В целях реализации прав граждан на участие в общественном самоуправлении, в соответствии со ст. 55 Закона Ивановской области "О местном самоуправлении в Ивановской области", п. 24 ст. 49 Устава города Иванова, Ивановская городская Дума решила:
1. Утвердить Положение о территориальном общественном самоуправлении в г. Иванове.
О территориальном общественном самоуправлении в муниципальных образованиях Ивановской области см. Закон Ивановской области от 15 марта 2004 г. N 36-ОЗ
2. Опубликовать Положение о территориальном общественном самоуправлении в г. Иванове в средствах массовой информации.
Глава администрации
г. Иванова |
В. Троеглазов |
Председатель Ивановской
городской Думы |
В. Куликов |
Приложение
к решению
Ивановской городской Думы
от 24 февраля 1998 г. N 113
Положение
о территориальном общественном самоуправлении в г. Иванове
Общие положения
1. Понятие территориального общественного самоуправления
Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту жительства на части территории города Иванова для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.
Органами общественного самоуправления на территории города являются домовые, уличные комитеты, советы общественного самоуправления в микрорайонах, иных территориальных образованиях.
Территориальные границы деятельности органов общественного самоуправления устанавливаются городской Думой.
1.2. Правовая основа ТОС.
Правовую основу ТОС в г. Иванове составляют Конституция Российской Федерации, Закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устав г. Иванова, настоящее Положение, Уставы ТОС, другие нормативно-правовые акты, принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления, Европейская хартия о местном самоуправлении.
1.3. Основные принципы ТОС.
ТОС осуществляет свою деятельность на принципах:
- свободы выбора населением форм самоуправления;
- защиты прав и законных интересов населения;
- выборности и подконтрольности населению органов ТОС;
- информированности и учета общественного мнения;
- взаимодействия органов ТОС с органами местного самоуправления города Иванова, государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, населением;
- развития инициативы населения;
- широкого приобщения жителей, трудовых коллективов, общественных организаций к разработке, принятию и реализации социальных, правовых, благоустроительных, культурно-оздоровительных и других программ;
- сочетания интересов населения соответствующей территории и всего сообщества г. Иванова;
- создания собственных источников доходов в результате экономической деятельности.
1.4. Формы осуществления ТОС.
Общественное самоуправление осуществляется населением непосредственно на общем собрании, через своих представителей на конференции и через создаваемые органы ТОС.
1.5. Система органов ТОС.
Система органов ТОС может включать в себя:
- старших подъездов;
- домовые комитеты (в многоквартирных домах);
- уличные комитеты (в частном секторе);
- советы самоуправления микрорайонов;
- координационный орган ТОС (ассоциации) и другие формы.
1.6. Территория ТОС.
Территориями ТОС могут быть исторически сложившиеся участки: микрорайон, местечко и др.
Граница округа, в пределах которой осуществляется ТОС, устанавливается учредительной конференцией и утверждается городской Думой. Она не может выходить за пределы городской черты.
Споры, возникшие в связи с определением границ микрорайона рассматриваются городской Думой либо, в случае невозможности урегулирования, в судебном порядке.
1.7. Право жителей на участие в органах ТОС.
Любой гражданин, проживающий и зарегистрированный на территории, достигший совершеннолетия и являющийся дееспособным, имеет право избирать и быть избранным в органы ТОС.
1.8. Право образования юридического лица.
ТОС может осуществлять свою деятельность на основании настоящего положения без образования юридического лица.
ТОС может приобрести статус юридического лица и осуществлять свою деятельность на основании принятого и зарегистрированного в установленном порядке Устава.
2. Порядок организации ТОС
2.1. Инициатором создания общественного самоуправления может быть группа из граждан, проживающих и зарегистрированных в установленном порядке на соответствующей территории.
Граждане, изъявившие желание учредить ТОС, формируют организационный комитет, в обязанности которого входит:
- подготовка Устава ТОС;
- подготовка проекта Регламента общего собрания на выборы ТОС или проекта Регламента общих собраний по выборам делегатов конференции;
- составление списка избирателей, проживающих на данной территории;
- определение нормы представительства делегатов конференции по согласованию с комитетом по законности, общественной безопасности и местному самоуправлению городской Думы;
- установление сроков, подготовка и проведение общего собрания (конференции).
О своем создании и составе организационный комитет объявляет для сведения населению данной территории.
Заседания организационного комитета проводятся открыто и гласно, решения принимаются простым большинством голосов и оформляются протоколом.
2.2. Выборы руководящих органов ТОС.
Руководящие органы ТОС могут избираться:
на общем собрании граждан, проживающих на территории, где создается ТОС. Общее собрание правомочно, если в нем принимает участие более половины жителей соответствующей территории;
на конференции представителей (делегатов) групп граждан, проживающий на территории, где создается ТОС. Конференция правомочна, если в ней приняли участие не менее двух третей установленного числа представителей жителей соответствующей территории.
2.3. Полномочия собрания, конференции ТОС.
- принятие решения о создании, ликвидации или реорганизации ТОС;
- принятие Устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений;
- избрание органов ТОС, заслушивание отчетов органов ТОС о проделанной работе;
- обсуждение проектов решений органов местного самоуправления г. Иванова, представленных на обсуждение;
- обсуждение вопросов благоустройства территории, сохранности и надлежащего оборудования жилищного фонда и социальных объектов, организации досуга, охраны природы и общественного порядка.
К компетенции собрания (конференции) могут быть отнесены и иные вопросы, предусмотренные Уставом ТОС.
Решения собрания, конференции принимаются большинством голосов от числа присутствующих при наличии кворума и оформляются протоколом.
Органы городского самоуправления должны быть проинформированы о проведении собрания, конференции заблаговременно, за 7 дней до ее открытия.
2.4. Периодичность общих собраний (конференций) ТОС.
Общие собрания (конференции) созываются по мере необходимости, а именно:
- по истечении срока полномочий руководящего органа ТОС;
- при выбытии членов руководящего органа ТОС, если это делает его неправомочным;
- в иных случаях, предусмотренных Уставом ТОС.
3. Органы территориального общественного самоуправления
3.1. Старший подъезда (секции дома) избирается жителями или назначается домовым комитетом, он:
- принимает участие в заседаниях домового комитета, являясь, как правило, его членом;
- выполняет поручения домового комитета;
- проводит общие собрания жителей своего подъезда, субботники, мероприятия по охране порядка.
3.2. Органы ТОС дома, улицы.
Домовой комитет является органом ТОС многоквартирного жилого дома.
Уличный комитет является органом ТОС улицы, имеющей индивидуальную застройку.
Количественный состав и срок полномочий домового, уличного комитета определяется собранием (конференцией) жителей.
Решение на собрании (конференции) принимается простым большинством голосов и оформляется протоколом.
3.3. Полномочия домовых, уличных комитетов.
Домовой, уличный комитет:
- избирает из своего состава председателя комитета, который организует работу органа;
- привлекает жильцов дома, улицы к осуществлению мероприятий по благоустройству, озеленению дворовой территории, улицы, надлежащему содержанию жилого фонда, спортивных и детских игровых площадок и других объектов;
- проводит смотры-конкурсы на лучший подъезд, двор;
- сотрудничает с участковым инспектором в деле обеспечения порядка;
- вносит предложения в соответствующие органы по вопросам благоустройства, текущему содержанию жилого фонда, подготовки его к зиме;
- осуществляет общественный контроль за качеством ремонта мест общего пользования;
- организует и проводит общие собрания жильцов;
- вносит в соответствующие органы предложения о режиме работы предприятий, расположенных внутри или вблизи жилого дома;
- вносит предложения в органы социальной защиты населения по оказанию помощи нуждающимся жильцам;
- информирует население в рамках своей компетенции;
- формирует и утверждает состав добровольной народной дружины дома, улицы;
- проводит заседания не реже одного раза в квартал; решения домкома, уличкома оформляются протоколом и доводятся до сведения жителей;
- подотчетен в своей деятельности собранию (конференции) жителей.
3.4. Полномочия председателя домового, уличного комитета.
Председатель домового, уличного комитета:
- представляет домовой, уличный комитет в отношениях с ТОС, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями;
- готовит и ведет заседание домового, уличного комитета, совета общежития;
- организует и контролирует исполнение принятых решений;
- координирует деятельность членов домового, уличного комитета;
- доводит до сведения жителей дома, улицы решения, принятые органами ТОС, решает иные вопросы в пределах своей компетенции.
3.5. Орган территориального общественного самоуправления.
Высшим органом ТОС является общее собрание или конференция.
Периодичность и порядок проведения собраний или конференций устанавливается Уставом (Положением) ТОС.
Руководящим органом ТОС в период между собраниями, конференциями является Совет ТОС в составе председателя, заместителя и членов Совета.
Количественный состав Совета ТОС определяется собранием или конференцией.
Председатель Совета ТОС, его заместитель избираются на собрании (конференции) или на заседании Совета в соответствии с Уставом (Положением).
Совет микрорайона избирается открытым или тайным голосованием на срок, определенный Уставом (Положением) ТОС, но не более чем на 4 года.
Совет ТОС подотчетен в своей деятельности собранию (конференции) жителей.
Совет ТОС организует свою работу в соответствии с Уставом (Положением).
Совет ТОС организует свою работу в тесном контакте с Ивановской городской Думой, администрацией г. Иванова, общественными организациями, объединениями и движениями и учреждениями, действующими на территории ТОС.
Общее собрание (конференция) избирает ревизионную комиссию для осуществления контроля за использованием средств, имеющихся в распоряжении ТОС.
Периодичность проведения ревизий определяется ревизионной комиссией самостоятельно, результаты проверок и протоколы ревизий представляются в Ивановскую городскую Думу и городскую администрацию, оглашаются на общих собраниях (конференциях) ТОС.
3.6. Полномочия Совета ТОС.
Совет ТОС вправе:
- иметь в собственности имущество в соответствии с законодательством, организовывать и вести экономическую деятельность, не запрещенную законодательством, с целью удовлетворения социально-экономических потребностей населения данной территории;
- выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству и озеленению территорий, строительству детских, спортивных и иных площадок, рынков, парковочных площадок, ремонту жилого фонда, жилищно-коммунального хозяйства, дорог и тротуаров, вывозу мусора и пр. с использованием собственных финансовых средств;
- кооперировать на добровольной основе средства граждан и юридических лиц для строительства гаражей, хозяйственных построек, автостоянок, мест отдыха, финансировать целевые программы и др.;
- создавать санитарно-экологические общественные инспекции;
- заниматься благотворительной деятельностью;
- вести работу по организации досуга населения микрорайона;
- содействовать в создании и деятельности потребительским кооперативам, общественным объединениям;
- организовывать по требованию населения общественные экологические экспертизы, общественные обсуждения, проведение опросов среди населения о намеченной хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;
- информировать соответствующие органы государственной власти и городского самоуправления о начале реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы; получать от соответствующих органов необходимую информацию об объектах экологической экспертизы и о результатах проведения экологической экспертизы на территории его действия;
- содействовать организации и развитию субъектов малого предпринимательства, производственных и потребительских кооперативов;
- обладать правами общественных объединений потребителей, предусмотренных Законом РФ "О защите прав потребителей" в соответствии с Уставом;
- представлять интересы жителей микрорайона в судах общей юрисдикции и арбитражных судах;
- вести собственную хозяйственную деятельность в соответствии с Уставом ТОС;
- имеет иные полномочия, предусмотренные Уставом ТОС.
3.6а. Полномочия председателя Совета самоуправления микрорайона.
Председатель Совета самоуправления микрорайона:
- осуществляет текущую работу в период между заседаниями Совета;
- действует без доверенности, от имени Совета самоуправления ТОС, представляя его интересы в отношениях со всеми лицами и органами в соответствии с Уставом ТОС;
- готовит и ведет заседания Совета самоуправления микрорайона; подписывает решения, протоколы заседаний Совета; координирует деятельность комиссий и других рабочих органов ТОС, дает им поручения; организует прием граждан;
- имеет право приема и увольнения работников в соответствии с Уставом;
- подписывает финансовые документы, договоры, соглашения;
- решает иные вопросы, которые могут быть поручены ему администрацией г. Иванова, собранием или конференцией жителей.
3.6б. Заработная плата председателя органа ТОС микрорайона.
Председатель вправе получать денежное вознаграждение, согласно условиям контракта, заключаемого с Советом ТОС, в соответствии с Уставом ТОС.
3.7. Устав органа территориального общественного самоуправления.
Нормативным документом органа ТОС является его Устав (Положение), утверждаемый общим собранием (конференцией).
Устав должен предусматривать:
- название, цели органа ТОС, его организационно-правовую форму;
- границы и состав территории;
- структуру и порядок формирования органов ТОС;
- вопросы, относящиеся к ведению органов ТОС;
- компетенцию общего собрания (конференции), компетенцию и порядок формирования собственных руководящих структур, сроки их полномочий и местонахождение;
- источники формирования денежных средств и иного имущества;
- порядок внесений дополнений в Устав и досрочное прекращение полномочий органов ТОС.
