Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Правительства Ивановской области
от 2 июля 2008 г. N 176-п
Порядок
организации разработки программ (стратегий) социально-экономического
развития муниципальных районов и городских округов
Ивановской области на период до 2020 года
I. Требования к программам (стратегиям) социально-экономического
развития муниципальных районов и городских округов
Ивановской области
1. Общие положения
1.1. Программа (стратегия) социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов Ивановской области (далее - Стратегия) представляет собой систему мер муниципального управления, опирающихся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи политики органов местного самоуправления муниципального образования по улучшению качества жизни населения.
1.2. Стратегия направлена на обеспечение социально-экономического развития муниципального района и городского округа (далее - муниципальное образование) в рамках реализации стратегий социально-экономического развития Российской Федерации и Ивановской области до 2020 года.
1.3. Стратегия основана на понимании важнейших проблем развития муниципального образования, его ресурсного потенциала и оценки сопряженных рисков.
1.4. Стратегия как система мер муниципального управления предполагает наличие документа - стратегии социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочную перспективу, согласованного с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Ивановской области и утвержденного представительным органом местного самоуправления муниципального образования.
1.5. Основополагающим принципом разработки Стратегии является принцип общественного партнерства и взаимодействия, который реализуется путем широкого привлечения представителей науки, власти, деловых кругов, общественных организаций и жителей муниципального образования к непосредственному участию в разработке Стратегии.
2. Цели разработки Стратегии муниципального образования
Целями разработки Стратегии являются:
оценка потенциала социально-экономического развития муниципального образования;
определение приоритетных направлений и целей развития муниципального образования на долгосрочную перспективу (в соответствии с Концепцией социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года);
выработка системы мер по достижению стратегических целей развития муниципального образования на долгосрочную перспективу.
3. Содержание Стратегии и рекомендации к ее разработке
3.1. В Стратегии рекомендуется отражать проблемы и приоритеты развития муниципального образования, его социально-экономический потенциал, существующее состояние и сценарии развития муниципального образования как социально-экономической единицы территории области.
3.2. Процесс разработки Стратегии включает:
3.2.1. Выявление и анализ основных проблем, стоящих перед местным сообществом муниципального образования в средне- и долгосрочной перспективе.
3.2.2. Комплексную оценку ключевых внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие муниципального образования.
К внутренним факторам рекомендуется относить:
природно-ресурсный потенциал муниципального образования;
демографическую ситуацию и человеческий потенциал;
уровень жизни населения;
сложившуюся систему расселения;
инфраструктурную обеспеченность территории муниципального образования (в т.ч. обеспеченность электроэнергетической инфраструктурой);
сложившуюся структуру экономики (отраслевая, корпоративная, существующие либо возможные кластеры) и существующие тренды развития;
экономический, кадровый, бюджетный потенциалы;
конкурентоспособность муниципального образования;
этнокультурную ситуацию и межнациональные отношения.
К внешним факторам рекомендуется относить:
макроэкономическую ситуацию (мировые, российские и региональные тенденции);
действия законодательных и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации и Ивановской области, оказывающие влияние на развитие муниципального образования;
экономико-географическое положение муниципального образования в Ивановской области;
степень включенности в систему глобальных товарных, информационных и финансовых обменов.
3.2.3. Разработку наиболее вероятных сценариев социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочную перспективу.
3.2.4. Выявление и анализ рисков и ресурсных возможностей муниципального образования.
3.2.5. Выбор целевого сценария развития муниципального образования на основании оценки рисков и ресурсных возможностей.
3.2.6. Разработку системы приоритетных направлений развития муниципального образования в рамках выбранного целевого сценария.
3.2.7. Разработку программ реализации стратегических направлений, программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу.
3.3. Приоритетные направления деятельности, цели и задачи органов местного самоуправления муниципального образования.
На основании анализа ограничений и ресурсной обеспеченности муниципального образования разрабатывается система мер муниципального управления, нацеленного на обеспечение социально-экономического развития муниципального образования в соответствии с определенным в рамках Стратегии целевым сценарием и приоритетными направлениями деятельности органов управления. В связи с этим в Стратегию рекомендуется включать:
3.3.1. Разработку системы приоритетных направлений, целей и задач деятельности муниципального образования, которые должны быть взаимоувязаны с целевым сценарием, приоритетными направлениями развития, энергетическим балансом муниципального образования и должны согласовываться с основными положениями и направлениями политики социально-экономического развития Российской Федерации, проводимой и декларируемой Правительством Российской Федерации; а также системой приоритетных направлений, целей и задач долгосрочной стратегии Ивановской области, число приоритетных направлений, как правило, не превышает 2-3 направления.
3.3.2. Анализ и оценку ограничений, связанных с реализацией поставленных целей и задач и ресурсных возможностей муниципального образования для того, чтобы установить реальные возможности по достижению ставящихся целей и определить степень и границы участия других (федеральных, областных) уровней государственной власти. Анализу и оценке подлежат:
бюджетные возможности и ограничения;
организационные возможности и ограничения;
возможности выстраивать взаимодействие с бизнесом и общественными субъектами на территории муниципального образования и Ивановской области.
3.3.3. Разработку системы мер муниципального управления по реализации поставленных целей и задач, осуществляемых органами местного самоуправления, органами государственной власти Ивановской области, включающих:
формирование институтов развития;
развитие организационных возможностей;
разработку и реализацию проектов и программ;
развитие производственных и других кластеров;
расширение бюджетно-ресурсной базы и повышение результативности использования бюджетных средств;
согласование с Правительством Ивановской области общих параметров бюджетного финансирования мер по реализации поставленных целей и задач.
3.4. Механизмы реализации Стратегии.
В Стратегии рекомендуется учитывать указания на основные механизмы ее реализации, такие как:
экономическая политика Ивановской области;
энергетическая политика исполнительных органов государственной власти Ивановской области;
бюджетная политика Ивановской области;
механизм частно-государственного партнерства;
стратегия социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года;
региональные целевые программы;
система федеральных целевых программ - федеральных адресных инвестиционных программ и прочих инструментов целевого финансирования.
Кроме того, в Стратегию следует включать систему индикативных показателей оценки деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований с установленными целевыми показателями на период первых 3 лет. Система индикативных показателей разрабатывается как инструмент контроля, количественной оценки и управления деятельностью органов местного самоуправления по реализации мер муниципального управления, предусмотренных Стратегией. Система показателей должна согласовываться с целями и задачами, реализуемыми органами местного самоуправления. Целевые показатели в дальнейшем должны учитываться при формировании среднесрочной программы социально-экономического развития муниципального образования.
В рамках Стратегии также рекомендуется ориентироваться на лимиты финансирования (по приоритетным направлениям и отдельным мерам муниципального управления), которые задают общие рамочные условия для среднесрочных программ социально-экономического развития, 3-летних финансовых планов и могут являться основанием для ведения переговоров о финансировании за счет средств федерального и областного бюджетов путем включения в федеральные и областные целевые программы, федеральную адресную инвестиционную программу и проч.
В рамках Стратегии необходимо учитывать региональные инвестиционные проекты, включенные в стратегию социально-экономического развития Ивановской области и реализуемые на территории муниципального образования. Также в Стратегию включаются собственные инвестиционные проекты с указанием названия проекта, объема и источников финансирования, участников проекта и ожидаемых результатов в разрезе приоритетных направлений деятельности.
4. Рассмотрение Стратегии и механизмы контроля
4.1. Стратегия представляется на рассмотрение и согласование в межведомственную комиссию по сопровождению разработки программ (стратегий) социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов Ивановской области на период до 2020 года (далее - Комиссия) при Правительстве Ивановской области.
4.2. Критериями оценки Стратегии Комиссией являются:
качество проработки основных проблем социально-экономического развития муниципального образования, оценки внешних и внутренних факторов и сценарного анализа;
соответствие приоритетных направлений, целей и задач деятельности органов местного самоуправления по реализации Стратегии выявленным приоритетным направлениям развития муниципального образования в целом;
качество оценки основных ограничений и адекватности ресурсов, доступных органам местного самоуправления, целям и задачам, декларируемым в рамках Стратегии;
степень согласования Стратегии со стратегическими документами Ивановской области и соседними муниципальными образованиями.
4.3. Комиссия рассматривает и рекомендует возможное финансовое участие областного и федерального бюджетов (в рамках системы целевого финансирования) в реализации отдельных проектов, представленных муниципальным образованием.
4.4. По результатам анализа представленных на рассмотрение программ (стратегий) социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов Ивановской области Комиссия формирует реестр программ (стратегий) социально-экон
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.