Решение Ивановского областного суда
от 28 августа 2007 г. N 3-98/2007
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2007 г. N 7-Г07-17 настоящее решение оставлено без изменения
Ивановский областной суд
в составе председательствующего судьи Л. при секретаре Ф. с участием прокурора К.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Иваново 27-28 августа 2007 г. дело по заявлению прокурора Ивановской области
о признании противоречащими федеральному законодательству положений Закона Ивановской области от 04.12.2006 г. N 122-ОЗ "О соотношении должностей государственной гражданской службы Ивановской области и должностей федеральной государственной гражданской службы",
установил:
Прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими ст. 1 и Приложения к Закону Ивановской области от 04.12.2006 г. N 122-ОЗ "О соотношении должностей государственной гражданской службы Ивановской области и должностей федеральной государственной гражданской службы" в части соотносящей должности государственной гражданской службы Ивановской области с должностями федеральной государственной гражданской службы в центральных аппаратах федеральных органов государственной власти. Заявление мотивировано тем, что такое соотношение должностей, установленное оспариваемыми нормами, не может быть признано надлежащим, противоречит принципам правового регулирования, определяемым федеральными законами "О системе государственной службы РФ" и "О государственной гражданской службе". В организационной структуре, компетенции, объеме и содержании работ центральных аппаратов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Ивановской области имеются существенные различия. По мнению прокурора необходимо было соотнести должности государственных гражданских служащих Ивановской области и федеральных государственных служащих территориальных органов власти, т.к. обе категории государственных служащих работают в одном регионе, находятся в одинаковых условиях, выступают представителями интересов публичной власти государства и общества, выполняя функции государственного управления, и призваны обеспечивать функционирование государственного аппарата и реализацию юридически властных полномочий на территории одного субъекта РФ.
В судебном заседании представитель прокуратуры К. заявление поддержал.
В судебном заседании представитель Ивановской областной Думы Л. по доверенности, представители Губернатора Ивановской области П., Т., Ч., по доверенностям, с заявлением прокурора не согласились, пояснив, что оспариваемый Закон принят в пределах полномочий субъекта РФ, до настоящего времени указанное соотношение должностей на федеральном уровне не определено. Представители полагают, что оспариваемый Закон не противоречит нормам действующего законодательства, прокурор не указал в заявлении какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются, соотносить должности государственной гражданской службы субъекта РФ с должностями федеральных государственных служащих территориальных органов нет оснований, поскольку уровень властных полномочий не сопоставим. Представители также пояснили, что установление соотношения необходимо для определения системы оплаты труда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными, и подлежат удовлетворению.
30 ноября 2006 года Ивановской областной Думой был принят Закон Ивановской области N 122-ОЗ "О соотношении должностей государственной гражданской службы Ивановской области и должностей федеральной государственной гражданской службы", который 4 декабря 2006 года был подписан Губернатором Ивановской области, 5 декабря 2006 года опубликован в сборнике "Законы Ивановской области и документы Ивановской области".
Статья 1 и Приложение к Закону области N 122-ОЗ в том числе, устанавливают соотношение должностей государственной службы Ивановской области с должностями федеральной государственной гражданской службы в центральных аппаратах федеральных органов государственной власти.
В соответствии с п.4 ст. 8 ФЗ от 27 мая 2003 года "О системе государственной службы Российской Федерации" должности государственной службы распределяются по группам и /или/ категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации. Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации определяется федеральным законом или указом Президента Российской Федерации.
Такой нормативный правовой акт в настоящее время не принят.
Вместе с тем, как указал Конституционный Суд РФ в определениях " Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Администрации Сахалинской области о проверке конституционности абзаца второго пункта 5 статьи 85 Бюджетного Кодекса Российской Федерации" N 194-О и от 12 июля 2006 года N 302-О единообразное применение оспариваемой нормы обеспечивается действующей системой правового регулирования государственной гражданской службы в РФ.
Федеральный закон от 27 мая 2003 года "О системе государственной службы Российской Федерации" предусматривает правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, определяет содержание и устанавливает принципы государственной службы Российской Федерации (статьи 1 - 3), включая принцип единства правовых и организационных основ государственной службы, что предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы (абзац шестой пункта 1 статьи 3), в том числе, соответственно, государственной службы Российской Федерации и государственной службы субъектов Российской Федерации; предусматривает распределение должностей государственной службы по группам и (или) категориям (абзац первый пункта 4 статьи 8), введение квалификационных требований для замещения должностей государственной службы (пункт 5 статьи 8), а также общие условия государственной службы (глава 2).
Конкретизируя положения данного Федерального закона применительно к государственной гражданской службе, Федеральный закон от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации", основываясь на принципе единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 4), раскрывает содержание классификации должностей гражданской службы по категориям (часть 2 статьи 9) и группам (часть 3 статьи 9), устанавливает порядок присвоения классных чинов гражданским служащим (статья 11), квалификационные требования к должностям гражданской службы (статья 12), условия поступления на гражданскую службу и замещения должности гражданской службы по конкурсу (статья 22), а также условия оплаты труда государственных гражданских служащих (глава 10).
Суд соглашается с позицией прокурора о том, что соотношение должностей, установленное оспариваемыми нормами нельзя признать надлежащим, основанном на приведенном выше подходе, так как в организационной структуре, компетенции, объеме и содержании работ центральных аппаратов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Ивановской области имеются существенные различия.
Оспариваемым законом должности, замещаемые в Правительстве и аппарате Правительства Ивановской области, соотнесены с должностями Аппарате Правительства Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 2 Закона Ивановской области N 181-ОЗ от 27 декабря 2005 г. "О структуре Правительства Ивановской области и системе исполнительных органов государственной власти Ивановской области", в структуру Правительства Ивановской области входят по должности:
1) Губернатор Ивановской области, который является Председателем Правительства Ивановской области;
2) первые заместители Председателя Правительства Ивановской области;
3) заместители Председателя Правительства Ивановской области;
4) руководители центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Ивановской области, назначаемые в состав Правительства Ивановской области Губернатором Ивановской области.
В соответствии с пунктами 1, 5 Положения об аппарате Правительства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства России от 01.06.2004 N 260 с изменениями, Аппарат Правительства России имеет другую структуру: работает под руководством Председателя Правительства и возглавляется Руководителем Аппарата Правительства - Министром Российской Федерации, структура Аппарата Правительства включает в себя руководство Аппарата и подразделения Аппарата - департаменты Правительства и секретариаты Председателя Правительства, Заместителя Председателя Правительства и Руководителя Аппарата Правительства. В составе департаментов создаются отделы.
Оспариваемыми нормами должности в аппарате Ивановской областной Думы соотнесены с должностями в Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Вместе с тем, как правильно указал в заявлении прокурор, Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации является самостоятельным юридическим лицом, и структуры и объемы работ различны.
Аппарат Ивановской областной Думы, в соответствии с Регламентом Ивановской областной Думы, создан для обеспечения деятельности Ивановской областной Думы, постоянных комитетов и депутатов.
В соответствии с Положением об Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (утв. распоряжением Председателя ГД ФС РФ от 23.03.1996 N 112/1р-1 с измен.), Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Аппарат) является постоянно действующим органом, осуществляющим правовое, организационное, документационное, аналитическое", информационное, финансовое, материально - техническое, социально - бытовое обеспечение деятельности депутатов Государственной Думы, депутатских объединений в Государственной Думе, Совета Государственной Думы, комитетов и комиссий Государственной Думы, председателя Государственной Думы, его первого заместителя и заместителей, работников Аппарата.
Аппарат состоит из следующих структурных подразделений: Секретариат
Председателя Государственной Думы;
Секретариат первого заместителя Председателя Государственной Думы; секретариаты заместителей Председателя Государственной Думы; Секретариат Руководителя Аппарата Государственной Думы; аппараты депутатских объединений в Государственной Думе (отделы); аппараты комитетов и комиссий Государственной Думы (отделы);
Аналитическое управление;
Организационное управление;
Парламентская библиотека (управление);
Правовое управление;
Пресс - служба (управление);
Управление делами;
Управление документационного обеспечения;
Управление информационно - технологического обеспечения;
Управление кадров и государственной службы;
Управление межпарламентских связей;
Отдел по защите государственной тайны; Приемная Государственной Думы (отдел).
Полномочия, в том числе и властные, которыми наделены государственные гражданские служащие Ивановской области, реализуются ими только на территории области, а федеральных - на всей территории Российской Федерации.
Ивановская область получает финансовую помощь из федерального бюджета.
Как указал Конституционный Суд, субъекты Российской Федерации, получающие дотации из федерального фонда финансовой поддержки, применяя абзац второй пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, не лишены возможности самостоятельно определить соотношение должностей федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъекта, но оно должно быть надлежащим, и субъекты РФ должны руководствоваться вытекающими из названных федеральных Законов нормативными критериями структуризации должностей государственной гражданской службы и положенными в их основу объективными требованиями, в частности, квалификации, профессионального уровня, продолжительности государственной гражданской службы, а также объемом и содержанием связанных с осуществлением конкретной должностной функции задач.
Исходя из изложенного, категории государственных служащих, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы в Администрации Президента Российской Федерации, Аппарате Палат Федерального Собрания, Аппарате Правительства и Управления делами Президента Российской Федерации, не могут быть признаны соответствующими категориям государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, поскольку имеются существенные различия в организационной структуре, компетенции, объеме работ федеральных органов законодательной и исполнительной власти и органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению, поскольку Закон Ивановской области N 122-ОЗ от 4 декабря 2006 года в оспариваемой части противоречит федеральному законодательству, действующей системе правового регулирования государственной гражданской службы в РФ, в том числе Федеральному закону "О системе государственной службы Российской Федерации", Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Доводы представителя губернатора Ивановской области о том, что прокурор был обязан указать в заявление о том, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются, не могут быть признаны состоятельными. Эти доводы противоречат ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, которая наделяет прокурора в пределах своей компетенции правом на обращение в суд с заявлением о проверке нормативного правового акта в порядке нормоконтроля в целях осуществления надзора, а не в защиты прав каких- либо лиц.
решил:
Признать ст. 1 и Приложение к Закону Ивановской области от 04.12.2006 N 122-ОЗ "О соотношении должностей государственной гражданской службы Ивановской области и должностей федеральной государственной гражданской службы", в части, соотносящей должности государственной гражданской службы Ивановской области с должностями федеральной государственной гражданской службы в центральных аппаратах федеральных органов государственной власти, противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ через Ивановский областной суд в течение 10 дней
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ивановского областного суда от 28 августа 2007 г. N 3-98/2007
Текст решения предоставлен Ивановским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2007 г. N 7-Г07-17 настоящее решение оставлено без изменения