Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Ивановской областной Думы
от 28 июня 2007 г. N 269
Рекомендации
депутатских слушаний в Ивановской областной Думе
на тему "О состоянии дорожного хозяйства в Ивановской области
и мерах по его дальнейшему развитию до 2010 года"
Организатор - комитет Ивановской областной Думы по промышленности, энергетике, строительству, транспорту и связи.
При участии: комитета Ивановской области по дорожному хозяйству;
управления государственной инспекции безопасности дорожного движения управления внутренних дел по Ивановской области;
управления гражданской защиты Главного управления МЧС России по Ивановской области;
Департамента строительства и архитектуры Ивановской области;
службы государственного строительного надзора Ивановской области;
депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Н. Сироткина;
члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Ю.В. Смирнова;
Ивановского государственного архитектурно-строительного университета;
муниципальных образований Ивановской области.
Заслушав и обсудив доклад председателя комитета Ивановской области по дорожному хозяйству Е.А. Шестопалова и выступления депутатов Ивановской областной Думы, представителей органов местного самоуправления, представителей иных приглашенных организаций, участники депутатских слушаний отмечают следующее.
В условиях социально-экономических преобразований состояние и развитие дорожного комплекса имеют для Ивановской области, равно как и для Российской Федерации в целом, исключительно важное значение. Автомобильные дороги наряду с инфраструктурой других отраслей хозяйственного комплекса обеспечивают базовые условия для социально-экономического развития Ивановской области. Значение автомобильного транспорта в жизнедеятельности региона постоянно возрастает. Рост автомобильного парка как в стране в целом, так и в области в частности сопровождается негативными последствиями, связанными с ущербом от дорожно-транспортных происшествий, перегрузкой дорог, загрязнением окружающей среды и другими проблемами.
Дорожное хозяйство Ивановской области - неотъемлемая часть единой транспортной системы Российской Федерации, обеспечивающая конституционное право граждан Российской Федерации на свободу передвижения и являющаяся одной из важнейших отраслей экономики.
В течение XX века роль автомобильных дорог сводилась преимущественно к обеспечению местных связей. В настоящее время дороги обеспечивают в большей степени транзитное движение автотранспорта. В этом аспекте наличие развитой и благоустроенной сети дорог рассматривается как необходимое и обязательное условие социально-экономического развития области, поскольку производственные и трудовые структуры непосредственно зависят от размеров, состояния и надежности автодорожной сети.
В современных условиях автомобильный транспорт занимает доминирующее положение в межрегиональных перевозках грузов, в городских и пригородных перевозках.
В экономике области автомобильный транспорт играет очень важную роль, обеспечивая 75% от общего объема грузоперевозок и 73% пассажироперевозок, выполняемых всеми видами транспорта.
Численность парка автотранспортных средств, связанная с развитием производства и повышением денежных доходов населения, увеличилась за период 1995-2005 гг. на 78%. При этом увеличение протяженности сети автомобильных дорог общего пользования составило лишь 15,7% (в Ивановской области - около 6%), которое в значительной степени обусловлено передачей ведомственных дорог в сеть дорог общего пользования.
В настоящее время сеть автомобильных дорог Ивановской области составляет 10652 км, в том числе:
99 км (1% от протяженности) - федеральные дороги,
3553 км (33%от протяженности) - областные дороги,
6629 км (63% от протяженности) - дороги муниципальных образований
(городских округов, городских и
сельских поселений),
371 км (3% от протяженности) - прочие автодороги (технологические,
дороги в/ч).
В состав сети входит 484 моста общей протяженностью 20,5 тыс. пог. м, 3913 шт. водопропускных труб (55,8 тыс. пог. м), более 18 тыс. шт. дорожных знаков и указателей, 112 км барьерных ограждений, а также большое количество элементов обстановки пути и благоустройства.
В Ивановской области плотность областных автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на 1000 кв. км составляет 165,3 км, на 1000 чел. населения - 3,3 км.
Из 99 км федеральных дорог асфальтобетонное покрытие имеется на всем протяжении (100%), из 3553 км областных дорог асфальтобетонным покрытием обеспечено лишь 2478 км (70%), из 6629 км дорог муниципальных образований лишь 1520 км с асфальтобетонным покрытием (23%).
Остаточная стоимость основных средств областных автомобильных дорог Ивановской области составляет 25 млрд. рублей. Износ областных дорог составил 68%, что говорит об их приближении к критическому состоянию.
Основу дорожной сети общего пользования Ивановской области составляют региональные и межмуниципальные автомобильные дороги общего пользования. Качество муниципальных дорог значительно ниже качества дорог, находящихся в областной собственности, что в совокупности с высокой загрузкой и сложностью регулирования транспортных потоков приводит к существенному снижению скоростей движения в пределах населенных пунктов.
На сегодняшний день основными проблемами дорожного комплекса региона являются:
- низкий технический уровень развития (только 70% существующих автодорог имеют асфальтобетонное покрытие);
- недоремонт дорог, достигший вследствие нарушения межремонтных сроков 70%.
Фактор недоремонта в сочетании с растущими осевыми нагрузками транспортных средств и ежегодным приростом автотранспортного парка может привести к необратимым последствиям - потере несущей способности дорог и их предельным разрушениям.
Одной из основных причин неудовлетворительного состояния сети автомобильных дорог является ускоренное старение и деградация дорожных конструкций в условиях существенного несоответствия темпов дорожных работ по модернизации дорог и роста транспортных нагрузок на дорожную сеть. Наибольшая часть автомобильных дорог и искусственных сооружений области построены в период 60-70-х годов прошлого столетия. В соответствии с действовавшими в то время строительными нормами (расчет на пропуск выпускавшихся отечественной промышленностью автомобилей с нагрузкой на ось 6-10 тонн) дорожные одежды автомобильных дорог устраивались с широким применением низкопрочных местных материалов, земляное полотно дорог зачастую возводилось из слабых гумуссированных грунтов придорожной полосы.
Исходя из этих факторов и принимая во внимание 30-летнюю продолжительность жизненного цикла дорог, следует сделать вывод о том, что прочностные характеристики автомобильных дорог не соответствуют современным требованиям, что приводит к их ускоренному износу при пропуске эксплуатируемых в настоящее время транспортных средств.
Дорожные конструкции основных территориальных дорог должны быть рассчитаны на нагрузку 11,5-13 тонн - с учетом существенного увеличения в составе транспортных потоков доли тяжелых автомобилей и автопоездов. При этом применение строительных материалов, не соответствующих по своим прочностным характеристикам современным нагрузкам, недопустимо.
Конфигурация автодорожной сети в области также во многом несовершенна и имеет ярко выраженную радиальную структуру с разомкнутыми связями. Недостаточна возможность выбора альтернативного маршрута проезда, а во многих районах такой возможности практически нет. Это приводит к излишним пробегам автотранспорта. Себестоимость перевозок в России в 1,5 раза, а расход горючего на 30% превышает аналогичные показатели развитых зарубежных стран.
Нарастание отставания в развитии автомобильных дорог приводит к существенным экономическим потерям, которые в сумме превышают 1,3 трлн. рублей, что составляет 6% внутреннего валового продукта Российской Федерации.
Из-за несоответствия уровня развития дорожной сети спросу на автомобильные перевозки экономика и население области несут значительные потери. При этом следует учитывать, что владельцы автомобилей и члены их семей составляют существенную и наиболее активную часть населения, которая по состоянию сети автомобильных дорог зачастую судит об эффективности деятельности государственной власти всех уровней.
Мировой опыт свидетельствует, что инвестиции в дорожную сеть создают новые возможности для развития экономики, способствуют мобильности, социальной и деловой активности в обществе и в конечном итоге возвращаются в бюджеты всех уровней в виде налоговых поступлений, значительно превышающих объемы затраченных средств.
К сожалению, существующий уровень государственного регулирования и финансирования дорожной отрасли не обеспечивает реализацию целей и задач объединения экономических центров государства, обеспечения хозяйствующим субъектам нашего региона полноценной деятельности.
Низкое качество дорог общего пользования, большая изношенность накладывают серьезные ограничения на развитие экономики региона.
Неразвитость дорожной сети ведет к сокращению числа сельских населенных пунктов области и выводу из оборота большого количества земель сельскохозяйственного назначения.
В создавшейся ситуации необходимо принимать неотложные меры по качественному изменению состояния дорожной сети, росту ее протяженности в целях обеспечения развития дорожного хозяйства в соответствии с потребностями экономики области и населения.
Учитывая особую важность транспортно-эксплуатационного состояния и развития дорожного хозяйства для социально-экономического развития Ивановской области, участники депутатских слушаний рекомендуют:
Ивановской областной Думе:
1. Принять Закон "О внесении изменений в Закон "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности на территории Ивановской области".
2. Разработать в установленном порядке и принять Закон "О внесении изменений в Закон Ивановской области "О транспортном налоге" в части увеличения налоговой ставки транспортного налога на автобусы, грузовые и легковые автомобили.
3. По итогам рассмотрения исполнения областного бюджета за первое полугодие 2007 года, а также при рассмотрении и принятии Закона Ивановской области об областном бюджете на очередной финансовый год предусмотреть увеличение расходов по статье "Дорожное хозяйство".
4. Обратиться к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой увеличить объем финансирования за счет средств федерального бюджета на развитие дорожного хозяйства в Ивановской области в 2008 и последующих годах.
5. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в части изменения критериев определения налоговой базы при исчислении транспортного налога в отношении отдельных транспортных средств, имеющих двигатели, с предложением определять налоговую базу в зависимости от веса транспортного средства в отличие от существующего критерия определения налоговой базы в зависимости от мощности двигателя транспортного средства, измеряемой в лошадиных силах.
6. Обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой о расширении форм поддержки Ивановской области, предусматривающем выделение из федерального бюджета не только субсидий, но и субвенций в целях их направления как на строительство и реконструкцию, так и на ремонт автомобильных дорог общего пользования.
7. Обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой о законодательном совершенствовании системы закупок: закреплении критериев выбора победителя конкурса и признания конкурса несостоявшимся, закреплении условия предквалификации, установлении требований к выполнению подрядчиком своих обязательств, закреплении минимального гарантийного срока, уточнении перечня оснований для отступления от конкурсного порядка государственных закупок.
8. Обратиться к Правительству Российской Федерации с просьбой о разработке комплекса мер государственного контроля за качеством производства дорожно-строительных материалов, особенно за качеством производства дорожных битумов и щебня.
Правительству Ивановской области:
1. Рассмотреть вопрос об увеличении финансирования дорожных работ на 2007 год и последующие годы.
2. Передать функции по координации деятельности органов местного самоуправления в области дорожного хозяйства Департаменту дорожного хозяйства Ивановской области.
3. Обеспечить в полном объеме финансирование областных целевых программ "Повышение безопасности дорожного движения в Ивановской области в 2006-2009 годах" и "Социальное развитие села Ивановской области до 2010 года".
4. Рассмотреть вопрос о передаче дорожных организаций, находящихся в федеральной собственности, в областную собственность или о выкупе этих организаций по остаточной стоимости.
5. Ввести в практику систему перспективного планирования по ремонту, содержанию, строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования области.
6. Рассмотреть вопрос о замене устаревшей дорожной техники.
7. Рассмотреть вопрос льготного кредитования в сфере дорожного хозяйства Ивановской области.
8. Рассмотреть вопрос подготовки кадров рабочих профессий в дорожной отрасли, используя материальную базу учебных заведений Ивановской области.
9. С целью привлечения средств федерального бюджета рассмотреть вопрос передачи части региональных дорог в федеральную собственность.
10. Обратиться в Правительство Российской Федерации и Министерство сельского хозяйства Российской Федерации с просьбой о решении вопроса выделения средств в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" на развитие и ремонт дорог сельской местности.
Департаменту дорожного хозяйства Ивановской области (Е.А. Шестопалов):
1. Активнее применять при производстве дорожных работ новые технологии и материалы, способствующие повышению их качества и снижению стоимости работ.
2. Разработать программу по проведению реконструкции, капитального ремонта и планово-предупредительного ремонта мостовых сооружений, а также разработать перспективную программу планирования по ремонту, содержанию, строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования с указанием конкретных дорог.
3. Продолжить работу по приемке муниципальных дорог в областную собственность.
4. Совместно с Правительством Ивановской области рассмотреть вопрос о ценовой политике при разработке проектно-сметной документации, обратив особое внимание на динамику фактических цен на основные дорожно-строительные материалы.
5. Рассмотреть вопрос об укреплении лабораторной службы Департамента с целью усиления контроля качества применяемых дорожно-строительных материалов, в первую очередь, битума, щебня, песка и минерального порошка.
6. Совместно с руководством Ивановского государственного архитектурно-строительного университета разработать систему по повышению квалификации работников дорожной отрасли Ивановской области, а также рассмотреть вопрос подготовки кадров квалифицированных рабочих профессий.
7. Совместно с органами государственной инспекции безопасности дорожного движения при производстве проектно-сметной документации предусмотреть увеличение средств на элементы безопасности дорог.
Управлению государственной инспекции безопасности дорожного движения управления внутренних дел по Ивановской области (А.А. Брусочкин) и управлению государственного автодорожного надзора по Ивановской области (Е.В. Смородин) усилить контроль за перевозкой крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
<< Назад |
Главам >> муниципальных образований |
|
Содержание Постановление Ивановской областной Думы от 28 июня 2007 г. N 269 "О рекомендациях депутатских слушаний в Ивановской областной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.