Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Ивановской городской Думы
от 20 декабря 2006 г. N 306
Муниципальная целевая программа
"Жилище" города Иванова на 2003 - 2010 годы
Паспорт муниципальной целевой программы
"Жилище" города Иванова на 2003 - 2010 годы
Наименование Программы | - | муниципальная целевая программа "Жилище" города Иванова на 2003 - 2010 годы |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения |
- |
Постановление Правительства РФ от 31.12.2005 N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы |
Муниципальный заказчик-координатор |
- | Администрация города Иванова |
Основные разработчики Программы |
- | Ивановский государственный архитектурно - строительный университет, Управление капитального строительства администрации г. Иванова, Управление жилищной политики и ипотечного кредитования администрации г. Иванова, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Иванова |
Цели и задачи Программы | - | Основная цель Программы - комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы г. Иваново, обеспечивающее доступность жилья для граждан города, безопасные и комфортные условия проживания в нем. Основными задачами Программы являются: - создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики г. Иваново и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово - кредитных институтов рынка жилья; - создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры г. Иваново в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания; - обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан г. Иваново и стандартами обеспечения жилыми помещениями. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
- | - годовой объем ввода жилья - в 2010 году 97,8 тыс. кв. м общей площади жилья; - объем выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов и займов гражданам - в 2010 году на сумму 578,6 млн. рублей; - количество семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, улучшивших жилищные условия: 2003 - 2010 годы - 401 семей, в том числе: 2003 - 2005 годы - 37 семья; 2006 - 2010 годы - 364 семьи; - количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств бюджетов всех уровней: 2003 - 2010 годы - 618 семей, в том числе: 2003 - 2005 годы - 118 семей; 2006 - 2010 годы - 500 семей. |
Сроки и этапы реализации Программы |
- | 2003 - 2010 годы: I этап - 2003 - 2005 годы; II этап - 2006 - 2010 годы, в том числе стадии реализации II этапа: 1-я стадия - 2006 - 2007 годы, 2-я стадия - 2008 - 2010 годы. |
Перечень подпрограмм | - | I этап реализации Программы: - федеральная подпрограмма "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы; - целевая программа г. Иванова "Ипотечное финансирование строительства и приобретения жилья"; - муниципальная программа г. Иванова "Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в г. Иванове на 2003-2010 г.г."; - подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы; - федеральная подпрограмма "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф"; - мероприятия по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". |
II этап реализации Программы: - подпрограмма "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" в г. Иваново на 2006-2010 годы; - подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" в г. Иваново на 2006-2010 годы; - подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" в г. Иваново на 2006-2010 годы; - федеральная подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством"; Кроме того, на II этапе осуществляются мероприятия по реализации Концепции развития механизма ипотечного жилищного кредитования в городе Иванове, утвержденной постановлением Главы г. Иванова от 24.07.2006 N 2091. |
||
Объемы и источники финансирования Программы |
- | Общий объем финансирования Программы в 2003 - 2010 годах за счет средств бюджетов всех уровней составит 3536,00661 млн. рублей. За 2003-2005 годы общий объем финансирования Программы составил 109,65161 млн. рублей. В 2006 - 2010 годах общий объем финансирования Программы составит *1: - за счет всех источников финансирования - 49,265; 267,992; 1169,628; 1100,839; 838,631; 3426,355 млн. рублей (соответственно: 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2006-2010 г.г.), в том числе за счет средств федерального бюджета - 5,000; 40,590; 221,757; 179,613; 98,827; 545,787 млн. рублей (соответственно: 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2006-2010 г.г.); - за счет бюджета Ивановской области - 21,000; 59,568; 251,359; 200,329; 122,211; 654,467 млн. рублей (соответственно: 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2006-2010 г.г.); - за счет бюджета города Иванова - 7,712; 62,834; 53,727; 49,496; 78,253; 252,022 млн. рублей (соответственно: 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2006-2010 г.г.); - за счет внебюджетных источников финансирования - 15,553; 105,000; 642,785; 671,401; 539,340; 1974,079 млн. рублей (соответственно: 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2006-2010 г.г.). |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
- | Реализация Программы должна обеспечить достижение в 2010 году следующих показателей (по сравнению с 2004 годом): - улучшение жилищных условий граждан г. Иваново (рост жилищной обеспеченности с 21,3 кв. м на человека до 23,2 кв. м); - повышение доступности приобретения жилья, когда средняя стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м будет равна среднему годовому совокупному денежному доходу семьи из 3 человек за 3 года (в 2004 году - 5,17 года); - увеличение годового объема ввода жилья с 43,8 тыс. кв. м общей площади жилья до 97,8 тыс. кв. м; - увеличение объема выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов и займов гражданам с 73,3 млн. рублей до 578,6 млн. рублей; - снижение среднего времени ожидания предоставления жилых помещений социального использования с 30 лет до 5 - 7 лет; - содействие в обеспечении жильем за счет бюджетов всех уровней в 2006 - 2010 годах 500 молодых семей; - улучшение жилищных условий в 2006 - 2010 годах за счет средств федерального бюджета около 364 семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством; - повышение уровня адресной поддержки населения, связанной с оплатой жилых помещений и коммунальных услуг; - повышение качества коммунальных услуг, безопасности и комфортности проживания в жилищах (снижение уровня износа основных фондов коммунального хозяйства с 60 (в 2004 году) до 50 процентов); - совершенствование нормативной правовой базы г. Иваново в целях повышения доступности жилья для населения города; - создание условий для улучшения демографической ситуации в городе, реализации эффективной миграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе. |
Система организации контроля за реализацией подпрограмм |
- | Общее руководство и контроль за реализацией: - подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" в г. Иваново на 2006-2010 годы: Финансово-казначейское управление администрации г. Иванова, Ивановская городская Дума; - подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" в г. Иваново на 2006-2010 годы: Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Иванова, Управление капитального строительства администрации г. Иваново; - подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в г. Иваново на 2006-2010 годы: Управление жилищной политики и ипотечного кредитования администрации г. Иваново; - федеральной подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством": Управление социальной защиты населения города Иванова, Управление жилищной политики и ипотечного кредитования администрации г. Иванова; - мероприятий по реализации Концепции развития механизма ипотечного жилищного кредитования в городе Иванове: Управление жилищной политики и ипотечного кредитования администрации г. Иванова. |
Основные исполнители программы |
- | - подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" в г. Иваново на 2006-2010 годы: Управление капитального строительства администрация г. Иванова; - подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" в г. Иванова# на 2006-2010 годы: Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Иванова; - подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в г. Иваново на 2006-2010 годы: Управление жилищной политики и ипотечного кредитования администрации г. Иванова; - федеральной подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством": Управление социальной защиты населения города Иванова, Управление жилищной политики и ипотечного кредитования администрации г. Иванова; |
- мероприятий по реализации Концепции развития механизма ипотечного жилищного кредитования в городе Иванове: Управление жилищной политики и ипотечного кредитования администрации г. Иванова. |
||
Руководитель программы | - | Заместитель Главы города Иванова Шаронов К.В. |
Введение
В ходе реализации первого этапа муниципальной целевой программы "Жилище" города Иванова на 2003-2010 годы, утвержденной решением Ивановской городской Думы от 01.07.2003 г. N 234 (далее - Программа) были созданы правовые и организационные основы муниципальной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.
За этот период была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений в г. Иваново.
Наиболее существенное развитие законодательной базы было обеспечено в 2004 году в результате принятия 25 федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе Жилищного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации. В развитие указанных законов применительно к условиям Ивановской области и г. Иванова были разработаны и утверждены следующие основные нормативно - правовые и методические документы:
- постановление Главы города Иваново от 14.10.2005 г. N 3136 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета молодым семьям - участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав областной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", в случае рождения (усыновления) ребенка";
- решение Ивановской городской Думы от 17.11.2005 N 608 "О внесении изменений в решение Ивановской городской Думы от 19 марта 2002 г. N 110 "Об утверждении целевой программы г. Иванова "Ипотечное финансирование строительства и приобретения жилья";
- постановление Главы города Иваново от 26.02.2006 г. N 396 "Об управлении капитального строительства администрации города";
- постановление Главы города Иваново от 25.05.2006 г. N 345р "О создании штаба по реализации приоритетных национальных проектов";
- постановление Главы города Иваново от 07.07.2006 г. N 1901 "Об утверждении плана мероприятий национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории городского округа Иваново";
- постановление Правительства Ивановской области от 09.06.2006 г. N 103-п "О мерах по реализации в Ивановской области приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России";
- постановление Главы города Иванова от 24.07.2006 г. N 2091 "Об утверждении концепции развития механизма ипотечного жилищного кредитования в городе Иванове";
- постановление Правительства Ивановской области от 27.06.2006 г. N 108-п "О внесении изменения в постановление администрации Ивановской области от 28.05.2003 N 43-па.
Новые правовые условия создают основу для реализации на практике поставленных целей и требуют широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления и осуществления мер нормативно-правового, административно-организационного и бюджетно-финансового характера.
Острота проблем в жилищной сфере и важность их решения для социально-экономического развития города Иванова требуют реализации комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в число приоритетных национальных проектов наряду с развитием образования и здравоохранения определяет социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей, - преодолению иждивенческих настроений у значительной части населения страны.
В результате реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" должна быть сформирована модель обеспечения жильем основных групп населения, достигнуты существенные результаты по улучшению жилищных условий населения города Иванова.
Второй этап реализации Программы (2006 - 2010 годы) предусматривает продолжение преобразований в жилищной сфере города Иванова, а также реализацию комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Приведенные в Программе мероприятия и предложения могут редакционно изменяться в процессе ее развития и реализации. Корректировку Программы, в соответствии с изменившимися условиями ее осуществления выполняют исполнительные органы власти города, в лице Управления капитального строительства администрации г. Иваново по согласованию с подразделениями администрации города, в рамках своей компетенции.
I. Основные итоги первого этапа
реализации Программы
В соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации от 17.09.2001 г. N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы", Законом Ивановской области "Об областной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы" от 30.12.2002 г. N 101-ОЗ была разработана целевая Программа "Жилище" города Иванова на 2003-2010 г.г. и утверждена решением Ивановской городской Думы от 01.07.2003 г. N 234 "Об утверждении целевой программы "Жилище" города Иванова на 2003-2010 г.г.", но подпрограммная ее часть была разработана не по структуре федеральной и областной Программы, на том основании, что вопросы ипотеки в них не были отражены, а в г. Иванове этот вопрос был наиболее актуален. Поэтому было принято решение о разработке целевой Программы г. Иванова "Ипотечное финансирование строительства и приобретения жилья", утвержденной решением Ивановской городской Думы от 19.03.2002 г. N 110 "Об утверждении целевой программы г. Иванова "Ипотечное финансирование строительства и приобретения жилья". Отдельные положения подпрограмм федеральной и областной Программы "Жилище" были предусмотрены и расписаны в указанной Программе (например, льготы молодым семьям). В городе Иванове была разработана программа г. Иванова "Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в г. Иванове на 2003-2010 г.г.".
На первом этапе реализации Программы (2003 - 2005 годы) выполнялись следующие программы и мероприятия:
- целевая программа г. Иванова "Ипотечное финансирование строительства и приобретения жилья";
- муниципальная программа г. Иванова "Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в г. Иванове на 2003-2010 г.г.";
- подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы;
- федеральная подпрограмма "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы;
- федеральная подпрограмма "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф";
- мероприятия по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
За указанный период на реализацию входящих в состав Программы целевых программ и мероприятий было выделено 109,65161 млн. рублей.
Объемы финансирования Программы за счет средств бюджетов всех уровней на первом этапе реализации Программы приведены в приложении N 1.
Реализация мероприятий программы г. Иванова "Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в г. Иванове на 2003-2010 г.г." в период 2007-2010 г.г. предполагается осуществлять в рамках подпрограмм "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" в г. Иваново на 2006-2010 годы и "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" в г. Иваново на 2006-2010 годы, входящих в муниципальную целевую программу "Жилище" города Иванова на 2003-2010 годы.
Обеспечение жильем отдельных категорий граждан города Иваново *2 на первом этапе реализации Программы осуществлялось в рамках федеральной подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". Программа по обеспечению жилой площадью граждан с помощью государственных жилищных сертификатов действует с 1998 года до 2006 года осуществлялась# относительно граждан, уволенных и увольняемых с военной службы в запас или отставку. За период 1998 по 2006 год выдано указанных сертификатов 213 семьям.
В целом за 2003 - 2005 годы *3
- было обеспечено жильем 155 семей граждан;
- удалось обеспечить рост жилищного строительства (в 2005 *4 году объем ввода жилья вырос на 28,3 процента по сравнению с 2004 годом или на 12,4 тыс. кв. м. общей площади жилья);
- показатель доступности приобретения стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м семьей из 3 человек исходя из среднего размера совокупных денежных доходов такой семьи составил в 2005 году 4,59 года (для сравнения: в 2004 году - 5,17 года, в 2001 году - 6,92 года);
- повысился уровень адресной поддержки населения, связанной с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг (в 2004 году - 13 процентам семей были предоставлены жилищные субсидии).
В 2004 году аварийный жилищный фонд в г. Иванове отсутствовал, а площадь ветхого жилищного фонда составила 121,9 тыс. кв. метров. По состоянию на конец 2005 года из аварийного и ветхого жилищных фондов было переселено 78 семей. Ликвидирован непригодный для проживания жилищный фонд общей площадью 1061,0 тыс. кв. м.
В 2004 году в области жилищно-коммунального хозяйства получены следующие результаты:
- одиночное протяжение уличной водопроводной сети увеличилось на 3,4 км;
- одиночное протяжение уличной канализационной сети увеличилось на 1,5 км;
- в работе канализации сократилось число аварий на 28 единиц;
- увеличился отпуск тепловой энергии всем потребителям за год на 656 тыс. Гкал;
- увеличилось число автомашин по механизированной уборке города на 4 единицы;
- вывезено за год на 62 тыс. кв. метров больше бытового мусора и жидких отходов;
- увеличился удельный вес площади, оборудованной водопроводом - на 0,1 %, канализацией - на 0,2 %, напольными электроплитами - на 0,1 %.
Основной формой оказания государственной и муниципальной поддержки в рамках реализации целевой Программы г. Иванова "Ипотечное финансирование строительства и приобретения жилья" и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав областной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы стало предоставление за счет средств бюджетов всех уровней субсидий и иных льгот молодым семьям.
Общее количество молодых семей, которым предоставлены субсидии в 2005 году, составило 25, льготные ипотечные займы за период 2003-2005 годы выделены 48 семьям.
Интенсивно развивался на территории города Иванова механизм ипотечного жилищного кредитования. Основные результаты его развития представлены в приложении 2.
Вместе с тем в 2003 - 2005 годах не удалось достичь ощутимого продвижения по следующим показателям реализации Программы:
- по результатам расчетов, выполненным в соответствии с приложением N 9 к ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы среднее время ожидания предоставления жилых помещений социального использования увеличилось в 2005 году по сравнению с 2003 годом в 1,6 раза;
- значение показателя доступности жилья по городу Иваново, значительно хуже аналогичного показателя по Российской Федерации;
- недостаточные объемы ипотечного жилищного кредитования;
- износ основных фондов коммунального комплекса сохраняется на уровне 60 процентов и имеет тенденцию к увеличению.
Основными проблемами в реализации программ, осуществлявшихся в ходе первого этапа, явились:
- недостаточная ориентированность мероприятий программ на увеличение объемов жилищного строительства - объем ввода в эксплуатацию жилья в 2005 году составил всего 56,2 тыс. кв. м, что в 2,3 раза меньше по сравнению с 1991 годом;
- недостаточная нацеленность мероприятий программ на решение основных проблем, препятствующих развитию рынка доступного жилья в городе Иванове;
- недостаточное стимулирование привлечения внебюджетных источников финансирования программ, в том числе средств частных инвесторов, кредитных средств и личных средств граждан;
недостаточность ассигнований из федерального бюджета, предусмотренных на выполнение государственных обязательств города Иванова по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;
недостаточность ресурсов и отсутствие эффективных механизмов для стимулирования позитивных изменений в жилищно-коммунальном комплексе. В частности, средства федерального бюджета расходовались на безвозмездное финансирование проектов строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без четких критериев принятия решений, что не способствовало привлечению в сектор частных инвестиций;
- недостаточность финансовых ресурсов и отсутствие единых принципов и механизмов выполнения государственных обязательств Российской Федерации перед гражданами - участниками различных федеральных подпрограмм.
Модификация Программы и ее подпрограмм на втором этапе реализации (в 2006 - 2010 годы) обусловлена необходимостью:
- стимулирования роста предложения жилья на рынке, включая реализацию мер по поддержке жилищного строительства;
- повышения надежности и качества коммунальных услуг на базе модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и привлечения частного бизнеса и частных инвестиций в эту сферу;
- стимулирования платежеспособного спроса на жилье, включая повышение доступности приобретения жилья для молодых семей;
- более эффективного исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
II. Характеристика проблемы
Проведенные в 1991 - 2005 годах реформы в жилищной сфере обеспечили коренной поворот от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав малоимущим гражданам и иным категориям населения, установленным законодательством Российской Федерации. Право собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере.
Кардинальным образом изменилась структура жилищного фонда г. Иванова по формам собственности, сформирован новый слой собственников жилья как социальная база жилищной реформы. Доля частного жилищного фонда за 1991 - 2005 годы увеличилась с 26,6 до 74,8 процентов, а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 72,8 до 25,1 процента, из них 22,4 процента составляет муниципальный жилищный фонд.
По оценке, основанной на данных государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно осуществляются сделки, в которые вовлечено более 4,5 процента жилых домов и квартир, находящихся в частной собственности, что является существенным показателем в период становления рынка жилья.
Произошли изменения в жилищном строительстве. Незначительную роль здесь стали играть индивидуальные застройщики. Доля жилья, введенного индивидуальными застройщиками, в общем объеме жилищного строительства в 2005 году составила более 7,3 процентов, в 2004 году составила более 13,9 процентов, а в 2003 году составила более 12,2 процентов.
В последние годы началось активное развитие ипотечного жилищного кредитования *5. За период реализации ипотечной программы администрацией города выдано более 636 ипотечных займов. Оборот по ипотечной программе увеличился с 2,42 млн. руб. в 2000 г. до 110 млн. руб. в 2005 г. По состоянию на 01.01.2006 г. в списках на улучшение жилищных условий с помощью ипотечных займов зарегистрировано свыше 2922 семьи. Годовая процентная ставка уменьшена с 20% в 2000 году до 13% в 2005 г. В результате значение коэффициента доступности жилья по городу Иваново уменьшилось с 6,92 в 2001 году до 4,6 в 2005 году.
Осуществлялось реформирование жилищно-коммунального комплекса, направленное на создание эффективного механизма управления и снижение издержек по предоставлению услуг.
Повышение эффективности работы жилищно-коммунального комплекса в первую очередь было связано с постепенным переводом этого сектора экономики на режим безубыточного функционирования с переориентацией бюджетных субсидий от дотирования производителей жилищно-коммунальных услуг к адресному субсидированию малоимущих семей. Доля получателей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в 2004 году составила более 13 процентов семей.
Вместе с тем наряду с указанными положительными результатами преобразований пока не удалось обеспечить существенного улучшения ситуации в жилищной сфере города Иванова, повысить доступность жилья для населения и обеспечить комфортные и безопасные условия проживания.
При этом каждая четвертая семья имеет жилье, находящееся в плохом или очень плохом состоянии. Общая потребность населения города Иванова в жилье, рассчитанная исходя из числа зарегистрированных в администрации города в списках нуждающихся в жилых помещениях, составляет 709,29 тыс. кв. м. Для удовлетворения этой потребности необходимо увеличить жилищный фонд города на 9,5 процента.
Данные социологических исследований, проведенных Ивановским государственным архитектурно-строительным университетом# показывают, что жилищная проблема стоит перед 77 процентом семей, проживающими в городе Иванове, в той или иной степени не удовлетворенных жилищными условиями. Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья c использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей - семьям с высокими доходами. Основными причинами низкого платеже# способного спроса на жилье являются неразвитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.
С целью повышения доступности жилья для населения города Иванова, безопасных и комфортных условий проживания в нем# администрацией города разработана новая Концепция развития механизма ипотечного жилищного кредитования, основными задачами которой являются:
- создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования механизма ипотечного жилищного кредитования путем развития банковских ипотечных схем;
- создание условий для повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
- обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями.
Однако даже ограниченный платежеспособный спрос населения на жилье превышает предложение жилья на рынке, что приводит к постоянному росту цен на жилье. В этой ситуации большая часть жилищного строительства финансируется непосредственно за счет средств населения, слабо развито кредитование застройщиков на цели жилищного строительства. Недостаточные объемы жилищного строительства отражают низкую эффективность этого сектора экономики, высокие административные барьеры на рынке и высокую степень его монополизации.
Существенным препятствием развития жилищного строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой.
Необходимо обеспечить условия для существенного роста объемов жилищного строительства с целью увеличения предложения жилья на конкурентном рынке в соответствии с ростом платежеспособного спроса населения.
Качество содержания жилищного фонда и коммунальных услуг находится на неудовлетворительном уровне и не соответствует не только потребностям и ожиданиям населения, но и общему объему финансовых ресурсов, направляемых в этот сектор экономики. Основная причина неэффективности жилищно-коммунального хозяйства - сохранение нерыночных принципов функционирования в секторе, где могут и должны нормально развиваться рыночные отношения. В результате практически отсутствуют стимулы для рационального ведения хозяйства, роста производительности труда, ослаблены мотивации энергосбережения, внедрения новых технологий в производство, инвестиций в его модернизацию.
Жилищно-коммунальное хозяйство в сегодняшнем его состоянии характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью и требует привлечения больших инвестиций для модернизации и развития. Проблема усугубляется наличием большой задолженности в отрасли, образовавшейся в первую очередь в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней. Объем дебиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства города составил на конец 2004 года 768,7 млн. рублей, в то же время объем их кредиторской задолженности превысил 543,4 млн. рублей.
Завершение реформы жилищно-коммунального хозяйства должно обеспечить проведение его технологической и управленческой модернизации с привлечением частного бизнеса и частных инвестиций, формированием реальных собственников квартир в многоквартирных домах с передачей им функций принятия решений по управлению общим имуществом многоквартирного дома.
Не могут быть признаны удовлетворительными и темпы обеспечения жильем граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В очереди на улучшение жилищных условий стоят около 6,222 тыс. семей *6 В настоящее время решение этого вопроса отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. При этом город Иваново в соответствии с федеральным законодательством на 01.07.2006 года имеет государственные обязательства по обеспечению жильем перед 1132 гражданами (из них ветераны и инвалиды - 339 человек, граждане, относящиеся к иным категориям, - 793 человека), значительная часть которых также признана органами местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Необходимо уточнить действующие обязательства г. Иванова по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, и сформировать единые принципы и механизмы оказания им поддержки за счет средств федерального бюджета.
Существующая практика подтвердила, что наиболее эффективной формой исполнения государством обязательств по обеспечению граждан жильем за счет средств федерального бюджета является предоставление субсидий на приобретение жилья с использованием механизма государственных жилищных сертификатов. Наиболее последовательно этот подход был реализован в рамках федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 г. N 71, а в дальнейшем - в подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 г. N 700, которая входила с состав Программы на первом этапе ее реализации.
В долгосрочной перспективе (после 2010 года) необходимо обеспечить устойчивое функционирование жилищной сферы г. Иванова, которое позволит удовлетворять жилищные потребности населения города без существенного участия федерального центра и привлечения значительных объемов бюджетных средств. В этих условиях роль государства будет ограничена в основном регулированием жилищных отношений, обеспечением прав на недвижимость в жилищной сфере г. Иванова, установлением технических регламентов в жилищном строительстве, жилищно-коммунальном комплексе и основных принципов градорегулирования. При этом средства федерального бюджета могут использоваться исключительно для обеспечения жильем отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, поддержки граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Содержание жилищного фонда социального использования, развитие коммунального хозяйства, обеспечение условий для жилищного строительства должны стать основными функциями органов местного самоуправления г. Иванова.
Проблемы переходного периода требуют от федерального центра совершенствования законодательной и нормативной правовой базы в жилищном и жилищно-коммунальном секторах и стимулирования проведения преобразований на местах, а также непосредственного использования средств федерального бюджета в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
III. Основные цели и задачи Программы,
этапы ее реализации
Цели и задачи Программы определяются целями и задачами приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", поскольку Программа является основным инструментом его реализации.
Целью приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания гражданам России.
Основной целью Программы является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы г. Иванова, обеспечивающее доступность жилья для граждан города, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
Основными задачами Программы являются:
- создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики г. Иванова и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово - кредитных институтов рынка жилья;
- создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры г. Иванова в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
- обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан г. Иванова и стандартами обеспечения жилыми помещениями (33 кв. м общей площади жилого помещения - для одиноких граждан, 42 кв. м - на семью из 2 человек, по 18 кв. м - на каждого члена семьи при семье из 3 человек и более, далее - стандарты обеспечения жилыми помещениями).
Решение этих задач будет обеспечено путем реализации комплекса нормативных правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий по 4 основным направлениям:
- развитие жилищного строительства;
- совершенствование жилищно-коммунального комплекса;
- развитие ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья;
- исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, и нормативное правовое обеспечение организации предоставления гражданам жилых помещений социального использования.
Для развития жилищного строительства необходимо обеспечить:
- формирование системы территориального планирования, создание условий для разработки правил землепользования и застройки, градостроительной документации для жилищного строительства;
- развитие конкуренции и снижение административных барьеров на рынке жилищного строительства, создание эффективных механизмов борьбы с высоким уровнем монополизации и административного протекционизма на рынке, внедрение прозрачных конкурентных процедур предоставления земельных участков для жилищного строительства;
- развитие кредитования застройщиков на цели жилищного строительства;
- обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, создание условий для привлечения кредитных средств и частных инвестиций для этих целей;
- модернизацию и обновление оборудования, повышение эффективности технологий строительства и производства строительных материалов;
- комплексную застройку территорий, реконструкцию и обновление кварталов застройки;
- создание единой системы муниципального учета объектов недвижимости.
Для совершенствования жилищно-коммунального комплекса необходимо обеспечить:
- создание условий для развития конкурентного бизнеса в сфере управления жилищным фондом и коммунальном комплексе;
- разработку механизма взаимодействия собственников жилья и их объединений, органов местного самоуправления, государства по вопросам управления многоквартирными домами;
- развитие финансовых инструментов и институтов в целях привлечения инвестиций для модернизации жилищно-коммунального комплекса;
- совершенствование процедур тарифного регулирования в коммунальном комплексе;
- финансовое оздоровление организаций коммунального комплекса;
- создание условий для привлечения средств частных инвесторов для модернизации и развития объектов коммунальной инфраструктуры, муниципальную финансовую поддержку процессов модернизации и развития коммунальной инфраструктуры, в том числе с целью минимизации рисков частных инвесторов;
- развитие приборного учета в сфере предоставления коммунальных услуг и оплаты услуг по показаниям приборов учета;
Для развития ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья необходимо:
- обеспечить правовые условия для развития ипотечного жилищного кредитования и других институтов жилищного финансирования населения города;
- создать унифицированную систему рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и обеспечить развитие рынка ипотечных ценных бумаг;
- совершенствовать систему государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- оказывать бюджетное содействие повышению уровня доступности жилья и ипотечных жилищных кредитов для населения города (субсидии молодым семьям, гражданам, проживающим в ветхом жилье, семьям заемщиков при рождении ребенка и т.п.);
- развивать новые рыночные институты и механизмы, формирующие инфраструктуру ипотечного жилищного кредитования и рынка жилья (страхование ипотечных жилищных кредитов, бюро кредитных историй, небанковские кредитные организации, осуществляющие кредитные операции по предоставлению ипотечных кредитов на приобретение жилья, и другие);
- совершенствовать систему защиты прав граждан - приобретателей жилья и граждан, участвующих в финансировании жилищного строительства.
В области исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, и нормативного правового обеспечения организации предоставления гражданам жилых помещений социального использования необходимо:
- повысить эффективность механизмов, используемых при реализации государственных обязательств;
- оказать содействие в нормативном обеспечении реформирования на уровне города Иванова системы предоставления жилых помещений социального использования и специализированных жилых помещений в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации;
- обеспечить сокращение сроков предоставления жилых помещений социального использования.
Мероприятия второго этапа реализации Программы (в 2006 - 2010 годах) будут выполняться в две стадии:
2006 - 2007 годы - первая стадия;
2008 - 2010 годы - вторая стадия.
На первой стадии мероприятия Программы и ее подпрограмм будут сконцентрированы на реализации мер приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
В соответствии с указанным национальным проектом выделено 4 приоритетных направлений:#
- увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;
- повышение доступности жилья;
- увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры;
- выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
По каждому из этих приоритетных направлений предусмотрена реализация конкретных мер, на проведении которых должны быть сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия. Эти меры в основном будут реализованы в рамках соответствующих подпрограмм, входящих в состав Программы. Меры общего нормативного правового и организационного характера будут реализованы в рамках Программы в целом.
Обеспечение государственной и муниципальной поддержки системы ипотечного жилищного кредитования будет осуществляться в соответствии с Концепцией развития механизма ипотечного жилищного кредитования в городе Иванове, утвержденной постановлением Главы г. Иванова от 24.07.2006 N 2091.
На протяжении всего периода реализации второго этапа Программы осуществляются:
- совершенствование и развитие нормативной правовой базы с учетом мониторинга реализации Программы на практике в г. Иванове;
- широкомасштабное внедрение организационных, финансовых и экономических механизмов реализации программных мероприятий;
- реализация подпрограмм и отдельных мероприятий.
Основные приоритеты реализации Программы и ее подпрограмм на второй стадии могут быть уточнены по итогам реализации мероприятий приоритетного национального проекта в 2006 - 2007 годах.
Целевые индикаторы реализации второго этапа Программы представлены в разделе VII "Оценка социально-экономической эффективности Программы".
Условиями досрочного прекращения реализации Программы могут быть достижение целей и выполнение задач Программы, изменение направлений и приоритетов муниципальной жилищной политики.
IV. Перечень программных мероприятий
Программные мероприятия направлены на реализацию поставленных задач и подразделяются на мероприятия по совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы, организационные мероприятия, а также мероприятия по финансированию капитальных и прочих расходов за счет средств бюджетов всех уровней.
Развитие жилищного строительства
Среди программных мероприятий, связанных с совершенствованием законодательной и нормативной правовой базы города Иванова, наиболее важными являются:
- усиление профессиональной ответственности проектировщиков и застройщиков;
- разработка технических регламентов, устанавливающих требования безопасности, которые должны соблюдаться при территориальном планировании, градостроительном зонировании и планировке территории, при использовании в проектировании результатов инженерных изысканий, при архитектурно-строительном проектировании, строительстве зданий, строений и сооружений, а также при производстве строительных материалов;
- законодательное и методическое обеспечение введения местного налога на недвижимость с целью стимулирования деятельности муниципалитетов по развитию жилищного строительства.
Предусмотрены также мероприятия:
- по формированию адресного перечня земельных участков под жилищное строительство;
- по разработке и представлению в Правительство Ивановской области заявок на участие в подпрограмме "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" ФЦП "Жилище";
- по заключению соглашений на предоставление гарантий по кредитам, полученным на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства;
- по разработке и утверждению программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города;
- по разработке документации для проведения аукционов по предоставлению прав на земельный участок (в границах квартала, микрорайона, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства со сбором всей исходно-разрешительной документации для проектирования);
- по разработке Положения об установлении платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры на основе утвержденного тарифа на подключение;
- по подготовке материалов для участия Ивановской области в отборе проекта модернизации объектов коммунальной инфраструктуры по программе "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" на 2007 год;
- по методическому обеспечению подготовки профессиональных кадров в области градостроительного проектирования, деятельности по разработке генеральных планов, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории для формирования земельных участков, предоставляемых на открытых аукционах для жилищного строительства.
Организационные мероприятия будут направлены:
- на создание условий для снижения административных барьеров в жилищном строительстве, реализацию мер градостроительного и антимонопольного регулирования, создание условий для развития конкуренции и расширения доступа застройщиков к кредитным ресурсам;
- на внедрение механизмов привлечения кредитных и инвестиционных средств для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства;
- на содействие внедрению механизмов проведения комплексной застройки территорий, реконструкции существующих кварталов застройки.
Организационные мероприятия не потребуют выделения дополнительных бюджетных средств.
Программные мероприятия, связанные с финансированием за счет бюджетов всех уровней, в том числе за счет средств федерального бюджета, будут направлены на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, что позволит помочь в решении одной из основных проблем, сдерживающих увеличение объемов жилищного строительства, и обеспечить условия для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства.
Финансирование программных мероприятий по данному направлению будет проводиться в рамках подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" в г. Иваново на 2006-2010 годы.
В рамках указанной подпрограммы будут осуществлены предоставление государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий Ивановской области и муниципальных гарантий города Иванова по заимствованиям, осуществляемым на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства, а также возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, на условиях, предусмотренных подпрограммой.
Объемы государственных гарантий Российской Федерации предусматриваются ежегодно федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год в рамках программы государственных внутренних заимствований Российской Федерации.
Объемы государственных гарантий Ивановской области предусматриваются законом Ивановской области об областном бюджете на соответствующий год в рамках программы государственных внутренних заимствований Ивановской области, а объемы муниципальных гарантий города Иванова предусматриваются решением Ивановской городской Думы о бюджете города Иванова на соответствующий год в рамках программы муниципальных внутренних заимствований города Иванова.
Государственные гарантии Российской Федерации будут предоставляться на часть суммы основного долга. В качестве дополнительного обеспечения кредитов будут использоваться государственные гарантии Ивановской области и муниципальные гарантии города Иванова. При этом предполагается, что общий объем государственных гарантий Российской Федерации, Ивановской области и муниципальных гарантий города Иванова не может быть более 80 процентов основной суммы долга по кредитам, выданным в 2006 году, более 65 процентов по кредитам, выданным в 2007 году, и более 50 процентов по кредитам, выданным в 2008 - 2009 годах, с целью более обоснованного отбора проектов банками-кредиторами.
Возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам за счет субсидий из федерального бюджета, а также средств бюджета Ивановской области будет производиться на весь период кредита из расчета максимального снижения рыночных процентов по кредитам, выданным в 2006 году, - на 80 процентов, по кредитам, выданным в 2007 году, - на 65 процентов, по кредитам, выданным в 2008 - 2009 годах, - на 50 процентов.
Поскольку кредиты на подготовку земельных участков могут быть обеспечены возвратом средств от продажи земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, или жилья, построенного в последующие периоды, то кредиты будут предоставляться на срок не более 3 лет при условии окончания кредитного периода до момента окончания реализации подпрограммы.
Указанные меры поддержки будут осуществляться как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств областного бюджета и бюджета г. Иваново. Объем средств федерального бюджета и размер государственных гарантий Российской Федерации, предоставляемых для поддержки реализации инвестиционных проектов в г. Иванове, будут не больше объема средств бюджетов Ивановской области и г. Иванова и размера государственных гарантий Ивановской области и г. Иванова, предоставляемых на поддержку реализации этих проектов.
На реализацию подпрограммы в 2006 - 2010 годах предусматриваются средства из всех источников финансирования в объеме 97,182 млн. рублей, в том числе: за счет средств бюджетов РФ и бюджета Ивановской области в объеме 8,713 млн. рублей; за счет средств бюджета города Иванова в объеме 88,469 млн. рублей.
Реализация мер подпрограммы обеспечит дополнительный ввод жилья в 2008 году общей площадью 2500 кв. м., в 2009 году - 5000 кв. м., а в 2010 году - 14582 кв. м.
Динамика распределения требуемой государственной и муниципальной поддержки по годам исходит из необходимости обеспечения максимально возможной поддержки увеличения ввода жилья в ближайшие годы, пока не получили развития механизмы привлечения средств частных кредиторов и инвесторов в строительство коммунальной инфраструктуры.
Совершенствование жилищно-коммунального хозяйства
Среди программных мероприятий по совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы города Иванова наиболее важными являются:
- разработка проектов нормативных правовых актов и иных документов по реализации Жилищного кодекса Российской Федерации в части управления многоквартирными домами, установления требований к содержанию общего имущества многоквартирных домов, требований к жилым помещениям;
- создание нормативной правовой базы по регулированию вопросов, связанных с административной ответственностью собственников помещений за содержание индивидуальных домов и общего имущества многоквартирных домов;
- формирование нормативной правовой и методической базы для финансирования модернизации и капитального ремонта многоквартирных домов, организации регулирования учета потребления и оплаты коммунальных ресурсов в индивидуальных и многоквартирных домах при наличии коллективных и/или индивидуальных приборов учета, организации эффективного тарифного регулирования организаций коммунального комплекса, определения особенностей оборота муниципального имущества в коммунальной сфере, финансирования инвестиционных программ развития коммунальной инфраструктуры и заключения концессионных соглашений в коммунальном секторе.
Предусмотрены также мероприятия:
- по подготовке перечня проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с указанием основных параметров проекта, в том числе примерного бюджета проекта, размеров требуемой федеральной поддержки, объемов необходимых средств местных бюджетов и частных инвесторов, объемов и сроков реализации проектов;
- по отбору объектов и проектов для софинансирования из федерального бюджета по подпрограмме "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" ФЦП "Жилище";
- по предоставлению заявок на участие в подпрограмме;
- по заключению соглашений на предоставление субсидий на реализацию инвестиционных проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры.
Организационные мероприятия будут направлены на реформирование экономических отношений в жилищно-коммунальном комплексе с целью обеспечения эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов, а также на привлечение частных инвестиций.
С целью развития конкурентного бизнеса в сфере управления жилищным фондом необходимо обеспечить выбор собственниками помещений способа управления многоквартирным домом, ввести обязательный конкурсный отбор жилищных управляющих организаций для многоквартирных жилых домов, в которых все помещения находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, провести регистрацию государственного и муниципального имущества в жилищной сфере и осуществить переход на договорные отношения в сфере управления многоквартирными домами и коммунальной инфраструктурой.
Для совершенствования процедур тарифного регулирования в коммунальном комплексе будет создана система индикативного мониторинга реализации производственных и инвестиционных программ организациями коммунального комплекса.
Организационные мероприятия не потребуют выделения дополнительных бюджетных средств.
Программные мероприятия, связанные с финансированием за счет бюджетных средств, в том числе за счет средств федерального бюджета, направлены на преодоление последствий недофинансирования жилищно-коммунального комплекса, обеспечение государственной и муниципальной финансовой поддержки процессов модернизации объектов коммунального комплекса, а также на привлечение средств частных инвесторов, что позволит обеспечить коммунальной инфраструктурой вновь построенный и модернизируемый жилищные фонды, повысить качество предоставляемых коммунальных услуг.
Финансирование программных мероприятий по этому направлению будет проводиться в рамках подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" в г. Иваново на 2006-2010 годы".
Средства федерального бюджета для реализации проектов на территории города Иванова выделяются на условиях софинансирования проектов, реализация которых осуществляется за счет средств бюджетов Ивановской области, города Иванова и частных инвесторов.
При предоставлении средств федерального бюджета для софинансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры особое внимание будет уделяться привлечению средств частных инвесторов на реализацию указанных проектов. С этой целью будет разработана методическая база оценки инвестиционных проектов в коммунальной сфере и их реализации на принципах государственно-частного партнерства.
В рамках подпрограммы будут также осуществляться мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или из жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов).
На реализацию подпрограммы в 2006 - 2010 годах предусматриваются средства из всех источников финансирования в объеме 2669,102 млн. рублей *7, в том числе: за счет средств федерального бюджета в объеме 466,411 млн. рублей; за счет средств бюджета Ивановской области в объеме 502,754 млн. рублей; за счет средств бюджета города Иванова в объеме 98,675 млн. рублей; за счет внебюджетных средств в объеме 1601,262 млн. рублей.
С целью обеспечения прозрачности процедур государственной и муниципальной финансовой поддержки будет осуществлен постепенный отказ от выделения бюджетных средств на подготовку к работе в зимних условиях и переход к использованию для этих целей кредитных ресурсов.
Развитие ипотечного жилищного кредитования
населения и рынка жилья
Реализацию целевой программы г. Иванова "Ипотечное финансирование строительства и приобретения жилья" предполагается осуществлять в рамках новой Концепции, утвержденной постановлением Главы г. Иванова от 24.07.2006 N 2091, которая предусматривает следующие основные направления:
1. Адаптация ипотечной программы города Иванова к стандартам федерального Агентства по ипотечному жилищному кредитованию;
2. Переориентация ипотечной программы города Иванова со вторичного рынка жилья на первичный;
3. Организация Информационно-консультационной службы по ипотечным проектам города Иванова при Администрации города;
4. Внедрение технологии рефинансирования ипотечной программы города из внебюджетных источников;
5. Ограничение деятельности Администрации города Иванова рамками социального варианта ипотеки;
6. Объединение банковских и небанковских схем ипотечного жилищного кредитования в единую систему;
7. Внедрение Накопительной системы жилищного кредитования на территории города под контролем Администрации города Иванова.
Среди программных мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы города Иванова наиболее важными являются разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на формирование рынка доступного жилья.
Программные мероприятия, связанные с финансированием за счет бюджетных средств, в том числе за счет средств федерального бюджета, будут реализовываться в форме предоставления субсидий молодым семьям, признанным нуждающимися в жилых помещениях, на приобретение жилья, в том числе на погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита или займа для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома. Финансирование программных мероприятий по этому направлению будет проводиться в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в г. Иваново на 2006-2010 годы.
Предоставление молодым семьям субсидий из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита или займа для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома, будет производиться в размере не менее:
- 35 процентов средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы (10 процентов - софинансирование за счет средств федерального бюджета, 20 процентов - за счет средств бюджета Ивановской области и 5 процентов за счет бюджета города Иваново), - для молодых семей, не имеющих детей;
- 40 процентов средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы (10 процентов - софинансирование за счет средств федерального бюджета, 20 процентов - за счет средств бюджета Ивановской области и 10 процентов за счет бюджета города Иваново), - для молодых семей, имеющих 1 и более ребенка.
Кроме того, молодым семьям предоставляется дополнительная субсидия за счет средств бюджета города Иваново в размере 5 процентов средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) 1 ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение или строительство жилья.
При этом предполагается, что недостающие средства для приобретения жилья будут привлечены за счет ипотечных жилищных кредитов или займов, собственных средств получателей субсидий и других источников.
Всего за 2006 - 2010 годы в рамках подпрограммы смогут улучшить жилищные условия 500 молодых семей, в том числе в 2006 - 2007 годах - 78 молодых семей *8.
Право на получение субсидии на приобретение жилья, в том числе уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа, удостоверяется свидетельством. Формирование сводных списков получателей свидетельств осуществляется на уровне органов исполнительной власти Ивановской области на основе данных, представляемых Управлением жилищной политики и ипотечного кредитования администрации города Иванова, осуществляющими постановку на учет молодых семей - участников подпрограммы.
Управление жилищной политики и ипотечного кредитования администрации г. Иваново осуществляет до 1 сентября года, предшествующего планируемому, проверку представленных молодыми семьями документов, формирует списки молодых семей для участия в подпрограмме в планируемом году, представляет их в Департамент строительства и архитектуры Ивановской области, планирует объемы ежегодного финансирования подпрограммы и представляет заявку на включение указанных расходов в бюджет города Иванова на очередной финансовый год.
Средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию подпрограммы, в установленном порядке перечисляются в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, отобранным для участия в подпрограмме, в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета на основании соглашений между государственным заказчиком и органами исполнительной власти Ивановской области.
Средства на реализацию подпрограммы, предусмотренные городскому округу Иваново в бюджете Ивановской области в установленном порядке перечисляются на счет территориального органа Федерального казначейства, открытый для кассового обслуживания исполнения бюджета г. Иванова.
Предусмотренные мероприятия позволят обеспечить условия для привлечения долгосрочных ресурсов и увеличения объемов предоставления долгосрочных ипотечных жилищных кредитов и займов населению.
Исполнение государственных обязательств по обеспечению
жильем категорий граждан, установленных федеральным
законодательством, и нормативное правовое обеспечение
организации предоставления жилых помещений
социального использования
Наиболее важными программными мероприятиями, связанными с совершенствованием нормативной правовой базы, являются разработка нормативных правовых документов по реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации и разработка единого порядка выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (с установлением особенностей для каждой категории граждан - получателей таких сертификатов).
К полномочиям органов местного самоуправления города Иванова относится организация предоставления жилых помещений социального использования.
Организационные мероприятия включают создание единой системы предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий на приобретение жилья категориям граждан, установленным федеральным законодательством, с использованием механизма предоставления государственных жилищных сертификатов. При этом будут уточнены объемы имеющихся государственных обязательств.
Также будут осуществляться мероприятия, направленные на совершенствование системы управления государственным и муниципальным жилищными фондами города Иванова социального использования и специализированным жилищным фондом.
Будет осуществлена передача жилых домов, находящихся в хозяйственном ведении муниципальных предприятий или в оперативном управлении муниципальных учреждений, в которых все жилые помещения находятся в муниципальной собственности, в казну муниципальных образований. По каждому дому должны быть определены лица, уполномочиваемые собственником жилищного фонда на выбор управляющих организаций и заключение договоров управления.
Организационные мероприятия не потребуют выделения дополнительных бюджетных средств.
Программные мероприятия, связанные с финансированием за счет средств федерального бюджета, будут реализовываться в рамках федеральной подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Федеральным Законом от 29.12.2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов РФ, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета предусмотрено следующим категориям граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года:
- инвалидов Великой Отечественной войны;
- участников Великой Отечественной войны;
- ветеранов боевых действий;
- инвалидов боевых действий;
- лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
- инвалидов по общему заболеванию, в т.ч. семей# имеющих детей-инвалидов;
- членов семей, погибших (умерших) инвалидов войны.
В установленном порядке (постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153) будут выполняться мероприятия, предусмотренные входившими в состав Программы на первом этапе ее реализации подпрограммами "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф", а также мероприятия по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в том числе будут оплачены государственные жилищные сертификаты, выданные до 15 марта 2006 г.
Финансирование мероприятий по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, на территории города Иванова будет осуществляться в пределах ассигнований, ежегодно выделяемых на эти цели из федерального бюджета.
Реализация этой подпрограммы позволит выполнить в 2006 - 2007 годах государственные обязательства по обеспечению жильем 126 семей из числа указанных категорий граждан.
В целом в 2006 - 2010 годах будут выполнены государственные обязательства Российской Федерации по обеспечению жильем 364 семей, что составляет 5,54 процента общего количества нуждающихся в улучшении жилищных условий указанных категорий граждан.
Механизм реализации на территории города Иванова мероприятий по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством# осуществляется в соответствии с подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 865.
Ожидаемые результаты обеспечения жильем в 2006 - 2010 годах граждан - участников подпрограмм "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и ""Обеспечение жильем молодых семей" в г. Иваново на 2006-2010 годы" приведены в приложении N 3.
Перечень основных мероприятий по реализации второго этапа (2006 - 2010 годы) Программы приведен в приложении N 4.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы в 2003 - 2010 годах за счет средств бюджетов всех уровней составит 3536,00661 млн. рублей.
В 2006 - 2010 годах общий объем финансирования Программы за счет всех источников финансирования составит 3426,355 млн. рублей, в том числе:
- за счет средств федерального бюджета - 545,787 млн. рублей;
- за счет бюджета Ивановской области - 654,467 млн. рублей;
- за счет бюджета г. Иванова - 252,022 млн. рублей;
- за счет внебюджетных средств - 1974,079 млн. рублей.
Объемы финансирования в 2006 - 2010 годах Программы приведены в приложении N 5.
Финансирование мероприятий по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, на территории города Иванова будет осуществляться в пределах ассигнований, ежегодно выделяемых на эти цели из федерального бюджета.
Объемы финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению исходя из бюджетных возможностей на соответствующий год.
VI. Механизм реализации Программы
Общая координация хода реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм осуществляется штабом по реализации приоритетных национальных проектов, состав которого утвержден распоряжением администрации города Иванова от 25.05.2006 г. N 345р.
Текущее управление Программой и оперативный контроль за ходом ее реализации и входящих в ее состав подпрограмм обеспечиваются отдельными подразделениями администрации города Иванова, в рамках своей компетенции.
Ход выполнения мероприятий Программы и входящих в ее состав подпрограмм анализируется ответственными лицами за реализацию мероприятий национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории городского округа Иваново с участием других заинтересованных подразделений исполнительной власти Ивановской области и местного самоуправления города Иванова.
Администрация города Иванова представляет по итогам года в Правительство Ивановской области отчет о ходе реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм, формулирует предложения по совершенствованию их реализации и необходимой корректировке намеченных мероприятий.
Сроки выполнения и исполнители основных мероприятий муниципальной целевой программы "Жилище" города Иванова на 2003-2010 годы определены в приложении N 4.
VII. Оценка социально-экономической
эффективности Программы
Оценка социально-экономической эффективности Программы будет производиться на основе системы индикаторов, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики. Система индикаторов обеспечит мониторинг динамики изменений в жилищной сфере города Иванова за отчетный период с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий.
Целевые индикаторы рассчитаны на основе методики оценки эффективности федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. Для оценки эффективности Программы используются 17 целевых индикаторов, включающих в себя как комплексные индикаторы, так и индикаторы по следующим направлениям:
- развитие ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья;
- развитие жилищного строительства;
- совершенствование работы жилищно-коммунального комплекса;
- исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, и нормативное правовое обеспечение организации предоставления жилых помещений социального использования.
Оценка эффективности Программы будет производиться путем сравнения текущих значений целевых индикаторов с установленными Программой значениями на 2006 - 2010 годы в соответствии с приложением N 9 к ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы.
Успешная реализация Программы к 2010 году позволит обеспечить:
- улучшение жилищных условий населения города Иванова;
- повышение доступности приобретения жилья. При этом средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 кв. м будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из 3 человек за 3 года;
- увеличение объемов предоставления ипотечных жилищных кредитов и займов до 578,6 млн. рублей в год;
- сокращение среднего времени ожидания предоставления жилых помещений социального использования до 5 - 7 лет;
- рост годового объема ввода жилья до 97,8 тыс. кв. м общей площади;
- адресность поддержки населения, связанной с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг;
- повышение качества коммунальных услуг, безопасности и комфортности проживания (снижение уровня износа основных фондов коммунального хозяйства с 60 (в 2004 году) до 50 процентов);
- совершенствование нормативной правовой базы г. Иванова, связанной с формированием рынка доступного жилья для населения города;
- создание условий для улучшения демографической ситуации в городе, реализации эффективной миграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе, а также устойчивого и самостоятельного развития города Иванова.
______________________________
*1 Финансирование мероприятий по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, на территории города Иванова будет осуществляться в пределах ассигнований, ежегодно выделяемых на эти цели из федерального бюджета.
*2 данные предоставлены Управлением жилищной политики и ипотечного кредитования администрации г. Иванова.
*3 Статистические данные, представленные в данной программе взяты из:
- Статистические сборники Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Ивановской области "г. Иваново в 1991 , 2000, 2001, 2002, 2003, 2004 годах";
- Статистические бюллетени Госкомстата РФ, Ивановского областного комитета государственной статистики "О числе семей# получивших жилье и улучшивших свои жилищные условия в 1999, 2000, 2001, 2002, 2003 годах";
- Форма N 4 - жилфонд, утвержденная постановлением Росстата от 28.11.2005 N 86 за 2004 - 2005 годы.
*4 данные за 2005 год - предварительные
*5 данные предоставлены Управлением жилищной политики и ипотечного кредитования администрации города Иванова
*6 данные предоставлены Управлением жилищной политики и ипотечного кредитования администрации города Иванова по состоянию на 01.07.2006 года
*7 данные объемы финансирования рассчитаны Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Иванова.
*8 данные предоставлены Управлением жилищной политики и ипотечного кредитования администрации города Иванова.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.