Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением Ивановской городской Думы от 23 декабря 2009 г. N 1239 в настоящую подпрограмму внесены изменения
Приложение
к решению
Ивановской городской Думы
от 29 ноября 2006 г. N 271
Подпрограмма "Обеспечение земельных участков коммунальной
инфраструктурой в целях жилищного строительства на
территории города Иванова на 2006-2010 годы"
муниципальной целевой программы "Жилище"
города Иванова на 2003-2010 годы
26 декабря 2008 г., 28 января, 30 сентября, 28 октября, 23 декабря 2009 г.
Паспорт подпрограммы "Обеспечение земельных участков
коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства
на территории города Иванова на 2006-2010 годы" муниципальной
целевой программы "Жилище" города Иванова на 2003-2010 годы
/--------------------------------------------------------------------------------------------\
|Наименование |Подпрограмма "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в|
|подпрограммы |целях жилищного строительства на территории города Иванова на 2006-2010|
| |годы" муниципальной целевой программы "Жилище" города Иванова на 2003-2010|
| |годы |
|--------------+-----------------------------------------------------------------------------|
|Основание для |Постановление Правительства РФ от 31.12.2005 N 865 "О дополнительных мерах|
|разработки |по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы",|
| |постановление Главы города Иванова от 07.07.2006 г. N 1901 "Об утверждении|
| |плана мероприятий национального проекта "Доступное и комфортное жилье -|
| |гражданам России" на территории городского округа Иваново" |
|--------------+-----------------------------------------------------------------------------|
|Заказчик |Администрация города Иванова |
|подпрограммы | |
|--------------+-----------------------------------------------------------------------------|
|Разработчики |Ивановский государственный архитектурно-строительный университет, |
|подпрограммы |Управление капитального строительства администрации города Иванова |
|--------------+-----------------------------------------------------------------------------|
|Цель |Целью Подпрограммы является обеспечение опережающего развития коммунальной|
|подпрограммы |инфраструктуры для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке|
| |жилищного строительства, удовлетворяющего увеличивающийся платежеспособный|
| |спрос населения города Иванова |
|--------------+-----------------------------------------------------------------------------|
|Основные зада-|- реализация инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков под|
|чи подпрограм-|жилищное строительство коммунальной инфраструктурой на территории городского|
|мы |округа Иваново; |
| |- демонополизация и развитие конкуренции на рынке жилищного строительства, а|
| |также обеспечение комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; |
| |- создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов|
| |обеспечения земельных участков на территории городского округа Иваново под|
| |жилищное строительство коммунальной инфраструктурой |
|--------------+-----------------------------------------------------------------------------|
|Исполнители |- Управление капитального строительства администрации города Иванова; |
|подпрограммы |- Управление жилищной политики и ипотечного кредитования администрации|
| |города Иванова; |
| |- Управление архитектуры и градостроительства администрации города|
| |Иванова; |
| |- Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Иванова; |
| - строительные организации и предприятия. |
|--------------+-----------------------------------------------------------------------------|
|Сроки и стадии|2006-2010 годы в том числе: |
|реализации |1 стадия - 2006-2007 годы; |
|подпрограммы |2 стадия - 2008-2010 годы. |
|--------------+-----------------------------------------------------------------------------|
|Основные |- разработка нормативно-правовых документов; |
|мероприятия |- формирование организационных и финансовых механизмов по предоставлению|
|подпрограммы |государственных гарантий по заимствованиям, осуществляемым на обеспечение|
| |земельных участков на территории городского округа Иваново коммунальной|
| |инфраструктурой в целях жилищного строительства; |
| |- внедрение механизмов привлечения кредитных и инвестиционных средств для|
| |обеспечения земельных участков на территории городского округа Иваново|
| |коммунальной инфраструктурой; |
| |- реализация инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков|
| |под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой. |
|--------------+-----------------------------------------------------------------------------|
|Объемы и|-|Общий объем финансирования Подпрограммы |
|источники фи-| |310 690,64 тыс. руб., в том числе: |
|нансирования | |2007 год - 0,00 тыс. руб., |
|подпрограммы | |2008 год - 117 157,62 тыс. руб., из них |
| | |средства бюджетов РФ и Ивановской области - 113 294,85 тыс. руб.; средства|
| | |бюджета города Иванова - 3 862,77 тыс. руб., |
| | |2009 год - 122 652,26 тыс. руб., из них |
| | |средства бюджетов РФ и Ивановской области - 113 632,26 тыс. руб.; средства|
| | |бюджета города Иванова - 9 020,00 тыс. руб., |
| | |2010 год - 61 880,76 тыс. руб., из них |
| | |средства бюджетов РФ и Ивановской области - 1 361,37 тыс. руб.; средства|
| | |бюджета города Иванова - 60 519,39 тыс. руб. |
| | | |
| | |Объем затрат на обслуживание кредитов, привлекаемых для реализации|
| | |инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков коммунальной|
| | |инфраструктурой в целях жилищного строительства |
| | | |
| | | тыс. руб. |
| | | /-----------------------------------------------------------------------\ |
| | | |Источники и|2007-2010| В том числе | |
| | | |направления |годы - |----------------------------------------------- | |
| | | |финансиро -|всего |2007 год|2008 год|2009 год|2010 год | |
| | | |вания | | | | | | |
| | | |------------+---------+----------+------------+------------+-----------| |
| | | |Всего объем| | | | | | |
| | | |затрат на|70 965,06| 0,00 | 10 161,97 | 16 820,00 |43 983,09 | |
| | | |обслуживание| | | | | | |
| | | |кредита | | | | | | |
| | | |------------+---------+----------+------------+------------+-----------| |
| | | |в том числе| | | | | | |
| | | |------------+---------+----------+------------+------------+-----------| |
| | | |- средства| | | | | | |
| | | |бюджетов | | | | | | |
| | | |Российской | | | | | | |
| | | |Федерации и| | | | | | |
| | | |Ивановской |28 193,37| 0,00 | 10 032,0 | 16 800,00 | 1 361,37 | |
| | | |области на| | | | | | |
| | | |возмещение | | | | | | |
| | | |части | | | | | | |
| | | |затрат на| | | | | | |
| | | |уплату | | | | | | |
| | | |процентов по| | | | | | |
| | | |кредиту | | | | | | |
| | | |------------+---------+----------+------------+------------+-----------| |
| | | |- средства| | | | | | |
| | | |бюджета | | | | | | |
| | | |города | 883,02 | 0,00 | 129,97 | 20,00 | 733,05 | |
| | | |Иванова на | | | | | | |
| | | |уплату | | | | | | |
| | | |процентов по| | | | | | |
| | | |кредиту | | | | | | |
| | | |------------+---------+----------+------------+------------+-----------| |
| | | |- средства| | | | | | |
| | | |бюджета | | | | | | |
| | | |города |41 888,67| | | |41 888,67 | |
| | | |Иванова для| * | | | | * | |
| | | |возврата | | | | | | |
| | | |кредита | | | | | | |
| | | \-----------------------------------------------------------------------/ |
| | | |
| | | * - Заемные средства кредитной организации. |
| | | |
| | | Объем затрат на реализацию инвестиционных проектов по обеспечению|
| | |земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях|
| | | жилищного строительства |
| | | |
| | | тыс. руб. |
| | | /-----------------------------------------------------------------------\ |
| | | |Источники и|2007-2010 | В том числе | |
| | | |направления |годы - |-----------------------------------------------| |
| | | |финансиро -|всего |2007 год|2008 год|2009 год|2010 год| |
| | | |вания | | | | | | |
| | | |------------+----------+----------+------------+------------+----------| |
| | | |Объем затрат| | | | | | |
| | | |на реализа-|230,725,58| 0,00 | 106 995,65 | 105 832,26 |17 897,67 | |
| | | |цию инвести-| | | | | | |
| | | |ционных про-| | | | | | |
| | | |ектов | | | | | | |
| | | |------------+----------+----------+------------+------------+----------| |
| | | |в том числе| | | | | | |
| | | |------------+----------+----------+------------+------------+----------| |
| | | |- средства| | | | | | |
| | | |бюджетов | | | | | | |
| | | |Российской |200 095,11| 0,00 | 103 262,85 | 96 832,26 | 0,00 | |
| | | |Федерации и| | | | | | |
| | | |Ивановской | | | | | | |
| | | |области | | | | | | |
| | | |------------+----------+----------+------------+------------+----------| |
| | | |- средства| | | | | | |
| | | |бюджета | | | | | | |
| | | |города |30 630,47 | 0,00 | 3 732,80 | 9 000,00 |17 897,67 | |
| | | |Иванова | | | | | | |
| | | \-----------------------------------------------------------------------/ |
| | | |
| | |Государственные и муниципальные гарантии по кредитам на обеспечение|
| | |земельных участков коммунальной инфраструктурой |
| | | |
| | | млн. руб. |
| | | /-----------------------------------------------------------------------\ |
| | | |Источники |2007-2010 | В том числе | |
| | | |предоставле-|годы - |-----------------------------------------------| |
| | | |ния госу-|всего |2007 год|2008 год|2009 год|2010 год| |
| | | |дарственных | | | | | | |
| | | |и муници-| | | | | | |
| | | |пальных га-| | | | | | |
| | | |рантий | | | | | | |
| | | |------------+----------+----------+------------+------------+----------| |
| | | |Объем госга-| 81,66 | 0,00 | 27,22 | 27,22 | 27,22 | |
| | | |рантий,всего| | | | | | |
| | | |------------+----------+----------+------------+------------+----------| |
| | | |в том числе| | | | | | |
| | | |------------+----------+----------+------------+------------+----------| |
| | | |- средства| | | | | | |
| | | |бюджета | 40,83 | 0,00 | 13,61 | 13,61 | 13,61 | |
| | | |Российской | | | | | | |
| | | |Федерации | | | | | | |
| | | |------------+----------+----------+------------+------------+----------| |
| | | |- средства| | | | | | |
| | | |бюджета | 40,83 | 0,00 | 13,61 | 13,61 | 13,61 | |
| | | |Ивановской | | | | | | |
| | | |области | | | | | | |
| | | |------------+----------+----------+------------+------------+----------| |
| | | |Объем муни-| | | | | | |
| | | |ципальных | | | | | | |
| | | |гарантий из| 44,01 | 0,00 | 14,67 | 14,67 | 14,67 | |
| | | |средств бюд-| | | | | | |
| | | |жета города| | | | | | |
| | | |Иванова | | | | | | |
| | | |------------+----------+----------+------------+------------+----------| |
| | | |Всего госу-| | | | | | |
| | | |дарственных | | | | | | |
| | | |и муници-| 125,67 | 0,00 | 41,89 | 41,89 | 41,89 | |
| | | |пальных га-| | | | | | |
| | | |рантий | | | | | | |
| | | \-----------------------------------------------------------------------/ |
| | | |
| | |Объемы государственных гарантий РФ предусматриваются федеральным законом|
| | |о федеральном бюджете на соответствующий год в рамках программы|
| | |государственных внутренних заимствований РФ. |
| | |Объемы государственных гарантий Ивановской области предусматриваются|
| | |законом об областном бюджете на соответствующий год в рамках программы|
| | |государственных внутренних заимствований. |
| | |Объемы гарантий города Иванова предусматриваются решением Ивановской|
| | |городской Думы. |
|--------------+-----------------------------------------------------------------------------|
|Ожидаемые |Реализация Подпрограммы должна обеспечить: |
|конечные |- увеличение объемов жилищного строительства и развитие первичного рынка|
|результаты |жилья в городе Иванове , |
|реализации |- создание условий для снижения административных барьеров в жилищном|
|подпрограммы и|строительстве, реализацию мер градостроительного и антимонопольного|
|показатели |регулирования, |
|социально-эко-|- создание условий для развития конкуренции и расширения доступа|
|номической |застройщиков города Иванова к кредитным ресурсам; |
|эффективности |- формирование эффективных механизмов регулирования градостроительной|
| |деятельности и развития коммунальной инфраструктуры на территории|
| |городского округа Иваново; |
| |Дополнительный ввод жилья на территории городского округа Иваново в |
| |результате реализации Подпрограммы составит 22082 кв. м общей площади, в том|
| |числе: |
| |в 2008 году - 2 500 кв. м; |
| |в 2009 году - 5 000 кв. м; |
| |в 2010 году - 14 582 кв. м |
|--------------+-----------------------------------------------------------------------------|
|Система |Контроль за реализацией Подпрограммы осуществляет Финансово-казначейское|
|организации |управление администрации города Иванова, Ивановская городская Дума. |
|контроля за | |
|реализацией | |
|подпрограммы | |
|--------------+-----------------------------------------------------------------------------|
|Руководитель |Начальник Управления капитального строительства администрации города Иванова|
|подпрограммы | |
\--------------------------------------------------------------------------------------------/
Введение
Подпрограмма "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства на территории города Иванова на 2006-2010 годы" муниципальной целевой программы "Жилище" города Иванова на 2003-2010 годы (далее - "Подпрограмма") направлена на обеспечение опережающего развития коммунальной инфраструктуры для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего увеличивающийся платежеспособный спрос населения города Иванова. В Подпрограмме определены основные направления развития городской инфраструктуры.
Подпрограммой предусмотрено субсидирование процентной ставки при кредитовании застройщиков в целях строительства инженерных сооружений и коммуникаций, а также предоставление государственных и муниципальных гарантий по возврату кредитных средств, используемых для развития городской коммунальной инфраструктуры.
Реализация Подпрограммы должна обеспечить перспективное развитие городских сетей и коммуникаций с учетом увеличения потребностей городского хозяйства в коммунальной инфраструктуре, постепенной замене изношенных физически и морально инженерных сооружений и коммуникаций. В рамках Подпрограммы намечены пути достижения максимального социально-экономического эффекта на рынке строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Гарантии и контроль со стороны органов власти за поступательным развитием коммунальной инфраструктуры города позволят значительно активизировать инвестиционный процесс в отрасль строительства и привлечь дополнительные источники финансирования со стороны частного капитала.
Намеченные Подпрограммой мероприятия позволят ускорить переход к рыночным методам воздействия органов власти на городское хозяйство.
В последние годы социально-экономическая ситуация в городе резко изменилась. Большая часть жилья находится в частной собственности. Растут доходы населения, а с ними увеличивается потребность в новом благоустроенном жилье со стандартным набором коммунальных услуг. При этом мощности ЖКХ перестали удовлетворять возросшим требованиям в объеме и качестве предоставляемых услуг. В то же время достаточно медленными темпами, практически стихийно, идет переход ЖКХ на рыночные условия. Реализация намеченных в Подпрограмме мероприятий позволит решить давно назревшие проблемы в городском хозяйстве.
1. Проблемы в сфере жилищного строительства и обоснование
необходимости их решения программными методами
Основными проблемами в сфере жилищного строительства являются:
- высокий физический и моральный износ коммунальной инфраструктуры города,
- отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой,
- низкая эффективность механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры,
- непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры.
Решение данных проблем необходимо для обеспечения существенного увеличения темпов жилищного строительства.
Застройщики отмечают завершение периода так называемой "точечной застройки" с использованием уже существующих коммунальных сетей, а также ограниченные возможности использования действующих мощностей для наращивания объемов жилищного строительства. Для увеличения объемов жилищного строительства необходимо опережающее развитие коммунальной инфраструктуры.
Специфика развития коммунальной инфраструктуры определяется территориально-распределительными, производственными, техническими и технологическими системами для нормального функционирования и развития территорий. Состояние и функционирование коммунальной инфраструктуры полностью зависит от территориально-пространственного размещения объектов жилищно-коммунального хозяйства и градостроительной политики. Отсюда сильное воздействие территориально-пространственного фактора на длину электросетей, трубопроводов, водопроводов, газопроводов, передающих систем, транспортирующих ресурсы и др.
Таким образом, состояние и эффективное функционирование коммунальной инфраструктуры города Иванова определяется спецификой жилищно-коммунального хозяйства города, а также социально-экономическим особенностями его развития. Жилищно-коммунальная сфера как совокупность предприятий и организаций, производящих и поставляющих услуги населению, выступает в качестве индикатора социально-экономических изменений в обществе и изменений в организации производства услуг.
Основные социально-экономические показатели г. Иванова представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные социально-экономические показатели г. Иванова
Наименование показателей |
Абсолютные данные |
В % к соответствующему периоду предыдущего года |
|||||
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. (1 полу- годие) |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. (1 полу- годие) |
|
Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", млн. руб. |
1235,5 |
1823,5 |
2535,6 |
577,4 |
147,6 |
139,1 |
108,4 |
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м |
73,7 |
43,8 |
56,2 |
27,3 |
59,4 |
128,3 |
110,3 |
Объемы ввода жилья на 1000 человек, кв. м |
176,31 |
104,78 |
134,3 |
65,3 |
59,4 |
128,2 |
109,0 |
Начисленная заработная плата одного работника, руб. |
4392 |
5498 |
5561,5 |
7440 |
125,2 |
101,2 |
133,77 |
Соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения, раз |
7,12 |
7,16 |
7,14 |
6,28 |
х |
х |
х |
Соотношение среднедушевого денежного дохода и прожиточного минимума, % |
117,8 |
128,8 |
116,3 |
143,5 |
х |
х |
х |
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, в % к общей численности населения |
48,64 |
39,94 |
47,9 |
32 |
х |
х |
х |
Численность официально зарегистрированных безработных, чел. |
1507 |
1676 |
1389 |
1185 |
111,2 |
82,9 |
79,5 |
Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство" в 2005 г. составил 139,1% к уровню 2004 года.* В январе-июне 2006 года этот показатель уменьшился и составил 577,4 млн. рублей, или 108,4% к соответствующему периоду 2005 года.** В 2005 году предприятиями и организациями всех форм собственности и населением построено 717 новых благоустроенных квартир общей площадью 56,2 тыс. кв. метров или на 28,3% больше, чем в январе-декабре 2004 года. В 1 полугодии 2006 года введено жилых домов на 10,3% больше, чем в соответствующем периоде 2005 года. 2004 год явился стартовой площадкой для начала нового строительства и продолжения уже начатого (финансирование шло, велось строительство и разработка проектно-сметной документации, ввод в эксплуатацию - 2005 - 2006 годы). Однако по сравнению с 2003 годом динамика отрицательная.*** При этом наблюдался постоянный рост цен на рынке жилья. В IV квартале 2003 года цена 1 квадратного метра общей площади квартир на первичном рынке составила 10260,9 рублей, на вторичном - 8111,1 рублей, во II квартале 2006 г. цена квадратного метра общей площади квартир на первичном рынке составила 15969,6 рублей, на вторичном - 14805,2 рублей. Рост цен за период составил 155,6% на первичном и 182,5% на вторичном рынках жилья.
Анализируя уровень жизни населения города Иванова, можно сделать вывод о его некотором повышении. Численность населения города по итогам переписи 2002 г. составляет 431,7 тыс. человек. Однако продолжается естественная убыль населения: в 2005 г. число умерших в 2,2 раза превысило число родившихся. Положительной тенденцией явилось снижение численности официально зарегистрированных безработных в 2006 г. на 21,36 % по сравнению с 2003 годом. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, уменьшилась на 34,21% по сравнению с 2003 годом, однако она продолжает оставаться высокой.
Также можно отметить положительную тенденцию соотношения среднедушевых доходов населения города Иванова и численности населения с доходами ниже прожиточного минимума. На протяжении четырех лет наблюдался рост среднедушевых месячных доходов населения за счет увеличения уровня заработной платы работников предприятий и организаций города. Среднемесячная номинальная заработная плата в 1 полугодии 2006 года составила 7440 рублей, наблюдается рост на 69,39% по сравнению с 2003 г.
Таким образом, в городе Иванове наблюдается рост уровня жизни населения, и, следовательно, увеличение платежеспособного спроса, что обусловливает потребность в улучшении жилищных условий, увеличении объемов ввода нового жилья.
Благоустройство городского жилищного фонда также имеет положительную динамику. Так, удельный вес жилищного фонда в городе, оборудованного водопроводом, составляет 84,0%, канализацией - 83,7%, центральным отоплением - 98,2%, ваннами - 78,5%, газом - 95,8%, горячим водоснабжением - 79,4%.
Объем коммунальных услуг, предоставляемых населению города Иванова неуклонно растет, что характеризуется данными, приведенными в таблице 2.
Таблица 2
Объем услуг, оказываемых населению города Иванова
Наименование показателей |
Абсолютные данные |
В % к соответствующему периоду предыдущего года |
|||||
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. (1 полу- годие) |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. (1 полу- годие) |
|
Объем коммунальных услуг населению, млн. рублей |
1555,3 |
2308,9 |
2952,7 |
1087,3 |
148,5 |
127,9 |
111,7 |
Положительная динамика наблюдается также в объемах производства и распределения электроэнергии, газа и воды (прирост составляет в среднем 25,5% за год), а также производство, перераспределение и передача пара и горячей воды (тепловой энергии), прирост за 2005 год по сравнению с 2004 годом составляет 17,6%.
Среднесписочная численность работающих на предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды за 2003-2005 годы увеличилась на 62,5%. Начисленная среднемесячная заработная плата одного работника на данных предприятиях увеличилась в 2005 г. по сравнению с 2003 г. на 40,4%. Объем коммунальных услуг населению увеличился почти на 90%.
При этом произошло значительно повышение тарифов с января по декабрь 2005 г. на жилищно-коммунальные услуги - в среднем на 19,2% (за 2004 год - на 24,9%).
Однако, несмотря на рост объема коммунальных услуг и увеличение тарифов на ЖКУ состояние коммунальной инфраструктуры города Иванова остается неудовлетворительным.
В период реформ экономическая ситуация в жилищно-коммунальной отрасли сильно изменилась. Потребность в инвестициях на обновление, реконструкцию и капитальный ремонт основных средств коммунальной инфраструктуры столь велика, что без них это грозит разрушению всей системы жилищно-коммунального хозяйства города Иванова.
Таким образом, высокий износ коммунальной инфраструктуры города Иванова, с одной стороны, и увеличивающиеся темпы ввода жилья на фоне растущего платежеспособного спроса ивановцев, с другой стороны, обозначили необходимость разработки методов развития коммунальной инфраструктуры для обеспечения земельных участков под жилищное строительство.
Анализ социально-экономического состояния и проблем развития коммунальной инфраструктуры города Иванова показал, что за последние годы в ней накопились кризисные, критические, практически тупиковые проблемы, решение которых требует применения программно-целевых методов. Одним из наиболее действенных методов решения накопившихся проблем является реализация подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства на территории города Иванова на 2006-2010 годы" муниципальной целевой программы "Жилище" города Иванова на 2003-2010 годы.
Подпрограмма должна обеспечить оптимальный подход к решению проблем комплексного освоения и системной застройки новых территорий, в том числе и быстровозводимым малоэтажным жильем.
2. Основные цели и задачи Подпрограммы, сроки ее реализации
Подпрограмма "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства на территории города Иванова на 2006-2010 годы" муниципальной целевой программы "Жилище" города Иванова на 2003-2010 годы направлена на решение вопросов обеспечения коммунальной инфраструктурой земельных участков города Иванова для развития жилищного строительства и решения проблем ветхого и аварийного жилищного фонда.
Основной целью Подпрограммы является обеспечение опережающего развития коммунальной инфраструктуры для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства городского округа Иваново.
Для достижения основной цели необходимо решить следующие задачи:
- подготовить и реализовать в городе Иванове инвестиционные проекты по обеспечению земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, что должно привести к увеличению объемов жилищного строительства;
- активно проводить политику по демонополизации и развитию конкуренции на рынке жилищного строительства, а также обеспечить комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры;
- создать эффективные и устойчивые организационные и финансовые механизмы обеспечения земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой в городе Иванове.
Выполнение Подпрограммы будет осуществляться в две стадии.
На 1 стадии (2006 - 2007 годы) необходимо обеспечить поступление инвестиций, направляемых на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, путем осуществления мер государственной и муниципальной поддержки, что позволит обеспечить:
- рост жилищного строительства, начиная с 2007 года;
- подготовку земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства в 2006 - 2010 годах;
- создание льготных условий, позволяющих предоставлять кредиты на развитие коммунальной инфраструктуры органам местного самоуправления.
В этот период государственная и муниципальная поддержка будет оказана проектам по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой, которые будут осуществляться органами местного самоуправления.
На 2 стадии реализации Подпрограммы (2008 - 2010 годы) развитие коммунальной инфраструктуры в значительной степени будет происходить на основе рыночных принципов. Доля государственных и муниципальных гарантий, а также бюджетные средства, направляемые на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, предоставляемым на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, представлена в Приложениях N 2 Подпрограммы. При этом за счет средств федерального бюджета, бюджета Ивановской области и бюджета города Иванова будут обеспечиваться ранее принятые обязательства по содействию в реализации проектов, начатых на 1 стадии реализации Подпрограммы.
3. Мероприятия Подпрограммы
Мероприятия Подпрограммы направлены на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой. Это позволит помочь в решении одной из основных проблем, сдерживающих рост объемов жилищного строительства, и создать условия для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства.
Реализация системы мероприятий Подпрограммы осуществляется по следующим направлениям:
- нормативно-правовое обеспечение реализации Подпрограммы;
- финансовое обеспечение реализации Подпрограммы;
- организационное обеспечение реализации Подпрограммы.
Мероприятия по нормативно-правовому обеспечению реализации Подпрограммы включают в себя разработку нормативных правовых документов, связанных с механизмом реализации мероприятий Подпрограммы.
Мероприятия по финансовому обеспечению реализации Подпрограммы направлены на:
- предоставление государственных и муниципальных гарантий по заимствованиям городского округа Иваново в целях обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой;
- возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на указанные цели.
Возмещение части затрат на уплату процентов производится по кредитам, полученным заемщиком в 2006-2008 годах на срок до трех лет и в 2009 году, со сроком погашения кредита не позднее 31 декабря 2010 года.
Указанные меры поддержки будут осуществляться как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств областного бюджета и бюджета города Иванова. Объем средств федерального бюджета и размер государственных гарантий Российской Федерации, предоставляемых для поддержки реализации инвестиционных проектов в городе Иванове, будут не больше объема средств бюджетов Ивановской области и города Иванова и размера государственных гарантий Ивановской области и муниципальных гарантий города Иванова, предоставляемых на поддержку реализации этих проектов. При этом предполагается, что общий объем предоставляемых государственных гарантий Российской Федерации, Ивановской области, не может быть более 80 процентов основной суммы долга по кредитам, предоставленным в 2006 году, более 65 процентов - по кредитам, предоставленным в 2007 году, и 50 процентов - по кредитам, предоставленным в 2008 - 2009 годах.
Возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам за счет субсидий из федерального бюджета, а также бюджетов Ивановской области и города Иванова будет производиться на весь срок кредита из расчета максимального снижения рыночной процентной ставки по кредитам, выдаваемым в 2006 году - на 80 процентов, по кредитам, выдаваемым в 2007 году - на 65 процентов, по кредитам, выдаваемым в 2008 - 2009 годах - на 50 процентов. Предполагаемый срок кредита по кредитам, выдаваемым в 2006 - 2008 годах, - 3 года и по кредитам, выдаваемым в 2009 году - 2 года.
Возмещение части затрат на уплату процентов производится по кредитам, предоставленным по процентной ставке, не более чем на 3 процентных пункта превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на дату заключения кредитного договора. Возмещение части затрат на уплату процентов, начисленных и уплаченных по просроченной задолженности, не производится.
Организационные мероприятия Подпрограммы будут направлены на:
- создание условий для снижения административных барьеров в жилищном строительстве, развития конкуренции и расширения доступа застройщиков к кредитным ресурсам, реализации мер в области градостроительного и антимонопольного контроля;
- внедрение механизмов привлечения кредитных и инвестиционных средств для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой;
- содействие внедрению механизмов проведения комплексной застройки территорий, реконструкции и обновления существующих кварталов застройки;
- отбор инвестиционных проектов, направленных на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства;
- предоставление государственных и муниципальных гарантий инвесторам, осуществляющим проекты по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой с целью дальнейшего строительства жилья.
Организационные мероприятия не потребуют выделения дополнительных бюджетных средств.
Система программных мероприятий призвана обеспечить взаимодействие всех исполнителей Подпрограммы, и включает в себя:
- принятие правил землепользования и застройки;
- подготовку проектов планировки городских территорий, предназначенных для жилищного строительства;
- принятие программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
- введение платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры на основе утвержденного тарифа на подключение;
- порядок возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам;
- контроль за расходованием средств и ходом реализации Подпрограммы.
Перечень основных мероприятий по реализации Подпрограммы приведен в приложении к подпрограмме "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства на территории города Иванова на 2006-2010 годы" муниципальной целевой программы "Жилище" города Иванова на 2003-2010 годы.
4. Механизм реализации Подпрограммы
Механизм реализации Подпрограммы предполагает привлечение банковских кредитных ресурсов для реализации инвестиционных проектов развития коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства на территории городского округа Иваново и предусматривает меры по повышению привлекательности их кредитования. В рамках Подпрограммы предусматриваются меры государственной и муниципальной поддержки в виде возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, а также предоставление государственных и муниципальных гарантий.
Для участия в подпрограмме "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства на территории города Иванова на 2006-2010 годы" Генеральным планом города Иванова предусмотрена жилая застройка на двух строительных площадках по адресам:
- м. Авдотьино по ул. 1-я Водопроводная - жилой комплекс на 240 квартир общей площадью 14400 кв. м;
- м. Сортировка по ул. Свободы - 148 квартирный жилой дом общей площадью 7682 кв. м.
Для обеспечения представленных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства предусматривается проведение проектно-изыскательских работ, разработка проектно-сметной документации и строительство инженерных сетей и сооружений, позволяющих обеспечить жилые дома всеми видами коммуникаций до начала общестроительных работ. Муниципальным заказчиком на выполнение этих видов работ является Управление капитального строительства администрации города Иванова.
Администрация города Иванова привлекает кредитные ресурсы Российской кредитной организации, получившей право участия в подпрограмме под гарантии РФ, гарантии Ивановской области, а также городского округа Иваново. Право целевого использования привлеченных от кредитной организации средств передается муниципальному заказчику - Управлению капитального строительства администрации города Иванова - главному распорядителю средств.
Управление капитального строительства администрации города Иванова организует строительство сетей и сооружений коммунальной инфраструктуры на указанных выше площадках.
Следующий этап предусматривает проведение конкурса на заключение муниципального контракта. Организация, ставшая победителем по результатам конкурса, получает право проведения строительных работ. При этом управление капитального строительства администрации города Иванова выполняет роль муниципального заказчика.
После выполнения работ по строительству инженерных сетей и сооружений, строительные площадки, сформированные в порядке, установленном действующим земельным законодательством, обеспеченные всеми видами коммуникаций могут быть реализованы на аукционе, организованном Комитетом по управлению имуществом администрации города Иванова. Средства, полученные в результате проведения аукциона, могут быть использованы для погашения привлеченных кредитных ресурсов.
Возврат средств может быть также обеспечен за счет других источников - продажи земельных участков, через аукцион и установления прозрачного тарифа на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а также продажи жилья, построенного на этих земельных участках в последующие периоды.
Для развития инженерной инфраструктуры города Иванова Подпрограммой предусматривается финансирование инвестиционных проектов инженерной и коммунальной инфраструктуры.
5. Ресурсное обеспечение реализации Подпрограммы
Возмещение заемщику части затрат на уплату процентов по кредитам производится за счет субсидий из федерального бюджета, средств бюджета Ивановской области в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в Российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой (утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 221), а также нормативными правовыми актами Ивановской области по реализации областной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и ее подпрограмм.
Объем финансирования Подпрограммы для обеспечения коммунальной инфраструктурой земельных участков на территории городского округа Иваново определен, основываясь на следующих исходных данных:
- средняя цена 1 кв. м общей площади квартир стандартной планировки (Доклад территориального органа Росстата по Ивановской области от 18.07.2006 г. "О социально-экономическом положении Ивановской области) на II квартал 2006 года составляет 18969,6 рублей;
- общая площадь жилья на отведенных под новое строительство неосвоенных ранее земельных участков, составляет 22082 кв. м;
- стоимость строительства инженерных сетей и сооружений составляет в среднем 10% от общей стоимости жилья.
Таким образом, объем средств для реализации инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства за счет средств бюджета города Иванова составит:
18969,6 руб. * 22082 кв. м * 0,1 = 41 888,67 тыс. руб.
Таблица 3
Объем затрат на реализацию инвестиционных проектов
по обеспечению земельных участков коммунальной
инфраструктурой в целях жилищного строительства
тыс. руб.
Источники и направления финансирования |
2007-2010 годы - всего |
в том числе | |||
2007 год |
2008 год | 2009 год | 2010 год | ||
Объем затрат на реализацию инвестиционных проектов |
230 725,58 |
0,00 |
106 995,65 |
105 995,65 |
17 897,67 |
в том числе: | |||||
- средства бюджетов Российской Федера- ции и Ивановской области |
200 095,11 |
0,00 |
103 262,85 |
96 832,26 |
0,00 |
- средства бюджета города Иванова |
30 630,47 | 0,00 | 3 732,80 | 9 000,00 | 17 897,67 |
Таблица 4
Объем затрат на обслуживание кредитов, привлекаемых
для реализации инвестиционных проектов по обеспечению
земельных участков коммунальной инфраструктурой
в целях жилищного строительства
тыс. руб.
Источники и направления финансирования |
2007-2010 годы | в том числе | |||
2007 год |
2008 год | 2009 год | 2010 год | ||
Всего объем затрат на обслуживание кредита |
70 965,06 | 0,00 | 10 161,97 | 16 820,00 | 43 983,09 |
в том числе: | |||||
- средства бюджетов РФ и Ивановской области на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту |
28 193,37 |
0,00 |
10 032,0 |
16 800,00 |
1 361,37 |
- средства бюджета города Иванова на уплату процентов по кредиту |
883,02 |
0,00 |
129,97 |
20,00 |
733,05 |
- средства бюджета города Иванова для возврата кредита |
41 888,67* |
41 888,67* |
* - Заемные средства кредитной организации
Общий объем финансирования Подпрограммы
301 690,64 тыс. руб., в том числе:
2007 год - 0,00 тыс. руб.,
2008 год - 117 157,62 тыс. руб., из них
средства бюджетов Российской Федерации и Ивановской области - 113 294,85 тыс. руб.;
средства бюджета города Иванова - 3 862,77 тыс. руб.,
2009 год - 122 652,26 тыс. руб., из них
средства бюджетов Российской Федерации и Ивановской области - 113 632,26 тыс. руб.;
средства бюджета города Иванова - 9 020,00 тыс. руб.,
2010 год - 61 880,76 тыс. руб., из них
средства бюджетов Российской Федерации и Ивановской области - 1 361,37 тыс. руб.;
средства бюджета города Иванова - 60 519,39 тыс. руб.
6. Нормативно-правовая база Подпрограммы
Принятые в 2005 году федеральные законы, направленные на формирование рынка доступного жилья, в частности Градостроительный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, федеральные законы "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и "О концессионных соглашениях", а также решение Ивановской городской Думы от 31.01.2006 N 40 "Об утверждении Порядка предоставления земельных участков для строительства на территории города Иванова и об утверждении Положения о Комиссии по землепользованию и застройке", сформировали законодательную базу для решения задачи развития коммунальной инфраструктуры, необходимой для жилищного строительства, установили распределение ответственности за обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства между органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса и застройщиками.
Подпрограмма "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865.
Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04. 2006 N 221.
Правила предоставления государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2006 N 351.
7. Организация управления Подпрограммой
Организационные механизмы выполнения Подпрограммы должны обеспечить четкое разграничение ответственности между всеми возможными участниками процесса обеспечения земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой и ориентироваться на рыночные инструменты решения проблемы, что позволит минимизировать инвестиционные риски и удешевить стоимость кредитования.
Возврат средств может быть обеспечен за счет различных источников - продажи земельных участков, через аукцион и установления прозрачного тарифа на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а также продажи жилья, построенного на этих земельных участках в последующие периоды.
В зависимости от конкретной ситуации реализация инвестиционных проектов может осуществляться городским округом Иваново, застройщиком или организациями коммунального комплекса, например, частными компаниями, управляющими системами коммунальной инфраструктуры.
Государственным заказчиком федеральной подпрограммы - Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, ежегодно производится отбор субъектов Российской Федерации для участия в подпрограмме.
Отбор муниципальных образований Ивановской области, на территории которых будут реализовываться инвестиционные проекты по обеспечению земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, осуществляется комиссией, созданной в соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 09.06.2006 N 103-п "О мерах по реализации в Ивановской области приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
8. Оценка эффективности социально-экономических
последствий от реализации Подпрограммы
Индикаторами оценки эффективности Подпрограммы финансирования обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой целях в жилищного строительства являются:
- объем предоставленных кредитов для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства;
- уровень тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры.
Предусмотренные Подпрограммой меры поддержки инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков в м. Авдотьино по ул. 1-я Водопроводная (жилой комплекс на 240 квартир общей площадью 14400 кв. м) и м. Сортировка по ул. Свободы (148 квартирный жилой дом общей площадью 7682 кв. м) коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства в городе Иванове позволят обеспечить дополнительный ввод жилья в объеме 22082 кв. м общей площади, в том числе:
в 2008 году - 2500 кв. м;
в 2009 году - 5000 кв. м;
в 2010 году - 14582 кв. м.
Оценка социально-экономической эффективности Подпрограммы будет производиться на основе соответствующих целевых индикаторов и индикаторов оценки, установленных федеральной целевой программой "Жилище" на 2002 - 2010 годы (направление "Развитие жилищного строительства"). Система индикаторов обеспечит мониторинг реализации Подпрограммы за отчетный период с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий.
Успешная реализация Подпрограммы позволит обеспечить к 2010 году:
- развитие первичного рынка жилья и стабилизацию цен на жилье;
- формирование эффективных механизмов регулирования градостроительной деятельности и развития коммунальной инфраструктуры;
- увеличение объема частных инвестиций в жилищное строительство.
______________________________
* "О социально-экономическом положении г. Иваново в январе-июне 2005 г." Доклад Территориального органа Государственной статистики по Ивановской области.
** "О социально-экономическом положении г. Иваново в январе-июне 2006 г." Доклад Территориального органа Государственной статистики по Ивановской области.
*** "О социально-экономическом положении г. Иваново в 2004 г." Доклад Территориального органа Государственной статистики по Ивановской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.