29 сентября 2008 г., 11:00, конференц-зал компании "Гарант-Инфо" (г. Иваново, ул. Лежневская, 138а, 7-й этаж)
Директор ООО "Гарант-Инфо" Большаков Олег Витальевич:
- Добрый день, дамы и господа! Мы рады приветствовать вас в конференц-зале Компании "Гарант - Инфо". Компания ООО "Гарант - Инфо" достаточно давно сотрудничает с органами государственной и местной власти, в частности - с Администрацией города Иваново. Современные технологии позволили нам организовать данную интернет - конференцию, в ходе которой мы планируем дать ответы на вопросы, поступающие от наших пользователей, от Интернет-сообщества. Главное действующее лицо сегодняшнего мероприятия - Первый заместитель Главы города Иваново Григорьев Владимир Николаевич. Позвольте его поблагодарить за то, что он нашел время принять участие и ответить на вопросы наших пользователей. Тема нашей сегодняшней интернет - конференции "Практика и проблемы применения Закона Ивановской области от 17 июня 2008 г. N 59-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городском округе Иваново". В ходе подготовки к интернет - конференции вопросы собирались на сайтах Администрации г. Иваново и Компании "Гарант - Инфо". Все вопросы были переданы Владимиру Николаевичу. А сейчас позвольте передать слово Ивановой Наталья Анатольевне - ведущей сегодняшней интернет - конференции.
Ведущая:
1 вопрос: В последнем абзаце статьи первой Закона речь идет о предусмотренных законодательством полномочий Правительством Ивановской области, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ивановской области. Если очень кратко, какие из них наиболее распространенные полномочия и в чем их нюансы?
Григорьев Владимир Николаевич:
- Позвольте сначала я сделаю небольшую ремарку: конечно, было бы логичнее, если бы мы проводили эту интернет - конференцию совместно с уполномоченными областными структурами, которые так же занимаются применением Закона 59-ОЗ. Поэтому когда я буду отвечать на вопросы, комментировать, наверное, я не смогу осветить некоторые нюансы, которые видят представители региональной власти, потому что просто я их не вижу. Хотя нужно отметить, что мы регулярно встречаемся. Теперь перейдем непосредственно к вопросу - о каких полномочиях идет речь в последнем абзаце статьи N 1? Мы находимся в конференц - зале справочно - правовой системы, и, я по большей части отвечаю на вопросы профессионалов. Формулировка статьи 1 носит универсальный характер. При написании Закона невозможно предусмотреть все полномочия, связанные с распоряжением, которые могут появиться. Поэтому перечень этих полномочий остается открытым и указывается, что "...могут быть иные, предусмотренные законодательством". Например, уже скоро 24 октября вступит в силу 141-ФЗ, который вносит в земельное законодательство достаточно серьезные новшества. В частности это касается процедуры образования земельных участков. Она детально прописывается. В соответствии с ней принятие решений об образовании земельных участков будет относиться к полномочиям Правительства и уполномоченного исполнительного органа государственной власти Ивановской области. Это как раз пример тех полномочий, которые заложены в этом пункте.
Ведущая:
- В ч. 4 ст. 3 Закона указано, что Правительство Ивановской области определяет в соответствии с земельным законодательством порядок принятия решений по предоставлению земельных участков исполнительными органами государственной власти Ивановской области, наделяемыми настоящим Законом полномочиями по распоряжению земельными участками. Имеется такой порядок принятия решений? Если нет, когда он будет разработан и где его можно посмотреть?
Григорьев Владимир Николаевич:
- Порядок есть. Это Постановление Правительства Ивановской области N207-П от 5 августа 2008 г. Оно размещено во всех СПС (справочно-правовых системах).
Ведущая:
- следующий вопрос - По части 2 статьи 4. В какой форме будут проводиться торги? Есть ли отличия от общих правил проведения торгов, установленных гражданским законодательством? Если есть, то, какие?
Григорьев Владимир Николаевич:
- Уточним, что речь идет о торгах по предоставлению земельных участков. Закон предусматривает две формы - конкурс и аукцион. В определенных случаях только аукцион. Регулируется это Земельным Кодексом, статья 38, статья 38 со значком 1 и 38 со значком 2. В принципе, общие правила проведения торгов, установленных гражданским законодательством, соблюдаются и здесь - все процедуры и т.д. Только в этих статьях прописана специфика предоставления именно земельных участков через торги.
Ведущая:
- следующий вопрос, который к нам поступил - будет ли проведена широкая разъяснительная работа в форме ответов на наиболее часто задаваемые вопросы с населением по поводу использования данного закона?
Григорьев Владимир Николаевич:
- Такая работа уже ведется. Например, проходящая сегодня интернет - конференция - это часть разъяснительной работы. Мы отвечаем на обращения индивидуального характера. Они поступают как письменно, так и в ходе личных приемов, которые проводят все ответственные за это сотрудники Администрации. Так же юридическое сообщество само активно комментирует данный закон и практику его применения. Т.е. в профессиональных, в деловых изданиях уже появлялись статьи, посвященные данному вопросу. Я думаю, что разъяснительная работа будет продолжаться.
Ведущая:
Согласно пп. 6 п.1 ст.4 закона Ивановской области от 17 июня 2008 г. N 59-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городском округе Иваново" уполномоченный орган по вопросам распоряжения земельными участками (в соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 30 июля 2008 г. N 204-п это Департамент управления имуществом Ивановской области) осуществляет работу по контролю за поступлением средств от использования земельных участков, распоряжение которыми отнесено к полномочиям Правительства Ивановской области и уполномоченного органа. В связи с этим хотелось бы узнать следующее.
1) Какие земельные участки на территории города Иванова были предоставлены под строительство как с предварительным согласованием мест размещения объектов, так и без предварительного согласования мест размещения объектов за время действия ранее упомянутого закона?
2) Какие средства в результате были получены?
Григорьев Владимир Николаевич:
Администрацией города заключено соглашение с департаментом управления имуществом Ивановской области о порядке взаимодействия и информационного обмена в ходе исполнения Закона Ивановской области от 17 июня 2008 г. N 59-ОЗ. В соответствии с ним мы регулярно до 10 числа каждого месяца мы получаем информацию. Поэтому сейчас я могу озвучить данные, которые мы получили за июль и август. За сентябрь данных пока не поступало. За июль и август областным Департаментом имущества и Правительством Ивановской области участков не предоставлялось. Если бы здесь присутствовали представители Департамента управления имуществом, они бы могли, наверное, еще добавить данные за сентябрь. Что касается Администрации города, мы в своей части работу продолжаем - за это время провели уже пять аукционов на право заключения договоров аренды под индивидуальное жилищное строительство, по ним к оплате должно поступить 4 млн. 700 тыс. рублей. Но я бы хотел добавить, что делать какие-то выводы слишком рано. Сейчас пока еще идет организационный период, остается много шероховатостей, неясностей в применении Закона, требуется еще некоторое время. Кроме того, нужно учесть, что прошел слишком короткий период для каких-то выводов, потому что процедуры предоставления земель под строительство достаточно длительны по времени.
Ведущая:
- Можно дальше? Согласно абз.1 пп.1 п.1 ст.4 закона Ивановской области от 17 июня 2008 г. N 59-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городском округе Иваново" уполномоченный орган по вопросам распоряжения земельными участками (в соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 30 июля 2008 г. N 204-п это Департамент управления имуществом Ивановской области) принимает решения о предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов и без предварительного согласования мест размещения объектов. В связи с зтим хотелось бы узнать следующее.
- Что на практике представляет собой это "предварительное согласование мест размещения объектов"?
- В течение какого времени оно осуществляется и есть ли какие-либо пределы времени его осуществления?
- Какова цена предварительного согласования мест размещения объектов, от каких факторов на практике она зависит?
Григорьев Владимир Николаевич:
- Законом предусмотрено два способа предоставления земельных участков для строительства: предоставление через торги - аукционы, конкурсы, либо предоставления с предварительным согласованием. Когда применяется способ предварительного согласования? В том случае, если отсутствует проект планировки - детальной планировки - какой-либо зоны, тогда возможно предоставление с предварительным согласованием, то есть любой желающий может направить заявление с указанием того, какой объект и где он хочет построить. После этого проводится процедура предварительного выбора. Что она из себя представляет? Определяется соответствие намерений заявителя Градостроительному регламенту территориальной зоны, потому что каждая территориальная зона, которая нанесена на карте, имеет свой регламент и разрешенные виды использования. Проводится техническая комиссия на возможность технического размещения объекта. После этого, если размещение данного объекта возможно, составляется проект границ, или точнее сейчас это называется схема размещения земельного участка, готовится акт выбора. Проект границ утверждается в настоящее время в рамках именно 59-ОЗ Главой города Иваново. Подготовленные документы направляются в Департамент управления имущества. Здесь принимает решение об утверждении акта выбора, после чего заявитель осуществляет кадастровые работы - отмежеванный участок ставится на кадастровый учет. Далее этот участок предоставляется ему в аренду. То есть процедура достаточно длительная - по времени она ничем не регламентируется - все зависит от конкретного участка, конкретных сложностей, с которыми столкнется заявитель. Факторов, влияющих на скорость согласования, очень много. Какова цена предварительного согласования? Со стороны органов государственной власти плата за это не взимается. Если говорить о том какие затраты понесет заявитель - как минимум кадастровые работы он оплатит. Отказ в предварительном согласовании возможен в первую очередь, если намерение заявителя не соответствует Градостроительному Регламенту, во-вторых, если он не имеет технической возможности размещения .
Ведущая:
- Ясно. Вы даже немного опередили ответ на следующий вопрос - возможен ли на практике отказ в предварительном согласовании мест размещения объектов со стороны уполномоченного органа по вопросам распоряжения земельными участками, и каковы его основания?
Григорьев Владимир Николаевич:
- Я в принципе уже ответил.
Ведущая:
Следующий вопрос - В соответствии с абз.2 ст.1 закона Ивановской области от 17 июня 2008 г. N 59-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городском округе Иваново" под распоряжением исполнительными органами государственной власти Ивановской области земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городском округе Иваново (далее - земельные участки), понимается в том числе и принятие решений о переоформлении прав на ранее предоставленные земельные участки. В связи с этим хотелось бы узнать следующее:
- Какова процедура принятия решения о переоформлении прав на ранее предоставленные земельные участки?
- На основании каких документов на практике принимается решение о переоформлении прав на ранее предоставленные земельные участки?
- Существует ли в практике применения упомянутого закона перечень оснований, при которых принимается решение об отказе в переоформлении прав на ранее предоставленные земельные участки, и, если существует, то какой?
- Какова цена принятия решения о переоформлении прав на ранее предоставленные земельные участки и в зависимости от чего она варьируется?
Григорьев Владимир Николаевич:
- Когда речь идет о переоформлении прав, то по сути говорится о смене права. В первую очередь это касается тех землепользователей, которые используют участки на праве постоянного бессрочного пользования. По новому Земельному Кодексу такое право в данный момент коммерческим организациям и гражданам не предоставляется. Законодательством установлен предельный срок, в течение которого мы должны переоформить это право либо на право аренды, либо на право собственности. От этого и зависит, какие документы требуется представить. Перечень документов при оформлении прав на земельные участки установлен Приказом N370 МинЭкономРазвития. Каждый заинтересованный может ознакомиться с ним и увидеть, какие документы необходимы для переоформления. Не вижу смысла дублировать этот Приказ. Оформить аренду или собственность - право выбора в этом случае остается за самим землепользователем. Естественно, если есть законодательно установленное ограничение для приобретения в собственность, тогда он сможет оформить только в аренду участок. Какие расходы понесет землепользователь зависит от конкретной ситуации, от степени оформления отношений ранее. Например, был ли отмежеван земельный участок или придется межевать его только сейчас. У нас еще достаточно большое количество земельных участков хоть и стоят на кадастровом учете, но они стоят по результатам оценки, проведенной в свое время государственными органами и не имеют границ, которые закоординированы в установленном порядке. Если потребуется проведение кадастровых работ - соответственно заявитель будет оплачивать кадастровые работы. Плюс, безусловно, затраты, связанные с регистрацией, они, в принципе, едины для юридических лиц - 7500 (семь тысяч пятьсот) рублей, 500 (пятьсот) рублей для физических лиц в данный момент. Каких-либо других затрат он при этом не понесет.
Ведущая:
- Пункт 2 статьи 6 Закона N 59-ОЗ обязывает Правительство Ивановской области, уполномоченный орган и органы местного самоуправления городского округа Иваново совместно определить порядок взаимодействия по информационному обмену и вопросам формирования и предоставления земельных участков. Какую роль администрация города Иваново играет в процессе формирования и предоставления земельных участков в рамках данного Закона?
Григорьев Владимир Николаевич:
- В принципе я уже касался этого вопроса, когда рассказывал о процедуре предварительного согласования. Объясню кратко. Во-первых, начну с того, что порядок взаимодействия у нас определен - подписано Соглашение между Администрацией города и Департаментом управления имуществом - все процедуры в нем прописаны. Если мы говорим о предоставлении земельных участков, когда полномочия принадлежат областному органу, заявитель должен обратиться в областной орган исполнительной власти - как правило, в Департамент управления имуществом. Единственный случай, когда он должен обратиться непосредственно в Правительство Ивановской области, это если он испрашивает участок для целей строительства и размер этого участка более одного гектара. В иных случаях он всегда должен обращаться непосредственно в Департамент управления имуществом. Хотя никто не запрещает обратиться непосредственно в Администрацию города и в Правительство Ивановской области, но данное заявление рассматриваться по-существу не будет. Заявление направят в тот орган, который должен его рассматривать. После получения заявления Департамент управления имуществом направляет материал в Администрацию города. Здесь мы его проверяем на предмет соответствия Градостроительным Регламентам, проводим техническую комиссию - определяем техническую возможность размещения объекта, готовим Акт выбора. Его подписывают специалисты всех организаций, которые владеют и обслуживают инженерные коммуникации. Готовится схема размещения земельного участка на кадастровом плане. Схема утверждается отдельным Постановлением Главы города. Все эти материалы формируются и направляются в Департамент управления имуществом, который уже принимает решение о создании этого участка. После чего заявитель за свой счет проводит кадастровые работы. Далее он обращается в Департамент управления имуществом. Если речь идет о строительстве, он должен получить санитарно-эпидемиологическое заключение о возможности строительства на данном участке. После этого уже принимается решение предоставления участка в аренду и оформляется непосредственно Договор аренды. Я рассказал о процедуре на примере предоставления участков под строительство.. Есть определенные нюансы, когда участок предоставляется для целей, не связанных со строительством, когда переоформляются права. В каждом случае происходит определенное взаимодействие структур и заинтересованного лица.
Ведущая:
Следующий вопрос - Генеральный план, так или иначе, предусматривает изъятие земельных участков и жилых домов у граждан: как администрация города решает этот вопрос? Не будет ли опять ситуации, подобные забастовке на улице Станционной или московским блокадам жителями своих домов?
Григорьев Владимир Николаевич:
- Изъятие земельных участков и объектов недвижимости, на них расположенных, регламентируется законом: Гражданский и Земельный Кодексы достаточно подробно регламентируют эту процедуру. В вопросе затронута улица Станционная. Не совсем корректное сравнение, потому что по Станционной другая ситуация совершенно - изъятие не проводилось. Что касается непосредственно изъятия, то Закон предусматривает следующий порядок: в случае принятия решения об изъятии - выпускается соответствующее Постановление Главы города Иваново. В этом Постановлении конкретно, на основании имеющейся документации - градостроительной и проектной - определяются границы той территории, на которой будет осуществляться строительство объекта для муниципальных нужд. Определяются все землепользователи и владельцы недвижимости, попадающие в эту границу. После этого каждый индивидуально уведомляется о том, что принято решение об изъятии. Решение регистрируется в Федеральной Регистрационной Службе, после чего должен пройти год. Только по истечении этого года можно непосредственно приступить к действиям по изъятию. В отношении каждого отдельного объекта проводится оценка независимого оценщика. Если землепользователь согласен с проведенной оценкой, то во внесудебном порядке подписывается соответствующее Соглашение. А если не согласен - то в судебном порядке решается вопрос о компенсации. Вкратце процедура такова.
Ведущая:
- Спасибо. Еще вопрос: торговых центров в Иванове более чем предостаточно. Планируется ли строительство в городе новых культурных, спортивных или социальных объектов?
Григорьев Владимир Николаевич:
- Планируется. Строительство социальных и спортивных объектов Генеральным Планом также предусмотрено. Я могу говорить о том, что строит Муниципалитет: у нас начато строительство детского сада на улице Пролетарской, полным ходом идет строительство Физкультурного Оздоровительного Комплекса на улице Генерала Хлебникова, завершается строительство 100-квартирного дома по ул. Собинова. В принципе каждый год либо продолжается финансирование ведущихся строек, либо начинается строительство нового объекта.
Ведущая:
- Следующий вопрос - Статья 57 ЗКРФ предусматривает возмещение убытков собственникам, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, в отношении которых осуществляется ограничение прав на пользование и распоряжение. Как на практике происходит реализация этих положений ЗКРФ применительно к резервированию земельных участков для муниципальных нужд в городском округе Иваново?
Григорьев Владимир Николаевич:
- На практике так вопрос еще не стоял ни разу, видимо потому что пока собственники-землепользователи не могут предъявить никаких претензий по возмещению убытков, связанных именно с резервированием. Потому что никаких дополнительных ограничений - кроме запрета на приватизацию - мы не вводим. Соответственно, трудно предположить - какие убытки может землепользователь предъявить.
Ведущая:
- Спасибо! Известны ли практике случаи нарушения ограничений прав собственников земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, в отношении которых были изданы акты о резервировании для муниципальных нужд? Если да, то какого рода и в нарушении каких актов о резервировании?
Григорьев Владимир Николаевич:
- С учетом того, что принимая решение о резервировании, мы не вводили никаких ограничений по строительству, реконструкции и т.д, то и нарушений соответствующего регламента не было. Что касается запрета на приватизацию, то это автоматически вводится на зарезервированных территориях в соответствии с законодательством. Поэтому если заявитель обращается за приватизацией земельного участка, который попадает в зарезервированную территорию, то ему отказывают. Нарушить этот запрет ему просто невозможно.
Ведущая:
- Вопрос - согласно ст. 31 Устава города Иванова Ивановская Городская Дума наделена исключительным правом принятия решений о резервировании земель для муниципальных нужд на территории города Иванова. В случаях, когда в решениях Ивановской Городской Думы о резервировании земель для муниципальных нужд не содержится положений об установлении конкретных ограничений прав на земельные участки собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, то как на практике восполняется этот пробел (решается эта проблема)?
Григорьев Владимир Николаевич:
- Все вопросы этого блока связаны друг с другом. С учетом того, что ни о каких ограничениях прав землепользователей в решениях Городской Думы не говорится, применяется только одно ограничение - запрет на приватизацию.
Ведущая:
- Спасибо. Еще вопрос - какие ограничения оборотоспособности земельных участков устанавливаются и контролируются на практике для тех земельных участков, в отношении которых принято решение о резервировании для муниципальных нужд?
Григорьев Владимир Николаевич:
- Собственно, я уже ответил ранее.
Ведущая:
- У нас несколько вопросов поступили сегодня утром - вопросы очень интересные - по первой теме интернет - конференции:
Как Администрация города Иваново оценивает необходимость передачи части своих полномочий по распоряжению земельными участками на территории города Иваново в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Ивановской области?
