Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к указу
Губернатора
Ивановской области
от 23 ноября 2001 г. N 273-УГ
Долгосрочная
целевая программа развития
и государственной поддержки малого предпринимательства
в Ивановской области на 2001-2005 годы
12 сентября 2002 г.
Указом Губернатора Ивановской области от 12 сентября 2002 г. N 189-УГ в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
Долгосрочной целевой программы
развития и государственной поддержки малого
предпринимательства в Ивановской области на 2001-2005 годы
Наименование Долгосрочная целевая программа развития и
Программы государственной поддержки малого
предпринимательства в Ивановской области на
2001-2005 годы (далее - Программа)
Наименование Законы Ивановской области "О поддержке малого
решения о предпринимательства"
разработке и "О программах регионального развития
Программы Ивановской области"
Государственный Администрация Ивановской области
заказчик
Программы
Основные Главное управление экономического развития и
разработчики торговли Ивановской области
Программы Ивановский государственный фонд поддержки
малого предпринимательства
Ивановское территориальное управление
Министерства РФ по антимонопольной политике и
поддержке предпринимательства
Цель обеспечение благоприятных условий для
Программы устойчивого развития малого
предпринимательства на основе повышения
качества и эффективности мер государственной
поддержки
Задачи - обеспечение взаимодействия органов
Программы: государственной власти и местного
самоуправления с предпринимательскими
структурами в решении задач экономического и
социального развития области;
- создание благоприятных условий для
устойчивой деятельности субъектов МП;
- преодоление административных барьеров на
пути развития малого предпринимательства
- разработка и внедрение прогрессивных
финансовых технологий для финансирования
прогрессивных направлений малого
предпринимательства;
- создание новых рабочих мест;
- создание условий для производства
инновационной и импортозамещающей продукции;
- привлечение субъектов МП к поставкам
продукции для государственных и муниципальных
нужд;
- предоставление адресной, методической,
информационной, консультационной,
образовательной и правовой поддержки в рамках
инфраструктуры поддержки малого
предпринимательства;
- расширение межрегионального и
международного сотрудничества в сфере малого
предпринимательства, привлечение зарубежных
инвестиций в сектор малого бизнеса области
- обеспечение личной и экономической
безопасности предпринимателей
Сроки 2001 - 2005 годы
реализации
Программы
Основные - нормативно-правовое обеспечение малого
направления предпринимательства
Программы - развитие прогрессивных финансовых технологий
поддержки малого предпринимательства
- реализация приоритетных направлений развития
малого предпринимательства
- создание, развитие и повышение эффективности
использования созданной инфраструктуры поддержки
малого предпринимательства и информационных
систем обеспечения малого предпринимательства
- научно-методическое и кадровое обеспечение
малого предпринимательства, взаимодействие со
средствами массовой информации и пропаганда
предпринимательской деятельности
- межрегиональное и международное сотрудничество
в сфере малого предпринимательства
Ответственные Главное управление экономического развития и
за исполнение торговли Ивановской области
программных Главное финансовое управление Ивановской области
мероприятий Ивановское территориальное управление
(головные Министерства РФ по антимонопольной политике и
исполнители) поддержке предпринимательства
Комитет Ивановской области по управлению
государственным имуществом
Органы местного самоуправления
Ивановский государственный фонд поддержки малого
предпринимательства
Фонд предпринимательства и занятости населения
Департамент федеральной государственной службы
занятости населения по Ивановской области
Управление Министерства по налогам и сборам РФ
по Ивановской области
Ивановский областной комитет государственной
статистики
Торгово-промышленная палата Ивановской области
Субъекты малого предпринимательства
Объемы средств в млн.
и источники Общий объем средств на руб.
финансирования реализацию Программы 130
Программы в разбивке по годам:
2001 год 15
2002 год 21
2003 год 23
2004 год 33
2005 год 38
в разбивке по источникам :
средства областного бюджета (субвенции) 15
средства ФФПМП 35
средства ИГФПМП 50
средства местных бюджетов (по 30
согласованию)
банковские кредиты (по факту)
Примечание: Допускается перераспределение
средств по разделам Программы с учетом тенденции
поступления средств из областного бюджета и
других источников
Ожидаемые К концу 2005 года выполнение мероприятий
конечные Программы позволит обеспечить условия для
результаты сохранения действующих и создания 450 новых
реализации малых предприятий и увеличения числа, занятых в
Программы малом предпринимательстве до 130 тысяч человек
(прогнозные (до 27 процентов от числа занятых в экономике).
данные) Предполагается, что по завершению мероприятий
Программы общий вклад малых предприятий в
региональный валовой продукт увеличится до 11-12
процентов
Система Законодательное Собрание Ивановской области,
контроля Ивановское территориальное управление
Министерства РФ по антимонопольной политике и
поддержке предпринимательства:
- рассмотрение отчета о реализации Программы по
завершению отчетного года, контроль использования
финансовых ресурсов.
Администрация Ивановской области, администрации
городов и районов:
- содействие своевременному и полному обеспечению
финансовыми ресурсами мероприятий Программы,
координирование использования ресурсов;
- проведение проверок хода реализации Программы,
эффективного и целевого использования бюджетных
средств, выделенных на поддержку и развитие
малого предпринимательства;
- подготовка с участием ответственных
исполнителей отчета о реализации Программы.
Областная комиссия по финансовой и имущественной
поддержке малого предпринимательства,
Попечительский совет ИГФПМП:
- ежеквартальное рассмотрение отчета о
деятельности фонда по финансированию мероприятий
Программы и использованию средств областного
бюджета.
Состояние малого предпринимательства
в Ивановской области
Малое предпринимательство Ивановской области продолжает оставаться мощным рычагом для решения комплекса политических, экономических и социальных проблем региона: создание прогрессивной структуры экономики и предпринимательской среды; организация конкурентоспособных предприятий и производств; насыщение рынка продукцией и услугами, в том числе первой необходимости; расширение налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней; снижение остроты безработицы и обеспечение занятости населения путем создания новых рабочих мест. В условиях длительной полосы кризисного развития экономики области, малый бизнес показал свою жизненную силу, гибкость и адаптивность к различным условиям хозяйствования, признаки зрелости и антикризисной устойчивости.
Экономический кризис в стране, обострившийся во второй половине 1998 года, значительно осложнил положение субъектов малого предпринимательства в Ивановской области. Несовершенство законодательства, высокий уровень ставок налогов, их изменение в течение отчетного периода, усложненный учет и отчетность, недоступность инвестиционных ресурсов усугубляют проблемы субъектов малого предпринимательства, способствуют свертыванию их деятельности или переходу в теневую экономику.
По данным комитета государственной статистики Ивановской области на начало 2000 года в Ивановской области функционировало около 39 тысяч субъектов малого предпринимательства (МП), в том числе - около 5,8 тысяч малых предприятий со среднесписочной численностью работников около 49,3 тысяч человек и 32,9 тыс. индивидуальных предпринимателей. Увеличивается количество предприятий с участием иностранного капитала - по состоянию на 1 июля 1900 г. их число достигло 104.
С учетом временно работающих 18,6 процентов занятых в экономике жителей области связано с малым предпринимательством. В среднем по области на 1000 жителей приходится 6 малых предприятий и 24 предпринимателя. Для сравнения, в индустриально развитых странах этот показатель достигает от 45 в странах ЕЭС до 74 в США.
В 1999 году общий объем выпуска товаров и услуг малыми предприятиями составил 1177,5 млн. рублей (1998 г. - 1030,6 млн. рублей). В отраслях промышленности малыми предприятиями произведено в 1999 году продукции на сумму 471,3 млн. рублей - 4,7 % от общего объема промышленного производства (в 1998 году на 436,5 млн. руб. - 6,4 %). В настоящее время наметился значительный рост объемов производства - за 2000 год малыми предприятиями выпущено промышленной продукции на сумму 1750 млн. руб., или 11,9 % от общего объема промышленного производства.
За 2000 год субъекты МП перечислили в бюджеты всех уровней 255,5 млн. рублей налоговых платежей (14,7 % от общего объема поступлений).
Основные показатели развития малого предпринимательства
в Ивановской области
Наименование показателя | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 (оценка) |
Общее количество субъектов МП, тысяч Общая численность занятых в малом бизнесе, тыс. чел. Количество малых предприятий в % к предыдущему году Среднесписочная численность работников на малых предприятиях, тыс.чел. в % к предыдущему году Численность работающих по договорам и внешние совместители, тыс.чел. в % к предыдущему году Численность зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, тыс.чел. в % к предыдущему году Объем выпуска товаров и услуг малыми предприятиями, млн. руб. в % к предыдущему году |
41,1 93,1 5718 53,9 3,8 35,4 906,1 |
40,6 84,9 5173 90,5 42,8 79,4 6,7 176,3 35,4 100,0 1030,6 113,7 |
38,7 89,5 5779 111,7 49,3 115,2 7,3 108,9 32,9 90,6 1177,5 114,3 |
38,8 91,2 5800 100,4 50,4 102,2 7,8 106,8 33,0 100,3 1750,0 148,6 |
В последние годы отраслевая структура малых предприятий практически не изменилась. Непроизводственная сфера деятельности, прежде всего торговля и общественное питание, остается более привлекательной, чем производственная.
Отраслевая структура малых предприятий
В % к общему числу малых предприятий
1997 1998 1999 1 пол. 2000
Промышленность 21,3 22,4 21,3 19,2
Сельское хозяйство 3,0 2,3 2,3 4,6
Транспорт и связь 2.3 1,4 1,5 1,9
Строительство 18,5 17,8 17,0 14,4
Торговля и общественное 36,6 40,0 43,6 45,7
питание
Материал.-техническое 1,9 2,0 1,8 1,8
обеспечение
Образование, культура 0,7 1,4 1,5 1,3
Наука и научное 3,5 3,4 2,6 0,9
обслуживание
Финансы и кредит 0,6 0,5 0,1 0,3
Другие виды деятельности 11,7 8,8 8,3 9,9
Распределение субъектов малого предпринимательства по городам и районам
Ивановской области
(по данным управления МНС РФ по Ивановской области
по состоянию на 1 апреля 2000 г.)
Город, район | Всего МП |
% | Малые предприя- тия |
% | Индивид. предпри- ниматели |
% | В расчете на 1000 жителей | ||
субъектов МП - всего |
малых предприя- тий |
субъектов предприни- мателей |
Оценка результативности деятельности малых предприятий
в промышленности (по данным статистики за 2000 г.)
Наименование показателя Значение
Количество малых предприятий, занятых в отраслях 985
промышленности
Среднесписочная численность работников, тыс.чел. 19,9
Объем выпуска промышленной продукции, млн. руб. 1750
Среднегодовой выпуск продукции в расчете на 1 87,9
работника, тыс.руб.
Доля промышленной продукции малых предприятий в общем 11,9 %
объеме промышленной продукции
Доля занятых на промышленных малых предприятиях в общей 13,1 %
численности занятых на промышленных предприятиях
Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит не только от действий областных и муниципальных органов местного самоуправления, но и самих предпринимателей. И без совместных усилий дальнейшее развитие малого предпринимательства в области проблематично.
Система поддержки малого предпринимательства
в Ивановской области
Программа развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Ивановской области является основным средством реализации региональной политики в области поддержки и развития малого предпринимательства. Финансовое обеспечение реализации Программы возложено на Ивановский государственный фонд поддержки малого предпринимательства.
За период с 1996 года через фонд профинансированы мероприятия Программ на сумму 25 млн. рублей.
Финансирование мероприятий Программы за 1996-2000 годы
в млн.руб.
1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | Всего | в % |
Объем финансирования - 2,2 6,7 3,8 4,9 7,4 25,0 100
всего
в т.ч. за счет средств:
- областного бюджета 1,2 0,9 0,5 0,9 1,6 5,3 20
- ФФПМП 1,0 2,5 2,0 1,6 2,4 9,5 38
- федерального бюджета - 2,8 1,1 0,8 2,0 6,7 27
- бюджетов городов и - - - 0,4 0,5 0,9 4
районов
- ИГФПМП - 0,5 0,2 1,2 0,9 2,8 11
Основным направлением деятельности была финансово-кредитная поддержка субъектов малого предпринимательства. За период с 1996 года профинансировано 111 инвестиционных проектов на общую сумму 18,1 млн. рублей, реализация которых связана с созданием и сохранением более 1 тыс. рабочих мест. Субъектам малого предпринимательства предоставлено 72 краткосрочных займа на пополнение оборотных средств на сумму 6,0 млн. рублей.
Финансово-кредитная поддержка субъектов малого
предпринимательства
в млн.руб.
1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | Всего | в % |
Предоставлено займов - 2,1 6,6 3,7 4,6 7,1 24,1 100
всего
Предоставлено
краткосрочных займов -
количество проектов - - 19 22 31 72
на сумму - - 1,3 1,3 3,4 6,0 25
Профинансировано
инвестиционных проектов: 6 34 18 28 25 111
на сумму 2,1 6,6 2,4 3,3 3,7 18,1 75
создание (сохр.) рабочих нет 369 208 200 275 1052
мест данн
ых
в т.ч. - по сферам
деятельности:
- производство и
переработка с/х 0,6 1,8 1,5 1,7 0,7 6,3 35
продукции, производство
продуктов питания
- производство товаров 0,3 1,7 - 0,7 0,8 3,5 19
народного потребления
- производство продукции 1,2 1,8 0,5 0,5 0,4 4,4 24
технического назначения
- бытовое обслуживание - 1,3 0,4 0,4 1,8 3,9 22
населения, прочие виды
услуг
в т.ч. - по месту
реализации:
- г.Иваново 1,1 3,8 0,8 1,6 2,4 9,7 54
- г.Вичуга - 0,2 - 0,2 0,1 0,5 3
- г.Кинешма - - 0,1 - 0,3 0,4 2
- г.Шуя - - 0,1 0,1 0,2 0,4 2
- Ивановский р-н и 0,2 0,2 0,3 0,2 0,1 1,0 5
г.Кохма
- Комсомольский р-н - 0,8 0,4 - - 1,2 7
- Лежневский р-н 0,7 0,6 0,3 - - 1,6 9
- Родниковский р-н - 0,3 - 0,6 - 0,9 5
- другие 0,1 0,7 0,4 0,6 0,6 2,4 13
Значительная работа проведена также по совершенствованию нормативно-правовой базы в целях стимулирования предпринимательской деятельности на территории области. В 1998 году были приняты областные законы "О внесении изменений и дополнений в Закон Ивановской области "О поддержке малого предпринимательства", "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Ивановской области" и "О поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Ивановской области", направленные на создание правовых, материальных, информационных и других условий развития инвестиционной деятельности на территории области и создание благоприятного инвестиционного климата. В 1999 году - законы "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", "О внесении изменений и дополнений в Закон Ивановской области "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в Ивановской области", постановление Главы Администрации области "О первоочередных мерах в сфере государственной поддержки малого предпринимательства Ивановской области в условиях финансово-экономического кризиса". В 2000 году - законы "О внесении изменений и дополнений в Закон Ивановской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", постановление Правительства Ивановской области "О поддержке развития малого предпринимательства в Ивановской области"
При участии ИГФПМП в 1998 году организован Межрегиональный маркетинговый центр "Иваново-Москва", который оказывает предприятиям и предпринимателям услуги по продвижению продукции и услуг в другие регионы страны и установлению деловых контактов. ММЦ проводит работу по формированию информационной базы данных по продукции, услугам и коммерческим предложениям предприятий и предпринимателей области с доступом к информации через сеть "Интернет". Организованы представительства фонда в городах Шуя и Вичуга, создан Координационный совет по малому предпринимательству при Главе города Иванова, на котором рассмотрены первоочередные меры по поддержке предпринимательства.
В 1999 году создан Ивановский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов малого предпринимательства, на базе которого осуществляется подготовка безработных граждан, кадров для малого предпринимательства, оказываются консультационные услуги.
За счет средств фонда приобретен и оборудован передвижной выставочный стенд "Ивановская область", переданный в пользование ЗАО "Эскпоцентр". Регулярно проводится работа по развитию выставочно-ярмарочной деятельности. За период с 1997 года оказано содействие субъектам МП области по участию в выставках "Дни Ивановской области в Государственной Думе", выставке, посвященной 80-летию Ивановской области, Нижегородских выставках-ярмарках, в выставках-ярмарках "Регионы России", "Золотое кольцо России" и других.
За счет средств фонда по направлению Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Ивановской области около 100 безработных граждан прошли обучение в УДЦ "Гривна", Центре социальной поддержки женщин и семьи" и Институте малого предпринимательства по программам "Основы предпринимательской деятельности" и "Художественные промыслы" с последующей регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя. Оказано около 1,5 тысяч консультаций индивидуальным предпринимателям и руководителям малых предприятий по различным вопросам, в том числе по разработке и составлению бизнес-планов инвестиционных проектов, налогообложения и учета.
Значительное внимание уделяется работе со средствами массовой информации. Мероприятия по поддержке малого предпринимательства регулярно освещаются в газетах "Частник", "Рабочий край", "Ивановская газета", на телевидении периодически выходит рубрика "Новости бизнеса", освещающая состояние и проблемы малого предпринимательства, работу органов государственной власти и фонда.
Регулярно проводятся конференции и круглые столы, посвященные проблемам развития малого предпринимательства, с участием депутатов Законодательного Собрания, руководителей администрации и Правительства области, ГКРП, Российской Ассоциации развития малого предпринимательства, ФФПМП.
В то же время, практически отсутствует мониторинг и эффективная система статистического учета деятельности субъектов малого предпринимательства, что не позволяет получить своевременную и достоверную оценку состояния проблемы.
Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными методами
Анализируя в целом процесс развития малого предпринимательства в Ивановской области, можно отметить, что процесс массового создания новых малых предприятий и регистрации предпринимателей практически закончился, т.е. вошел в стадию "насыщения". Однако достигнутый уровень развития малого предпринимательства недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, появления самостоятельных источников дохода за счет предпринимательской инициативы у значительной части экономически активного населения области, снижения социальных нагрузок на расходы бюджета.
Появилась необходимость в координации деятельности субъектов малого предпринимательства, в более эффективном использовании этой деятельности для решения проблем и нужд региона, развития производственного предпринимательства и предпринимательства в сфере науки и наукоемкого производства.
Цель проводимых экономических реформ - создание эффективной экономики области, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения. В этом плане развитие малого предпринимательства - уникальный и эффективный инструмент для достижения этих целей.
Сравнительные показатели развития малого предпринимательства
по Российской Федерации (данные 1998г.) |
по Ивановской области |
Число малых предприятий на 1000 жителей 6 6
Распределение малых предприятий по
основным
видам деятельности, в %
промышленность 15,7 19,2
строительство 16,5 14,4
торговля 43,6 45,8
Число индивидуальных предпринимателей на 20 24
1000 жителей
Объем выпуска товаров и услуг малыми 7 8,6
предприятиями в общем объеме выпуска
товаров и услуг, %
Численность занятых в МП в общей 13 15,4
численности трудоспособного населения, %
Уровень безработицы, в % к трудоспособному 1,3 1,4
населению
В целом, уровень развития малого предпринимательства в Ивановской области, как и в целом по России, значительно отстает от уровня западных стран. Данное состояние обуславливается рядом проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, среди которых в первую очередь необходимо отметить следующие:
- отсутствие целенаправленной государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства;
- несовершенство законодательства, особенно в части налогообложения малого бизнеса;
- организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с государственными структурами, административные барьеры на пути развития малого предпринимательства;
- нестабильность бюджетного финансирования;
- неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки, отсутствие механизмов самофинансирования;
- недостаточный уровень профессиональной подготовки предпринимателей;
- ограничение доступа субъектов МП к производственным мощностям;
- отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей.
Кроме того, отрицательное влияние на развитие малого бизнеса оказывают низкая платежеспособность населения и ее реальное дальнейшее снижение.
Основные причины, сдерживающие развитие малых предприятий
(на основании социологического опроса, проведенного Российским
научным центром местного самоуправления)
в % к
числу
опрошенных
Обременительные налоги 67
Трудности с материальными ресурсами 57
Инфляция 46
Политическая нестабильность в стране 35
Отсутствие дополнительных источников финансирования 34
Отсутствие помещений для производства, офиса 28
Давление монопольных структур 26
Проблема сбыта 25
Отсутствие квалифицированных специалистов 16
Испортились отношения с учредителями 12
Сверхбдительность контролирующих органов 10
Негативное общественное мнение 9
Сложности регистрации и оформления 9
Боязнь вымогателей 5
Проводимая государством политика в отношении малого бизнеса носит декларативный характер, предусматривает "косметические" и непоследовательные меры, которые не влияют и не могут повлиять на положительный перелом в развитии этого сектора экономики.
В этих условиях необходимы стремление и воля государственных органов власти, местного самоуправления и общества развивать предпринимательскую активность населения, повышать инвестиционную привлекательность экономики, нужны продуманные и последовательные действия по улучшению предпринимательской среды и поддержке малых предприятий в приоритетных направлениях.
Условия эффективного функционирования малых предприятий
(на основании социологического опроса, проведенного Российским
научным центром местного самоуправления)
в % к
числу
опрошенных
Создать устойчивую законодательную основу 62
предпринимательства
Разработать дифференцированную систему налоговых льгот 52
Сократить бухгалтерскую отчетность 46
Разработать механизм экономической заинтересованности 43
местных органов власти в развитии малых предприятий
Ускорить процесс приватизации государственной и 35
муниципальной собственности
Организовать курсы по подготовке и переподготовке 29
специалистов для работы на малых предприятиях
Демонополизировать структуру экономики 25
Создать информационную систему о рынке товаров, труда 21
Искать способы привлечения иностранных технологий и 18
инвестиций
В настоящее время назрела необходимость в принятии реальных и эффективных мер по стимулированию развития малого предпринимательства в Ивановской области на основе долгосрочной программы на период 2001-2005 годов.
Основные цели и задачи Программы
Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Законом Ивановской области "О поддержке малого предпринимательства" и ориентирована на государственную поддержку и содействие развитию малого предпринимательства как сектора экономики Ивановской области на период до 2005 года.
Основной целью настоящей Программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства в Ивановской области на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки.
Развитие малого предпринимательства в Ивановской области должно стать одним из основных факторов обеспечения приемлемых условий и образа жизни населения с опорой на собственные силы и собственную инициативу, снижения негативных последствий проведенных в экономике рыночных преобразований и допущенных при этом ошибок. Малое предпринимательство должно сыграть заметную роль в осуществлении структурной перестройки экономики области, в накоплении стартовых капиталов и его эффективном использовании, в сглаживании социальных конфликтов, в обеспечении выживания отдельных слоев населения и повышении качества жизни в целом.
Достижение основных целей Программы требует от Законодательного Собрания, представительных органов местного самоуправления, Администрации Ивановской области, администраций городов и районов, Департамента федеральной государственной службы занятости населения, Ивановского государственного фонда поддержки малого предпринимательства, общественных объединений предпринимателей решения следующих первоочередных задач:
- обеспечить тесное взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с предпринимательскими структурами в дальнейшем экономическом и социальном развитии региона;
- осуществить нормативно-правовое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства, соответствующее уровню современных требований, опираясь на положительный опыт других регионов России;
- обеспечить внедрение современных финансово-кредитных механизмов, облегчающих доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам;
- развивать систему обучения населения основам предпринимательской деятельности и правовой грамотности;
- развивать межрегиональное и международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства;
- формировать благоприятное общественное мнение о малом предпринимательстве, действующем на основе собственной инициативы, принципах свободной и чистой конкуренции;
- создавать правовые и социальные условия, совершенствовать исполнительные механизмы для свободной и успешной деятельности субъектов малого предпринимательства, социальной защищенности занятых работников, а также самих предпринимателей, членов их семей и их собственности.
Каждая из задач имеет взаимообусловленные связи с другими, которые, в зависимости от функций государственной поддержки малого предпринимательства, решаются по следующим направлениям:
1. Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства;
2. Развитие прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства;
3. Реализация приоритетных направлений развития малого предпринимательства;
4. Создание, развитие и повышение эффективности использования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем обеспечения малого предпринимательства;
5. Научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства, взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности;
6. Межрегиональное и международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства.
Приоритетами Программы определены дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, инвестиционно-финансовая поддержка субъектов МП в производственной сфере и в сфере услуг. Этому должны содействовать специализированные объекты инфраструктуры: территориальные представительства Ивановского государственного фонда поддержки малого предпринимательства, муниципальные фонды и агентства поддержки МП при администрациях городов и районов области, учебно-деловые центры малого бизнеса, Ивановский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов малого предпринимательства, Межрегиональный маркетинговый центр "Иваново-Москва", общественные организации предпринимателей, информационные центры и другие заинтересованные организации.
Мероприятия Программы строятся, исходя из насущных потребностей субъектов малого предпринимательства в улучшении нормативно-правовой базы и условий регистрации, лицензирования, сертификации, учета, отчетности, налоговой политики, финансово-кредитной поддержки, арендных отношений; привлечении их к поставкам продукции для государственных и муниципальных нужд, производственно-технологической кооперации с крупным производством; организации рекламно-выставочной деятельности, информационного и консультационного обслуживания, подготовки предпринимательских кадров. При этом учтены потребности органов управления - в обеспечении мониторинга и экономического анализа развития малого предпринимательства, информационного обмена, проведении исследований по проблемам малого предпринимательства, а субъектов малого предпринимательства - в создании объектов инфраструктуры поддержки и расширении возможностей малого предпринимательства.
Система программных мероприятий
Система программных мероприятий представлена шестью направлениями (разделами):
1. Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства. По данному направлению определен перечень мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие малого предпринимательства.
Актуальной задачей является решение проблем, вызванных несовершенством налогообложения субъектов МП. Необходимо разработать предложения о внесении изменений в областные законы "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в Ивановской области".
В рамках подготовки предложений по преодолению административных барьеров, препятствующих развитию малого предпринимательства, необходимо предусмотреть разработку нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок проведения проверок, права доступа в помещение к субъектам МП, ознакомления с документами и получения информации, обязанность вручения предписания, ордера или иного документа, удостоверяющего право на осуществление контрольных действий, ознакомление с результатами проверки, обеспечение права обжаловать результаты проверки, перечень полномочий должностных лиц.
Необходимо разработать нормативные акты, обеспечивающие функционирование инвестиционно-заемной системы поддержки малого предпринимательства Ивановской области, внесение соответствующих норм в Закон об областном бюджете.
2. Развитие прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства. По данному разделу Программы определены условия, источники, участники и технологии реализации приоритетных направлений, предусмотренных в рамках направления 3. Учитывая дефицитность бюджетных средств, основной акцент в данном разделе сделан на развитие прогрессивных механизмов привлечения внебюджетных средств. В качестве приоритетного направления выделено развитие инвестиционно-заемной системы в Ивановской области, а именно:
- разработка новых схем работы с кредитно-финансовыми организациями, предусматривающих создание специализированных объединений кредитных организаций для работы с малым бизнесом, выпуск областных облигационных займов в целях финансирования быстроокупаемых инвестиционных проектов субъектов МП, развитие рынка ценных бумаг малых предприятий, создание условий для удешевления кредитных ресурсов;
- гарантийные механизмы инвестиционно-заемной системы поддержки малого предпринимательства, предусматривающие создание областной системы гарантирования частных инвестиций в сферу малого бизнеса, их экономическую защиту;
- системы самофинансирования малого бизнеса (кредитные союзы, общества взаимного страхования) и микрокредитование;
- участие субъектов МП в поставках продукции для государственных и муниципальных нужд.
В ходе реализации намеченных мероприятий необходимо сформировать систему, обеспечивающую скоординированную работу всех звеньев инвестиционно-заемной системы, что в итоге должно обеспечить эффективное ее функционирование. Также необходимо четко определить механизм и сферы ответственности всех участников финансовой системы, разработать и принять нормативно-правовой акт, регламентирующий межбюджетные отношения при планировании и использовании бюджетных ассигнований на финансирование мероприятий Программы.
3. Реализация приоритетных направлений развития малого предпринимательства. По данному направлению предусматривается поддержка субъектов малого предпринимательства в следующих приоритетных сферах деятельности:
1. производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство продуктов питания;
2. производство товаров народного потребления, промышленных товаров, изделий народно-художественных промыслов;
3. оказание коммунальных и бытовых услуг, общественное питание;
4. малое строительство, производство строительных материалов и деревообработка;
5. производственная и инновационная деятельность в отраслях машиностроения и металлообработки;
6. утилизация и переработка промышленных и бытовых отходов;
7. туризм и развитие инфраструктуры туризма;
8. транспорт и транспортно-экспедиторская деятельность;
9. консультационные и информационные услуги;
10. издательская деятельность;
11. медицинские услуги;
12. социальная сфера: досуг молодежи, занятия с детьми, культурный отдых населения, забота о малообеспеченных слоях населения.
Этот выбор обусловлен тремя основными причинами. Во-первых, статистические данные свидетельствуют о том, что структура малого бизнеса как в Ивановской области, так и в целом по России представлена именно этими отраслями (торговля, общественное питание, промышленность, строительство, транспорт, наука и связь), в то время как в других сферах экономики малый бизнес не так привлекателен. Во-вторых, предлагаемая структура хорошо согласуется со структурой платежеспособного спроса населения. В-третьих, специфика данных приоритетов позволяет создать наибольшее количество рабочих мест при дефиците времени и ресурсов.
Необходимо особо отметить, что приоритетным направлением становится поддержка инновационной деятельности и ее компонентов: процесса исследований, опытных разработок, внедрения передовых технологий в производство. Применение новейших технологий ведет к формированию конкурентной среды в реальном секторе экономики, особенно среди вновь создаваемых малых предприятий. Исторический опыт многих стран свидетельствует, что внедрение новых технологий ведет к рождению огромного количества новых фирм, их развитию, стабильной деятельности, трансформации части их в крупный бизнес.
4. Создание, развитие и повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем обеспечения малого предпринимательства. Мероприятия данного раздела Программы нацелено на мониторинг действующих элементов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, реализацию комплекса мер, направленных на концентрацию ресурсов поддержки малого предпринимательства на местах, оптимизацию использования субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, созданной и функционирующей при участии государства, а также ее дальнейшее развитие с целью обеспечения эффективного взаимодействия структурных подразделений поддержки малого предпринимательства администрации области, администраций городов и районов области, ИГФПМП и муниципальных фондов и представительств, центров занятости населения, учебно-деловых, маркетинговых и информационных центров для малого предпринимательства.
5. Научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства, взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности. По данному направлению предусмотрены мероприятия по научно-методическому и кадровому обеспечению малого предпринимательства, а также взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности.
В рамках данного направления требуется организовать систему постоянного изучения и мониторинга социально-экономических процессов и социально-психологического климата в малом бизнесе Ивановской области. Также необходимо усилить методическое обеспечение деятельности субъектов МП, поскольку представители малого бизнеса слабо владеют навыками учета, бизнес-планирования, маркетинга, финансового анализа, правовой культуры. Предполагается издание аналитических и методических материалов и пособий для МП, издание специализированного информационного бюллетеня.
По-прежнему особое внимание будет уделяться обучению граждан, в основном из числа безработных, бывших военнослужащих, молодежи, основам предпринимательской деятельности, оказание им методической, консультационной и финансовой поддержки.
6. Межрегиональное и международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства. В рамках этого направления осуществляются мероприятия по межрегиональному и международному сотрудничеству в сфере поддержки малого предпринимательства в целях создания условий для продвижения продукции и услуг субъектов МП в другие регионы России и за рубеж, а также привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов.
Организация управления Программой и механизм ее реализации
Государственный заказчик Программы - Администрация Ивановской области совместно с Ивановским территориальным управлением МАП России, Ивановским государственным фондом поддержки малого предпринимательства и Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Ивановской области подготавливает обоснования и проводит необходимые мероприятия Программы, назначает генерального управляющего Программой.
Управление экономики и прогнозирования Администрации Ивановской области осуществляет оперативное управление реализацией Программы, координирует деятельность областных и местных органов исполнительной власти по реализации Программы в части обеспечения ее финансирования, формирования целостной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, разработки проектов законодательных и нормативно-правовых актов, развития системы подготовки кадров, оказания консультационной и информационной поддержки, выставочно-ярмарочной деятельности, других направлений поддержки малого предпринимательства, определяет первоочередность выполнения мероприятий Программы, . раз в полугодие представляет отчет о ее реализации.
Ивановское территориальное управление МАП России регулирует вопросы взаимодействия общественных объединений предпринимателей, субъектов малого предпринимательства с обществами по защите прав потребителей, с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на финансовом и товарных рынках; оказывает консультативно-методическую помощь. Администрации городов и районов области разрабатывают соответствующие муниципальные (районные) программы поддержки малого предпринимательства, определяют первоочередные мероприятия, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, ответственных исполнителей и систему контроля. Выделение средств областного бюджета на финансирование муниципальных (районных) программ осуществляется в объемах, равных объемам финансирования программ из соответствующего бюджета, за исключением финансирования отдельных социально значимых целевых программ и проектов.
Ивановский государственный фонд поддержки малого предпринимательства осуществляет в рамках мероприятий Программы кредитно-финансовую поддержку субъектов малого предпринимательства, координацию деятельности представительств фонда и агентств поддержки и развития малого предпринимательства в городах и районах области, других объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, образованных с участием фонда. Контроль за эффективным использованием средств фонда осуществляется Попечительским советом фонда. Контроль целевого использования средств областного бюджета осуществляет Комиссия Администрации Ивановской области по финансовой и имущественной поддержке малого предпринимательства.
Основным механизмом реализации Программы является корректировка и утверждение ежегодных программных мероприятий и заключение соглашений и договоров с исполнителями отдельных мероприятий.
Исполнители работ и услуг определяются на конкурсной основе. Для этих целей управление экономики и прогнозирования совместно с заинтересованными управлениями Администрации области, организациями и ведомствами разрабатывает регламент конкурсного отбора по той или иной тематике.
Участие коммерческих и иных организаций, заинтересованных в выполнении мероприятий Программы, осуществляется на основе отдельных соглашений, договоров, предусматривающих их долевое участие в финансировании этих работ.
Расходование средств областного бюджета осуществляется в соответствии с Положением о порядке финансирования мероприятий Программы развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Ивановской области за счет средств, выделенных из областного бюджета, утвержденного постановлением Главы Администрации Ивановской области от 30 мая 2000 г. N 446.
Управление экономики и прогнозирования Администрации области, Ивановский государственный фонд поддержки малого предпринимательства, ответственные исполнители мероприятий Программы информируют через средства массовой информации о ходе выполнения мероприятий Программы и использовании средств, направленных на ее финансирование.
Ресурсное обеспечение Программы
Эффективность реализации настоящей Программы зависит от реального выделения средств на ее финансирование из всех запланированных источников и организации действенного контроля за их использованием.
Реализация мероприятий Программы будет осуществляться на условиях долевого финансирования за счет средств областного бюджета, бюджетов городов и районов области, заемных средств ФФПМП, средств ИГФПМП, привлеченных внебюджетных финансовых средств, собственных средств субъектов МП.
Источники финансирования Программы
в млн.руб.
Источники финансирования | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | всего |
Областной бюджет 3 3 3 3 3 15
(субвенции)
ФФПМП 5 5 5 10 10 35
ИГФПМП (собственные и 5 10 10 10 15 50
привлеченные средства)
Местные бюджеты (по 2 3 5 10 10 30
согласованию)
Итого 15 21 23 33 38 130
Планируемые объемы кредитования субъектов малого предпринимательства области коммерческими банками и кредитными учреждениями:
в млн.руб.
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | всего |
Кредиты банков 800 1200 1500 2000 2500 8000
Объем привлеченных средств коммерческих банков, внебюджетных источников будет зависеть от успеха применения разработанных в рамках Программы финансовых технологий, которые позволят привлечь к инвестициям коммерческие банки, прочие внебюджетные ресурсы, а производственная деятельность субъектов МП не только окупит инвестиции в относительно сжатые сроки, но и позволит достигнуть устойчивости бизнеса с собственным капиталом и налаженными схемами доступа к заемным средствам.
Оценка эффективности реализации Программы
Эффективность и результативность мероприятий Программы заключается в позитивных изменениях в сфере малого предпринимательства и экономике области, снижении социальной напряженности. Это проявится в увеличении количественных показателей малого предпринимательства, таких как количество субъектов МП, объем выпуска товаров и услуг, численность занятых, объем налоговых платежей.
К концу 2005 года выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить условия для сохранения действующих и создания порядка 450 новых малых предприятий и увеличения числа занятых в малом предпринимательстве до 130 тысяч человек (до 27 процентов от числа занятых в экономике).
Предполагается, что по завершению мероприятий Программы общий вклад малых предприятий в региональный валовой продукт увеличится до 11-12 процентов.
Качественные показатели развития заключаются в увеличении субъектов МП в расчете на 1 тысячу жителей, росте доли занятых в малом бизнесе в общей численности трудоспособного населения, росте производственной деятельности субъектов МП. Прогнозируемая стоимость создания 1 рабочего места в малом бизнесе за счет средств государственной поддержки - 15 тыс. рублей.
Прогнозируемые показатели развития малого предпринимательства
в Ивановской области
Показатели | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2005 в % к 2000 |
Всего - субъектов МП, тысяч в % к предыдущему году субъектов МП в расчете на 1000 жителей |
39,6 102,1 35 |
40,6 102,5 36 |
41,7 102,7 37 |
42,8 102,7 |
44,0 102,8 |
113,4 |
Всего - занятых в малом бизнесе, тыс.чел. в % к предыдущему году в расчете на 1 субъект МП, чел. в % от численности населения в % от чис-ти населения, занятого в экономике |
93,5 102,5 2,36 7,7 19,2 |
95,9 102,6 2,35 8,0 19,6 |
98,5 102,6 2,36 8,3 20,1 |
101,1 102,6 2,36 |
104,0 102,9 2,36 |
114,0 |
Количество малых предприятий в % к предыдущему году |
5830 100,5 |
5890 101,0 |
6000 101,9 |
6120 102,0 |
6250 102,1 |
107,8 |
Объем выпуска товаров и услуг малыми предприятиями, млн.руб. в % к предыдущему году в расчете на 1 предприятие, млн.руб. в расчете на 1 работника, тыс.руб. |
1860 106,3 0,33 36,4 |
2000 107,5 0,36 39,5 |
2160 108,0 0,40 42,6 |
2340 108,3 0,44 44,0 |
2550 108,9 0,48 45,4 |
145,7 |
Среднесписочная численность работников на малых предприятиях, тыс.чел. в % к предыдущему году в расчете на 1 предприятие, чел. |
51,6 102,4 9,0 |
52,9 102,5 9,2 |
54,3 102,6 9,4 |
55,8 102,8 10,0 |
57,5 103,0 10,7 |
114,1 |
Численность зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, тыс.чел. в % к предыдущему году |
33,8 102,4 |
34,7 102,6 |
35,7 102,7 |
36,7 102,8 |
37,8 103,0 |
114,5 |
Численность работающих по договорам и внешние совместители, тыс.чел. в % к предыдущему году в расчете на 1 предпринимателя, чел. |
8,1 103,8 0,24 |
8,3 102,5 0,24 |
8,5 102,4 0,24 |
8,6 101,2 0,24 |
8,7 101,2 0,23 |
111,5 |
Налоговые поступления во все уровни бюджетов, млн. руб. в % к предыдущему году |
330,0 103,1 |
350,0 106,1 |
370,0 105,7 |
400,0 108,1 |
440,0 110,0 |
137,5 |
Налоговые поступления в областной бюджет, млн. руб. в % к предыдущему году |
55,0 105,8 |
63,0 114,5 |
70,0 111,1 |
78,0 111,4 |
85,0 109,0 |
163,5 |
Показатели эффективности реализации Программы
Показатели 2001 2002 2003 2004 2005 2001-
2005
Объем государственной 15 21 23 33 38 130
поддержки, млн.руб.
Увеличение количества + 0,8 + 1,0 + 1,1 + 1,1 + 1,2 + 5,2
субъектов МП, тысяч
Увеличение численности + 2,3 + 2,4 + 2,6 + 2,6 + 2,9 + 12,8
занятых в МП, тысяч
Увеличение объема выпуска + 110 + 140 + 160 + 180 + 210 + 800
товаров и услуг малыми
предприятиями, млн.руб.
Увеличение налоговых
поступлений:
- во все уровни бюджетов, +10 +20 +20 +30 +40 +140
млн. руб.
- в областной бюджет, млн. +3 +8 +7 +8 +7 +33
руб.
Распределение источников финансирования мероприятий Программы
в млн.руб.
Разделы программных мероприятий | Источник финансирования |
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | Всего |
1. Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства |
Областной бюджет ИГФПМП Итого |
0,1 0,2 0,3 |
0,1 0,2 0,3 |
0,1 0,2 0,3 |
0,1 0,2 0,3 |
0,1 0,2 0,3 |
0,5 1,0 1,5 |
2. Развитие прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства |
Областной бюджет ИГФПМП Ср-ва местных бюджетов Итого |
0,5 0,5 - 1,0 |
0,5 3,0 - 3,5 |
0,5 3,0 0,5 4,0 |
0,5 4,0 2,0 6,5 |
0,5 7,5 2,5 10,5 |
2,5 18,0 5,0 25,5 |
3. Реализация приоритетных направлений развития малого предпринимательства |
Областной бюджет ФФПМП ИГФПМП Ср-ва местных бюджетов Итого |
0,5 5,0 2,5 0,5 8,5 |
0,5 5,0 5,0 2,0 12,5 |
0,5 5,0 4,4 2,5 12,4 |
0,5 10,0 3,3 5,0 18,8 |
0,5 10,0 4,8 5,0 20,3 |
2,5 35,0 20,0 15,0 72,5 |
4. Создание, развитие и повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем обеспечения малого предпринимательства |
Областной бюджет ИГФПМП Ср-ва местных бюджетов Итого |
0,5 1,0 1,3 2,8 |
0,5 1,0 0,5 2,0 |
0,5 1,0 1,0 2,5 |
0,5 1,0 1,6 3,1 |
0,5 1,0 1,1 2,6 |
2,5 5,0 5,5 13,0 |
5. Научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства, взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности |
Областной бюджет ИГФПМП Ср-ва местных бюджетов Итого |
1,2 0,6 0,2 2,0 |
1,2 0,6 0,5 2,3 |
1,2 1,2 1,0 3,4 |
1,2 1,3 1,4 3,9 |
1,2 1,3 1,4 3,9 |
6,0 5,0 4,5 15,5 |
6. Межрегиональное и международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства Всего |
Областной бюджет ИГФПМП Итого Областной бюджет ФФПМП ИГФПМП Ср-ва местных бюджетов Итого |
0,2 0,2 0,4 3,0 5,0 5,0 2,0 15,0 |
0,2 0,2 0,4 3,0 5,0 10,0 3,0 21,0 |
0,2 0,2 0,4 3,0 5,0 10,0 5,0 23,0 |
0,2 0,2 0,4 3,0 10,0 10,0 10,0 33,0 |
0,2 0,2 0,4 3,0 10,0 15,0 10,0 38,0 |
1,0 1,0 2,0 15,0 35,0 50,0 30,0 130,0 |
Основные мероприятия
по реализации Программы развития и государственной поддержки малого
предпринимательства
в Ивановской области на 2001-2005 годы
Наименование мероприятий | Срок исполнения |
Исполнители |
1. Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства
1.1. Анализ законодательных и нормативных актов Ивановской области, 2001- ГУЭРТ, ТАУ, ГФУ,
касающихся государственной поддержки малого предпринимательства. 2005 КУГИ, ИГФПМП,
Разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы ДФГСЗН,
поддержки малого предпринимательства, разработка концепции формирования администрации
правового поля государственной поддержки малого предпринимательства в городов и районов,
Ивановской области Общ.орг.,
Консульт.фирмы,
СМП
1.2. Разработка нормативно-правовых актов, регламентирующих механизм 2001- ГУЭРТ, ТАУ, КУГИ,
упрощенной регистрации субъектов МП и прекращения их деятельности (о 2005 ИГФПМП, ДФГСЗН,
единой регистрационной палате Ивановской области, о реестре субъектов УМНС,
МП, о регистрации иностранных граждан-предпринимателей) администрации
городов и районов,
Общ.орг.
1.3. Разработка и совершенствование нормативно-правовой базы 2001- ГУЭРТ, ТАУ,
лицензирования деятельности субъектов МП и сертификации производимой 2005 администрации
ими продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), о мерах по городов и районов,
упорядочению проведения контролирующими органами проверок деятельности ЦСМ, Общ.орг.
субъектов МП
1.4. Разработка законодательной базы по предоставлению субъектам МП 2001- ГУЭРТ, ТАУ, ГФУ,
инвестиционных налоговых кредитов и других налоговых льгот (подготовка 2005 УМНС, ИГФПМП,
нормативно-правовых актов об инвестиционном налоговом кредите, о администрации
предоставлении льгот малым предприятиям, осуществляющим переработку с/х городов и районов,
продукции, производство продуктов питания, ТНП, промышленные товары, Общ.орг.
осваивающим новые технологии и продукцию)
1.5. Разработка нормативно-правовой базы, регулирующей финансовую, 2001- ГУЭРТ, ТАУ, ГФУ,
имущественную и иные виды поддержки субъектов МП (подготовка нормативно-2005 КУГИ, ИГФПМП,
правовых актов о размещении государственных и муниципальных заказов УМНС,
среди субъектов МП, об областном облигационном займе; о предоставлении администрации
гарантий за счет средств областного бюджета; о компенсации кредитным городов и районов,
учреждениям недополученной прибыли при кредитовании субъектов МП) Фин.учр.,
Консульт. фирмы,
Общ.орг.
1.6. Разработка и совершенствование нормативно-правовой базы МП в 2001- ГУЭРТ, ТАУ, ГФУ,
области налогообложения и отчетности (внесение изменений и дополнений в 2005 ИГФПМП,
областные законы о едином налоге на вмененный доход для определенных администрации
видов деятельности, об упрощенной системе налогообложения, учета и городов и районов,
отчетности) Фин. учр.,
Общ.орг.
1.7. Разработка и совершенствование нормативно-правовой базы, 2001- ГУЭРТ, ТАУ, ГФУ,
регулирующей деятельность объектов инфраструктуры поддержки МП 2005 ИГФПМП,
(подготовка нормативно-правовых актов о муниципальных фондах поддержки администрации
МП, об обществах взаимного кредитования) городов и районов,
Общ.орг., СМП
1.8. Разработка поправок и предложений в федеральные законодательные и 2001- ГУЭРТ, ТАУ, ГФУ,
нормативно-правовые акты в сфере МП 2005 ИГФПМП, ДФГСЗН,
УМНС,
администрации
городов и районов,
Фин.учр., Общ.орг.
1.9. Разработка и совершенствование нормативно-правовых актов в сфере 2001- ГУЭРТ, ТАУ, КДМ,
занятости молодежи и развития молодежного предпринимательства на 2005 ИГФПМП, ДФГСЗН,
территории области администрации
городов и районов,
Общ.орг.
2. Развитие прогрессивных финансовых технологий поддержки малого
предпринимательства
2.1. Разработка и применение современных форм сотрудничества 2001- ГУЭРТ, ТАУ, ГФУ,
Администрации области, коммерческих банков, финансово-кредитных 2005 ИГФПМП,
учреждений в области финансирования малого предпринимательства. администрации
Формирование инвестиционно-заемной системы - группы банков, финансовых городов и районов,
компаний, фондов, работающих в субъектами МП, создание условий для Фин.учр.,
удешевления кредитных ресурсов, содействие вовлечению средств частных Консульт.фирмы,
инвесторов в развитие МП, развитие малых предприятий в форме Общ.орг.
акционерных обществ, содействие развитию рынка ценных бумаг малых
предприятий
2.2. Создание, поддержка и развитие гарантийного (залогового) фонда. 2001- ГУЭРТ, ТАУ, ГФУ,
Разработка и создание системы финансирования субъектов малого 2005 КУГИ, ИГФПМП,
предпринимательства на основе предоставления гарантий. Выполнение администрации
функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам субъектов городов и районов,
МП перед банками и кредитными учреждениями Фин.учр.
2.3. Полная или частичная компенсация банкам и кредитным учреждениям 2001- ГУЭРТ, ТАУ, ГФУ,
недополученной прибыли при кредитовании субъектов МП по пониженной 2005 ИГФПМП,
процентной ставке администрации
городов и районов,
Фин.учр.
2.4. Посредничество в привлечении банков, инвестиционных фондов, 2001- ГУЭРТ, ТАУ, ГФУ,
частных инвесторов для финансирования инвестиционных проектов субъектов 2005 ИГФПМП,
МП администрации
городов и районов,
Фин.учр.,
Консульт.фирмы,
Общ.орг.
2.5. Предоставление инвестиционного налогового кредита субъектам МП 2001- ГУЭРТ, ТАУ, ГФУ,
2005 УМНС, ИГФПМП,
администрации
городов и районов
2.6. Участие в финансировании субъектов МП на основе лизинга 2001- ГУЭРТ, ТАУ, ГФУ,
2005 ИГФПМП,
администрации
городов и районов,
Фин.учр.
2.7. Организация ипотечного кредитования субъектов МП или лиц, желающих 2001- ГУЭРТ, ТАУ, ГФУ,
начать собственную предпринимательскую деятельность 2005 ИГФПМП,
администрации
городов и районов,
Фин.учр., Общ.орг.
2.8. Организация конкурсного размещения на малых предприятиях заказов 2001- ГУЭРТ, ТАУ, ГФУ,
на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг для 2005 ИГФПМП,
государственных и муниципальных нужд администрации
городов и районов,
Общ.орг.
2.9. Организация конкурсного размещения госзаказов на крупных 2001- ГУЭРТ, ТАУ, ГФУ,
предприятиях с условием субподряда для малых 2005 ИГФПМП,
администрации
городов и районов,
Общ.орг.
3. Реализация приоритетных направлений развития малого
предпринимательства
3.1. Финансовая поддержка предпринимательских проектов в приоритетных 2001- ГУЭРТ, ТАУ, ГФУ,
сферах деятельности 2005 ИГФПМП, ДФГСЗН,
администрации
городов и районов,
Фин. учр.
3.2. Финансовая поддержка комплексных территориальных инвестиционных 2001- ГУЭРТ, ТАУ, ГФУ,
проектов малого бизнеса 2005 ИГФПМП, ДФГСЗН,
администрации
городов и районов,
Фин. учр.,
Консульт. фирмы,
Общ.орг.
3.3. Финансовая поддержка инновационной деятельности малых предприятий, 2001- ГУЭРТ, ТАУ, ГФУ,
стимулирование разработок и производства принципиально новых видов 2005 ИГФПМП,
продукции администрации
городов и районов,
Фин. учр.,
Консульт. фирмы
3.4. Реструктуризация и перепрофилирование в целях развития 2001- ГУЭРТ, ТАУ, ГФУ,
промышленных предприятий, создание на их базе малых предприятий, 2005 КУГИ, ИГФПМП,
предоставлению субъектам МП не используемых основных фондов крупных администрации
предприятий-должников городов и районов
3.5. Финансовая поддержка субъектов инфраструктуры малого бизнеса 2001- ГУЭРТ, ТАУ, ГФУ,
2005 ИГФПМП, ДФГСЗН,
администрации
городов и районов
4. Создание, развитие и повышение эффективности использования созданной
инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных
систем обеспечения малого предпринимательства
4.1. Создание и поддержка территориальных представительств Ивановского 2001- ГУЭРТ, ТАУ, ГФУ,
государственного фонда поддержки малого предпринимательства 2005 ИГФПМП, ДФГСЗН,
администрации
городов и районов,
Общ.орг.
4.2. Содействие в демонстрации, приобретении образцов продукции и 2001- ГУЭРТ, ТАУ, КУГИ,
технологий "ноу-хау", технической и коммерческой документации с целью 2005 ИГФПМП
организации и совершенствования производства
4.3. Создание и поддержка обществ взаимного кредитования субъектов МП 2001- ГУЭРТ, ТАУ, ГФУ,
2005 ИГФПМП,
администрации
городов и районов,
Фин. учр.,
Общ.орг.
4.4. Создание и поддержка бизнес-инкубаторов 2001- ГУЭРТ, ТАУ,
2005 ИГФПМП, ДФГСЗН,
администрации
городов и районов,
Фин. учр., Образ.
Учр., Консульт.
фирмы, Общ.орг.
4.5. Создание и поддержка консультационных структур, оказывающих услуги 2001- ГУЭРТ, ТАУ,
субъектам МП 2005 ИГФПМП,
администрации
городов и районов,
Образ. учр.,
Консульт. фирмы,
Общ.орг.
4.6. Создание, поддержка и развитие информационных структур 2001- ГУЭРТ, ТАУ,
(информационно-аналитических центров МП) 2005 ИГФПМП,
администрации
городов и районов,
Консульт. фирмы,
Общ.орг.
4.7. Предоставление субъектам МП помещений и земельных участков, 2001- ГУЭРТ, ТАУ, КУГИ,
находящихся в государственной и муниципальной собственности, на 2005 администрации
условиях аренды городов и районов
4.8. Обустройство земельных участков для коммерческого использования 2001- ГУЭРТ, ТАУ, КУГИ,
субъектами МП. 2005 администрации
городов и районов,
Общ.орг., СМП
4.9. Создание, поддержка и развитие учебных заведений, ориентированных 2001- ГУЭРТ, ТАУ, ГФУ,
на изучение основ предпринимательства, экономики, менеджмента. 2005 ИГФПМП, ДФГСЗН,
администрации
городов и районов
4.10. Поддержка средств массовой информации, специализирующихся на 2001- ГУЭРТ, ТАУ,
освещении МП. 2005 ИГФПМП, ДФГСЗН,
администрации
городов и районов,
Общ.орг., СМП
5. Научно-методическое и кадровое обеспечение малого
предпринимательства, взаимодействие со средствами массовой информации и
пропаганда предпринимательской деятельности.
5.1. Проведение научно-исследовательских работ по исследованию 2001- ГУЭРт, ТАУ,
деятельности субъектов малого предпринимательства и разработке 2005 ИГФПМП, ДФГСЗН,
рекомендаций по первоочередным мерам поддержки малого администрации
предпринимательства. городов и районов,
Общ.орг.
5.2. Создание системы мониторинга (постоянного наблюдения) и анализа 2001- ГУЭРТ, ТАУ, ГФУ,
динамики развития МП в области, организация мониторинга социально- 2005 УМНС, ИГФПМП,
экономических процессов и социально-психологического климата в малом ДФГСЗН, КГС,
бизнесе, обобщение и распространение опыта деятельности субъектов МП. администрации
городов и районов,
Консульт. фирмы,
Общ.орг., СМИ
5.3. Создание информационных баз данных по различным направлениям 2001- ГУЭРТ,
деятельности субъектов МП (о субъектах МП; о состоянии 2005 администрации
предпринимательской среды; о правовых нормах деятельности субъектов МП, городов и районов,
законодательных нормах, требованиях и стандартах; о производителях и Консульт. фирмы,
поставщиках продукции и услуг; о свободных производственных площадях; о Общ.орг.
технологиях с коротким циклом производства и оборудовании,
предназначенном для МП; о состоянии рынка краткосрочных и долгосрочных
кредитов и т.д.), обеспечение доступности информации.
5.4. Подготовка каталогов о продукции (работах, услугах), выпускаемой 2001- ГУЭРТ, ТАУ,
субъектами МП; о заказах и предложениях промышленных предприятий по 2005 ИГФПМП,
организации совместных производств, поставках продукции, комплектующих, администрации
свободном оборудовании и производственных площадях и т.д. городов и районов,
Общ.орг., СМП
5.5. Организация и финансирование проведения семинаров, выставок и 2001- ГУЭРТ, ТАУ,
ярмарок товаров и услуг субъектов МП (проведение ежегодных выставок 2005 ИГФПМП,
"Малый бизнес Ивановской области", участие субъектов МП в областных и администрации
районных выставках, организация постоянно действующей выставки городов и районов,
продукции субъектов МП). Консульт. фирмы,
Общ.орг., СМП
5.6. Содействие в подборе деловых партнеров и содействие прямым 2001- ГУЭРТ, ТАУ,
контактам (внутри области, межрегиональным, зарубежным). 2005 ИГФПМП, Консульт.
фирмы, Общ.орг.
5.7. Проведение экономической экспертизы и оценки эффективности 2001- ГУЭРТ, ТАУ, ГФУ,
инвестиционных проектов. 2005 ИГФПМП, Фин. учр.,
Консульт. Фирмы
5.8. Оказание консультационных услуг (по оценке общей экономической 2001- ГУЭРТ, ТАУ, ГФУ,
ситуации и рыночной конъюнктуры, маркетинговые исследования отдельных 2005 ИГФПМП, Фин. учр.,
рынков; разработка бизнес-планов; по поиску источников финансирования; Консульт. фирмы
по регистрации, законодательству, налогообложению, финансам; созданию
совместных предприятий и т.д.).
5.9. Организация и финансирование обучения граждан основам 2001- ГУЭРТ, ТАУ, ГФУ,
предпринимательской деятельности, в том числе - из числа безработных 2005 КДМ, ИГФПМП,
граждан, военнослужащих, молодежи. ДФГСЗН,
администрации
городов и районов,
Образ. учр.
5.10. Организация и частичное финансирование мероприятий по подготовке, 2001- ГУЭРТ, ТАУ, ГФУ,
переподготовке и повышению квалификации кадров для МП, в том числе - по 2005 КДМ, ИГФПМП,
Президентской программе подготовки управленческих кадров для народного ДФГСЗН,
хозяйства Российской Федерации. администрации
городов и районов,
Образ. учр.,
Общ.орг., СМП
5.11. Организация краткосрочных курсов для лиц, желающих открыть свое 2001- ГУЭРт, ТАУ,
дело. 2005 ИГФПМП, ДФГСЗН,
администрации
городов и районов,
Образ. учр.,
Общ.орг.
5.12. Организация индивидуальных консультаций предпринимателей по 2001- ГУЭРТ, ТАУ,
вопросам деятельности субъектов МП. 2005 ИГФПМП, ДФГСЗН,
администрации
городов и районов,
Образ. учр.,
Консульт. фирмы,
Общ.орг.
5.13. Организация и финансирование подготовки и повышения квалификации 2001- ГУЭРТ, ТАУ, КДМ,
госслужащих структур поддержки МП, в том числе - из числа молодых 20050 ИГФПМП, ДФГСЗН,
специалистов. администрации
городов и районов,
Образ. учр.
5.14. Организация стажировок на предприятиях России, в иностранных 2001- ГУЭРТ, ТАУ,
фирмах и зарубежных учебных заведениях молодых бизнесменов, менеджеров, 2005 администрации
предпринимателей, в т.ч. - по программе подготовки кадров для городов и районов.
организаций народного хозяйства
5.15. Организация целевых теле- и радиопрограмм о МП по пропаганде идей 2001- ГУЭРТ, ТАУ,
предпринимательства и общественных объединений МП. 2005 ИГФПМП, ДФГСЗН,
администрации
городов и районов,
Общ.орг., СМИ, СМП
5.16. Формирование механизма взаимодействия предпринимателей с 2001- ГУЭРТ, ТАУ,
государственными и общественными деятелями, представителями научно- 2005 ИГФПМП, ДФГСЗН,
технической и творческой интеллигенции, религиозных конфессий и других администрации
социальных групп городов и районов,
Общ.орг., СМИ
5.17. Содействие формированию и развитию профессиональных гильдий и 2001- ГУЭРТ, ТАУ,
общественных объединений предпринимателей 2005 ИГФПМП,
администрации
городов и районов,
Общ.орг., СМП
5.18. Организация защиты прав субъектов малого предпринимательства и 2001- ГУЭРТ, ТАУ,
частных предпринимателей. 2005 администрации
городов и районов,
Общ.орг.
5.19. Подготовка рекомендаций для субъектов МП в сфере безопасности 2001- ГУЭРТ, ТАУ, Образ.
личности и собственности 2005 учр., Консульт.
фирмы, Общ.орг.
5.20. Организация делового туризма и экскурсий на малые предприятия 2001- ГУЭРТ, ТАУ,
2005 администрации
городов и районов,
Консульт. фирмы,
Общ.орг.
6. Межрегиональное и международное сотрудничество в сфере малого
предпринимательства
6.1. Организация консультационной и информационной поддержки 2001- ГУЭРТ, ТАУ,
межрегиональной и внешнеэкономической деятельности субъектов МП 2005 администрации
городов и районов,
Образ. учр.,
Общ.орг.
6.2. Создание информационной базы данных о зарубежных и межрегиональных 2001- ГУЭРТ, ТАУ,
партнерах, инвесторах, потенциальных заказчиках для участия в сфере МБ 2005 Консульт. фирмы,
области Общ.орг., СМП
6.3. Организация сфер внешнеэкономической деятельности с режимом 2001- ГУЭРТ, ТАУ, ГФУ,
наибольшего благоприятствования 2005 ИГФПМП, ДФГСЗН,
администрации
городов и районов,
Консульт. Фирмы,
Общ.орг.
6.4. Оказание помощи предприятиям в подготовке предпринимательских 2001- ГУЭРТ, ТАУ,
проектов для предоставления их на конкурсное рассмотрение в 2005 ИГФПМП, Образ.
международные финансовые организации учр., Консульт.
фирмы, Общ.орг.
6.5. Разработка механизма по оказанию содействия МП в проверке 2001- ГУЭРТ, ТАУ,
состоятельности зарубежных партнеров, поставщиков и заказчиков 2005 Консульт. фирмы,
Общ.орг.
6.6. Организация системы межрегиональных деловых связей и 2001- ГУЭРТ, ТАУ,
производственной кооперации с субъектами МП из других регионов РФ 2005 администрации
городов и районов,
Общ.орг.
6.7. Участие в выставках и ярмарках в других регионах РФ 2001- ГУЭРТ, ТАУ,
2005 ИГФПМП,
администрации
городов и районов,
Консульт. фирмы,
Общ.орг., СМИ, СМП
6.8. Участие в разработке и реализации межрегиональных и международных 2001- ГУЭРТ, ТАУ,
программ поддержки МП 2005 ИГФПМП, ДФГСЗН,
администрации
городов и районов,
Образ. учр.,
Консульт. фирмы,
Общ.орг.
Список сокращений
ЗС Законодательное Собрание Ивановской области
ГУЭРТ Главное управление экономического развития и торговли
Администрации Ивановской области
ТАУ Ивановское территориальное управление Министерства РФ
по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства
ГФУ Главное финансовое управление Ивановской области
КУГИ Комитет по управлению государственным имуществом
Администрации Ивановской области
УПР Управление потребительского рынка и услуг
Администрации Ивановской области
УМНС Управление Министерства РФ по налогам и сборам по
Ивановской области
ФФПМП Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства
ИГФПМП Ивановский государственный фонд поддержки малого
предпринимательства
ДФГСЗН Департамент федеральной государственной службы
занятости населения по Ивановской области
КДМ Комитет по делам молодежи Администрации Ивановской
области
КГС Ивановский областной комитет государственной
статистики
ТПП Торгово-промышленная палата Ивановской области
ЦСМ Ивановский центр стандартизации, метрологии и
сертификации
СМП Субъекты малого предпринимательства
СМИ Средства массовой информации
Фин. учр. Коммерческие банки, финансовые и кредитные учреждения
и организации
Общ. орг. Общественные объединения и ассоциации
предпринимателей и малых предприятий
Образ. Образовательные учреждения
учр.
Консульт. Консультационные фирмы
фирмы
<< Назад |
||
Содержание Указ Губернатора Ивановской области от 23 ноября 2001 г. N 273-УГ "О Программе развития и государственной поддержки малого... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.