Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к решению сессии
Совета депутатов Пучежского
муниципального района
Ивановской области
от 31 июля 2006 г. N 52
Порядок
участия граждан в обсуждении и принятии
решений по вопросам застройки и использования
территорий города Пучежа и других поселений
Пучежского муниципального района
1. Общие положения.
1.1. Порядок участия граждан в обсуждении и принятии решений по вопросам застройки и использования территорий Пучежского городского поселения (далее - города Пучежа), а также территорий других населенных пунктов, находящихся в пределах территорий сельских поселений Пучежского муниципального района, (далее по тексту - Порядок) является нормативным правовым документом, обязательным для исполнения соответствующими физическими и юридическими лицами, при осуществлении градостроительной деятельности на территории данных поселений, подведомственной органу местного самоуправления.
1.2. Назначение Порядка состоит в необходимости административного регулирования действий и установления процедур по обеспечению реального участия граждан города (поселка, района) в определении характера и направлений градостроительного развития и использования территорий в местах их постоянного проживания.
1.3. Порядок разработан на основании Градостроительного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с "Методическими рекомендациями по разработке Порядка участия граждан в обсуждении и принятии решений по вопросам застройки и использования территорий городов и иных поселений" МДС 15-1.99 и Уставом Пучежского муниципального района Ивановской области.
1.4. Обязанность предоставления гражданам и их объединениям возможности оказывать влияние на принимаемые в городе Пучеже (ином поселении района) градостроительные решения установлена законодательством Российской Федерации.
1.5. Цель Порядка - создание нормативной правовой базы реализации законодательного права граждан и их объединений на участие в обсуждении и принятии решений по вопросам градостроительной деятельности на территории города (поселка, района), введение в практику градостроительства на всех этапах его осуществления, тесное взаимодействие властей, специалистов-градостроителей и населения, учитывающее их взаимные интересы и исключающее возникновение социальных конфликтов.
1.6. Выявленные принципиальные установки жителей на проблемы и приоритеты градостроительного развития территорий, выраженные в конкретных конструктивных предложениях, должны учитываться в разрабатываемой градостроительной документации и решениях при условии, что эти установки и предложения соответствуют действующим нормативно-техническим документам, профессиональным требованиям и не противоречат законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным правовым актам Ивановской области, нормативным правовым актам, принятым Пучежским районным Советом депутатов.
1.7. Граждане и их объединения, участвуя в решении градостроительных вопросов, не должны явно или скрытно представлять интересы коммерческих, иных профессиональных и общественных организаций и групп лиц, преследующих свои цели.
1.8. Порядок определяет участников, состав и регламентацию действий, гарантирующих привлечение граждан и их объединений к участию в обсуждении и принятии решений в области градостроительного развития и использования территорий в городе Пучеже и в населенных пунктах Пучежского района.
1.9. Место Порядка в системе нормативных правовых и нормативно-технических документов по градостроительству на территории района определяется его направленностью на создание правового и процессуального механизма для широкого участия населения в решении проблемы развития Пучежского городского поселения, сельских поселений Пучежского района, изменения состояния среды жизнедеятельности.
2. Термины и определения.
2.1. В Порядке приняты следующие термины и определения из Градостроительного кодекса Российской Федерации:
градостроительная деятельность (далее - градостроительство) - деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного планирования развития территорий и поселений, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей указанных территорий и поселений;
градостроительная документация - документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке.
3. Состав субъектов градостроительной деятельности,
отношения которых регулирует Порядок.
3.1. Порядок регламентирует отношения частных лиц, организаций и органов местного самоуправления по согласованию их интересов при планировании градостроительного развития, застройке, осуществлении конкретных градостроительных действий на территории Пучежского городского поселения, иных поселений Пучежского района.
3.2. Сторонами, попадающими под регулирующее действие Порядка, являются:
- граждане, достигшие 18-летнего возраста и постоянно проживающие в городе (в населенном пункте района, в котором рассматривается градостроительная деятельность), а также их инициативные группы и объединения, зарегистрированные в установленном порядке;
- организации, финансирующие градостроительные проекты;
- организации, разрабатывающие градостроительные проекты;
- организации, обеспечивающие реализацию градостроительных проектов в строительстве;
- органы местного самоуправления и их органы архитектуры и градостроительства.
4. Деятельность органов местного самоуправления города (района)
по обеспечению участия граждан в обсуждении и принятии
решений по градостроительству.
4.1. Пучежский районный Совет депутатов и администрация Пучежского муниципального района информируют граждан, их объединения и юридические лица на подведомственной территории о состоянии среды жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях в строительстве, реконструкции объектов жилищно-гражданского назначения, благоустройства территорий, прокладке инженерных и транспортных коммуникаций, о принимаемых и принятых решениях в области градостроительства, предоставляют иную градостроительную информацию, за исключением информации, содержащей государственную тайну в соответствии с федеральным законодательством.
4.2. При предоставлении интересующей население и организации информации районный Совет депутатов и отделы администрации Пучежского муниципального района руководствуются настоящим Порядком и действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ивановской области.
4.3. Пучежский районный Совет депутатов, администрация Пучежского муниципального района, администрация Пучежского городского поселения, администрации сельских поселений района в пределах своей компетенции рассматривают заявления граждан и их объединений, касающиеся вопросов градостроительства, затрагивающих их интересы, и в установленные сроки представляют им обоснованные ответы.
4.4. В случае необходимости Пучежский районный Совет депутатов и администрация Пучежского муниципального района проводят референдумы по вопросам, относящимся к области градостроительства.
5. Деятельность местного органа архитектуры и градостроительства
по обеспечению участия граждан в обсуждении и принятии решений по
градостроительству.
5.1. Отдел архитектуры и строительства администрации Пучежского муниципального района (далее - отдел архитектуры и строительства) принимает необходимые организационные меры для создания условий по участию граждан, их объединений, представителей заинтересованных организаций в обсуждении и принятии решений по застройке и использованию территорий при рассмотрении следующей градостроительной документации:
- генеральные планы города и сельских населенных пунктов;
- проекты черты# города и сельских населенных пунктов;
- схемы зонирования территорий города и сельских населенных пунктов для осуществления градостроительной деятельности;
- проекты планировки отдельных частей территорий города и сельских населенных пунктов;
- проекты межевания отдельных частей города и сельских населенных пунктов, микрорайонов, кварталов;
- проекты застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры территорий;
- проектная документация для строительства, реконструкции отдельных объектов, благоустройства и озеленения территории.
5.2. Отдел архитектуры и строительства доводит до сведения организаций-заказчиков и организаций-разработчиков градостроительных проектов требования о необходимости привлечения граждан и представителей заинтересованных организаций к участию в обсуждении разработанной градостроительной документации на промежуточных и завершающем этапах и принимаемых по ней решений.
5.3. При выдаче или согласовании в установленном порядке градостроительных заданий на разработку документации о градостроительном планировании развития территорий городов и сельских поселений и об их застройке отдел архитектуры и строительства делает в задании запись о необходимости привлечения граждан, их объединений и других заинтересованных лиц к обсуждению и принятию решений по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципальных образований.
5.4. Отдел архитектуры и строительства в рамках контроля исполнения Порядка осуществляет проверку деятельности организаций-заказчиков и организаций-разработчиков градостроительных проектов по вопросу обеспечения участия граждан в обсуждении разработанной градостроительной документации и принимаемых по ней решений.
5.5. Отдел архитектуры и строительства как генеральный заказчик, другие организации-заказчики градостроительных проектов совместно с организациями-разработчиками проектов в целях организационной подготовки участия граждан в обсуждении и принятии градостроительных решений по вопросам градостроительной деятельности на территории городов и иных поселений:
- своевременно информируют население о состоянии среды их проживания и намерениях о ее изменении, о предполагаемом использовании земель, конкретных проектах строительства и реконструкции объектов, комплексного благоустройства территории;
- своевременно информируют население о месте, сроках и порядке предварительного ознакомления с материалами и обсуждения градостроительных проектов;
- заблаговременно доводят до сведения населения основные положения разработанных градостроительных проектных предложений;
- подготавливают демонстрационные материалы по проекту.
5.6. По полномочию Пучежского районного Совета депутатов и администрации Пучежского муниципального района отдел архитектуры и строительства требует от организаций-заказчиков и организаций-разработчиков градостроительных проектов проведения информационной подготовки предстоящих обсуждений с участием граждан. При необходимости отдел архитектуры и строительства оказывает в этом организациям-заказчикам и организациям-разработчикам организационное содействие.
5.7. В качестве видов информационной поддержки участия граждан в обсуждении и принятии решений по рассматриваемому градостроительному проекту используется:
- уведомление широких кругов жителей о намерениях планирования конкретных городских, сельских территорий и объектов, о начале архитектурно-планировочных работ и об их завершении;
- оповещение граждан о результатах решения важных для города (микрорайона, квартала, объекта, функциональной зоны), сельского населенного пункта вопросов;
- публикацию основных положений градостроительных проектов;
- устройство экспозиции наглядных материалов о градостроительных проектах;
- уведомление населения о месте, сроках и порядке обсуждения градостроительных проектов и решений.
5.8. Основные положения генерального плана поселения следует публиковать в официальных изданиях органа местного самоуправления.
5.9. Основные положения проектов градостроительного планирования развития территории и утвержденные проекты застройки районов, кварталов, строительства и реконструкции отдельных объектов, благоустройства необходимо публиковать в средствах массовой информации, распространяемых на территории данных административных образований.
5.10. Информацию о разработке и предстоящем обсуждении градостроительного проекта, месте, сроках и порядке обсуждения и участия граждан можно доводить до сведения населения по месту жительства посредством информационных листков, плакатов, бюллетеней, буклетов, а также по радио и телевидению.
5.11. Экспозицию наглядных материалов в виде красочных стендов, размещаемых в наиболее посещаемых местах, для предварительного ознакомления с градостроительными проектами целесообразно устраивать в витринах популярных магазинов, торговых центров, на узловых остановках маршрутов общественного городского транспорта, на площадях и в других подходящих для этого местах.
6. Функции граждан в обсуждении и принятии решений.
6.1. Процесс реализации своего права граждан на участие в обсуждении и принятии градостроительных решений гарантируется установлением необходимого правового режима.
6.2. Граждане и их объединения имеют право осуществлять в области регулирования градостроительства следующие функции:
- вносить предложения в органы местного самоуправления по вопросам использования земельных участков под строительство детских и оздоровительных площадок, гаражей и стоянок автомобилей, площадок для выгула собак, для других общественных нужд, представляющих интересы граждан по месту жительства;
- принимать участие в обсуждении градостроительных проектов, определяющих предстоящие изменения в использовании земель, организации и развитии селитебных территорий, сферы социально-культурного обслуживания, зон отдыха и других частей поселения;
- осуществлять общественный контроль над использованием установленных условий пользования земельными участками физическими и юридическими лицами в соответствии с их назначением и градостроительным регламентом, определенными Правилами землепользования и застройки территорий муниципальных образований;
- обращаться в муниципальные органы по вопросам допустимых нарушений в застройке и использовании территорий, ухудшающих условия проживания, социально-культурное и бытовое обслуживание, благоустройство и инженерное оборудование, экологическую обстановку;
- требовать предоставления достоверной, полной и своевременной информации о состоянии среды жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях (строительстве, реконструкции объектов жилищно-гражданского назначения, благоустройстве территорий, прокладке инженерных и транспортных коммуникаций) и иной информации о градостроительной деятельности, за исключением информации, содержащей государственную тайну, в соответствии с федеральным законодательством.
6.3. Право на обсуждение, внесение предложений и участие в подготовке решений по градостроительству в любой форме предоставляется гражданам и их объединениям до утверждения градостроительной документации администрацией Пучежского муниципального района, администрацией Пучежского городского поселения, администрацией соответствующего сельского поселения, а после их утверждения - право на обжалование принятых решений.
6.4. Реализация гражданами права на участие в обсуждении и принятии решений по вопросам градостроительства на территориях муниципальных образований предполагает обеспечение их беспрепятственного доступа к документации по градостроительному планированию развития территорий города и сельских населенных мест и об их застройке, а также к другим градостроительным документам и решениям, определяющим изменения градостроительной среды, в установленном для этого порядке.
7. Формы участия граждан в обсуждении и принятии решений.
7.1. Участие граждан, представителей групп и объединений граждан по месту жительства в обсуждении и принятии решений по градостроительству на территориях муниципальных образований, а также их отдельных частей предусматривается в следующих формах:
- проведение социологических опросов;
- письменное обращение граждан в местные органы власти и управления;
- обсуждение в средствах массовой информации;
- сходы (собрания), конференции;
- общественные (публичные) слушания;
- градостроительный референдум;
- общественный контроль, включая независимую экспертизу.
7.2. Социологические опросы граждан проводятся для выявления общественного мнения по затрагивающим их интересы вопросам перспективного и текущего градостроительного развития в целях корректировки соответствующих управленческих действий и градостроительных решений. Социологический опрос может проводиться в виде выборочного нерепрезентативного опроса и представительного опроса.
- Выборочный нерепрезентативный опрос с ограниченным числом опрашиваемых без их предварительного отбора применяется при выявлении мнения жителей об актуальных градостроительных проблемах планируемой территории, ее использования и застройки, требующих неотложного решения и при выявлении представлений жителей о приоритетных направлениях и задачах развития территории их проживания, о конкретных предложениях по размещению объектов и использованию земель (консультативные вопросы).
- Представительный опрос предполагает охват не менее 50% жителей территории опроса и направлен на установление отношения населения к предлагаемым альтернативным вариантам градостроительных решений развития застройки и использования территории.
7.3. Письменное обращение граждан и их объединений в районный Совет депутатов, в администрацию Пучежского муниципального района, в администрацию Пучежского городского поселения, в администрацию соответствующего сельского поселения района, а также в отдел архитектуры и строительства в связи с объявленной разработкой градостроительного проекта, его завершения или по поводу возникших проблем и нарушений в застройке и использования территорий производится в установленном для таких случаев порядке поступления и приема писем от населения.
Письменное обращение граждан следует рассматривать как один из источников информации (обратной связи) о фактах неблагополучия в градостроительной практике и предложениях с мест о наиболее эффективных, с точки зрения населения, направлениях развития, которые требуют тщательного анализа и принятия местными органами управления, заказчиками и разработчиками проектов градостроительных решений в соответствии с их полномочиями и задачами.
7.4. Обсуждения в средствах массовой информации проводятся на страницах общедоступной многотиражной периодической печати, в журналах, на радио и телевидении. Такая форма участия населения в градостроительном процессе наилучшим образом подходит для обсуждения концептуальных положений разрабатываемого проекта, планируемого размещения территорий и объектов социального назначения, других строительных и градостроительных изменений.
Участие граждан в обсуждениях используется ими для широкого ознакомления управленцев и профессионалов с их требованиями в градостроительстве, установками и представлениями о путях и способах решения острых социальных и других проблем на территории проживания граждан.
7.5. Сход (собрание) населения жилого микрорайона, квартала, других городских образований, сельского поселения проводится по вопросам планирования градостроительного развития, конкретного строительства и благоустройства места его проживания, представляющим общий интерес, для взаимного согласования позиций муниципальных органов и населения.
В случае, если уставом муниципального образования, в соответствии с законом Ивановской области, предусмотрены возможности осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления сходами (собраниями) граждан, они считаются правомочными при участии в них более половины жителей муниципального образования (поселения), обладающих избирательным правом.
Решение схода (собрания) населения принимается простым большинством голосов. Сходы (собрания) по предложению Пучежского районного Совета депутатов, администрации Пучежского муниципального района, администрации Пучежского городского поселения, администрации соответствующего сельского поселения Пучежского муниципального района, отдела архитектуры и строительства или по собственной инициативе граждан, подготавливаются и созываются самими жителями, их активистами, инициативными группами, домовыми, квартальными, уличными комитетами, товариществами собственников жилья (ТСЖ), а также другими официально зарегистрированными объединениями. В сходах (собраниях) жителей обязательно принимают участие представители отдела архитектуры и строительства, представители администрации Пучежского муниципального района (в пределах соответствующих полномочий и компетенции), представители администрации Пучежского городского поселения, администрации соответствующего сельского поселения Пучежского муниципального района, других органов управления, служб (при необходимости), заказчиков, специалистов-градостроителей.
7.6. Конференция граждан созывается по вопросам и проблемам градостроительного развития не ниже уровня муниципального района, городского поселения. К ним относятся:
- освоение новых территорий массовой застройки, формирование общегородского (общерайонного) центра, формирования центра наиболее крупных сельских населенных пунктов;
- создание современных культурно-развлекательных, торговых, спортивных и деловых центров;
- формирование крупных рекреационных зон, пешеходных зон;
- реконструкция и реставрация зоны исторической застройки;
- развитие или вынос значимых предприятий градообразующей базы;
- зонирование территории;
- принципы городского (районного) землепользования и др.
Проведение конференции правомочно при участии большинства делегатов от постоянного населения данного жилого микрорайона, квартала, сельского поселения. Делегаты выдвигаются низовыми звеньями территориального общественного самоуправления: домовыми, уличными, квартальными комитетами, товариществами собственников жилья (ТСЖ), объединениями и другими самоорганизованными группами граждан.
На конференцию приглашаются представители органов власти, управления, инвесторов (заказчиков), специалистов, подрядчиков. Решение по обсуждаемым вопросам принимается простым большинством голосов от числа присутствующих делегатов.
7.7. Общественные (публичные) слушания проводятся, как правило, по материалам завершенных крупных градостроительных проектов, проведенных конкурсов на планировку и застройку жилых микрорайонов, кварталов, сельских населенных мест, градостроительных комплексов и архитектурных ансамблей, по объектам монументального искусства. Публичные слушания с участием представителей общественности проводятся Градостроительным Советом (если таковой создан), либо руководителем муниципального органа архитектуры и строительства (заведующим отделом архитектуры и строительства), во взаимодействии и при непосредственном участии членов рабочей группы по реализации положений Градостроительного кодекса Российской Федерации на территории Пучежского муниципального района, а также представителями администрации Пучежского муниципального района, администрации Пучежского городского поселения, имеющих непосредственное отношение к реализации инвестиционно-строительного процесса (национальных программ в области строительства и архитектуры), в пределах их компетенции.
В процессе подготовки публичных слушаний по инициативе общественных организаций, выражающих интересы граждан, их объединений и групп, за счет собственных средств проводятся независимые экспертизы с привлечением сторонних специалистов-экспертов, которые в ходе слушаний докладываются на Градостроительном Совете. Замечания и предложения, содержащиеся в заключениях независимой экспертизы, учитываются в итоговых документах общественных слушаний.
Общественные слушания сопровождаются экспозицией выставки проектных решений в наглядной, красочной и доступной форме.
7.8. Градостроительный референдум проводится в особых случаях, связанных с планированием возможных кардинальных градостроительных изменений и принятием решений, затрагивающих коренные насущные и долговременные интересы жизнедеятельности большинства населения. Предметом градостроительного референдума являются отдельные постановления муниципалитетов по вопросам градостроительного развития, размещения жилой застройки и иных объектов строительства, влияющих на сложившиеся условия использования территорий и экологии, другие изменения.
В зависимости от существа вопросов и проблем, выдвигаемых на градостроительный референдум, он может охватывать население группы домов, улицы, жилого квартала, микрорайона, городского района, города и иного поселения в целом.
7.9. Общественному контролю со стороны граждан в лице их инициативных групп и объединений могут подвергаться соблюдение должностными лицами Пучежского районного Совета депутатов, администрации Пучежского муниципального района, администрации Пучежского городского поселения, администрации соответствующего сельского поселения Пучежского муниципального района:
- установленного порядка разработки, согласования и утверждения градостроительной документации;
- правил предоставления земельных участков;
- установленного градостроительной документацией и градостроительными регламентами правового режима использования территориальных зон;
- разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости;
- порядка выполнения инженерных изысканий;
- сооружения транспортных инженерных инфраструктур.