Григорьев Владимир Николаевич:
- Оценивать необходимость решения, которое принимали областные власти, я думаю не совсем корректно будет с моей стороны - не мы эти решения принимали. Оценят его через некоторое время те, кто его принимал.
Ведущая:
- С какими основными трудностями столкнулась Администрация города Иваново при передаче полномочий по выкупу земельных участков под существующими зданиями, строениями в компетенцию Департамента по управлению имуществом Ивановской области?
Григорьев Владимир Николаевич:
- Непосредственно Администрация города с какими-то трудностями не столкнулась. Возможно, с этим столкнутся те, кто обратился с заявлениями. Это предположительно. Сначала у нас было разногласие с Департаментом управления иму в отношении объектов незавершенного строительства, но в настоящий момент мы это все в ходе консультаций урегулировали. На сегодня, если кто-то хочет поставить вопрос о приватизации земельного участка под объект незавершенного строительства, ему нужно обращаться в Департамент управления имуществом, в том числе и по объектам индивидуального жилищного строительства.
Ведущая:
- По второй теме конференции - поскольку вопрос заключения договора на развитие застроенной территории законодательно урегулирован достаточно скудно (всего три статьи Градостроительного кодекса - 46.1. - 46.3.), то многие субъекты РФ и муниципальные образования устраняли пробелы в этом вопросе путем принятия, например, регламентов, порядков проведения аукционов на право заключения договора на развитие застроенной территории, а существует ли в настоящее время проект такого порядка или регламента в отношении застроенных земельных участков на территории города Иваново? Если нет, то считаете ли Вы необходимым разработать и принять такой порядок или регламент?
Григорьев Владимир Николаевич:
- Мы полагаем, что на муниципальном уровне мы не можем принять никаких дополнительных нормативных актов, регулирующих этот вопрос, потому что это не входит в компетенцию муниципалитета. Мы будем руководствоваться тем, что записано в Градостроительном Кодексе РФ. Нам представляется это достаточным.
Ведущая:
- Какие районы города Иваново в ближайшее время могут быть отнесены к застроенным территориям, в отношении которых впоследствии могут быть заключены договоры на развитие застроенных территорий?
Григорьев Владимир Николаевич:
- Вопрос очень интересный. Ряд территорий мы сейчас прорабатываем. Озвучивать раньше времени не хотелось бы. Как минимум должно быть принято решение на Комиссии по землепользованию и застройке, которая оценивает эти территории на предмет соответствия и необходимости их развития. Поэтому раньше времени не хотелось бы озвучивать. Но если говорить о критериях выбора - это те территории, на которых расположен ветхий жилой фонд. Речь не идет о пятиэтажном домостроении - так называемых "хрущевках", пока речь идет только о двух-трехэтажных домах более старой постройки, которые на сегодня являются ветхими. В скором времени мы планируем выйти на Думу с предложением предоставить под развитие несколько территорий областного центра.
Ведущая:
- Мы предоставили Владимиру Николаевичу вопросы в том виде, в котором они были присланы нам - мы не меняли ни одного слова, ни одной формулировки. Позвольте мне от имени нашей Компании поблагодарить за участие в интернет - конференции. Спасибо Вам огромное! Нам всегда приятно взаимодействовать с Владимиром Николаевичем - он неоднократный участник и Круглых столов, и мероприятий, которые проводит наша Компания.
Григорьев Владимир Николаевич:
Спасибо всем!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Интернет-конференция Первого заместителя Главы города Иванова Григорьева Владимира Николаевича "Практика и проблемы применения Закона Ивановской области от 17 июня 2008 г. N 59-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городском округе Иваново. Правовые аспекты реализации генерального плана г. Иваново, включая вопросы резервирования земель для муниципальных нужд и принятия решений о развитии застроенных территорий"
Сайт Интернет-конференции:
http://ivgoradm.ru
Организатор Интернет-конференции:
Компания "Гарант-Инфо"