Решение Ивановского областного суда
от 30 мая 2007 г. N 3-71/2007
Ивановский областной суд в составе председательствующего К.
при секретаре Ф. с участием прокурора Р. рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Иваново 30 мая 2007 рода дело по заявлению директора ООО "Спортивно-охотничий и рыболовный клуб "Барсук" К.
о признании пункта 1 постановления Главы администрации Ивановской области от 29.09.1998 N 706 "О государственных охотничьих заказниках Ивановской области" в части признания Мирславского государственного охотничьего заказника особо охраняемой природной территорией регионального значения недействующим.
установил:
Постановлением Главы администрации Ивановской области от 29 сентября 1998 года N 706 "О государственных охотничьих заказниках Ивановской области" Клязьминский, Мирславский, Затеихинский, Сезуховский государственные охотничьи заказники признаны особо охраняемыми природными территориями регионального значения.
Считая пункт 1 данного постановления в части признания Мирславского государственного охотничьего заказника особо охраняемой природной территорией регионального значения противоречащим федеральному законодательству, директор ООО "Спортивно-охотничий и рыболовный клуб "Барсук" сокращенное наименование ООО СОРК "Барсук" обратился в суд с заявлением о признании недействующим данного пункта постановления в части, касающейся Мирславского государственного охотничьего заповедника.
Заявление мотивировано следующим.
Согласно преамбулы ФЗ N 33-ФЗ от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - что участки земли. водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особо природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Решения об утверждении границ заказника "Мирславский" о полном или частичном изъятии из хозяйственного ведения земельного участка не принималось. Режим особой охраны не устанавливался, не существует и учредительных документов заказника.
Кроме того, оспариваемая часть п. 1 постановления противоречит ФЗ "Об экологической экспертизе", поскольку проект данного нормативного правовою акта не прошел экологическую экспертизу.
Признанием "Мирславского" заказника особо охраняемой природной территорией регионального значения нарушает права ООО СОРК " Барсук", созданного с целью ведения охотничьего и рыболовного хозяйства, на пользование объектами "животного мира на данной территории.
В судебном заседании директор ООО СОРК "Барсук" требование поддержал по основаниям, изложенным заявлении, дополнительно пояснив, что в нарушение cт. 23 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" вопрос признания "Мирславского" заказника особо охраняемой природной территорией регионального значения не был согласован с органами местного самоуправления.
Представитель Правительства и Губернатора Ивановской области по доверенности Ч. требование не признала, пояснив следующее.
Решением исполкома Ивановского областного Совета депутатов трудящихся от 23 декабря 1968 года N 719 организован сроком на 10 лет Мирславский заказник и установлены его границы.
Исполнительный комитет Ивановского областного Совета народных депутатов решением от 5 декабря 1983 года утвердил положение о государственных биологических заказниках Ивановской области: Востринском, Мирславской и других, решением от 26 сентября 1986 года организовал сроком на 10 лет на базе Мирславского заказника Иваньковский охотничье-производствснный участок, при этом площадь заказника была увеличена.
По истечении указанного срока данный участок продолжал существовать как заказник.
Поскольку на момент принятия оспариваемого постановления Мирславский заказник уже существовал, для признания его особо охраняемой природной территорией регионального значения не требовалась согласования, которое предусмотрено ст.23 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Не требовалось и проведения экологической экспертизы проекта оспариваемого постановления, поскольку признание государственных охотничьих заказников особо охраняемыми природными территориями регионального значения не направлено на осуществление какой-либо хозяйственной или иной деятельности.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Р., полагавшей заявление подлежащим удовлетворению, суд находит заявление ООО СОРК "Барсук" обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование, особо охраняемые природные территории.
В силу ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые согласно ч. 5 данной нормы не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и ч. 2 настоящей статьи.
Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" определено, что особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Статьей 2 Закона установлены категории и виды особо охраняемых природных территорий, с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений, в том числе государственные природные заказники.
Статьей 23 Закона определен порядок образования государственных природных заказников, в соответствии с которой государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ но голосованию с соответствующими органами местного самоуправления. В силу ст.24 Закона органами исполнительной власти субъектов РФ. принявшими решение о создании нот государственного природного заказники определяются задачи и особенности режима особо охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения.
Данным Законом - ст. 4 предусмотрено и ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, который должен включать в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях. эколого-просветйтельской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
Представитель Губернатора Ивановской области и Правительства Ивановской области не представила суду доказательства не только законности оспариваемого нормативного правового акта, но доказательства существования Мирславского заказника на момент принятия оспариваемого постановления.
Судом установлено, что постановлением Главы администрации Ивановской области от 29 сентября 1998 года N 706 "О государственных охотничьих заказниках Ивановской области" государственные охотничьи заказники, в том числе и Мирславский указанные в приложении N 1 к Правилам охоты на территории Ивановской области, утвержденным решением девятой сессии Ивановского областного Совета народных депутатов двадцаток" созыва от 19.06.1989 г., признаны особо охраняемыми природными территориями регионального значения.
Доводы представителя Губернатора и Правительства Ивановской области о том. что на момент издания оспариваемого постановления Мирславский заказник существовал, границы его были определены, поэтому для признания данного заказника особо охраняемой природной территорией регионального значения не требовалось согласования с органами местного самоуправления, предусмотренного ст.23 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", положения которого применяются только в случае образования вновь особо охраняемых природных территорий, не состоятелен.
В судебном заседании установлено, что решением исполкома Ивановского областного Совета депутатов трудящихся от 23 декабря 1968 года организован сроком на 10 лет Мирславский заказник в границах согласно приложения к данному решению.
Представитель Губернатора признала факт образования решением исполкома Ивановского областного Совета народных депутатов от 26 сентября 1986 года Иваньковского охотничьепроизводственного участка сроком на 10 лет на базе Мирславского заказника, пояснив, что при этом территория участка увеличилась.
Приложение 1 к Правилам охоты на территории Ивановской области, утвержденные решением областного Совета народных депутатов от 19.06.1989. на которое имеется с указание в оспариваемом постановлении, содержит перечень заказников республиканского и областного значения. Мирславский заказник в этом перечне не значится.
Доказательства, подтверждающие существование Мирславского заказника на момент признания его особо охраняемой природной территорией регионального значения, суду не представлено.
Суд считает, что независимо от того признается ли охотничий заказник особо охраняемой территорией регионального значения или такая территория образовывается вновь органы исполнительной власти субъекта РФ обязаны соблюдать положения ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", поскольку данные решения влекут изменение статуса территории.
Суд не может признать правильным довод представителя Губернатора о том, что не требовалось проведение экологической экспертизы проекту оспариваемого постановления.
Изменение статуса территории само но себе не исключает ведение на этой территории хозяйственной или иной деятельности.
Согласно ст. 12 ФЗ "Об экологической экспертизе" одним из объектов государственной экологической экспертизы являются материалы комплексного экологического с обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения. Таким образом, проведение экологической экспертизы при решении вопроса о признании территории особо охраняемой природной территорией регионального значения является обязательным.
Доказательства того, что проекта п. 1 постановления прошел экологическую экспертизу суду не представлено.
Таким образом, п. 1 постановления Главы администрации Ивановской области от 29 сентября 1998 г. N 706 "О государственных охотничьих заказниках Ивановской области" в части признания Мирславского государственного охотничьего заказника особо охраняемой природной территорией регионального значения противоречит ФЗ "Об экологической экспертизе", ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Суд соглашается с доводами заявителя о том, что принятием с нарушением федерального законодательства оспариваемого нормативного правового акта нарушаются права ООО СПОК "Барсук" на пользование объектами животного мира.
С учетом изложенного заявление ООО СОРК "Барсук" А.Н. подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, ст.253 ГПК РФ, суд
решил:
Удовлетворить заявление ООО "Спортивно-охотничий и рыболовный клуб "Барсук".
Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу Постановления Главы администрации Ивановской области от 29 сентября 1998 года N 706 "О государственных охотничьих заказниках Ивановской области" в части признания Мирславского государственного охотничьего заказника особо охраняемой-природной территорией регионального значения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней через Ивановский областной суд в Верховный Суд Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ивановского областного суда от 30 мая 2007 г. N 3-71/2007
Текст решения предоставлен Ивановским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника