Губернатору Ивановской области
М.А. Меню
Председателю Ивановской областной Думы
А.В. Назарову
Прокурору Ивановской области
М.А. Кабалоеву
Главному федеральному инспектору
в Ивановской области
В.В. Можжухину
Отдел Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в Ивановской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313), Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу (утв. приказом Минюста России от 28 января 2005 г. N 7) и Положения об отделе Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в субъекте Российской Федерации (утв. приказом Главного Управления Минюста России по Центральному федеральному округу от 21 марта 2005 г. N 7) провел повторную юридическую экспертизу Закона Ивановской области от 27.06.2003 N 60-ОЗ " О выборах" в редакции Законов Ивановской области от 18.11.2003 N 103-ОЗ, от 11.11.2004 N 146-ОЗ, от 22.12.2004 N 179-ОЗ - далее Закона.
Поводом проведения юридической экспертизы является установление соответствия данного нормативного акта действующему федеральному законодательству.
Предметом правового регулирования Закона являются вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, в частности прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в законодательный (представительный) орган государственной власти Ивановской области и органы местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 32 и пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации указанные вопросы находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в действующей редакции) законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в действующей редакции) закреплено, что гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в действующей редакции) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Законодательное собрание Ивановской области, принимая рассматриваемый Закон, действовало в пределах компетенции, определенной действующим законодательством.
Нормативно-правовой базой Закона являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в действующей редакции), Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в действующей редакции), Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в действующей редакции).
Анализ содержания рассматриваемого Закона показал, что с момента внесения в него последних изменений произошли значительные изменения в федеральном законодательстве о выборах и референдумах. В связи с чем, большинство норм рассматриваемого Закона противоречат действующему федеральному законодательству.
Федеральным законом от 11.12.2004 N 159-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" изменен порядок избрания высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации наделяется полномочиями региональным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению Президента РФ, а не избирается населением субъекта, в связи с чем, положения рассматриваемого Закона касающиеся выборов высшего должностного лица Ивановской области противоречат указанному Федеральному закону.
Большое количество изменений связано с принятием Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации". Данным нормативным актом устанавливаются единые даты голосования, упраздняется институт избирательных блоков, вводится ряд положений, связанных с электронным голосованием, а также вносятся существенные изменения в положения касающиеся: регистрации избирателей; составления списков избирателей; образование избирательных округов, участков; условий, порядка формирования, полномочий, организации деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных, участковых комиссий; гарантий прав граждан при выдвижении и регистрации кандидатов; статуса кандидатов; гарантий прав граждан на получение и распространение информации о выборах; финансирования выборов; организации и осуществлении голосования, подсчете голосов избирателей, установлении результатов выборов и их опубликовании. В связи с чем, все главы рассматриваемого Закона содержат нормы, противоречащие действующему федеральному законодательству.
В соответствии с Федеральным законом от 12.07.2006 N 106-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка выдвижения кандидатов на выборные должности в органах государственной власти" одновременно со списком кандидатов, выдвинутым политической партией, а также со списком кандидатов, выдвинутым региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии), в избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии; наличие в заверенном списке кандидатов, выдвинутом политической партией, а также в заверенном списке кандидатов, выдвинутом региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии), кандидата, являющегося членом иной политической партии является основанием исключения кандидата из заверенного списка кандидатов. В связи с чем, положения Главы IV рассматриваемого Закона не соответствуют изменившемуся федеральному законодательству.
Федеральным законом от 12.07.2006 N 107-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)" внесены изменения в Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Из статей 63, 64, 67, 68, 70 - 72, 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ исключены нормы, закреплявшие такую форму голосования как голосование против всех кандидатов, изменен порядок подсчета голосов избирателей и определения результатов выборов. В связи с чем, положения рассматриваемого Закона о бюллетене (пункты 7, 9 статьи 49), порядке голосования (пункт 8 статьи 50), протоколе об итогах голосования (абзац 16 подпункт "д" пункта 2 статьи 54), определении результатов выборов (пункт 3 статьи 56), о повторном голосовании и дополнительных выборах (пункт 2 статьи 60), об опубликовании и обнародовании итогов голосования (пункт 3 статьи 62), в части наличия в них норм о голосовании против всех кандидатов, противоречат указанным федеральным законам.
Дополнительные требования к лицам, занимающим отдельные государственные и муниципальные должности введены Федеральным законом от 25.07.2006 N 128-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей". Законом установлено, что не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. В связи с чем, противоречат действующему федеральному законодательству положения рассматриваемого Закона о пассивном избирательном праве (статья 5) в части отсутствия такого ограничения права быть избранным как наличие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; об условиях выдвижения кандидатов, списков кандидатов (пункт 2 статьи 21, пункты 1, 5 статьи 26), сборе подписей (пункт 6 статьи 27), регистрации кандидатов, списков кандидатов (подпункт "е" пункта 6 статьи 30), о размещении сведений в помещении для голосования (пункт 5 статьи 48), о бюллетене (пункт 8 статьи 49) в части присутствия в них положений об указании о наличии у кандидата иностранного гражданства.
На основании вышеизложенного, предлагаем привести Закон в соответствие с действующим федеральным законодательством.
О результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения просим сообщить.
Начальник отдела
в Ивановской области |
Н.В. Кузьмина |
(153000, г. Иваново,
ул. Багаева, д. 27, тел. 30-41-82)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение отдела Главного Управления Министерства юстиции РФ по Центральному федеральному округу в Ивановской области от 1 сентября 2006 г. N 379/06 на Закон Ивановской области от 27.06.2003 N 60-ОЗ "О выборах" в редакции Законов Ивановской области от 18.11.2003 N 103-ОЗ, от 11.11.2004 N 146-ОЗ, от 22.12.2004 N 179-ОЗ
Текст заключения официально опубликован не был