Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Итоги реализации программы развития муниципальной
системы образования города Иванова на 2002-2006 годы
Реализация программно-целевым методом комплекса мероприятий за период 2002-2006 годов позволила создать централизованные механизмы их координации, а также сформировать систему индикаторов и показателей изменений в сфере муниципального образования. В данном разделе представлены количественные и качественные показатели, демонстрирующие факты достижения и эффективность результатов реализованной программы, а также основные "болевые точки", определяющие вектор развития муниципальной системы образования на перспективу.
Система образования города Иванова представляет собой широкую сеть образовательных учреждений, предоставляющих населению города различные образовательные услуги. Несмотря на некоторое снижение общей численности учреждений (с 2006 года в ведение Департамента образования Ивановской области перешли детские дома и школы-интернаты), муниципальная образовательная сеть вместе с негосударственными общеобразовательными учреждениями остается самой крупной в регионе (см. таблицу N 1).
Таблица N 1
N п/п |
Тип (вид, форма) образовательного учреждения |
Образовательная услуга, предоставляемая учреждением |
Количество учреждений. |
|
2002 г | 2005 г | |||
1. | Дошкольные образовательные учреждения |
Дошкольное образование |
119 | 124 |
2. | Общеобразовательные учреждения, в том числе: |
59 | 58 | |
2.1. | Начальные школы | Начальное образование |
1 | 1 |
2.2 | Основные общие школы | Основное общее образование |
8 | 7 |
2.3. | Средние общеобразовательные школы |
Среднее полное общее образование |
41 | 40 |
2.4. | Гимназии | Среднее полное общее образование |
3 | 4 |
2.5. | Лицеи | Среднее полное общее образование |
5 | 5 |
2.6. | Вечерние школы | Среднее полное общее образование |
1 | 1 |
3. | Негосударственные образовательные учреждения |
Среднее полное общее образование |
5 | 5 |
4. | Межшкольные учебные комбинаты | Допрофессиональная подготовка, технология |
3 | 3 |
5. | Учреждения дополнительного образования |
Дополнительное образование |
5 | 5 |
6. | Муниципальный методический центр |
Повышение квалификации педагогов |
1 | 1 |
Образовательные учреждения города Иванова создают необходимые условия для обучения и воспитания юных горожан, проводят продуктивную работу по сохранению контингента обучающихся (см. таблицу N 2). Снижение количества обучающихся обусловлено демографической ситуацией в России на данный период.
Таблица N 2
N п/п |
Образовательные учреждения |
Количество обучающихся детей |
|
2001 г. | 2005 г. | ||
1. | Дошкольные образовательные учреждения | 13546 | 14377 |
2. | Общеобразовательные учреждения (с учетом школ-интернатов) |
51065 | 40520 |
3. | Учреждения дополнительного образования | 32520 | 28032 |
4. | Межшкольные учебные комбинаты | 4200 | 3454 |
В ходе реализации целевой программы развития муниципальной системы образования в 2001 - 2005 годах были выделены десять приоритетов муниципальной политики в области образования. Выполнение мероприятий программы было направлено на их осуществление.
Приоритетное направление "Обеспечение ресурсами муниципальной системы" способствовало увеличению бюджетного финансирования, осуществлению капитального ремонта зданий, сохранению и пополнению материально-технической базы образовательных учреждений (см. таблицу N 3).
Таблица N 3
Статья расходов |
Сумма, тыс. руб. | |
2001 г. | 2005 г. | |
Оплата труда | 123201,0 | 337269,9 |
Начисления на заработную плату | 43167,5 | 88760,8 |
Канцелярские принадлежности, материалы для текущих хозяйственных целей |
1801,1 | 3411,5 |
Мягкий инвентарь и обмундирование | 667,8 | 1489,3 |
Продукты питания | 31969,0 | 69936,1 |
Оплата услуг по связи | 749,9 | 1244,7 |
Оплата коммунальных услуг | 94292,8 | 123544,7 |
Прочие текущие расходы | 6347,1 | 10146,9 |
Трансферты населению (компенсация за книгоиздательскую продукцию, пособия детям-сиротам) |
19086,0 | 27887,3 |
Приобретение оборудования и предметов длительного пользования |
2631,1 | 24005,8 |
Капитальный ремонт | 13668,9 | 41536,2 |
Всего | 339713,8 | 729223,2 |
Основные статьи расходов, выделяемых бюджетом города средств в истекший период, стали ремонт кровель, внутренних инженерных коммуникаций, общестроительные работы, электромонтажные работы и подготовка к отопительному сезону (см. таблицу N 4).
Таблица N 4
Статья расходов |
Сумма, млн. руб. | |||
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | |
Ремонт кровель, внутренних инженерных коммуникаций, общестроительные работы, электромонтажные работы |
11,4 |
25,5 |
27,1 |
37,5 |
Подготовка к отопительному сезону | 9,4 | 4,6 | 4,5 | 3,2 |
Ниже приводиться# перечень основных энергосберегающих мероприятий, осуществленных в оцениваемый период:
- в 2002 году установлены лучистые отопительные приборы в МДОУ N 56, 72, 169, 179, 190;
- с 2002 по 2004 год установлены узлы учета тепловой энергии в школах N 11, 40, 66, МДОУ N 22, 55, 143;
- в 2003 году на кровлях в МДОУ N 60,179 заменены утеплители;
- во всех учреждениях образования произведен монтаж ТРЖ.
Другим источником финансирования отрасли стали внебюджетные средства. Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества в соответствии с постановлением Главы города перечислялись арендаторами в полном объеме в городской бюджет на лицевые счета учреждений. Доходы от аренды составили в 2005 году почти 3 млн. рублей. Средства были использованы на развитие учреждений, в том числе на хозяйственные нужды, приобретение оборудования и ремонт зданий (школы N 8, 32, 31, 44, 21).
Возросли добровольные пожертвования. В 2003 году они составили 4 млн. 300 тыс. рублей, в 2005 году - более 7 млн. рублей.
Расширяется сфера платных дополнительных образовательных услуг (ПДОУ) через увеличение числа образовательных учреждений, оказывающих ПДОУ: 2001 год - 16 школ (27%), 2005 год - 20 школ (36%), однако на ожидаемый показатель - 45% не вышли. В среднем 30% доходов от платных услуг идет на развитие учреждений, 70% - на заработную плату педагогическим работникам.
Сформирован перечень наименований услуг, оказываемых в школах города: создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни, обучение по дополнительным образовательным программам (изучение иностранного языка, информатики, предметов художественно-эстетического цикла и др.), изучение специальных курсов и циклов (естественно-научного, гуманитарного, физико-математического, технического направлений), углубленное изучение информатики, занятия с детьми по коррекции и оздоровлению, кружки и студии. Фактически полностью удовлетворены заказы на образовательные услуги, связанные с использованием информационных технологий, все более востребованы курсы подготовки старшеклассников, связанные с технологиями ЕГЭ. Вместе с тем, сократилось количество спецкурсов на старшей ступени обучения в связи с отменой совмещенных экзаменов школа-ВУЗ. Положено начало использования ресурсов образовательного округа школ разных районов в ходе комплектования групп раннего развития детей дошкольного возраста и адаптации их к условиям школьной жизни.
Средний показатель удовлетворенности заказчиков и потребителей объемом и качеством предоставляемых ПДОУ составляет 75-80%. Неполная удовлетворенность прежде всего связана с набором (перечнем) предлагаемых услуг: по-прежнему остается востребованным раннее изучение английского языка, которое не организовано в полном соответствии с запросами из-за недостатка в кадрах. Кроме того, высокая плата за отдельные услуги вследствие малой наполняемости групп приводит к невостребованности услуги.
Низкий уровень платежеспособности основной части населения города диктует школам политику гибкого подхода к ценообразованию, закладывая минимальный процент на развитие учреждения и оплату труда управленческого аппарата с тем, чтобы сохранить заказчиков определенной образовательной услуги в пределах ее рентабельности.
В соответствии с планом контрольно-диагностической деятельности управление образования ежегодно по графику проводит изучение деятельности администрации школ по соблюдению законодательства в вопросах оказания ПДОУ. Изучение проходит в соответствии с планом-заданием по разработанным критериям# и в соответствии с предложенной шкалой оценивается уровень предлагаемых услуг по организации и удовлетворенности заказчиков.
Работа управления образования по вопросу кадрового обеспечения дала возможность создания обновленной системы межкурсовой подготовки педагогических и других работников системы образования, в том числе и руководителей. За последние годы усовершенствована система аттестации на первую квалификационную категорию педагогических работников и руководителей образовательных учреждений, а также система трудовых отношений в системе образования (см. таблицу N 5).
Управлением образования выстроена трехгодичная поэтапная система повышения квалификации учителей и руководителей общеобразовательных учреждений "Школа для профессионалов", одобренная на федеральном конкурсе проектов "Социальный Форум - 2004".
Таблица N 5
N п/п |
Кадровый состав педагогиче- ских работников |
Дошкольные образовательные учреждения |
Общеобразовате- льные учреждения |
Учреждения дополнительного образования |
Межшкольные учебные комбинаты |
||||
2001 г. | 2005 г. | 2001 г. | 2005 г. | 2001 г. | 2005 г. | 2001 г. | 2005 г. | ||
1. | Всего педагогиче- ских работников |
1978 | 2085 | 2860 | 2843 | 1321 | 924 | 38 | 35 |
2. | Пенсионного возраста |
760 | 1032 | 269 | 569 | 114 | 72 | 4 | 8 |
3. | Имеют: высшее образование |
1122 | 1210 | 2631 | 2539 | 712 | 577 | 36 | 30 |
Незакончен- ное высшее образование |
38 | 42 | 43 | 54 | 116 | 72 | - | 1 | |
среднее специальное образование |
981 | 833 | 186 | 221 | 379 | 204 | 2 | 4 | |
4. | Имеют стаж педагогиче- ской работы: до 2 лет |
154 | 31 | 83 | 74 | 54 | 34 | - | - |
от 2 до 5 лет |
362 | 109 | 165 | 117 | 216 | 132 | 11 | 6 | |
от 5 до 10 лет |
372 | 400 | 466 | 293 | 330 | 236 | 4 | 2 | |
от 10 до 20 лет |
415 | 501 | 1074 | 898 | 475 | 380 | 8 | 10 | |
свыше 20 лет |
938 | 1044 | 1072 | 1409 | 226 | 142 | 15 | 17 |
Опыт работы управления образования в реализации направления программы развития по обеспечению ресурсами муниципальной системы образования за истекший период позволил выделить следующие проблемы, требующие решения в перспективе:
- недостаточно полное удовлетворение потребностей в образовательных услугах из-за поверхностного и несистематического изучения сферы интересов заказчиков, начиная с начальной школы и на всем протяжении обучении;#
- наличие большого числа учреждений (70 только в 2007 году), подлежащих прохождению процедуры лицензирования# и отсутствие на сегодняшний день всех необходимых для этого условий;
- рост потребности педагогических кадров всех видов и типов учреждений в методической помощи (повышении квалификации, приобретении методической литературы) и недостаточная готовность муниципального методического центра удовлетворить эту потребность;
- старение педагогических кадров муниципальной системы образования и отсутствие четкой программы стимулирования педагогического труда;
- усиление требования надзорных органов к зданиям учреждений образования и наличие большого ветхого фонда, требующего кроме косметического ремонта проведение масштабных реконструкционных работ;
- отсутствие разработанной стабильной программы мониторинга состояния материально-технической базы образовательных учреждений города и наличие системы точечного (целевого) бюджетного финансирования из-за его ограниченности;
- усиление общественной значимости дошкольного и дополнительного образования и недостаточное финансирование в последние годы материально-технической базы этих учреждений.
Приоритетное направление "Прогностический подход к управлению муниципальной системой образования" было заложено в программе с целью преодоления проблемы недоучета в аналитической деятельности управления образования города перспективных нормативов качества и результатов обучения и воспитания. Итогом этой работы стала внедренная в практику единая диагностическая программа для оценки функционирования и развития муниципальной системы образования как дифференцированного инструмента оценки каждой группы учреждений по статистическим данным и в динамике. Разноуровневая критериальная система была апробирована в базовых школах (N 66 - профильное обучение, N 62 - развивающее обучение, N 32 - гимназическое обучение, N 22 - лицейское обучение) и легла в основу программ мониторинга функционирования и инновационной деятельности других образовательных учреждений города. Прогностический подход позволил управлению образования, начиная с 2003 года, начать использовать проектный метод в образовательном менеджменте города. К 2005 году городской Думой утверждены шесть целевых программ:
- "Информатизация системы общего образования города Иванова на 2005-2006 годы";
- "Дети города";
- "Одаренные дети";
- "Патриотическое воспитание";
- "Программа улучшения состояния пожарной безопасности муниципальных образовательных учреждений г. Иванова на 2003-2006 гг.";
- "Программа реконструкции школ города Иванова".
Опыт управления образованием в условиях модернизации был обобщен на межрегиональной конференции "Муниципальная образовательная политика в условиях реализации федерального эксперимента по модернизации содержания и структуры общего образования" в 2004 году, на конкурсе управленческих проектов Министерства образования и науки РФ "Образовательный Форум" в 2005 году.
Прогностический подход к управлению создал устойчивый фундамент стабильно функционирующей ведомственной системы. Он позволил с самого начала качественно обеспечить реализацию в городе приоритетного национального проекта "Образование", являющегося сегодня основным методологическим инструментом образовательного менеджмента Российской Федерации. Дальнейшие ориентиры управления на муниципальном уровне исходят из установок ПНП "Образование":
- программно-целевое финансирование, ориентированное на поддержку инициатив развития, как со стороны образовательного учреждения, так и со стороны конкретного педагогического работника;
- общественно-государственный характер управления образованием, удовлетворение запросов заказчиков (в лице родителей и учащихся);
- безопасность обучающихся, создание комфортных (в том числе - психологически комфортных) условий для учащихся в образовательных учреждениях;
- стимулирование педагогических работников.
В связи с этим важной задачей в ближайшее время станет совершенствование муниципальной модели управления качеством образования. Необходимо создать условия для управления, осуществляемого по результатам обоснованного мониторинга, понятного всеми субъектами системы образования. Для решения поставленных задач необходимо решить ряд проблем:
- привести в соответствие с требованиями современного общества и социокультурной среды города Иванова нормативно-правовую базу ведомственного значения;
- ускоренный темп развития общественных и производственных отношений, активное внедрение информационных технологий требуют постоянно повышать профессиональную готовность руководящих работников всех уровней власти;
- необходимо обеспечить переход на новые принципы и механизмы финансирования подведомственных учреждений;
- развивая общественно-государственные отношения, создать новые общественные институты, в том числе и на муниципальном уровне;
- совершенствовать систему оценки качества образования, определив само понятие "качество образования";
- важной миссией управления образования администрации города должна стать работа по повышению престижа труда учителя и системы образования города в целом.
Приоритетное направление "Создание и развитие территориальных объединений - муниципальных образовательных округов" было включено в программу развития с целью интеграции образовательных услуг, целевого планирования и координации финансовых потоков по территориальному принципу.
Сеть образовательных учреждений города Иванова до 2002 года была не достаточно скоординирована по перечню и объему образовательных услуг, предоставляемых населению. В соответствии с программой разработана нормативная база, обеспечившая правовое поле функционирования и развития образовательных округов как инновационной модели управления на муниципальном уровне:
- Положение "Об образовательном округе";
- Положение о Совете координаторов образовательных округов;
- Положение о городском родительском комитете.
Это позволило определить меру прав и ответственности органов общественного самоуправления, скоординировать их деятельность в решении приоритетных задач муниципальной системы образования, сделать более открытым механизм управления образованием со стороны муниципального органа образования.
Реализация новой модели взаимодействия с местным сообществом повысило роль органов общественного управления в решении таких вопросов, как:
- соблюдение прав учащихся и их родителей, в том числе на получение качественных услуг;
- сохранение и укрепление материально-технической базы образовательных учреждений;
- компьютеризация общеобразовательных учреждений.
Работа общественных органов самоуправления способствовала расширению информационной базы для принятия управленческих решений по интеграции образовательных услуг по территориальному признаку. Так, наряду с традиционными каналами стали использоваться встречи в рамках округа с представителями школьных советов и родительских комитетов.
На ежегодные городские родительские собрания, собрания родительской общественности по округам (2 раза в год: октябрь, февраль) выносились следующие вопросы:
- соблюдение и защита прав детей;
- привлечение внебюджетных средств;
- итоговая аттестация выпускников 9-х, 11-х классов, в том числе участие в федеральном эксперименте по ЕГЭ;
- использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе;
- соуправление школой;
- использование информационно-коммуникационных технологий в УВП и другое.
Члены городского родительского комитета (ГРК) принимали участие в работе жюри конкурсов "Педагог года", "Педагогический марафон", различных городских акциях, реализации муниципальной программы "Дети города", приемке школ к новому учебному году.
Члены ГРК встречались с представителями школьных органов родительского самоуправления по обсуждению вопросов осуществления школьного соуправления и привлечения внебюджетных средств.
Проблемы, которые обозначились в ходе реализации указанного выше направления анализируемой целевой программы развития образования:
- деятельность Совета координаторов не достаточно скоординирована с другими общественными органами управления образованием, не четко определена роль Совета координаторов в продвижении приоритетов федеральных и региональных органов власти, в реализации на муниципальном уровне ПНП "Образование";
- остается дублирование предоставляемых образовательных услуг в одном образовательном округе, необходимо продолжить систематическую работу с руководителями школ, в том числе при взаимодействии с представительными общественными органами самих образовательных учреждений;
- отсутствует четкая координация деятельности органов родительского самоуправления в общеобразовательных учреждениях города, а также между родительской общественностью дошкольных, общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования;
- не достаточно четко определена роль городского родительского комитета.
Качество учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования во многом связано с типом используемых в них учебных программ. В период с 2002 по 2005 гг. в рамках приоритетного направления "Обеспечение муниципальной системы программами нового поколения" управление образования, муниципальный методический центр сделали ставку на распространение в опыте работы педагогов города развивающих программ. В группу развивающих образовательных программ дошкольного образования вошли программы "Детство" и "Развитие", в группу развивающих программ школьного образования - программы дидактических систем Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, а также программы Ассоциации "Школа 2000" и фирмы РИНО. В группу коррекционно-развивающих программ вошла "Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 7-го вида и классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе".
С целью научно-методического сопровождения инновационных проектов, организации и координации сетевого взаимодействия школ развивающего образования в 2004 году создан региональный ресурсный Центр новых образовательных технологий и систем на базе отдела муниципального методического центра. Усилиями методистов проведена курсовая подготовка школьных команд (135 педагогов) по программе "Профессиональное сотрудничество учителя и ученика на основе развивающих программ", результатом которой стали 75 инновационных разработок и педагогических проектов.
Анализ работы управления и подведомственных учреждений по реализации приоритетного направления "Обеспечение муниципальной системы программами нового поколения" позволил выявить несколько проблем:
- уменьшается государственная монополия и расширяются возможности муниципальных органов власти на принятие решений в сфере образования, в связи с этим важным в ближайшие годы становится деятельность управления образования по оптимизации сети образовательных учреждений;
- возникли новые системы ценностей в обществе, программы нового поколения (осваиваемые или разрабатываемые вновь педагогами как элементы регионального и школьного компонентов базисного учебного плана) должны учитывать эти ценности, а также учитывать особенности Иванова как уникального города, входящего в состав "Золотого кольца" России;
- остаются недостаточными условия организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, совершенствование этих условий с целью достижения высокого уровня обученности и сохранения (укрепления) при этом физического здоровья детей,# должно стать в ближайшие годы главным направлением инновационной деятельности.
Приоритетное направление "Развитие воспитания в муниципальной образовательной системе" было направлено на решение следующих основных задач:
- совершенствование работы с одаренными детьми;
- создание в образовательных учреждениях города Иванова системы эффективного патриотического воспитания детей;
- решение правовых и финансовых вопросов организации работы с детьми по месту жительства;
- развитие в городе детского самоуправления;
- формирование системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности;
- развитие сети учреждений дополнительного образования с учетом преемственных образовательных программ.
С целью развития детского самоуправления в образовательных учреждениях на базе ДДЮТ созданы и функционируют Координационные Советы органов ученического самоуправления и детских общественных организаций и объединений; разработаны и утверждены Положения о Координационных Советах. Это позволило увеличить количество органов ученического самоуправления и усилить роль в соуправлении образовательного учреждения по проблемам соблюдения прав детей, организации досуговой деятельности и социализации личности.
В 2001 году в общеобразовательных учреждениях действовало 32 органа ученического самоуправления, в 2005 году - 43 органа. В школах N N 53, 55, 8, 20, 15, 3, 67, 62, 41, 37, 44 выстроена система детского самоуправления на всех ступенях обучения.
Воспитательная работа в образовательных учреждениях сегодня является приоритетным направлением политики Российской Федерации в области образования. Учитывая сложность и большой объем необходимых мероприятий, в том числе и на муниципальном уровне, для решения всех задач данного приоритетного направления, вертикальную преемственность целевых программ ("Дети России" и "Дети Ивановской области"), управление образования инициировало создание межведомственной муниципальной целевой программы "Дети города". Автономность данной программы, при полном ее соответствии целям новой программы развития до 2011 года, позволит повысить качество патриотического воспитания подрастающего поколения, грамотно распорядиться имеющимися ресурсами, привлечь общественное внимание к особо нуждающимся категориям детей:
- одаренные дети;
- дети-инвалиды;
- дети# сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети асоциального поведения.
Основные проблемы, выявленные в ходе анализа работы по приоритетному направлению анализируемой программы "Развитие воспитания в муниципальной образовательной системе":
- имеется дублирование, нерациональное использование ресурсов, в работе с одаренными детьми на муниципальном уровне;
- не оказывается достаточная финансовая поддержка одаренным детям, защищающим честь города в региональных, российских и международных соревнованиях, конкурсах;
- отсутствует четкая программа работы по предоставлению образовательных услуг по организации общения и воспитания детей-инвалидов, оказанию психолого-педагогической помощи их родителям;
- неэффективно работает система координации превентивного воспитания учащихся общеобразовательных учреждений города;
- из-за недостаточного финансирования не в полном объеме решаются проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- не является совершенной система ученического самоуправления на муниципальном уровне;
- падает престиж классного руководителя в общеобразовательных учреждениях и воспитателей в учреждениях дошкольного образования;
- отсутствует полная готовность образовательных учреждений к обеспечению индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса, удовлетворению возрастающих требований и запросов родителей.
Приоритетное направление "Создание разнопрофильной сети дошкольных образовательных учреждений с группами общего назначения и группами для детей с отклонениями в психофизическом развитии" было направлено на удовлетворение возрастающего к 2002 году спроса населения на воспитание детей дошкольного возраста, нуждающихся в сохранении и коррекции здоровья (таблица N 6).
Из 10 предполагаемых результатов программы развития системы образования города Иванова по данному направлению в полной мере выполнено - 7:#
- разработано и действует "Положение об организации работы дошкольных образовательных учреждениях,# превышающих государственный стандарт дошкольного образования по приоритетным или всем направлениям его деятельности" (постановление Главы города от 03.04.2003 N 888, приказ о дифференцированном финансировании ДОУ на начало учебного года);
- апробирован и действует механизм дифференцированной оплаты родителей за содержание детей в дошкольных учреждениях различной видовой направленности;
- разработано и утверждено "Положение о группах кратковременного пребывания ребенка в ДОУ", но ввиду высокого процента охвата детей дошкольными образовательными услугами (87%) оно не нашло применения;
- создана сеть студий, секций и кружков с целью выполнения социального заказа (в 10 ДОУ организованы дополнительные платные услуги, в 52 - бесплатные кружки и секции);
- создана насыщенная предметно-развивающая среда в ДОУ, опыт использования которой в ДОУ N 57, 61, 167, 33, 180, 162, 50, 173 и др. обобщен дошкольным отделом управления образования и рекомендован к распространению;
- с целью коррекции психического и физического развития и учетом индивидуальных особенностей ребенка в ДОУ различной видовой направленности внедрены оздоровительные программы:
- В. Алямовская "Как воспитать здорового ребенка";
- А. Фролова "Познай себя";
- Р. Стеркина "ОБЖ";
- Н. Глазырина "Физическая культура дошкольникам" и др.
- дошкольным отделом разработаны и утверждены следующие локальные акты:
- Положение о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений различной видовой направленности;
- Положение о городском конкурсе "Первые шаги";
- Положение о городском конкурсе "Маленькие звездочки";
- Положение о городском конкурсе "Детский сад года";
- Положение о городском конкурсе "Воспитатель года";
- Положение о работе логопедических пунктов при дошкольных образовательных учреждениях;
- Положение об организации дополнительных платных услуг в ДОУ.
Ниже приводиться# анализ выполнения двух основных задач по дошкольному образованию за оцениваемый период (см. Таблицу N 6).
Таблица N 6
Результаты выполнения задачи: обеспечение муниципальной системы программами нового поколения (развивающими программами). |
Результаты выполнения задачи: создание разнопрофильной сети ДОУ с группами для детей с отклонениями в психофизическом развитии. |
На 1.02.2006 года в ДОУ города адаптированы и внедрены инновационные развивающие программы: - "Развитие" - 6 ДОУ - "Детство"- 17 ДОУ - "Радуга" - 17 ДОУ - "Монтессори" - 1 ДОУ - "Вольдорфская педагогика"- 1 ДОУ (По сравнению с 2001 годом количество учреждений# внедривших инновационные программы# увеличилось на 17%). Обобщен опыт работы: - ДОУ N 149, 169, 172, 177, 192 - по итогам работы экспертно-консультативного совета; - ДОУ N 33, 83 - по итогам аттестации и государственной аккредитации ДОУ; - ДОУ N 194, 6 - по итогам самоанализа раздела "Развивающая среда в ДОУ"; - Выпущено методическое пособие "Организация и содержание работы с моторно-одаренными детьми" - ДОУ N 194. |
На 1.02.2006 года в специализированных группах и ДОУ города получают квалифицированную помощь 1609 детей, увеличение по сравнению с 2001 годом составляет 123 воспитанника. В ДОУ тифлопрофиля успешно внедрена программа Л. Плаксиной "Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения". Открыты логопедические пункты в ДОУ N 158, 191, 45, 25. Создан аналитический банк данных по ДОУ компенсирующего вида N 61, 167, 182. Разработана и утверждена модель социальной адаптации для детей с амблиопией и косоглазием. Коллективом ДОУ N 145 разработана программа "Здравушка" с целью сохранения и укрепления здоровья тубинфицированных детей. Обобщен опыт работы по созданию коррекционно-развивающей среды для детей с отклонениями в развитии в ДОУ города. |
Обеспечение ДОУ программами, методиками и дидактическим материалом, обучение и переподготовка кадров, а так# же создание соответствующей развивающей среды осуществлялось за счет средств родителей, спонсоров и личных средств педагогов. |
Отсутствуют спецгруппы и квалифицированная помощь педагогов-психологов и учителей-логопедов в районах особого социального неблагополучия: Сортировка, Курьяново. |
Анализ работы управления и подведомственных учреждений по реализации приоритетного направления "Создание разнопрофильной сети дошкольных образовательных учреждений с группами общего назначения и группами для детей с отклонениями в психофизическом развитии" позволил выявить следующие проблемы:
- рост рождаемости населения города Иванова объективно обозначил проблему нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях, что требует незамедлительного решения вопроса оптимизации данной сети учреждений;
- обеспечение одинаковых стартовых возможностей детей в начале обучения в общеобразовательной школе требует развития системы предшкольного образования;
- создание условия для внедрения новых форм организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.