Полномочия органов местного самоуправления, переданные или делегированные органу ТОС, закрепляются соответствующими договорами.
В Уставе могут содержаться и другие необходимые сведения.
3.8. Право ТОС на создание Ассоциаций.
ТОС имеет право в соответствии с уставными целями и на условиях, предусмотренных законом:
сотрудничать и вступать в ассоциации с органами территориального самоуправления и органами муниципальных образований для реализации задач, представляющих общий интерес, координацию действий, обмена опытом и информацией;
сотрудничать с администрацией г. Иванова, с органами местного самоуправления субъектов РФ и других государств.
3.9. Финансовые структуры ТОС.
а) Финансовые ресурсы ТОС состоят из собственных средств, средств, передаваемых им органами самоуправления города, другими юридическими лицами и гражданами, а также заемных средств.
б) Собственные средства образуются за счет:
- доходов от деятельности объектов собственности ТОС и объектов муниципальной собственности города, переданных ТОС на правах хозяйственного или оперативного управления;
- финансовых средств от перечислений юридических лиц на благотворительные цели для населения территории;
- добровольных взносов граждан и юридических лиц.
в) Органы самоуправления города могут передавать ТОС часть финансовых средств от местных налогов (в том числе целевых).
г) Администрация города может выделять территориальному органу самоуправления финансовые средства целевым назначением:
- от арендной платы за нежилые муниципальные помещения, находящиеся на их территории, для организации работ с детьми и подростками;
- от сумм штрафных санкций, подлежащих зачислению в местный бюджет, если инициатором их наложения был ТОС.
д) Заключение органов ТОС учитывается при решении вопросов о выделении средств при возникновении стихийных бедствий и экологических инцидентов техногенного характера.
е) Заключение органов ТОС учитывается при решении вопросов о выделении средств для оказания социальной помощи гражданам, проживающим на территории ТОС.
ж) Заемные средства ТОС образуются за счет банковских кредитов, займов, представленных органами самоуправления города и юридическими и физическими лицами.
з) ТОС по решению органов самоуправления города может полностью или частично освобождаться от уплаты местных налогов, зачисляемых в местный бюджет.
и) ТОС самостоятельно использует имеющиеся в его распоряжении финансовые ресурсы в соответствии с уставными целями и программами социально-экономического развития территории.
4. Гарантии осуществления
территориального общественного самоуправления
4.1. Органы местного самоуправления и органы ТОС.
Органы местного самоуправления вправе передавать или делегировать органу территориального общественного самоуправления часть своих полномочий и контролировать их осуществление.
Органы местного самоуправления содействуют становлению и развитию органов ТОС.
Содействие, в частности, может выражаться:
- в установлении и нормативном правовом регулировании сферы возможной совместной компетенции;
- в финансовой поддержке социальных программ;
- в обеспечении помещением, мебелью, средствами связи и создании других условий деятельности органа ТОС;
- в организации подготовки и обучении сотрудников;
- в предоставлении необходимой для планирования развития данной территории и формирования социального заказа информацией, в том числе сведений о местном бюджете, касающихся данной территории;
- в выделении надлежаще расположенных земельных участков для строительства рынков и автостоянок, для возведения хозпостроек. Органы ТОС содействуют органам местного самоуправления в решении вопросов местного значения, в том числе организации санитарно и эколого-просветительской работы и пропаганды здорового образа жизни с целью обеспечения здоровья населения и воспитания детей и подростков.
4.2. Права ТОС микрорайона.
Для осуществления уставных целей орган ТОС в соответствии с Уставом вправе:
- представлять и защищать общественные интересы, собственные права, законные интересы граждан, проживающих на данной территории, в органах государственной власти и управления, органах местного самоуправления, судах и других государственных и негосударственных организациях, учреждениях и на предприятиях;
- выявлять мнение населения территории по вопросам местного значения, затрагивающим интересы населения, организовывать и проводить на своей территории опросы;
- осуществлять исполнение государственного или муниципального заказа в установленном порядке;
- содействовать созданию в установленном порядке кооперативов, предприятий и организаций, удовлетворяющих потребности населения в товарах и услугах;
- выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры с использованием предусмотренных на их выполнение средств местного бюджета или собственных финансовых ресурсов;
- кооперировать на добровольной основе средства населения, предприятий, учреждений и организаций для финансирования целевых социальных программ;
- участвовать собственными ресурсами в создании и деятельности финансово-кредитных учреждений на акционерной или паевой основе;
- организовывать и проводить независимую экспертизу проектов объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта размещенных или находящихся на территории микрорайона объектов производственного, социально-культурного назначения на соответствие действующим нормам экологической безопасности, санитарным нормам и правилам, правовым нормам, осуществлять охрану общественного порядка в установленном порядке;
- определять в соответствии со своим Уставом штаты и порядок оплаты труда работников;
- свободно распространять информацию о своей деятельности;
- участвовать в выработке решений органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления в установленном законом порядке;
- учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;
- выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти и местного самоуправления;
- участвовать в избирательных кампаниях.
4.3. Финансово-экономическая основа деятельности ТОС.
О финансовых и экономических основах местного самоуправления в Российской Федерации см.
Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ;
Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ
Финансово-экономическую основу деятельности ТОС составляют имущество, переданное в управление ТОС, добровольные взносы и пожертвования юридических и физических лиц, средства, получаемые по результатам собственной хозяйственной деятельности, а также иные средства, источники которых не противоречат действующему законодательству.
Органы ТОС самостоятельно распоряжаются собственными финансовыми ресурсами.
Органы местного самоуправления осуществляют контроль за расходованием выделенных из бюджета и внебюджетных фондов денежных средств и реализацией прав, переданных органам ТОС. ТОС, имеющий статус юридического лица, может заниматься любыми видами деятельности в соответствии с действующим законодательством, Уставом города Иванова и Уставом ТОС.
4.4. Гарантии осуществления деятельности ТОС.
Гарантии осуществления деятельности ТОС основываются на Конституции РФ, законодательстве Российской Федерации и Ивановской области, Уставе города Иванова.
5. Прекращение деятельности ТОС
Прекращение деятельности ТОС осуществляется по решению общего собрания, конференции, Ивановской городской Думы, суда.
Ликвидационная комиссия, состав которой утверждается решением Ивановской городской Думы, осуществляет ликвидацию ТОС в установленном законом порядке.
6. Переходные положения
6.1. Вступление в силу настоящего Положения.
Настоящее Положение вступает в силу со дня официального опубликования.
6.2. Полномочия органов ТОС, избранных до вступления в силу настоящего Положения.
Органы ТОС, избранные до вступления в силу настоящего Положения, сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны.
6.3. Приведение Уставов ТОС в соответствие с настоящим Положением.
После вступления в силу настоящего Положения, ранее принятые Уставы (Положения) ТОС действуют в части, не противоречащей данному Положению.
7. Заключительные положения
7.1. Сбор и оформление подписных листов.
Право сбора подписей, оформления подписных листов по вопросам: организации ТОС, созыва внеочередных конференций (собраний) на соответствующей территории, принадлежит инициативной группе граждан, заявивших о своем создании, целях и задачах на заседании комитета по законности, общественной безопасности и местному самоуправлению Ивановской городской Думы.
Подписной лист должен содержать информацию о цели сбора подписей, порядковые номера, фамилии подписавших, их домашние адреса, год рождения и личные подписи. Каждая сторона подписного листа удостоверяется лицом, производившим сбор подписей.
7.2. Перечень документов, необходимых для регистрации органа ТОС в Ивановской городской Думе:
- оригинал Устава ТОС в 2-х экземплярах (при положительном заключении по нему городской администрации и комитета по местному самоуправлению Ивановской городской Думы);
- копии протоколов учредительной конференции (собрания) микрорайона - 6 экз.;
- список членов совета ТОС с указанием их должностей в Совете.
7.3. Перечень документов о проделанной работе, представляемых в комитет по законности, общественной безопасности и местному самоуправлению Ивановской городской Думы, администрацию г. Иванова для отчетов:
- протоколы конференций;
- протоколы заседаний Совета ТОС;
- планы социально-экономического развития микрорайона с отметкой об их выполнении и анализом причин невыполнения;
- список членов Совета ТОС (ежегодно).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ивановской городской Думы от 24 февраля 1998 г. N 113 "Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении в г. Иванове"
Текст решения опубликован в газете "Рабочий Край" от 14 апреля 2002 г., N 69
Решением Ивановской городской Думы от 31 мая 2006 г. N 151 настоящее решение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Ивановской городской Думы от 26 октября 1999 г. N 290