Решение Ивановского областного суда
от 15 августа 2007 г. N 3-92
Именем Российской Федерации
Ивановский областной суд в составе председательствующего Л.
при секретаре Ф. с участием прокурора К.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Иваново 15 августа 2007 года дело по заявлению заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора
о признании недействующим Постановления Правительства Ивановской области от 17 мая 2007 года N 118-П "Об осуществлении отдельных полномочий в сфере лесных отношений"
установил:
Волжский межрегиональный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующим Постановления Правительства Ивановской области от 17 мая 2007 года N 118-П "Об осуществлении отдельных полномочий в сфере лесных отношений". Заявление обосновано тем, что оспариваемым постановлением запрещены сплошные и выборочные рубки на территории Ивановского муниципального района Ивановской области. Оспариваемое постановление не соответствует федеральному законодательству и подлежит отмене по следующим основаниям. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений определяются статьями 82, 83 Лесного кодекса РФ. При этом полномочия по введению ограничений использования лесов не предусмотрены. В то же время, ст. 87 Лесного кодекса РФ определяет, что ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса устанавливается Лесохозяйственным регламентом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и составляется на срок до десяти лет. Согласно ст. 14 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ОЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" вплоть до утверждения лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не: более чем через год со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации. На основании п. 1 ст. 4 Федерального закона" лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет, выданные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются действительными до истечения срока их действия. Таким образом, предусмотренное в подп. 2 п. 2 ст. 27 Лесного кодекса РФ ограничение использования лесов в виде запрета на проведение рубок, может вводиться только посредством утверждения субъектом Федерации лесохозяйственного регламента. Запрещение работ по заготовке и вывозке древесины по ранее выданным действующим лесорубочным билетам до истечения срока их действия противоречит законодательству. В связи с чем, просил суд признать не действующим и не порождающим правовых последствий с момента вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Ивановской области от 17 мая 2007 года N 118-П "Об осуществлении отдельных полномочий в сфере лесных отношений".
В судебном заседании представитель Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры по доверенности К. поддержал заявление.
Представитель Правительства Ивановской: области по доверенности Ж. требования Волжского межрегионального природоохранного прокурора считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Считает, что оспариваемое постановление принято в соответствии с законом, в рамках соответствующих полномочий Правительства Ивановской области, не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц и направлено на сохранение лесных ресурсов, а также обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.п. "в", "д", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры, лесное законодательство, законодательство об охране окружающей среды, а также общие вопросы воспитания, образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).
Согласно п. 5 ст. 2 Лесного Кодекса РФ, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.
В силу ст. 82 Лесного Кодекса РФ, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, иные установленные Кодексом, другими федеральными законами полномочия.
В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 83 ЛК РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление, в том числе, следующих полномочий в области лесных отношений: организация использования лесов, их охраны (в том числе тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.
Согласно Закона Ивановской области от 17 мая 2007 года N 67-ОЗ "О разграничении полномочий между органами государственной власти Ивановской области в сфере регулирования лесных отношений", к полномочиям исполнительных органов государственной власти Ивановской области относятся, в том числе, организация использования лесов, организация и обеспечение охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда.
В рамках вышеуказанных полномочий, 17 мая 2007 года Правительством Ивановской области принято постановление N 118-П "Об осуществлении отдельных полномочий в сфере лесных отношений".
Постановление официально опубликовано в издании "Ивановская газета" от 19.05.2007 г. N 90 (3976).
Поводом для принятия оспариваемого постановления послужили многочисленные факты лесонарушений, связанные с незаконной рубкой лесных насаждений, при этом 42% лесонарушений приходилось на лесные участки областного государственного учреждения "Пригородный лесхоз", расположенного в границах Ивановского муниципального района.
Пунктом 1 данного постановления запрещены сплошные и выборочные рубки на территории Ивановского муниципального района Ивановской области, за исключением санитарно-оздоровительных мероприятий и наземных работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, обеспечивающих санитарную безопасность в лесах, рубок ухода в молодняках лесных насаждений (осветления и прочистки), рубок лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, рубок при заготовке гражданами в установленном порядке древесины для собственных нужд.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Лесного Кодекса РФ, использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
В силу статья 10 ЛК РФ, леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 - 109 Кодекса.
В соответствии с ч. 4 ст. 12 и ч. 1 ст. 102 ЛК РФ, к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В судебном заседании установлено и не отрицается сторонами, что леса Ивановского муниципального района Ивановской области относятся к защитным лесам с ограниченным режимом лесопользования.
Статья 87 Лесного кодекса РФ определяет, что ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса, устанавливается Лесохозяйственным регламентом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и составляется на срок до десяти лет.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ОЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" вплоть до утверждения лесных планов субъектов РФ и лесохозяиственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации
В силу ч. 4 ст. 17 и ч.ч.1 и 2 ст. 105 ЛК РФ в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, . санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций и случаев установления правового режима зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса.
Выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.
Таким образом, Лесным кодексом РФ предусмотрены ограничения использования защитных лесов в виде запрета на проведение рубок.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что положения ст.ст. 27 и 87 ЛК РФ, предусматривающих возможность ограничения использования лесов в виде запрета на проведение рубок только после утверждения субъектом Федерации лесохозяйственного регламента или до его утверждения на основании лесоустроительной документации, подлежат применению в отношении эксплуатационных лесов, поскольку ограничения в использовании защитных лесов непосредственно предусмотрены Лесным Кодексом РФ / ст.ст. 17 и 105 ЛК РФ/.
Пункт первый оспариваемого постановления воспроизводит положения Лесного кодекса РФ в части ограничения использования защитных лесов, в юм числе, с учетом их целевого назначения, выполняемыми полезными функциями, а также с учетом положений ст. 30 Лесного Кодекса РФ, предусматривающей заготовку гражданами древесины для собственных нужд, и не вводит каких-либо новых ограничений использования защитных лесов, не предусмотренных Лесным Кодексом РФ. В связи с чем, данный пункт не противоречит положениям ст.ст. 27, 82, 83 и 87 Лесного Кодекса РФ.
Пунктом 2 оспариваемого постановления Комитету Ивановской области по лесному хозяйству предписано определить порядок и сроки завершения работ по заготовке и вывозке древесины по ранее выданным действующим лесорубочным билетам.
По мнению прокурора, данный пункт противоречит положениям п. 1 ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент подачи заявления и предусматривающей, что лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет, выданные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются действительными до истечения срока их действия, и запрещение работ по заготовке и вывозке древесины по ранее выданным действующим лесорубочным билетам до истечения срока их действия противоречит законодательству.
Однако, из пункта второго оспариваемого постановления не следует, что по ранее выданным действующим лесорубочным билетам запрещены работы по заготовке и вывозке древесины. Напротив, Комитету Ивановской области по лесному хозяйству поручено установить порядок и сроки завершения работ по заготовке и вывозке древесины по ранее выданным лесорубочным документам. В ходе рассмотрения дела установлено, что на территории Ивановского муниципального района Ивановской области завершаются работы по семи лесорубочным билетам, четыре из которых оформлены погорельцам для обеспечения собственных потребностей в древесине.
Кроме этого, ФЗ N 217 от 24 июля 2007 года пункт 1 ст. 4 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" изложен в новой редакции.
Таким образом, пункт второй оспариваемого постановления не противоречит положениям п. 1 ст. 4 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Кроме этого, оспариваемое постановление не нарушает прав и свобод граждан и юридических лиц и направлено на борьбу с незаконными рубками леса в целях сохранения лесных ресурсов и обеспечения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 252, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействующим Постановления Правительства Ивановской области от 17 мая 2007 года N 118-П "Об осуществлении отдельных полномочий в сфере лесных отношений" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение 10 дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ивановского областного суда от 15 августа 2007 г. N 3-92
Текст решения предоставлен Ивановским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника