Решение Ивановского областного суда
от 23 августа 2007 г. N 3-89/2007
Ивановский областной суд в составе председательствующего К.
при секретаре Б. с участием прокурора К.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Иваново 23 августа 2007 года дело по заявлению первого заместителя прокурора Ивановской области о признании пункта 3 ст. 8.2 Закона Ивановской области от 29 июля 2003 N 78-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области" противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу,
установил:
Согласно п. 3 ст. 8.2 Закона Ивановской области "Об административных правонарушениях в Ивановской области" N 78-ОЗ административные комиссии создаются на территории каждого муниципального образования в Ивановской области в составе председателя комиссии, секретаря и членов комиссии.
Персональный состав административных комиссий утверждается органами местного самоуправления.
В муниципальных образованиях, где численность постоянного населения превышает 50 тысяч человек, могут образовываться несколько административных комиссий, в соответствии с административно-территориальным делением.
Первый заместитель прокурора Ивановской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим данного положения Закона, мотивируя следующим.
Во исполнение указанного Закона органы местного самоуправления во всех муниципальных образованиях Ивановской области создали административные комиссии, утвердили их персональные составы, определили финансирование деятельности комиссий за счет средств местных бюджетов.
Создание административных комиссий и принятие законов об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления, в соответствии со ст.ст. 1.1, 1.6, п.4 4.2 ст.22.1 КоАП РФ и п. 15 ч. 1 ст. 5 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
В данном случае органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями. Согласно ст. 19 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. 4 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" наделение органов местного самоуправления указанными полномочиями возможно лишь при одновременной передаче им материальных и финансовых ресурсов.
Однако ни одним из законов Ивановской области не предусмотрена передача органам местного самоуправления финансовых и материальных ресурсов на цели, связанные с деятельностью административных комиссий.
В судебном заседании представитель Ивановской областной прокуратуры прокурор К. заявление поддержал и просил признать п. ст. 8.2 Закона Ивановской области от 29 июля 2003 года N 78-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области" противоречащим федеральному законодательству по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель Ивановской областной Думы по доверенности Л. признал оспариваемое прокурором положение Закона Ивановской области "Об административных правонарушениях в Ивановской области" противоречащим только ФЗ N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" и ФЗ N 154 "Об общих принципах организации местного самоуправления В РФ", пояснив, что Ивановская областная Дума предпринимала меры по приведению Закона Ивановской области "Об административных правонарушениях в Ивановской области" в соответствие с федеральным законодательством.
Представители Губернатора Ивановской области по доверенности К., и Р. требования прокурора признали, пояснив, что в Ивановскую областную Думу направлены на рассмотрение проекты законов Ивановский области "О внесении изменений и дополнений в Закон Ивановской области "Об административных правонарушениях в Ивановской области" и "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере административных отношений", положения которых направлены на устранение противоречий оспариваемого прокурором п. 3 ст. 8.2 Закона Ивановской области "Об административных правонарушениях в Ивановской области" федеральному законодательству.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.
Статья 85 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в целях организации местного самоуправления в РФ в соответствии с требованиями настоящего ФЗ обязывает органы государственной власти субъектов РФ в срок до 1 ноября 2005 года привести в соответствие с требованиями главы 4 настоящего ФЗ законы субъектов РФ, которыми органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями, а в срок до 1 января 2006 года привести в соответствие с требованиями данного ФЗ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Согласно п.4 ч.2 ст.22.1 КоАП РФ создание административных комиссий, принятие законов об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
Полномочия, связанные с созданием административных комиссий и их деятельностью, являются государственными полномочиями, наделение которыми органов местного самоуправления возможно только с соблюдением установленного ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" порядка, предусматривающего в этих случаях одновременно и передачу органам местного самоуправления необходимых для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий финансовых средств.
Представители Губернатора Ивановской области и Ивановской областной Думы не отрицают факт создания органами местного самоуправления в муниципальных образованиях Ивановской области административных комиссий и отсутствие финансирования данных комиссий в предусмотренном федеральным законодательством порядке.
Созданные в муниципальных образованиях Ивановской области административные комиссии наделены властными государственными полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Ивановской области "Об административных правонарушениях в Ивановской области" и в силу ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" материальнотехническое обеспечение деятельности данных административных комиссий должно осуществляться не за счет средств бюджета муниципального образования.
Закон Ивановской области "Об административных правонарушениях в Ивановской области" не содержит положений о материальном и финансовом обеспечении органов местного самоуправления в связи с передачей им государственных полномочий по организации и деятельности административных комиссий.
В соответствии со ст-ст. 1.1, 1.6, п.4 ч.2 ст.22.1 КоАП РФ, ст.ст.17, 19 ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления могут наделяться государственными полномочиями в области административного законодательства только с передачей материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных им полномочий. Данному требованию федерального законодательства оспариваемое положение Закона Ивановской области N 78-ОЗ не отвечает.
Поскольку на момент обращения прокурора в суд с заявлением оспариваемое положение Закона Ивановской области "Об административных правонарушениях в Ивановской области" не было приведено в соответствие с требованиями ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", суд признает п.3 ст.8.2. Закона Ивановской области "Об административных правонарушениях в Ивановской области" недействующим с момента вступления решения в законную силу.
Суждение представителя Ивановской областной Думы о том, что оспариваемый п.3 ст.8.2 Закона Ивановской области не противоречит ст. 19 ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", т.к. данная норма ФЗ не вступила в силу, не состоятельно, поскольку основано на игнорировании положений ст.85 указанного ФЗ N 131-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 253 ГПК РФ, суд
решил:
Удовлетворить заявление первого заместителя прокурора Ивановской области.
Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу пункта 3 статьи 8.2 Закона Ивановской области от 29.07.2003 N 78-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области".
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней через Ивановский областной суд в Верховный Суд Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ивановского областного суда от 23 августа 2007 г. N 3-89/2007
Текст решения предоставлен Ивановским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника