в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- провести экспертизу деятельности жилищно-коммунальных предприятий с целью выявления и ликвидации нерациональных и необоснованных затрат, включенных в тариф.
Рыночные механизмы функционирования жилищно-коммунального
хозяйства
Неразвитость или отсутствие конкуренции в большинстве секторов жилищно-коммунального хозяйства, эффективных методов регулирования деятельности естественных локальных монополий, преобладание мер административного воздействия над экономическими не стимулируют снижение стоимости жилищно-коммунальных услуг и повышение уровня качества их предоставления.
За годы перестройки значительно изменилась ситуация с собственностью на объекты жилищно-коммунального хозяйства, в том числе и в Ивановской области. Она характеризуется приватизацией жилищного фонда (на 01.01.2003 приватизировано 7209,3 тыс. кв. м или 50,3% от общей площади, подлежащей приватизации); передачей жилья и объектов коммунального назначения из государственной в муниципальную собственность; акционированием объектов электро- и теплоснабжения, входящих в единую систему энергообеспечения страны.
Этот процесс заложил предпосылки для развития конкуренции и демонополизации в отрасли, но пока не дал существенных позитивных результатов. Поэтому, одной из главных задач второго этапа реализации Подпрограммы является демонополизация обслуживания жилищного фонда и создание конкуренции на рынке услуг путем формирования управляющих компаний (служб заказчика), товариществ собственников жилья, разработка стандартов качества обслуживания населения, внедрение альтернативных технологий.
Для этого необходимо осуществить разделение функций и формирование договорных отношений между собственником жилья (или организацией, им уполномоченной), управляющими компаниями и подрядными организациями. Жилищный фонд (муниципальная и приватизированная доля общего имущества собственников жилых помещений) передается на баланс управляющих компаний.
Муниципалитет как собственник жилищного фонда (его части в виде неприватизированных квартир) должен заключать с управляющей компанией договор на управление жилищным фондом в форме договора возмездного оказания услуг. Аналогичные договоры на управление жилищным фондом заключают другие собственники жилья в данном многоквартирном доме.
Проведение управляющей компанией конкурсов на выполнение специализированных работ (обслуживание лифтового хозяйства, вывоз мусора, установка и обслуживание счетчиков тепла, воды и др.) способствует демонополизации в обслуживании жилья и удешевления стоимости его содержания.
К 2006 году должно быть организовано выполнение на конкурсной основе большинства подрядных работ по обслуживанию муниципального жилищного фонда в городах с населением более 40 тыс. человек и начато акционирование и приватизация муниципальных унитарных предприятий с завершением к 2010 году.
Развитие конкуренции в сфере управления жилищным фондом окажет существенное влияние на внедрение альтернативных новых технологий в сфере тепло- и электроснабжения, позволяющих осуществлять обслуживание относительно небольших групп потребителей. Это будет способствовать развитию конкуренции в сфере энергоснабжения.
Целесообразно в крупных муниципальных образованиях области функции по проведению расчетов по платежам населения передавать самостоятельным расчетно-кассовым центрам. В небольших муниципальных образованиях расчетно-кассовый центр может создаваться как структурное подразделение управляющей компании.
Реформа собственности в жилищном хозяйстве должна привести к развитию конкуренции в двух направлениях:
1. конкуренция в сфере управления недвижимостью за получение заказа от собственника на управление жилищным фондом;
2. конкуренция подрядных организаций за получение заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей компании.
Импульсом для развития конкуренции в этих направлениях должно служить формирование многообразия объединений собственников жилья.
Создание товариществ собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является на сегодняшний день одним из эффективных способов защиты прав собственников жилья и организации управления многоквартирным жилым домом с разными собственниками отдельных помещений.
Развитие экономических отношений в области тепло-,
электро-, водоснабжения и водоотведения
Процессы тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения населенных пунктов характеризуются следующими общими признаками:
- использование в ходе технологического процесса сложной инженерной инфраструктуры, относящейся к конкретной территории (сетей водопровода, канализации, теплосетей, устройств по передаче электроэнергии и т.д.);
- неразрывность или строгая последовательность процессов производства, передачи и потребления материальных носителей услуги;
- невозможность для потребителя услуг отказаться от получения этих видов услуг на длительный срок;
- невозможность компенсации предоставляемых не в полном объеме услуг в один период за счет более интенсивного их предоставления в другой период;
- тесная зависимость организации производственного процесса, потребности в мощностях и конкретных инженерных решений от местных условий.
Предприятия жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающие поставку указанных ресурсов по распределительным сетям, являются естественными локальными монополистами. Их деятельность подлежит регулированию.
Система тарифного регулирования должна обеспечивать выполнение производственной и инвестиционной программ предприятия, прогнозируемость и предсказуемость изменения тарифов. Установление тарифов должно производиться на определенный срок (период регулирования), который должен быть согласован с периодом регулирования тарифов, устанавливаемых на федеральном (газ) и региональном (электроэнергия) уровнях.
Как минимальное требование, тарифы на коммунальные услуги должны быть фиксированными в течение финансового года, а ожидаемый рост тарифов на газ и электроэнергию, за которым следует пересчет коммунальных тарифов, должен закладываться в параметры бюджетов всех уровней в рамках бюджетного процесса.
Процесс формирования тарифов на коммунальные услуги должен заключаться в поиске компромисса между техническими задачами и финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособным спросом потребителей.
По мере установления индивидуальных приборов учета и регулирования потребления основных коммунальных услуг будет осуществляться переход от оплаты по нормативам потребления к оплате на основе показаний приборов учета.
На территориях с малой плотностью застройки, при сложном рельефе местности, в местах, удаленных от крупных источников тепловой энергии, будет экономически и технологически целесообразно использовать локальные источники тепловой энергии небольшой мощности.
Приватизация и концессия в жилищно-коммунальном
комплексе
В целях повышения эффективности работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства, качественного улучшения деятельности по управлению жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры в муниципальных образованиях на третьем этапе реализации Подпрограммы (до 2010 года) необходимо провести преобразование муниципальных унитарных жилищно-эксплуатационных, ресурсоснабжающих, специализированных и управляющих жилищных предприятий в открытые акционерные общества. Приватизация муниципальных унитарных предприятий обеспечит равные юридические права для всех участников рынка, а также будет способствовать созданию условий для привлечения частного капитала в жилищную сферу.
В состав акционерного капитала ресурсоснабжающих организаций могут включаться производственные сооружения, системы диспетчерского управления, устройства, оборудование и приборы, складские помещения. Объекты сетевой коммунальной инфраструктуры целесообразно сохранить в муниципальной собственности.
Переход на использование новых норм хозяйственных отношений между муниципалитетами и управляющими компаниями будет способствовать снижению рисков их деятельности и создает более благоприятные условия для привлечения частных инвесторов.
Основные мероприятия по совершенствованию экономических
механизмов в жилищно-коммунальной сфере
N п/п |
Наименование мероприятий |
Сроки выполнения |
Организации, ответственные за выполнение мероприятий |
1. | Создание в муниципальных образованиях управляющих компаний по обслуживанию жилья с передачей на их баланс муниципальной и приватизированной доли общего имущества жилого фонда и переход на договорные отношения с собственником жилья |
2003 - 2008 годы |
Администрации г. г. Иванова, Вичуги, Кохмы, Тейкова, Шуи, Фурманова, Ивановского района (по согласованию), управление жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области |
2. | Создание и развитие самостоятельных и в составе управляющих компаний расчетно-кассовых центров по платежам населения в 10 муниципальных образованиях области |
2003 - 2006 годы |
Администрации г. г. Иванова, Вичуги, Кинешмы, Кохмы, Тейкова, Фурманова, Шуи, Родников, Пучежа, Юрьевца, Вичугского и Ивановского р-нов (по согласованию) |
3. | Перевод обслуживания до 50% муниципального жилищного фонда на конкурсную основу и договорные отношения с управляющими компаниями |
2008 год | Администрации муниципальных образований (по согласованию) |
4. | Завершение приема в муниципальную собственность жилого фонда и объектов коммунального назначения |
2004 год | Администрации муниципальных образований (по согласованию) |
5. | Развитие сети товариществ собственников жилья с охватом этим видом управления до 10% имеющегося в городах области обобществленного жилого фонда |
2006 год | Администрации муниципальных образований (по согласованию) |
6. | Акционирование отдельных организаций, занимающихся обслуживанием жилищного фонда, и обеспечением населения коммунальными услугами |
2006 - 2007 годы |
Администрации муниципальных образований (по согласованию) |
7. | Проведение аудита тарифов на коммунальные услуги не менее 4 организаций в год |
начиная с 2003 года |
Руководители предприятий ЖКХ области (по согласованию); независимые аудиторские организации, аккредитованные при Госстрое РФ (по согласованию) |
8. | Переход на 100%-ные договорные отношения между управляющими компаниями и предприятиями-поставщиками коммунальных услуг |
2008 год | Администрации муниципальных образований (по согласованию), предприятия и организации ЖКХ (по согласованию) |
Примечание: выполнение мероприятий администрациями муниципальных образований производится по согласованию с ними.
7. Улучшение технического состояния, энергосбережение,
модернизация и другие технические вопросы
в жилищно-коммунальном комплексе
7.1. Общие вопросы
Жилищно-коммунальное хозяйство относится к числу важнейших отраслей жизнеобеспечения. Выполнение основной задачи данной Подпрограммы - обеспечение надежности и устойчивости работы инженерно-коммунальных систем жизнеобеспечения комфортности и безопасности условий проживания граждан - невозможно без проведения мер по модернизации отрасли, направленной на приведение обобществленного жилищного фонда, коммунальных объектов и инженерных коммуникаций в требуемое техническое состояние, повышение устойчивости и надежности их работы, внедрение современных энергосберегающих технологий и учета расходуемых энергоресурсов, переоснащение котельных, систем энерго- и водоснабжения, сооружений очистки и др.
В данном разделе учтены физические объемы работ по капитальному ремонту и модернизации жилья и объектов жизнеобеспечения, обновление спецтехники, необходимость в средствах и приборах учета в целом по области и в разрезе муниципальных образований по годам и этапам Подпрограммы до 2010 г. Основанием для расчетов послужили предложения муниципальных образований, нормативы, объективная необходимость выполнения отдельных видов работ и др.
7.2. Оценка затрат на капитальный ремонт и
модернизацию жилищного фонда
Базовая стоимость затрат на капитальный ремонт и модернизацию жилья в расчете на 1 м2 общей площади принято в размере 35% от базовой стоимости его строительства (в 2001 году 4200 руб.) составила 1470 руб. на 1 м2. За период 2002 - 2010 г. г. предусмотрено капитально отремонтировать 5,572 млн. кв. м общей площади обобществленного жилья. Общие затраты составят 14133,1 млн. руб., затраты бюджетов - 10977,2 млн. руб. В 2004 году предусмотренные физические объемы ремонта жилья должны соответствовать минимально-нормативному (4% от общей площади), а в последующие годы - 5%, что частично компенсирует его недоремонты в предыдущие годы.
Объемы работ и источники финансирования в целом по области и в разрезе муниципальных образований приведены в таблице N 4.
Таблица N 4
Объемы работ и источники финансирования капитального
ремонта и модернизации жилищного фонда Ивановской
области на период реализации Подпрограммы
(2002 - 2010 годы)
Виды и объемы работ |
Физические объемы работ на 2002 - 2010 г. г. по муницип. образованиям |
Объемы финансирования, млн. руб. | |||||
на весь период |
I этап | II этап | III этап 2006 - 2010 г. г. |
||||
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | ||||
Общая площадь муниципального жилья, тыс. м2 |
13046 | 13700 | 14400 | 15100 | 15100 | ||
Объем капремонта, % от общей площади |
1,0 | 3,0 | 4,0 | 4,5 | по 5,0 | ||
Физические объемы работ, тыс. м2 |
5572 | 130 | 411 | 576 | 680 | 3775 | |
Стоимость капит. ремонта 1 м2 общей площади, руб. |
1470 | 1676 | 1860 | 2065 | 2292 - 3480 |
||
Источники финансирования - всего: |
14133,1 | 191,1 | 688,8 | 1071,4 | 1404,2 | 10777,6 | |
- бюджетные ср-ва |
10977,2 | 65,8 | 455,6 | 798,0 | 1084,8 | 8573,0 | |
- средства предприятий |
3155,9 | 125,3 | 233,2 | 273,4 | 319,4 | 2204,6 | |
Бюджетные средства в разрезе муниципальных образований (по согласованию) | |||||||
г. Вичуга | 217,5 | 427,4 | 2,6 | 18,4 | 31,6 | 42,1 | 332,7 |
г. Иваново | 2323,9 | 4552,7 | 30,4 | 202,1 | 340,8 | 446,8 | 3532,5 |
г. Кинешма | 542,6 | 1064,0 | 7,0 | 46,7 | 79,2 | 104,5 | 826,6 |
г. Кохма | 120,0 | 234,6 | 1,6 | 10,6 | 17,7 | 23,0 | 181,7 |
г. Тейково | 175,6 | 354,2 | 1,4 | 10,0 | 21,9 | 35,9 | 285,0 |
г. Фурманов | 232,3 | 455,9 | 2,9 | 19,7 | 34,2 | 44,8 | 354,3 |
г. Шуя | 284,9 | 557,9 | 3,7 | 24,9 | 42,1 | 54,6 | 432,6 |
В.-Ландеховск. р-н |
18,8 | 38,1 | 0,1 | 1,1 | 2,4 | 3,8 | 30,7 |
Вичугский р-н | 83,0 | 164,5 | 0,9 | 6,3 | 11,6 | 16,3 | 129,4 |
Г.-Посадский р-н | 73,4 | 146,3 | 0,7 | 5,2 | 10,0 | 14,7 | 115,8 |
Заволжский р-н | 120,9 | 240,4 | 1,2 | 8,9 | 16,6 | 24,1 | 189,6 |
Ивановский р-н | 163,1 | 322,0 | 1,8 | 13,1 | 23,1 | 31,9 | 252,1 |
Ильинский р-н | 35,9 | 73,0 | 0,2 | 1,9 | 4,4 | 7,5 | 59,0 |
Кинешемский р-н | 128,9 | 256,2 | 1,3 | 9,5 | 17,7 | 25,5 | 202,1 |
Комсомольск. р-н | 130,4 | 258,5 | 1,4 | 9,9 | 18,1 | 25,8 | 203,3 |
Лежневский р-н | 73,8 | 145,4 | 0,9 | 6,1 | 10,5 | 14,4 | 113,6 |
Лухский р-н | 31,7 | 64,5 | 0,2 | 1,7 | 3,9 | 6,5 | 52,2 |
Палехский р-н | 35,1 | 70,1 | 0,3 | 2,4 | 4,7 | 7,0 | 55,6 |
Пестяковский р-н | 36,0 | 72,4 | 0,3 | 2,2 | 4,7 | 7,3 | 57,9 |
Приволжский р-н | 161,3 | 318,5 | 1,9 | 13,0 | 22,7 | 31,1 | 249,8 |
Пучежский р-н | 77,4 | 154,6 | 0,7 | 5,3 | 10,4 | 15,6 | 122,6 |
Родниковский р-н | 173,0 | 342,6 | 1,8 | 13,3 | 24,2 | 34,1 | 269,1 |
Савинский р-н | 38,3 | 76,2 | 0,4 | 2,8 | 5,3 | 7,7 | 60,2 |
Тейковский р-н | 62,1 | 124,4 | 0,5 | 4,1 | 8,3 | 12,8 | 98,8 |
Шуйский р-н | 63,7 | 128,0 | 0,5 | 4,0 | 8,3 | 13,1 | 102,2 |
Южский р-н | 88,4 | 175,1 | 0,9 | 6,8 | 12,5 | 17,5 | 137,4 |
Юрьевецкий р-н | 80,0 | 159,5 | 0,7 | 5,7 | 10,8 | 16,3 | 126,0 |
7.3. Оценка в затратах на строительство, модернизацию и
реконструкцию систем жизнеобеспечения
Необходимые объемы работ и затраты на строительство, модернизацию и реконструкцию систем жизнеобеспечения приближены к нормативным (инженерные коммуникации 3 - 5% в год от общей протяженности, мощность котельных и сооружений очистки воды и стоков - до 10% в год). Стоимость работ обсчитана по ценам строительства в 1984 году, с применением коэффициентов. Общая потребность в средствах на весь период реализации Подпрограммы составляет 1378,9 млн. руб., в т.ч. инвестиции из федерального и консолидированного областного бюджета области - 639,9 млн. руб.
Потребность в объемах работ на объектах жизнеобеспечения в целом по области представлена в таблице N 5, а в разрезе отраслей и муниципальных образований - в приложениях N 1 и N 2 к данной Подпрограмме.
Таблица N 5
Сводные затраты по строительству, модернизации
и реконструкции объектов жизнеобеспечения и инженерных
коммуникаций *
млн. руб.
N п/п |
Наименование сфер жилищно-коммунального хозяйства |
Объем инвестиций на 2002 - 2010 г. г. |
в том числе по годам: | ||||
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 - 2010 г. г. |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Сети и сооружения систем теплоснабжения, всего |
1121650,750 | 93471,000 | 136400,000 | 80206,000 | 83990,000 | 727583,750 |
в том числе: | |||||||
1.1. | источники теплоснабжения |
136672,500 | 20270,000 | 15100,000 | 12615,000 | 11425,000 | 74262,500 |
1.2. | реконструкция тепловых сетей |
984978,250 | 73201,000 | 121300,000 | 67591,000 | 72565,000 | 653321,250 |
2. | Сети и сооружения систем водоснабжения и канализации |
257249,250 | 15129,000 | 14000,000 | 43694,000 | 41510,000 | 142916,250 |
Итого: | 1378900,000 | 108600,000 | 150400,000 | 123900,000 | 125500,000 | 870500,000 |
------------------------------
* Конкретные объемы средств, направления и формы финансирования из бюджетов всех уровней устанавливаются в рамках утверждения бюджетов на соответствующий год.
8. Ожидаемая эффективность реализации реформ
Успешная реализация Подпрограммы позволит:
- улучшить качество жилищно-коммунального обслуживания потребителей, обеспечить надежность работы инженерно-коммунальных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания граждан;
- повысить эффективность работы жилищно-коммунальных предприятий и снизить затраты на производство жилищно-коммунальных услуг;
- ликвидировать критический уровень износа основных фондов в жилищно-коммунальном комплексе;
- сократить нерациональное использование ресурсов на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства;
- повысить хозяйственную самостоятельность предприятий и их ответственность за качество обслуживания потребителей;
- обеспечить эффективное сочетание хозяйственной деятельности конкурирующих предприятий жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования деятельности локальных естественных монополистов, развитие предпринимательской активности и усиление защиты интересов потребителей;
- создать экономический механизм, стимулирующий экономное использование ресурсов предприятиями и сокращение избыточного потребления коммунальных услуг при гарантированной бесперебойности их предоставления, сокращение потребностей в инвестициях на развитие мощностей.
9. Организационное и информационное обеспечение
реализации Подпрограммы
Общий контроль за реализацией Подпрограммы осуществляется областной комиссией, возглавляемой заместителем Главы Администрации Ивановской области, курирующим сферу жилищно-коммунального хозяйства. Оперативный контроль за ходом ее выполнения, сбор, обобщение и подготовка информации в Правительство РФ, взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления осуществляет управление жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области.
Планирование необходимых бюджетных расходов на реализацию Подпрограммы ежегодно осуществляется Главным финансовым управлением Ивановской области во взаимодействии с управлением жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области, согласовывается с заместителем Главы Администрации Ивановской области и выносится в установленном порядке на утверждение Законодательного Собрания Ивановской области.
Информационно-разъяснительная работа с населением организуется администрациями области и муниципальных образований, областными управлениями жилищно-коммунального хозяйства и социальной защиты населения через печатные и электронные средства массовой информации, а также путем встреч с трудовыми коллективами, проведения выставок, конференций, семинаров и т.д.
Для информационного обеспечения реализации Подпрограммы из членов областной комиссии может быть создана постоянная рабочая группа по проведению информационно-разъяснительной работы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.