Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Правительства Ивановской области
от 1 февраля 2007 г. N 20-п
Подпрограмма
"Государственная поддержка граждан
в сфере ипотечного жилищного кредитования"
областной целевой программы "Жилище"
на 2002 - 2010 годы
11 декабря 2007 г., 4 марта, 8 августа 2008 г., 10 июля 2009 г.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
Постановлением Правительства Ивановской области от 10 июля 2009 г. N 201-п в раздел 2 настоящей подпрограммы внесены изменения
2. Паспорт
подпрограммы "Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного
жилищного кредитования" областной целевой программы "Жилище"
на 2002 - 2010 годы
Наименование | Подпрограмма "Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования" областной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. |
Основание для разработки |
Закон Ивановской области от 30.12.2002 N 101-ОЗ "Об областной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (в редакции Закона Ивановской области от 09.01.2007 N 21-ОЗ). |
Заказчик подпрограммы | Правительство Ивановской области. |
Разработчики подпрограммы |
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области. |
Цель подпрограммы |
Улучшение жилищных условий заявленных в подпрограмме категорий граждан (участников подпрограммы), признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, в рамках областной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. |
Основные задачи подпрограммы |
Разработка механизма государственной поддержки участников подпрограммы, желающих приобрести жилье с использованием ипотечных жилищных кредитов; предоставление участникам подпрограммы субсидий на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилья и строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома. |
Исполнители подпрограммы |
Департамент строительства и архитектуры Ивановской области; органы местного самоуправления Ивановской области (по согласованию); финансово-кредитные учреждения (банки) (по согласованию); строительные организации и предприятия (по согласованию). |
Срок реализации подпрограммы |
2007 - 2010 годы. |
Основные мероприятия подпрограммы |
Разработка нормативных правовых актов; формирование организационных и финансовых механизмов оказания государственной поддержки участникам подпрограммы, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий; предоставление участникам подпрограммы субсидий за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Ивановской области (по согласованию) на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита. |
Объем и источники финансирования подпрограммы |
Предполагаемый общий объем финансирования составит 656,9 млн. руб., из них: областной бюджет - 118,25 млн. руб.; муниципальные бюджеты - 13,13 млн. руб. (по согласованию); внебюджетные средства - 525,52 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы |
Оказание государственной поддержки в улучшении жилищных условий 870 участникам подпрограммы; создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем категорий граждан, заявленных в подпрограмме; привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты, а также собственных средств граждан. |
Система организации контроля за реализацией подпрограммы |
Общее руководство и контроль за реализацией подпрограммы осуществляет Правительство Ивановской области. |
Руководитель подпрограммы |
Первый заместитель начальника Департамента строительства и архитектуры Ивановской области Попов А.В. |
3. Содержание проблемы
Подпрограмма "Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования" областной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - подпрограмма) направлена на реализацию приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", который предполагает развитие ипотечного жилищного кредитования населения и формирование рынка доступного жилья.
За последнее время в жилищной сфере Ивановской области произошли серьезные изменения. В результате бесплатной приватизации сформировался и быстро развивается рынок вторичного жилья. В то же время в Ивановской области, как и в большинстве регионов России, сократилось бюджетное финансирование жилищного строительства, что в условиях недостаточного платежеспособного спроса большей части населения на вновь построенное жилье, а также отсутствия кредитов на строительство и приобретение жилья привело к сокращению объемов жилищного строительства и значительному снижению объема бесплатно предоставляемого социального жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Одним из эффективных способов решения жилищных проблем, как показывают практика последних лет, постоянно расширяющийся спектр банковских услуг и продуктов в данной сфере на фоне постоянного роста цен на жилье, является ипотечное жилищное кредитование.
Тем не менее значительная часть населения, прежде всего со средними доходами, остается практически не вовлеченной в процесс улучшения жилищных условий с использованием схем ипотечного кредитования. Среднестатистическая российская семья имеет определенный объем сбережений в виде денежных средств или жилья, полученного в результате приватизации, других активов, а также ежемесячный доход, который она получает и предполагает получать в течение длительного времени. Причем провозглашаемая стабильность экономического развития страны, политика государства, направленная на увеличение валового национального продукта и рост реальных доходов населения, создает благоприятные макроэкономические условия для формирования долгосрочной стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, укоренения данного способа приобретения жилья в современном российском обществе.
Но в то же время граждане не могут получить доступ на рынок приобретения жилья с помощью ипотеки без определенной финансовой поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, не все могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита.
Одним из выходов из создавшейся ситуации является разработка системы мер государственной поддержки для участия в банковских программах ипотечного жилищного кредитования тех категорий граждан, которые имеют постоянную гарантированную работу и перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации.
Реализация подпрограммы позволит с помощью средств областного и муниципальных бюджетов обеспечить доступность приобретения гражданами жилья с использованием ипотечных кредитов, что не только улучшит их жилищные условия, но и приведет к положительному социальному эффекту.
Постановлением Правительства Ивановской области от 10 июля 2009 г. N 201-п в раздел 4 настоящей подпрограммы внесены изменения
4. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма предусматривает создание системы государственной поддержки заявленных в подпрограмме категорий граждан путем предоставления единовременной безвозмездной и безвозвратной субсидии на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилья, в том числе по договору участия в долевом строительстве, или строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома.
Основная цель подпрограммы - улучшение жилищных условий заявленных в подпрограмме категорий граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Основными задачами подпрограммы являются:
- разработка механизма государственной поддержки участников подпрограммы, желающих приобрести жилье с использованием ипотечных жилищных кредитов;
- предоставление участникам подпрограммы субсидий на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилья, в том числе по договору участия в долевом строительстве, или строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома.
Основными принципами реализации подпрограммы являются:
- добровольность участия в подпрограмме;
- признание граждан, желающих участвовать в подпрограмме, нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ивановской области;
- возможность для граждан реализовать свое право на получение поддержки за счет средств бюджетов различных уровней при улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы только один раз.
Подпрограмма реализуется в 2007 - 2010 годах.
В ходе реализации подпрограммы необходимо:
- разработать нормативно-правовую базу подпрограммы областного и муниципального уровней;
- сформировать и отработать механизмы государственной поддержки граждан в приобретении жилья с использованием ипотечных жилищных кредитов;
- реализовать основные положения подпрограммы;
- совершенствовать правовую базу подпрограммы;
- проводить анализ эффективности реализации подпрограммы и оперативно вносить соответствующие изменения в алгоритмы ее реализации.
Постановлением Правительства Ивановской области от 8 августа 2008 г. N 214-п в раздел 5 настоящей подпрограммы внесены изменения
5. Мероприятия и ресурсное обеспечение подпрограммы
Мероприятия подпрограммы направлены на создание системы государственной поддержки граждан в решении ими жилищной проблемы.
Участниками подпрограммы являются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Ивановской области, нуждающиеся в улучшении жилищных условий на территории муниципального образования, принимающего участие в реализации подпрограммы.
Применительно к настоящей подпрограмме под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также участники подпрограммы, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Реализация системы мероприятий подпрограммы осуществляется по следующим направлениям:
- нормативное правовое и методологическое обеспечение реализации подпрограммы;
- финансовое обеспечение реализации подпрограммы;
- организационное обеспечение реализации подпрограммы.
Мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы включают в себя разработку нормативных правовых актов, связанных с механизмом реализации мероприятий подпрограммы.
Основными мероприятиями по финансовому обеспечению реализации подпрограммы являются разработка финансовых и экономических механизмов оказания государственной поддержки участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий и подготовка необходимых обоснований и расчетов при разработке проектов областного и муниципальных бюджетов Ивановской области на соответствующий год.