Одной из форм общественного контроля является проводимая по требованию граждан, их инициативных групп и объединений независимая экспертиза градостроительной документации о планировании развития территорий города Пучежа, сельских поселений района и об их застройке, принятых районным Советом депутатов, администрацией Пучежского муниципального района, администрацией Пучежского городского поселения, администрацией соответствующего сельского поселения Пучежского муниципального района и их должностными лицами решений о градостроительном развитии, использовании территорий. Заключение независимой экспертизы является основанием для обращения граждан в судебные инстанции.
8. Организация и осуществление участия граждан в обсуждении и
принятии решений.
8.1. Проведение социологических опросов. Инициаторами (заказчиками) проведения социологических опросов в целях выявления мнения жителей об актуальных градостроительных проблемах, приоритетных направлениях и задачах развития, размещения объектов и использования земель на территории их проживания являются Пучежский районный Совет депутатов, администрация Пучежского муниципального района, отдел архитектуры и строительства, в ряде случаев администрация Пучежского городского поселения, администрация соответствующего сельского поселения района, зарегистрированные в установленном порядке группы и объединения граждан, общественные организации, специализированные организации по изучению общественного мнения населения (при наличии соответствующей лицензии) и др.
Инициатор (заказчик, исполнитель опроса) обращается с заявкой в орган местного самоуправления за разрешением на его проведение. В заявке указываются: основание для проведения, место и назначение социологического опроса, заказчик, численный состав опрашиваемых жителей (количество анкет), сроки проведения опроса, какими силами он будет проводиться, источники финансирования работ.
Отдел архитектуры и строительства в течение 15 календарных дней со времени подачи заявки обязан разрешить или в письменной форме мотивированно отказать в выдаче разрешения на проведение социологического опроса.
Причинами отказа могут быть:
- режимный статус территории проведения опроса;
- отсутствие или неправильное оформление документов о регистрации и лицензировании;
- неактуальность опроса для целей градостроительного развития.
Отказ в выдаче разрешения на проведение социологического опроса может быть обжалован в органе местного самоуправления.
Разрешение на проведение социологического опроса жителей на бланке Пучежского районного Совета депутатов, администрации Пучежского муниципального района, отдела архитектуры и строительства, администрации Пучежского городского поселения, администрации сельского поселения района подписывается их ответственным должностным лицом.
Результаты опроса жителей в виде отчета передаются заказчику и отделу архитектуры и строительства для использования при градостроительном планировании развития и застройке обследованной территории и при подготовке соответствующих решений.
Граждане и их объединения вправе в письменной или устной форме обратиться в районный отдел архитектуры и строительства за разъяснением, как учтено выявленное преобладающее мнение жителей по вопросам застройки и использования территорий в его конкретной градостроительной деятельности, и получить на обращение исчерпывающий ответ.
8.2. Письменное обращение граждан. Письма граждан и их объединений с предложениями по поводу предварительно объявленной разработки градостроительного проекта, его завершения или в связи с жалобами на возникшие проблемы жизнеобеспечения и нарушения в застройке и использовании территорий принимаются в районном Совете депутатов, в администрации Пучежского муниципального района, в отделе архитектуры и строительства, в администрации Пучежского городского поселения, администрации сельского поселения района, а также по адресам заказчиков, указанных в опубликованных информационных материалах, без ограничений и с регистрацией их на общих основаниях.
В течение 30 календарных дней с момента получения и регистрации письма на него должен быть дан развернутый ответ на бланке учреждения за подписью ответственного должностного лица или ответственного представителя заказчика.
В ответе должны содержаться:
- оценка обоснованности жалоб и целесообразности сделанных предложений;
- пути и действия по решению затронутых в письме проблем;
- меры по реализации полезных предложений и их использованию в планировании развития и застройки территорий.
Граждане и их объединения вправе письменно или устно обратиться в организацию, подготовившую и направившую ответ, за подтверждением того, в каких документах и как использованы принятые от них и положительно оцененные предложения, и получить на обращение исчерпывающий ответ.
8.3. Обсуждение в средствах массовой информации. Обсуждению должно предшествовать широкое оповещение через средства массовой информации, иным способом жителей территорий муниципальных образований, поселений или их частей, чьи интересы затрагиваются разрабатываемой (разработанной) градостроительной документацией или решаемыми градостроительными проблемами, о проведении дискуссии с их участием.
Оповещение граждан организуют и проводят совместно заказчик и разработчик градостроительного проекта при содействии отдела архитектуры и строительства.
Информация о намечаемом обсуждении должна поступать за 30 календарных дней до срока его начала. Она должна содержать приглашение к участию в обсуждении, тематику и цель обсуждения, где оно будет проходить (издание, радио, телевидение - с указанием программ, канала, времени передачи), сроки (даты) обсуждения, условия его проведения и учета мнения граждан, порядок проведения и объявления итогов обсуждения, регламент работы.
Для подготовки и осуществления дискуссии образуется оргкомитет по проведению обсуждения, в который входят представители отдела архитектуры и строительства администрации Пучежского муниципального района, администрации Пучежского муниципального района, администрации Пучежского городского поселения, администрации сельского поселения района, представители заказчика и разработчика градостроительного проекта, представители средств массовой информации, представители граждан и их объединений. В задачи оргкомитета входит решение содержательных и технических вопросов обсуждения, анализ выступлений участников дискуссии, подготовка итогового материала обсуждения.
