Решение Ивановского областного Суда
от 27 февраля 2006 г. N 3-17/2006
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 августа 2006 г. N 7-Г06-14 настоящее решение оставлено без изменения
Ивановский областной суд в составе
председательствующего судьи |
Галактионовой Р.А. |
представителя заявителей
по доверенности |
Фоминой Светланы Федоровны, |
представителя Законодательного
Собрания Ивановской области
по доверенности |
Живаевой Людмилы Владимировны, |
представителя Губернатора
Ивановской области
и Управления социальной защиты
населения Ивановской области
по доверенностям |
Благовещенской Натальи Владимировны, |
рассмотрел в открытом судебном заседании 27 февраля 2006 года дело по заявлению Синицыной Галины Дмитриевны и Фоминой Валентины Михайловны к Законодательному Собранию Ивановской области, Управлению социальной защиты населения Ивановской области, Управлению социальной защиты населения г. Кинешмы, Главе администрации г. Кинешмы, Губернатору Ивановской области о защите прав и законных интересов ветеранов труда, имеющих удостоверение "Труженик тыла", г. Кинешмы и других муниципальных образований Ивановской области,
установил:
Синицына Г.Д. и Фомина В.М. обратились в суд с заявлением к Законодательному Собранию Ивановской области, Управлению социальной защиты населения Ивановской области. Управлению социальной защиты населения г. Кинешмы, Главе администрации г. Кинешмы, Губернатору Ивановской области о защите прав и законных интересов ветеранов труда, имеющих удостоверение. "Труженик тыла", г. Кинешмы и других муниципальных образований Ивановской области.
В своем заявлении они ставят вопрос о признании положений абзаца 2 пункта 3 статьи 8 Закона Ивановской области "О мерах социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла" N 175-ОЗ несоответствующими Конституции Российской Федерации, преамбуле Федерального закона N 122-ФЗ и ФЗ "О ветеранах" в редакции ФЗ N 122-ФЗ, о признании за ветеранами права выбора оснований для получения ежемесячной денежной выплаты, незаконном лишении ветеранов труда социальной поддержки в оплате жилья и коммунальных услуг, обязывании органов местного самоуправления г. Кинешмы и других муниципальных районов компенсировать материальный ущерб, причиненный ветеранам, в размере 1200 рублей за 2005 год каждому ветерану труда, имеющему удостоверение "Труженик тыла", привлечении должностных лиц, причастных к нарушению прав ветеранов, ухудшивших и без того их тяжелое положение, к уголовной ответственности.
Определением Ивановского областного суда от 27 февраля 2006 года прекращено производство по делу в части рассмотрения исковых требований о признании за ветеранами права выбора оснований для получения ежемесячной денежной выплаты, незаконном лишении ветеранов труда социальной поддержки в оплате жилья и коммунальных услуг, обязывании органов местного самоуправления г. Кинешмы и других муниципальных районов компенсировать материальный ущерб, причиненный ветеранам, в размере 1200 рублей за 2005 год каждому ветерану труда, имеющему удостоверение "Труженик тыла", привлечении должностных лиц, причастных к нарушению прав ветеранов, ухудшивших и без того их тяжелое положение, к уголовной ответственности.
В судебном заседании представитель заявителей по доверенности Фомина С.Ф. требования поддержала и пояснила, что ее доверители являются одновременно ветеранами труда и тружениками тыла. Меры социальной защиты указанной категории граждан определены Законом Ивановской области "О мерах социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла" N 175-ОЗ от 21.12.2004. В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 8 Закона Ивановской области "О мерах социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла" N 175-ОЗ гражданам, имеющим одновременно право на получение мер социальной поддержки как ветераны труда и как труженики тыла, меры социальной поддержки предоставляются в течение календарного года по одной из указанных категорий, в связи с чем эти лица лишены права выбора наиболее выгодного размера ежемесячной денежной выплаты в сумме 300 рублей, как труженики тыла, вместо 200 рублей, как ветераны труда, с сохранением права получения мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, по оплате коммунальных услуг. Заявители считают, что данная норма областного Закона не соответствует статьям 2, 15 Конституции РФ, так как наивысшей ценностью является человек и его права, нарушается принцип равенства, так как федеральным льготникам такое право выбора предоставлено в п. 2 и 3 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" в редакции ФЗ N 122-ФЗ от 24.08.2004. Оспариваемая норма Закона противоречит преамбуле ФЗ N 122-ФЗ, которая указывает на обязанность субъектов Российской Федерации при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. Труженики тыла старше по возрасту более нуждаются в приобретении медицинских препаратов, постороннем уходе, но вынуждены отказываться от более высокой ежемесячной денежной выплаты, как труженики тыла, для сохранения льгот по оплате коммунальных услуг, предоставляемых ветеранам труда. Кроме того, абзац 2 п. 3 ст. 8 Закона Ивановской области "О мерах социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла" N 175-ОЗ противоречит п. 2 ст. 8 этого же Закона.
Представитель Законодательного Собрания Ивановской области по доверенности Живаева Л.В. требования не признала, пояснив, что Закон Ивановской области "О мерах социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла" N 175-ОЗ от 21.12.2004 был принят в соответствии с теми полномочиями, которыми были наделены субъекты Российской Федерации Федеральным законом "О ветеранах" в редакции ФЗ N 122-ФЗ. Статьей 13.3 ФЗ "О ветеранах", согласно которой гражданину, имеющему право получать одну и ту же форму социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотрено право выбора, по какому основанию ее получать, за исключением тех случаев, которые установлены законодательством. Такое право выбора ветерану предоставлено ч. 3 ст. 8 Закона Ивановской области N 175-ОЗ. При этом областной Закон установил, что ветеран сам выбирает основания предоставления ему мер социальной поддержки, которые ему наиболее выгодны. Пункт 2 статьи 8 Закона Ивановской области "О мерах социальной поддержки ветеранов труда и тружеников, тыла" N 175-ОЗ продублировал норму Федерального закона, а пунктом 2 областного Закона был установлен порядок предоставления мер социальной поддержки на территории Ивановской области для ветеранов, являющихся ветеранами труда и тружениками тыла.
Представитель Губернатора Ивановской области и Управления социальной защиты населения Ивановской области, действующий на основании доверенностей, Благовещенская Н.В., считает требования заявителей необоснованными, просила в их удовлетворении отказать. Статьями 20 и 22 Федерального закона "О ветеранах" в редакции Федерального закона N 122-ФЗ определено, что меры социальной поддержки ветеранов труда и лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированной территории СССР, либо награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (труженики тыла), определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Во исполнение этого был принят Закон Ивановской области "О мерах социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла" N 175-ОЗ от 21.12.2004. Закон N 175-ОЗ нисколько не умаляет ранее имевшиеся льготы ветеранов труда и тружеников тыла. Была введена новая мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты. При этом труженикам тыла была определена выплата в более высоком размере - 300 рублей. Ранее действовавшим законодательством льгот по оплате коммунальных услуг данной категории ветеранов не предусматривалось. Ветеранам труда были сохранены льготы по оплате коммунальных услуг и установлена ежемесячная денежная выплата в 200 рублей. Каждый ветеран сам определяет, по какому основанию ему более выгодно получать меры социальной поддержки.
Представители администрации городского округа Кинешма Ивановской области и Муниципального учреждения "Управление социальной защиты населения администрации городского округа Кинешма" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в своих письменных отзывах считают себя ненадлежащими ответчиками, так как являются исполнителями Закона, принятого в субъекте Российской Федерации. Требования заявителей считают необоснованными. В личных делах заявителей имеются их заявления о назначении ЕДВ как ветеранам труда. Фоминой В.М. в соответствии с ее первым заявлением от 02.11.2004 за январь и февраль 2005 г. произведена выплата ЕДВ по 200 рублей как ветерану труда, а в марте 2005 г. на основании заявления от 08.02.2005 произведен перерасчет и выплачены 500 рублей: 300 руб., как труженику тыла, за март и по 100 руб. доплата за январь и февраль 2005 года. В настоящее время Синицына Г.П. зарегистрирована как ветеран труда, а Фомина В.М. как труженик тыла согласно личным заявлениям.
Прокурор Степанова Е.А. считает заявление необоснованным в связи с соответствием Закона Ивановской области "О мерах социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла" N 175-ОЗ федеральному законодательству, поскольку ст. ст. 20 и 22 ФЗ "О ветеранах" полномочия по определению мер социальной поддержки данной категории граждан переданы субъектам РФ.
Выслушав стороны, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд считает заявление необоснованным и неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актам органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим Закону полностью или в части.
В соответствии с п. 3 ст. 251 не подлежат рассмотрению в суде в вышеуказанном порядке заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
Заявителями предъявлены требования о признании противоречащими Конституции РФ положений Закона субъекта Российской Федерации, которые в соответствии со статьей 125 Конституции РФ отнесены к компетенции Конституционного Суда РФ.
Требования Синицыной Г.Д. и Фоминой В.М. о признании положений абзаца 2 пункта 3 статьи 8 Закона Ивановской области "О мерах социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла" N 175-ОЗ несоответствующими преамбуле Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктам 2 и 3 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12 января 1995 года (в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004) основаны на неправильном толковании законодательных актов.
Преамбула к Федеральному закону N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, обязывает субъекты РФ вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. Ранее действующим законодательством такой меры социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата, не предусматривалось. С учетом положений преамбулы Федерального закона N 122-ФЗ сумма единовременной денежной выплаты труженикам тыла была определена в большем размере, чем ветеранам труда.
Статья 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции ФЗ N 122-ФЗ) предусматривает порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны и другим категориям граждан, отнесенным к категории ветеранов федерального уровня, к которым ветераны труда и лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированной территории СССР, либо награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, не относятся, поэтому и в этой части требования заявителей являются необоснованными. В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. ст. 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Таким образом, суд считает, что заявление Синицыной Г.Д. и Фоминой В.М. о признании нормы Закона Ивановской области противоречащей положениям федерального законодательства не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Синицыной Галине Дмитриевне и Фоминой Валентине Михайловне в удовлетворении заявления о признании положений абзаца 2 пункта 3 статьи 8 Закона Ивановской области "О мерах социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла" N 175-ОЗ от 21 декабря 2004 года несоответствующими преамбуле Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, пунктам 2 и 3 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12 января 1995 года (в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004) отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение 10 дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ивановского областного Суда от 27 февраля 2006 г. N 3-17/2006
Текст решения опубликован в "Собрании законодательства Ивановской области" от 15 сентября 2006 г., N 23 (305)
Определением Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 2 августа 2006 г. N 7-Г06-14 настоящее решение оставлено без изменения