Организационные мероприятия на областном уровне предусматривают:
- сбор данных о гражданах, имеющих право на участие в планируемом году в подпрограмме, предоставляемых органами местного самоуправления, обеспечивающими реализацию мероприятий подпрограммы;
- отбор банков в соответствии с установленными критериями, не противоречащими Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", для обслуживания средств субсидий участников подпрограммы и предоставления ипотечных жилищных кредитов;
- определение ежегодно объема средств, выделяемых из областного бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы;
- отбор муниципальных образований для участия в подпрограмме и распределение субсидий между муниципальными образованиями;
- осуществление контроля за реализацией подпрограммы на областном и муниципальном уровнях в пределах своих полномочий;
- обеспечение освещения целей и задач подпрограммы в региональных средствах массовой информации;
- проведение мониторинга реализации подпрограммы на областном уровне, подготовка информационно-аналитических и отчетных материалов;
- ведение реестра выданных и оплаченных свидетельств о предоставлении субсидии на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита.
Организационные мероприятия на муниципальном уровне предусматривают:
- признание участников подпрограммы нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке;
- формирование списков граждан для участия в подпрограмме в планируемом году;
- ежеквартальное утверждение норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию;
- определение ежегодно объема средств, выделяемых из бюджета муниципального образования на реализацию мероприятий подпрограммы;
- выдача участникам подпрограммы в установленном порядке свидетельств о предоставлении субсидии на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита исходя из объемов финансирования, предусмотренных на эти цели в областном бюджете, а также объемов софинансирования подпрограммы за счет средств бюджетов муниципальных образований Ивановской области.
Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, путем предоставления им субсидий для оплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилья (далее - субсидии).
Участие в подпрограмме является добровольным. Право на улучшение жилищных условий с использованием субсидии или иной формы государственной поддержки за счет бюджетных средств предоставляется участникам подпрограммы только один раз.
В первую очередь субсидии предоставляются участникам подпрограммы, поставленным на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005.
Расчет размера субсидии осуществляется исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для граждан, количества членов семьи и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по соответствующему муниципальному образованию, на территории которого гражданин состоит на учете в качестве участника подпрограммы. Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию устанавливается органом местного самоуправления, но этот норматив не должен превышать среднюю рыночную стоимость 1 кв. м общей площади жилья по Ивановской области, определяемую уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер субсидии, составляет:
для одиноко проживающего гражданина - 33 кв. м;
для семьи численностью 2 человека (в том числе супруги или 1 родитель и ребенок) - 42 кв. м;
для семьи численностью 3 и более человек (в том числе 2 супругов, 1 и более детей или семья, состоящая из 1 родителя и 2 и более детей) - по 18 кв. м на каждого члена семьи.
Средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера субсидии, определяется по формуле:
СтЖ = Н x РЖ, где:
СтЖ - средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера субсидии;
Н - норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию, определяемый в соответствии с требованиями подпрограммы;
РЖ - размер общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с требованиями подпрограммы.
Размер субсидии для работников организаций, финансируемых из областного или местных бюджетов, сотрудников правоохранительных органов, финансируемых из областного или местных бюджетов, государственных гражданских служащих Ивановской области или муниципальных служащих составляет не менее:
25 процентов средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы, - для одиноко проживающего гражданина или семей, не имеющих детей;
30 процентов средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы, - для семей, имеющих 1 и более ребенка.
Для остальных жителей Ивановской области размер субсидии составляет не менее:
15 процентов средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы, - для одиноко проживающего гражданина или семей, не имеющих детей;
20 процентов средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы, - для семей, имеющих 1 и более ребенка.
Средства областного бюджета на предоставление субсидий выделяются бюджетам муниципальных образований на условиях софинансирования подпрограммы в процентном отношении 90:10.
В качестве механизма доведения субсидии до участников подпрограммы используется свидетельство о предоставление субсидии на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (далее - свидетельство).
Свидетельство является именным документом, удостоверяющим право участника подпрограммы на получение субсидии. Свидетельство не является ценной бумагой, не подлежит передаче другому лицу, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Срок действия свидетельства с даты его выдачи, указанной в свидетельстве, для участников подпрограммы составляет 2 месяца, для банков, участвующих в реализации подпрограммы, - 9 месяцев.
Размер субсидии, предоставляемой участникам подпрограммы, рассчитывается органом местного самоуправления, осуществляющим выдачу свидетельства, указывается в свидетельстве и является неизменным на весь срок его действия. Расчет размера субсидии осуществляется на дату выдачи свидетельства, указанную в бланке свидетельства.
Участник подпрограммы - владелец свидетельства может получить ипотечный жилищный кредит в банке, отобранном для участия в подпрограмме, в котором открывает банковский счет, предназначенный для зачисления субсидии. Участник подпрограммы заключает договор банковского счета с банком по месту приобретения жилья.
Органы местного самоуправления, осуществляющие выдачу свидетельств, информируют участников подпрограммы, принимающих решение об участии в подпрограмме, об условиях ее реализации. Участники подпрограммы в свою очередь дают письменное согласие на участие в ней на условиях, определенных подпрограммой.
Жилое помещение, приобретенное участниками подпрограммы, должно находиться на территории Ивановской области. Органы местного самоуправления Ивановской области не в праве ограничивать данную территорию пределами соответствующего муниципального образования.
Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве.
Порядок предоставления участникам подпрограммы субсидий для оплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита утверждается Правительством Ивановской области.
6. Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы
Общий объем финансовых средств, предполагаемых к привлечению на реализацию подпрограммы из всех источников финансирования, составляет 656,9 млн. руб. (см. таблицу).
Средства областного бюджета в размере 118,25 млн. руб. и средства бюджетов муниципальных образований Ивановской области в размере 13,13 млн. руб. выделяются на предоставление участникам подпрограммы субсидий для оплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита.
Объем финансирования подпрограммы за счет средств областного и местного бюджетов подлежит ежегодному уточнению с учетом возможностей бюджетов.
В рамках реализации подпрограммы предполагается привлечение средств из внебюджетных источников в размере 525,52 млн. руб., в том числе средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты, а также собственные средства граждан - участников подпрограммы.
Таблица
Объемы финансирования подпрограммы в 2007 - 2010 годах, млн. руб.
Всего в 2007 - 2010 гг. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Объем средств за счет всех источников финансирования, всего, млн. руб. |
656,9 |
113,9 |
137,5 |
155,5 |
50,0 |
Предоставление участникам подпрограммы субсидий для оплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита, в том числе: |
|||||
- средства бюджета Ивановской области, млн. руб. |
118,25 | 24,1 | 24,75 | 28,0 | 41,4 |
- средства бюджетов муниципальных образований Ивановской области, млн. руб. |
13,13 |
2,28 |
2,75 |
3,1 |
5,0 |
Внебюджетные источники финансирования, в том числе средства банков, кредитных организаций, предприятий, личные средства граждан - участников подпрограммы, млн. руб. |
525,52 |
91,12 |
110,0 |
124,4 |
200,0 |
7. Нормативная правовая база подпрограммы
Нормативной правовой базой подпрограммы является Закон Ивановской области от 30.12.2002 N 101-ОЗ "Об областной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы" (в редакции Закона Ивановской области от 09.01.2007 N 21-ОЗ).
8. Оценка эффективности социально-экономических последствий
от реализации подпрограммы
В процессе реализации подпрограммы планируется сформировать систему предоставления участникам подпрограммы субсидий за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Ивановской области на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита.
За период 2007 - 2010 г.г. планируется оказать государственную поддержку 870 участникам подпрограммы, в том числе:
в 2007 году - 160 участникам подпрограммы;
в 2008 году - 190 участникам подпрограммы;
в 2009 году - 220 участникам подпрограммы;
в 2010 году - 300 участникам подпрограммы.
9. Организация управления подпрограммой
и контроль за ходом ее реализации
В Ивановской области исполнителем подпрограммы является Департамент строительства и архитектуры Ивановской области (далее - исполнитель областной подпрограммы), который участвует в разработке нормативной правовой базы, ведет областной реестр выданных и оплаченных свидетельств участников подпрограммы и осуществляет иные функции по обеспечению реализации подпрограммы на территории Ивановской области.
Органы местного самоуправления, участвующие в реализации подпрограммы, осуществляют до 1 сентября года, предшествующего планируемому, проверку представленных участниками подпрограммы документов, формируют списки граждан для участия в подпрограмме в планируемом году, представляют их исполнителю областной подпрограммы, определяют объемы ежегодного финансирования подпрограммы и предусматривают средства на реализацию подпрограммы в местных бюджетах.
Условиями участия муниципальных образований в подпрограмме являются:
1) наличие утвержденной муниципальной программы ипотечного жилищного кредитования, предусматривающей, в том числе, и применение механизма субсидирования первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита;
2) софинансирование механизма субсидирования первоначального взноса при получении ипотечного кредита из средств муниципального бюджета в рамках реализации муниципальной программы в сфере ипотечного жилищного кредитования.
Исполнитель областной подпрограммы на основании списков граждан - участников подпрограммы, изъявивших желание получить субсидию в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, формирует сводный список граждан - участников подпрограммы и утверждает его.
Объем субсидий, подлежащих распределению по муниципальным районам и городским округам Ивановской области для реализации мероприятий подпрограммы, определяется комиссией при Правительстве Ивановской области по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу по предложениям исполнителя областной подпрограммы, согласованным с Департаментом экономического развития и торговли Ивановской области, в пределах общего объема инвестиционных расходов, доведенных Департаментом финансов Ивановской области до сведения исполнителя подпрограммы.
Исполнитель областной подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы в проекте закона об областном бюджете на соответствующий год, полученных от органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области заявок и сводных списков определяет для каждого муниципального образования Ивановской области предварительные контрольные цифры в отношении бюджетных средств и доводит их до 1 октября года, предшествующего планируемому году, до сведения органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Ивановской области.
Распределение средств областного бюджета, выделяемых на реализацию подпрограммы, между муниципальными образованиями осуществляется исходя из общего количества участников подпрограммы, включенных в сводный список предлагаемого общего объема финансирования подпрограммы из средств областного бюджета в планируемом году, пропорционально количеству граждан - претендентов на получение субсидий от данного муниципального образования в планируемом году.
Органы местного самоуправления муниципальных образований в 20-дневный срок с даты получения предварительных контрольных цифр формируют с учетом средств, предусматриваемых в бюджете Ивановской области и местных бюджетах на реализацию подпрограммы на соответствующий год, списки участников подпрограммы - претендентов на получение субсидий в планируемом году.
Исполнитель областной подпрограммы в месячный срок после вступления в силу закона Ивановской области об областном бюджете на соответствующий год доводит до сведения муниципальных образований Ивановской области распределение средств бюджета Ивановской области между муниципальными образованиями Ивановской области на реализацию данной подпрограммы.
Для получения средств бюджета Ивановской области на софинансирование предоставления субсидий исполнитель муниципальной подпрограммы до 20 февраля текущего года представляет исполнителю областной подпрограммы следующие документы:
а) список участников подпрограммы - претендентов на получение субсидий в текущем году по состоянию на дату представления;
б) муниципальную программу в сфере ипотечного жилищного кредитования;
в) документы, содержащие сведения о размере средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования Ивановской области на текущий год для предоставления субсидий для оплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита.
Средства бюджета Ивановской области, предусмотренные на предоставление субсидий, перечисляются в установленном порядке в виде субсидий в бюджет муниципального образования Ивановской области в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов бюджета Ивановской области при условии, что в бюджете муниципального образования Ивановской области в необходимых объемах предусмотрены средства на предоставление субсидий.
Орган местного самоуправления по мере поступления бюджетных средств, предназначенных для предоставления субсидий, осуществляет оформление свидетельств и выдачу их гражданам - участникам подпрограммы в соответствии с установленным Правительством Ивановской области Порядком предоставления участникам подпрограммы субсидий для оплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита.
Орган местного самоуправления ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет исполнителю областной подпрограммы отчет об использовании средств местного бюджета и бюджета Ивановской области, выделенных на предоставление субсидий.
Перечень основных мероприятий по реализации подпрограммы и исполнителей приведен в приложении к подпрограмме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.