Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ивановской области от 16 июня 2010 г. N 204-п в приложение к настоящему постановлению внесены изменения
Приложение
Правительства Ивановской области
от 11 сентября 2006 г. N 153-п
Подпрограмма
"Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в Ивановской области"
областной целевой программы "Жилище"
на 2002 - 2010 годы
21 мая 2007 г., 29 апреля, 24 августа 2009 г., 16 июня 2010 г.
Паспорт
подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры
в Ивановской области" областной целевой программы "Жилище"
на 2002 - 2010 годы
Введение
Подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в Ивановской области" областной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" предусматривает повышение качества предоставления коммунальных услуг для населения и создание условий, необходимых для привлечения организаций различных организационно-правовых форм к управлению объектами коммунальной инфраструктуры, а также средств внебюджетных источников для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Подпрограмма направлена на обеспечение надежного и устойчивого обслуживания потребителей коммунальных услуг, снижение износа объектов коммунальной инфраструктуры, модернизацию этих объектов путем внедрения ресурсосберегающих технологий, разработку и внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования организаций коммунального комплекса, привлечение средств внебюджетных источников.
Подпрограмма предполагает развитие и модификацию утвержденной постановлением Администрации Ивановской области от 03.06.2003 N 45-па подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области" областной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
Итоги выполнения подпрограмм "Реформирование и модернизация
жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области" и "Переселение
граждан из ветхого жилищного фонда в Ивановской области", а также
обоснование необходимости их модификации
Основными целями подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области" являлись:
повышение устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения,
привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг,
адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Для достижения этих целей необходимо было решить следующие задачи:
обеспечить финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий;
обеспечить условия для повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг;
обеспечить инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального комплекса;
поднять технический уровень объектов жизнеобеспечения,
повысить надежность и устойчивость работы путем проведения модернизации систем жизнеобеспечения,
повысить эффективность, устойчивость и надежность функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения,
привлечь инвестиции в жилищно-коммунальный комплекс,
повысить качество предоставления жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат,
обеспечить адресную социальную защиту населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Несмотря на отсутствие в 2003-2004 годах целевого бюджетного финансирования мероприятий подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области", были достигнуты позитивные результаты по решению основной проблемы - преодолению снижения надежности работы жилищно-коммунального комплекса после финансового кризиса 1998 года, осуществлен переход к системе персонифицированных социальных счетов граждан по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на рынке коммунальных услуг начали принимать участие организации частных форм собственности.
Для реализации программных мероприятий оказана государственная поддержка в финансировании строительства и реконструкции 44-х объектов теплоэнергетического и водопроводно-канализационного хозяйства в 22-х муниципальных образованиях Ивановской области.
Отдельные мероприятия подпрограммы в период 2003-2005 годов финансировались в виде субсидий на капитальные вложения.
Общий объем финансирования из областного бюджета составил 93,59 млн. рублей.
Наиболее крупными инвестиционными проектами были:
строительство газовых блочных котельных в поселке Старая Вичуга Вичугского муниципального района, поселке Светлое Тейковского муниципального района,
реконструкция котельных в городе Кинешме, Комсомольском, Тейковском, Южском и Юрьевецком муниципальных районах,
ежегодная реконструкция и замена ветхих электрических, тепловых, водопроводных и канализационных сетей в муниципальных образованиях Ивановской области,
реконструкция очистных сооружений канализации в Лухском муниципальном районе, городе Фурманове и деревне Иванково Фурмановского района,
строительство водоводов в городах Заволжске, Иванове, Наволоках, Шуе и водовода "Иваново-Кохма",
строительство насосной станции и других сооружений на улице Набережной в городе Тейкове;
строительство станции обезжелезивания водопровода в городском округе Вичуга;
строительство резервуаров - накопителей питьевой воды на очистных водозаборных сооружениях городского округа Иваново и др.
В 2005 году два объекта подпрограммы были профинансированы из средств федерального бюджета в сумме 11,00 млн. рублей, в том числе:
реконструкция канализационных очистных сооружений в городе Фурманове (1-я очередь) в сумме 3,40 млн. рублей,
реконструкция котельной N 8 в городе Кинешме в сумме 7,60 млн. рублей.
Целевое финансирование подпрограммы "Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в Ивановской области", утвержденной постановлением Администрации Ивановской области от 25.07.2002 N 84 - па, из бюджета Ивановской области производилось с 2003 года.
За 2003-2005 годы подпрограмма профинансирована в сумме 94,97 млн. рублей. Было ликвидировано 6474,7 кв. м ветхого жилищного фонда, из которого переселили 404 человека.
Средства федерального бюджета на реализацию подпрограммы были получены лишь в 2004 году на общую сумму 10,00 млн. руб. в том числе:
на строительство жилого дома литер N 12 в Сухово - Дерябихском микрорайоне г. Иванова в сумме 5,00 млн. рублей (строительство завершено),
на строительство 254 - квартирного дома по улице Фурманова (34 кв.) в городе Приволжске в сумме 5,00 млн. рублей (строительство не завершено).
Законом от 30.12.2005 N 185-ОЗ "Об областном бюджете на 2006 год" предусмотрено выделение средств из областного бюджета на реализацию подпрограммы "Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в Ивановской области на 2002-2010 гг." областной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы в сумме 95,186 млн. рублей и "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области" областной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы в сумме 45,445 млн. рублей.
Вместе с тем позитивного изменения ситуации при реализации подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области" достигнуть не удалось.
Несмотря на большой объем проделанной работы, в настоящее время деятельность коммунального комплекса характеризуется недостаточным качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды.
Основной целью подпрограммы "Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в Ивановской области" являлось обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания, а основными задачами былы подготовка условий и определение направлений решения проблемы переселения граждан из жилищного фонда, непригодного для проживания.
В подпрограмме "Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в Ивановской области" принимали участие 27 муниципальных районов и городских округов.
Вместе с тем реализация подпрограммы "Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в Ивановской области на 2002-2010 гг." областной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы не достигла главной цели - крупномасштабного переселения граждан из ветхих жилых домов. Главная причина этого состоит в том, что не были в полной мере использованы рыночные инструменты решения задачи.
Необходимость обеспечения комплексного подхода при ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда, а также системной застройки городских территорий, является основанием начала реализации новой подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства в Ивановской области" областной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы". При этом в рамках подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в Ивановской области" областной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы продолжена реализация мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов).
Подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в Ивановской области" областной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы отражает произошедшие за последнее время изменения в законодательной базе, касающиеся реформирования жилищно-коммунального комплекса, и направлена на повышение эффективности использования бюджетных средств и привлечение средств внебюджетных источников в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры. Подпрограмма соответствует целям приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и призвана служить инструментом его реализации.
Характеристика проблемы
Одним из приоритетов национальной жилищной политики Российской Федерации и, соответственно, Ивановской области является обеспечение комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для населения.
Жилищно-коммунальное хозяйство Ивановской области - это целый круг проблем, обусловленный спецификой региона. В советские времена регион был главным текстильным цехом страны, более сорока предприятий долгие годы являлись гордостью области, главным налогоплательщиком. И почти каждое из них выполняло градообразующие функции. В начале девяностых они оказались не просто в трудном, а в отчаянном положении: не было сырья - с распадом СССР эта база оказалась за границей, в Узбекистане, остро недоставало оборотных средств. Естественно, что при проведении экономических реформ в жилищно-коммунальной отрасли большая часть объектов была передана в муниципальную собственность в крайне неудовлетворительном состоянии, ведь сфера ЖКХ становилась все более дотационной, а бюджетное финансирование сильно отставало от потребности. Либерализация цен на жилищно-коммунальные услуги не в полной мере соответствовала необходимому уровню, резкое же повышение тарифов в нашей области было просто невозможно.
Следствием всего этого стало сложное экономическое состояние большинства предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
По состоянию на 01.07.2006 114 предприятий осуществляют экономическую деятельность по предоставлению коммунальных услуг. Из них 95 имеют муниципальную форму собственности или 83,3% от общего количества, 4 - государственную или соответственно 3,5% от общего количества и 15 предприятий являются частной собственностью или 13,2 % от общего количества предприятий.
В 2005 году общий объем услуг составил 7,4 млрд. рублей, что превысило уровень 2004 года на 12,8%, получено прибыли 241,9 млн. рублей. Однако 53 предприятия сработали с убытками, сумма которых составила 170,1 млн. рублей. Убыточными, в основном, остаются многоотраслевые производственные объединения. Основная причина - установление тарифов на услуги ниже их себестоимости.
Дебиторская задолженность за 2005 год возросла на 191,7 млн. рублей и составила 1871,2 млн. рублей, в том числе просроченная задолженность населения - 356,8 млн. рублей.
Кредиторская задолженность увеличилась на 200,8 млн. рублей и составляет 2090,3 млн. рублей.
Уровень износа основных фондов объектов коммунальной инфраструктуры Ивановской области на 01.01.2006 составил в среднем 58 процентов (в целом по России - 60 процентов); износ котельных - 51 процент (в целом по России - 55 процентов), сетей водопровода - 68 процентов (в целом по России 65 процентов), сетей канализации - 65 процентов (в целом по России - 63 процента), тепловых сетей - 64 процента (в целом по России - 63 процента), электрических сетей - 66 процентов (в целом по России - 58 процентов).
Отмечается повсеместное несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры их минимальным потребностям.
Причинами наличия нерешенных проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве Ивановской области являются:
высокий уровень износа объектов и систем коммунальной инфраструктуры, их технологическая отсталость;
низкая эффективность системы управления в этом секторе экономики;
преобладание административных методов хозяйствования;
низкая эффективность использования бюджетных средств;
недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса;
отсутствие привлечения средств внебюджетных источников для финансирования строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;
непрозрачные методы ценообразования на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Износ и технологическая отсталость объектов коммунальной инфраструктуры связаны с недостатками проводимой в предыдущие годы тарифной политики, которая не обеспечивала реальных финансовых потребностей организаций коммунального комплекса в модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, не формировала стимулы к сокращению затрат. Административные принципы управления коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у организаций коммунального комплекса отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек. Несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в коммунальном комплексе формирует высокие инвестиционные риски и препятствует привлечению средств внебюджетных источников в этот сектор экономики.
Отмечается повсеместное несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры минимальным их потребностям. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам. Это ведет к снижению надежности работы объектов коммунальной инфраструктуры.
Неэффективное использование природных ресурсов выражается в высоких потерях воды, тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки ресурсов до потребителей.
По данным государственного статистического наблюдения, в 2005 году удельный вес потерь тепловой энергии в общем количестве поданного в сеть тепла в среднем по области составил 8,2 процента. В то же время в 16-ти муниципальных районах и городских округах данный показатель значительно превысил средний по области. В Тейковском муниципальном районе потери тепловой энергии составили 34,4 процента, что эквивалентно сжиганию 3431,4 тонны условного топлива в год, в Комсомольском муниципальном районе - 21,9 процента или 1906,7 тонны условного топлива, в Родниковском муниципальном районе - 18,6 процента или 1455,3 тонны условного топлива, в Гаврилово-Посадском муниципальной районе# - 18,0 процентов или 10718,6 тонны условного топлива и т. д.
Ветхое состояние тепловых сетей чаще всего становится причиной отключения энергоснабжения домов в зимний период.
Утечки и неучтенный расход воды при транспортировке в системах водоснабжения в ряде муниципальных образований достигают в среднем 20 процентов поданной в сеть воды.
Существует дефицит в обеспечении населения Ивановской области питьевой водой нормативного качества.
Водопроводы с забором воды из поверхностных источников не имеют необходимого комплекса очистных сооружений и не обеспечивают полное обеззараживание и очистку воды в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству питьевой воды.
Большая часть водопроводов с забором воды из подземных источников также не имеет необходимого комплекса очистных сооружений для обезжелезивания воды в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству питьевой воды.
Загрязнение окружающей среды связано и с дефицитом мощностей по очистке канализационных стоков. Все канализационные очистные сооружения, находящиеся в эксплуатации, нуждаются в реконструкции.
При этом стоимость коммунальных услуг для населения в последние годы значительно возросла. Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов на услуги теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения с использованием нормативной рентабельности стимулирует организации коммунального комплекса к завышению собственных издержек, приводит к повышению уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры.
Одной из основных причин износа объектов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществить проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов. Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг за счет модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.
Для повышения качества предоставления коммунальных услуг и эффективности использования природных ресурсов необходимо обеспечить масштабную реализацию проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с одновременным реформированием управления жилищно-коммунальным комплексом.
Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры отвечает стратегическим интересам и позволит:
обеспечить более комфортные условия проживания населения Ивановской области путем повышения качества предоставления коммунальных услуг;
уменьшить объемы ветхого жилищного фонда;
снизить потребление энергетических ресурсов в результате снижения потерь в процессе производства и доставки энергоресурсов потребителям;
обеспечить более рациональное использование водных ресурсов;
улучшить экологическое состояние территории Ивановской области.
Общая потребность в средствах на полное восстановление и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры составляет 31909 млн. рублей. Такой объем средств не может быть обеспечен только за счет бюджетных инвестиций. Требуется создание условий для привлечения средств внебюджетных источников. Поэтому подпрограмма направлена на формирование инвестиционной привлекательности коммунального комплекса.
Решить проблему повышения качества предоставления коммунальных услуг, улучшения экологической ситуации на территориях муниципальных образований Ивановской области возможно только путем объединения усилий органов государственной власти Российской Федерации, Ивановской области и органов местного самоуправления.
Поэтому одной из основных задач подпрограммы является формирование условий реализации инвестиционных проектов и привлечения средств как бюджетных, так и внебюджетных источников для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
В этом направлении реализация подпрограммы позволит:
привлечь средства федерального бюджета, бюджетов Ивановской области и муниципальных образований для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;
обеспечить использование бюджетных средств для реализации проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;
использовать доступные средства внебюджетных источников для капитальных вложений в объекты коммунальной инфраструктуры;
стимулировать проведение институциональных преобразований, направленных на снижение рисков инвестирования средств внебюджетных источников в проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, которые позволят повысить доступность привлечения органами местного самоуправления и организациями коммунального комплекса средств внебюджетных источников для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;
разрабатывать и развивать механизмы привлечения средств внебюджетных источников в коммунальный комплекс.
Цель и задачи подпрограммы
Целью подпрограммы является создание условий для приведения коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания.
В рамках выполнения областной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и подпрограммы (наряду с бюджетным финансированием предусмотренных мероприятий) будут созданы условия, обеспечивающие привлечение средств внебюджетных источников для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. На этих условиях будут реализованы проекты в различных муниципальных образованиях. Осуществление мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в муниципальных районах и городских округах - участниках подпрограммы - приведет к улучшению состояния коммунальной инфраструктуры и, как следствие, к повышению качества предоставления коммунальных услуг. Институциональные преобразования, проводимые в рамках подпрограммы, обеспечат привлечение средств внебюджетных источников в проекты модернизации коммунальной инфраструктуры, а также сдерживание темпов роста тарифов на коммунальные услуги.
Подпрограмма основана на следующих базовых принципах:
софинансировании проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с привлечением бюджетных средств и средств внебюджетных источников;
развитии различных форм государственно-частного партнерства с целью привлечения средств внебюджетных источников для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с использованием бюджетных средств в целях снижения рисков инвестирования;
открытом (не дискриминационном) отборе проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Для достижения поставленных целей предполагается решить следующие задачи:
1. Модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры. Бюджетные средства, направляемые на реализацию подпрограммы, должны быть предназначены для выполнения проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, связанных с реконструкцией существующих объектов (с высоким уровнем износа), а также со строительством новых объектов, направленных на замену объектов с высоким уровнем износа.
2. Повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры. Эта задача не предполагает непосредственного целевого бюджетного финансирования, но ее выполнение будет обеспечено путем определения условий отбора инвестиционных проектов, выполнение которых позволит муниципальным образованиям Ивановской области участвовать в отборах на получение средств федерального и областного бюджетов. Одним из наиболее важных направлений решения данной задачи является совершенствование системы тарифного регулирования в коммунальном комплексе. Другими важными направлениями являются:
привлечение к управлению объектами коммунальной инфраструктуры на конкурсной основе организаций различных форм собственности и формирование договорных отношений концессионного типа между органом местного самоуправления и организацией коммунального комплекса;
привлечение средств внебюджетных источников для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе для развития механизмов кредитования указанных проектов.
Мероприятия подпрограммы будут реализованы в 2006 - 2010 годах в 2 этапа:
первый этап - 2006 - 2007 годы;
второй этап - 2008 - 2010 годы.
В рамках первого этапа реализации подпрограммы предполагается осуществить финансирование за счет средств федерального, областного и местных бюджетов проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры на условиях их софинансирования, а также с привлечением средств внебюджетных источников. При этом большая часть средств, направляемых на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры в рамках подпрограммы, финансируется за счет бюджетных средств. В результате осуществления указанных мероприятий должны быть достигнуты снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры до 55 процентов, увеличение доли средств внебюджетных источников до 20 процентов общего объема инвестиций на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, увеличение доли частных компаний, осуществляющих управление объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, до 15 процентов общего количества организаций коммунального комплекса.
В рамках второго этапа реализации подпрограммы финансирование за счет средств федерального и областного бюджетов будет предоставляться только при условии реализации на территории муниципального образования в рамках подпрограммы проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в которых 45 и более процентов инвестиционных потребностей финансируются за счет средств внебюджетных источников. В результате осуществления указанных мероприятий должны быть достигнуты:
снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры до 50 процентов;
увеличение доли средств внебюджетных источников до 50 процентов общего объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры;
увеличение доли частных компаний, осуществляющих управление объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, до 30 процентов общего количества организаций коммунального комплекса.
Перечень мероприятий подпрограммы
Мероприятия подпрограммы предусматривают осуществление мер по оказанию государственной поддержки проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе на принципах государственно-частного партнерства.
Государственные капитальные вложения за счет средств федерального и областного бюджетов будут предусматриваться для реализации проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры на условиях их софинансирования за счет средств местных бюджетов и средств внебюджетных источников.
В рамках подпрограммы будет осуществляться финансирование мероприятий по завершению строительства, реконструкции или модернизации объектов, которые были начаты ранее при реализации подпрограмм "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области" и "Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в Ивановской области".
В рамках подпрограммы будут также реализовываться мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов).
Ежегодно государственный заказчик подпрограммы будет проводить отбор муниципальных образований для участия в реализации мероприятий подпрограммы. Чтобы участвовать в отборе, муниципальные образования должны удовлетворять установленным требованиям в части развития рыночных отношений в коммунальном комплексе Ивановской области, а также требованиям, предъявляемым к проектам модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Средства федерального и областного бюджетов для реализации всех проектов на территории Ивановской области будут предоставляться на условиях софинансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры за счет средств местных бюджетов и средств внебюджетных источников (по годам реализации подпрограммы):
в 2006 году доля средств федерального бюджета будет составлять до 42%, бюджета Ивановской области и местных бюджетов - не менее 33%, внебюджетных источников - не менее 25%;
в 2007 году доля средств федерального бюджета будет составлять до 37%, бюджета Ивановской области и местных бюджетов - не менее 28%, внебюджетных источников - не менее 35%;
в 2008 году доля средств федерального бюджета будет составлять до 37%, бюджета Ивановской области и местных бюджетов - не менее 22%, внебюджетных источников - не менее 41%;
в 2009 году доля средств федерального бюджета будет составлять до 26%, бюджета Ивановской области и местных бюджетов - не менее 20%, внебюджетных источников - не менее 54%;
в 2010 году доля средств федерального бюджета будет составлять до 18%, бюджета Ивановской области и местных бюджетов - не менее 15%, внебюджетных источников - не менее 67%;
в 2006 году доля средств федерального бюджета будет составлять 7,5 процента, бюджета Ивановской области и местных бюджетов - 92,5 процента;
в 2007 году доля средств федерального бюджета будет составлять до 23 процентов, бюджета Ивановской области и местных бюджетов - не менее 42 процентов, внебюджетных источников - не менее 35 процентов;
в 2008 году доля средств федерального бюджета будет составлять до 31 процента, бюджета Ивановской области и местных бюджетов - не менее 24 процентов, внебюджетных источников - не менее 45 процентов;
в 2009 году доля средств федерального бюджета будет составлять до 25 процентов, бюджета Ивановской области и местных бюджетов - не менее 20 процентов, внебюджетных источников - не менее 55 процентов;
в 2010 году доля средств федерального бюджета будет составлять до 20 процентов, бюджета Ивановской области и местных бюджетов - не менее 15 процентов, внебюджетных источников - не менее 65 процентов.
Средства бюджета Ивановской области, местных бюджетов и внебюджетных источников включают заемные средства, привлеченные Ивановской областью, органами местного самоуправления и частными инвесторами для реализации проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. При этом доля средств бюджета Ивановской области и местных бюджетов может быть снижена за счет увеличения доли средств частных инвесторов.
Объем финансирования за счет средств федерального бюджета проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры Ивановской области не может превышать 20 процентов запланированного на соответствующий год общего объема финансирования проектов по подпрограмме.
Средства федерального бюджета направляются на финансирование проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры после заключения государственным заказчиком федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы соглашения с Ивановской областью при условии, что и в бюджете Ивановской области и местных бюджетах предусмотрены средства на реализацию подпрограммы.
Право на финансирование за счет средств федерального и областного бюджетов получат проекты модернизации сетей и объектов водо-, тепло- и электроснабжения, направленные на снижение аварийности, потерь ресурсов в процессе их производства и транспортировки, повышение срока службы, снижение уровня эксплуатационных расходов, и проекты модернизации систем водоотведения, направленные на повышение качества очистки сточных вод.
Проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры могут включать строительство отдельных объектов, связанных в первую очередь с решением экологических задач.
Приоритет будет отдан модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с более высоким уровнем износа.
Указанная форма финансирования позволит муниципальным образованиям и/или организациям коммунального комплекса привлекать заемные средства на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры на срочной, возвратной и платной основах у кредитных организаций и на рынке капитала через выпуск облигационных займов.
Перечень основных мероприятий по реализации подпрограммы представлен в приложении 1 к подпрограмме.
Ресурсное обеспечение подпрограммы
В рамках подпрограммы предусматривается финансирование мероприятий, направленных на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, за счет:
средств федерального бюджета;
средств бюджета Ивановской области и местных бюджетов;
средств внебюджетных источников.
Размер средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию подпрограммы, составит 93,418 млн. рублей, размер средств бюджета Ивановской области и бюджетов муниципальных образований - 361,699 млн. рублей, размер средств внебюджетных источников - 549,702 млн. рублей. Объемы финансирования подпрограммы рассчитаны с учетом затрат, необходимых для достижения значений целевых индикаторов областной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Объемы финансирования в 2006 - 2010 годах подпрограммы приведены в приложении 2 к подпрограмме.
Объем финансирования подпрограммы за счет средств областного бюджета подлежит корректировке с учетом принимаемого бюджета на очередной финансовый год.
Механизм реализации подпрограммы
Отбор субъектов Российской Федерации и проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры для финансирования из федерального бюджета регламентируется "Правилами проведения отбора субъектов Российской Федерации и проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры для предоставления средств федерального бюджета в рамках подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2006 N 393, и "Положением о порядке отбора субъектов Российской Федерации и проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры по подпрограмме "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", утвержденным приказом руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25.07.2006 N 184.
Порядок отбора муниципальных образований и проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры для предоставления средств областного бюджета в рамках подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в Ивановской области" областной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы определяется Правительством Ивановской области.
Отбор муниципальных образований Ивановской области и проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры для финансирования из областного бюджета производится в порядке, определенном Правительством Ивановской области, с учетом "Положения о порядке отбора субъектов Российской Федерации и проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры по подпрограмме "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", утвержденного приказом руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25.07.2006 N 184.
Средства областного бюджета предоставляются при выполнении муниципальными образованиями условий по софинансированию, предусмотренных подпрограммой.
Объемы софинансирования проектов, реализуемых на территории области за счет средств федерального бюджета, областного и местных бюджетов с привлечением средств внебюджетных источников, определяются в соответствии с подпрограммой, если иное не определено решениями Правительства Ивановской области.
Отбор заявок муниципальных образований на участие в реализации мероприятий подпрограммы производится с учетом их соответствия условиям участия в подпрограмме и оценочным (интегральным) критериям.
Дисквалификационными условиями для муниципальных образований Ивановской области являются:
нецелевое использование субвенций и субсидий, предоставленных за счет средств областного бюджета в 2004 - 2005 годах;
дотирование из бюджетов муниципальных образований, организаций коммунального комплекса в муниципальном образовании, в котором предполагается реализация проекта модернизации объектов коммунальной инфраструктуры (полностью условие действует начиная с 2007 года, в 2006 году допускается участие в отборе муниципальных образований, у которых установленный уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг составляет не менее 90 процентов);
предоставление субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг с нарушением установленного порядка, а также предоставление указанных субсидий административными или хозяйственными структурами, относящимися к жилищно-коммунальному комплексу, а не органами социальной защиты (условие действует начиная с 2007 года).
В случае несоответствия муниципального образования предъявляемым требованиям, заявка муниципального образования к процедуре отбора не допускается.
Условиями для участия в реализации мероприятий подпрограммы являются:
наличие мероприятий муниципальных образований Ивановской области, направленных на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры с установленными параметрами повышения качества коммунальных услуг в период реализации подпрограммы, включенных в региональную подпрограмму, а также направленных на привлечение средств внебюджетных источников;
представление краткого описания реализуемых или планируемых к реализации за счет привлечения средств федерального, областного и местного бюджетов, а также внебюджетных источников проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры (указываются основные параметры проекта, в том числе примерный общий бюджет проекта, с указанием источников финансирования, объемы и сроки реализации указанных проектов);
предоставление письменных обязательств муниципального образования по финансированию из местного бюджета и внебюджетных источников предлагаемых проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;
выполненные обязательства по реализуемым проектам и подтвержденные муниципальным образованием намерения частных инвесторов или кредиторов принимать участие в финансировании проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области - государственный заказчик подпрограммы при оценке предложений муниципальных образований, для определения муниципальных образований, получающих поддержку федерального и областного бюджетов в рамках подпрограммы, использует оценочный (интегральный) критерий, полученный путем сложения значений следующих индикаторов:
состояния коммунальной инфраструктуры;
инвестирования в объекты коммунальной инфраструктуры;
планируемого инвестирования в объекты коммунальной инфраструктуры.
Индикатор состояния коммунальной инфраструктуры определяется как отношение числа аварий за предыдущий год в организациях коммунального комплекса, участвующих в подпрограмме, к протяженности коммунальных сетей, обслуживаемых указанными организациями.
Индикатор инвестирования в объекты коммунальной инфраструктуры определяется как отношение фактического объема капиталовложений в коммунальный комплекс муниципального образования Ивановской области в предыдущем году из всех источников финансирования, включая амортизационные отчисления, к среднегодовой балансовой стоимости основных средств коммунального комплекса муниципального образования.
Индикатор планируемого инвестирования в объекты коммунальной инфраструктуры определяется как отношение стоимости проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, указанных в заявке муниципального образования Ивановской области, к среднегодовой балансовой стоимости основных средств организаций коммунального комплекса, участвующих в реализации этих проектов.
Этот оценочный (интегральный) критерий отражает остроту проблемы модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и возможность ее решения с помощью привлечения бюджетных и внебюджетных средств.
Участниками подпрограммы на текущий финансовый год становятся муниципальные образования, занявшие первые места по оценочному (интегральному) критерию. Число муниципальных образований - участников подпрограммы - определяется с учетом объемов выделенных бюджетных средств, а также размеров запрашиваемой финансовой поддержки муниципальными образованиями, имеющими наивысшие показатели оценочного (интегрального) критерия.
Перечень строек и объектов по отобранным проектам модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в рамках подпрограммы формируется и утверждается в порядке, установленном Правительством Ивановской области.
Муниципальные образования Ивановской области ежегодно в установленном порядке представляют в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области - государственный заказчик подпрограммы - заявки на участие в отборе проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Указанная процедура не распространяется на реализацию мероприятий, связанных с переселением граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов).
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области по итогам уточнения представленных заявок муниципальных образований направляет свои предложения в областную комиссию по отбору муниципальных образований Ивановской области и проектов для участия в подпрограммах "Обеспечение жильем молодых семей", "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в Ивановской области", "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства в Ивановской области", входящих в состав областной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
В порядке, определенном исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований представляют в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области отчеты об использовании средств федерального, областного и местного бюджетов, а также внебюджетных средств по реализации мероприятий подпрограммы.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области - государственный заказчик подпрограммы осуществляет:
общее руководство и управление реализацией подпрограммы;
предварительный отбор муниципальных образований и проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, удовлетворяющих условиям и критериям отбора соответственно муниципальных образований и указанных проектов, на условиях финансирования со стороны федерального, областного и местного бюджетов, а также внебюджетных инвестиций для реализации инвестиционных проектов;
координацию и контроль за деятельностью органов местного самоуправления и юридических лиц, связанных с реализацией подпрограммы, в части исполнения ими положений подпрограммы.
Порядок финансирования за счет средств федерального бюджета мероприятий, направленных на переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов), устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия финансирования за счет средств областного бюджета мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов) устанавливаются Правительством Ивановской области.
Оценка социально-экономической эффективности подпрограммы
Эффективность реализации подпрограммы и использования, выделенных с этой целью средств федерального, областного и местных бюджетов, обеспечивается за счет:
исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
прозрачности прохождения средств федерального, областного, местного бюджетов и внебюджетных источников финансирования;
привлечения средств бюджета федерального, областного, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Оценка эффективности реализации подпрограммы будет осуществляться на основе следующих индикаторов:
снижения уровня износа коммунальной инфраструктуры;
доли средств внебюджетных источников в общем объеме инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры;
доли частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры в общем количестве всех организаций коммунального комплекса.
Успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит обеспечить к 2010 году:
снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры с 58 процентов до 50 процентов;
рост доли средств внебюджетных источников в модернизацию коммунальной инфраструктуры до 50 процентов;
повышение качества и надежности коммунальных услуг;
улучшение экологической ситуации в Ивановской области и муниципальных образованиях;
создание устойчивой институциональной основы для участия частного сектора в финансировании проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и управлении объектами коммунальной инфраструктуры.
Система индикаторов оценки социально-экономической эффективности подпрограммы представлена в приложении 3 к подпрограмме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.