Обсуждение начинается с основных статей (докладов, выступлений) специалистов, в которых раскрываются главные положения, особенности, дискуссионные моменты и наиболее важные аспекты градостроительного проекта, проблемы застройки и использования территорий и пути их решения. Затем по затронутым вопросам к дискуссии подключаются граждане, представители объединений, других организаций.
Итоговый материал проведенного обсуждения с выводами и рекомендациями по его использованию в градостроительном проекте или при решении обсуждавшихся градостроительных проблем публикуется в печатных средствах массовой информации.
В дальнейшем оргкомитетом до сведения граждан доводятся результаты работы по внедрению сделанных рекомендаций, которые свидетельствуют об эффективности проведенного обсуждения и участия в нем граждан.
8.4. Сход (собрание) населения жилого микрорайона, квартала, других городских образовании, сельского поселения. Порядок созыва и проведения схода (собрания) граждан, принятия и изменения его решения, пределы его компетенции осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования, в котором эти положения регламентируются Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Информация о сходе (собрании) любым доступным способом должна быть доведена до сведения жителей соответствующей территории за 30 календарных дней до его проведения. В информации следует указать требующие решения вопросы, место и сроки проведения схода (собрания), цель мероприятия. В работе собрания принимают участие все желающие из числа постоянных жителей территории.
Работа схода (собрания) проводится в соответствии с принимаемым регламентом и состоит из основного доклада по обсуждаемым вопросам, выступлений участников, принятия итогового решения. Для ведения схода (собрания) выбираются председатель и секретарь. При необходимости выбирается редакционная комиссия для подготовки итогового решения. Все процедуры и выступления на сходе (собрании) протоколируются. Докладчик, как правило, выдвигается инициативной группой граждан из своей среды.
Сторонние участники из состава управленцев, заказчиков, разработчиков градостроительных проектов, подрядчиков строительных работ и других, имеющих отношение к поставленным на обсуждение вопросам, заблаговременно приглашаются инициативной группой граждан по подготовке и проведению схода (собрания).
После принятия сходом (собранием) итогового документа, в котором содержатся оценка положения, претензии и конкретные предложения, выносится решение о направлении его (или выписки из него) в определенное подразделение органа местного самоуправления, в отдел архитектуры и строительства, в другую организацию для учета в их работе и принятия требуемых мер с обязательным оповещением граждан о принятых мерах.
Итоговый документ схода (собрания) за подписью председателя и секретаря направляется в заинтересованную организацию инициативной группой граждан, где его получение регистрируется.
Ответ организации подготавливается и направляется в сроки, установленные ее внутренним распорядком. Содержание ответа доводится до сведения всего населения территории на следующем сходе (собрании), либо путем распространения информационного листа в течение 30 календарных дней.
8.5. Проведение конференции жителей. Конференция готовится по традиционной схеме. Инициаторы созыва конференции - инициативные группы, объединения, другие самоорганизованные группы граждан, отдел архитектуры и строительства, заказчики и разработчики градостроительных проектов, подрядчики строительных работ, создают подготовительную комиссию.
Комиссия определяет тематику, программу и регламент работы конференции, представительство делегатов, место и сроки проведения, подготавливает демонстрационные и информационные материалы, проекты итоговых документов и резолюции.
Все участники конференции регистрируются. Конференция правомочна при присутствии более 50% делегатов.
Конференция сопровождается экспозицией выставки градостроительных проектов, планов, панорам, фрагментов планировки, макетов массивов застройки и отдельных зданий, схем, других наглядных материалов, а также распространением буклетов и специальной литературы. К выставке целесообразно приурочить блиц-опросы участников конференции.
По ходу конференции мнение граждан фиксируется и анализируется редакционной комиссией. Наиболее актуальные предложения вносятся в проект резолюции и другие итоговые документы. Принятые простым большинством голосов документы конференции, включающие предложения граждан, направляются в муниципальные представительные и исполнительные органы и публикуются в средствах массовой информации.
В ответ от органов местного самоуправления в 30-дневный срок должна поступить информация о применении рекомендаций конференции в практической деятельности по градостроительному планированию и регулированию застройки и землепользования города (других поселений), которая также публикуется в открытой печати.
8.6. Общественные (публичные) слушания. Отдел архитектуры и строительства администрации Пучежского муниципального района за 30 дней до начала намеченного заседания информирует членов Градостроительного Совета (если таковой создан), членов рабочей группы по реализации положений Градостроительного кодекса Российской Федерации на территории Пучежского муниципального района, заинтересованные органы управления, иные организации, заказчиков и разработчиков градостроительных проектов, представителей общественности о проведении слушаний.
В информации должны содержаться: предмет предстоящего обсуждения, место, дата, время его проведения. Целесообразно также за 15 календарных дней до проведения слушаний направлять участникам тезисы основного доклада и проект постановления Градостроительного Совета (проект постановления рабочей группы по реализации положений Градостроительного кодекса Российской Федерации на территории Пучежского муниципального района).
Все участники общественных слушаний в день их проведения регистрируются.
Общественные слушания проводятся в следующей последовательности: делаются основной доклад и содоклады, задаются вопросы, зачитываются заключения официальной и общественной экспертиз, выступают все остальные участники обсуждения без ограничений. Основной доклад и содоклады сопровождаются использованием демонстрационного материала.
Выступления всех участников слушаний протоколируются.
В постановлении Градостроительного Совета (постановлении рабочей группы по реализации положений Градостроительного кодекса Российской Федерации на территории Пучежского муниципального района) по обсуждавшемуся вопросу должны быть учтены замечания и предложения, изложенные в заключении общественной экспертизы и выступлениях представителей граждан. Там же следует указывать сроки уведомления участников общественных слушаний о реализации постановления Градостроительного Совета (рабочей группы), принятого по результатам обсуждений.
8.7. Градостроительный референдум. В зависимости от территориального охвата референдума инициаторами его проведения выступают:
- инициативная группа жителей, собравшая не менее 10% подписей постоянно проживающего на данной территории населения;
- органы территориального общественного самоуправления, домовые, уличные, квартальные комитеты, товарищества собственников жилья (ТСЖ), объединения граждан и др. на территории своего образования;
- Пучежский районный Совет депутатов, администрация Пучежского муниципального района, администрация Пучежского городского поселения, администрация соответствующего сельского поселения района, отдел архитектуры и строительства.
Решение о проведении местного градостроительного референдума принимается Пучежским районным Советом по собственной инициативе, по требованию граждан и их объединений, других инициаторов в соответствии с Уставом Пучежского района.
Порядок рассмотрения вопроса о проведении градостроительного референдума, принятия и изменения решений референдума также устанавливается Уставом Пучежского района.
Процедура рассмотрения вопроса о проведении градостроительного референдума начинается с подачи в Пучежский районный Совет депутатов петиции (коллективного ходатайства) от граждан, заявления от иных инициаторов или с момента вынесения им самим соответствующего постановления. Во всех случаях об этом ставятся в известность исполнительный орган местного самоуправления и отдел архитектуры и строительства.
В петиции, заявлении, указываются:
- основание для проведения референдума;
- предлагаемые на референдум вопросы;
- место и сроки его проведения, численность населения охватываемого референдумом.
При подаче петиции к ней прилагаются листы с подписями граждан за проведение градостроительного референдума, оформленные в установленном порядке.
Постановление о проведении градостроительного референдума принимается на пленарном заседании районного Совета депутатов с обязательным участием в нем ответственных представителей общественности, представителей администрации в срок не более 15 календарных дней со времени подачи петиции, заявления.
В случае отказа в проведении градостроительного референдума дается развернутое объяснение.
Причинами отказа могут быть:
- неправильное оформление заявительных документов;
- неактуальность предложенных на референдум вопросов;
- нереальность сроков его проведения.
В постановлении дается поручение администрации муниципального района (администрации городского поселения) о принятии практических мер по проведению референдума. Постановление доводится до сведения заявителей. В соответствии с поручением необходимые подготовительные работы (комиссии, информирование граждан, инструктаж членов комиссий, изготовление бюллетеней) и проведение градостроительного референдума осуществляют администрация Пучежского муниципального района, администрация Пучежского городского поселения, а также (по полномочию администрации Пучежского муниципального района) - отдел архитектуры и строительства.
Голосование проводится тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
Решение, принятое на местном градостроительном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. В случае необходимости для реализации решения референдума Пучежский районный Совет депутатов издает соответствующий нормативный правовой документ.
Принятое на местном градостроительном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Решение градостроительного референдума является обязательным для исполнения местными органами управления, организациями и гражданами на данной территории.
8.8. Общественный контроль. Решение о проведении общественного контроля выносится по инициативе граждан, их группами и объединениями, в том числе на сходах (собраниях), конференциях. В нем определяется состав лиц, которым от имени общественности поручается проведение такого контроля, включая специалистов, компетентных в вопросах градостроительства, предмет контроля, сроки его проведения.
В зависимости от предмета общественного контроля в администрацию Пучежского муниципального района, в администрацию Пучежского городского поселения, в отдел архитектуры и строительства, заказчику, разработчику градостроительного проекта, подрядчику строительных работ направляется соответствующее заявление, к которому прилагается принятое общественностью решение, оформленное в установленном порядке. В заявлении указываются основание, цель проверки, требуемые для ее осуществления материалы, состав проверяющей группы (руководитель, члены), сроки проведения работы. Поступившее от граждан заявление регистрируется.
В течение 15 календарных дней с момента поступления и регистрации заявления ответственные должностные лица органов (организаций) издают приказ (постановление) о проведении общественного контроля, обязывающий предоставление# всех запрашиваемых проверяющей группой материалов, за исключением материалов, содержащих государственную тайну, в соответствии с Федеральным законом.
По завершении работы проверяющая группа знакомит ответственных должностных лиц органа (организации) с выводами и предложениями подготовленного заключения и передает им копию заключения. Дальнейшие действия общественности, связанные с результатами проведенного контроля, определяются соответствующими группами, объединениями, сходами (собраниями), конференциями граждан, о чем органы (организации) ставятся в известность.
По результатам общественного контроля граждане вправе требовать от властей и организации исправления отмеченных нарушений или обжаловать их действия в вышестоящих органах и организациях.
Аналогичные процедуры соблюдаются также при вынесенном решении о проведении общественностью независимой экспертизы. Независимая экспертиза проводится за счет средств граждан и их объединений.
9. Урегулирование споров и разногласий.
9.1. Граждане и их объединения, не согласные с принятыми решениями по результатам обсуждения градостроительной документации о планировании развития муниципальных территорий и об их застройке, другими принятыми решениями по вопросам градостроительной деятельности на муниципальных территориях, затрагивающими их интересы, или с внесенными в них изменениями, вправе обратиться в соответствующий исполнительный орган городского (районного) самоуправления с представлением.
9.2. Представления по поводу возникших споров и разногласий, поступивших от отдельных граждан, рассматриваются на их встречах с должностными лицами, на которых достигается взаимное согласование позиций. Достигнутое соглашение при необходимости оформляется документально (протокол, распоряжение).
Коллективные представления по вопросу возникших споров и разногласий, поступающие от группы граждан численностью не менее 50 человек или их объединений, рассматриваются на согласительных комиссиях.
В представлении указываются: основание для представления, при обсуждении какого градостроительного документа или решения, где и когда возникли разногласия, существо разногласий, в какой форме они зафиксированы, в чем принятое решение ущемляет интересы граждан.
9.3. Согласительная комиссия создается распоряжением главы администрации Пучежского муниципального района в составе представителей граждан и их объединений, представителя отдела архитектуры и строительства, других муниципальных органов управления (при необходимости), инвесторов (заказчиков) и разработчиков градостроительных проектов, подрядчиков строительных работ.
Распоряжение о создании согласительной комиссии издается не позднее 15 календарных дней, а заседание согласительной комиссии проводится не позднее 20 календарных дней с момента поступления представления граждан и их объединений в администрацию Пучежского муниципального района и его регистрации.
9.4. Достигнутые на согласительной комиссии по результатам обсуждения предмета споров и разногласий договоренности и особые мнения одной или нескольких участвующих сторон оформляются протоколом.
Окончательное решение по спорным вопросам принимает администрация Пучежского муниципального района и направляет его заявителям в 10-дневный срок после завершения работы согласительной комиссии.
9.5. Взаимосогласованное решение по обсуждавшимся спорным вопросам является основанием для продолжения разработки градостроительной документации о планировании развития территории города и сельских населенных мест и об их застройке, а также деятельности по размещению и строительству объектов, иному использованию территорий с учетом принятых на согласительной комиссии договоренностей.
9.6. В случае, когда обсуждение на согласительной комиссии не приводит к разрешению споров и разногласий, граждане и их объединения вправе обратиться в суд в установленном порядке. При подаче заявления в суд к нему прилагается решение администрации района по рассматриваемому вопросу.
10. Защита прав граждан на участие в обсуждении и принятии
решений, и их обжаловании.
10.1. Граждане и их объединения в случаях, если градостроительная деятельность затрагивает их интересы, имеют право:
- обжаловать в суде заключения органов государственной экспертизы градостроительной и проектной документации, для чего могут использовать материалы независимой экспертизы;
- требовать в административном или судебном порядке отмены решения о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции или вводе в эксплуатацию объектов при нарушении действующего законодательства о градостроительстве и строительных норм и правил;
- требовать в административном или судебном порядке ограничения, приостановления или прекращения деятельности предприятий и других объектов, эксплуатация которых осуществляется с нарушением действующего законодательства о градостроительстве и строительных норм и правил;
- предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, связанные с нарушением действующего законодательства о градостроительстве и строительных норм и правил;
- требовать в установленном порядке привлечения к ответственности граждан и организаций, виновных в нарушении действующего законодательства о градостроительстве и строительных норм и правил;
10.2. В случае непредоставления информации, ее несвоевременного предоставления, предоставления неполной и (или) недостоверной информации о состоянии среды жизнедеятельности и ее предполагаемых изменениях соответствующими органами местного самоуправления и должностными лицами граждане и их объединения имеют право обратиться в суд с соблюдением требований, установленных процессуальным законодательством.
11. Ответственность за нарушение законодательства о
градостроительстве.
11.1. За нарушение прав граждан на информацию и участие в выработке градостроительных решений устанавливается административная ответственность:
- нарушение прав граждан на участие в обсуждении градостроительной документации влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
- нарушение установленного порядка разработки и утверждения градостроительной документации влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда;
- предоставление недостоверной информации о состоянии среды жизнедеятельности или непредоставление такой информации влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
11.2. Штрафы за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве налагаются должностными лицами местных органов архитектуры и градостроительства или комиссиями, созданными местными органами архитектуры и градостроительства (в пределах их компетенции), а также комиссиями, уполномоченными органами местного самоуправления.
11.3. Порядок наложения штрафа за административные правонарушения устанавливается законодательством об административных правонарушениях.
11.4. Уголовная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве устанавливается Уголовным кодексом Российской Федерации.
11.5. Порядок возмещения гражданам причиненного вреда определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
<< Назад |
||
Содержание Решение Совета депутатов Пучежского муниципального района Ивановской области от 31 июля 2006 г. N 52 "О Порядке участия... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.