Губернатору Ивановской области
М.А. Меню
Прокурору Ивановской области
М.А. Кабалоеву
Главному федеральному инспектору
в Ивановской области
В.В. Можжухину
Отдел Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в Ивановской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313), Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу (утв. приказом Минюста России от 28 января 2005 г. N 7) и Положения об отделе Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в субъекте Российской Федерации (утв. приказом Главного Управления Минюста России по Центральному федеральному округу от 21 марта 2005 г. N 7) провел юридическую экспертизу постановления Правительства Ивановской области от 29.06.2006 N 110-п "Об областной целевой программе "Музеи Ивановской области" (2007-2009)" - далее постановления.
Поводом проведения юридической экспертизы является принятие данного постановления.
Предметом правового регулирования постановления являются вопросы культуры, а именно социально-экономическая программа развития музеев в Ивановской области.
В соответствии с пунктом "е" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу пункта "г" части 2 статьи 5 и пункта "б" части 2 статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в действующей редакции) проекты программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации разрабатываются высшим исполнительным органом государственной власти, представляются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который в свою очередь утверждает такие программы путем принятия соответствующих законов.
Аналогичный порядок разработки и утверждения программ социально-экономического развития установлен Уставом (Основным законом) Ивановской области от 08.05.1996 N 20-ОЗ (в действующей редакции). В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 56 Устава Правительство Ивановской области разрабатывает для представления Губернатором Ивановской области в Ивановскую областную Думу проекты программ социально-экономического развития Ивановской области. На основании пункта 6 статьи 41 Устава утверждение программ социально-экономического развития Ивановской области относится к компетенции Ивановской областной Думы.
Статьей 7 закона Ивановской области от 19.05.2000 N 18-ОЗ "О прогнозировании и программах социально-экономического развития Ивановской области" определено, что областные целевые программы разрабатываются и реализуются с целью установления приоритетных направлений социально-экономического развития области на определенный период времени для наиболее эффективного решения задач в сфере экологического, экономического, социального и культурного развития области, для поддержки, стимулирования и развития социально значимых сфер, отраслей, направлений жизнедеятельности Ивановской области через инструменты финансовой, налоговой, бюджетной и структурной политики. Проекты областной целевой программы представляются высшим должностным лицом Ивановской области в законодательный орган государственной власти Ивановской области для рассмотрения и принятия соответствующего правового акта.
Более того, в статье 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ закреплено, что долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти и подлежат утверждению законодательным (представительным) органом. В соответствии с Кодексом социально-экономическая программа должна содержать технико-экономическое обоснование, прогноз ожидаемых социально-экономических результатов, наименование заказчика программы, сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам. Принятая рассматриваемым постановлением целевая программа содержит все перечисленные признаки.
Таким образом, субъекты Российской Федерации имеют право принимать нормативные акты, регулирующие вопросы социально-экономического развития области в сфере культуры, в частности развития музеев Ивановской области. Однако принятие областной целевой программы не входит в компетенцию исполнительного органа субъекта Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция отражена в Определениях Верховного суда Российской Федерации от 05.04.2006 по делу N 60-Г06-4, от 26.04.2006 по делу N 72-Г06-2.
Нормативно-правовой базой постановления являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в действующей редакции), Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (в действующей редакции), Устав (Основной закон) Ивановской области от 08.05.1996 N 20-ОЗ (в действующей редакции), закон Ивановской области от 19.05.2000 N 18-ОЗ "О прогнозировании и программах социально-экономического развития Ивановской области".
Учитывая вышеизложенное, полагаем, что постановление противоречит пункту "г" части 2 статьи 5 и пункту "б" части 2 статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статье 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ. Для приведения в соответствие с федеральным законодательством и законодательством Ивановской области предлагаем представить для утверждения Областную целевую программу в Ивановскую областную Думу.
Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник отдела
в Ивановской области |
Н.В. Кузьмина |
(153000, г. Иваново,
ул. Багаева, д. 27, тел. 30-41-82)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение отдела Главного Управления Министерства юстиции РФ по Центральному федеральному округу в Ивановской области от 27 июля 2006 г. N 325/06 на постановление Правительства Ивановской области от 29.06.2006 N 110-п "Об областной целевой программе "Музеи Ивановской области" (2007-2009)"
Текст заключения официально опубликован не был