Решение Ивановского областного суда
от 10 сентября 2008 г. N 3-80/2008
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 декабря 2008 г. N 7-Г08-21 настоящее решение отменено
Ивановский областной суд в составе:
председательствующего судьи К.,
при секретаре Ф., с участием прокурора П.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Иваново 10 сентября 2008 года гражданское дело, по заявлению исполняющего обязанности прокурора Ивановской области
о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими подпункта 2.5.1 пункта 2.5, подпункта 2.6.14, первого предложения абзаца 9 подпункта 2.6.5 пункта 2.6, подраздела 2 раздела 9 "Адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области на 2008 год", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 10.06.2008 г. N 144-п
установил:
10.06.2008 г. постановлением Правительства Ивановской области N 144-п в соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" утверждена "Адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Ивановской области на 2008 год" (далее Адресная программа). Данный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Ивановской области от 27.06.2008 г. N 24 (394).
Исполняющий обязанности прокурора Ивановской области, полагая, что отдельные положения Адресной программы, противоречат федеральному законодательству обратился в суд с указанным выше заявлением, которое мотивировано, тем, что разделом 9 Адресной программы устанавливается порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по произведению капитального ремонта многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ.
В соответствии с ч. 8 ст. 20 Закона N 185-ФЗ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать такой порядок. Однако, предмет регулирования раздела 9 Адресной программы шире, чем заявлено в названии. Помимо порядка привлечения подрядных организаций он устанавливает порядок заключения договоров подряда. При этом вводится неизвестный гражданскому законодательству термин "комиссионный отбор". Фактически идет речь о заключении договора на торгах в форме конкурса, так как предполагает выбор комиссией подрядной организации, предложившей лучшие условия. Такой способ заключения договоров предусмотрен ст.ст. 447, 448 ГК РФ.
Подразделом 2 раздела 9 Адресной программы предусмотрен иной порядок организации и проведения конкурса, чем установлен ст. 448 ГК РФ, в том числе он содержит нормы, прямо противоречащие Гражданскому кодексу РФ.
Так, подпунктом 2.5.1 пункта 2.5 подраздела 2 раздела 9 Адресной программы предусмотрен сокращенный срок размещения извещения о проведении торгов - 14 дней, что противоречит ст. 448 ГК РФ, где срок указан 30 дней.
Первым предложением абзаца 9 подпункта 2.6.5 пункта 2.6 подраздела 2 раздела 9 Адресной программы установлено, что комиссионный отбор признается несостоявшимся, если на рассмотрении комиссии поступило менее трех заявок от подрядных организаций, в то время как п. 5 ст. 447 ГК РФ конкурс признается несостоявшимся, если в нем участвовал только один участник.
Подпунктом 2.6.14 пункта 2.6 подраздела 2 раздела 9 Программы предусмотрено обязательство возместить заказчику стоимость услуг по проведению комиссионного отбора, что не основано на законе и не может рассматриваться как исполнение обязательств по договору подряда.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ивановской области П. поддержал заявленные требования, уточнив их, просил суд признал подпункт 2.5.1, пункта 2.5, первое предложение абзаца 9 подпункта 2.6.5, подпункт 2.6.14 пункта 2.6, подраздела 2 раздела 9 "Адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области на 2008 год", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 10.06.2008 г. N 144-п противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения в законную силу.
Представитель Правительства Ивановской области - Ч., с заявлением не согласен, поддержал письменный отзыв и указал на то, что отношения регулируемые постановлением Правительства Ивановской области от 10.06.2008 N 144-п, в том числе оспариваемыми нормами, не являются гражданско - правовыми, а затрагивают публично-правовые отношения, регулируют финансовые и административные вопросы реформирования жилищно-коммунального хозяйства (раздел 3 Программы), следовательно гражданское законодательство к данным отношениям не применяется. Рассматриваемые отношения, регулируют административные и бюджетные отношения
Выслушав пояснение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям."
Раздел 9 Адресной программы устанавливает порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по произведению капитального ремонта многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Из содержания оспариваемых норм следует, что ими урегулированы гражданские правоотношения, а именно отношения, возникающие в процессе заключения заказчиками (это согласно Адресной программы могут быть Товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребкооперативы либо выбранные собственниками помещений управляющие организации) и подрядчиками (подрядными организациями) договоров на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Разделом 9 Адресной программы установлено, что привлечение подрядных организаций для выполнения работ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов осуществляется путем "комиссионного отбора". Фактическое содержание норм раздела 9 Адресной программы свидетельствует о том, что хотя в нем и фигурирует термин "комиссионный отбор", по существу им определен порядок отбора подрядных организаций путем заключения договора на торгах в форме конкурса. Данный вывод подтверждается тем, что, нормы раздела 9 Адресной программы содержат основные принципы и элементы процедуры заключения договора на конкурсной основе.
Так, согласно пунктов: 1.1 (подразд. 1), 2.2 (подразд. 2) раздела 9 Адресной программы организатором отбора выступает заказчик либо привлеченная им на основании договора организация, как предусмотрено и для случаев размещения договоров на торгах в силу п. 2 ст. 447 ГК РФ. Пунктом 2.5 (подразд. 2, разд. 9) Адресной программы предусмотрено размещение сообщения о проведении отбора, аналогичное извещение предусматривает и ст. 448 ГК РФ. Как и п. 4 ст. 447 ГК РФ подпункты 2.6.5, 2.6.10 (пункта 2.6, подразд. 2, разд. 9) Адресной программы предусматривают, что договор заключается с лицом, победившим в отборе (выигравшим торги). Выигравший отбор, согласно п.п. 2.6.6 (п. 2.5 подразд. 2 разд. 9) Адресной программы, признается участник предложивший лучшие условия выполнения работ, что согласно п. 4 ст. 447 ГК РФ является принципом конкурсного отбора победителя. Подпункт 2.6.5 (п. 2.6 подразд. 2 разд. 9) Адресной программы, как и п. 4 ст. 447 ГК РФ предусматривает определения победителя комиссией.
Однако, определив конкурсный порядок заключения договоров с подрядными организациями, Правительство Ивановской области издало оспариваемые нормы в противоречие регулирующими этот порядок нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, подпункт 2.5.1 пункта 2.5 подраздела 2 раздела 9 Адресной программы предусматривает, что сообщение о проведении комиссионного отбора размещается организатором комиссионного отбора не менее чем за 14 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в комиссионном отборе. Данное положение противоречит пункту 2 ст. 448 ГК РФ, в соответствии с которым извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за 30 дней до их проведения, если иное не предусмотрено законом.
Первое предложение абзаца 9 подпункта 2.6.5 п. 2.6 подраздела 2 раздела 9 Адресной программы закрепляющей, что комиссионный отбор признается несостоявшимся, если на рассмотрение комиссии поступило менее трех заявок от подрядчиков либо все заявки отклонены, противоречит пункту 5 ст. 447 ГК РФ, на основании которого конкурс в котором участвовал только один участник признается не состоявшимся.
Подпункт 2.6.14 п.2.6 подраздела 2 раздела 9 Адресной программы предусматривает обязанность подрядчика - победителя возместить заказчику стоимость услуг по проведению комиссионного отбора. Статья 448 ГК РФ предусматривает оплату участниками торгов только суммы задатка. При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору. Оплата победителем торгов расходов на их проведение не основана на законе и не может рассматриваться как исполнение обязательства по договору подряда.
В соответствии со ст. 2 ГК РФ договорные обязательства являются предметом регулирования гражданского законодательства. Порядок заключения договоров урегулирован Главой 28 Кодекса.
В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство находиться в ведении Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 6.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения.
Таким образом, принятием оспариваемых норм Правительством области превышена компетенция, установленная федеральным законодательством.
Установление сокращенных сроков подачи заявки на участие в конкурсе, дополнительных обязательств для участников и победителей конкурса может привести к нарушению прав лиц, желающих заключить договор подряда на проведение капитального ремонта жилых домов.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая изложенное, суд полагает необходимым признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления данного решения в законную силу подпункт 2.5.1 пункта 2.5, подпункт 2.6.14, первое предложил абзаца 9 подпункта 2.6.5 пункта 2.6, подраздела 2 раздела 9 "Адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области на 2008 год", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 10.06.2008 г. N 144-п.
Доводы представителя Правительства Ивановской области, что оспариваемые нормы регулируют не гражданские, а административные и бюджетные правоотношения являются ошибочными, не соответствуют действительности и основаны на неправильном толковании закона.
Правоотношения, регулируемые оспариваемыми пунктами, не согласуются с положениями статьи 1 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой Бюджетным кодексом РФ регулируются правоотношения между субъектами этих правоотношений в процессе составления проектов бюджетов, их утверждения, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней.
Как указывалось выше, рассматриваемым постановлением регулируются правоотношения по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов путем проведения конкурса, то есть в данных правоотношениях участвуют стороны, не находящиеся во властном подчинении друг у друга - это заказчики и подрядчики.
Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные не имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, подлежат регулированию гражданским законодательством.
Ссылка на часть 8 ст. 20 Федерального закона от 21.07.2007 г. 185-ФЗ "О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства" является не состоятельной, так как данная норма, хотя и наделяет субъект правом определения порядка привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, однако должна системно толковаться и применяться в совокупности с положениями федеральных законов, регулирующих общественные отношения, относящиеся к исключительной компетенции Российской Федерации. Кроме того, данная норма не носит обязательного характера.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление исполняющего обязанности прокурора Ивановской области удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу подпункт 2.5.1 пункта 2.5, подпункт 2.6.14, первое предложение абзаца 9 подпункта 2.6.5 пункта 2.6 подраздела 2 раздела 9 "Адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области на 2008 год", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 10.06.2008 г. N 144-п
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ через Ивановский областной суд в течение 10 дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ивановского областного суда от 10 сентября 2008 г. N 3-80/2008
Текст Решения предоставлен Ивановским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 декабря 2008 г. N 7-Г08-21 настоящее решение отменено