Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Ивановской области
от 25 августа 2008 г. N 226-п
Порядок
предоставления за счет средств областного бюджета социальных выплат
на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации,
проживающим в сельской местности, а также молодым семьям и молодым
специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание
переехать на постоянное место жительства в сельскую местность
и работать там
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок устанавливает порядок и условия предоставления за счет средств областного бюджета социальных выплат гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности (далее - граждане), а также молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - социальные выплаты, молодые семьи, молодые специалисты), на строительство (приобретение) жилья.
1.2. Социальные выплаты предоставляются через уполномоченный исполнительный орган государственной власти Ивановской области (далее - уполномоченный орган), определяемый Губернатором Ивановской области, в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год, и в соответствии с областной целевой программой "Социальное развитие села Ивановской области до 2010 года", утвержденной Законом Ивановской области от 15.04.2004 N 45-ОЗ (далее - Программа).
1.3. Под сельской местностью в настоящем Порядке понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории в пределах муниципального района, а также сельские населенные пункты, входящие в состав городских поселений или городских округов, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, включенные в перечень, утверждаемый Правительством Ивановской области.
1.4. Участие граждан в мероприятиях по улучшению жилищных условий, а также участие молодых семей и молодых специалистов в мероприятиях по обеспечению их жильем, предусмотренных Программой, является добровольным.
1.5. Государственная поддержка в целях улучшения жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов осуществляется путем предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья за счет средств областного бюджета.
1.6. Право на улучшение жилищных условий с использованием средств областного бюджета предоставляется гражданам, молодым семьям и молодым специалистам только один раз.
2. Предоставление социальных выплат гражданам, проживающим в сельской
местности, на строительство (приобретение) жилья
2.1. Право на получение социальной выплаты за счет средств областного бюджета имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
а) постоянно проживающие в сельской местности;
б) документально подтвердившие наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты;
в) признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.
2.2. Гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01.03.2005 по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
2.3. Преимущественное право на получение социальной выплаты имеют граждане, работающие по трудовым договорам в сельской местности, которую они избрали для постоянного места проживания.
2.4. К членам семьи гражданина применительно к настоящему Порядку относятся постоянно проживающие совместно с ним его супруг (супруга), а также дети и родители гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданина, если они вселены им в жилое помещение по месту его жительства в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
2.5. Для включения в список граждан - участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации Программы граждане представляют в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы:
а) заявление о включении в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, подписанное заявителем и всеми совершеннолетними членами его семьи;
б) выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета;
в) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;
г) копии документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи;
д) выписку из решения органа местного самоуправления о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий;
е) справку органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, представляемая каждым членом семьи заявителя;
ж) копию трудовой книжки (для работающих);
з) правоустанавливающие документы на земельный участок (при строительстве жилого дома);
и) разрешение на строительство, согласованное проектное решение и расчетную стоимость 1 кв. м жилого дома, исходя из сметной стоимости строительства;
к) справку об объеме выполненных работ незавершенного строительством жилого дома от организации, имеющей лицензию на осуществление данного вида деятельности (при условии получения социальной выплаты на завершение ранее начатого строительства жилого дома);
л) предварительный договор купли-продажи с продавцом жилья, копию свидетельства о праве собственности на приобретаемое жилье (в случае приобретения жилья);
м) документ, подтверждающий наличие у заявителя собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет социальной выплаты: ксерокопию именной сберегательной книжки или договор займа с распиской в получении средств.
2.6. Копии документов, представляемых в соответствии с пунктом 2.5 настоящего Порядка, должны быть заверены в установленном порядке.
2.7. Органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, указанных в пункте 2.5 настоящего Порядка, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют сводные списки граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях, предусмотренных Программой, на территории муниципального образования, и направляют их в уполномоченный орган.
При выявлении недостоверной информации, содержащейся в указанных документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.
Заявления и сводные списки граждан заполняются по формам согласно приложениям 2 и 3 к настоящему Порядку.
2.8. Уполномоченный орган на основании списков и документов, представленных органами местного самоуправления, принимает решение о признании заявителей получателями социальной выплаты, формирует списки граждан по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку и утверждает их.
Порядок формирования, утверждения списков граждан - участников мероприятий Программы устанавливается уполномоченным органом.
2.9. Гражданин, которому предоставляется социальная выплата в рамках реализации мероприятий Программы, вправе ее использовать:
а) на приобретение готового жилого помещения в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания;
б) на создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее - строительство жилого дома) в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома;
в) на приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания.
2.10. Право граждан на получение социальной выплаты для строительства (приобретения) жилья удостоверяется именным документом - свидетельством по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (далее - свидетельство).
Свидетельство не является ценной бумагой. Срок действия свидетельства не может превышать один год с даты его выдачи, указанной в свидетельстве.
2.11. Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется уполномоченным органом. Порядок выдачи свидетельств устанавливается уполномоченным органом. Свидетельство подлежит хранению в течение 5 лет.
2.12. Уполномоченный орган ведет реестр выданных и оплаченных свидетельств по форме согласно приложению 5 к настоящему Порядку.
2.13. Определение размера социальной выплаты осуществляется уполномоченным органом на дату выдачи свидетельства и составляет не более 40% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья. При этом доля привлекаемых гражданами собственных (в том числе заемных) средств должна быть равна части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты.
2.14. Доля областного бюджета в софинансировании может состоять из находящихся в государственной собственности и свободных от обременений объектов незавершенного жилищного строительства, предоставляемых гражданам. Граждане вправе использовать в качестве своей доли в софинансировании объекты незавершенного жилищного строительства, находящиеся в их собственности и свободные от обременений.
2.15. В случае привлечения гражданами для строительства (приобретения) жилья в качестве источника софинансирования ипотечного жилищного кредита (займа) социальные выплаты могут быть направлены на уплату первоначального взноса, а также на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) при условии признания гражданина на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) участником мероприятий Программы. Использование социальных выплат на уплату иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам (займам) не допускается.
В случае использования социальных выплат на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) на строительство (приобретение) жилья размер социальных выплат ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).
Предоставление социальных выплат на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) на строительство (приобретение) жилья осуществляется на основании справки кредитной организации (заимодавца), предоставившей гражданину ипотечный жилищный кредит (заем), об остатке суммы основного долга и остатке задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).
2.16. Расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. м - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. м - на семью из 2 человек и по 18 кв. м - на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в сельской местности на территории муниципального образования Ивановской области, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья, устанавливаемой по Ивановской области, утверждаемой приказом Министерства регионального развития Российской Федерации.
В случае если фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади строящегося (приобретаемого) жилья меньше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Ивановской области, утверждаемой приказом Министерства регионального развития Российской Федерации, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.
В случае если общая площадь строящегося (приобретаемого) жилья меньше размера, установленного для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилья, установленной органом местного самоуправления, социальная выплата пересчитывается исходя из фактической площади жилья.
2.17. Получатель социальной выплаты вправе осуществить строительство (приобретение) жилья сверх установленного пунктом 2.16 настоящего Порядка размера общей площади жилого помещения при условии оплаты им за счет собственных и (или) заемных средств стоимости строительства (приобретения) части жилья, превышающей указанный размер.
2.18. Перечисление уполномоченному органу средств, предназначенных для социальных выплат гражданам, осуществляется Департаментом финансов Ивановской области в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и на основании утвержденных уполномоченным органом списков граждан - получателей социальной выплаты, подписанных руководителем, главным бухгалтером и заверенных печатью, по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку.
2.19. Уполномоченный орган в 5-дневный срок с даты получения выписки управления Федерального казначейства по Ивановской области о поступлении на лицевой счет уполномоченного органа субсидии информирует в письменной форме получателя социальной выплаты о необходимости явки для получения свидетельства.
2.20. Получатель социальной выплаты в течение срока действия свидетельства представляет его в кредитную организацию для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета, предназначенного для зачисления социальной выплаты.
2.21. Уполномоченный орган заключает с кредитными организациями соглашения о порядке обслуживания социальных выплат, в которых предусматриваются основания для заключения договора банковского счета с получателем социальной выплаты, условия зачисления социальной выплаты на банковский счет и ее списания, а также ежеквартальное представление информации о количестве открытых и закрытых банковских счетов по обслуживанию социальных выплат.
2.22. Уполномоченный орган в срок, указанный в соглашении о порядке обслуживания социальных выплат, представляет в управление Федерального казначейства по Ивановской области платежные поручения на перечисление указанных средств на банковские счета получателей социальных выплат.
2.23. Перечисление социальных выплат с банковских счетов получателей социальных выплат производится кредитной организацией:
а) продавцу, указанному в договоре купли-продажи, на основании которого будет осуществлена государственная регистрация права собственности на приобретаемое жилое помещение;
б) исполнителю (подрядчику), указанному в договоре подряда на строительство жилого дома для получателя социальной выплаты;
в) застройщику, указанному в договоре долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома, в котором получатель социальной выплаты является участником долевого строительства;
г) продавцу, указанному в договоре купли-продажи материалов, оборудования для строительства жилого дома собственными силами, осуществляемого получателем социальной выплаты;
д) кредитной организации или юридическому лицу, указанным в кредитном договоре (договоре займа), на предоставление гражданину ипотечного жилищного кредита (займа) на строительство (приобретение) жилья.
2.24. Указанные в пункте 2.23 настоящего Порядка договоры до предоставления их в кредитную организацию проходят проверку в уполномоченном органе на предмет соответствия сведений, указанных в них, сведениям, содержащимся в свидетельствах.
2.25. После перечисления социальной выплаты с банковского счета получателя социальной выплаты лицам, указанным в пункте 2.23 настоящего Порядка, кредитная организация направляет в уполномоченный орган, выдавший свидетельство, подлинник свидетельства с отметкой о произведенной оплате.
2.26. Приобретенное или построенное получателями социальной выплаты жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан, при этом общая площадь жилого помещения в расчете на одного члена семьи не должна быть меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления. Жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве.
3. Предоставление социальных выплат молодым семьям и молодым
специалистам на селе на строительство (приобретение) жилья
3.1. Право на обеспечение жильем на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют:
а) молодые семьи, под которыми понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления об участии в реализации мероприятий Программы не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей (в том числе усыновленных), отвечающие в совокупности следующим условиям:
один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности;
постоянно проживают или изъявили желание постоянно проживать в сельской местности;
признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий либо не имеющие жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
б) молодые специалисты, под которыми понимаются граждане Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющие законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащиеся последнего курса образовательных учреждений высшего (среднего, начального) профессионального образования, отвечающие в совокупности следующим условиям:
работают или изъявили желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией;
постоянно проживают или изъявили желание постоянно проживать в сельской местности;
признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий либо не имеющие жилья в сельской местности, в которой работают или изъявили желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы.
3.2. В настоящем Порядке:
под организациями агропромышленного комплекса понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство;
под организациями социальной сферы в сельской местности понимаются организации не зависимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), работающие в сельской местности и выполняющие работы или оказывающие услуги в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
3.3. Молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание улучшить жилищные условия, представляют в органы местного самоуправления заявление по форме согласно приложению 6 к настоящему Порядку, а также дополнительно к перечню документов, указанных в п. 2.5 настоящего Порядка, следующие документы:
а) копию документа об образовании либо справку из образовательного учреждения об обучении заявителя на последнем курсе этого образовательного учреждения;
б) копию свидетельства о браке (для лиц, состоящих в браке);
в) копию трудового договора с работодателем;
г) выписку из домовой книги и копии финансового лицевого счета (для лиц, постоянно проживающих в сельской местности) либо справку органа местного самоуправления об отсутствии у заявителя жилья для постоянного проживания в этой сельской местности;
д) копию свидетельства о рождении или об усыновлении ребенка (детей);
е) документ, подтверждающий участие работодателя в софинансировании строительства (приобретения) жилья для этого заявителя (при его наличии) или невозможность такого участия.
3.4. Копии документов, представляемых в соответствии с пунктами 2.5 и 3.3 настоящего Порядка, должны быть заверены в установленном порядке.
3.5. Органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, указанных в пунктах 2.5 и 3.3 настоящего Порядка, а также достоверность содержащихся в них сведений, формируют сводные списки молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание участвовать в мероприятиях Программы, и направляют их с приложением сведений о размерах средств на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, представляемых работодателями, в уполномоченный орган. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в указанных документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.
Заявления и сводные списки молодых семей и молодых специалистов заполняются по формам согласно приложениям 6 и 7 к настоящему Порядку.
3.6. Уполномоченный орган на основании указанных в пунктах 2.5, 3.3, 3.5 настоящего Порядка списков и документов принимает решение о признании молодых семей и молодых специалистов участниками мероприятий, формирует списки по форме согласно приложению 8 и утверждает их.
Порядок формирования и утверждения списков молодых семей и молодых специалистов - участников мероприятий Программы устанавливается уполномоченным органом.
3.7. Молодые семьи и молодые специалисты, указанные в пункте 3.1 настоящего Порядка, имеющие собственные и (или) заемные средства в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, вправе улучшить свои жилищные условия в порядке, предусмотренном разделом 2 настоящего Порядка. Порядок перечисления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам осуществляется в соответствии с пунктами 2.18 - 2.25 раздела 2 настоящего Порядка.
3.8. Молодые семьи и молодые специалисты вправе использовать в качестве своей доли в софинансировании мероприятий объекты незавершенного жилищного строительства, находящиеся в их собственности и свободные от обременений.
3.9. В случае представления документов в соответствии с пунктами 2.5 и 3.3 настоящего Порядка уполномоченный орган, член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с учетом предусмотренной на эти цели социальной выплаты. Существенными условиями указанного договора являются:
обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства;
право уполномоченного органа истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе молодого специалиста (члена молодой семьи - если другой член молодой семьи не работает в сельской местности) в соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи (молодым специалистом) положений трудового законодательства.
Одним из условий трехстороннего договора может быть обязательство работодателя предоставить молодой семье (молодому специалисту) временное жилье на период строительства жилого дома.
3.10. Право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок не более 6 месяцев заключил трудовой договор с другим работодателем или обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) предусмотренного трехсторонним договором, указанным в абзаце первом пункта 3.9 настоящего Порядка, обязательства о работе в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет.
3.11. При несоблюдении указанных условий уполномоченный орган сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в указанном трехстороннем договоре.
3.12. В случае представления документов в соответствии с пунктами 2.5 и 3.3 настоящего Порядка работодатель вправе предоставить члену молодой семьи (молодому специалисту), с которым он заключил трудовой договор, заем на строительство (приобретение) жилья в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной финансированием за счет средств социальной выплаты и собственных средств в полном объеме. Существенным условием договора займа является согласие члена (членов) молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору до полного погашения заемных обязательств, но не менее 5 лет с даты заключения договора займа, и передать в ипотеку работодателю-заимодавцу построенное (приобретенное) с использованием заемных средств жилье до погашения молодой семьей (молодым специалистом) обязательств по договору займа.
3.13. В целях улучшения своих жилищных условий молодая семья (молодой специалист) вправе использовать на строительство (приобретение) жилья средства ипотечного жилищного кредита (займа) в размере эквивалентном# части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной финансированием за счет средств социальной выплаты и собственных средств.
В случае предоставления ипотечного жилищного кредита (займа) на строительство (приобретение) жилья социальные выплаты могут быть направлены на уплату первоначального взноса, а также на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) при условии признания молодой семьи (молодого специалиста) на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) участником мероприятий.
Использование социальных выплат на указанные цели осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 2.15 настоящего Порядка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.