Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Губернатора Ивановской области
от 17 апреля 2008 г. N 149-р
План (Программа)
мероприятий по реализации административной реформы
в Ивановской области в 2008-2010 годах
1. Характеристика проблемы и необходимость ее решения
программными методами
Реформирование системы государственного управления в России является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны. В 2003-2005 годах Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации были приняты важные решения по реализации административной реформы в Российской Федерации.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на 2003 год основным препятствием на пути экономических реформ названа недостаточная эффективность государственного аппарата, несоответствие количества его полномочий качеству власти. Указом Президента Российской Федерации от 23.07.2003 N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах" определены приоритетные направления административной реформы:
ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
исключение дублирования функций и полномочий органов исполнительной власти;
развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;
организационное разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;
завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
В настоящее время в Российской Федерации начата реализация следующего этапа административной реформы. Цели, задачи и направления, которые должны быть решены в ходе реализации этого этапа, определены в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах и плане мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 N 1789-р.
В Ивановской области к 2008 году были созданы предпосылки для дальнейшей комплексной модернизации системы государственного и муниципального управления.
В целях создания системы управления мероприятиями административной реформы и для придания планомерного, организованного характера этой работе образована комиссия по проведению административной реформы в Ивановской области. Мероприятия по административной реформе предусматривают проектную апробацию внедрения новых принципов и механизмов в деятельность исполнительных органов государственной власти Ивановской области.
Определены должностные лица и уполномоченный исполнительный орган государственной власти Ивановской области, ответственные за реализацию мероприятий административной реформы.
Формируется система управления, ориентированного на результат. Ведется разработка долгосрочных и среднесрочных планов и программ социально-экономического развития области, рассматриваются и утверждаются доклады о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей кредитов и получателей средств областного бюджета, утвержден комплекс мер по повышению результативности бюджетных расходов.
Осуществлена работа по уточнению полномочий области как субъекта Российской Федерации и приведению Устава (Основного Закона) Ивановской области в соответствие с федеральным законодательством. Проведен анализ функций исполнительных органов государственной власти Ивановской области, внесены и утверждены изменения в положения о них, начата разработка методологии формирования реестра государственных функций и перечня государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Ивановской области. Приняты нормативные правовые акты по изменению структуры исполнительных органов государственной власти Ивановской области. При ее определении акцент был сделан на исполнение конкретных функций, предписанных нормативными правовыми актами субъекту Российской Федерации, и постепенный переход от отраслевой системы управления к формированию функциональной модели управления.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" ведется реформирование системы закупок для государственных нужд. Постановлением Правительства Ивановской области от 15.02.2006 N 10-п создан уполномоченный исполнительный орган государственной власти Ивановской области - Департамент конкурсов и аукционов Ивановской области, который централизованно исполняет функции по размещению государственных заказов для обеспечения государственных нужд Ивановской области.
Проводится реформирование местного самоуправления в области. Ивановская область приступила к выполнению в полном объеме Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В целях повышения эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ивановской области, органов местного самоуправления с обществом, открытости их деятельности, укрепления социального согласия в регионе создаются условия для развития институтов гражданского общества, организации работы с обращениями граждан, средствами массовой информации. Ведется работа по активизации постоянных общественно-политических и социально-культурных межрегиональных связей с целью формирования имиджа региона в стране и за рубежом, повышения его инвестиционной, социально-культурной и миграционной привлекательности.
Взаимодействие исполнительных органов государственной власти Ивановской области с общественными структурами осуществляется через такие формы, как поддержка, взаимодействие, право на получение информации, учет мнений и предложений, привлечение к участию при подготовке решений.
Одним из важнейших факторов, влияющих на открытость исполнительных органов государственной власти Ивановской области, стало широкое распространение и применение информационно-коммуникационных технологий.
Вместе с тем имеют место определенные проблемы на пути реализации мероприятий по повышению эффективности государственного управления.
Медленно идет процесс разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Ивановской области и органами местного самоуправления, выявления и устранения излишних и дублирующих функций. С учетом перераспределения полномочий и уточнения перечня государственных функций и государственных услуг требует продолжения работа по оптимизации сети подведомственных исполнительным органам государственной власти Ивановской области областных государственных унитарных предприятий и областных государственных учреждений.
В полной мере не внедрена система мер по противодействию коррупции. Необходимо продолжить реформирование системы закупок для государственных нужд.
Недостаточно организованы и часто не эффективны административно-управленческие процессы в исполнительных органах государственной власти Ивановской области. Не разработаны административные регламенты исполнения всех государственных функций и предоставления всех государственных услуг исполнительными органами государственной власти Ивановской области.
Требует своего совершенствования система мер, направленная на дальнейшее сокращение административных ограничений в предпринимательстве, повышение эффективности государственного контроля и надзора, упорядочение лицензирования, аккредитации, государственной регистрации.
Уровень использования современных информационных технологий пока остается в области недостаточным для кардинального повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Ивановской области и органов местного самоуправления.
Должны получить развитие меры, направленные на совершенствование взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ивановской области, органов местного самоуправления с гражданским обществом.
Все обозначенные проблемы государственного управления взаимосвязаны и не могут быть решены в отдельности. Они требуют программного подхода в управлении, межведомственной координации и согласованного по времени и объемам привлечения средств. Настоящий план (программа) (далее - Программа) составлен в соответствии с принципами, целями и задачами, определенными в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, и направлен на комплексное и планомерное повышение эффективности мер по проведению административной реформы в области.
В мероприятиях Программы предусматривается решение конкретных вопросов проведения административной реформы, включая нормативно-правовое, методическое, организационное, информационное обеспечение. Ее реализация позволит создать необходимые условия для достижения стратегической цели административной реформы - повышения качества государственного управления.
2. Основные цели и задачи Программы
Основной целью административной реформы в Ивановской области является кардинальное повышение качества государственного управления.
Целями административной реформы в Ивановской области на 2008 - 2010 годы являются:
повышение качества и доступности государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Ивановской области;
ограничение вмешательства исполнительных органов государственной власти Ивановской области в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Ивановской области и органов местного самоуправления.
Признавая безусловную необходимость достижения целей, предусмотренных Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, настоящей Программой предусмотрены региональные приоритеты направлений проведения административной реформы в Ивановской области, которые позволяют учитывать состояние экономики в области и приоритеты социальной политики органов государственной власти области.
Приоритетами реализации административной реформы в Ивановской области являются:
- в 2008 году:
массовая разработка и внедрение административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, прежде всего в сферах социальной поддержки, предпринимательства;
внедрение механизмов противодействия коррупции в деятельность исполнительных органов государственной власти Ивановской области;
реализация проекта по повышению качества государственных услуг на базе вновь создаваемых многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Ивановской области;
разработка программы повышения качества государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг до 2010 года в Ивановской области;
разработка нормативно-методической документации для перевода предоставления государственных и муниципальных услуг в электронную форму, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
- в 2009 году:
разработка административных регламентов государственных услуг отдельных государственных функций;
внедрение инструментов управления по результатам;
- в 2010 году:
перевод процесса предоставления государственных услуг в Ивановской области в электронную форму;
переход к межведомственному информационному взаимодействию исполнительных органов государственной власти Ивановской области с использованием общероссийского государственного информационного центра.
Для достижения целей в рамках Программы предполагается решение следующих задач:
оптимизация функций исполнительных органов государственной власти Ивановской области, завершение процесса приведения структур и функций исполнительных органов государственной власти Ивановской области в соответствие с ключевыми стратегическими задачами и приоритетами;
разработка и внедрение стандартов массовых общественно значимых государственных услуг;
разработка и внедрение в исполнительных органах государственной власти Ивановской области принципов и процедур управления по результатам;
разработка и внедрение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности исполнительных органов государственной власти Ивановской области;
повышение эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ивановской области, органов местного самоуправления и гражданского общества, прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти Ивановской области и органов местного самоуправления;
модернизация системы информационного обеспечения исполнительных органов государственной власти Ивановской области и органов местного самоуправления;
повышения качества государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
формирование организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы.
3. Срок реализации Программы
Программа реализуется в 2008 - 2010 годах:
2008 год - формирование соответствующей организационной, правовой и методической базы, осуществление проектов, корректировка нормативных правовых актов, внедрение их в деятельность отдельных исполнительных органов государственной власти Ивановской области и подведомственных им учреждений и предприятий;
2009 год - работы по переводу предоставления государственных услуг в электронную форму, развитие форм взаимодействия органов власти в процессе предоставления государственных услуг, переход к межведомственному информационному взаимодействию исполнительных органов государственной власти Ивановской области с использованием общероссийского информационного центра;
2010 год - осуществление предполагаемых мер в полном объеме.
4. Основные направления Программы
Программа реализуется по следующим направлениям:
оптимизация функций исполнительных органов государственной власти Ивановской области;
стандартизация и регламентация;
управление по результатам;
противодействие коррупции и снижение уровня коррупциогенности;
повышение эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ивановской области, органов местного самоуправления и общества;
модернизация системы информационного обеспечения исполнительных органов государственной власти Ивановской области и органов местного самоуправления;
повышение качества государственных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
обеспечение проведения административной реформы в области.
Программа предусматривает реализацию проектов по апробации внедрения новых принципов и механизмов в деятельность исполнительных органов государственной власти Ивановской области.
Планируется реализация следующих проектов:
регламентация и стандартизация исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в сфере социального обслуживания населения и предпринимательства;
разработка и внедрение механизма управления по результатам в деятельность исполнительных органов государственной власти Ивановской области;
информационное обеспечение открытости в деятельности исполнительных органов государственной власти Ивановской области, создание условий для развития институтов гражданского общества;
повышение качества государственных услуг на базе вновь создаваемых многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
разработка программы повышения качества государственных услуг на базе многофункционального центра до 2010 года;
внедрение единой системы информационно-справочной поддержки населения и организаций по вопросам получения государственных услуг с возможностью дистанционного предоставления отдельных услуг.
5. Механизм реализации и управления Программой
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Правительство Ивановской области. Кроме того, координацию и контроль также будет осуществлять комиссия по проведению административной реформы в Ивановской области (далее - Комиссия), созданные в ее составе рабочие группы, должностные лица, ответственные за достижение конечных результатов Программы.
Ежеквартально участники Программы представляют на заседании Комиссии обобщенный доклад о ходе ее выполнения.
Оперативный контроль (мониторинг) выполнения мероприятий Программы осуществляет Правительство Ивановской области (уполномоченный исполнительный орган государственной власти Ивановской области (далее - Уполномоченный орган). Уполномоченный орган может привлекать при необходимости консультантов-экспертов. Отбор исполнителей, выполняющих отдельные работы и услуги в рамках Программы за счет областного бюджета, осуществляется на конкурсной основе в соответствии с законодательством о размещении заказов на закупку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, на основе государственных контрактов.
Ход и результаты реализации Программы планируется освещать в средствах массовой информации Комиссией.
6. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит:
внедрить в исполнительных органах государственной власти Ивановской области систему управления по результатам;
создать систему надзора и контроля за исполнением государственных функций с организационным обособлением органов надзора и контроля;
обеспечить разработку и внедрение административных регламентов, регулирующих процесс исполнения государственных функций и оказания государственных услуг;
реализовать комплекс антикоррупционных мер;
усовершенствовать систему взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ивановской области, органов местного самоуправления и гражданского общества;
внедрить систему эффективности мониторинга деятельности исполнительных органов государственной власти Ивановской области и органов местного самоуправления;
повысить качество государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров Ивановской области.
Конечные результаты Программы, связанные с сокращением потерь бюджета за счет повышения эффективности закупок для государственных и муниципальных нужд, ростом результативности и эффективности бюджетных расходов, возрастанием налогооблагаемой базы вследствие сокращения административных барьеров и коррупционных издержек бизнеса, позволят обеспечить ее высокую бюджетную эффективность, а также осуществить оптимальную децентрализацию управления.
Реализация Программы будет способствовать достижению следующих социально-экономических результатов:
повышение управляемости социально-экономическим комплексом области в части достижения планируемых целей, задач и показателей результативности;
алгоритмизирование управленческой деятельности в соответствии с выбранными приоритетами и разработанными стандартами государственных услуг;
повышение эффективности бюджетных расходов в части организации исполнения государственных функций, предоставления государственных услуг, использования механизмов нормативного финансирования, проведения закупок для государственных нужд;
улучшение инвестиционного климата за счет повышения информационной открытости деятельности исполнительных органов государственной власти Ивановской области и исполнительных органов местного самоуправления;
обеспечение роста уровня жизни граждан за счет повышения качества и доступности государственных услуг;
создание условий для стабильности областной общественно-политической системы за счет восприятия власти населением как инструмента регулирования экономических, социальных и духовных отношений.
В соответствии с целями Программы интегральными показателями ее результативности могут быть:
доля опрошенных респондентов, удовлетворенных эффективностью административного регулирования деятельности субъектов рынка;
доля расходов областного бюджета, осуществляемых в рамках применения метода нормативно-подушевого финансирования и размещения государственного заказа;
объем и доля охваченных программным методом бюджетных расходов и наличие объективных критериев оценки их результативности;
доля общественно значимых государственных услуг, качество и доступность предоставления которых удовлетворяет потребителей;
средняя величина совокупных затрат юридического лица на преодоление барьеров входа на рынок и осуществление деятельности;
экономия бюджетных средств за счет использования конкурсных процедур государственных и муниципальных закупок;
место Ивановской области в рейтинге субъектов Российской Федерации по эффективности государственного управления;
процент респондентов, выбравших ответы "скорее доверяю государственным институтам" и "доверяю государственным институтам" в социологических опросах;
повышение места Ивановской области в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню открытости государственной власти;
снижение доли издержек бизнеса на преодоление административных барьеров.
Данные показатели являются основой для оценки эффективности мероприятий Программы в достижении поставленных целей и включения в инструментарий комплексных мониторинговых и социологических исследований.
7. Оценка рисков реализации Программы
Наиболее существенными рисками в реализации Программы являются:
риск скрытого сопротивления мероприятиям административной реформы со стороны отдельных государственных гражданских служащих, не готовых работать в новых условиях;
риск, связанный с недостаточным финансированием из областного бюджета.
Программа предусматривает минимизацию рисков, прежде всего, за счет статуса Программы, механизмов организации управления, мониторинга хода административной реформы, распространения лучшей практики реализации мероприятий административной реформы, подготовки и повышения квалификации кадров для административной реформы, взаимодействия со структурами гражданского общества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.