Решение Ивановского областного суда
от 4 мая 2007 г. N 3-60/2007
Ивановский областной суд в составе председательствующего К.,
при секретаре Ф. с участием прокурора П.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Иваново 4 мая 2007 года гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Ивановской области
о признании частично недействующим Указа Губернатора Ивановской области,
установил:
Заместитель прокурора Ивановской области обратился в суд с заявлением о признании статей 1 - 6, абзацев 1, 2 ст. 7 Указа Губернатора Ивановской области от 20.12.2006 N 165-УГ "О системе оплаты труда работников рабочих (служащих) областного государственного учреждения "Автохозяйство Правительства Ивановской области" и областного государственного учреждения "Управление административными зданиями" в части распространения положений Указа на правоотношения, возникшие до введения его в действие, противоречащими федеральному законодательству и недействующими.
Требования по заявлению мотивированы следующим.
Губернатором Ивановской области 20.12.2006 года издан Указ N 165-УГ "О системе оплаты труда работников, рабочих (служащих) областного государственного учреждения "Автохозяйство Правительства Ивановской области" и областного государственного учреждения "Управление административными зданиями" (далее Указ). Указ опубликован в Собрании Законодательства Ивановской области от 29.12.2006 N 38 (320) и вступил в силу через 10 дней после его официального опубликования, т.е. 08.01.2007 года.
Статьи 1, 2, 3, 4, 5, 6 Указа устанавливают заработную плату для работников, рабочих (служащих) областного государственного учреждения "Автохозяйство Правительства Ивановской области" и областного государственного учреждения "Управление административными зданиями", состоящую из должностного оклада, (тарифной ставки), ежемесячной надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность и специальный режим работы, премии по результатам работы за месяц, материальной помощи; ежемесячную надбавку за сложность, напряженность и специальный режим работы в размерах, определяемых в процентном отношении к должностным окладам работников; предельный размер премии, материальную помощь в размерах, определяемых в процентном отношении к должностным окладам работников. Вышеуказанная заработная плата и другие выплаты установлены с 01.10.2006 года.
Абзац 1 статьи 7 Указа устанавливает, что при планировании средств фонда заработной платы по должностным окладам (в расчете на год) с 01.10.2006 года принимается месячный фонд заработной платы по средним должностным окладам, исчисленным в соответствии с пунктом 2, и установленным тарифным ставкам (окладам), исчисленным в соответствии с пунктом 5 (включая водителям служебных легковых автомобилей надбавку за классность в размере 25 процентов и доплату за ненормированный рабочий день в размере 50 процентов месячной тарифной ставки (оклада).
Абзац 2 статьи 7 Указа устанавливает, что при планировании средств по фонду оплаты труда на содержание учреждений сверх сумм средств, направляемых для выплаты должностных окладов (тарифных ставок (окладов), предусматриваются с 01.10.2006 года средства на выплату ( в расчете на год) премий по результатам работы, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы, материальной помощи.
Таким образом, Указ распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.10.2006 года, т.е. до вступления его в силу.
Прокурор полагает, что статьи с 1-й по 6-ю включительно и абзацы 1, 2 ст. 7 Указа противоречат действующему федеральному законодательству в части распространения их положений на правоотношения, возникшие до введения в действие Указа, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществление расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 68 - 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации оплата труда работников учреждений, финансируемых за счет средств областной бюджета, является частью расходов бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, акты бюджетного законодательства Российской Федерации не имеют обратной силы и применяются к правоотношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти" акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации.
Таким образом, прокурор полагает, что противоречие оспариваемых норм Указа Губернатора Ивановской области требованиям федерального законодательства заключается в том, что они регулируют бюджетные правоотношения, а их действие распространено на правоотношения, возникшие до введения данного Указа в действие.
В судебном заседании требования заместителя прокурора Ивановской области по заявлению полностью поддержала прокурор П., действующая на основании доверенности (л.д. 13), редакционно уточнив требования по заявлению, просив считать оспариваемые статьи Указа пунктами, а абзацы статей - частями пунктов.
Представители Губернатора Ивановской области по доверенности Т., Е.А. и Р. с заявлением не согласны. Считают, что оспариваемые нормы Указа Губернатора Ивановской области не регулируют бюджетные правоотношения, не противоречат федеральному законодательству, приняты в пределах компетенции и полномочий Губернатора Ивановской области.
Выслушав пояснения прокурора П., поддержавшей заявление, лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявление заместителя прокурора подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Губернатором Ивановской области 20.12.2006 года издан Указ N 165-УГ "О системе оплаты труда работников, рабочих (служащих) областного государственного учреждения "Автохозяйство Правительства Ивановской области" и областного государственного учреждения "Управление административными зданиями". Данный Указ официально опубликован в Собрании Законодательства Ивановской области от 29.12.2006 года за N 38 (320) и вступил в силу через 10 дней после его официального опубликования, что прямо предусмотрено и. 10 этого Указа (л.д.8), т.е. 08 января 2007 года, что лицами, участвующими в деле не оспаривалось, подтверждено материалами дела (л.д.25-31).
Данным Указом Губернатор Ивановской области установил:
в пункте 1 - с 01.10.2006 для работников, рабочих (служащих) областного государственного учреждения "Автохозяйство Правительства Ивановской области" и областного государственного учреждения "Управление административными зданиями" заработную плату, состоящую из должностного оклада, ежемесячной надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность и специальный режим работы, премии по результатам работы за месяц, материальной помощи;
в пункте 2 - что размеры должностных окладов работников учреждений (далее -работники) исчисляются с 01.10.2006 года в соответствии с разрядами тарифной сетки оплаты труда работников ОГУ "Автохозяйство Правительства Ивановской области" и ОГУ "Управление административными зданиями" согласно приложению 1;
в пункте 3 - выплачивать работникам с 01.10.2006 года:
Ежемесячную надбавку за сложность, напряженность и специальный режим работы в следующих размерах: руководителям учреждений - в размере от 300 до 340 процентов должностного оклада, заместителям руководителей - в размере от 180 до 250 процентов должностного оклада, главным инженерам, главному бухгалтеру - в размере от 110 до 150 процентов должностного оклада, остальным работникам - в размере от 60 до 110 процентов должностного оклада.
Премию по результатам работы за месяц.
При этом общий размер премии за месяц не должен превышать 100 процентов месячного фонда заработной платы по должностным окладам работников.
3.3. Материальную помощь и иные дополнительные выплаты стимулирующего характера. Руководителям учреждений выплата материальной помощи производится в размере двух должностных окладов при предоставлении очередного отпуска без дополнительных распорядительных документов;
в пункте 4 - с 01.10.2006 года для рабочих (служащих) учреждений (далее - рабочие (служащие) заработную плату, состоящую из тарифной ставки (оклада), премии по результатам работы за месяц, материальной помощи.
Установил для водителей служебных легковых автомобилей дополнительно к выплатам, указанным в части первой пункта 4 настоящего указа, надбавку за классность и доплату за ненормированный рабочий день;
В пункте 5 - что размеры тарифных ставок (окладов) рабочих (служащих) исчисляются с 01.10.2006 года в соответствии с разрядами тарифной сетки оплаты труда рабочих (служащих) ОГУ "Автохозяйство Правительства Ивановской области" и ОГУ "Управление административными зданиями" согласно приложению 2;
в пункте 6 - выплачивать с 01.10.2006 года рабочим (служащим):
водителям служебных легковых автомобилей надбавку за классность в размере до 25 процентов и доплату за ненормированный рабочий день в размере 50 процентов месячной тарифной ставки (оклада); премию по результатам работы за месяц; материальную помощь и иные дополнительные выплаты стимулирующего характера.
При этом общий размер премии за месяц не должен превышать 100 процентов месячного фонда заработной платы по тарифным ставкам (окладам) рабочих (служащих),
в пункте 7 часть 1 - что при планировании средств фонда заработной платы по должностным окладам (в расчете на год) с 01.10.2006 года принимается месячный фонд заработной платы по средним должностным окладам, исчисленным в соответствии с пунктом 2, и установленным тарифным ставкам (окладам), исчисленным в соответствии с пунктом 5 (включая водителям служебных легковых автомобилей надбавку за классность в размере 25 процентов и доплату за ненормированный рабочий день в размере 50 процентов месячной тарифной ставки (оклада);
в пункте 7 часть 2 - что при планировании средств по фонду оплаты труда на содержание учреждений сверх сумм средств, направляемых для выплаты должностных окладов (тарифных ставок (окладов), предусматриваются с 01.10.2006 года средства на выплату (в расчете на год): премий по результатам работы - в размере 12 должностных окладов (тарифных ставок (окладов); ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы - в размере 20 должностных окладов; материальной помощи - в размере 2 должностных окладов (тарифных ставок (окладов).
Суд соглашается с доводами прокурора о том, что пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6 и части 1 и 2 пункта 7 данного Указа Губернатора Ивановской области в части распространения положений Указа на правоотношения, возникшие до введения его в действие, противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
В силу ст. ст. 1, 2 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Согласно п. 4 ст. 3 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти субъектов РФ принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения в пределах своей компетенции.
Согласно ст. 135 Трудового Кодекса РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются работникам организаций, финансируемых из бюджетов, соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.
В статье 144 Трудового Кодекса РФ установлено, что порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и других) в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, устанавливается органами государственной власти соответствующего субъекта РФ.
В соответствии с п. 1 статьи 22 ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" (в действующей редакции) высшее должностное лицо субъекта РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов издает указы (постановления) и распоряжения.
Поэтому, Губернатор Ивановской области, издавая оспариваемый нормативный акт - Указ, действовал в пределах компетенции, определенной законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 1, ст. ст. 68 - 70 Бюджетного кодекса РФ оплата труда работников, финансируемых за счет средств областного бюджета, является частью расходов областного бюджета.
Оспариваемый Указ Губернатора Ивановской области от 20.12.2006 года N 165-УГ регулирует вопросы оплаты труда работников областных государственных учреждений "Автохозяйство Правительства Ивановской области" и "Управление административными зданиями", финансируемых за счет средств бюджета Ивановской области.
Из анализа оспариваемых норм Указа Губернатора Ивановской области от 20.12.2006 года N 165 УГ видно, что по своему характеру положения о заработной плате работников областных государственных учреждений (пункт 1), ее составных частях - тарифной ставке, надбавке к должностному окладу за сложность, напряженность и специальный режим работы, премии по результатам работы за месяц, материальной помощи (пункты 2, 3, 4, 5, 6, о средствах фонда заработной платы (части 1 и 2 пункта 7) имеют финансовую направленность, регулируют правоотношения о расходах областного бюджета.
Поэтому, суд находит, что оспариваемые нормы Указа Губернатора Ивановской области от 20.12.2006 года N 165-УГ регулируют бюджетные правоотношения. И, в связи с изложенным, не соглашается с доводами представителей Губернатора об обратном, полагая, что они основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих данные правоотношения.
В соответствии со ст. 5 Бюджетного кодекса РФ акты бюджетного законодательства РФ не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Указ Губернатора Ивановской области от 20.12.2006 N 165-УГ "О системе оплаты труда работников, рабочих (служащих) областного государственного учреждения "Автохозяйство Правительства Ивановской области" и областного государственного учреждения "Управление административными зданиями" вступил в силу 8 января 2007 года.
Вместе с тем, оспариваемые прокурором пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6 и части 1 и пункта 7 данного Указа регулируют правоотношения, начиная с 1.10.2006 года, т.е. возникшие задолго до введения его в действие, что прямо противоречит принципу бюджетного законодательства, закрепленному в ст. 5 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающему невозможность придания актам бюджетного законодательства обратной силы.
Кроме того, Указ Губернатора Ивановской области в оспариваемой прокурором части регулирует правоотношения на 4-й квартал 2006 года, а вступил в силу и подлежал исполнению в 2007 году.
Данный Указ был издан 20.12.2006 года, т.е. до принятия Закона Ивановской области "Об областном бюджете на 2007 год" от 29 декабря 2006 года N 158-ОЗ, вступившего в силу со дня его подписания, однако, норм, определяющих источники и порядок его финансирования, не содержит.
Таким образом, суд находит, что пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6 и части 1 и 2 пункта 7 Указа Губернатора Ивановской области от 20 декабря 2006 года N 165-УГ "О системе оплаты труда работников, рабочих (служащих) областного государственного учреждения "Автохозяйство Правительства Ивановской области" и областного государственного учреждения "Управление административными зданиями" в части слов "с 1.10.2006 года" противоречат действующему федеральному законодательству.
Поэтому, оспариваемые нормы Указа Губернатора Ивановской области следует признать недействующими в этой части со дня вступления данного решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление заместителя прокурора Ивановской области удовлетворить.
Признать пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6 и части 1 и 2 пункта 7 Указа Губернатора Ивановской области от 20 декабря 2006 года N 165-УГ "О системе оплаты труда работников, рабочих (служащих) областного государственного учреждения "Автохозяйство Правительства Ивановской области" и областного государственного учреждения "Управление административными зданиями" в части слов "с 1.10.2006 года" недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в срок 10 дней в Верховный Суд РФ через Ивановский областной суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ивановского областного суда от 4 мая 2007 г. N 3-60/2007
Текст Решения предоставлен Ивановским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника