Решением Ивановской городской Думы от 11 октября 2005 г. N 608 в настоящее решение внесены изменения
Решение Ивановской городской Думы
от 19 марта 2002 г. N 110
"Об утверждении целевой программы
г. Иванова "Ипотечное финансирование
строительства и приобретения жилья"
11 октября 2005 г.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"; постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы"; Законом Ивановской области от 16 декабря 1999 г. N 56-ОЗ "О кредитовании жилищного строительства"; указом Губернатора Ивановской области от 3 октября 2000 г. N 52-УГ "Об утверждении Концепции развития ипотечного жилищного кредитования в Ивановской области"; постановлением Правительства Ивановской области от 4 июля 2001 г. N 62-п "О развитии ипотечного жилищного кредитования в Ивановской области"; распоряжением Администрации Ивановской области от 5 ноября 2001 г. N 6-ра "О развитии ипотечного жилищного кредитования в Ивановской области", руководствуясь пунктом 2.2 ст. 21 Устава города Иванова, постановлением Главы города Иванова от 20 января 2000 г. N 39 "Об организации ипотечного финансирования строительства и приобретения жилья в городе" и в целях улучшения решения жилищной проблемы в городе, Ивановская городская Дума решила:
1. Утвердить целевую программу города Иванова "Ипотечное финансирование строительства и приобретения жилья".
2. Предоставить Главе города право регулировать предельную сумму кредита на финансирование строительства и приобретения жилья в г. Иванове.
3. Контроль за исполнением решения возложить на комитет по социальной политике городской Думы (Альпер И.А.).
Глава администраци
г. Иванова |
А.Грошев |
Председатель Ивановской
городской Думы |
В.Куликов |
Целевая программа города Иванова
"Ипотечное финансирование строительства и приобретения жилья"
11 октября 2005 г.
стр.
Паспорт целевой программы г. Иванова "Ипотечное финансирование
строительства и приобретения жилья"..................................2
1. Содержание проблемы...............................................3
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы.......3
3. Перечень инвестиционных проектов и мероприятий, ресурсное
обеспечение программы.............................................4
4. Нормативно-правовая база программы................................7
5. Оценка эффективности социальных, экономических и
экологических последствий от реализации программы.................7
6. Организация управления программой и контроль за ходом ее
реализации........................................................8
Паспорт
целевой программы г. Иванова "Ипотечное финансирование строительства
и приобретения жилья" (корректировка программы на 2005-2010 г.г.)
Наименование Программы - Целевая программа г. Иванова "Ипотечное финансирование
строительства и приобретения жилья"
Дата принятия решения о - Постановление Главы администрации города Иванова N 39
разработке Программы от 20.01.2000 г.
Заказчик Программы - Администрация города Иванова
Разработчик Программы - Ивановская государственная архитектурно-строительная
академия, Управление жилищной политики и ипотечного
кредитования администрации города
Цели и задачи Программы - Основная цель Программы - создание организационных,
правовых и финансовых предпосылок для улучшения
жилищных условий граждан.
Основными задачами являются:
- Развитие строительной отрасли и смежных с ней
отраслей промышленности;
- Развитие конкуренции на рынке жилья и как следствие
снижение цены 1 кв.м. общей площади жилья;
- Развитие цивилизованного рынка первичного и
вторичного жилья;
- Привлечение дополнительных внебюджетных источников
финансирования
Сроки реализации Программы - 2002-2010 г.г. (корректировка Программы на 2005 - 2010
г.г.)
Объемы бюджетного - Бюджет Ивановской области - 5,4; 3,968; 7,0; 7,0;
финансирования 13,0; 15,0; 15,0; 15,0; 15,0 млн. руб.
(соответственно: 2002,2003,2004,2005, 2006, 2007,
2008, 2009, 2010 г.г.)
Бюджет города Иванова - 2,7083; 2,0; 2,0; 6,0; 3,0;
6,0; 6,0; 6,0; 6,0 млн. руб. (соответственно: 2002,
2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 г.г.)
Ожидаемые конечные результаты - Улучшение жилищных условий граждан, снижение стоимости
реализации Программы жилья, увеличение количества рабочих мест, рост
объемов производства в промышленности строительных
материалов и строительной отрасли, увеличение
налоговых поступлений в бюджет; привлечение в реальный
сектор экономики внебюджетных инвестиций, создание
условий для улучшения демографической ситуации в
городе, снижение социальной напряженности в обществе.
Исполнители Программы - Управление жилищной политики и ипотечного кредитования
Система организации контроля за - Администрация Ивановской области, администрация города
исполнением Программы Иванова
1. Содержание проблемы
По данным "Института экономики и управления" (г. Москва) рынок ипотеки в России чрезвычайно мал и составляет 0,1 % ВВП. Между тем в странах Европейского союза на ипотеку в среднем приходится 53 % ВВП, в развивающихся странах, например, Колумбии этот показатель составляет 12 %, в Корее на ипотеку приходится 14 %. Поэтому можно считать, что механизм долгосрочного финансирования и ипотечного жилищного кредитования находится на начальном этапе своего становления и имеет огромный потенциал в своем развитии как в Российской Федерации в целом, так и Ивановской области в частности.
Реализация Программы должна обеспечить доступность улучшения жилищных условий для более широких слоев населения и рациональное использование ограниченных бюджетных финансовых ресурсов. В программе намечены пути достижения наибольшего социально-экономического эффекта. Гарантии органов власти и определенный государственный контроль за организацией строительной деятельности и рынком жилья позволят активизировать инвестиционный процесс, привлечь ранее незадействованные дополнительные источники финансирования.
Практика развития жилищного строительства российских городов, включая Москву, С-Петербург, Уфу, Белгород, Ижевск, Самару, Саров, Рязань показала, что внедрение механизма ипотечного кредитования населения создает необходимые предпосылки для дальнейшего развития жилищно-строительного комплекса и ускорения решения жилищной проблемы.
В основу настоящей программы положен накопленный положительный зарубежный и отечественный опыт реализации аналогичных программ, результаты научно-исследовательских разработок Ивановской государственной архитектурно-строительной академии, а также разработки Управления жилищной политики и ипотечного кредитования администрации города.
Программа имеет долговременный характер и направлена на удовлетворение потребностей широких слоев населения города в улучшении жилищных условий.
Внедрение опыта ипотечного кредитования в г. Иваново проводится с учетом особенностей Ивановской области и г. Иванова, наличия достаточно развитой риэлтерской сети, состояния отрасли капитального строительства и вторичного рынка жилья в городе.
Программа предусматривает вовлечение в жилищное строительство широкого круга лиц, как нуждающихся в жилье, так и имеющих свои сбережения, создание условий для выгодного вложения капиталов банков, предприятий, страховых компаний и населения в строительство, обеспечения тесного взаимодействия администраций разного уровня с рыночными институтами, использование местных финансовых и материальных ресурсов, использование городского потенциала.
Приведенный в Программе материал может редакционно изменяться в процессе развития и реализации настоящей Программы. Корректировку Программы, в соответствии с изменившимися условиями утверждают представительные или исполнительные органы власти города.
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы
Главной целью Программы ипотечного финансирования строительства и приобретения жилья является предоставление гражданам дополнительных возможностей улучшить свои жилищные условия.
По результатам исследования, проведенного администрацией города, установлено, что в настоящее время ипотека является реальным вариантом решения острейшей жилищной проблемы Ивановской области и г. Иванова. При этом одновременно решаются такие не менее важные проблемы, как:
- развитие строительной отрасли и смежных с ней отраслей промышленности;
- развитие конкуренции на рынке жилья и как следствие снижение цены 1 кв.м. общей площади жилья;
- развитие цивилизованного рынка первичного и вторичного жилья, вывод последнего из сферы теневого бизнеса;
- привлечение дополнительных ранее не задействованных внебюджетных источников финансирования (на 1 рубль бюджетных средств 6-12 рублей внебюджетных).
Настоящая Программа позволит снять остроту жилищной проблемы в г. Иваново путем последовательного воплощения в жизнь жилищной политики, основными принципами которой являются:
- постепенное создание новой жилищной системы, при которой большинство горожан будут способны оплачивать полностью стоимость своего жилья по рыночным ценам, в то время как помощь администрации города должна направляться только социально-незащищенным группам населения;
- строительство жилья за счет бюджетных средств на возвратной основе, высвобождающихся при создании новой жилищной системы;
- обеспечение приемлемого соотношения стоимости жилья и доходов населения. Ориентиром в средней стоимости строительства или приобретения жилья может служить 30% доля от 10-15 летнего среднегодового дохода семей, что позволит оплачивать собственное жилье в рассрочку;
- формирование основ механизма ипотечного (залогового) кредитования, внедрение финансово-кредитных механизмов, нацеленных на стимулирование развития всех видов экономически эффективного жилищного строительства, создание условий по привлечению ранее не задействованных внебюджетных источников финансирования в жилищную сферу, совершенствование системы финансирования строительства;
- развитие конкуренции в сфере жилищного строительства.
Поставленная цель определяет необходимость решения следующих задач:
- провести анализ отечественного и зарубежного опыта развития системы ипотечного жилищного кредитования;
- оценить роль механизма ипотечного жилищного кредитования в формировании инвестиционного климата Ивановского региона;
- оценить платежеспособность населения и рынка спроса на жилье в Ивановской области и г. Иваново;
- определить источники и объемы финансирования программы;
Мероприятия Программы будут выполняться поэтапно в 2002-2010 годах.
На первом этапе (2002-2004 годы) будет осуществляться:
- нормативно-правовое обеспечение Программы по всем направлениям ее реализации;
- проведение организационных мероприятий по повышению эффективности механизмов ипотечного финансирования строительства и приобретения жилья;
На втором этапе (2005-2010 годы) намечается:
- совершенствование и развитие разработанной на первом этапе нормативно-правовой базы с учетом итогов реализации Программы;
- проведение организационных мероприятий по внедрению банковской и накопительной схем жилищного кредитования населения;
- привлечение внебюджетных источников финансирования Программы (средств банков, строительных компаний, страховых организаций, риэлтерских фирм и т.п.).
3. Перечень инвестиционных проектов и мероприятий,
ресурсное обеспечение программы
Изменения, происходящие в настоящее время в развитии жилищной сферы требуют внести соответствующие уточнения в состав, структуру и потенциал новых, нетрадиционных для российской и региональной экономики источников жилищного финансирования и кредитования.
Анализ фактического состояния финансирования механизма ипотечного жилищного кредитования на первом этапе реализации программы, позволил установить следующие источники бюджетного и внебюджетного финансирования.
К бюджетным источникам отнесены:
Федеральный бюджет
- Участие в реализации
-- федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты";
-- программы "Жилище" (подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей").
Областной и местный бюджеты
- Участие в реализации программ
-- жилищные субсидии гражданам, занятым в бюджетной сфере, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
-- программа "Жилище" (подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей").
-- ипотечное жилищное кредитование.
К внебюджетным источникам отнесены:
1. Рефинансирование ипотечных кредитов через систему коммерческих банков, работающих на территории Ивановской области;
2. Рефинансирование ипотечных кредитов через федеральное Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, обязательства которых обеспечены федеральным бюджетом;
3. Привлечение средств населения по накопительным схемам финансирования и кредитования жилищного строительства;
4. Первоначальные взносы населения по программе ипотечного жилищного кредитования;
5. Денежные средства предприятий, оказывающих помощь своим работникам в улучшении жилищных условий.
6. Средства домашних хозяйств, сосредоточенные в стоимости имущества, находящегося в собственности заемщика.
Нетрадиционным и новым является появление на кредитном рынке Ивановской области двух накопительных систем жилищного кредитования в форме жилищно-строительных кооперативов. Их вклад в финансирование жилищного строительства пока несущественный, поскольку они находятся на стадии своего формирования, но есть основания предполагать, что этот источник финансирования является исключительно перспективным и обладает существенным потенциалом.
Расчет потребности в инвестициях для реализации программы ипотечного финансирования строительства и приобретения жилья
Расчет выполнен на основе исходных данных, полученных в областном статистическом управлении и, исходя из результатов социологического опроса и анкетирования жителей Ивановской области и г. Иванова. Основными исходными данными настоящего расчета являются:
средний размер квартир, строящихся жилищно-строительными кооперативами составляет 54,7 кв. м. общей площади;
средняя цена 1 кв. м. общей площади квартир, сложившаяся на рынке недвижимости в Ивановской области на 1 июня 2005 г. составляет: на первичном рынке 12419,1 руб., на вторичном рынке 10731,8 руб. (т.е.86,4 % от стоимости нового строительства);
средний размер семьи в Ивановской обл. состоит из 3 чел.;
в настоящее время в Ивановской области в очереди на улучшение жилищных условий состоят 40590 семей, в т.ч.:
в г. Иванове 13250 семья;
77% семей не удовлетворены своими жилищными условиями;
48,08% семей планируют изменить свои жилищные условия, из них: 75,27% населения готова оплатить жилье в рассрочку, 9,62% могут позволить себе стопроцентную оплату жилья, 15,11% выбирают иную форму оплаты;
численность населения Ивановской обл. составляет 1108016 чел., в том числе г. Иванова 460 тыс. чел.
Последовательность расчета.
Для решения проблемы улучшения жилищных условий всех очередников в Ивановской области потребуется инвестиций в размере:
40590 * 54,7 * 12419,1 = 27,57 млрд. руб.
в том числе в г. Иванове
13250 * 54,7 * 12419,1 = 9,0 млрд. руб.
Для решения проблемы жилищных условий всех желающих (77%) в Ивановской обл. потребуется инвестиций в размере:
1108016 * 0,77 : 3 * 54,7 * 12419,1 = 193,19 млрд. руб.
в том числе в г. Иванове
460 000* 0,77 : 3 * 54,7 * 12419,1 = 80,21 млрд. руб.
Для решения проблемы улучшения жилищных условий граждан, планирующих это мероприятие выполнить в рассрочку в Ивановской обл. потребуется:
193,19 * 0,4808 * 0,7527 = 69,92 млрд. руб.
в том числе в г. Иванове
80,21 * 0,4808 * 0,7527 = 29,03 млрд. руб.
Таким образом, для реализации Программы ипотечного финансирования строительства и приобретения жилья в рамках Ивановской области потребуется инвестиций в размере 69,92 млрд. руб., в рамках города Иванова 29,03 млрд. руб.
Применительно к условиям реализации программы ипотечного финансирования строительства и приобретения жилья в г. Иваново в настоящее время оптимальным значением годовой процентной ставки можно считать 15%, а размер годового бюджетного финансирования Программы составляет:
для заемщиков, приобретающим жилье на вторичном рынке - 13 млн. руб.;
для заемщиков, участвующим в долевом строительстве жилья - 34 млн. руб.
Учитывая фактические возможности регионального и муниципального бюджетов предусматриваются следующие объемы финансирования Программы:
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
Бюджет Иванов- ской области, млн. руб. |
5,4 | 3,968 | 7,0 | 7,0 | 13,0 | 15,0 | 15 | 15 | 15 |
Бюджет г. Иванова, млн. руб. |
2,7083 | 2,0 | 2,0 | 6,0 | 3,0 | 6,0 | 6 | 6 | 6 |
Внебюд- жетные средст- ва, млн. руб. |
- | - | - | 15,0 | 18,0 | 20,0 | 22 | 24 | 26 |
Объемы финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению, исходя из возможностей областного и муниципального бюджетов на соответствующий год.
Указанная динамика бюджетного финансирования Программы с учетом возвратных средств позволит улучшить жилищные условия в 2005 г. - 150-ти семьям, 2006 г. - 280-ти, 2007 - 470-ти, в 2008 - 600, в 2010 - 800 семьям.
Покрытие недостатка в финансировании Программы в отдельные периоды ее реализации предполагается за счет средств федерального бюджета, предусмотренной федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г N 675.
4. Нормативно-правовая база программы
Долгосрочная программа ипотечного финансирования строительства и приобретения жилья в г. Иваново (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом РФ от 16.07.1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"; Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 г."; Законом Ивановской области от 16.12.1999 г. N 56-ОЗ "О кредитовании жилищного строительства"; Указом губернатора Ивановской области от 3.10.2000 г. N 52-УГ "Об утверждении Концепции развития ипотечного жилищного кредитования в Ивановской области"; Постановлением Правительства Ивановской области от 4.07.2001 г. N 62-П "О развитии ипотечного жилищного кредитования в Ивановской области"; распоряжением администрации Ивановской области от 5.11.2001 г. N 6-РА "О развитии ипотечного жилищного кредитования в Ивановской области; постановлением Главы города Иванова от 20.01.2000 г. N 39 "Об организации ипотечного финансирования строительства и приобретения жилья в городе".
5. Оценка эффективности социальных и экономических последствий
от реализации программы
Ожидаемые результаты от осуществления Программы целесообразно разделить на экономические и социальные.
К экономическим можно отнести следующие:
1. Повышение инвестиционной привлекательности жилищной сферы Ивановской области и г. Иванова создает необходимые предпосылки для вовлечения в реальный сектор экономики дополнительные источники инвестиций, которые не задействованы в Ивановском регионе.
2. Дополнительные финансовые потоки, направленные в реальный сектор экономики, путем реализации ипотечной программы, на каждом витке своего оборота порождают налогооблагаемую базу и мультиплицируют налоги в бюджеты всех уровней и платежи во внебюджетные фонды применительно к условиям г. Иванова в размере 76% с одного оборота.
3. Создаются предпосылки для осуществления нового направления жилищной политики, направленной на стимулирование населения к накоплению денежных средств для приобретения жилья.
4. Создаются предпосылки для налоговой прозрачности граждан и организаций за счет отсутствия стимулов к сокрытию доходов и расходов.
5. Увеличивается платежеспособный спрос граждан, что делает приобретение жилья доступным для основной части населения города;
К социальным следует отнести следующие:
1. Гражданам города предоставляется дополнительная возможность улучшить свои жилищные условия и, решая социальную жилищную проблему, снижается социальная напряженность в городе.
2. Участие администрации города на рынке недвижимости повышает защищенность горожан в сфере осуществления риэлтерских услуг.
3. Вследствие дополнительного инвестирования отраслей, участвующих в реализации Программы увеличивается предложение на рынке труда, путем организации дополнительных рабочих мест.
4. Образованная с помощью ипотеки жилищная собственность является одним из основных факторов личного обеспечения старости и снижения нагрузки с государства при выполнении им социальных обязательств.
Вследствие небольшого опыта осуществления аналогичных программ в России приведенный перечень ожидаемых последствий от реализации Программы не является исчерпывающим, практика постепенно будет открывать более новые возможности, которые предоставляет ипотека гражданам, юридическим лицам, обществу и государству.
6. Организация управления программой и контроль
за ходом ее реализации
Организация управления Программой включает в себя поэтапное выполнение намеченных мероприятий. На муниципальном уровне ежегодно Управление жилищной политики и ипотечного кредитования проводит анализ выполнения Программы и представляет информацию в Администрацию Ивановской области.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется Администрацией города в порядке, установленном законодательством РФ и нормативно-правовыми документами Ивановской области и г. Иваново.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ивановской городской Думы от 19 марта 2002 г. N 110 "Об утверждении целевой программы г. Иванова "Ипотечное финансирование строительства и приобретения жилья"
Текст решения опубликован в газете "Рабочий Край" от 14 августа 2002 г., N 152
Решением Ивановской городской Думы от 23 декабря 2009 г. N 1215 настоящее решение признано утратившим силу с 1 января 2010 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Ивановской городской Думы от 25 марта 2009 г. N 1022
Решение Ивановской городской Думы от 27 декабря 2005 г. N 20
Решение Ивановской городской Думы от 11 октября 2005 г. N 608