Председателю Ивановской областной Думы
А.В. Назарову
Губернатору Ивановской области
М.А. Меню
Прокурору Ивановской области
М.А.Кабалоеву
Главному федеральному инспектору
в Ивановской области
В.В.Можжухину
Отдел Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в Ивановской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313), Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу (утв. приказом Минюста России от 28 января 2005 года N 7) и Положения об отделе Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в субъекте Российской Федерации (утв. приказом Главного управления Минюста России по Центральному федеральному округу от 21 марта 2005 года N 7) провел юридическую экспертизу Закона Ивановской области от 13.05.1999 N 15-ОЗ "О муниципальной службе Ивановской области" (в действующей редакции), - далее Закона.
Поводом проведения юридической экспертизы данного нормативного правового акта является внесение в него изменений
Предметом правового регулирования Закона являются вопросы муниципальной службы и трудовых правоотношений муниципальных служащих.
В соответствии с пунктами "к" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации местного самоуправления и трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В статье 4 Федерального закона от 08.01.1998 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальная служба осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Субъектам Российской Федерации предоставлено право осуществлять законодательное регулирование вопросов муниципальной службы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Таким образом, принимая данный Закон, Законодательное Собрание Ивановской области действовало в пределах компетенции, предоставленной действующим законодательством.
Нормативной правовой базой Закона являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 08.01.1998 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (в действующей редакции), от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в действующей редакции), от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в действующей редакции), Трудовой кодекс Российской Федерации.
Форма и текст Закона соответствуют правилам юридической техники.
Анализ содержания данного Закона показал, что не все его нормы соответствуют действующему федеральному законодательству:
1. Пункт 1 статьи 6 Закона не предусматривает право граждан на замещение муниципальных должностей независимо от места жительства, что ограничивает их права на равный доступ к муниципальной службе и не соответствует требованиям статьи 3 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации".
2. Подпунктом 1 пункта 2 статьи 28 Закона установлено дополнительное ограничение при поступлении на муниципальную службу - ограничение совместной муниципальной службы близких родственников в связи с подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Данное положение противоречит федеральному законодательству.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", поступление на муниципальную службу осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде с учетом особенностей, предусмотренных названным Федеральным законом. Действующим Трудовым кодексом Российской Федерации ограничение совместной муниципальной службы близких родственников в связи с их подчиненностью или подконтрольностью одного другому не предусмотрено. В перечне ограничений, связанных с муниципальной службой (статья 11 Федерального закона "Об основах муниципальной службы"), данное ограничение также отсутствует. Кроме того, определением Верховного суда Российской Федерации от 20.07.2005 г. по делу N 59-ГО5-14 такое ограничение, установленное в Законе Амурской области от 07.04.1998 N 4-ОЗ "О муниципальной службе в Амурской области", признано несоответствующим федеральному законодательству.
3. Пункт 5 статьи 38 Закона, устанавливающий, что территориальный орган местного самоуправления (местная администрация и т.д.) муниципального образования создается на территории с населением не менее 500 человек, содержит нормы, превышающие полномочия субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в действующей редакции) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структура органов местного самоуправления предусматривается уставом муниципального образования; уставом определяется и порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов. Таким образом, решение данного вопроса находится в компетенции муниципальных образований и названный пункт следует исключить из Закона.
4. В пунктах 2, 3 статьи 40 Закона предусмотрено, что повышение квалификации муниципальных служащих и их переподготовка может производиться за счет средств местного бюджета или внебюджетных фондов муниципального образования.
В соответствии со ст. 14 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ единственная форма образования и расходования денежных средств предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования - это бюджет муниципального образования (местный бюджет). Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается (ст. 14 БК РФ).
Возможность создания муниципальных внебюджетных фондов предусматривается п.3 ст.9, ст. 100 Бюджетного кодекса Ивановской области от 14 декабря 2000 года N 86-ОЗ.
Однако, указанные нормы Бюджетного кодекса Ивановской области не соответствуют ст. 14 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ и на основании ст. 2 Бюджетного кодекса РФ не подлежат применению как противоречащие Бюджетному кодексу РФ.
На основании вышеизложенного, необходимо исключить из текста пунктов 2, 3 статьи 40 Закона слова "или внебюджетных фондов".
5. В пункте 2 статьи 48 Закона превышены полномочия субъекта Российской Федерации и его текст не соответствует статьям 44 и 71 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления должны определяться уставами муниципальных образований в соответствии с указанным Федеральным законом.
6. Пункт 3 статьи 49 Закона не соответствует статьям 73, 74 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - Федеральным законом установлена иная процедура прекращения полномочий органов местного самоуправления (роспуск представительного органа, отрешение от должности главы муниципального образования и главы местной администрации).
7. Пункт 2 статьи 51 Закона не соответствует статье 76 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в которой предусмотрено, что ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления наступает в порядке, установленном федеральными законами, а не законами Ивановской области.
На основании вышеизложенного, предлагаем рассмотреть вопрос о внесении необходимых изменений в указанные нормы Закона Ивановской области от 13.05.1999 N 15-ОЗ "О муниципальной службе Ивановской области".
Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник отдела
в Ивановской области |
Н.В.Кузьмина |
(153000, г. Иваново,
ул. Багаева, д. 27, тел. 30-41-82)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение отдела Главного Управления Министерства юстиции РФ по Центральному федеральному округу в Ивановской области от 28 июля 2006 г. N 277/06 на Закон Ивановской области от 13.05.1999 N 15-ОЗ "О муниципальной службе Ивановской области" (в редакции законов Ивановской области от 31.12.1999 N 66-ОЗ, от 31.12.1999 N 69-ОЗ, от 19.05.2000 N 19-ОЗ, от 13.07.2000 N 43-ОЗ, от 27.11.2000 N 71-ОЗ, от 16.01.2001 N 2-ОЗ, от 22.01.2001 N 4-ОЗ, от 27.12.2001 N 89-ОЗ, от 25.03.2002 N 16-ОЗ, от 23.04.2002 N 20-ОЗ, от 14.03.2003 N 21-ОЗ, от 24.10.2003 N 98-ОЗ, от 27.11.2003 N 112-ОЗ, от 21.10.2005 N 138-ОЗ, от 15.02.2006 N 9-ОЗ, от 16.06.2006 N 63-ОЗ)
Текст заключения официально опубликован не был