Решение Ивановского областного суда
от 19 июля 2007 г. N 3-83/2007
Ивановский областной суд в составе
председательствующего судьи Рябцевой О.В.
при секретаре Фуфыгиной Н.А.
с участием представителя заявителя - прокуратуры Ивановской области - Кормилицына В.Е.,
представителя Ивановской областной Думы Живаевой Л.В.,
представителей Губернатора Ивановской области Чуенкова Е.М. и Титовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Ивановской области о признании противоречащими федеральному закону положений Закона Ивановской области от 04.12.2006 N 123-ОЗ "О системе оплаты труда государственных гражданских служащих Ивановской области",
установил:
Заместитель прокурора Ивановской области обратился в суд с заявлением, в котором просил пункты 1, 2 статьи 2, пункт 1 статьи 5 Закона Ивановской области от 04.12.2006 N 123-ОЗ "О системе оплаты труда государственных гражданских служащих Ивановской области" в части слов "с 01.10.2006" признать противоречащими федеральному законодательству и не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Заявление основано на том, что оспариваемый Закон является актом бюджетного законодательства и должен соответствовать нормам Бюджетного кодекса РФ. Закон области от 04.12.2006 N 123-ОЗ вступил в силу с 16.12.2006. Пунктами 1, 2 ст. 2 этого Закона размеры должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения, а также окладов за классный чин государственных гражданских служащих установлены в повышенном по сравнению с прежним размере с 01.10.2006, т.е. с даты, предшествующей моменту вступления данного Закона в силу. Пунктом 1 ст. 5 Закона определено, что в установленном данным пунктом размере средства на выплату денежного содержания государственным гражданским служащим предусматриваются при формировании фонда оплаты труда также с 01.10.2006. Прокурор полагает, что тем самым нормам Закона области от 04.12.2006 N 23-ОЗ придана обратная сила, что противоречит п. 1 ст. 5 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой акты бюджетного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка: слова "от 04.12.2006 N 23-ОЗ" следует читать "от 04.12.2006 N 123-ОЗ"
Старший прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства Ивановской областной прокуратуры Кормилицын В.Е. заявление прокурора поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представители Губернатора Ивановской области Чуенков Е.М. и Титова Е.А. с заявлением прокурора не согласились, считая, что нормы оспариваемого Закона регулируют трудовые правоотношения и его вступление в силу соответствует ст. 12 Трудового кодекса РФ. При этом дополнительных средств областного бюджета на реализацию оспариваемого Закона в 2006 году не требовалось, поскольку размер заработной платы для гражданских служащих области, установленный Законом от 04.12.2006 N 123-ОЗ, был предусмотрен при формировании областного бюджета на 2006 год.
Представитель Ивановской областной Думы Живаева Л.В. с заявлением прокурора не согласилась по тем же основаниям.
Выслушав представителя заявителя, представителей Ивановской областной Думы, Губернатора Ивановской области, проверив, исследовав и оценив документы, имеющиеся в деле, выслушав консультацию специалиста Департамента финансов Ивановской области Воробьевой С.Н., суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 4 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", устанавливающего правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации, предусмотрено, что размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 71 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" порядок вступления в силу статей 50, 51 настоящего Федерального закона в отношении гражданских служащих субъектов Российской Федерации определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ, Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ, "Уставом (Основным Законом) Ивановской области" от 08.05.1996 N 20-ОЗ принят Закон Ивановской области от 04.12.2006 N 123-ОЗ "О системе оплаты труда государственных гражданских служащих Ивановской области".
Согласно ст. 6 Закона области от 04.12.2006 N 123-ОЗ настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Данный Закон опубликован 05.12.2006 в сборнике "Законы Ивановской области и документы Ивановской областной Думы" N 21 (210) за декабрь 2006 г. и вступил в силу 16.12.2006.
Из преамбулы Закона Ивановской области от 04.12.2006 N 123-ОЗ "О системе оплаты труда государственных гражданских служащих Ивановской области" следует, что он устанавливает систему оплаты труда государственных гражданских служащих Ивановской области.
Статья 2 оспариваемого Закона устанавливает порядок определения должностных окладов, ежемесячного денежного поощрения и окладов за классный чин, а статья 5 того же Закона устанавливает порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих.
В связи с этим суд не соглашается с утверждением прокурора о том, что Закон области N 123-ОЗ является исключительно актом бюджетного законодательства. Суд полагает, что данный Закон в большей степени содержит в себе нормы трудового законодательства и в этом смысле он не противоречит ст. 12 Трудового кодекса РФ, согласно которой действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Позиция прокурора основана на том, что оспариваемые положения Закона N 123-ОЗ, предусматривающие повышение должностных окладов, окладов за классный чин и ежемесячного денежного поощрения и формирование фонда оплаты труда с 01.10.2006, противоречат п. 1 ст. 5 Бюджетного кодекса РФ. При этом в судебном заседании представитель прокуратуры пояснил, что оспаривает Закон N 123-ОЗ лишь по формальным основаниям.
Между тем часть 5 ст. 251 ГПК РФ, регулирующей порядок подачи заявления об оспаривании нормативных правовых актов, устанавливает необходимость указания в заявлении на то, какие конкретно права и свободы нарушает оспариваемый акт.
В случае реализации прокурором своего правомочия, установленного ч. 1 ст. 45 и ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, прокурор должен указать, какие конкретно права и свободы нарушены оспариваемым нормативным актом.
В ходе судебного заседания прокурор стал утверждать, что оспариваемый Закон требует увеличения расходов областного бюджета, предусмотренных ранее на обеспечение деятельности органов государственной власти.
Однако нарушений прав и интересов Ивановской области как субъекта Российской Федерации, выразившихся в увеличении расходов областного бюджета на реализацию положений оспариваемого Закона, в судебном заседании не установлено.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона Ивановской области от 04.12.2006 N 123-ОЗ "О системе оплаты труда государственных гражданских служащих Ивановской области" финансирование расходов на выплату денежного содержания государственным гражданским служащим осуществляется за счет средств областного бюджета.
Закон Ивановской области от 30.12.2005 N 185-ОЗ "Об областном бюджете на 2006 год" вступил в силу со дня его подписания, т.е. с 30.12.2005 (ст. 44 Закона N 185-ОЗ).
Из пояснительной записки к проекту консолидированного и областного бюджетов Ивановской области на 2006 год следует, что расходы областного бюджета на 2006 год сформированы с учетом средств, необходимых на приведение условий оплаты труда и планирования средств по фонду оплаты труда государственных гражданских служащих с учетом статей 50 и 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (л.д. 44 - 46).
Согласно пояснительной записке Губернатора Ивановской области к проекту закона Ивановской области "О системе оплаты труда государственных гражданских служащих Ивановской области" принятие представленного проекта закона не потребует дополнительных финансовых расходов. Средства на реализацию проекта закона предусмотрены в областном бюджете на текущий финансовый год (л.д. 47).
Начальник управления отраслевого финансирования Департамента финансов Ивановской области Воробьева С.Н., привлеченная к участию в деле в качестве специалиста, пояснила, что средства на приведение условий оплаты труда государственных гражданских служащих в соответствие со ст. ст. 50, 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" были заложены в бюджете области на 2006 год с 1 января 2006 года. В результате анализа объема имеющихся средств было установлено, что их достаточно на увеличение денежного содержания государственных гражданских служащих, но только с 01.10.2006, тем самым требования п. 3 ст. 83 Бюджетного кодекса РФ были соблюдены.
Таким образом, Воробьева С.Н. подтвердила доводы представителей Губернатора Ивановской области и Ивановской областной Думы.
Из справки, подготовленной Департаментом финансов Ивановской области, следует, что Законом Ивановской области "Об областном бюджете на 2006 год" расходы по фонду оплаты труда на содержание государственных гражданских служащих области в сметах доходов и расходов соответствующих органов государственной власти Ивановской области были предусмотрены в общей сумме 351925,1 тыс. рублей, в том числе на повышение оплаты труда государственных гражданских служащих из расчета 15% с 01.01.2006 - в общей сумме 43542,8 тыс. рублей.
В связи с принятием Закона Ивановской области от 04.12.2006 N 123-ОЗ "О системе оплаты труда государственных гражданских служащих Ивановской области" потребность средств на повышение оплаты труда государственных гражданских служащих Ивановской области с 01.10.2006 составила 24566,9 тыс. рублей.
Согласно данным отчета об исполнении областного бюджета за 2006 год, представленным главными распорядителями средств областного бюджета, расходы по фонду оплаты труда по органам государственной власти Ивановской области составили 326309,0 тыс. рублей, что составляет 92,7% от утвержденных в бюджете.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемый прокурором Закон области от 04.12.2006 N 123-ОЗ не потребовал увеличения расходов областного бюджета, предусмотренных Законом области "Об областном бюджете на 2006 год", в связи с чем доводы прокурора являются несостоятельными.
Поскольку нарушения прав и интересов Ивановской области как субъекта Российской Федерации принятием Закона от 04.12.2006 N 123-ОЗ не допущено, оснований для удовлетворения заявления прокурора не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198, 252, 253 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления заместителя прокурора Ивановской области о признании противоречащими федеральному закону положений Закона Ивановской области от 04.12.2006 N 123-ОЗ "О системе оплаты труда государственных гражданских служащих Ивановской области" отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ивановского областного суда от 19 июля 2007 г. N 3-83/2007
Текст решения опубликован в "Собрании законодательства Ивановской области" от 9 ноября 2007 г., N 43 (363)