Решение Ивановского областного суда
от 4 октября 2007 г. N 3-100/2007
Ивановский областной суд в составе: председательствующего судьи Красиной Т.П., при секретаре Баклушиной Н.А. с участием прокурора Туранова А.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Иваново 4 октября 2007 года гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Ивановской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими части 8 статьи 10 Закона Ивановской области от 06.05.1997 г. N 9-ОЗ "О защите прав ребенка" и статьи 4.5 Закона Ивановской области от 29.07.2003 года N 78-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области"
установил:
Частью 8 статьи 10 Закона Ивановской области от 06.05.1997 г. N 9-ОЗ "О защите прав ребенка", которая введена Законом Ивановской области от 14.10.2005г. N 33-ОЗ, предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья детей родители (законные представители) предпринимают меры по недопущению пребывания детей в возрасте шестнадцати лет в период времени суток с 22 часов в зимний период и с 23 часов в летний период, и до 6 часов в кафе, барах, компьютерных клубах (салонах), на дискотеках, а также в иных общественных местах без сопровождения своих законных представителей. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей, установленных настоящей статьей, родители (законные представители) несут ответственность в соответствии с настоящим Законом.
Статья 4.5 Закона Ивановской области от 29.07.2003 г. N 78-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области", которая введена Законом Ивановской области от 18.04.2006 года N 33-ОЗ, устанавливает административную ответственность законных представителей в виде штрафа за непринятие мер по недопущению пребывания детей в возрасте до шестнадцати лет в ресторанах, кафе, барах, компьютерных салонах, клубах, на дискотеках, а также иных общественных местах в ночное время (с 22 до 6 часов) без сопровождения своих законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей либо представителей по договору).
Заместитель прокурора Ивановской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия части 8 статьи 10 Закона Ивановской области от 06,05.1997 г. N 9-ОЗ "О защите прав ребенка" и статьи 4.5 Закона Ивановской области от 29.07.2003 года N 78-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области", в связи с тем, что приняты областным законодателем с превышением своей компетенции и не соответствует федеральному законодательству.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ивановской области Туранов А.Н. заявление поддержал, указав на то, оспариваемые нормы ограничивают право несовершеннолетних на пребывание на улицах и в других общественных местах. Отношения по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов детей непосредственно урегулированы Семейным кодексом Российской Федерации, регулирование этих отношений к ведению субъекта Российской Федерации не относится. Законодательство об административных правонарушениях также не предусматривает законных оснований для установления субъектом Российской Федерации самостоятельного урегулирования рассматриваемого вопроса в рамках осуществления своих полномочий в сфере административного законодательства.
Представитель Ивановской областной Думы - Леднева Ж.В., представители Губернатора Ивановской области - Рябова Г.А. и Преснякова М.Н., с заявлением не согласны, поддерживают письменные отзывы, указывая на то, что оспариваемые нормы приняты областным законодателем в пределах компетенции субъекта Российской Федерации и не противоречат федеральному законодательству.
Представитель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Ивановской области - Зарубина Г.А., также не согласна с заявлением, указывая на то, что нормы, ограничивающие пребывание несовершеннолетних в ночное время в общественных местах, вынесены в интересах самих несовершеннолетних, они работают на территории Ивановской области и дают положительные результаты.
Представитель инспекции по делам несовершеннолетних при УВД Ивановской области Горбунова О.Н. в судебное заседание не явился, о явке в суд извещена, ранее в судебном заседании от 20.09.2007 г. она возражала против заявления прокурора, указывая на необходимость такого закона.
Выслушав пояснение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из оспариваемых норм: части 8 ст.10 Закона Ивановской области "О защите прав ребенка" и статьи 4.5 Закона Ивановской области "Об административных правонарушениях" следует, что на законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей, либо представителей по договору) возлагается ответственность за местонахождение в общественных местах в ночное время их детей в возрасте до 16 лет без сопровождения законных представителей. Однако, принимая указанные нормы областной законодатель не учел, что права несовершеннолетних детей в семье, а также права и обязанности родителей (законных представителей) урегулированы Семейным кодексом Российской Федерации.
Так, согласно п. 2 ст. 65 Семейного кодекса РФ все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласованию исходя из интересов членов семьи и иных граждан. В случае если ребенок находиться под опекой (попечительством), то опекун (попечитель) в соответствии со ст. 150 СК РФ вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой (попечительством), с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных пунктом 1 ст. 65 настоящего Кодекса. Указанные нормы предполагают, что родители (законные представители) вправе самостоятельно, с учетом мнения детей решать вопросы их образования, воспитания, в том числе их пребывания на улицах и других общественных местах.
Статья 5 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 и вступила в силу для СССР 15.09.1990) предусматривает, что государства - участники уважают права и обязанности родителей (опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка) должным образом управлять и руководить ребенком.
Согласно ст. 3 Семейного кодекса Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации регулируются семейные отношения, отнесенные к ведению субъектов Российской Федерации названным Кодексом, и по вопросам, непосредственно Кодексом не урегулированным.
Поскольку отношения по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов детей непосредственно урегулированы Семейным кодексом Российской Федерации, регулирование этих отношений к ведению субъекта Российской Федерации не относится.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", ребенку от рождении принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным Законом, Семенным кодексом РФ .и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как установлено в пункте "в" статьи 71 Конституции РФ регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации.
В силу части 3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой то необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 ст. 1 Семейного кодекса РФ и в пункте 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, регулирование вопросов защиты прав и свобод ребенка находится на государственном уровне, а не на уровне субъекта Российской Федерации. Федеральное законодательство не содержит запрета на самостоятельное (без сопровождения взрослых) пребывание или передвижение несовершеннолетних в ночное время в общественных местах.
Устанавливая оспариваемыми нормами указанное в них ограничение для детей в возрасте до 16 лет, а также возлагая на родителей (законных представителей) ответственность за местонахождение нх детей в ночное время областной законодатель необоснованно ограничил как права самих несовершеннолетних детей в возрасте до 16 лет, так и их родителей (законных представителен), что противоречит федеральному законодательству.
Согласно статьи 1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относится к ведению Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ содержит нормы, регулирующие права и обязанности родителей (законных представителей) по воспитанию детей, за нарушение которых на федеральном уровне установлена административная ответственность статьей 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в которой говорится, что неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
Статья 4.5 Закона Ивановской области "Об административных правонарушениях" по существу устанавливает административную ответственность за неисполнение родителями (законными представителями) своих обязанностей по воспитанию, что не соответствует требованиям статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о разграничении предметов ведения.
Согласно статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных ( представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ законы субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации.
Учитывая изложенное, часть 8 статьи 10 Закона Ивановской области "О защите прав ребенка" от 06.05.1997 N 9-ОЗ и статью 4.5 Закона Ивановской области "Об административных правонарушениях в Ивановской области от 29.07.2003 N 78-ОЗ следует признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия.
Доводы представителей Ивановской областной Думы и Губернатора Ивановской области о том, что оспариваемые нормы не противоречат федеральному законодательству и приняты в пределах компетенции Ивановского областного законодателя, являются ошибочными и основаны на неправильном толковании закона.
Руководствуясь ст.ст. 194, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление заместителя прокурора Ивановской области удовлетворить.
Часть 8 статьи 10 Закона Ивановской области 06.05.1997 N 9-ОЗ "О защите прав ребенка" и статью 4.5 Закона Ивановской области от 29.07.2003 N 78-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области" признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение 10 дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ивановского областного суда от 4 октября 2007 г. N 3-100/2007
Текст решения опубликован в сборнике "Законы Ивановской области и документы Ивановской областной Думы", октябрь 2007 г., N 26