21 апреля 2006 г.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2006 N 89 "О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы" Правительство Ивановской области постановляет:
Утвердить процедуру экспертизы деятельности общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Ивановской области, внедряющих инновационные образовательные программы, и максимальные баллы по критериям конкурсного отбора (прилагается).
Губернатор Ивановской области |
М.А. Мень |
Процедура экспертизы деятельности общеобразовательных учреждений,
расположенных на территории Ивановской области, внедряющих
инновационные образовательные программы, и максимальные баллы
по критериям конкурсного отбора
(утв. постановлением Правительства Ивановской области
от 24 марта 2006 г. N 50-п)
21 апреля 2006 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в целях реализации приоритетного национального проекта "Образование" на территории Ивановской области.
1.2. Понятия, используемые в настоящем положении:
Заявитель - орган самоуправления общеобразовательного учреждения (совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет и т.д.);
Конкурсная комиссия - конкурсная комиссия по конкурсному отбору лучших учителей для получения денежного поощрения и конкурсному отбору общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы;
Учреждение - областное государственное или муниципальное общеобразовательное учреждение, расположенное на территории Ивановской области, внедряющее инновационные образовательные программы;
Совет - совет при Правительстве Ивановской области по реализации приоритетных национальных проектов;
Эксперт - член экспертной комиссии для проведения экспертизы результатов деятельности Учреждений.
2. Порядок проведения экспертизы
2.1. Проведение экспертизы документов Учреждений.
Постановлением Правительства Ивановской области от 21 апреля 2006 г. N 71-п в пункт 2.1.1. настоящего приложения внесены изменения
2.1.1. Заявка на участие в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, (приложение 1) с пакетом документов, предусмотренных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.03.2006 N 46 "Об утверждении Порядка и критериев конкурсного отбора общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы", представляется в установленные сроки в Конкурсную комиссию.
2.1.2. Конкурсная комиссия в день подачи представления осуществляет его регистрацию в журнале регистрации заявок Учреждений (приложение 2).
2.1.3. Конкурсная комиссия в течение трех дней после поступления заявки проводит экспертизу документов Учреждения по критериям квалификационного отбора (далее - критерии участия).
2.1.4. Результат экспертизы рассматривается в течение следующего дня после окончания экспертизы на заседании Конкурсной комиссии, которая оформляет итоговый протокол.
2.1.5. На основании решения Конкурсной комиссии в течение следующего дня оформляется заключение экспертизы документов (приложение 3).
Заключение оформляется в двух экземплярах, один из которых направляется в течение трех дней Учреждению, второй прикладывается к пакету документов Учреждения.
2.2. Проведение экспертизы результатов деятельности Учреждений.
2.2.1. Требования к экспертам.
2.2.1.1. Численный состав экспертов от каждой отобранной гражданской экспертной организации для проведения экспертизы деятельности Учреждений - 3 человека.
2.2.1.2. В гражданской экспертной организации проводится необходимая работа по формированию персонального состава экспертов.
2.2.1.3. Процедура выдвижения экспертов определяется самой гражданской экспертной организацией в виде:
- назначения эксперта приказом руководителя данной организации;
- выбора эксперта коллективом данной организации и оформления соответствующего решения в итоговом протоколе.
2.2.1.4. В случае участия гражданской экспертной организации в конкурсном отборе лучших учителей, состав ее экспертов для проведения экспертизы результатов деятельности Учреждений должен быть различен.
2.2.1.5. Эксперты должны отвечать следующим требованиям:
- иметь опыт практической деятельности в органах государственно-общественного управления образованием различного уровня;
- обладать общественным и административным доверием (авторитетом);
- быть способным к проведению аналитической работы для представления обоснованных и объективных выводов о результатах экспертной оценки.
2.2.1.6. Гражданские экспертные организации представляют в Совет список назначенных (выбранных) экспертов с приложением следующих документов:
- копий приказа руководителя организации о назначении экспертов или выписки из итогового протокола, подтверждающего статус экспертов;
- характеристик, содержащих исчерпывающую информацию о соответствии экспертов требованиям, установленным п. 2.2.1.5. настоящего положения.
2.2.1.7. Из представленных гражданскими экспертными организациями экспертов Совет формирует состав экспертной комиссии для проведения экспертизы результатов деятельности Учреждений.
2.2.1.8. Персональный состав экспертной комиссии определяется Советом и утверждается приказом Департамента образования Ивановской области.
2.2.2. Процедура проведения экспертизы результатов деятельности Учреждений.
2.2.2.1. Ко второму этапу конкурсного отбора допускаются Учреждения, представившие полный набор документов согласно перечню и соответствующие всем критериям участия.
2.2.2.2. Конкурсная комиссия в соответствии с критериями конкурсного отбора (далее - критерии отбора) организует экспертизу деятельности Учреждений, прошедших во второй этап конкурса.
2.2.2.3. Экспертиза результатов деятельности Учреждения по критериям отбора производится Экспертами с учетом программы развития Учреждения.
2.2.2.4. Основными принципами проведения экспертизы являются:
- открытость и публичность экспертизы;
- направленность экспертных действий, мнений и суждений на дальнейшее продвижение и поддержку педагогического опыта учителя;
- нормативно-методическая подготовка экспертной деятельности;
- независимость и правовая защищенность участников экспертного процесса;
- компетентность Экспертов и их заинтересованность в получении объективных результатов;
- научная и экономическая обоснованность экспертных оценок;
- учет мнений независимых Экспертов при принятии решений по результатам экспертных заключений.
2.2.2.5. Организация работы Экспертов осуществляется в форме индивидуального оценивания Экспертами пакетов документов Учреждений.
2.2.2.6. Конкурсная комиссия распределяет пакеты документов Учреждений между Экспертами методом случайной выборки, но с обязательным условием, чтобы каждый пакет документов был проанализирован и оценен не менее чем четырьмя Экспертами.
2.2.2.7. Конкурсная комиссия в установленные сроки передает Экспертам пакеты документов и бланки экспертных заключений оценки деятельности общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы (приложение 4), о чем делается отметка в журнале выдачи пакетов документов и бланков экспертных заключений (приложение 5).
2.2.2.8. Эксперт в течение двух рабочих дней рассматривает полученный пакет документов, лично готовит и подписывает экспертное заключение.
2.2.2.9. Основной целью экспертизы являются выявление соответствия представленных документов утвержденным критериям отбора и оценка каждого из них по 10-балльной шкале (приложение 6).
2.2.2.10. Предметом экспертизы деятельности Учреждения являются только документы и материалы, представленные Учреждением (с учетом программы развития Учреждения) в соответствии с критериями отбора.
2.2.2.11. Основным содержанием экспертной оценки материалов, представленных Учреждением, является качественный анализ результатов реализации программы развития Учреждения.
2.2.2.12. Результатом экспертной оценки является экспертное заключение. Эксперты вносят в него результаты экспертизы по 10-бальной шкале.
2.2.2.13. Конкурсной комиссией не принимаются экспертные заключения, содержащие исправления, неразборчивые подписи Экспертов, а также без указания даты проведения экспертизы, подписи Эксперта.
2.2.2.14. Эксперт несет персональную ответственность за качество и объективность экспертной оценки.
2.2.2.15. Пакет документов с экспертным заключением передается Экспертом в Конкурсную комиссию в течение одного рабочего дня после завершения процедуры экспертной оценки, о чем делается отметка в журнале.
2.2.2.16. Экспертное заключение в этот же день подписывается председателем Конкурсной комиссии.
Результаты экспертного заключения направляются в течение трех дней Учреждению.
2.2.2.17. На основании экспертных заключений Конкурсная комиссия формирует еженедельный рейтинг Учреждений по сумме полученных баллов.
2.2.2.18. В случае, если по результатам проведенной экспертизы на границе квоты число отобранных Учреждений окажется большим соответствующей квоты, установленной Ивановской области, то Конкурсной комиссией организуется дополнительная экспертиза Учреждений, набравших одинаковое количество баллов. Организация дополнительной экспертизы осуществляется в порядке, предусмотренном п.п. 2.2.2.7. - 2.2.2.16.
2.2.2.19. Конкурсной комиссией формируется итоговый рейтинг Учреждений по сумме полученных баллов.
3. Подведение итогов конкурсного отбора
3.1. На основании решения Конкурсной комиссии по рейтинговому отбору Учреждений формируется список Учреждений в соответствии с квотой, установленной для Ивановской области. Список подписывается всеми членами Конкурсной комиссии и в течение одного рабочего дня направляется в Совет.
3.2. Совет в течение пяти рабочих дней после получения рассматривает представленный список Учреждений и направляет его на утверждение Губернатору Ивановской области.
4. Порядок обжалования результатов экспертизы
4.1. Учреждения или Заявители, не согласные с результатами экспертизы документов, проводимой Конкурсной комиссией, или экспертизы деятельности Учреждений, проводимой Экспертами, имеют право обратиться с апелляцией в течение трех дней с момента получения результатов экспертизы в апелляционную комиссию.
Апелляции, поданные после подписания всеми членами Конкурсной комиссии списка Учреждений в соответствии с квотой, установленной для Ивановской области, не принимаются.
4.2. Апелляционная комиссия создается Департаментом образования Ивановской области.
Порядок работы апелляционной комиссии определяется Положением о ней, утверждаемым приказом начальника Департамента образования Ивановской области.
4.3. Апелляция подается Учреждением или Заявителем в письменной форме.
4.4. Предметом рассмотрения апелляционной комиссии могут являться только нарушения процедуры проведения экспертизы.
4.5. Апелляционная комиссия рассматривает апелляцию в течение трех рабочих дней со дня ее поступления.
4.6. Решение апелляционной комиссии в течение одного рабочего дня с момента принятия направляется Заявителю, Учреждению и в Конкурсную комиссию.
4.7. В случае удовлетворения апелляции на процедуру проведения экспертизы документов, экспертиза проводится повторно в соответствии с настоящим положением.
В случае удовлетворения апелляции на процедуру проведения экспертизы деятельности Учреждения, Конкурсная комиссия увеличивает итоговый рейтинговый балл Учреждения на одну единицу.
Приложение 1
Конкурс общеобразовательных учреждений,
внедряющих инновационные образовательные программы
_________________________________________________________________________
/------------------------------------\
| Регистрационный N ________________ |
| |
| Дата регистрации заявки: _________ |
\------------------------------------/
Заявка
на участие в конкурсе общеобразовательных учреждений,
внедряющих инновационные образовательные программы
Сведения об Учреждении
Полное наименование общеобразовательного учреждения (в соответствии с
Уставом):
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
ФИО директора:___________________________________________________________
ФИО научного руководителя (при наличии):_________________________________
Почтовый адрес общеобразовательного учреждения:__________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Контактный телефон:______________________________________________________
Факс:____________________________________________________________________
E-mail:__________________________________________________________________
Наличие сайта Учреждения_________________________________________________
Банковские реквизиты Учреждения__________________________________________
_________________________________________________________________________
Сведения о заявителе
Наименование заявителя (органа самоуправления):
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
ФИО руководителя заявителя (органа самоуправления):
_________________________________________________________________________
Контактный телефон:______________________________________________________
Факс:____________________________________________________________________
E-mail:__________________________________________________________________
Заявитель удостоверяет, что Учреждение полностью укомплектовано
педагогическими кадрами.
Подпись руководителя органа самоуправления:
_____________________________ /___________________/
N протокола и дата заседания органа самоуправления ________________
_______________________________________________________________________
Дата подачи заявки:_____________________________
Приложение 2
Журнал
регистрации заявок Учреждений
N п/п |
Дата подачи заявки |
Заявитель | Учреждение | Подпись заявителя |
Подпись лица, принявшего заявку |
Результат экспертизы документов (да/нет) |
N, дата протокола Конкурсной комиссии |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Приложение 3
Конкурс общеобразовательных учреждений,
внедряющих инновационные образовательные программы
_________________________________________________________________________
/------------------------------------\
| Регистрационный N ________________ |
| |
| Дата регистрации заявки: _________ |
\------------------------------------/
Заключение
экспертизы документов,
представленных Учреждением в Конкурсную комиссию
N п/п |
Наименование документа /конкурсного материала | Принят (да) | Не принят (нет) |
1. | Заявка органа самоуправления общеобразовательного учреждения, зарегистрированного в его уставе, на участие в конкурсе |
да |
нет |
2. | Лицензия на право ведения образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации, устав (копии) |
да |
нет |
3. | Проект сметы расходов, предусматриваемых на реализацию программы развития Учреждения |
да | нет |
4. | Программа развития Учреждения | да | нет |
5. | Справка, подтверждающая отсутствие нарушений образовательного и трудового законодательства Российской Федерации в течение последних трех лет, заверенная учредителем |
да |
нет |
6. | Справка, подтверждающая наличие необходимого оборудования для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, заверенная учредителем |
да | нет |
7. | Справка, подтверждающая наличие статуса пилотной, экспериментальной, инновационной или иной площадки федерального, регионального или муниципального уровня; методического (ресурсного, опорного или социокультурного) центра, заверенная учредителем |
да |
нет |
Результат экспертизы | |
Допущен к участию в конкурсе по критериям отбора общеобразовательного учреждения (да) |
Не допущен к участию в конкурсе по критериям отбора общеобразовательного учреждения (нет) |
Эксперт (член) Конкурсной комиссии:
______________________/_____________________/
Председатель Конкурсной комиссии:
______________________/_____________________/
Дата проведения экспертизы:__________________________________
Приложение 4
Конкурс общеобразовательных учреждений,
внедряющих инновационные образовательные программы
_________________________________________________________________________
/------------------------------------\
| Регистрационный N ________________ |
| |
| Дата регистрации заявки: _________ |
\------------------------------------/
Экспертное заключение N_______
оценки деятельности общеобразовательного учреждения,
внедряющего инновационные образовательные программы
N п/п |
Критерии отбора | Количество баллов (10-бальная шкала) |
||||||||||
1. | Высокое качество результатов обучения и воспитания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
2. | Эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
3. | Обеспечение доступности качественного образования | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
4. | Продуктивность реализации программы развития Учреждения и ее соответствие приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
5. | Сочетание принципов единоначалия и самоуправления | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
6. | Отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
7. | Позитивное отношение родителей (законных представителей), выпускников и местного сообщества к Учреждению |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
8. | Обеспечение условий безопасности участников образовательного процесса в Учреждении |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
9. | Участие в муниципальных, региональных, федеральных и международных фестивалях, конкурсах, смотрах и т.п. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
10. | Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Общий балл |
Эксперт: ______________________/_______________/ Дата _______________
Руководитель Конкурсной комиссии:___________________/___________________/
Приложение 5
Журнал
выдачи пакетов документов и бланков
экспертных заключений
N заяв- ки |
Эксперт | Пакет документов (+/-) |
Бланк экспертного заключения (+/-) |
Дата выдачи документов |
Подпись лица, выдавшего документы |
Подпись Эксперта |
Дата возврата докумен- тов |
Подпись лица, принявшего документы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Приложение 6
Содержание критериев отбора и максимальные баллы
по критериям отбора общеобразовательных учреждений
1. Высокое качество результатов обучения и воспитания (максимальный балл - 10).
2. Эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе (максимальный балл - 10).
3. Обеспечение доступности качественного образования (максимальный балл - 10).
4. Продуктивность реализации программы развития Учреждения и ее соответствие приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года (максимальный балл - 8).
5. Сочетание принципов единоначалия и самоуправления (максимальный балл - 10).
6. Отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся (максимальный балл - 10).
7. Позитивное отношение родителей (законных представителей), выпускников и местного сообщества к Учреждению (максимальный балл - 10).
8. Обеспечение условий безопасности участников образовательного процесса (максимальный балл - 10).
9. Участие в муниципальных, региональных, федеральных и международных фестивалях, конкурсах, смотрах и т.п. (максимальный балл - 10).
10. Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования (максимальный балл - 10).
1. Критерий "высокое качество результатов обучения и воспитания"
Содержание критерия.
Под "высоким качеством результатов обучения и воспитания" как правило понимается полнота реализации учащимися школы действующих требований государственного образовательного стандарта.
В ходе экспертизы оцениваются:
- степень достижения школой обязательных образовательных результатов;
- постановка, а также успешность достижения актуальных инновационных целей общего образования;
- успешность реализации целей, определенных Федеральной программой развития образования России и регионов: формирование готовности школьников к продолжению образования после окончания школы, формирование информационно-коммуникативной и социальной компетентности учащихся, сохранение физического и психического и здоровья школьников и др.;
- способствование личностному развитию школьников.
Измерения и способы подтверждения критерия:
- количество учащихся, успешно освоивших учебные программы (на "4" и "5");
- результаты Единого государственного экзамена;
- данные об успешности освоения школьниками инновационных образовательных программ, полученные на основе внутришкольного контроля;
- количество учащихся, победивших в различного уровня конкурсах и олимпиадах;
- число учащихся, проявляющих социальную и творческую активность, подтверждаемую участием в различных акциях социального характера, работе общественных и творческих организаций, в реализации социальных проектов и др.;
- количество учащихся, поступивших в вузы, главным образом - на бюджетные отделения;
- показатель успешности обучения выпускников в избранных учреждениях профессионального образования (если такие данные могут быть получены школой).
Оценивание.
Высокой оценки будут заслуживать Учреждения:
- показывающие наиболее высокие результаты в реализации действующих государственных образовательных стандартов и в достижении новых образовательных целей;
- имеющие за три года положительную динамику по критерию "высокое качество результатов обучения и воспитания", состоящую либо в увеличении количества учащихся, успешно усваивающих прежние программы, либо в увеличении числа учащихся, успешно усваивающих инновационные образовательные программы.
Наиболее высокой оценки заслуживают те Учреждения, в программах развития которых определяются и в практике которых успешно реализуются качественно новые цели развития общего образования, определяемые педагогическим сообществом России как наиболее прогрессивные.
2. Критерий "эффективное использование современных
образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных,
в образовательном процессе"
Содержание критерия.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
- развивающее обучение,
- проблемное обучение,
- разноуровневое обучение,
- коллективную систему обучения (КСО),
- технологию решения исследовательских задач (ТРИЗ),
- использование исследовательского метода в обучении,
- проектные методы обучения,
- технологию "дебаты",
- технологию модульного и блочно-модульного обучения,
- лекционно-семинарско-зачетную систему обучения,
- технологию развития "критического мышления",
- технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр,
- учение в сотрудничестве (командную, групповую работу),
- информационно-коммуникационные технологии,
- здоровьесберегающие технологии,
- систему инновационной оценки "портфолио",
- технологию дистанционного обучения и др.
Измерения и способы подтверждения критерия:
- общее количество и виды современных педагогических технологий, используемых в учебном процессе общеобразовательного учреждения в целом и по ступеням образования;
- доля педагогов, эффективно использующих конкретные педагогические технологии, в том числе по ступеням образования, а также доля педагогов, прошедших подготовку в области современных педагогических технологий;
- динамика этих показателей;
- оснащенность компьютерной техникой (количество учащихся на персональный компьютер);
- готовность преподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий (доля преподавателей, владеющих навыками работы на персональном компьютере).
Оценивание:
- по количественным показателям;
- по эффекту, который получен Учреждением от внедрения современных образовательных технологий (с учетом данных по первому критерию "высокое качество результатов обучения и воспитания").
3. Критерий "обеспечение доступности качественного образования"
Содержание критерия.
Под доступностью качественного образования предлагается понимать совокупность условий, созданных общеобразовательным учреждением для того, чтобы обучающиеся в нем дети имели возможность освоить инновационные образовательные программы, обеспечивающие их успешное развитие в соответствии с возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и предпочтениями.
В ходе экспертизы оцениваются:
- характер реализуемых Учреждением образовательных программ (содержание и технологии);
- наличие вариантов программ для разных групп школьников, обучающихся в данном Учреждении, то есть полнота удовлетворения их образовательных запросов;
- качество реализации программ, которое, в свою очередь, обусловливается качеством преподавания;
- преемственность и завершенность школьных образовательных программ, которые обеспечиваются использованием учебно-методических комплектов одной линии;
- выполнение школой Закона Российской Федерации "Об образовании", гарантирующего право ребенка на получение образования в любом общеобразовательном учреждении (наличие в школе открытых и прозрачных процедур зачисления учащихся на все ступени школьного образования и во все классы согласно имеющемуся в школе количеству посадочных мест, и наличие у родителей и учащихся возможностей для осуществления их выбора образовательной программы);
- финансовая доступность образовательных услуг Учреждения для уже обучающихся и потенциальных школьников (бесплатность образования или наличие платы за дополнительные образовательные услуги в размере, не превышающем ту сумму, которую семья ребенка может заплатить за образование без ущерба для своего семейного бюджета).
Измерения и способы подтверждения:
- потенциальный контингент учащихся Учреждения, определяемый в информационной справке программы развития школы;
- механизмы набора и комплектования классов, содержащиеся в уставе школы;
- движение контингента учащихся; низкий (по отношению к областному) процент обучающихся, не получивших в Учреждении основного общего образования до достижения 15-летнего возраста;
- состав, полнота и вариативность реализуемых школой образовательных программ, содержащихся в концепции и планах программы развития школы:
-- программы предшкольного образования, выравнивающие стартовые условия для получения начального образования и делающие доступным качественное обучение на первой ступени,
-- программы предпрофильной подготовки для девятиклассников,
-- программы профильного обучения на третьей ступени, реализуемые на основе базисного учебного плана 2004 года,
-- программы углубленного изучения отдельных предметов,
-- блок программ дополнительного образования,
-- программы для детей с особыми образовательными потребностями: одаренных, имеющих проблемы в состоянии здоровья, коррекционно-развивающего обучения, желающих обучаться на родном языке и др.;
- соответствие квалификации педагогических кадров реализуемым школой образовательным программам;
- размер платы за дополнительные образовательные услуги.
Степень индивидуализации обучения оценивается по:
- использованию разноуровневых учебных программ,
- использованию индивидуальных учебных планов,
- предоставлению всех возможных форм освоения образовательных программ (очной, экстерната, дистанционной, домашнего обучения и др.),
- использованию личностно ориентированных педагогических технологий.
Оценивание.
При оценке числа выбывших учащихся до достижения ими 15-тилетнего возраста высокие оценки могут получить те Учреждения, в которых процент выбывших по сравнению с региональными показателями является минимальным.
Наиболее высокие баллы должны получить учреждения, реализующие наиболее полный для удовлетворения образовательных запросов обучающихся перечень образовательных программ и обладающие для этого высококвалифицированными педагогическими кадрами.
4. Критерий "продуктивность реализации программы развития"
Содержание критерия.
Под продуктивностью реализации программы развития Учреждения понимается достижение целей программы развития в соответствии с установленными в ней планами и показателями результативности, а также ее содержательное соответствие приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года.
Измерения и способы подтверждения.
При проведении экспертизы используются два вида показателей:
- содержание программы развития;
- качество программы как документа школы, который является основным инструментом управления инновационной деятельностью общеобразовательного учреждения и основным фактором успешности процесса развития.
Оценка содержания программы проводится на основе его соотнесения с основными целями и приоритетными направлениями развития системы общего образования в России. При оценке содержания программы развития школы экспертам необходимо ответить на следующие вопросы:
1) Включает ли программа развития меры по подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста?
2) Планируется ли в Учреждении введение продуктивных технологий, позволяющих реализовать идеи компетентностного подхода?
3) Расширяются ли в Учреждении программы дополнительного образования?
4) Переходит ли Учреждение к профильному обучению учащихся старших классов и предполагается ли проводить обучение старшеклассников по индивидуальным учебным планам?
5) Будут ли реализованы в школе меры по снижению учебной нагрузки учащихся, сохранению их физического и психического здоровья?
6) Будет ли в процессе реализации программы развития осуществляться переход школы к самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности, расширению числа источников и объема средств внебюджетного финансирования?
7) Будет ли осуществляться переход школы к системе общественно-государственного управления? Какие органы общественно-государственного управления школой будут создаваться? Будет ли у них достаточно полномочий для оказания реального влияния на решение проблем улучшения жизнедеятельности школы?
Оценка качественных характеристик программы и соответственно ее продуктивности, а также анализ опыта работы Учреждения по аналогичным программам развития осуществляется в ходе ответа экспертов на следующие вопросы:
1) Имеется ли у Учреждения положительный опыт реализации программ развития в предыдущие годы?
2) Обосновано ли в программе развития утверждение, что решаемые Учреждением проблемы являются для него актуальными?
3) Обосновано ли в программе развития утверждение, что для решения поставленных в ней проблем у образовательного Учреждения имеются необходимые возможности: кадровые, научно-методические, материально-технические и другие условия?
4) Обоснована ли в программе развития перспективность и эффективность внедряемых инновационных программ и других изменений инновационного характера?
5) Имеются ли в программе развития четко обозначенные цели и детально проработанные планы их достижения?
6) Имеются ли у Учреждения надежные источники финансирования, обеспечивающие успешную реализацию программы: бюджетные средства, внебюджетные средства учредителя, средства от коммерческой деятельности Учреждения, спонсорские средства - родителей, выпускников, социальных партнеров и др., целевое финансирование по грантам, проектам и др.?
7) Насколько полно Учреждение справляется с реализацией намеченных в программе планов: укладывается ли в отведенные программой сроки, в полном ли объеме реализует запланированные цели?
8) Является ли программа развития школы, с точки зрения экспертов, тем реально действующим программным документом, на основании которого осуществляется целенаправленная работа по развитию системы образования школы?
Оценивание.
Каждый ответ на вопрос имеет два показателя "+" и "-". Каждые два положительных ответа оцениваются одним очком.
5. Критерий "сочетание принципов единоначалия и самоуправления"
Содержание критерия.
Содержательной стороной критерия является реализация базовых демократических ценностей, осуществляемая в школе через создание системы общественно-государственного управления и работу ее органов, через содержание и технологии обучения и воспитания школьников, основанные на отношении к ребенку как субъекту учебно-воспитательного процесса.
Базовыми ценностями демократического уклада школьной жизни являются также равенство возможностей для получения качественного образования всеми учащимися школы, свобода выбора, терпимость, плюрализм и др.
Измерения и способы подтверждения:
- наличие разных органов общественного управления, отражающих интересы каждой из следующих групп: учащихся, родителей, педагогов, а также наличие единого совета образовательного учреждения;
- наличие управляющего совета;
- наличие попечительского совета;
- наличие и область полномочий на принятие самостоятельных решений у отдельных органов общественного самоуправления (рекомендательные решения, консультативно-экспертные решения, право вето на решения администрации и др.);
- динамика развития форм участия общественности в принятии управленческих решений;
- наличие нормативной базы по общественному самоуправлению в школе;
- формы, обеспечивающие доступность и открытость информации о ситуации в школе (школьная пресса, сайт или страничка в Интернете, ежегодные отчеты, открытые школьные доклады перед школьным сообществом и др.);
- наличие практики выявления общественного мнения по наиболее важным вопросам школьной жизни с помощью социологических опросов, интервьюирования, "горячих линий", дней открытых дверей, форумов на школьном сайте и других мер работы с общественностью и получения обратной информации;
- наличие раздела по демократизации управления в программе развития образовательного учреждения.
В качестве количественных измерителей данного критерия используются показатели численности участия представителей различных групп (родителей, учащихся, учителей, социальных партнеров школы) в органах общественно-государственного управления.
Показателем эффективности системы общественно-государственного управления школой являются данные о результатах работы органов общественного управления и системы в целом:
- решение реальных проблем образовательного учреждения;
- улучшение материально-технических условий работы школы;
- финансовая и кадровая поддержка учреждения образования;
- количественные показатели поддержки администрацией школы различных инициатив, исходящих от учителей, учащихся, родителей, социальных партнеров школы, свидетельствующих о реальном функционировании демократических механизмов управления.
Оценивание.
По результатам экспертизы
школы, активно реализующие демократические принципы управления школой: переходящие к общественно-государственному характеру управления, имеющие децентрализованные организационные структуры управления школой, активно привлекающие к участию в управлении родителей, учителей, учащихся, социальных партнеров, оцениваются от 5 до 10 баллов;
школы, имеющие централизованную организационную структуру управления и являющиеся по существу закрытыми организациями с авторитарным стилем управления, использующие традиционные технологии обучения, где учителя сохраняют большую властную дистанцию и авторитарный стиль взаимодействия с учеником, оцениваются от 1 до 4 баллов.
6. Критерий "отсутствие отрицательной динамики
состояния здоровья обучающихся"
Содержание критерия.
Состояние здоровья учеников - ключевой показатель эффективности образовательной программы, реализуемой учреждением. Отсутствие отрицательной динамики по этому показателю определяет и обуславливает результативность целостного образовательного процесса.
Измерения и способы подтверждения:
- статистика заболеваний, вызванных и спровоцированных недостатками организации школьного учебного процесса (простудные заболевания, нарушения осанки, зрения, нервно-психические заболевания, вызванные перегрузками и неблагоприятными условиями организации образовательного процесса; школьная дезадаптация и др.);
- данные мониторинга состояния здоровья учащихся всех возрастных групп по основным видам заболеваний, по которым ведется учет, или по группам здоровья школьников, которые могут содержаться в аналитической части программы или в информационной справке;
- наличие в программе развития школы целей и разделов, содержащих меры поддержания и улучшения здоровья школьников.
Оценивание.
Деятельность Учреждений, имеющих стабильную или положительную динамику показателей здоровья школьников в течение последних трех лет, оценивается 9 баллами. Те же Учреждения, имеющие в программе развития школы цели и разделы, содержащие меры поддержания и улучшения здоровья школьников, оцениваются в 10 баллов. Исключением являются ситуации, при которых снижение показателей здоровья произошло по независящим от школы причинам, например, в результате прибытия большого количества новых учащихся, имеющих проблемы здоровья.
Отсутствие каждого из вышеперечисленных показателей последовательно снижает экспертную оценку на 1 балл.
7. Критерий "позитивное отношение родителей
(законных представителей), выпускников и местного сообщества
к учреждению"
Содержание критерия.
Отношение родителей, выпускников и местного сообщества к общеобразовательному учреждению формируется на основании оценки родителями наиболее значимых параметров, связанных с обучением и пребыванием ребенка в школе:
- качества обучения (по предметам и ступеням обучения);
- степени подготовленности выпускников школы к поступлению в престижные вузы;
- качества преподавания, общей культуры и компетентности педагогических кадров;
- отношения к ребенку со стороны учителей и одноклассников и комфортности психологического климата в школе;
- уровня дисциплины и безопасности условий пребывания в школе для здоровья ребенка;
- наличия условий для дополнительного образования;
- организации питания.
Измерения и способы подтверждения:
- активность участия родителей, выпускников и местного сообщества в жизни школы;
- количество жалоб на учителей и руководителей школы;
- количество благодарностей и обращений за помощью к администрации, учителям, педагогам - психологам;
- регулярность посещения родителями классных собраний, общешкольных и классных мероприятий, проводимых школой для родителей и учащихся;
- социальная активность Учреждения (например, выступление в роли культурно-образовательного центра местного сообщества);
- публикации в СМИ, обучение в данном учебном заведении детей из отдаленных районов, наличие общественной организации выпускников школы, деятельность родителей по пропаганде и рекламе деятельности образовательного учреждения, возможны также специально организованные школой исследования (опросы, анкетирования) на данную тему;
- содержание в разделах программы развития Учреждения информации о работе школы с родителями и членами местного сообщества.
Оценивание.
При позитивном отношении родителей, выпускников и местного сообщества к Учреждению, подтвержденного с помощью различных источников (публикаций, данных опросов, участия в жизни школы и др.), содержании в разделах программы развития Учреждения информации о работе школы с родителями и членами местного сообщества, социальной активности Учреждения, его деятельность оценивается в 10 баллов.
Отсутствие каждого из вышеперечисленных показателей последовательно снижает экспертную оценку на 1 балл.
8. Критерий "обеспечение условий безопасности"
Содержание критерия.
Под безопасностью предлагается понимать общую совокупность безопасных для жизни и здоровья участников образовательного процесса условий в образовательном учреждении и усилия школы по формированию культуры безопасности в образовательной среде и социуме.
Измерения и способы подтверждения:
- данные об ущербе для жизни и здоровья детей, связанные с условиями их пребывания в Учреждении (общее количество и динамику (за последние три года) травматизма детей во время пребывания в школе; общее количество и динамику пищевых отравлений детей в школьных столовых и др.);
- общее количество и динамику чрезвычайных ситуаций за последние три года (пожары, нарушения систем жизнеобеспечения - отопления, водоснабжения, канализации, энергоснабжения);
- количество вынесенных предписаний со стороны органов санэпиднадзора, противопожарной безопасности, инспекции по охране труда и других за последние три года;
- доступность медицинской помощи в образовательном учреждении;
- уровень материально-технического обеспечения безопасных условий в образовательной среде;
- нормативно-правовая база безопасности образовательного пространства;
- кадровое и материально-техническое обеспечение предмета "Основы безопасности жизнедеятельности";
- проведение практических мероприятий, формирующих способность учащихся и педагогов к действиям в экстремальных ситуациях.
Оценивание.
Учреждения, имеющие отрицательную динамику и минимальные отрицательные значения по первым трем показателям, а также положительную динамику по остальным показателям, оцениваются в 10 баллов.
Наличие положительной динамики по первым трем показателям, отсутствие любого из остальных показателей последовательно снижают экспертную оценку на 1 балл.
9. Критерий "участие в муниципальных, региональных,
федеральных и международных фестивалях, конкурсах, смотрах"
Содержание критерия.
Рассматриваются все виды конкурсной активности (конкурсы, олимпиады, гранты, фестивали, смотры, соревнования и др.), которые могут реализоваться в общеобразовательном учреждении, поскольку именно в совокупности они могут подтвердить важнейшие результаты инновационной деятельности - повышение качества образования, рост профессионального мастерства педагогов, организационное развитие школы, формирование лидерских качеств у учащихся и педагогов.
Измерения и способы подтверждения:
- общее количество конкурсных мероприятий и т.д., в которых участвовало само образовательное учреждение, его педагоги и учащиеся;
- динамика количества конкурсов за последние три года;
- уровни конкурсов (муниципальный, региональный, федеральный округ, общероссийский, международный, вузовский, корпоративный и др.) и динамика изменений участия в конкурсах разного уровня;
- охват участием в конкурсах педагогов и динамика за последние три года;
- охват участием в конкурсах учащихся и динамика за последние три года;
- копии документов, свидетельствующих о том, что Учреждение участвовало или побеждало в муниципальных, региональных, федеральных или международных конкурсах.
Оценивание.
Оцениваются в 10 баллов Учреждения, которые имеют:
- положительную динамику по всем перечисленным показателям за последние три года;
- широкий спектр конкурсных мероприятий;
- широкий спектр уровней конкурсных мероприятий.
Отсутствие каждого из вышеперечисленных показателей последовательно снижает экспертную оценку на 1 балл.
10. Критерий "создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и
организации дополнительного образования"
Содержание критерия.
Активная внеурочная деятельность и наличие блока дополнительного образования являются важными условиями полнокомпонентного образовательного процесса в школе, обеспечивающего личностное развитие детей. При этом важно, чтобы было обеспечено необходимое разнообразие предлагаемых образовательных программ, соответствующих индивидуальным запросам учащихся, их половозрастным особенностям.
Измерения и способы подтверждения.
Для оценки используются три группы показателей:
1) результаты внеурочной деятельности и дополнительного образования:
- охват учащихся (% от общего количества) дополнительным образованием в своей школе в целом по образовательному учреждению и по каждой ступени и году обучения в отдельности,
- охват учащихся, занимающихся в спортивных секциях в своей школе, в целом по образовательному учреждению и по каждой ступени и году обучения в отдельности,
- охват учащихся, участвующих в деятельности детских и юношеских общественных организаций, объединений в своей школе, в целом по образовательному учреждению и по каждой ступени и году обучения в отдельности;
2) основные условия для реализации результатов внеурочной деятельности и дополнительного образования:
- количество программ дополнительного образования детей (в целом и по возрастным группам учащихся),
- финансовая доступность для учащихся,
- наличие квалифицированных преподавателей;
3) наличие условий для развития дополнительного образования и внеурочной деятельности:
- программы развития дополнительного образования (как часть общей программы развития образовательного учреждения),
- мероприятия в рамках общей программы развития учреждения.
Оценивание.
10 баллов выставляются, если Учреждение имеет высокие результаты внеурочной деятельности и дополнительного образования по вышеперечисленным показателям, а также, если в программе развития Учреждения присутствует раздел или мероприятия по развитию блока дополнительного образования и внеурочной деятельности, кроме того, обеспечено разнообразие программ и внеурочной деятельности по тематике и охвачены все возрастные группы учащихся.
Отсутствие каждого из вышеперечисленных показателей последовательно снижает экспертную оценку на 1 балл.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ивановской области от 24 марта 2006 г. N 50-п "О процедуре экспертизы деятельности общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Ивановской области, внедряющих инновационные образовательные программы, и максимальных баллах по критериям конкурсного отбора"
Текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Ивановской области" от 14 апреля 2006 г., N 7 (289)
Постановлением Правительства Ивановской области от 24 февраля 2009 г. N 40-п настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ивановской области от 14 марта 2007 г. N 53-п
Постановление Правительства Ивановской области от 21 апреля 2006 г. N 71-п