Решение Ивановского областного суда
от 1 ноября 2007 г. N 3-113
Ивановский областной суд
в составе председательствующего судьи П.
при секретаре Б., с участием прокурора Г.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Иваново 1 ноября 2007 года дело по заявлению Л.
о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Ивановской области от 26.12.2006 года N 153-ОЗ "О бюджетном процессе в Ивановской области " в части его статей 2, 3, 4, 6,
установил:
9 ноября 2006 г. Ивановской областной Думой принят Закон Ивановской области N 153-ОЗ "О бюджетном процессе в Ивановской области" (далее Закон N 153-ОЗ), подписан Губернатором Ивановской области 26 декабря 2006 года, официально опубликован в "Собрании законодательства Ивановской области" 19.01.2007 года N 2 (322).
Л. обратился в Ивановский областной суд с требованием о признании Закона N 153-ОЗ частично недействующим и противоречащим федеральному законодательству, поскольку принят с отступлением от федерального законодательства, в частности, без учета статьи 26.13 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 года в действующей редакции "Об общих принципах организации деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации".
Статья 26.13 Федерального закона N 184-ФЗ в действующей с 01.01.2005 года редакции устанавливает в пункте 6, что "проект бюджета субъекта Российской Федерации... подлежит официальному опубликованию. По проекту бюджета субъекта Российской Федерации проводятся публичные слушания".
Указанным федеральным нормам противоречит Закон N 153-ОЗ, а именно ст. 2 (в отношении публикации проекта областного бюджета, организации публичных слушаний), ст. 3 (в отношении публикации проекта бюджета Ивановской области), ст. 4 (отсутствие положения о проведении публичных слушаний по проекту областного бюджета), ст. 6 (в части необходимости проведения по проекту отчета об исполнении областного бюджета публичных слушаний).
Кроме того, пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 года N 38-р органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано при разработке и реализации региональных программ социально-экономического развития руководствоваться положениями Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы).
В программе, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации, предусмотрено создание институтов, способствующих повышению темпов экономического развития, в том числе развитие институтов гражданского общества. Приоритетными направлениями развития организаций гражданского общества являются проведение публичных слушаний по бюджетным и другим общественно значимым вопросам.
Установление в оспариваемом заявителем законе не соответствующих федеральному законодательству норм права и игнорирование в нем федеральных норм нарушает его, заявителя, конституционные права на информацию (статья 29 Конституции Российской Федерации), на участие в публичных слушаниях по бюджетным вопросам, с чем он не согласен.
В судебном заседании Л. заявление поддержал, уточнив, что в оспариваемом им Законе 153-ОЗ отсутствуют нормы, которые содержатся в ст.26.13 Федерального закона N 184-ФЗ, поэтому, как он полагает, областной закон противоречит федеральному закону.
Кроме того, Л. пояснил, что органы законодательной и исполнительной власти Ивановской области игнорируют требования Федерального закона в части проведения публичных слушаний по принимаемым бюджетным законам, было проведено только одно публичное слушание по проекту закона о бюджете области на 2006 год; печатные издания, в которых официально публикуются проекты закона о бюджете, об исполнении бюджета, ограничены в количестве и не доступны для граждан.
Представитель Ивановской областной Думы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
В письменном отзыве на заявление от 31.10.2007 года N 4743-1-15 председатель Ивановской областной Думы с заявлением Л. не согласен и просит рассмотреть дело без участия представителя Думы.
Суд в соответствии со ст. 252 ГПК РФ принял решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя Ивановской областной Думы.
Представитель Губернатора Ивановской области С., действующая по доверенности, выданной Губернатором Ивановской области 12.03.2007 года, с заявлением Л. не согласна, полагает, что отсутствие норм федерального закона в областном законе, не является основанием для признания областного закона противоречащим федеральному законодательству и недействующим.
Выслушав объяснения Л., представителя Губернатора Ивановской области С., заключение прокурора Г., полагавшей, что в удовлетворении заявления Л. следует отказать, изучив материалы дела, суд находит заявление Л. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
Л., оспаривая Закон N 153-ОЗ, полагает, что он противоречит Федеральному закону N 184-ФЗ, поскольку не содержит в статьях 2, 3, 4, 6 норм, регулирующих порядок публикации проекта областного бюджета и организации и проведения публичных слушаний по проекту областного бюджета и по проекту отчета об исполнении областного бюджета, которые содержатся в ст. 26.13 Федерального закона N 184-ФЗ.
С такими доводами Л. суд согласиться не может, поскольку эти доводы не являются основанием для признания областного закона противоречащим федеральному закону и недействующим.
Закон N 153-ОЗ действительно не регламентирует деятельность органов государственной власти - исполнительной и законодательной и иных участников "Забюджетного процесса в части установления порядка публикации проекта областного бюджета и проведения публичных слушаний по проекту бюджета и проекту годового отчета об исполнении бюджета области. Однако в связи с отсутствием в законе области правовых норм у суда нет оснований для вывода, что закон противоречит федеральному закону.
На территории Российской Федерации прямо и непосредственно действует Федеральный закон N 184-ФЗ, нормы которого, в частности нормы ст. 26. 13, на которые ссылается Л., предусматривают обязанность официального опубликования проекта бюджета субъекта Российской Федерации, проведения публичных слушаний по проекту бюджета субъекта Российской Федерации и проекту годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации. Эти нормы прямо и непосредственно могут применяться на территории субъекта Российской Федерации, если не принят по этому вопросу закон субъекта.
В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
По смыслу конституционной нормы органы указанных ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. На этом основании суд не может обязать орган законодательной или исполнительной власти принять или дополнить нормативный акт.
При таких обстоятельствах суд отказывает Л. в удовлетворении его заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 197 - 199, 251- 253 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать Л. в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Ивановской области от 26.12.2006 года N 153-ОЗ "О бюджетном процессе в Ивановской области" в части его статей 2, 3, 4, 6.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней через Ивановский областной суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ивановского областного суда от 1 ноября 2007 г. N 3-113
Текст Решения предоставлен Ивановским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника